Самолет а-50: главный козырь «российского авакса»
Содержание:
- Основы выживания
- Летно-технические характеристики
- Боевое применение
- Примечания
- Описание конструкции самолета А-50
- На вооружении
- Длинная дорога в небо
- Модификации
- История создания
- Основное различие «пневматов»
- Недостатки пневматики
- На вооружении
- Эксплуатация
- Конструкция
- Описание конструкции самолета А-50
- Конструкция
- Слайды и текст этой презентации
- Длинная дорога в небо
- Модификации
- Боевое применение
- На вооружении
- На вооружении
Основы выживания
Летно-технические характеристики
Технические характеристики
Число мест:
-
- Экипаж: 5 человек
- Тактический экипаж: 10 человек
- Длина: 48,27 м
- Размах крыла: 50,5 м
- Высота: 14,8 м
- Максимальный диаметр фюзеляжа: 4,8 м
- Площадь крыла: 300 м²
- Нормальная взлётная масса: 190 000 кг
- Объем топлива: 109 480 л
-
Двигатели: 4 × «Д-30КП
Тяга максимальная: 4 × 12 000 кгс
»
Лётные характеристики
- Крейсерская скорость: 800 км/ч
- Практическая дальность: 7500 км
- длина разбега: 1540 м
- длина пробега: 1050 м
-
Продолжительность полёта:
- Максимальная без дозаправки: 9,3 ч.
-
Патрулирование на удалении 1000 км:
- Без дозаправки: 4 ч.
- С 1 дозаправкой: 7 ч.
- Практический потолок: 12 000 м
- Нагрузка на крыло: 633 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,34 кгс/кг
Радиолокационная станция
Источники
- Дальность обнаружения воздушных целей:
- факелы баллистических нестратегических ракет: 800 км (оптическими средствами)
- бомбардировщиков: до 650 км
- истребителей: 300 км
- крылатых ракет (ЭПР = 1 м²): 215 км
- Дальность обнаружения наземных целей:
- одиночной цели типа пусковой установки оперативно-тактических ракет: до 300 км
- групповой цели типа «колонна танков»: до 250 км
- Дальность обнаружения морских целей (с ЭПР 250 м²): до радиогоризонта
- Количество сопровождаемых воздушных целей: до 300
- Диапазон частот:
- радиотехнической разведки: 0,5~18 ГГц
- радиоразведки: 50~500 МГц
- Количество управляемых истребителей:
- командное наведение: 12
- бортовое наведение: 30
Боевое применение
С самого начала самолёты типа А-50 привлекаются на различные учения, а также на другие подобные мероприятия. Периодически выполняются вылеты на контроль воздушного пространства сопредельных территорий (например, самолёты А-50 работали над Чёрным морем по Турции, во время войны в Ираке).
Начиная с конца 1994 года три самолёта работали с оперативного аэродрома Приволжский, контролируя воздушное пространство над Чечнёй, с целью предотвращения полётов с сопредельных территорий в помощь сепаратистам. Аналогичные задачи самолёты А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999—2000 годов.
В апреле 2000 года один самолёт А-50 был взят ВВС Индии в краткосрочную аренду у ВВС России, вместе с российским экипажем (также на борту присутствовали индийские военнослужащие). Было выполнено десять полётов на контроль воздушного пространства. Базировался самолёт на аэродроме Чандиханг.
По данным Jane’s Defence Weekly с конца 2020 года А-50 используется Россией в военной операции в Сирии в составе Авиационной группа ВКС России в Сирии. Так, А-50У «Таганрог» в декабре 2020 г. возвратился из Сирии в аэродром Иваново-Северный. Один самолёт переброшен на авиабазу Хмеймим в феврале 2020 года.
Примечания
- ↑ 12 А-50
- https://www.airwar.ru Бериев А-50
- Российский самолёт-разведчик научился находить принципиально новые летательные аппараты // Взгляд, 10 декабря 2018
- «Зарубежное военное обозрение» № 10/2006 год
- Бериев, Elta ЭИ (А-50ЭИ)
- Военные представили новейший самолёт А-50У // Лента.ру, 20 мая 2016
- The Military Balance 2020, p.201
- ↑ 12 Индия осталась довольна российскими самолётами «А-50ЭИ» Архивировано 21 февраля 2011 года.
- Russia operates ‘Mainstay’ AEW&Cs over Syria (неопр.) (недоступная ссылка). Jane’s Defence Weekly. Дата обращения 13 января 2020. Архивировано 15 января 2020 года.
- Валагин А. Возвращение из Сирии «летающего радара» А-50 попало на видео / проект «Русское оружие» — «Российская газета», 13.12.2017
- СМИ сообщили о замеченных в Сирии российских истребителях пятого поколения // interfax.ru, 22.02.2018
- Лавров, Антон . Русское качество: как Индия и Пакистан воюют нашим оружием (28 февраля 2019). Дата обращения 3 марта 2020.
- Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 на сайте ТАНТК имени Г. М. Бериева
- Авиационный комплекс АК ДРЛОУ «А-50» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2010. Архивировано 5 марта 2020 года.
Описание конструкции самолета А-50
А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это двухмоторный высокоплан, его конструкция во много повторяет конструкцию серийного транспортного самолета Ил-76. Экипаж самолета состоит из 5 человек и еще 10-11 операторов, которые обслуживают аппаратуру радиотехнического комплекса «Шмель». Именно этот РТК и является основным «оружием» А-50. В его состав входит:
- трехкоординатная РЛС с пассивным каналом пеленгации;
- комплекс аппаратуры съема и отображения полученных данных;
- система запроса – ответа;
- вычислительный комплекс, который решает задачи управления, а также наведения истребителей на воздушные цели;
- система госопознавания;
- комплекс аппаратуры ЗАС;
- система связи;
- комплекс аппаратуры документирования;
- телекодовая аппаратура.
Характерной особенностью А-50 является наличие «гриба» – обтекателя РЛС кругового обзора, который имеет диаметр больше 10 метров и высоту 2 метра. Конструкторам пришлось решать нетривиальную задачу размещения этого сооружения на фюзеляже самолета. Он располагается сзади задней кромки крыла, при этом он несколько ниже стабилизатора машины.
Радиоэлектронное оборудование, размещенное на борту А-50, весит около 20 тонн. РЛС самолета позволяет обнаруживать одиночную воздушную цель типа «истребитель», летящую на малой высоте, на расстоянии в 200-400 км. Высотные цели такого же класса определяются на дальности до 600 км. Морские цели РТК «Шмель» «видит» на расстоянии в 400 км. Комплекс способен одновременно вести до 60 целей и наводить на них до 12 истребителей.
Взаимодействие А-50 с истребителями обеспечивается за счет автоматизированных фиксированных каналов связи. Дальность по КВ-диапазону составляет 2 тыс. км, а по УКВ-диапазону – до 400 км. Для обеспечения глобальной связи А-50 оснащен спутниковым каналом коммуникации.
Пилотажно-навигационный комплекс А-50 позволяет самолету решать боевые задачи в любых метеорологических условиях, днем или ночью, в любой точке земного шара.
Самолет способен выполнять боевые задачи даже в условиях помех и активного противодействия противника. Если сравнивать А-50 с Boeing E-3 Sentry, то советская машина уступает американской по дальности обнаружения целей и по количеству каналов наведения. Однако А-50 лучше распознает и выделяет воздушные цели на фоне земной поверхности. Правда, вес электронной аппаратуры «советского АВАКСа» в полтора раза больше, чем у его американского аналога.
На вооружении
Россия:
ВВС России — 5 А-50 и 4 А-50У, по состоянию на 2020 год
Индия:
ВВС Индии — 3 А-50ЭИ, по состоянию на 2014 год. В 2003 году был заключён контракт на поставку 3 А-50ЭИ, который был выполнен в 2010 году.
СССР:
- Авиация ПВО СССР :
- 67-я отдельная авиационная эскадрилья ДРЛО в/ч 32457 (20 машин), аэродром Зокняй, г. Шауляй, Литовская ССР (с 1985 до 1992 года). Расформирована, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
- Авиационный отряд (два А-50 и 1 Ил-76) в составе 192-го гв. Керченского Краснознамённого ВТАП (в/ч 26212), аэродром Укурей (Ареда), РСФСР, с 1985 по 1995 гг. Формировался на аэродроме Улан-Удэ (Восточный) в 1985 году, перелетел в Укурей в 1988 году. Расформирован, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
- 18-й отдельный авиационный отряд ДРЛО (два А-50 и 1 Ил-76) на аэродроме Витебск-Северный (с 1985 года). В 1993 году 18-й ОАО передан в состав ВС РФ и перелетел на аэр. Ахтубинск 929-го ГЛИЦ, в дальнейшем вошёл в штат 144-го ОТАП ДРЛО.
- 144-й отдельный полк ДРЛО в/ч 89449. Сформирован на аэродроме Берёзовка (Печора) в 1989 году, 20 самолётов А-50. Передислоцирован на аэродром Иваново (Северный) в 1998 году.
Примечание: Интересно, что ТЭЧ 978-го отдельного транспортного полка авиации ПВО на аэродроме Клин (Клин-5) была единственной, которая ремонтировала и проводила регламенты Ил-76 и А-50, в результате чего данные самолёты регулярно перелетали на данный аэродром для планового технического обслуживания.
Некоторые источники ошибочно указывают на ещё одного эксплуатанта А-50 — Ирак, но на самом деле там была собственная разработка самолёта ДРЛО на базе Ил-76МД под названием «Adnan-2».
Длинная дорога в небо
Переоборудование серийного Ил-76 в первый самолет А-50 завершилось только в конце 1978 года. В августе 1979 года начались государственные испытания машины, в ходе которых также осуществлялась доработка и доводка комплекса радиоэлектронного оборудования на борту самолета. До 1983 года на опытном заводе ОКБ-49 в Таганроге в А-50 было переоборудовано первые три Ил-76. Испытания продолжались до 1985 года, после чего машины были переданы в строевые части на опытную эксплуатацию. Еще раньше, в декабре 1984 года, было принято решение о начале серийного производства самолета на Ташкентском авиационном заводе.
Первая встреча А-50 с «вероятным противником» состоялась в декабре 1987 года: норвежский противолодочный самолет Р-3В Orion обнаружил «советский АВАКС» над акваторией Баренцева моря.
В 1987 году начались работы над созданием модернизированного радиотехнического комплекса «Шмель-2», для чего была переоборудована летающая лаборатория Ту-126ЛЛ. Однако в 1992 году работы над этим проектом заглохли.
В начале нулевых годов начались работы по модернизации А-50, причем велись они и над обновлением самолета, и над улучшением характеристик РТК. Результатом стало появление новой модификации самолета – А-50У с куда более продвинутыми летно-тактическими характеристиками. Первый А-50У был передан российским ВВС в 2011 году. Второй был принят в эксплуатацию в конце 2012 года. В марте 2017 года ВКС получили четвертый А-50У. До 2020 года планируется модернизировать и передать вооруженным силам 20 подобных машин.
С момента начала эксплуатации А-50 постоянно привлекались при проведении различных учений. Периодически эти самолеты участвуют в дистанционном контроле тех или иных сопредельных территорий. Так, например, А-50 проводили мониторинг ситуации в Ираке во время войны в начале 90-х годов. Во время первой и второй чеченской кампании эти самолеты контролировали воздушное пространство мятежной республики, предотвращая полеты с территории сопредельных государств. В 2015 году А-50 вошел в состав российской группировки ВКС в Сирии. Фото этого самолета на базе Хмеймим легко можно найти в интернете.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
А-50 | Первая серийная модификация. |
А-50М | Самолёт с модернизированным комплексом «Шмель-М» |
А-50И | Совместная российско-израильская модификация А-50, предназначенная для ВВС КНР. Для этого на ТАНТК был переоборудован один из серийных А-50, с последующим дооснащением РТК в Израиле. По разным причинам проект не был осуществлён, и самолёт без РТК передали Китаю, где он был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000. |
А-50ЭИ | Экспортный вариант АК ДРЛО для ВВС Индии. Построен путём переоборудования самолёта Ил-76ТД, на котором установили двигатели ПС-90А-76 и РТК с многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы Elta. |
А-50У | Вариант модернизации серийных самолётов А-50. Установлен новый радиотехнический комплекс с улучшенными параметрами по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в том числе сверхзвуковых и вертолётов, в условиях применения РЭП) построен с применением элементной базы Intel, снижена масса аппаратуры, за счёт этого увеличен запас топлива. Все ЭЛТ-дисплеи заменены на ЖКИ. Оборудованы комнаты отдыха и кухня. Первый самолёт передан ВВС 31.10.2011 г. 7 марта 2017 года передан Российским ВКС четвёртый модернизированный самолёт с бортовым номером 41 и собственным названием «Таганрог». 6 декабря 2018 года передан Российским ВКС очередной модернизированный самолёт с бортовым номером 45 «Красный». |
Примечание. Самолёт «976 СКИП», несмотря на схожий с А-50 внешний вид, не имеет отношения к самолётам ДРЛО и предназначен для совершенно других задач: самолёты задействованы для контроля параметров при испытаниях баллистических и крылатых ракет. Базируются в Раменском 4 машины (на хранении).
История создания
К началу 1970-х годов самолёт ДРЛО Ту-126 уже морально устарел и требовал замены.
В 1969 году было принято правительственное решение о начале разработки нового радиотехнического комплекса, который должен был обнаруживать и сопровождать скоростные малозаметные воздушные цели, летящие у земли. Его созданием занялся Московский научно-исследовательский институт приборостроения. В качестве носителя рассматривались различные варианты авиационных КБ СССР, но остановились на тяжёлом военно-транспортном самолёте Ил-76. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1973 года создание нового самолёта РЛДН было предписано таганрогскому ОКБ-49 под руководством А. К. Константинова.
Первый полёт переоборудованного из серийного Ил-76 нового самолёта (ещё без радиоэлектронного комплекса) выполнен 19 декабря 1978 года. 16 августа 1979 года начались совместные государственные испытания, а также наземная отработка аппаратуры на борту машины. Всего в Таганроге с декабря 1978 по октябрь 1983 года в А-50 было переоборудовано три Ил-76.
На первом А-50 определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения РТК, на втором сам РТК и пилотажно-навигационный комплекс «Пунктир», на третьем — комплекс РЭП и спецоборудование. Основные испытания проводились на базе ГНИКИ ВВС в Ахтубинске до 1985 года. С 1985 по 1988 год выполнялась опытная эксплуатация на базе строевых частей. Официально на вооружение комплекс был принят в 1989 году. За его создание Постановлением Правительства РФ от 16 января 1996 г. группе ведущих специалистов авиационной и радиотехнической промышленности, а также ВВС присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники. Среди лауреатов А. К. Константинов, Г. С. Панатов и С. А. Атаянц.
Основное различие «пневматов»
Недостатки пневматики
На вооружении
Россия:
ВВС России — 5 А-50 и 4 А-50У, по состоянию на 2020 год
Индия:
ВВС Индии — 3 А-50ЭИ, по состоянию на 2014 год. В 2003 году был заключён контракт на поставку 3 А-50ЭИ, который был выполнен в 2010 году.
СССР:
- Авиация ПВО СССР :
- 67-я отдельная авиационная эскадрилья ДРЛО в/ч 32457 (20 машин), аэродром Зокняй, г. Шауляй, Литовская ССР (с 1985 до 1992 года). Расформирована, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
- Авиационный отряд (два А-50 и 1 Ил-76) в составе 192-го гв. Керченского Краснознамённого ВТАП (в/ч 26212), аэродром Укурей (Ареда), РСФСР, с 1985 по 1995 гг. Формировался на аэродроме Улан-Удэ (Восточный) в 1985 году, перелетел в Укурей в 1988 году. Расформирован, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
- 18-й отдельный авиационный отряд ДРЛО (два А-50 и 1 Ил-76) на аэродроме Витебск-Северный (с 1985 года). В 1993 году 18-й ОАО передан в состав ВС РФ и перелетел на аэр. Ахтубинск 929-го ГЛИЦ, в дальнейшем вошёл в штат 144-го ОТАП ДРЛО.
- 144-й отдельный полк ДРЛО в/ч 89449. Сформирован на аэродроме Берёзовка (Печора) в 1989 году, 20 самолётов А-50. Передислоцирован на аэродром Иваново (Северный) в 1998 году.
Примечание: Интересно, что ТЭЧ 978-го отдельного транспортного полка авиации ПВО на аэродроме Клин (Клин-5) была единственной, которая ремонтировала и проводила регламенты Ил-76 и А-50, в результате чего данные самолёты регулярно перелетали на данный аэродром для планового технического обслуживания.
Некоторые источники ошибочно указывают на ещё одного эксплуатанта А-50 — Ирак, но на самом деле там была собственная разработка самолёта ДРЛО на базе Ил-76МД под названием «Adnan-2».
Эксплуатация
Первый самолёт А-50 перелетел на аэродром Шауляй в 1984 году, следующие четыре перелетели в 1987, ещё по пять машин поступили в 1988 и в 1989 годах. В 1984 году, работая с аэродрома Витебск, А-50 принял участие в учениях «Запад-84» (с посадками на аэродромах в ГДР и Польше).
В Витебске и Улан-Удэ было сформировано по авиационному отряду на А-50. Штатная численность каждого отряда составляла два А-50 и один Ил-76.
Также на А-50 все звания по штату были на ступень выше, чем в аналогичных подразделениях ВТА. Отличительной особенностью комплектования подразделений ДРЛО на А-50 было практически полное отсутствие в штате срочной службы (то есть только офицеры и прапорщики).
Всё время А-50 были окружены плотной завесой секретности, и попасть на борт постороннему человеку было просто невозможно.
Первая встреча А-50 с разведчиком НАТО произошла 4 декабря 1987 года над Баренцевым морем, когда самолёт попал в объективы норвежского патрульного самолёта Р-3В «Орион».
В 1988—1991 гг. самолёты А-50 несли боевое дежурство в системе ПВО. Также, с целью отработки взаимодействия А-50 облетели всю страну, с посадкой на всех более-менее крупных аэродромах на территории СССР.
Боевое применение
А-50ЭИ ВВС Индии, 2009 год
С самого начала самолёты типа А-50 привлекаются на различные учения, а также на другие подобные мероприятия. Периодически выполняются вылеты на контроль воздушного пространства сопредельных территорий (например, самолёты А-50 работали над Чёрным морем по Турции, во время войны в Ираке).
Начиная с конца 1994 года три самолёта работали с оперативного аэродрома Приволжский, контролируя воздушное пространство над Чечнёй, с целью предотвращения полётов с сопредельных территорий в помощь сепаратистам. Аналогичные задачи самолёты А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999—2000 годов.
В апреле 2000 года один самолёт А-50 был взят ВВС Индии в краткосрочную аренду у ВВС России, вместе с российским экипажем (также на борту присутствовали индийские военнослужащие). Было выполнено десять полётов на контроль воздушного пространства. Базировался самолёт на аэродроме Чандиханг.
С конца 2015 года А-50 используется Россией в военной операции в Сирии в составе Авиационной группа ВКС России в Сирии. Так, А-50У «Таганрог» в декабре 2017 г. возвратился из Сирии в аэродром Иваново-Северный.
Один самолёт переброшен на авиабазу Хмеймим в феврале 2018 года.
А-50ЭИ применялся Индией в ходе пограничного конфликта с Пакистаном в 2019 году.
Конструкция
Основное оборудование самолёта — радиотехнический комплекс «Шмель», построенный на базе БЦВМ «Аргон-50». В составе комплекса:
- трёхкоординатная РЛС с пассивным каналом пеленгации
- аппаратура съёма и отображения полученной информации
- система активного запроса—ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам
- цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели
- аппаратура командной линии радиоуправления
- система связи, ЗАС и телекодовая аппаратура
- аппаратура документирования
- система государственного опознавания
Вес аппаратуры — 20 тонн. С комплексом работают 10—11 операторов (командир РТК, старший штурман наведения, два штурмана наведения, старший оператор сопровождения и два оператора сопровождения, а также бортинженеры РТК, РЛС, средств связи). Лётный экипаж — 5 человек.
Помимо комплекса «Шмель», на самолёте установлен бортовой комплекс обороны, в составе которого средства активного и пассивного радиопротиводействия, а также системы постановки инфракрасных помех.
Планер самолёта получил следующие изменения в конструкции:
- новый носовой обтекатель;
- установлена штанга дозаправки;
- вместо остекления штурманской кабины установлен радиопрозрачный обтекатель;
- на левом борту отсутствуют дверь и люк аварийного выхода № 1;
- перед крылом установлен обтекатель антенн спутниковой связи;
- за крылом установлен на пилонах вращающийся грибообразный обтекатель антенны РЛС кругового обзора диаметром 10,5 м и высотой 2 м;
- в основании киля установлен воздухозаборник систем охлаждения аппаратуры РТК;
- увеличенные боковые обтекатели, для размещения дополнительного оборудования и более мощной ВСУ;
- на боковых обтекателях установлены отражающие экраны, выполненные в виде аэродинамических поверхностей (крылышек);
- зашиты створки грузового люка;
- иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна кабины лётчиков, а также окна кабины штурмана имеют металлизацию для защиты экипажа от СВЧ-излучения.
Все серийные самолёты А-50 были построены на Ташкентском авиазаводе. Для этого на заводе была создана соответствующая инфраструктура.
После распада СССР дооснащение и модернизация этих самолетов выполнялись на ТАНТК имени Бериева.
Описание конструкции самолета А-50
А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это двухмоторный высокоплан, его конструкция во много повторяет конструкцию серийного транспортного самолета Ил-76. Экипаж самолета состоит из 5 человек и еще 10-11 операторов, которые обслуживают аппаратуру радиотехнического комплекса «Шмель». Именно этот РТК и является основным «оружием» А-50. В его состав входит:
- трехкоординатная РЛС с пассивным каналом пеленгации;
- комплекс аппаратуры съема и отображения полученных данных;
- система запроса – ответа;
- вычислительный комплекс, который решает задачи управления, а также наведения истребителей на воздушные цели;
- система госопознавания;
- комплекс аппаратуры ЗАС;
- система связи;
- комплекс аппаратуры документирования;
- телекодовая аппаратура.
Характерной особенностью А-50 является наличие «гриба» – обтекателя РЛС кругового обзора, который имеет диаметр больше 10 метров и высоту 2 метра. Конструкторам пришлось решать нетривиальную задачу размещения этого сооружения на фюзеляже самолета. Он располагается сзади задней кромки крыла, при этом он несколько ниже стабилизатора машины.
Радиоэлектронное оборудование, размещенное на борту А-50, весит около 20 тонн. РЛС самолета позволяет обнаруживать одиночную воздушную цель типа «истребитель», летящую на малой высоте, на расстоянии в 200-400 км. Высотные цели такого же класса определяются на дальности до 600 км. Морские цели РТК «Шмель» «видит» на расстоянии в 400 км. Комплекс способен одновременно вести до 60 целей и наводить на них до 12 истребителей.
Взаимодействие А-50 с истребителями обеспечивается за счет автоматизированных фиксированных каналов связи. Дальность по КВ-диапазону составляет 2 тыс. км, а по УКВ-диапазону – до 400 км. Для обеспечения глобальной связи А-50 оснащен спутниковым каналом коммуникации.
Пилотажно-навигационный комплекс А-50 позволяет самолету решать боевые задачи в любых метеорологических условиях, днем или ночью, в любой точке земного шара.
Самолет способен выполнять боевые задачи даже в условиях помех и активного противодействия противника. Если сравнивать А-50 с Boeing E-3 Sentry, то советская машина уступает американской по дальности обнаружения целей и по количеству каналов наведения. Однако А-50 лучше распознает и выделяет воздушные цели на фоне земной поверхности. Правда, вес электронной аппаратуры «советского АВАКСа» в полтора раза больше, чем у его американского аналога.
Конструкция
Основное оборудование самолёта — радиотехнический комплекс «Шмель», построенный на базе БЦВМ «Аргон-50». В составе комплекса:
- трёхкоординатная РЛС с пассивным каналом пеленгации
- аппаратура съёма и отображения полученной информации
- система активного запроса—ответа и передачи команд или информации целеуказания перехватчикам
- цифровой вычислительный комплекс для решения задач управления, наведения истребителей на воздушные цели
- аппаратура командной линии радиоуправления
- система связи, ЗАС и телекодовая аппаратура
- аппаратура документирования
- система государственного опознавания
Вес аппаратуры — 20 тонн. С комплексом работают 10—11 операторов (командир РТК, старший штурман наведения, два штурмана наведения, старший оператор сопровождения и два оператора сопровождения, а также бортинженеры РТК, РЛС, средств связи). Лётный экипаж — 5 человек.
Помимо комплекса «Шмель», на самолёте установлен бортовой комплекс обороны, в составе которого средства активного и пассивного радиопротиводействия, а также системы постановки инфракрасных помех.
Планер самолёта получил следующие изменения в конструкции:
- новый носовой обтекатель;
- установлена штанга дозаправки;
- вместо остекления штурманской кабины установлен радиопрозрачный обтекатель;
- на левом борту отсутствуют дверь и люк аварийного выхода № 1;
- перед крылом установлен обтекатель антенн спутниковой связи;
- за крылом установлен на пилонах вращающийся грибообразный обтекатель антенны РЛС кругового обзора диаметром 10,5 м и высотой 2 м;
- в основании киля установлен воздухозаборник систем охлаждения аппаратуры РТК;
- увеличенные боковые обтекатели, для размещения дополнительного оборудования и более мощной ВСУ;
- на боковых обтекателях установлены отражающие экраны, выполненные в виде аэродинамических поверхностей (крылышек);
- зашиты створки грузового люка;
- иллюминаторы основного и аварийных выходов, боковые и верхние окна кабины лётчиков, а также окна кабины штурмана имеют металлизацию для защиты экипажа от СВЧ-излучения.
Все серийные самолёты А-50 были построены на Ташкентском авиазаводе. Для этого на заводе была создана соответствующая инфраструктура.
После распада СССР дооснащение и модернизация этих самолетов выполнялись на ТАНТК имени Бериева.
Слайды и текст этой презентации
Длинная дорога в небо
Переоборудование серийного Ил-76 в первый самолет А-50 завершилось только в конце 1978 года. В августе 1979 года начались государственные испытания машины, в ходе которых также осуществлялась доработка и доводка комплекса радиоэлектронного оборудования на борту самолета. До 1983 года на опытном заводе ОКБ-49 в Таганроге в А-50 было переоборудовано первые три Ил-76. Испытания продолжались до 1985 года, после чего машины были переданы в строевые части на опытную эксплуатацию. Еще раньше, в декабре 1984 года, было принято решение о начале серийного производства самолета на Ташкентском авиационном заводе.
Первая встреча А-50 с «вероятным противником» состоялась в декабре 1987 года: норвежский противолодочный самолет Р-3В Orion обнаружил «советский АВАКС» над акваторией Баренцева моря.
В 1987 году начались работы над созданием модернизированного радиотехнического комплекса «Шмель-2», для чего была переоборудована летающая лаборатория Ту-126ЛЛ. Однако в 1992 году работы над этим проектом заглохли.
В начале нулевых годов начались работы по модернизации А-50, причем велись они и над обновлением самолета, и над улучшением характеристик РТК. Результатом стало появление новой модификации самолета – А-50У с куда более продвинутыми летно-тактическими характеристиками. Первый А-50У был передан российским ВВС в 2011 году. Второй был принят в эксплуатацию в конце 2012 года. В марте 2017 года ВКС получили четвертый А-50У. До 2020 года планируется модернизировать и передать вооруженным силам 20 подобных машин.
С момента начала эксплуатации А-50 постоянно привлекались при проведении различных учений. Периодически эти самолеты участвуют в дистанционном контроле тех или иных сопредельных территорий. Так, например, А-50 проводили мониторинг ситуации в Ираке во время войны в начале 90-х годов. Во время первой и второй чеченской кампании эти самолеты контролировали воздушное пространство мятежной республики, предотвращая полеты с территории сопредельных государств. В 2020 году А-50 вошел в состав российской группировки ВКС в Сирии. Фото этого самолета на базе Хмеймим легко можно найти в интернете.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
А-50 | Первая серийная модификация. |
А-50М | Самолёт с модернизированным комплексом «Шмель-М» |
А-50И | Совместная российско-израильская модификация А-50, предназначенная для ВВС КНР. Для этого на ТАНТК был переоборудован один из серийных А-50, с последующим дооснащением РТК в Израиле. По разным причинам проект не был осуществлён и самолёт без РТК передали Китаю, где он был достроен собственными силами. Получил обозначение KJ-2000. |
А-50ЭИ | Экспортный вариант АК ДРЛО для ВВС Индии. Построен путем переоборудования самолета Ил-76ТД, на котором установили двигатели ПС-90А-76 и РТК с многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы Elta. |
А-50У | Вариант модернизации серийных самолетов А-50. Установлен новый радиотехнический комплекс с улучшенными параметрами по обнаружению низколетящих и малозаметных воздушных целей (в том числе сверхзвуковых и вертолётов, в условиях применения РЭП) построен с применением элементной базы Intel, снижена масса аппаратуры, за счёт этого увеличен запас топлива. Все ЭЛТ-дисплеи заменены на LCD. Оборудованы комнаты отдыха и кухня. Первый самолёт передан ВВС 31.10.2011 г. 7 марта 2017 года передан Российским ВКС четвёртый модернизированный самолёт с бортовым номером 41 и собственным названием «Таганрог» |
Примечание. Самолёт «976 СКИП», несмотря на схожий с А-50 внешний вид, не имеет отношения к самолетам ДРЛО и предназначен для совершенно других задач: самолёты задействованы для контроля параметров при испытаниях баллистических и крылатых ракет. Базируются в Раменском 4 машины (на хранении).
Боевое применение
С самого начала самолёты типа А-50 привлекаются на различные учения, а также на другие подобные мероприятия. Периодически выполняются вылеты на контроль воздушного пространства сопредельных территорий (например, самолёты А-50 работали над Чёрным морем по Турции, во время войны в Ираке).
Начиная с конца 1994 года три самолёта работали с оперативного аэродрома Приволжский, контролируя воздушное пространство над Чечнёй, с целью предотвращения полётов с сопредельных территорий в помощь сепаратистам. Аналогичные задачи самолёты А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999—2000 годов.
В апреле 2000 года один самолёт А-50 был взят ВВС Индии в краткосрочную аренду у ВВС России, вместе с российским экипажем (также на борту присутствовали индийские военнослужащие). Было выполнено десять полётов на контроль воздушного пространства. Базировался самолёт на аэродроме Чандиханг.
По данным Jane’s Defence Weekly с конца 2020 года А-50 используется Россией в военной операции в Сирии в составе Авиационной группа ВКС России в Сирии. Так, А-50У «Таганрог» в декабре 2020 г. возвратился из Сирии в аэродром Иваново-Северный. Один самолёт переброшен на авиабазу Хмеймим в феврале 2020 года.
На вооружении
Россия:
ВВС России — 5 А-50 и 4 А-50У, по состоянию на 2020 год
Индия:
ВВС Индии — 3 А-50ЭИ, по состоянию на 2014 год. В 2003 году был заключён контракт на поставку 3 А-50ЭИ, который был выполнен в 2010 году.
СССР:
- Авиация ПВО СССР : 67-я отдельная авиационная эскадрилья ДРЛО в/ч 32457 (20 машин), аэродром Зокняй, г. Шауляй, Литовская ССР (с 1985 до 1992 года). Расформирована, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
- Авиационный отряд (два А-50 и 1 Ил-76) в составе 192-го гв. Керченского Краснознамённого ВТАП (в/ч 26212), аэродром Укурей (Ареда), РСФСР, с 1985 по 1995 гг. Формировался на аэродроме Улан-Удэ (Восточный) в 1985 году, перелетел в Укурей в 1988 году. Расформирован, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
- 18-й отдельный авиационный отряд ДРЛО (два А-50 и 1 Ил-76) на аэродроме Витебск-Северный (с 1985 года). В 1993 году 18-й ОАО передан в состав ВС РФ и перелетел на аэр. Ахтубинск 929-го ГЛИЦ, в дальнейшем вошёл в штат 144-го ОТАП ДРЛО.
- 144-й отдельный полк ДРЛО в/ч 89449. Сформирован на аэродроме Берёзовка (Печора) в 1989 году, 20 самолётов А-50. Передислоцирован на аэродром Иваново (Северный) в 1998 году.
Примечание: Интересно, что ТЭЧ 978-го отдельного транспортного полка авиации ПВО на аэродроме Клин (Клин-5) была единственной, которая ремонтировала и проводила регламенты Ил-76 и А-50, в результате чего данные самолёты регулярно перелетали на данный аэродром для планового технического обслуживания.
На вооружении
А-50ЭИ ВВС Индии, 2009 год.
СССР СССР:
- Авиация ПВО СССР :
- 67-я отдельная авиационная эскадрилья ДРЛО в/ч 32457 (20 машин), аэродром Зокняй, г. Шауляй, Литовская ССР (с 1985 до 1992 года). Расформирована, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
- Авиационный отряд (два А-50 и 1 Ил-76) в составе 192-го гв. Керченского Краснознаменного ВТАП (в/ч 26212), аэродром Укурей (Ареда), РСФСР, с 1985 по 1995 гг. Формировался на аэродроме Улан-Удэ (Восточный) в 1985 году, перелетел в Укурей в 1988 году. Расформирован, самолёты переданы в 144-й ОТАП ДРЛО.
- 18-й отдельный авиационный отряд ДРЛО (два А-50 и 1 Ил-76) на аэродроме Витебск-Северный (с 1985 года). В 1993 году 18-й ОАО передан в состав ВС РФ и перелетел на аэр. Ахтубинск 929-го ГЛИЦ, в дальнейшем вошёл в штат 144-го ОТАП ДРЛО.
- 144-й отдельный полк ДРЛО в/ч 89449. Сформирован на аэродроме Берёзовка (Печора) в 1989 году, 20 самолётов А-50. Передислоцирован на аэродром Иваново (Северный) в 1998 году.
Примечание: Интересно, что ТЭЧ 978-го отдельного транспортного полка авиации ПВО на аэродроме Клин (Клин-5) была единственной, которая ремонтировала и проводила регламенты Ил-76 и А-50, в результате чего данные самолёты регулярно перелетали на данный аэродром для планового технического обслуживания.
Россия Россия:
ВВС России — 144-й авиационный полк ДРЛО (затем 2457-я АвБ боевого применения самолётов ДРЛН и 610-й ЦБП и ПЛС), аэродром Северный, г. Иваново. 7 А-50 летают и 9 на хранении, а также 4 А-50У.
Индия Индия:
ВВС Индии — 3 А-50ЭИ, по состоянию на 2014 год. В 2003 году был заключён контракт на поставку 3 А-50ЭИ, который был выполнен в 2010 году.
Некоторые источники ошибочно указывают на ещё одного эксплуатанта А-50 — Ирак, но на самом деле там была собственная разработка самолёта ДРЛО на базе Ил-76МД под названием «Adnan-2».