Уникальный перехватчик: какую роль сыграл советский миг-25 в развитии отечественной боевой авиации
Содержание:
- Содержание
- «Катюша» против «Ванюши»
- История
- Бортовая радиолокационная система МиГ-31
- История создания
- Салют и Парад Победы
- Памятники БМ-13
- Значение слова Флот по словарю Брокгауза и Ефрона:
- Решения ОБСЕ
- Мнение специалистов
- История появления
- Двигатель и скоростной потенциал
- Модификации
- История создания перехватчиков МиГ-31
- Что такое камуфляж?
- «Ледяная» война
- Боевые возможности и эффективность авиационных комплексов
- Характерные отличия серии
Содержание
«Катюша» против «Ванюши»
В отличие от советской установки БМ-13 немецкая РСЗО Nebelwerfer фактически являлась шестиствольным минометом:
- в качестве рамы использован лафет от противотанкового орудия 37 мм;
- направляющими для снарядов служат шесть 1,3 м стволов, объединенных обоймами в блоки;
- поворотный механизм обеспечивал 45 градусный угол возвышения и сектор горизонтального обстрела 24 градуса;
- боевая установка опиралась на откидной упор и раздвижные станины лафета, колеса вывешивались.
Реактивный миномет Nebelwerfer
Стрелял миномет турбореактивными ракетами, точность которых обеспечивалась вращением корпуса в пределах 1000 об/сек. На вооружении германских войск имелось несколько мобильных минометных установок на полугусеничной базе бронетранспортера Maultier с 10 стволами для 150 мм ракет. Однако вся немецкая реактивная артиллерия была создана для решения другой задачи – химической войны с использованием боевых отравляющих веществ.
РСЗО Nebelwerfer на базе Maultier
На период 1941 года немцы уже создали мощные отравляющие вещества Зоман, Табун, Зарин. Однако в ВОВ ни одно из них использовано не было, огонь велся исключительно дымовыми, фугасными и зажигательными минами. Основная часть реактивной артиллерии была смонтирована на базе буксируемых лафетов, что резко снижало мобильность подразделений.
Захватить образец М-13 немцам удалось только в 1942 году, однако практической пользы это не принесло. Секрет был в пороховых шашках на основе бездымного пороха на основе нитроглицерина. Воспроизвести технологию его производства Германии не удалось, до конца войны использовалась собственная рецептура топлива для ракет.
История
Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, — Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.
Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая — из трёх, третья — из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.
Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке — на аэродроме Сокол, остров Сахалин.
Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.
Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.
На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.
Бортовая радиолокационная система МиГ-31
Истребитель МиГ-31оснащается приборами радиоэлектронной борьбы инфракрасного и радиолокационного диапазонов. Самолет готов выполнять боевые задачи при поддержке автоматизированной наземной цифровой системы управления (АСУ «Рубеж). Система может совершать координаторскую поддержку с наведением цели и предоставление координат одновременно с 4 самолетами, при этом расстояние между истребителями может достигать до 200 км. МиГ-31 – единый в своем роде самолет, который легко перехватывает низколетящие малоразмерные крылатые ракеты. Такие способности делают МиГ-31 не рядовым перехватчиком, а постоянной боевой единицей на вооружении в штабах ВВС и ПВО.
История создания
Создание нового перехватчика-истребителя МиГ-31 началось в конце 60-х годов в ОКБ им. Микояна. Главным конструктором на первых этапах проектирования самолета был А. А. Чумаченко. Позже его заменил на должности Г. Е. Лозинский. Получив должность в разработке «Бурана», Глеба Евгеньевича сменил Васильченко Константин Константинович.
В ходе разработки планировалось существенно увеличить боевые возможности самолета, используя новейшее электронное оборудование, такое как РЛС с фазированной пассивной антенной решеткой. Строение МиГ-31 проводилось на базе самолета МиГ-25, но предполагало вместимость экипажа из двух человек – штурмана и летчика, места для которых в истребителе размещались по схеме «тандем». Первый пробный полет нового МиГ-31 был совершен летчиком-испытателем А. В. Федотовым 16 сентября 1975 г. Полноценные испытания ходовых и боевых способностей истребителя начались 22.05. 1976 года и завершились в конце 1980 г.
На вооружение МиГ-31 с ракетами класса Р-33 был принят 6.05.1981 г.
В основе системы управления вооружения самолета МиГ-31 находится импульсно-доплеровский радиолокационный аппарат с пассивной фазированной антенной решеткой. Данный самолет стал первым на планете истребителем, оснащенным ПФАР, и оставался единственной серийной моделью с 1981 по 2000 г. до поступления на вооружения Rafal. МиГ-31 – единственный перехватчик, способный самостоятельно запускать дальнобойные ракеты. Также истребитель способен перехватывать объекты, движущие со скоростью свыше 700 км/час.
В химическом составе корпуса летательного аппарата 50% стали, 33% алюминиевых сплавов и 16% титана.
Салют и Парад Победы
9 мая 1945 года Москва осветилась невиданным доселе салютом, а 24 июня 1945 года в Москве, на Красной площади, состоялся первый Парад Победы. Парад принимал заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Георгий Жуков. С ликованием и со слезами на глазах праздновала первый день мира вся наша страна. Председателем Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калининым был подписан указ Верховного Совета СССР о том, что 9 Мая – День Победы – провозглашается государственным праздником и объявляется выходным днем.
Праздник 9 Мая стал священным для каждого из нас. Традиция праздновать День Победы и чествовать героев ВОВ существует и пой сей день. Мы всегда должны помнить о прошлом и благодарить старшее поколение за подаренную Победу и жизнь будущим поколениям.
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!Роберт Рождественский «Реквием»
Памятники БМ-13
В настоящее время все военные установки РСЗО на базе ЗиС-6 сохранились исключительно в виде мемориалов и памятников. Они размещаются в СНГ следующим образом:
- бывший НИИТП (Москва);
- «Военная горка» (Темрюк);
- Нижегородский Кремль;
- Лебедин-Михайловка (Сумская область);
- памятник в Кропивницком;
- мемориал в Запорожье;
- Артиллерийский музей (Санкт-Петербург);
- музей ВОВ (Киев);
- монумент Славы (Новосибирск);
- въезд в Армянск (Крым);
- Севастопольская диорама (Крым);
- 11 павильон ВКС Патриот (Кубинка);
- Новомосковский музей (Тульская область);
- мемориал в Мценске;
- комплекс мемориальный в Изюме;
- музей Корсунь-Шевченской битвы (Черкасская область);
- военный музей в Сеуле;
- музей в Белгороде;
- музей ВОВ в д. Падиково (Московская область);
- ОАО Кировский машзавод 1 Мая;
- мемориал в Туле.
Памятник БМ-13
Используется Катюша в нескольких компьютерных играх, две боевые машины остаются на вооружении ВС Украины.
Таким образом, установка РСЗО Катюша была мощным психологическим и ракетно-артиллерийским орудием во время ВОВ. Вооружение использовалось для массированных ударов по большому скоплению войск, на момент войны превосходило аналоги противника.
Значение слова Флот по словарю Брокгауза и Ефрона:
Решения ОБСЕ
Решения, принимаемые странами-участницами организации, занимают отдельное положение в системе международных актов. Они являются в большей степени политическими, а не правовыми (договорными) нормами. Их соблюдение не становиться обязательным для государств, а нарушение не несет за собой практически никаких мер ответственности для нарушителя.
Еще одной проблемой при принятии какого-либо решения в этой организации становиться принцип соглашения всех участников. Все страны-участницы ОБСЕ имеют равный статус и «вето», наложенное хотя бы одним из участников приводит к отклонению документа.
Кроме того, в последнее время в адрес организации все чаще звучат обвинения в применении двойственных стандартов при принятии мер политического или экономического характера.
В настоящее время ОБСЕ является крупнейшей межрегиональной организацией в мире. Ее влияние распространяется не только на европейский континент, но и на другие регионы. Организация предпринимает различные шаги по укреплению международного сотрудничества, обеспечению безопасности и предотвращению преступлений против личности.
Мнение специалистов
На основании изложенных и других имеющихся данных можно констатировать, что утверждения многих авиационных специалистов об уникальности МиГ-31 базируются на реальной основе. Ряд ключевых летно-технических характеристик самолета и его уже созданных модификаций ни сегодня, ни в будущем десятилетии, вероятнее всего, не будет в комплексе превзойден ни в России, ни за рубежом по следующим параметрам:
1. Сверхзвуковой крейсерский полет – V=2500 км/ч (2,32 М), максимальная скорость – V=3000 км/ч (2,82 М). Для сведения: у Т-50 скорость сверхзвукового крейсерского полета ожидается не более 1800 км/ч, Су-35 могут выполнять лишь кратковременный (около 15 минут) сверхзвуковой полет со скоростью до 2500 км/ч.
2. Грузоподъемность – девять-десять тонн (Су-35, Т-50 – около восьми).
3. Преодоление звукового барьера с набором высоты (Су-35, Т-50 не могут).
4. Статический потолок –20,6 км (Су-35 –18 км, Т-50 –20 км), динамический потолок –25 км.
Следует отметить, что по максимальной скорости и потолку МиГ-31 превосходит не только российские Су-35С и Т-50, но и зарубежные самолеты F-22, F-35, «Тайфун» и «Рафаль».
По мнению экспертов, самолеты типа МиГ-31 будут вне конкуренции как минимум ближайшие 15 лет при выполнении следующих задач:
— перехват (достижение рубежа атаки в кратчайший срок) и уничтожение воздушных, наземных и надводных носителей крылатых ракет;
— обнаружение и уничтожение низколетящих целей (БПЛА, крылатых ракет и др.);
— оперативное развертывание противовоздушной обороны на неприкрытых направлениях;
— эффективное оснащение сверхсовременными антенными комплексами без нарушения аэродинамики благодаря «квадратному» фюзеляжу;
— сопровождение и прикрытие авиационной составляющей ядерной триады (стратегических ракетоносцев);
— уничтожение спутников противника, оперативный вывод спутников и спутниковых группировок массой до 200 кг на орбиты 200–800 километров (МиГ-31Д, МиГ-31С, МиГ-31И, проект «Ишим»);
— только один самолет в мире – МиГ-31 потенциально способен разогнаться до минимально необходимой для запуска ГЗЛА скорости (без специального ракетного разгонщика). По мнению специалистов, возможна транспортировка двух-трех боевых ГЗЛА массой по 1,2–1,5 тонны. В этом случае разгонная ступень не требуется, благодаря чему дальность полета подобного боевого ГЗЛА может вырасти в два-три раза в зависимости от габаритов и веса боевого блока.
По оценкам авиационных специалистов, военных ученых и экспертов, самолет МиГ-31, обладая огромным модернизационным потенциалом, является наиболее перспективным для рассмотрения его в качестве базового при решении задач ВКО, стратегического разведчика, ударного самолета большой дальности, оперативного средства вывода на околоземные орбиты малогабаритных спутников различного назначения и т. д. Это подтверждается многочисленными работами 2-го ЦНИИ МО РФ, НИУ МО РФ и НИИ гражданских ведомств.
Учитывая изложенное, для наращивания эффективности системы ВКО представляется целесообразным принять решение о начале ОКР по созданию новой модели самолета на базе МиГ-31 и включить в Государственную программу вооружения на 2016–2025 годы раздел «ОКР по созданию перспективного самолета – комплекса дальнего перехвата на базе самолета МиГ-31 для решения задач ВКО». С учетом новых технологий материалов, развития двигателестроения, авионики боевая эффективность указанной машины может быть весьма высокой.
Кроме того, полагаю необходимым модернизировать имеющийся парк самолетов МиГ-31 до принятия на вооружение новых летательных аппаратов с лучшими летно-техническими характеристиками и боевыми возможностями. Имеющиеся машины МиГ-31М и двигатели к ним целесообразно использовать в качестве опытных образцов и летающих лабораторий для аэродинамических исследований, испытаний двигательных установок, новых конструкционных материалов, отработки бортовых систем, боевых комплексов и т. д.
Такие решения могут обеспечить поставку в Вооруженные Силы России уникального, не имеющего аналогов боевого комплекса для выполнения задач ВКО в относительно короткий период.
//
История появления
Проект «МиГ-31БМ» получил утверждение только в начале 1970-х годов. До этого несколько лет созданием ударного истребителя МиГ-31 занимались лучшие военные инженеры Советского Союза под руководством А. Чумаченко. С 1975 года проект возглавил К. Васильченко. На его плечах лежала не только разработка концепции сверхзвукового летательного аппарата, но и его испытания.
Изначально истребитель-перехватчик МиГ-31БМ мог поражать цели в светлое время суток. Постепенно навигационное оборудование совершенствовалось. Весной 1976 года было решено внедрить в программную комплектацию самолета новые электронные средства слежения. Благодаря этому расширились и боевые возможности истребителя. Так, на борту оказалась РЛС с фазированной антенной.
Самолет строился по схеме «тандем», то есть экипаж должен был вмещать только двух человек. На летчика возлагались функции пилотирования, а на штурмана – обработка оперативных данных. Первые успешные испытания самолета прошли в конце 1978-го, а спустя полтора года постановлением правительства СССР проект был завершен.
Двигатель и скоростной потенциал
Силовая установка аппарата представлена двумя двигателями Д-30Ф6. Этот образец двухконтурный: внутренний и наружный контуры смешивают потоки за турбиной.
Характеристики каждого из двух двигателей впечатляют даже конкурентов 5-ого поколения истребителей:
- 9270 кгс показатель бесфорсажной тяги на максимуме возможностей;
- 15510 кгс аналогичный показатель форсажной тяги
- 2420 кг сухая масса.
Двигатели позволяют образцу развивать предельно максимальную скорость около 3000 км/час. Этот показатель является лучшим среди аналогичных самолетов отечественного и зарубежного производств.
Но главный сюрприз – он способен развивать сверхзвуковые скорости не на короткое время (к примеру, 15 минут для Су-35), а на время, буквально ограниченное запасами топлива. С учетом того, что в носовой части разработан Г-образный кронштейн для дозаправки в воздухе, образец обладает неиссякаемым потенциалом.
Российские летчики установили рекорд нахождения в воздухе именно на этой машине. Он составил 7 часов 4 минуты, пройдя 8000 км, что для истребителей является нонсенсом.
Модификации
Истребитель неоднократно модифицировался с целью улучшения параметров и под выполнение новых задач. Рассмотрим самые яркие примеры усовершенствования машины.
Конструктивные версии 31-х машин:
Миг-31Б – усовершенствовано оборудование управления, добавлено устройство заправки в полете, обновлены приемы обмена информации, доработана навигация машины, включая использование спутниковых сигналов. Этот вариант машины оснащен новыми ракетами для поражения целей на малых и больших расстояниях. Все указанные новшества позволили увеличить боевую мощь истребителя.
Миг-31М – серьезная модернизация базового варианта самолета. Установлен усовершенствованный бортовой радиолокационный комплекс, с дальностью обнаружения до 320 км и 24 объектами в режиме сопровождения целей. Установлен доработанный более мощный авиамотор. Увеличен объем емкостей для топлива. Добавлено оборудование активных помех. Увеличение диаметра антенны локатора потребовало изменения конструкции головного обтекателя, его пришлось немного отклонить вниз.
Миг-31БМ – добавлены противорадиолокационные и противокорабельные ракеты. Радиоэлектроника была доработано таким образом, что самолет получил возможность координировать свои действия с наземными зенитными комплексами, а также применяться в качестве воздушного командного пункта для координации с другими самолетами.
Миг-31Д – вариант для уничтожения низколетящих спутников.
Миг-33ЛЛ – использовался в исследовательских целях.
Миг-31Э – экспортный вариант машины.
Миг-31ФЭ – фронтовой истребитель с широким спектром задач. Добавлена лазерная система наведения для уничтожения объектов на земле. Боевая нагрузка достигла 9 тонн. Самолет может задействовать одновременно, как оружие для уничтожения целей в воздушном пространстве, так и на земле. На самолете стало возможным устанавливать аппаратуру, изготовленную за рубежом.
История создания перехватчиков МиГ-31
Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:
— перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.
— Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.
Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.
Под кодом «83» 16 сентября 1975 г. в воздух поднялся планер Е-155ПМ с лётчиком-испытателем А.В. Федотовым. Готовый проектный образец совершил полёт через год, сойдя с Горьковского авиазавода, доработавшего его конструктивно. Там же и организовалось производство этих машин. Первая боевая единица поступила в распоряжение армии 6 мая 1981 под обозначением МиГ-31. Истребитель значительно разнится с разработанным одновременно с ним малым истребителем МиГ-29, его основные цели скоростные, а не маневренные. Перехватчик изначально служит в истребительной авиации войск ПВО, аналогично спецназу.
Что такое камуфляж?
Под словом «камуфляж» мастера маникюра понимают такое покрытие, которое скроет естественные несовершенства натурального ногтя, например, белые пятна, неровные лунки. Но при этом будет выглядеть максимально естественно.
Один из вариантов камуфляжного маникюра – всем известный классический френч с розовой ногтевой пластиной и белой «улыбкой».
«Ледяная» война
Международное соперничество за ресурсы Арктики несомненно повлечет за собой применение самых последних достижений техники. Наши коллеги из Popular Mechanics представили небольшой обзор средств, которые будут наверняка использованы в борьбе за высокие широты. Он подготовлен при участии Сима Тека, военного аналитика международной разведывательной и консалтинговой компании Stratfor.
1. Спутники.
Наземные передатчики в Арктике невидимы для военных спутников связи, находящихся на геостационарных орбитах в районе экватора из-за того, что их сигнал блокируется закругленной поверхностью Земли. Для наглядности представьте муху, кружащую вокруг яблока где-то посередине — она при всем желании не сможет увидеть плодоножку. ВМС США планируют создать геостационарную спутниковую группировку MUOS (англ. Mobile User Objective System), способную давать мощный сигнал, пробивающийся в самые труднодоступные районы на земле — даже на полюс (Россвязь намерена решить аналогичную проблему с помощью спутников связи на высокоэллиптических орбитах — Прим. ред.).
2. Беспилотная авиация.
При низких температурах возникает вероятность обледенения крыльев беспилотных летательных аппаратов, что увеличит их вес и может привести к потере управляемости — из-за механической блокировки систем управления. Чтобы обеспечить работу БПЛА при температурах до -35 °С и сильном ветре, Канада и Россия запустили спецпроекты для обкатки «морозоустойчивых» технологий. В позапрошлом году во время августовских учений Канада протестировала модель своего дрона-вертолета. А Россия недавно приступила к испытаниям многофункционального беспилотного комплекса «Орлан-10» для работы в Арктике.
3. Новый корабль-шпион.
С середины 1990-х годов Норвегия использует свой военный корабль Marjata для наблюдения за российским Северным флотом. В 2020 году по заказу Норвежской разведывательной службы на воду должен быть спущен новый корабль стоимостью $250 млн — вторая версия Marjata (название было решено сохранить). По размеру он будет как большой пассажирский паром — его длина составит 125 м. Зона действия средств обнаружения и продолжительность автономного плавания увеличатся, так что норвежцы смогут лучше следить за тем, что происходит у них на арктическом «заднем дворе».
4. Подводные роботы.
В мае исследовательское судно НАТО Alliance отошло от побережья Норвегии, чтобы провести испытания специальных аппаратов, предназначенных для слежки за подводными лодками в Арктике. Инженеры тестировали глиссеры, работающие за счет движения волн, и новую модель «подслушивающего» робота, сделанного в форме торпеды и использующего бортовые эхолокаторы для регистрации сигналов. Конструкторы утверждают, что следующие модели этого устройства смогут разбрасывать в море целые одноразовые «гирлянды» эхолокаторов, которые сформируют невидимые сети наблюдения за глубинами.
5. Подлодки с ядерным боезарядом.
Арктика имеет стратегическое значение для США и России — ведь в случае ядерного конфликта между двумя державами отсюда удобнее всего запускать ракеты с ядерными боеголовками. «Самая короткая траектория между Россией и странами НАТО пролегает именно в Арктике», — комментирует Сим Тек. Именно поэтому Пентагон обеспокоен перемещением российских подводных лодок класса «Борей» (проекты 955, 955А — Прим. ред.), отличающихся низким уровнем создаваемого при движении шума за счет использования водометного движителя. Лодки также оснащены гидроакустическим комплексом дальнего действия, позволяющим засекать цели и опасности на рекордном удалении от ПЛАРБ.
Статья «Перехват над полюсом» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2016).
Боевые возможности и эффективность авиационных комплексов
Авиационные ракетные комплексы МиГ-31 и F-14 предназначены для решения широкого круга боевых задач по перехвату и уничтожению воздушных целей противника, при этом основными, причём, как для российского, так и для американского являются две из них:
- перехват воздушных целей в широком диапазоне высот и скоростей их полёта, применяющих манёвренное и радиолокационное противодействие;
- уничтожение истребителей противника в дальнем ракетном бою.
Одной из основных характеристик авиационного комплекса перехвата является зона возможного перехвата, отображающая возможности комплекса по перехвату воздушных целей на средних рубежах с заданной вероятностью. На основании всего изложенного выше очевидно, что модернизированный МиГ-31 имеет лучшие показатели по скоростям перехватываемых целей, особенно при атаке в заднюю полусферу, что достигается за счёт более высоких максимальных скоростей. В то же время, F-14 уже не потерял преимущества по высотам перехватываемых целей за счёт лучших перегрузочных характеристик ракеты AIM-54 Phoenix. Правда во встречном ракетном бою истребитель F-14 при полёте на больших высотах или на примерно одинаковой высоте с самолётом МиГ-31 заметно уступает последнему. Это объясняется очевидными преимуществами в эффективной зоне многоканального обстрела и разрешённой дальности пуска модернизированных управляемых ракет Р-33, которые обеспечивают МиГ-31 существенное превосходство в бою на большой и средней дистанции.
Комплексной характеристикой эффективности авиационного комплекса перехвата можно считать показатель боевого потенциала, под которым понимают соотношение численности группировок, выполняющих заданный объём боевых задач при потерях, которые не превышают заданный уровень. Другим вариантом оценки может быть соотношение количества поражённых целей к потерям за время операции между двумя типами самолётов. В соответствии с оценками 2-го ЦНИИ МО соотношение коэффициентов боевого потенциала комплексов МиГ-31 и F-14A составляет 1:0,6…0,7.
Характеристики истребителей МиГ-31 и F-14A
МиГ-31 |
F-14A |
||
Двигатель |
Д30Ф6 |
TF30-P-412A |
|
Тяга бесфорсажная |
кгс |
9500 |
5600 |
Тяга форсажная |
кгс |
15500 |
9480 |
Запас топлива во внутренних баках |
кг |
15500 |
7460 |
Максимальная взлетная масса |
т |
41…43 |
31…33 |
Тяговооруженность взлетная |
0,76 |
0,72 |
|
Максимальная скорость у земли |
км/ч |
1450 |
1450 |
Максимальная скорость на высоте |
км/ч |
3000 |
2350 |
Минимальная скорость |
км/ч |
450 |
400 |
Практический потолок |
км |
20,6 |
18,5 |
Максимальная перегрузка |
5 |
7,5 |
|
Рубежи перехвата без ПТБ,: |
|||
форсажный |
км |
720 (М=2,35) |
250 (М=1,5) |
бесфорсажный |
км |
1250 (М=0,8) |
800 (М=0,8) |
Система управления вооружением |
РП-31 «Заслон» |
AN/AWG-9 |
|
Антенна РЛС |
ФАР |
ЩАР |
|
Углы отклонения РЛС по азимуту |
° |
+70…−70 |
+65…−65 |
Углы отклонения РЛС по углу места |
° |
+70…−60 |
+60…−60 |
Число сопровождаемых целей |
10 |
24 |
|
Число одновременно обстреливаемых целей |
4 |
6 |
|
Зона многоцелевого сопровождения |
°² |
18200 |
420 |
Дальности обнаружения (σц=3 м²) в ППС |
км |
120…130 |
130…140 |
Дальности обнаружения (σц=3 м²) в 3ПC |
км |
45…60 |
60 |
Индикация СУВ у летчика |
ППИ-70В, ИТО-Л |
ИЛС + 2 индикатора обстановки |
|
Индикация СУВ у штурмана-оператора |
ИТО, обзорный индикатор |
2 индикатора на ЭЛТ |
|
БЦВМ |
«Аргон-15» |
CDC-5400B |
|
Оптико-электронная система |
8ТК |
JR |
|
Система управления оружием |
СУО-31 |
AN/ASN-92 |
|
Комплекс обороны: |
|||
станция предупреждения о РЛ-облучении |
«Береза МЛ» |
AN/ALR-45 |
|
устройство разбрасывания пассивных помех |
АПП-50 |
AN/ALE-39 |
|
система шумовых помех |
– |
AN/ALQ-126 |
|
Радиолиния передачи данных |
АПД-518, КРУ |
ASW-27 |
|
Вооружение: |
|||
управляемые ракеты большой дальности |
4×Р-33 |
6×AIM-54A |
|
управляемые ракеты средней дальности |
2×Р-40ТД |
6×AIM-7F/E |
|
управляемые ракеты малой дальности |
4×Р-60М |
2×АIМ-9 |
|
пушки (тип/калибр, мм/число снарядов) |
ГШ-23-6/23/260 |
М61А-1/20/675 |
Сравнительные оценки маневренных возможностей истребителей МиГ-31 и F-14A
М=1,4 Н=5 км |
М=1,4 Н=10 км |
М=2,2 Н=17 км |
|||||
МиГ-31 |
F-14 |
МиГ-31 |
F-14 |
МиГ-31 |
F-14 |
||
Тяговооруженность PПФ/Gрасч |
1,08 |
1,05 |
0,67 |
0,7 |
0,43 |
0,41 |
|
Перегрузка установившегося виража nYуст |
4,5 |
1,7 |
2,9 |
2,2 |
1,6 |
1,27 |
|
Максимальная перегрузка nYmax |
4,5 |
7,5 |
4,5 |
7,5 |
3,27 |
3,47 |
|
Скорость установившегося разворота |
°/с |
5,6 |
2,4 |
3,7 |
2,7 |
1,1 |
0,68 |
Максимальная скорость разворота |
°/с |
5,6 |
9,3 |
5,9 |
9,9 |
2,7 |
2,9 |
Радиус установившегося разворота |
км |
4,7 |
14,9 |
6,6 |
9,1 |
34,4 |
54,8 |
Удельная избыточная мощность V*y |
м/с |
173 |
34 |
122 |
71 |
86 |
29 |
Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=0° |
° |
23 |
53 |
17 |
10,2 |
7,6 |
2,6 |
Максимальный угол набора высоты при М=const для крена γ=45° |
° |
21,7 |
4 |
15 |
7,6 |
3 |
Характерные отличия серии
МиГ-31БМ имеет ряд важных отличительных особенностей от оригинала МиГ-31. В первую очередь это касается бортового комплекса радиолокации. Благодаря этому оборудованию экипаж способен обнаруживать в считанные секунды до 24 целей. Кроме того, треть из них может быть атакована единовременно. Также выделяются у Миг-31БМ технические характеристики, касаемые противорадиолокационной системы защиты. В нее входят такие ракетные установки, как Х-25МПУ, Х-29Т, Х-31П и другие. Помимо этого, в отличительные особенности серии можно включить модернизированную систему лазерного наведения.
Для комфорта экипажа была разработана специальная компоновка кабин. Теперь летчик имеет возможность своевременно получать данные о тактической подготовке. Ранее командир не мог знать, что делает его штурман. Для слежения за обстановкой кабина летчика оборудована многофункциональным индикатором диагональю в 10 дюймов. Штурман, в свою очередь, получил возможность вывода на экран радиолокационной информации.