Российский истребитель 5-го поколения: лучший в мире?

Содержание

Самолет для будущего

До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.

Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими

Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.

Фото: оргкомитет авиасалона МАКС

В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.    

Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Фото: Александр Уткин

Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.

МЕТОДОЛОГИЯ «ВЦИОМ-Спутник»

Сравнительный анализ

Пятое поколение

Огромный прогресс цифровых вычислений и мобильных сетей, начавшийся в 1990-х годах, привел к новой модели передового присутствия C 3 ( командование, управление и связь ) над полем боя. Такие самолеты ранее были большими транспортными типами, адаптированными для этой роли, но информационные технологии продвинулись до такой степени, что теперь гораздо меньший и более маневренный самолет мог нести необходимые системы данных. Сложная автоматизация и человеческий интерфейс могли значительно снизить нагрузку на экипаж, и теперь стало возможным объединить C 3 , истребитель и наземную поддержку в одном маневренном самолете. Такой истребитель — и его пилот — должны будут иметь возможность слоняться в течение долгого времени, удерживать свои позиции в бою, поддерживать осведомленность на поле боя и плавно переключаться между ролями по мере развития ситуации.

Подобная машина стала возможной благодаря параллельному развитию материалов, технологии двигателей и электроники. С начала нового тысячелетия концепции передовых систем, такие как умные шлемы, объединение датчиков и данных и вспомогательные боевые дроны, становились реальностью. Объединение и интеграция таких достижений, наряду с достижениями четвертого поколения, создали то, что стало известно как пятое поколение истребителей. Первым из них, по общему признанию, является Lockheed Martin F-22 . Последующие типы включают Lockheed Martin F-35 , Sukhoi Su-57 , Chengdu J-20 и Shenyang FC-31 .

Sturman 10х40 monocular

Эксплуатация[ | код]

С момента принятия на вооружение самолёт использовался практически во всех операциях НАТО.

15 февраля 2017 года министр обороны Австрии Ганс-Петер Доскозил (англ.) объявил, что его ведомство инициирует судебный иск против консорциума Eurofighter и компании Airbus по обвинению в мошенничестве и сознательном введении в заблуждение. По его утверждению, решение о приобретении Австрией истребителей Eurofighter было принято исключительно потому, что оно базировалось на заведомо ложной информации о стоимости эксплуатации и модернизации. Сумма заявленной исковой компенсации составляет свыше 2 млрд евро.

7 июля Доскозил сообщил, что все 15 истребителей, стоящих на вооружении, будут списаны в период между 2020 и 2023 годом, поскольку неоправданно дороги в эксплуатации и не соответствуют требованиям, предъявляемым к возможностям самолёта действовать в условиях плохой видимости и ночью. В качестве возможных вариантов замены рассматриваются F-16 и Saab JAS 39 Gripen.

Bushnell 16×52

Пожалуй, самый достойный представитель из всех китайских монокуляров. Производитель достаточно известен на рынке профессиональной оптики. Bushnell 16×52 поддерживает регулировку кратности и линзы, что позволяет произвести очень точную настройку под индивидуальные особенности зрения. Линзы немного углублены в корпус, это сделано для комфортной эксплуатации при ярком солнечном свете

К сожалению, встречаются бракованные экземпляры. У некоторых слегка двоится изображение, чего быть не должно. У других изображение затуманенное (но проверять нужно при комнатной температуре и не сразу после мороза).

Минимальная цена – 1100 рублей

Самолёты других стран

HAL AMCA, макет

Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия. Параллельно Индия ведёт разработку собственного истребителя пятого поколения HAL AMCA и планирует завершить её в 2018 году.

Южная Корея заявила о реализации программы создания собственного малозаметного истребителя KAI KF-X, который будет создан совместно с Индонезией. Как ожидается, южнокорейский самолёт KAI KF-X поколения «4++/5» с элементами стелс-технологии малозаметности будет принят на вооружение после 2020 года.

Иран разрабатывает свой первый такой самолёт IAIO Qaher-313, который также именуют как стелс. Опытный образец представлен в 2013 и 2017 годах.

Швеция имеет в разработке такой истребитель SAAB Flygsystem 2020.

TF-X, 3 варианта, компьютерная модель

Турция также занимается разработкой собственного такого истребителя TF-X.

Успешный ход дела

Первые самолеты 5 поколения России стали производиться в Комсомольске-на-Амуре в 2006 году. К 2009 году было создано три технических образца, после чего были проведены их испытания. Первый полет был осуществлен уже в 2010 году, что позволило выявить проблемы с рулевым управлением, тормозной системой. Как отмечалось в отчетах разработчиков, данная модель отличается простотой и удобством обслуживания, способностью развивать скорость без форсажа, маневренность с большими перегрузками и малозаметность.

В те времена только США и Россия могли похвастаться тем, что в их арсенале вооружения имеются самолеты 5 поколения. Ходили слухи, что и китайцы планируют создать новый продукт. Забегая вперед, скажем, что они его все-таки создали – и по своим характеристикам он ничуть не уступал американским и российским аналогам.

Оборудование ПАК ФА

Сверхновые истребители, созданные в России, оснащаются уникальным бортовым оборудованием. Его особенность в том, что можно обмениваться данными в режиме онлайн, причем связь осуществляется как с наземными системами управлениями, так и внутри авиационной группы. Благодаря применению современных материалов и уникальных технологий военные самолеты России 5 поколения отличаются аэродинамической компоновкой и низким уровнем различных степеней обнаружения. Благодаря этому повышается боевая эффективность действия самолетов по разным видам целей. Конструкция модели выполнена так, чтобы максимально снизить заметность самолета. Двигатель ПАК ФА на 80% состоит из новых деталей, что позволило увеличить надежность и долговечность работы ресурса.

Т-50 – самолет 5 поколения, который относится к тяжелому классу. Новинкой российского двигателестроения является плазменная система зажигания, что обеспечивает бескислородный запуск мотора. Также впервые на самолетах отечественного производства использовано цифровое управление: эта система отличается мобильностью и гибкостью. Что касается вооружения, то ПАК ФА планируется оснащать вооружением снаружи и внутри подвески.

Страницы

Самолёты других стран

HAL AMCA, макет

Индия проводит совместную с Россией разработку модернизированного истребителя пятого поколения для обеих стран. Бортовые дисплеи и другую электронику проектирует Индия, а остальную часть самолёта — Россия. Параллельно Индия ведёт разработку собственного истребителя пятого поколения HAL AMCA и планирует завершить её в 2018 году.

Южная Корея заявила о реализации программы создания собственного малозаметного истребителя KAI KF-X, который будет создан совместно с Индонезией. Как ожидается, южнокорейский самолёт KAI KF-X поколения «4++/5» с элементами стелс-технологии малозаметности будет принят на вооружение после 2020 года.

Иран разрабатывает свой первый такой самолёт IAIO Qaher-313, который также именуют как стелс. Опытный образец представлен в 2013 и 2017 годах.

Швеция имеет в разработке такой истребитель SAAB Flygsystem 2020.

TF-X, 3 варианта, компьютерная модель

Турция также занимается разработкой собственного такого истребителя TF-X.

Су-57: будущее боевой авиации

Итак, главное отличие пятого поколения – это применений стелс-технологии и технологий уменьшения заметности, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика, в частности наличие АФАР.

Работы над истребителями пятого поколения начались с конца XX века. В США пятое поколение – F-22 Raptor – начали разрабатывать еще в 1986 году и завершили только в 2001 году. В России разработку истребителя пятого поколения осуществляли инженеры ОКБ им. Сухого. Первые испытания российского Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2009 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обладающей интеллектуальной поддержкой экипажа. Самолет способен обмениваться данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно.

Радиоэлектронная система Су-57 отличается от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Так, на самолете установлена не только основная радиолокационная станция с АФАР, но и набор других, как активных, так и пассивных радиолокационных станций по всей поверхности самолета, фактически составляя так называемую «умную обшивку».

Основные элементы нового российского истребителя Су-57 производятся предприятиями Ростеха. Силовая установка разрабатывается Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Фонарь кабины и обшивку делают специалисты холдинга «РТ-Химкомпозит». В разработке бортового радиоэлектронного оборудования принимает участие КРЭТ.

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолетов Су-57. На сегодняшний день уже создано десять летных прототипов.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, что подобная способность сохраниться и у самолетов следующего поколения. Вероятно, что их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны в кабине истребителя и различные нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать собственным интеллектом (ИН). Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся облика истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

Современные беспилотники в большинстве своем также управляются человеком, просто это происходит дистанционно. Если говорить о беспилотном истребителе, то он должен действовать полностью автономно, выполняя указания бортового компьютера. Сегодня складывается такая ситуация, когда бортовой компьютер управляет уже не только большей частью пилотирования истребителя, но и применением вооружения. Если нужно, то электроника выполнит и маневр уклонения от вражеской ракеты, а то и приведет самолет на базу.

Все это все чаще приводит к вопросу целесообразности нахождения пилота в кабине.

27 июня 2016 года в университете Цинциннати (США) был проведен интересный эксперимент. На авиационном симуляторе сошлись опытный пилот и компьютер. Машине противостоял полковник ВВС США в отставке Джин Ли. Фокус. Летчик ни разу не смог победить компьютер. Позже полковник отметил, что его электронный противник показывал более быструю реакцию и всегда выбирал агрессивную и наиболее эффективную тактику боя.

Человек может обрабатывать ограниченный объем информации и делает это в сотни раз медленнее, чем машина. К этому следует добавить физиологические ограничения человеческого организма. Перспективные летательные аппараты способны выдерживать перегрузки в несколько раз больше, чем может вынести человек. Кроме того, автономный аппарат не нуждается в системах жизнеобеспечения, эвакуации, множестве приборов и т. д. Отказ от пилота позволит строить самолеты легче, меньше и значительно маневренней современных аналогов.

Правда, существует определенный моральный аспект: готовы ли мы делегировать право убивать людей неодушевленной машине? Однако, как показывает новая и новейшая история, военные не слишком «заморачиваются» вопросами морали, так что когда ИН будет действительно готов взять на себя управление истребителем, то профессия пилота станет пережитком прошлого.

Будет ли истребитель шестого поколения оснащен лазерным оружием? Если судить по последним разработкам в этой области, то вряд ли. Современные лазеры слишком громоздки и маломощны, чтобы установить их на истребитель.

Современный истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть целостной информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции будет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит (в случае ее обнаружения более мощным радаром).

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. И непонятно, когда оно наступит. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв в области использования истребительной авиации, пока не существует. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут развиваться быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

Китайские самолёты

J-20 в полёте

J-31 на взлёте

Китай работает над двумя проектами истребителя пятого поколения. По данным американского центра воздушной и космической разведки (NASIC) предполагалось, что Китай может поставить на вооружение свой истребитель пятого поколения уже в 2018 году[прояснить]/уже ж принят/.

Первые фото истребителя Chengdu J-20 появились в интернете в конце 2010 года. Этот самолёт впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года. В марте 2017 года объявлено, что встали в строй первые самолёты J-20, который, таким образом, стал первым неамериканским истребителем пятого поколения, принятым на вооружение.

Прототип истребителя по другому проекту Shenyang J-31 совершил первый полёт в паре с двухместным J-11BS 31 октября 2012 года. Первые его фотографии появились 15 сентября 2012 года с бортовым номером «31001».

Предыстория

В середине 70-х годов ВПК СССР и США вступили в очередную гонку — по разработке истребителя пятого поколения. Для непосвященных все это выглядело несколько странно, поскольку истребители четвертого поколения – Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 еще только-только становились на крыло. Тем не менее с обеих сторон в «бой» были брошены лучшие силы в лице ведущих ОКБ и научных центров.

Перед ними была поставлена непростая задача – в короткий срок создать новый истребитель с уникальными характеристиками: уменьшенной заметностью, боевой эффективностью нового уровня, наличием круговой информационной системы, возможностью достигать сверхзвука без форсажа, сверхманевренностью.

Истребитель пятого поколения должен уверенно себя чувствовать в ближнем и дальнем бою, располагать бортовыми АСУ и системами помех, обладать повышенной автономностью, улучшенной аэродинамикой, которая обеспечит ему более высокую маневренность. Он также должен уметь при необходимости исправлять допущенные пилотом ошибки пилотирования и решать некоторые тактические задачи.

Китайские самолёты

J-20 в полёте

J-31 на взлёте

Китай работает над двумя проектами истребителя пятого поколения. По данным американского центра воздушной и космической разведки (NASIC) предполагалось, что Китай может поставить на вооружение свой истребитель пятого поколения уже в 2018 году[прояснить]/уже ж принят/.

Первые фото истребителя Chengdu J-20 появились в интернете в конце 2010 года. Этот самолёт впервые поднялся в воздух 11 января 2011 года. В марте 2017 года объявлено, что встали в строй первые самолёты J-20, который, таким образом, стал первым неамериканским истребителем пятого поколения, принятым на вооружение.

Прототип истребителя по другому проекту Shenyang J-31 совершил первый полёт в паре с двухместным J-11BS 31 октября 2012 года. Первые его фотографии появились 15 сентября 2012 года с бортовым номером «31001».

Минусы – это часть плюсов

В военном авиастроении достижение высоких результатов невозможно без внедрения новых технологий, главная задача которых — освободить экипаж от трудозатрат в воздухе в условиях острого дефицита времени, пояснил «Эксперту Online» источник в авиационной промышленности. Иными словами, лётчика необходимо максимально разгрузить. Это, собственно, и составляет суть системы «человек – самолет». 

Фото предоставлено пресс-службой ОАК

Говоря техническим языком, речь идёт о программно-аппаратном комплексе интеллектуальной поддержки, который, будучи математическим инструментом, позволяет решать множество расчётно-оптимизационных задач. Лётчик, оставаясь активным участником процесса, может в любой момент включить либо отключить автоматическое управление бортом. Вместе с тем большинство систем контролируется компьютером, который отслеживает отклонения в их работе. В случае серьезных, а тем более критических отклонений компьютер сигнализирует о них пилоту. Однако прежде система перепроверит сигнал (возможно ложный) и попытается исправить ошибку, чтобы не отвлекать пилота от его основных функций.

Информационный комплекс Су-57 не только вобрал в себя все лучшее, что было создано отечественной промышленностью и воплощено при разработке его предшественника Су-35, но и шагнул еще дальше, считает доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов.

Между тем, развитие и усложнение бортовых информационных систем не только открывает перед лётчиками новые возможности, но и порождает ряд проблем. Дело в том, что из-за роста объемов вычислительной техники в истребителях пятого поколения существенно возрастает информационная нагрузка на пилота. Лётчику становится физически сложно уследить за ключевыми индикаторами и оперативной обстановкой даже в небоевых условиях, указывает действительный член Академии военных наук и завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин. Именно эту проблему решает разработанная для Су-57 система интеллектуальной поддержки летчика.

«Пока речь идет только о максимальной автоматизации рутинных процессов пилотирования и частично – боевого применения самолета. В основном это функции взлета и посадки, поиска целей, их селекция, слежение, наведение оружия», — отмечает Кошкин. Фактически, это развитие идеи автопилота, доведенное до стадии, когда компьютер может если и не сыграть полностью роль первого летчика, то взять на себя практически весь функционал, который выполняют вторые пилоты двухместных СУ-30 и МиГ-35 поколения 4++.

Что же касается полностью автоматизированных полётных систем, то до промышленно значимых разработок в этой области разработчикам всего мира пока далеко, хотя экспериментальные работы, конечно, ведутся. В обозримом будущем мы, скорее всего, увидим только относительно привычные полеты самолетов и дронов, управляемых с земли, либо действия пилотируемых машин совместно с боевыми беспилотниками. Последняя модель взаимодействия, кстати, выглядит интересной и перспективной в приложении к связке СУ-57 и БПЛА С-70 «Охотник». Высокая маневренность первого и его возможности ведения воздушного боя способны нейтрализовать авиацию противника, в то время как арсенал второго может быть использован для превентивных атак на наземные системы ПВО, полагает Андрей Кошкин.

KF-X (Южная Корея)

Азиатов в этом списке немало. Что поделать, раз уж старушка Европа одряхлела и не держит темп гонки вооружений. Вот и корейцы не собираются отставать от китайцев и японцев. Планы у них вполне конкретные — в середине следующего десятилетия уже собираются начать поставки.

Правда, пока могут похвастаться только макетами.

KF-X

Задатки, кстати, неплохие. Корейцы уже нашли партнёра и перспективного крупного покупателя — Индонезию. Кроме финансовой поддержки, есть и моральная — от старших американских товарищей, которые участвуют в разработке.

Невооружённым взглядом можно заметить влияние всё тех же F-22 и F-35. Не исключено, что американцы планируют помочь корейцам сделать конкурента для китайского FC-31 и получить определённый процент с продаж. Но, поскольку нельзя одновременно создать конкурента и для F-35 (который покупает та же Корея), этот истребитель будет для клиентов попроще.

Устройство миномёта 2Б11

По сути, миномёт 120 мм — устройство с безоткатной конструкцией, устанавливаемой при помощи двуноги и казенника с опорной пятой на жёсткой плите. Она выполняет роль опоры, которая должна размещаться непосредственно на грунте. Поскольку зарядка производится только через дуло, а в условиях боевых действий возможна закладка двойного заряда, первый из которых послужит взрывателем второго, спровоцировав взрыв непосредственно в дуле миномёта, большинство модификаций 2Б11 получили на дульном срезе специальный механизм, предотвращающий подобное действие и как следствие — получение окружающими существенных травм.

По сравнению с образцом 1943 года миномёт 120 мм, характеристики которого получили существенные изменения, отливается из современных материалов, существенно облегчающих его конструкцию и транспортировку. Конструкция была оборудована прицелом модели МПМ-44М, обеспечивающим максимальную точность попадания на расстоянии от 480 до 7100 м. При необходимости МПМ-44 можно увеличить более чем на 2°, обеспечивая поле зрения более чем на 9°.

Немаловажным оказалась ещё и возможность переводить миномёт 120 мм, фото которого представлено ниже, в боевое положение менее чем за 2 минуты, что существенно экономит время на произведение выстрела в условиях неожиданной атаки противника.

В том случае, когда применение 2Б11 проводится в местности, где не проедет машина 2Ф510, миномёт устанавливают непосредственно на гусеничные шасси, существенно облегчая транспортировку орудия.

Полезные материалы

Небо. Человек. Истребитель

Эксплуатация многофункциональных истребителей (МФИ) 5-го поколения ставит человека в условия запредельного уровня перегрузок — физических, психологических, информационных. Не зря говорят, что МФИ будет последним пилотируемым самолетом подобного класса. Далее последуют еще более крутые ЛА, находиться в которых человеку будет небезопасно, да и просто противопоказано.

МФИ 5-го поколения задуман и реализуется как «сетевой солдат» системы C4I (Computers, Command, Control, Communications, Intelligence). По существу, C4I — это глобальная система скоординированных групповых действий, но в ней, несмотря на интеллектуальные компьютерные технологии, главным решающим звеном остается человек: ему разбираться в ситуации, принимать решения и ему же самому их исполнять.

И это в условиях не только запредельных информационных, но и физических, и психологических нагрузок тоже. Перегрузка под 10 g становится обычным режимом маневрирования. Самолет порой принимает необычные пространственные положения: он способен даже неподвижно зависать в небе. Сюда же можно отнести боковые перегрузки во время боковых плоских маневров, с чем прежде не сталкивались. Все эти новые явления стали наблюдаться в авиации после того, как самолет получил систему всеракурсного управления вектором тяги двигателя — УВТ, от чего и приобрел новое качество сверхманевренного «верткого», по английской терминологии (agility), самолета. И на agility-самолетах могут летать только «верткие» agility-пилоты.

Решением является эффективный интерактивный антропоцентричный интерфейс. Он должен обеспечить пилоту возможность справиться с окружающим экстримом, когда пребывание в состоянии психологического стресса и работа с запредельными объемами информации при дефиците времени становятся обычным делом для человека, сидящего в кабине.

Кабина истребителя поколения 5 — это «стеклянная кабина», похожая на кабины многих современных самолетов. Но ее информационно-управляющее поле (ИУП) относится к новому типу. В нем вместо набора многофункциональных индикаторов используется единый сенсорный интерактивный экран, занимающий всю переднюю приборную панель кабины.

Вся необходимая информация от бортовой авионики, а также видеоинформация от бортовых сенсоров, дополненная прицельно-пилотажной символикой, выводится на информационные окна этого экрана. Работа с экраном облегчает представление информации в цветных «картинных» форматах, понятных и наглядных для человека и однозначно быстро воспринимаемых. Большой размер экрана, а это 500 х 200 мм у F-35 и 610 х 230 мм у Су-35С и Т-50, на стандартном расстоянии наблюдения 500−700 мм легко охватывается взглядом. Поддержка бинокулярности и высокая четкость картинки способствуют созданию известного по бытовому HD-телевидению эффекта присутствия внутри события.

Проект Крыжова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector