Су-57 — истребитель, меняющий реальность

Содержание

Преимущества и компетенции

Полёты на сверхзвуке

В эксклюзивном интервью RT российские военные лётчики назвали Су-57 единственным в мире самолётом пятого поколения, способным применять ракетное вооружение на любой скорости и высоте. Этого качества лишён, в частности, американский истребитель-бомбардировщик F-35 Lightning II, который считается основным зарубежным конкурентом отечественной машины.

Как отметил лётчик, в режиме форсажа (характеризуется высоким расходом топлива) Су-57 способен разгоняться до 2,45 Маха, при бесфорсажном полёте — до 2 Махов, то есть в два раза больше скорости звука. При этом F-35 имеет массу ограничений при полётах на сверхзвуке.

Также по теме

Технические неполадки: в США рассказали о проблемах в работе одной из систем истребителя F-35

В Счётной палате США заявили о серьёзных проблемах в системе ALIS, которая помогает проводить диагностику и обеспечивать…

В частности, как сообщало американское издание Defense News, при полёте на сверхзвуковых скоростях на экстремально больших высотах у версий B и С истребителя F-35 могут разрушиться хвостовые антенны, киль, а также повредиться радиопоглощающее покрытие.

«Американцы не смогли пока достичь того, чтобы их самолёт (F-35. — RT) смог разогнаться на более чем 1,4 числа Маха и спокойно летать на таких скоростях, то есть в полном объёме выполнять номинально возложенные на него боевые задачи

В этом крайне важном компоненте Су-57, безусловно, превосходит F-35», — констатировал Руссанов

Как говорит лётчик, скоростной лимит американского самолёта не вписывается в доминирующую в наши дни концепцию воздушного боя. Она подразумевает оперативное обнаружение противника на дальних подступах, атаку с максимально допустимой дистанции и последующий уход из зоны поражения. Скоростные качества выступают одним из ключевых факторов успеха в таком бою. Они позволяют самолёту быстрее выходить на рубеж обнаружения цели и пуска ракеты, а также совершать оборонительные манёвры. Подобные задачи Су-57 способен выполнять эффективнее F-35. 

По словам Руссанова, боевое соприкосновение двух современных самолётов на ближней дистанции и в зоне видимости исключать нельзя, но такой вариант развития событий маловероятен с учётом нынешнего уровня развития ракетного вооружения, авионики и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). 

Ещё одно достоинство Су-57 в сравнении с американскими аналогами заключается в более высокой боевой нагрузке. Российский самолёт может поднять в воздух 10 тонн боеприпасов, F-35 — чуть более 8 тонн.

Кроме того, применение оружия на отечественной машине происходит практически незаметно для средств обнаружения противника. Такой эффект достигается с помощью особых геометрических конструкций и композитных материалов, из которых изготовлена пусковая установка. Она используется для применения ракет малой дальности. Пуск ракет средней и большой дальности, по словам Руссанова, происходит посредством специальной катапульты.

«Колоссальным преимуществом Су-57 является угол обзора бортовой радиолокационной станции. Он позволяет более безопасно применять ракеты с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН)», — сказал Руссанов.

Как пояснил собеседник RT, во всех самолётах пилот должен направлять ракету с радиолокационной ГСН на цель с помощью луча радара. Но в таком случае он теряет возможность совершать какие-либо манёвры.

Лётчик Су-57 также должен вести ракету, однако уникальная радиолокационная станция позволяет ему отклоняться от линии пуска на десятки градусов. Такой возможности F-35, по словам Руссанова, лишён и потому вынужден оставаться в зоне гипотетического поражения до завершения полёта ракеты.

Расстояние

Хитрые индийцы, возможно, перехитрили самих себя

На самом деле позиция Индии по выходу из совместной с Россией программы строительства истребителя пятого поколения FGFA связана с долгосрочной переговорной стратегией Нью-Дели по подписанию оружейного контракта с Москвой.

Дело в том, что договор предусматривал совместное финансирование и разработку новой машины на основе Су-57. Причём на момент подписания российский истребитель оснащался силовой установкой АЛ-41Ф1 («изделие 117»). Предполагалось, что со временем будет разработан принципиально новый тип двигателя — «изделие 30», который и обозначит после запуска в серию окончательный успех нашего военного авиапрома, построившего самолёт, не имеющий аналогов в мире.

Конечно, разработка перспективной военной техники стоит весьма серьёзных средств. Напомню, что 10 лет назад, наблюдая за полётом первого поднявшегося в воздух прототипа Су-57, Владимир Путин сообщил, что его разработка обошлась России в 30 миллиардов рублей, причём, по словам главнокомандующего, столько же ещё предстояло потратить на доводку изделия.

ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Россия и Индия реализуют проект по созданию истребителя пятого поколения (FGFA).

Что ж, подобная логика, возможно, и помогла нашим друзьям сэкономить деньги, но зато лишила их передачи уникального российского ноу-хау, а также права на производство и на копирайт. Да и закупочная цена теперь может стать для них немного другой.

F-35 недоделанный за много лет в деле

Тема про недостатки F-35 стала уже настолько известной, что нет даже надобности повторять многочисленные анализы военных экспертов. Достаточно сказать, что F-35 на сегодня совершенно официально имеет более 250 замечаний, которые будут выдвинуты комиссией Конгресса США по поводу серийного борта, то есть — того, который в данное время летает.

Американский самолет F-35

Изначально он замысливался как совершенно универсальный «солдат», как машина, которая способна выполнять истребительную работу и параллельно — ударную — при помощи своего ракетного и другого вооружения поражать объекты на поверхности. И так далее.

Экспортная версия

Для поставки в Индию, а в перспективе возможно и в другие страны, была создана экспортная модификация самолета Су-57, получившая название FGFA. ОАК и индийская компания HAL подписали договор о совместном создании и производстве истребителя 5-го поколения. По условиям соглашения, индийская сторона будет заниматься разработкой бортового ПК, навигационной системы, системы самозащиты и информационных дисплеев. Все остальные работы на себя берет фирма «Сухой». Доля HAL в проекте оценивается минимум в 25%. Предположительно, версия истребителя, созданная совместными усилиями РФ и Индии, будет поставляться на экспорт. Конечно же, технические характеристики истребителя Су-57, созданного для продажи, будут отличаться от моделей, поступающих на вооружение РФ. Ориентировочная цена такого самолета составит 100 млн долларов США.

Су-57 или тайна за семью печатями

Совершивший свой первый демонстрационный 45-минутный полёт 10 лет назад Су-57 до сих пор, во многом, остаётся загадкой, так как точная информация о нём строго засекречена. Тем не менее в 2019 г. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) уже начала производство новейшей боевой машины для комплектации строевых полков ВВС России. Соответствующий контракт на поставку 76 единиц был подписан в мае 2019 г.

Возможности, заложенные в новое детище Сухого, восхищают всех более или менее причастных к авиационной тематике. Причём машина получила высокую оценку не только в России, но и за рубежом.

Однако все перспективные возможности самолёта, а также уже освещённые нашим еженедельником замечательные характеристики этого аппарата не дают ответа на вопрос, почему именно сейчас США решили обратить внимание на особую угрозу, которую, с точки зрения Пентагона, несёт им наша крылатая техника. Скорее всего, паническая атака у звёздно-полосатых генералов связана сразу с двумя факторами — с возможной скорой установкой «изделия 30» на Су-57, а также возможной продажей нового российского «зверя» Алжиру (информация приводится рядом зарубежных изданий)

Скорее всего, паническая атака у звёздно-полосатых генералов связана сразу с двумя факторами — с возможной скорой установкой «изделия 30» на Су-57, а также возможной продажей нового российского «зверя» Алжиру (информация приводится рядом зарубежных изданий).

mil.ru
Многоцелевой ударный истребитель Су-57, предназначенный для достижения господства в воздухе.

«Дальность и боевая производительность»

Разработка Су-57 стартовала в начале 2000-х годов. Минобороны поставило перед ОКБ Сухого задачу создать многоцелевой боевой самолёт нового поколения. Проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) и заводской шифр Т-50. В августе 2017 года командование ВКС присвоило машине обозначение Су-57.

Первый полёт этот уникальный самолёт совершил 29 января 2010 года, поднявшись в воздух с аэродрома в Комсомольске-на–Амуре. В общей сложности было изготовлено 11 опытных образцов для проведения испытаний планера, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей и вооружения. В 2018 году несколько истребителей были переброшены в Сирию, где состоялось их боевое крещение. 

  • Истребитель на аэродроме Хмеймим в Сирии
  • РИА Новости

Как утверждает ОКБ Сухого, Су-57 является единственным в мире самолётом, который полностью соответствует всем требованиям пятого поколения. Речь идёт о низком уровне радиолокационной заметности (за счёт замены металлов и сплавов на композитные материалы), высокой автоматизации процессов управления, способности получать целеуказание и данные от беспилотников, спутников и наземных станций.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев пояснил, что в России и в Соединённых Штатах по-разному определяют требования к самолётам пятого поколения. Однако большая часть тактико-технических и эксплуатационных характеристик машин совпадает: малая заметность, «плоская» геометрия корпуса, отсутствие вооружения на узлах подвески, возможность полёта на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, который исключает перерасход топлива.

Генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов заявил RT, что Су-57 в целом сопоставим с американскими аналогами (F-35 и F-22 Raptor), но по некоторым характеристикам превосходит их. По словам Попова, необходимо учитывать, что ПАК ФА создавался несколько позже. Это позволило должным образом проанализировать ошибки, допущенные заокеанскими конструкторами.

«Наши конструкторы однозначно улучшили такие показатели, как дальность и боевая производительность. А по манёвренности в воздушном бою, особенно в ближнем, Су-57 просто нет равных, так как машина сохраняет устойчивый полёт на больших углах атаки. Кроме того, Су-57 обошёл F-35 и F-22 по соотношению цены и качества. Это грубый подсчёт, но по эффективности отечественный истребитель превосходит американские образцы примерно на 15—20%», — рассказал Попов.

Также по теме

«На технологиях гиперзвука и лазерной энергии»: какое новейшее оружие получит российская армия в ближайшие годы

Армия и флот России в скором времени получат военные системы, не имеющие аналогов в мире. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей…

В Минобороны убеждены, что Су-57 оставил позади «раскрученные западные аналоги». В интервью «Красной звезде» начальник Главного управления вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев сообщил, что секрет успеха российского истребителя заключается в новейшем внутрифюзеляжном вооружении.

Серийные Су-57 будут обеспечены 14 новыми боеприпасами. Из открытых данных известно, что в арсенал самолёта войдут перспективная противокорабельная ракета с возможностью полёта на гиперзвуковой скорости, управляемая авиабомба КАБ-250, семейство модульных ракет малой дальности серии Х-38М, крылатая ракета Х-59МК2 и противорадиолокационная ракета Х-58УШК.

Огромное значение для боевой эффективности имеет радиолокационная станция Н036 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) разработки АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» (г. Жуковский). Большая часть характеристик этого изделия засекречена. В СМИ можно встретить информацию о том, что станция способна мониторить воздушное пространство на дальности около 400 км, сопровождать 60—62 объекта и наводить вооружение на 20 целей (16 воздушных и 4 наземных).

История создания Су-57

Чтобы повысить уровень боевой готовности российских ВВС и обновить авиационный парк новыми образцами, в 2001 году начались конструкторские работы в компании ПАО «Сухой» по созданию самолета нового поколения. Он должен был заменить истребители Су-27 и МиГ-29. Но обстановка в стране, в том числе и экономическая, была сложной, а такие боевые машины конструируются не скоро, поэтому первый испытательный полет был совершен лишь в 2010 году. Требовалось создать не просто истребитель, а самолет, который по всем техническим, боевым, летным характеристикам был на голову выше имеющихся на вооружении зарубежных аналогов. Главное заключалось в разработке и внедрении новейших электронных систем, ракетного вооружения. И это ученым и инженерам конструкторского бюро «Сухой» удалось.

Хоть первоначально планировалось поступление в войска нового истребителя к 2018 году, но массовое производство полностью проверенного по всем летным показателям началось лишь в 2018 году. До того как Су-57 не поступил на вооружение, его заменял его предшественник – многоцелевой, многофункциональный боевой самолет Су-35, который на тот момент считался лучшей машиной в своем классе. О том, что в войсках ждут боевую машину, свидетельствуют многочисленные заявки от действующих авиационных подразделений и соединений. Поскольку летчики, командиры смогли оценить перспективность и боевую мощь новой машины, наблюдая за полетами и работой опытных и предсерийных образцов. Кроме того, командования ВКС РФ уже приняло организационные меры по переподготовке летчиков по управлению новой современной машиной и по его боевому применению. Полное перевооружение войсковых подразделений на боевую машину истребительной фронтовой авиации 5-го поколения планируется провести до 2028 года.

Особенности использования «Лимонки»

Взрыв боевого заряда является причиной того, что корпус гранаты дробится на осколки, имеющие следующие показатели:

  • количество – около 290 штук;
  • начальная скорость – 730 м/сек;
  • радиус поражения – 200 м;
  • приведенная площадь поражения – до 82 кв. метров.

В войсковые части гранаты поставляются в деревянных ящиках, в каждом их которых находится по 20 лимонок и по две металлические коробки, содержащие по 10 запалов. Коробки вскрываются с помощью находящихся там же ножей. Вес каждого ящика составляет 20 кг.

Маркировкой, нанесенной на каждый ящик, уточняются:

  • наименование запалов и гранат;
  • количество гранат;
  • вес гранат;
  • наименование изготовителя;
  • номер партии;
  • знак опасности.

Полученные боеприпасы укладывают в гранатные сумки или в специальные карманы разгрузочных жилетов. Каждая ручная граната размещается отдельно от своего запала. Гранаты снаряжаются запалами непосредственно перед боем, из неиспользованной в бою гранаты запал вынимается и хранится отдельно. При перевозке в бронемашинах гранаты и запалы также по отдельности укладываются в специальные сумки.

Запалы и гранаты перед укладкой в сумку подвергаются тщательному осмотру. Корпуса каждой гранаты и каждого взрывателя не должны иметь вмятин и ржавых отметин. Если на запале имеются трещины или зеленый налет, то его использовать запрещено. Кроме того, необходимо убедиться в том, что щечки предохранительной чеки разведены, а на изгибах отсутствуют трещины.

Граната Ф-1

Все боеприпасы следует оберегать от сырости, огня, ударов, толчков и грязи. Если они подверглись загрязнению или были подмочены, по возможности их необходимо тщательно протереть и просушить, но не рядом с огнем. Просушивание гранат должно производиться под постоянным наблюдением. Осколочная оборонительная граната, как и любая другая, может использоваться лишь бойцами, прошедшими специальную подготовку.

Самолет для будущего

До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.

Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими

Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.

Фото: оргкомитет авиасалона МАКС

В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.    

Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Фото: Александр Уткин

Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.

«Качественно новый продукт»

Су-57 оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К калибра 30-мм разработки тульского Конструкторского бюро приборостроения. Это модификация пушки ГШ-30-1, которой были оборудованы истребители Миг-29 и Су-27.

Также в арсенал истребителя входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения — авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59).

  • Группа истребителей Су-57
  • РИА Новости

В то же время на внешних точках подвески можно установить корректируемые авиационные бомбы массой 250, 500 и 1500 кг. Кроме средств поражения, на них также могут быть подвешены внешние топливные баки ПТБ-2000, ПТБ-3400. Максимальная боевая нагрузка Су-57 составляет 10 т.

Размах крыла самолёта составляет 14 м, длина фюзеляжа — 19,7 м при высоте 4,8 м. Максимальная взлётная масса составляет 37 т. Истребитель способен развивать скорость до 2,6 тыс. км/ч, а практическая дальность действия самолёта на дозвуковой скорости составляет 5,5 тыс. км.

Как отметил в комментарии RT заслуженный лётчик Владимир Попов, Су-57 поступил именно в авиаполк Южного военного округа, потому что эта природно-географическая часть России сейчас наиболее подходит для выполнения полётов с точки зрения климатических условий.

Также по теме

«Советские истребители» в Зоне 51: почему ВВС США засекретили авиакатастрофу в штате Невада

ВВС США отказываются предать огласке подробности авиакатастрофы, в результате которой погиб лётчик-испытатель и специалист по…

«К тому же из этого полка изъяли самолёты Су-27 для очередного ремонта, и по графику их было нужно чем-то заменить. Чтобы не ждать Су-35, Су-30СМ, было принято такое решение. Су-57 поступил в Центр боевого применения и переучивания лётного состава для подготовки командиров и лётчиков будущих строевых полков. Будет вырабатываться методика, идти подготовка лётчиков, которые должны будут освоить отдельные фигуры высшего пилотажа, в том числе приёмы атаки как наземных, так и воздушных целей», — рассказал Попов.

По его словам, Су-57 значительно отличается от истребителей поколения 4+ и 4++.

«У этого истребителя высокие манёвренные и боевые характеристики, также он малозаметен, что достигается благодаря системе РЭП и использованию неметаллизированных деталей

Важно отметить, что все элементы истребителя по отдельности обкатаны на самолётах предыдущих поколений, но теперь комплексно объединены на одной технической платформе, что позволило получить качественно новый продукт», — отметил он

По словам военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, Су-57 — уникальный самолёт, оснащённый мощными двигателями и всеракурсным оперением, что позволяет ему совершать сложнейшие фигуры высшего пилотажа, которые предназначены для ухода от ракет противника.

По его словам, Су-57 обладает высоким потенциалом и можно ожидать, что в скором времени эти машины появятся в Западном и Восточном военных округах, поступят в войска всех частей ВКС.

Конструкция: общие сведения

С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.

Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

Blue Origin расскажет, как купить билет на ее ракету ровно через 60 лет после первого полета американца в космос

Испытания

В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан — заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.

В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.

В июле 2017 года Юрий Слюсарь – президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector