Танки серии бт
Содержание:
- Основания появления нового танка
- БТ-СВ в игре
- У порога Великой Отечественной
- Примечания
- Память
- Разработка новых башен
- Сравнительные характеристики колёсно-гусеничных танков
- В массовой культуре
- Применение и оценка
- Описание конструкции
- Лиз Бурбо «Твое тело говорит: Люби себя!» – метафизические причины ваших болезней
Основания появления нового танка
В то время, считали необходимым иметь не менее пятидесяти процентов танков вооруженных трехдюймовым орудием. Помимо этого задание на проектирование предусматривало следующие изменения:
- полностью сварной корпус;
- установку мотора М-17;
- увеличение емкости баков;
- полностью сварной корпус для будущего танка БТ-7;
- улучшение обзора танка БТ-5.
По плану, к выпуску новых боевых машин завод должен преступить в четвертом квартале 1933г. Но как случалось уже не раз, суровые жизненные реалии внесли свои коррективы. Коллектив инженеров в составе Морозова, Бондаренко, Курасова, Веселовского, смогла отправить чертежи в производство только в начале 1934г. Первый образец, с корпусом из конструкционной стали 76-мм пушкой смогли построить только к Первомаю. Второй, вооруженный 45-мм пушкой закончили к седьмому ноября. Танк получил в войсковой индекс БТ-7.
Прототипы танка имели некоторые характерные черты, такие как оригинальная башня эллипсообразной формы. Данная башня не имела маски и рамки пушки. Пушка уславливалась на кронштейнах, на которых укреплен лист изогнутой формы, который заменял привычную маску пушки. Конструкция новой башни такова, что позволяла, без каких либо затруднений установить любую имеющуюся на том момент танковую пушку. В кормовой нише танковой башни монтировалась вращающаяся боеукладка на восемнадцать 76-мм выстрелов либо радиостанция. Рядом с пушкой была расположена шаровая установка для пулемета. Курсовой пулемет устанавливался рядом с водителем в корпусе танка. Боевая машина могла, укомплектована дополнительным баком для топлива емкостью в 480 литров. Моторный отсек без всяких переделок позволял установить как двигатель М-5 так и М-17.
После прохождения испытаний в июне-декабре тридцать четвертого года подвели некоторые итоги. Главным минусом конструкции оказалась новая башня, от которой решено было отказаться, ради унификации с серийной Т-26. От башни с 45-мм орудием заказчик отказался вследствие раздельной установки танкового вооружения. Курсовой пулемет в корпусе посчитали лишним и малоэффективным при наличии трех членов экипажа.
Производство БТ-7 начато в 1935г. В серию пошел танк с упрощенным корпусом, и башней от БТ-5. Государству легкий танк обходился в 98 тысяч рублей. Годовой план в 500 машин был выполнен, невзирая на перебои с поставкой брони Мариупольским заводом и двигателей Рыбинским заводом №26.
В 1936г согласно планам АБТУ, цеха харьковского завода, покинула первая пятерка танков БТ-7А, вооружекнным 76-мм ТП КТ-28. В 1937г. прошли испытания БТ-7А с установленной 76-мм ТП Л-11, а двумя годами позднее– Ф-32, применявшейся также в танке Т-34. Помимо этого выполнены опытные работы, по установке в башню БТ-7 крупнокалиберного пулемета ДК и спареного с ним ДТ. Результат военным показался многообещающим, и только недостаток крупнокалиберных пулеметов не дал появиться на свет 50 серийным танкам с исключительно пулеметным вооружением.
К нереализованным проектам на основе легкого танка можно отнести проект АММ РККА. Проект 1936 года предусматривал установку универсальной 45-мм зенитной пушки в башне Т-26 и БТ-7. Универсальная пушка являлась той же полуавтоматической пушкой с баллистикой противотанковой/танковой 45-мм пушки. Именно такими орудиями флот компенсировал недостаток зенитных автоматов.
Прошедшие на протяжении лета-осени тридцать шестого года учения показали, что БТ-7 перегружен, поэтому на колесном ходе быстро изнашивались резиновые бандажи. Еще более серьезным было то, что после трехсот – четырехсот километров пробега выходила из строя КПП. Ситуация казалась настолько серьезной что временно прекратили приемку танков. Трудность заключалась в том, что вращающий момент М-17T , был на четверть больше чем у двигателя М-5.
Вторая половина тридцать седьмого года принесла изменения в конструкцию. БТ-7 обзавелись новыми коническими башнями и улучшенными коробками передач. Помимо КПП, усилению подвергалась подвеска. Изменения не обошли и вооружение БТ-7. В кормовой нише установили пулемет ДТ, хотя впоследствии его изъяли. Часть машин оснащена зенитной турелью, пулеметом и р/с. 71-ТК-1.
Вначале БТ-7 комплектовались поручневой антенной, а затем им на смену пришли штырьевые антенны. Для ведения огня из БТ-7 в условиях недостаточной видимости, танк оборудован специальными фарами. Позднее такие фары появились на машинах первых серий. В 1938г. танк лишился резиновых бандажей ведущих колес танка. Мелкозвенчатая гусеница заменила крупнозвенчатую в 1939 году. Лобовая броня танка достигла 22 мм. Полная боевая масса БТ-7 составила 13 925 кг.
БТ-СВ в игре
Исследование и прокачка
Эта машина является премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.
Боевая эффективность
БТ-СВ, являясь переработанным БТ-7, имеет как плюсы, так и минусы в сравнении со своим предшественником. БТ-СВ оснащен несколько более толстой броней, также общая прочность машины немного больше, но всё же главное его отличие – это его форма. Бронелисты расположены под достаточно большим углом, что позволяет значительно чаще рикошетить снаряды. Но за всё приходиться платить, и, в данном случае, не только деньгами (танк акционный, и получить его возможно только в подарочном коллекционном наборе), но и другими характеристиками танка. Несмотря на меньшую массу танка и большую мощность , БТ-СВ уступает в максимальной скорости и БТ-7. Чрезвычайная неповоротливость на высокой скорости не позволит маневрировать по узким улочкам города.
Как было сказано ранее, БТ-СВ хоть и является «светляком», но качественно и долго светить на нем довольно трудно из-за плохого , и манёвренности, хотя скорость и броня позволяют делать прорывы и засвечивать разом чуть ли не всех противников
Поэтому очень важно придерживаться одной из трех классических тактик для этого класса танков:
- Прорыв на базу противника в начале боя. Эта тактика годится, когда союзная артиллерия изначально находится на удачном месте для ведения огня и не собирается менять позицию. Нельзя забывать, что БТ-СВ не проживет долго в окружении врагов, ожидая залпа артиллерии, и нужно быть уверенным, что после вашего засвета снаряды по врагам полетят незамедлительно.
- Выжидание удачного момента и быстрый прорыв через брешь вражеской обороны. Если повезет, то можно вырезать всю артиллерию противника.
- Пассивный свет. Быстрое занятие выгодных позиций и неподвижное наблюдение за передвижением врага. Не забываем о том, что при данной тактике не стоит поддаваться искушению выстрелить по проезжающему мимо врагу, т.к. вы моментально обнаружите себя не только для него, но и для всех противников.
В бою танк эффективен только с танками меньшего уровня. БТ-СВ оснащен – это улучшенное орудие БТ-7, отличающееся меньшим разбросом и лучшей скоростью сведения. Эта пушка позволяет довольно настойчиво напоминать о своем присутствие недругам, а также сбрасывать вражеские очки захвата базы, что дает неплохие шансы на получение наград “Защитник” и “Поддержка”.
- Достоинства:
- хорошая броня;
- отличная удельная ;
- высокая максимальная скорость;
- неплохое .
- Недостатки:
- плохая ;
- плохой ;
- небольшая дальность .
Оборудование, снаряжение и боекомплект
ББ55
БП24
ОФ5
- Оборудование
- Усиленные приводы наводки — позволят быстрее сводиться.
- Просветленная оптика — увеличит дальность обзора.
- Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.
- Снаряжение
Стандартный набор снаряжения: ремкомплект, аптечка и огнетушитель. Горит танк редко, поэтому огнетушитель можно заменить на ленд-лизовское масло, подкрученный регулятор оборотов или доппаек.
- Боекомплект
Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько премиумных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности.
Оценка БТ-СВ
- Воин — в умелых руках танк представляет собой грозную силу.
- Защитник — за возможность быстро вернуться на базу и сбить захват.
- Поддержка — за скорострельную пушку.
- Разведчик — за хорошую скорость.
История изменений
-
Основная статья: История изменений БТ-СВ
История изменений
- Обновление 0.6.3.8
Введён на основной сервер в качестве советского лёгкого танка 3 уровня.
- Обновление 0.9.18
Танк переработан в новом визуальном качестве.
У порога Великой Отечественной
Наличие БТ-7 в РККА на 1 июня 1941 года | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Категория | ЛВО | ПОВО | ЗОВО | КОВО | ОдВО | ЗакВО | САВО | ЗабВО | ДВФ | АрхВО | МВО | ПриВО | ОрВО | ХВО | СКВО | УрВО | СибВО | Рембазы | Склады | Всего |
БТ-7 линейный | 1 | 7 | 3 | 1 | 11 | ||||||||||||||||
2 | 214 | 307 | 198 | 557 | 78 | 370 | 186 | 171 | 24 | 3 | 2108 | ||||||||||
3 | 23 | 43 | 29 | 41 | 22 | 98 | 14 | 20 | 14 | 304 | |||||||||||
4 | 18/11 | 7/4 | 7/4 | 31/22 | 3 | 20/8 | 1 | 16/11 | 1 | 7 | 26 | 137 | |||||||||
Всего | 255/11 | 364/4 | 234/4 | 632/22 | 103 | 488/8 | 202 | 207/11 | 39 | 10 | 26 | 2560 | |||||||||
БТ-7 радио | 1 | 1 | 5 | 8 | 22 | 36 | |||||||||||||||
2 | 177 | 242 | 100 | 429 | 72 | 383 | 125 | 7 | 5 | 5 | 1545 | ||||||||||
3 | 17 | 41 | 24 | 37 | 24 | 65 | 3 | 5 | 3 | 3 | 222 | ||||||||||
4 | 2 | 12/10 | 9/3 | 16/8 | 4/2 | 21/11 | 1/1 | 1 | 12 | 78 | |||||||||||
Всего | 196 | 296/10 | 133/3 | 487/8 | 100/2 | 469/11 | 137/1 | 34 | 8 | 9 | 12 | 1881 | |||||||||
БТ-7 артиллерийский | 1 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||
2 | 9 | 17 | 24 | 9 | 20 | 3 | 1 | 83 | |||||||||||||
3 | 3 | 2 | 4 | 7 | 2 | 1 | 19 | ||||||||||||||
4 | 3 | 3 | 3/2 | 2 | 11 | ||||||||||||||||
Всего | 12 | 20 | 2 | 31 | 19/2 | 28 | 3 | 2 | 117 | ||||||||||||
БТ-7М линейный | 2 | 1 | 11* | 4 | 92 | 150 | 41 | 209 | 4** | 512 | |||||||||||
3 | 5 | 1 | 1 | 7 | |||||||||||||||||
4 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||
Всего | 1 | 11 | 4 | 97 | 152 | 41 | 211 | 4 | 521 | ||||||||||||
БТ-7М радио | 2 | 35 | 100 | 17 | 9 | 3 | 12 | 176 | |||||||||||||
3 | 1 | 4 | 5 | ||||||||||||||||||
Всего | 36 | 104 | 17 | 9 | 3 | 12 | 181 | ||||||||||||||
БТ-7 РСМК | 2 | 1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||
БТ-7 химический | 3 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
БТ-8 | 2 | 1 | 1 | 2 | |||||||||||||||||
Итого | 464/11 | 691/14 | 410/7 | 1351/30 | 372/2 | — | 50 | 976/21 | 367/1 | — | 462/11 | 66 | 19 | — | — | — | — | 38 | — | 5266 |
*Включая 10 с зенитно-пулеметной установкой П-40.
**Включая 2 с зенитно-пулеметной установкой П-40.
Что касается БТ-7М, то основная их часть поступила на вооружение моторизованных дивизий и отдельных батальонов связи механизированных корпусов первой волны формирования. Так, к началу ВОВ, из имевшихся в КОВО 201 танка, 195 были в 81-й мд и 6 — в 184-м обс 4-го мехкорпуса. 169 машин ОдВО числились в 15-й мд 2-го мехкорпуса. 3-й мехкорпус имел 11 танков, 6-й — 40, в том числе 30 — в 4-й тд, 4 — в 7-й тд и 6 — в 185-м обс. 7-й мк МВО имел в 1-й мд 205 БТ-7М и 6 — в 251-м обс. Так же эти танки имела 9-я тд САВО, которая получила батальон из 50 танков, переданный из 1-й мд. Были БТ-7М и в ВУЗах: 14 машин числились во 2-м Саратовском БТУ, 2 — в КБТКУТС, 3 — в ВАММ и один — на ЛБТКУКС. Кроме того, 2 танка находились на НИАБТ Полигоне, 5 — на рембазе № 7, 1 — на з-де № 183; местонахождение оставшихся двух танков, включая ОТ-7, пока неизвестно. Скорее всего они были на артиллерийском и химическом полигонах.
К началу Великой Отечественной войны в Оперативные войска НКВД входили: отдельная мотострелковая дивизия особого назначения, 13 (№ 1-6, 8, 10, 13 — 16) мотострелковых, 4 (№ 7, 18, 19, 21) кавалерийских и 3 ремонтных кавалерийских (№ 9, 11, 17) полка. На их вооружении состояли 188 БТ-7 и 72 БТ-7М, а также 12 Т-37 и 40 Т-38.
Согласно штату ОМСДОН имела танковый батальон — 54 БТ-7 и 12 Т-38, полки — по танковой роте из 17 БТ и 5 Т-37/38. Штатную матчасть получили только ОМСДОН и 18-й кп, другие полки были укомплектованы по-разному.
ОМСДОН имела 54 БТ и 12 Т-38, 1-й мсп — 11 и 3, 3-й — 6, 5-й — 12 и 4, 6-й, 8-й и 13-й по 11 и 3, 10-й — 15, 14-й — 8, 15-й — 10, 16 — 13 и 2, 18-й — 17 и 5, 21-й кп — 17 и 1. Распределение оставшихся 64 БТ и 16 Т-37/38 пока неизвестно.
Примечания
- ↑ Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 19. — ISBN 5-93238-079-9.
- Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919—1937. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — С. 195. — 384 с., ил. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13809-9.
- Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 24. — ISBN 5-93238-079-9.
- Васильева Л. Н., Желтов И., Чикова Г. Ф. Правда о танке Т-34. — С. 26. — ISBN 5-93238-079-9.
- Болдин, Иван Васильевич, Страницы жизни, Воениздат, 1961
- Из книги «Я дрался с самураями» (М., 2005), стр. 340 — воспоминания разведчика Григория Калачева: «… с самой лучшей стороны проявили себя не только несравненные „тридцатьчетвёрки“, но и считавшиеся давно устаревшими БТ: хотя на германском фронте „бэтэшки“ давно не применялись, их ещё довольно много осталось в дальневосточных военных округах, и они оказались отличными машинами — скоростные, неприхотливые, надёжные.»
- И. П. Шмелёв. Танки БТ. — Москва: Хоббикнига, 1993. — С. 25. — 28 с. — 50 000 экз.
Память
Памятная монета Банка России, посвящённая 150-летию со дня рождения Н. Е. Жуковского. 2 рубля, серебро, 1997 год
- Премия имени Н. Е. Жуковского за наилучшие труды по математике и механике, учреждена в 1920 году.
- На родине Н. Е. Жуковского в деревне Орехово Собинского района Владимирской области в 1937 году создан Мемориальный дом-музей Н. Е. Жуковского.
- В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и посёлке Московской области сооружены памятники учёному; создан Научно-мемориальный музей профессора Н. Е. Жуковского в Москве; реставрирован дом-музей на родине Жуковского.
- 23 апреля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Стаханово Раменского района Московской области получил статус города и название — Жуковский.
- Имя Н. Е. Жуковского присвоено:
- городу Жуковскому Московской области;
- Центральному аэрогидродинамическому институту (г. Жуковский);
- Военно-воздушной инженерной академии (г.Москва);
- Харьковскому авиационному институту;
- Омскому авиационному техникуму;
- Кафедре теоретической механики (ФН-3) МГТУ им. Н. Э. Баумана.
- Кратеру на обратной стороне Луны.
- Именем Жуковского назван проспект и микрорайон «посёлок Жуковского» в Харькове, где расположен знаменитый ХАИ, также носящий его имя.
- Лайнер Airbus A321 (VQ-BEF) авиакомпании «Аэрофлот» носит имя «Н. Жуковский».
В литературе
Издан ряд книг о Н. Е. Жуковском, в частности:
- Дружинина-Георгиевская Е. В. Человек летает. Биографическая повесть о жизни Н. Е. Жуковского. — Лениздат. — Л., 1947.
- Лейбензон Л. С. Николай Егорович Жуковский (К столетию со дня рождения). — М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1947.
- Космодемьянский А. А. Н. Е. Жуковский — отец русской авиации. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР, 1952. — (Научно-популярная библиотека солдата).
В кинематографе
- В 1950 году вышел на экраны биографический фильм «Жуковский» (в главной роли Юрий Юровский).
- В 1977 году образ Жуковского появился в фильме «Талант» (в роли Петр Глебов).
- В 1979 году Жуковский стал персонажем фильма «Поэма о крыльях» (в роли Николай Анненков).
Памятники
Памятник Н. Е. Жуковскому также находится в городе Жуковском Московской области. Памятник был установлен в 1969 году. Автор и скульптор — И. М. Тоидзе, архитектор — Б. И. Тхор. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 поставлен на государственную охрану.
Бюст Жуковскому установлен перед зданием Петровского путевого дворца на Ленинградском проспекте в Москве в 1959 году, где в то время действовала Военно-воздушная академия его имени. Автором стал Г. В. Нерода, архитектором И. А. Француз. Напротив него находится .
Бюст Н. Е. Жуковского в июне 2017 года установлен у входа в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже.
Разработка новых башен
Кроме того, второй этап танков производства завода №183 ознаменовался заменой всего состава вооружения танков и установкой на все танки радиостанций. Так, линейный танк был перевооружен 45-мм пушкой, в результате чего мог выполнять функции маневренного танка в бронекавалерийских бригадах. Основным отличием нового линейного танка от Т-23Б1 стала новая башня с пушкой 20К. По первоначальному проекту, разработанному на заводе №183 летом 1932 года, для установки новой башни предполагалось удлинить корпус танка (по сравнению с Т-23Б1) на 225 мм в сечении боевого отделения с таким расчётом, чтобы расстояния между тремя парами задних катков остались неизменными. Увеличение же расстояния между первым и вторым катками должно было улучшить управляемость на колёсном ходу. В остальном машина оставалась аналогичной Т-23Б1. Однако пришлось удлинить корпус танка именно между вторым и третьим катками, так как на переднюю пару катков резко увеличилась нагрузка, приведшая к быстрому износу бандажей. Корпус удлинили на 115 мм и установили башню увеличенного размера. Башня имела малую кормовую нишу, для размещения радиостанции. Однако удачной новую башню, выпуска Мариупольского завода, назвать было сложно. Кроме того, производство башен всё время запаздывало, и только в 1934 году благодаря подключению к этой работе Ижорского завода и фактической унификации башенной установки с Т-26 удалось перекрыть разрыв между выпуском корпусов и башен. К производству на Мариупольском заводе была принята башня Ижорского завода – поэтому все башни были идентичными.
Колесно-гусеничный танк Т-23Б2
Сравнительные характеристики колёсно-гусеничных танков
ТТХ колёсно-гусеничных танков | ||||||||
Характеристика | М.1928 «Кристи» | М.1931 (T.3) «Кристи» | БТ-2 | БТ-5 | БТ-7 (вып. 1937) | БТ-7А | ПТ-1 | Т-29 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж | ||||||||
Экипаж, чел. | 3 | 4 | 5 | |||||
Размеры | ||||||||
Боевая масса, т | 7,8 | 10,5 | 11,3 | 11,5 | 13,8 | 14,65 | 14,2 | 28,8 |
Длина корпуса, мм | 5180 | 5500 | 5660 | 7100 | 7370 | |||
Ширина корпуса, мм | 2130 | 2230 | 2290 | 2990 | 3220 | |||
Высота, мм | 1830 | 2280 | 2200 | 2250 | 2420 | 2450 | 2690 | 2820 |
Клиренс, мм | 450 | 360 | 350 | 400 | 390 | 425 | 500 | |
Вооружение | ||||||||
Калибр пушки, мм | 37 | 45 | 76,2 | |||||
Длина ствола, калибров | 45 | 46 | 16,5 | |||||
Боекомплект, выстрелов | 126 | 92 | 72 (115 — без радиостанции) | 132 (172 — без радиостанции) | 188 | 88 | 67 | |
Пулемёты, количество | 2 | 1 | 1 + 1 зенитный | 4 | 5 | |||
Пулемёты, калибр мм | 7,62 | |||||||
Боекомплект | 3000 | 2709 | 2394 | 3402 | 6930 | |||
Бронирование, мм | ||||||||
Лоб корпуса | 12,7 | 13 | 22 | 20 | 10 | 30 | ||
Борт корпуса | 16 | 13 | 10 | 13 | 10 | 20 | ||
Корма | 16 | 10 | 20 | 13 | 10 | 30 | ||
Башня | 16 | 13 | 15 | 10 | 30 | |||
Дно | 10 | 6 | ||||||
Крыша | 6 | 5 | 8 | |||||
Подвижность и проходимость | ||||||||
Двигатель | «Либерти»338 л. с. | М-5400 л. с. | М-17Т450 л. с. | В-2500 л. с. | М-17Ф500 л. с. | |||
Ёмкость топливных баков, л | 132 | 337 | 360 | 650 | 580 | 400 | 660 | |
Максимальная скорость по шоссе на колёсах, км/ч | 112 | 75 | 72 | 86 | 90 | 57 | ||
Максимальная скорость по шоссе на гусеницах, км/ч | 68 | 44 | 52 | 62 | 55 | |||
Запас хода по шоссе на колёсах, км | 185 | 240 | 300 | 200 | 500 | 900 | 230 | 328 |
Запас хода по шоссе на гусеницах, км | 120 | 240 | 200 | 120 | 230 | 400 | 183 | 230 |
В массовой культуре
Памятник БТ-7. 2013 год
Подбитый БT-7. 1941
Памятник БT-7. 2017 год
- Из стихотворения «Танк»:
…
Когда бы монумент велели мне
Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,
Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами пустыми;
Я выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных,-
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.
На постамент взобравшись высоко,
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.
Константин Симонов. 1939. Халхин-Гол.
БТ-7 в компьютерных играх
- в игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory»;
- в игре Sid Meier’s Civilization V в пользовательских модификациях
- в игре «War Thunder»
- в модификации «Освобождение 1941—45» (Liberation mod) для Operation Flashpoint: Resistance;
- в модификациях к серии игр «В тылу врага»;
- в стратегии реального времени «Close Combat III: The Russian Front» (англ.) и её ремейке «Close Combat: Cross of Iron» (англ.);
- в стратегиях «Блицкриг» и «Блицкриг 2»;
- в стратегии реального времени «Вторая мировая»;
- в игре World of Tanks;
- в ММО-игре для Android-плаформ «World of Tanks Blitz», как лёгкий танк 3-го уровня;
- в многопользовательской онлайн-игре Heroes and Generals;
Применение и оценка
БТ прошли славный боевой путь, приняв участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года. БТ повоевали и в Испании, где показали полное превосходство над немецкими и итальянскими танками (точнее — пулемётными танкетками). Они отлично показали себя в столкновениях с японцами, продемонстрировав отличные качества для нанесения глубоких и охватывающих ударов (в соответствии с теорией глубокой операции).
45-мм пушки гарантированно поражали любую бронетехнику того времени. Броня БТ надёжно защищала от пуль и осколков, но при столкновении с войсками, насыщенными ПТО (как, например, в Финляндии), начинались проблемы. Мало того, что БТ не выдерживали попадания бронебойных снарядов, машины оказались ещё и легковоспламеняющимися из-за установленных вдоль бортов БТ бензобаков с целью увеличения запаса хода. При попадании снаряда в борт, возгорание было почти неизбежно.
Тем не менее, танк доказал свои высокие боевые качества, а гибель машины от огня ПТО считалась тогда неизбежным злом.
БТ по достоинству оценили англичане. После посещения Киевских манёвров 1936 года, в которых приняли участие сотни танков БТ, английское военное ведомство приобрело у Кристи один танк его конструкции. На его основе создан танк A13, который (в разных вариантах) стал основой английских танковых сил. Развитием A13 стали знаменитые английские танки «Кромвель» и «Крусейдер».
Подбитый в боях с немцами БТ-7
БТ активно применялись и в начале Великой Отечественной войны. По своим боевым качествам они наголову превосходили немецкие лёгкие танки Pz-I и Pz-II. При сравнении с Pz-III, Pz-IV, 38(t) и 35(t) видно, что БТ превосходят их по мощностным характеристикам. А. Б. Широкорад в книге «Танковая война на восточном фронте» отмечает, правда, что Pz-III на полигоне 1939 года оказалась неприятным сюрпризом для советских инженеров и военных. Германский танк при меньшей удельной мощности развивал равноценную с БТ скорость; а его цементированная броня оказалась крепким орешком для «мягких» советских снарядов. Танки БТ по огневой мощности были сравнимы с Pz-III (37- или 50-мм орудие), в то время как Pz-IV вообще не предназначался для борьбы с бронетехникой (до 1942 года эти танки вооружались короткоствольным 75-мм орудием). Но на дистанции действительного огня и БТ, и немецкие танки могли поражать друг друга — броня на всех была тонкая. И здесь против БТ работала его «слепота», вообще характерная для советских танков того времени. Отсутствие командирской башенки не позволяло командиру наблюдать за полем боя. То, что командир совмещал функции наводчика, также не повышало боеспособность танка. Вопреки навязанному литературой мнению танки БТ были достаточно сильно вооружены. Танковая пушка калибра 45 мм появилась в результате глубокой переделки купленного в 1930 году у фирмы Рейнметалл 37 мм противотанкового орудия, состоявшего на момент 22 июня 1941 года на вооружении Вермахта. Результатом переделки стал тяжёлый осколочно-фугасный снаряд, которым не мог похвастать прототип, и незначительное увеличение бронепробиваемости. Плохая оптика не позволяла в полной мере использовать возможности артсистемы, но. даже «Пантера» T-V имела проекции, поражаемые «сорокопяткой». (А. Б. Широкорад «Энциклопедия отечественной артиллерии»)
Иван Васильевич Болдин вспоминает в своих мемуарах, как три танка БТ, с боеприпасами, но без горючего, подкараулили колонну немецких танков, и нанесли ей значительные потери. Таким образом, танки БТ, при грамотном использовании, тогда ещё являлись вполне эффективным оружием.
Судя по всему, причины массовой гибели БТ в начале войны стоит искать не в конструктивных недостатках машины, а в общем ходе боевых действий. Неисправные БТ бросались при отступлении, подбитые машины невозможно было восстановить, танковые подразделения не получали боеприпасов и ГСМ. В таких обстоятельствах массово гибли не только БТ, но и Т-34 и КВ. В ходе тяжёлых боёв 1941 — начала 1942 БТ были почти полностью истреблены. К середине 1942 года о них уже нет никаких упоминаний.
Брошенные и подбитые БТ охотно восстанавливались противником. Финны, кроме того, выпустили небольшую серию 114-мм САУ на шасси БТ-7 (BT-42).
Последний раз БТ пошли в бой в ходе Советско-японской войны в 1945 году. На Дальнем Востоке к тому времени сохранилось некоторое количество этих танков и они показали себя эффективными при разгроме Квантунской группировки.
Описание конструкции
А-20 имел полностью сварной корпус из гомогенной брони. Толщина листов корпуса колебалась от 10 до 20 мм, причем верхний лобовой лист располагался под углом 54°.
В сварной башне, конструктивно подобной башне БТ-7 образца 1937 года, но несколько больше по размеру (диаметр погона в свету увеличен на 75 мм), располагалась 45-мм танковая пушка образца 1932/38 годов (20-К) и спаренный с нею пулемёт ДТ. Второй пулемёт ДТ располагается в шаровой установке в лобовом листе корпуса, справа от люка механика-водителя.
Ряд узлов и агрегатов БТ-20 позаимствовали от БТ-7. Кое-что частично переработали, другое разработали заново.
На танк предполагалось установить короткоствольную 76 мм пушку Л-11, так как погона для нее хватало, но проект был свернут, из-за установки этих пушек на Т-34.
Привод колёсного хода осуществлялся на 6 колёс, так же как у танка БТ-ИС. Ширина гусеницы при том же, что у БТ-7, диаметре опорных катков была увеличена до 400 мм. Масса танка возросла до 18 тонн.