Наши танки не только быстрые

Модификации танка

Вторая модернизация Т-72Б

За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2020 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

Галерея

Боевые танки России – общее положение

Большая часть все еще эксплуатируемых сегодня ВС России основных
боевых танков (ОБТ) принята на вооружение в 1970-х гг. и сегодня (арифметически
около 45 лет) всё еще остается в эксплуатации. Даже если бы все модели за этот
период модернизировали несколько раз, то сегодня машины, в особенности
старые  (Т-72 и Т-80), не соответствуют
текущим стандартам боевой эффективности.

Поскольку по разным причинам это поколение машин в обозримом
будущем не будет заменено новыми образцами (полностью), решение о проведении комплексной
и масштабной программы повышения их боевой ценности (Kampfwertsteigerungsprogramm, KWS-programm) было принято правильно.
Таким образом, эта бронетехника  останется
в эксплуатации в течение еще 15 лет.

Новейший боевой танк Росси Т-14 «Армата»

Ношение катаны

Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.

Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.

Танк Т 72Б3 характеристики:

Классификация основной боевой танк
Боевая масса, т 46
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
История
Производитель Уралвагонзавод
Размеры
Длина корпуса, мм 6860
Длина с пушкой вперёд, мм 9530
Высота, мм 2226
Клиренс, мм 490
Бронирование
Тип брони комбинированная многослойная
Динамическая защита ВДЗ «Контакт-5»
Вооружение
Калибр и марка пушки 125-мм 2А46М-5
Тип пушки гладкоствольная
Прицелы многоканальный прицел наводчика (ПНМ) «Сосна-У»; запасной прицел наводчика: 1А40-1; прицел командира: ТКН-3МК с системой «Дубль».
Пулемёты 1 × 12,7-мм НСВ 1 × 7,62-мм ПКТМ
Подвижность
Тип двигателя

В-84-1

В-92С2Ф

Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 65
Скорость по пересечённой местности, км/ч 35-45
Запас хода по шоссе, км 500
Запас хода по пересечённой местности, км 400
Удельная мощность, л. с./т 18,3
Тип подвески торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,9
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемый брод, м 1,2

Проще говоря танк отвечает всем требованиям классификации основной боевой танк.

Кто смототрел танковый биатлон, наверное знают что данные танки показывают себя не плохо, а главное наши старички утирают носы Китайцам, плохо что американцев нет. Но на танковом биатлоне используется «танк» танк с двигателем мощностью 1130 л.с., на котором также используется панорамный тепловизер для командира, автомат переключения передачи, система речевого предупреждения критической работы узлов танка.

Модернизированный танк Т 72Б3 цена вопроса.

Помните я просил запомнить сумму модернизации танка она была 78.9 млн рублей. И если учитывать что модернизация была выполнена частично и не было установлено около 30% заявленного в техническом задании, то цена вопроса была бы гораздо больше чем выше упомянутая цифра.

Российская армия выделила на модернизацию 2 525 984 345,88 рублей! И проведя совсем не хитрые вычисления, мы узнаем что модернизации подлежит 32 танка.

А теперь вопрос не проще оставить деньги на потом, имеется ввиду когда «Армата» выпустится в производство и купить 10 танков которые будут эффективнее и лучше чем затея с реставрацией морально устаревшего оружия.

Боевое применение

Внешние видеофайлы
  • В ноябре 2014 года компания Armament Research Services, основываясь на фотографиях телеканала «» и видеосюжете программы «Вести», опубликовала отчёт об использовании Т-72Б3 в вооружённом конфликте на востоке Украины на стороне самопровозглашённых республик.
    • В мае 2015 года Bellingcat также опубликовал отчёт об использовании Т-72Б3 в вооружённом конфликте на стороне повстанцев.
    • В июне 2016 года The National Interest заявил, что Т-72Б3 «несомненно» был доставлен из РФ на территорию Украины
  • Весной 2017 года появились свидетельства использования Т-72Б3 Сирийской арабской армией.
  • Летом 2018 года замечены в боевых порядках сирийской армии в районе Голанских высот, граничащем с Израилем.

Основной калибр

До сих пор официальные источники пишут, что на модернизированную версию ставится пушка 2А46М или 2А46М-5. Остается надеяться, что в базе будут ставить именно последний вариант. Это орудие — не что иное, как глубокая модернизация прекрасно себя зарекомендовавшей модели Д-81ТМ (2А46М). При этом была значительно повышена жесткость самой конструкции, что обеспечивает лучшую точность. Кроме того, при ее изготовлении намного жестче ОТК, что обеспечивает поступление только тех орудий, разность толщины стенок которых не превышает 0,4 мм.

Цапфенные обоймы отныне крепятся обратным клином. Опора откатных частей размещается в задней части люльки, горловину которой увеличили на 160 мм. Сама она при этом также стала намного жестче. Направляющие для люльки имеют форму призмы. Все это позволило снизить рассеивание при стрельбе сразу на 15%. При стрельбе сходу разброс снарядов снизился почти в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Т-72Б3, ТТХ которого мы рассматриваем, может намного точнее и быстрее поражать все доступные цели.

Предусмотрено крепление отражателя для учета степени изгиба ствола. Полученные данные передаются на место наводчика в изначально цифровом виде, что опять-таки обеспечивает лучшую точность стрельбы, нивелирует последствия различных помех, которые неизбежно возникают в процессе боевой эксплуатации машины. Следует отметить, что все эти сведения напрямую идут в баллистический вычислитель. Этот прибор значительно облегчает работу наводчика и позволяет ему быстрее навести пушку на выбранную цель.

Экскурс в историю создания танка

Танк Т-72

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Силовая установка и трансмиссия

В-84-1 был оставлен на месте. Конечно, привыкших к Т-80 танкистов «убивают» все дизели, но этот мотор действительно хорош. В-84 очень надежен и проверен боевой эксплуатацией. В действующих частях полно специалистов, которые прекрасно знают этот мотор. В-92, который изначально предполагалось ставить, еще нуждается в разносторонних испытаниях. Так как силовая установка осталась прежней, то и трансмиссия изменениям никаким не подверглась. БКП не подвергалась усилению, число пар трения в элементах фрикциона не увеличивали. Так что двигатель и трансмиссия остались практически теми же.

Танк Т-80 БВМ (объект 219 РВМ)

Реактивация ОБТ типа Т-80Б и инициирование программы
модернизации этой модели удивило многих западных наблюдателей. Поскольку еще в
2011 г. Министерство обороны России объявило, что для дальнейшего развития боевых
танков России будут рассматриваться только дизельные модели Т-72 и Т-90. Из-за
высоких эксплуатационных расходов танк T-80Б/T-80У постепенно бы выводился из
эксплуатации, производство в Омске оставило бы только экспортные заказы.

Однако, в 2016 г. появилось неожиданное объявление о том,
что определенная часть из около 3,5 тыс. законсервированных ОБТ Т-80Б снимут с
хранения и подвергнут комплексной программе модернизации. Первые машины версии,
обозначенной как T-80БВМ, появились в Ленинградской области уже в 2017 г.

Боевой танк России T-80БВМ

На Т-80БВМ сохранена прежняя 125 мм гладкоствольная пушка 2
A46M 4. Оружие позволяет осуществлять пуск управляемой ракеты 9М119М «Инвар»
с тандемной кумулятивной боевой частью. Подобно Т-72Б3, этот танк также
получает новую систему управления огнем с аппаратом сопровождения цели и цифровым
 вычислителем. Наводчик также
дополнительно получил новый прицел «Сосна-У» с французским
тепловизором. Аналогичным образом в механизм заряжания внесены изменения,
позволяющие вести огонь современными подкалиберными боеприпасами с удлиненным
сердечником. Кроме того, установлена новая радиостанция Р-168-25 У-2.

Радиостанция Р-168-25 У-2

Особенности трансмиссии

В прошлом ОБТ T-80Б являлся лучшим моторизированным
российских танком
со специфической удельной мощностью двигателя (20 кВт/т, или
27 л.с./т). Благодаря чему, машина демонстрировала наилучшие показатели
ускорения и развивала максимальную скорость около 80 км/ч. Причина была в
установке газовой турбины с мощностью в 1000 кВт/1360 л.с., позднее 1250 кВт/1700
л.с., выше среднего для российских условий.

Обратной стороной медали, ожидаемо, стал значительный расход
топлива, тем более что, газовая турбина не имела теплообменника. При движении
по дороге расход топлива достигал не менее 750 л на 100 км. Расход газовой
турбины на холостом ходу был около 50 кг/час. Тут подразумевается использование
современной газовой турбиной GTD 1250 TF с цифровым управлением, при котором  расход значительно снижен.

Кроме того, были предприняты меры по обеспечению уверенного
пуска газовой турбины вплоть до температуры минус 50 градусов. В связи с этим, танки
Т-80БВМ должны дислоцироваться преимущественно в холодных/арктических регионах:
в районе Мурманска, в Сибири и в дальневосточных областях, вдоль Амура.

У машины сохранена старая чугунная башня, хотя она не
является оптимальной для установки специальных элементов брони. Защиту ОБТ
T-80БВМ должны улучшить элементы динамической брони типа «Реликт».
Боевой вес снова вырос до 46,5 т.

Описание

Модернизация Т-72Б до уровня Т-72Б3 стоит 52 000 000 рублей в ценах 2013 года, из которых 30 млн руб. уходит на капитальный ремонт танка, оставшаяся сумма тратится на приобретение новых приборов, выбранных заказчиком.

Объём отделения управления — 2 м³, боевого отделения — 5,9 м³, моторно-трансмиссионного отделения — 3,1 м³; итого забронированный объём 11 м³.

Средства наблюдения и связи

Прицел «Сосна-У»

На танк установлен многоканальный прицел ПНМ «Сосна-У», разработанный белорусским предприятием ОАО «Пеленг» и выпускающийся вологодским АО «ВОМЗ», в состав которого входит автомат сопровождения цели (АСЦ) и тепловизионный канал с камерой Thales Catherine. В СУО оставлен прицел ТПД-К1 комплекса 1А40 с танка Т-72Б. Прицел командира танка — ТКН-3МК, представляющий собой модернизацию советского прицела ТКН-3 с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения. Механик водитель получил ночной бинокулярный прибор наблюдения ТВН-5.

Система связи состоит из радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». В её состав включены 2 приемопередатчика. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь. Производится Рязанским радиозаводом с 2005 года.

Ходовая и двигатель

Гусеничные траки, традиционные для семейства Т-72, заменены на новые с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения ресурса. В танк устанавливаются прошедшие капитальный ремонт четырёхтактные V-образные 12-цилиндровые многотопливные дизельные двигатели с жидкостным охлаждением В-84-1 мощностью 840 л. с., обеспечивающие удельную мощность в 18,88 л. с./т..

В 2017 году на модернизированные Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» танки Т-72Б3 начали устанавливать двигатель В-92С2Ф в паре с автоматизированной коробкой переключения передач, позволившей существенно повысить скорость заднего хода..

Вооружение

Орудие представляет собой 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Благодаря модернизации АЗ, появилась возможность использовать новые «удлиненные» бронебойные подкалиберные снаряды типа «Свинец-1/2». Установлен метеодатчик и современный баллистический вычислитель, усовершенствован стабилизатор вооружения, введён автомат сопровождения цели (АСЦ), вследствие чего точность ведения огня значительно выросла по сравнению с базовой моделью. Зенитная пулемётная установка открытого типа осталась без изменений.

Внешние видеофайлы

Броня

Первая модернизированная версия Т-72А

Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из сходящихся клином двух плит с комбинированным бронированием. Верхняя плита включает 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и внутреннего стального слоя толщиной в 20 мм. Нижняя плита — катаная гомогенная броневая сталь в 85 мм.

Приведенная комбинированная защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта — 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Последняя отделяется от боевого отделения броневой перегородкой.

Достоинства и недостатки

Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя

Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

Танк Т-90М (объект 188 М)

Из тройки рассматриваемых здесь моделей боевых танков России
Т-90 имеет наименьшее время эксплуатации. Он поступил в войска в 1993 г. и,
таким образом, используется максимум 26 лет. Из-за относительно высоких
производственных затрат с начала 1990-х гг. для ВС России произведено только от
350 до 400 ОБТ Т-90. В принципе, Т-90 по многим показателям базируется на модели
Т-72. Прототип самой современной версии 1989 г. имел обозначение Т-72БУ. По
маркетинговым соображениям и в силу отсутствия успеха Т-72 во второй войне в
Персидском заливе машину переименовали в Т-90.

Боевой танк Т-90М «Прорыв-3»

Новая версия Т-90М «Прорыв-3» также получила
современную 125 мм гладкоствольную пушку 2 А46М-5, которая выдерживает гораздо
более высокое давление газов. Из орудия возможен пуск управляемой ракеты
«Инвар». От танка Т-14  также
взята современная система управления огнем «Калина» с цифровым
вычислителем и аппаратом сопровождения цели.

По-видимому, для Т-90М разработана новая оружейная станция с
дистанционным управлением, которая объединена с панорамным перископом
командира. Аналогичное решение применено и в ОБТ Т-14, однако на Т-90М намного
эффективнее используется 12,7 мм пулемет «Корд». На некоторых снимках
явно распознается вытянутый хвост башни в версии Т-90М. Возможно это потому,
что танк получил новую сварную башню, в задней части которой может быть
размещена часть боекомплекта.

Мобильность и защищенность

Для улучшения мобильности использовавшийся до сих пор
двигатель W92 S2 (698 кВт/949 л.с.) заменен
более мощной моделью W92
S2F (830 кВт/1128 л.с.). На снимках в
передней части башни видны два лазерных датчика, известные по системе защиты
«Штора-1». По бокам башни за дополнительной броней с каждой стороне
расположены пусковые установки дымовых гранат системы «Туча». В
некоторых сообщениях речь идет о том, что версии Т-90М должна получить
некоторые элементы комплекса активной защиты «Афганит» (установлен на
танке Т-14). На имеющихся фотографиях, однако, таких элементов пока не обнаружено.

Лазерный датчик системы «Штора-1»

Защищенность улучшена за счет использования современной динамической
брони
типа «Реликт». С той же целью в башенной зона с разных сторон установлено
сетчатое бронирование от переносного противотанкового оружия. Кроме того, для
того же боковая и задняя части шасси прикрыты дистанционной пластинчатой броней
(типа Slat-Armor). Улучшение защищенности также привело к увеличению
боевого веса Т-90М до 46,5 т.

В ходе модернизации основного боевого танка Т-90 не сделан
решающий шаг к значительному снижение уязвимости: хранение боеприпасов
основного оружия в автоматическом аппарате заряжания локализовано в башне. Вместе
с тем, в прошлом уже имели место несколько разработок, которые даже дошли до
стадии прототипа.

Так, в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе была разработана и
испытана так называемая башня «Бурлак». А в Омске новая башня испытывалась
на демонстраторе «Черный орел» (объект 640). Причинами отказа от этих
разработок могут быть большой вес, высокая сложность и в результате системные
технические недостатки, а также высокая стоимость.

Объект 640 «Черный орел»

Т-90

Тогда как выпуск Т-72 и Т-80 давно прекращён, Т-90 продолжает строиться серийно. Сохранить производство «Уралвагонзаводу» (УВЗ) помогли многочисленные зарубежные заказы — как на поставку конечной продукции, так и технические комплекты для последующей сборки на мощностях иностранных фирм. Танки этого семейства с 2005 года по лицензии собираются на казённом предприятии Heavy Vehicles Factory (HVF) в городе Авади, штат Тамил Наду, Индия. Намерение организовать у себя лицензионный выпуск выразили Египет и Алжир.

Первоначальный Т-90 представлял дальнейшее развитие Т-72Б, главное отличие — автоматизированная система управления огнём, стрельба в движении управляемой ракетой 9К119 «Рефлекс». Зарубежные источники пишут, что в 1992-2011 гг. российская армия получила до четырёхсот подобных машин. Согласно сообщениям СМИ, МО РФ приняло решение довести все ранее приобретённые танки до уровня характеристик В частности, они получат дополнительные защитные экраны, а комплекты динамической защиты «Афганит» и «Малахит» сделают их более стойкими к средствам поражения противника. Словом, наша армия будет получать как Т-90М полностью новой постройки, так и полученные путём переделки из уже построенных машин ранних модификаций.

Фото автора
Т-90М принимает участие в динамическом показе на полигоне «Алабино».

Большое влияние на развитие «уральской линии» бронетехники оказали иностранные заказчики, прежде всего Индия. Двадцать лет тому назад наш традиционный партнёр по военно-техническому сотрудничеству принял принципиальное решение поставить Т-90 на вооружение в качестве основного боевого танка. При этом заказчик попросил доработать исходный вариант под собственные специфические требования. Необходимо было удалить систему активной защиты «Штора-1», установить климат-контроль и  ряд французских систем, включая тепловизор Thales Catherine-FC.

Реагируя на запросы Дели, российские конструкторы предложили «изделие 188С» с мотором В-92С2. Этот дизельный двигатель создан на основе оригинального В-84МС путём добавления турбокомпрессора. В результате мощность увеличилась с 840 до 1.000 л.с. В дальнейшем машина получила обозначение Т-90С и собственное индийское имя «Bheeshma». Рамочное соглашение по ней подписали в 2001 году, которое с тех пор последовательно претворяется в жизнь путём подписания дополнений. Сегодня число Т-90С в индийском арсенале приближается к двум тысячам.

Когда в 2015 году встал вопрос об очередном улучшении серийного танка, УВЗ предложил Индии экспортный вариант новейшего Т-90М «Прорыв-3». Через пару лет правительство в Дели одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС. Внешне он отличается башней с большим «ящиком» для снарядов, а также иным боевым башенным модулем и доработанной системой автоматического заряжания гладкоствольного оружия 2А46М-4 калибра 125 мм (или более современным 2A82-1M). Кроме того, танк вооружён парой пулемётов: НСВ «Утёс» калибра 12,7 мм и ПКТМ 7,62 мм. Вместо КДЗ «Контакт-5» используется «Реликт», а активную защиту обеспечивает система «Арена-М». Система управления огнём — «Калина». Рост массы до 47 тонн компенсируется установкой двигателя В-92С2Ф мощностью 1.130 л.с.

Фото автора
Правительство Индии одобрило запрос военного ведомства на закупку 464 танков Т-90МС.

Установочная партия Т-90М прошла испытания в войсках. Впервые на форуме «Армия» он демонстрировался в 2018 году вместе с Т-80БВМ: на полигоне «Алабино» два опытных танка уверенно поразили все цели огнём из 125-мм орудий. Равно как и Т-80БВМ, новый вариант Т-90 значительно отличается от предшественника внешним видом. Во-первых, изменена конструкция башни и корпуса. Во-вторых, на танке появились решётчатые экраны как часть внедрённых мероприятий по повышению защищённости танка. Встроенные средства диагностики обеспечивают лучшие ресурсные показатели. Применение радиопоглощающего покрытия уменьшает заметность танка радиолокационными средствами противника.

Важно подчеркнуть, что разработка обновлённых вариантов давно находящихся на эксплуатации базовых Т-72, Т-80 и Т-90 шла с учётом опыта, приобретённого в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики

При их модернизации принимались во внимание и новые требования к бронированным машинам, в свете их возможного участия в боевых действиях с высокотехнологичным противником

Отрицательные моменты

Сам этот прицел в наших войсках знают уже давно, причем он заслужил немало положительных отзывов. Вот только тепловизор изготовлен на базе французской камеры Catherine-FC, выпуском которой занимается компания Tomcon-CSF. Как можно оснащать ОБТ Т-72Б3 «Буревестник» комплектующими из страны, чья политическая воля подобна флюгеру под сильным ветром? О сегодняшнем положении нет точных сведений, но в 2014 году французские комплектующие продолжали поступать… Саму модернизацию приборов для наводчика выполнили весьма… скажем так, конструкторы постарались максимально сэкономить:

  • Вытащили хорошо зарекомендовавший себя прицел ППН 1К-13-49 (который ранее являлся комплектующим КУВ 9К120 «Свирь»).
  • Поставили на освободившееся место «Сосну».

Минусов у столь странного подхода много, причем все они серьезные:

  • Линия прицеливания и линия канала ствола сильно смещены по отношению к самому прицелу, что в полевых условиях крайне затрудняет нормальную наводку орудия на цель.
  • Очевидно, что никто не подумал о работе наводчика, которому стало еще более неудобно пользоваться прицелом. Танкисты говорят, что для нормального использования «Сосны» приходится сильно «косить» на левую сторону, попутно выгибая спину.
  • Видеосмотровое устройство наводчика расположили «на авось», отчего в войсках постоянно требуются новые: танкист попросту разбивает его левым ботинком при посадке в машину.
  • Напоследок – самое «вкусное». Внешний оптический блок закрыт… добротной металлической крышкой, которая привинчивается (!) сразу четырьмя болтами.

современных танках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector