Фронтовой бомбардировщик ил-28

Боевое применение

Египетский Ил-28 наносит удар по позициям израильской армии в Синае во время войны на истощение

Впервые в бою Ил-28 участвовали в 1956 во время тройственной агрессии против Египта. Египетские Ил-28 нанесли несколько ударов по войскам противника в Синае. В частности, 31 октября были нанесены авиаудары Ил-28 на киббуц Гезер и авиабазу Лод. Бомбардировщики сбрасывали бомбы на холмы вдалеке от городов и деревень, не причиняя никому вреда. В Луксоре французская авиация уничтожила на земле 20 Ил-28.

Активно использовались Китаем для проведения разведки и нанесения ударов по территории Тайваня.

В декабре 1958 года египетские Ил-28 совершили несколько разведывательных вылетов возле израильского порта Эйлат.

В 1962 году египетские Ил-28 участвовали в Йеменской гражданской войне, нанося удары по монархистам и Саудовской Аравии. В июне 1966 года одиночный Ил-28 в сопровождении нескольких МиГ-17 ВВС ОАР разбомбил саудовскую авиабазу Хамис-Рашай. 17 июня 1967 года при взлёте с аэродрома Ходайда разбился египетский Ил-28. Собственные Ил-28 Йемен получил в ноябре 1967 года, это были 2 самолёта, специально оставленных египтянами, и несколько советских Ил-28, перегнанных через Судан на аэродром Ходайда. Из них была сформирована 112-я бомбардировочная эскадрилья. Ими были уничтожены несколько пропагандистских радиовышек роялистов. В начале 1968 года Ил-28 разбомбили скопление роялистов на горе Аабан, было убито и ранено больше 100 солдат. Бомбардировка велась ночью, и сначала Ил-28 подсветили цель осветительными авиабомбами, после чего был нанесен бомбовый удар. В результате было сорвано наступление роялистов на столицу.

Применялись ВВС Нигерии в ходе гражданской войны в 1969—1970-х годах. В частности, ими был разбомблен аэродром Ули, единственный в Биафре, который мог принимать тяжёлые самолёты. Нигерийцам были поставлены шесть Ил-28 которые пилотировали египетские и чехословацкие лётчики. Самолёты использовались для ковровых бомбардировок как гражданских, так и военных объектов на территории Биафры. После того, как жертвами стали более 2000 человек, налёты были прекращены.

В ходе Шестидневной войны большая часть арабских Ил-28 (27 египетских и 2 сирийских) была уничтожена внезапным ударом израильской авиации на аэродромах. Несмотря на потери на аэродромах, египетские Ил-28 стали взлетать и нанесли несколько десятков авиаударов по израильским войскам в Синае, при этом один бомбардировщик был сбит израильским Миражом.

Египетские Ил-28 активно использовались во время войны на Истощение в 1969—1970-х годах. Разведчики Ил-28 использовались для вскрытия мест расположения израильских ЗРК HAWK. Египетские самолёты провоцировали израильтян на запуски ракет ЗРК, после чего совершали уклонительные манёвры. В ходе этих действий израильтянам не удалось сбить ни одного Ил-28. В качестве бомбардировщиков египетские Ил-28 в ночь с 22 на 23 января 1970 года нанесли первый удар по Эль-Аришу, в результате которого было разрушено несколько зданий. В этот же день египетские «Илы» разбомбили израильских десантников, вторгшихся на остров Шеодан. Единственные потери от действий израильтян египетские Ил-28 понесли 25 апреля, когда пара египетских самолётов разбомбила израильский завод возле Эль-Ариша, оба бомбардировщика были сбиты истребителями F-4 и Мираж. Также один Ил-28 был сбит советскими зенитчиками.[источник не указан 378 дней]

Северовьетнамские Ил-28 (в том числе с советскими лётчиками)[источник не указан 378 дней] совершали боевые вылеты над Лаосом в 1971 году.

В ходе боевых действий на территории Кампучии в конце 1970-х годов Китай передал полпотовцам несколько Ил-28. При захвате авиабазы Почентонг 7 января 1979 года два Ил-28 стали трофеями вьетнамских войск, помогавших повстанцам.

Последний раз египетские Ил-28 участвовали в бою во время войны Судного дня, в частности, они бомбили опорный пункт «Будапешт», нанеся ощутимые потери противнику (это был единственный израильский опорный пункт, который египтяне так и не сумели взять).

В 1962 иракский Ил-28 залетел в воздушное пространство Турции и был сбит турецким истребителем F-84F.

Использовались ВВС Демократической Республики Афганистан в ходе гражданской войны, причём весьма успешно. Моджахедам не удалось сбить ни одного Ил-28. Все афганские Ил-28 были уничтожены в 1985 году в результате диверсии на аэродроме.

Сохранившиеся экземпляры

Фото Тип Бортовой номер Местонахождение
Ил-28 40 г. Токмак, Чуйская область, Киргизия
Ил-28 38 Скулте, Латвия
Ил-28 16 Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Ил-28 Музей Иркутского авиазавода, Иркутск
Ил-28 07 Музей военно-воздушных сил Северного флота, пос. Сафоново, Мурманская область
Ил-28 01 пос. Катунино, Архангельская область
Ил-28 01 Площадь им. Гагарина, Орск
Ил-28Р 33 Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, Ульяновск
Ил-28Р 01 Музей техники Вадима Задорожного, Московская область
Ил-28Р 01 База Дальней авиации ВВС РФ, Тамбов
Ил-28 04 Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино
Ил-28 08 г. Петровск, Саратовская обл.
Ил-28У без б/н ул. Ильюшина, Вологда, Вологодская область
Ил-28 15 в/ч 95109, Выборг
Ил-28 21 Аллея авиаторов ГЛАУ, Кропивницкий, Украина
Ил-28 с. Чайкино, Джанкойский район, Украина
Ил-28 26 с. Вольное, Джанкойский район, Республика Крым
Ил-28 30 аэродром Балтимор, Воронеж
Ил-28 30 ЧВВАУШ, Челябинск
Ил-28 42 г. Черняховск, Калининградская обл.
Ил-28 55 пос. Чкаловск, Калининградская обл.
Ил-28 01 аэродром Кречевицы, Новгородская обл.
Ил-28У 0501 Прага, Чехия
Ил-28 6926 Прага, Чехия
Ил-28Р 2404 Letecke Historicke Spolecnosti, Вишков, Чехия
Ил-28 4 Познань, Польша
Ил-28Р 72 Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-28У S3 Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-28 10 Витково, Польша
Ил-28 47 Лодзь, Польша
Ил-28 52 Колобжег, Польша
Ил-28Р 69 Музей ВМС Польши, Гдыня, Польша
Ил-28Р 65 Muzeum katyńskie w Warszawie, Варшава, Польша
Ил-28Р NH-4 Центральный музей авиации, Финляндия
Ил-28Б 208 Музей авиации Бундесвера, Берлин, Германия
Ил-28 50 Военный музей, Джонув, Польша
Ил-28 Трёхгорный «г/к Каменный цветок», Россия, Челябинская область.
Ил-28 30 Шагол (аэродром), Челябинск, Россия
Ил-28 7 Parco Tematico-Museo della’Aviazione, Римини, Италия
Ил-28Р 43 Пловдив, Болгария
Ил-28 55 Сольнок, Венгрия
Harbin HJ-5 408 Фетешти, Румыния
Harbin H-5R 308 Фетешти, Румыния
Harbin H-5 Бакэу, Румыния
Ил-28 405 Бухарест, Румыния
Ил-28 038 Чхонджу, Южная Корея

Примечания

  1. Якубович Н. В. Самолёты Ильюшина. Лучшие из лучших. — М.: Яуза; ЭКСМО, 2009. — С.213 — 480 с. — (Война и мы. Советская авиация) — ISBN 978-5-699-33921-1.
  2. Даян Моше, Тевет Шабтай. Арабо-израильские войны 1956,1967. — М., 2003, стр.122-123.
  3. Vic Flintham. High Stakes: Britain’s Air Arms in Action 1945-1990, Pen & Sword Aviation, 2009, стр.209
  4. Н.Якубович, Первый реактивный бомбардировщик Ил-28. Атомный «мясник» Сталина, стр.70
  5. Shlomo Aloni, Israeli Mirage and Nesher Aces, стр.82
  6. Послевоенные ударные самолёты. А.Котлобовский
  7. Якубович Н. В. Бомбардировщик Ил-28. Часть 2. // Авиаколлекция (приложение к журналу «Моделист-конструктор»). — 2006. — № 6. — С. 27—30.
  8. Егоров Ю. А., Котлобовский А. В.. Удачный самолёт, которому не везло. // Авиация и время. — 1997. — № 1. — С. 16—20.
  9. Robert F. Kennedy Thirteen Days. A Memoir of the Cuban Missile Crisis. — New York: W. W. Norton and Company, 1969. — P. 27.

Крой

Описание конструкции

В конструкции самолёта широко применялся алюминиевый сплав (дюраль) Д16Т. Силовой набор фюзеляжа из шпангоутов и стрингеров. Кабина герметизирована и звукоизолирована. Крыло прямое, трапециевидное, моноблочное двухлонжеронное, с углом установки 3 град и поперечным V 38 мин. Профиль крыла — СР-5С с относительной толщиной 12 %. Механизация крыла — обычные закрылки с углом отклонения 50 град. на посадке и 20 — на взлёте. Для управления по крену использовались элероны. Киль и стабилизатор стреловидные, симметричного профиля NACA-00. Угол стреловидности киля по линии фокусов — 41 град, стабилизатора — 30 град. Управление триммером руля направления и элеронов — электрическое, триммера РВ — механическая тросовая проводка и шестеренчатые механизмы.

Вид на самолёт спереди. Хорошо видно обтекатели коробки агрегатов двигателей ВК-1

Двигатели ВК-1 установлены в гондолах под крылом. Управление двигателями — с помощью тросовой проводки. Раскрутка двигателей при запуске от электростартеров. Топливная система состоит из фюзеляжных мягких резиновых баков общей ёмкостью 7908 л.

Шасси трёхопорное, с воздушно-масляной амортизацией. Гидравлическая жидкость амортизаторов — спиртоглицериновая смесь Ил-660. Передняя нога убирается назад в фюзеляж, основные стойки — вперёд, в мотогондолы. Управление уборкой-выпуском шасси — от воздушной системы, позже заменённое на гидравлику.

Гидросистема применяется для привода тормозов колёс на основных стойках и привода закрылков. Гидронасос установлен только на левом двигателе. В качестве рабочей жидкости применяется масло МВП, около 45 литров. В случае отказа гидросистемы от пневмосистемы можно выпустить закрылки и использовать аварийное торможение колёс. Также воздухом открывались створки грузоотсека (бомболюка). Насосы воздушной системы установлены на обоих двигателях, кроме того, имеются аварийные баллоны со сжатым воздухом.

В качестве источников электроэнергии на самолёте установлены два стартер-генератора постоянного тока ГСР-9000 и две аккумуляторные батареи 12-А-30.

Радиооборудование самолёта — РЛС ПСБН-Н, радиокомпас АРК-5, радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10, радиостанция РСИУ-3М, радиолокационный ответчик СРО, переговорное устройство СПУ-5.

Приборное оборудование — гирополукомпас ГПК-46, авиагоризонт АГК-47Б, гиромагнитный компас ДГМК-3, навигационный визир АБ-52, магнитный компас КИ-11, указатель поворота УП-2, часы АВР-М и АЧХО, высотомер ВД-17, указатель скорости КУС-1200, указатель числа М — МА-0,95. Также имелся автопилот АП-5.

На разведчиках устанавливалось фотооборудование: три АФА-33, АФА-75МК, АФА-БА-40, для перспективной съёмки. Ночные НАФА-31/50 и НАФА-31/25 были синхронизированы с фотографическими бомбами ФОТАБ-50-35/100-60 и осветительными САБ-100-55/1000-35. Информация с экрана РЛС ПСБН фиксировалась фотоприставкой ФРЛ-1М. В дальнейшем РЛС ПБСН была заменена на РЛС «Курс» (Постановление Правительства от 12 декабря 1953 года). На разведчики также ставился контейнер с дипольными отражателями типа АСО-28 и аппаратура помех «Натрий».

Кормовая турель со спаренными пушками НР-23

Бомбовое вооружение самолёта включало 12 бомб ФАБ-100 или 8 ФАБ-250М46 или две ФАБ-500М46 или одну ФАБ-1500М46 (ФАБ-3000М46), в грузоотсеке. На торпедоносец Ил-28Т можно было подвесить одну реактивную торпеду РАТ-52 в грузоотсек или мины — АМД-500, АМД-1000, «Лира», «Десна» и др. В дальнейшем применялась внешняя подвеска для двух торпед. Для торпедометания использовался прицел ПТН-45, для установки которого пришлось изменить остекление кабины штурмана. Стрелковое вооружение включало две неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка) и две пушки в кормовой дистанционной установке Ил-К6 (Ил-К8) с гидравлическим приводом.

Все самолёты окрашивались «серебрянкой», поставляемые на экспорт — в различные виды камуфляжа. Приборные доски чёрного цвета, ниши шасси и грузоотсек красились в серый цвет или просто не красились (только грунтовка светло-зелёного «травяного» цвета).

На стоянке из-за отсутствия давления в гидросистеме стволы пушек в корме самопроизвольно опускались вниз.

Из-за отсутствия какой либо автоматики запуска и розжига двигателей все операции приходилось выполнять вручную, каждый раз рискуя «сжечь» двигатель. Так как существовал существенный разброс параметров для каждого конкретного двигателя, то часто запуск перед вылетом производил не лётчик, а техник, как лицо наиболее знающее свою машину.

О двигателях

Местом расположения силовых агрегатов ВК-1 стали подкрыльные гондолы. Для управления двигателями в самолете имеется тросовая проводка. Во время запуска каждый ВК-1 раскручивается при помощи электростартера. Топливную систему представляют фюзеляжные мягкие резиновые баки. Их общая емкость составляет 7908 л. Гидронасосом оснащен только левый двигатель. Если гидросистема вдруг выходит из строя, то от пневматической системы опускаются закрылки, и колеса тормозятся аварийно. Также при помощи воздуха открывается грузовой отсек, а именно створки бомболюка. Пневматическими насосами оборудованы оба двигателя. Кроме того, Ил-28 с аварийными баллонами, в которых содержится сжатый воздух.

Вооружение

Из широкой номенклатуры бомб Ил-28 чаще всего применяли ФАБ-100 (12 единиц) или ФАБ-250М46 (8 единиц). В некоторых вариантах рассматривались ФАБ-500М46 в количестве двух единиц или одна ФАБ-1500М46. Ил-28Т (торпедоносец) вооружали одной реактивной торпедой РАТ-52 или минами АМД-500, АМД-1000 по типу «Десна» или «Лира». Ил-28Т использовал прицел ПТН-45. К стрелковому оружию отнесли 2 пушки НР-23 неподвижного типа и 2 подвижные Ил-К6. Последние имели гидравлический привод.

Самолеты, служившие в ВВС или ВМФ СССР, красили серебрянкой, те, которые отправляли на экспорт, – разным цветом камуфляжа.

Эксплуатировался самолет во многих странах, в частности в Китае, Египте, Румынии, Алжире, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Афганистане, Северной Корее, Вьетнаме, Йемене, на Кубе, в Марокко, Сомали, Индонезии, Нигерии и Сирии.

К концу 50-х годов самолет начали снимать с вооружения и заменять его на Як-28.

Фото пулемета РПК

Иракские солдаты тренируются в стрельбе из РПК

Монгольский солдат с РПК

Ручной пулемет Калашникова РПК с барабанным магазином на 75 патронов

Ручной пулемет Калашникова РПКС со сложенным прикладом

Ручной пулемет Калашникова РПК с рожковым магазином на 40 патронов

Конструкция машины

Бывшие операторы

Страны-эксплуатанты Ил-28

Ил-28У ВВС Египта, 1981 год

Ил-28, ранее состоявший на вооружении ВВС Ирака, 2007 год

Ил-28 ВВС Польской Народной Республики заходит на посадку, 1959 год

Harbin H-5 на хранении на аэродроме в Тиране, 2007 год

  • СССР — начиная с 1950 года на вооружении ВВС и авиации ВМФ находилось около 1500 машин. Отлично зарекомендовал себя как учебно-боевой самолёт Тамбовского, Оренбургского лётных училищ и Челябинского училища штурманов.
  • Албания — в 1957 году был приобретён один Ил-28, который в 1971 году был обменян в Китае на H-5. Тот, в свою очередь, оставался в строю до 1992 года. Оба самолёта преимущественно использовались в качестве буксировщика мишеней.
  • Алжир — в 1964 году ВВС Алжира приобрели 12 Ил-28.
  • Афганистан — на вооружении 335-го смешанного авиаполка находилось до тридцати двух Ил-28, которые базировались в Шинданде. Ил-28 применялись в боевых действиях до января 1985 года, когда во время диверсии моджахедов с помощью подкупленной охраны в аэропорту практически все бомбардировщики были уничтожены.
  • Болгария — с 1955 по 1974 год на вооружении ВВС Болгарии находилось четырнадцать Ил-28Р и один Ил-28У.
  • Венгрия — ВВС Венгрии имели на вооружении один авиаполк Ил-28 (37 единиц).
  • Вьетнам — на вооружение 929-й бомбардировочной эскадрильи в 1966—1968 годах поступили двенадцать Ил-28, два Ил-28Р и два Ил-28У. Кроме этого, при захвате кампучийской авиабазы Почетонг 7 января 1979 года вьетнамцам достались два трофейных H-5.
  • ГДР ГДР
  • Египет — в общей сложности Египет приобрёл тридцать Ил-28, два Ил-28У и около пятидесяти чехословацких В-228 и CB-228. Первые десять Ил-28 прибыли в Египет в 1955 году, а к началу Шестидневной войны этими бомбардировщиками было укомплектовано четыре бомбардировочных и одна разведывательная эскадрилья. В середине 1970-х Илы были сняты с вооружения.
  • Индонезия
  • Ирак — 2-я бомбардировочная эскадрилья ВВС Ирака была вооружена бомбардировщиками Ил-28. Последние самолёты этого типа использовались как учебные до конца девяностых.
  • Южный Йемен — в 1962 году ВВС Южного Йемена получили небольшую партию бомбардировщиков Ил-28 из СССР.
  • Кампучия — после прихода Пол Пота к власти ВВС Кампучии получили несколько H-5.
  • КНДР — в самом конце войны в Корее ВВС КНДР получили Ил-28, а в конце 1960-х H-5 из Китая.
  • КНР — незадолго до окончания войны в Корее ВВС КНР начали получать бомбардировщики Ил-28, торпедоносцы Ил-28Т, разведчики Ил-28Р и учебные Ил-28У. После разрыва отношений с СССР, используя поставленные Ил-28 и документацию для проведения ремонтных работ, китайские инженеры восстановили технологию производства Ил-28, после чего самолёт запустили в серию. Один Ил-28 Китай обменял у Албании на H-5 собственного производства.
  • Куба — во время Карибского кризиса в 1962 году на Кубу были отправлены сорок два бомбардировщика Ил-28. Эскадрилья Ил-28А (шесть самолётов) из состава ВВС и торпедоносный авиаполк (тридцать самолётов) из состава ВМФ (5-й флот). Однако после разрешения кризисной ситуации бомбардировщики были возвращены в СССР.
  • Марокко — четыре Ил-28 были поставлены в 1961 году. Списаны вскоре после разрыва отношений между СССР и Марокко.
  • Нигерия — в 1969 году Нигерия получила шесть Ил-28.
  • Польша — с 1952 года ВВС Польши получили восемьдесят боевых Ил-28, а также шестнадцать учебно-тренировочных Ил-28У и несколько Ил-28Р. ВМС Польши получили Ил-28Т и Ил-28Р. Польше несколько Ил-28 своими силами переоборудованы в вариант, схожий с Ил-28РТР, для ведения радиотехнической разведки. Последние польские Ил-28 были сняты с вооружения в 1977 году.
  • Румыния — в 1955 году ВВС Румынии получили бомбардировщики Ил-28 и Ил-28У. Затем они были дополнены китайскими H-5 и HJ-5. H-5 и HJ-5 в качестве буксировщика мишеней использовали до 2001 года.
  • Сирия — в конце 1950-х ВВС Сирии получили небольшое количество Ил-28.
  • Сомали — в 1974 году ВВС Сомали получили до десяти Ил-28.
  • Финляндия — с 1960 года ВВС Финляндии эксплуатировали четыре разведывательных Ил-28Р, после 1966 года их использовали в качестве буксировщиков мишеней.
  • Чехословакия Чехословакия — первые Ил-28 прибыли в Чехословакию в 1955 году, ВВС Чехословакии получили также учебные и разведывательные самолёты. Кроме этого, Ил-28 строили в ЧССР по лицензии под обозначением B-228. С вооружения бомбардировочных полков Ил-28 сняли в 1966 году. В разведывательных частях и училищах они прослужили до 1973 года.

Описание конструкции

В конструкции самолёта широко применялся алюминиевый сплав (дюраль) Д16Т. Силовой набор фюзеляжа из шпангоутов и стрингеров. Кабина герметизирована и звукоизолирована. Крыло прямое, трапециевидное, моноблочное двухлонжеронное, с углом установки 3 град и поперечным V 38 мин. Профиль крыла — СР-5С с относительной толщиной 12 %. Механизация крыла — обычные закрылки с углом отклонения 50 град. на посадке и 20 — на взлёте. Для управления по крену использовались элероны. Киль и стабилизатор стреловидные, симметричного профиля NACA-00. Угол стреловидности киля по линии фокусов — 41 град, стабилизатора — 30 град. Управление триммером руля направления и элеронов — электрическое, триммера РВ — механическая тросовая проводка и шестеренчатые механизмы.

Вид на самолёт спереди. Хорошо видно обтекатели коробки агрегатов двигателей ВК-1

Двигатели ВК-1 установлены в гондолах под крылом. Управление двигателями — с помощью тросовой проводки. Раскрутка двигателей при запуске от электростартеров. Топливная система состоит из фюзеляжных мягких резиновых баков общей ёмкостью 7908 л.

Шасси трёхопорное, с воздушно-масляной амортизацией. Гидравлическая жидкость амортизаторов — спиртоглицериновая смесь Ил-660. Передняя нога убирается назад в фюзеляж, основные стойки — вперёд, в мотогондолы. Управление уборкой-выпуском шасси — от воздушной системы, позже заменённое на гидравлику.

Гидросистема применяется для привода тормозов колёс на основных стойках и привода закрылков. Гидронасос установлен только на левом двигателе. В качестве рабочей жидкости применяется масло МВП, около 45 литров. В случае отказа гидросистемы от пневмосистемы можно выпустить закрылки и использовать аварийное торможение колёс. Также воздухом открывались створки грузоотсека (бомболюка). Насосы воздушной системы установлены на обоих двигателях, кроме того, имеются аварийные баллоны со сжатым воздухом.

В качестве источников электроэнергии на самолёте установлены два стартер-генератора постоянного тока ГСР-9000 и две аккумуляторные батареи 12-А-30.

Радиооборудование самолёта — РЛС ПСБН-Н, радиокомпас АРК-5, радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10, радиостанция РСИУ-3М, радиолокационный ответчик СРО, переговорное устройство СПУ-5.

Приборное оборудование — гирополукомпас ГПК-46, авиагоризонт АГК-47Б, гиромагнитный компас ДГМК-3, навигационный визир АБ-52, магнитный компас КИ-11, указатель поворота УП-2, часы АВР-М и АЧХО, высотомер ВД-17, указатель скорости КУС-1200, указатель числа М — МА-0,95. Также имелся автопилот АП-5.

На разведчиках устанавливалось фотооборудование: три АФА-33, АФА-75МК, АФА-БА-40, для перспективной съёмки. Ночные НАФА-31/50 и НАФА-31/25 были синхронизированы с фотографическими бомбами ФОТАБ-50-35/100-60 и осветительными САБ-100-55/1000-35. Информация с экрана РЛС ПСБН фиксировалась фотоприставкой ФРЛ-1М. В дальнейшем РЛС ПБСН была заменена на РЛС «Курс» (Постановление Правительства от 12 декабря 1953 года). На разведчики также ставился контейнер с дипольными отражателями типа АСО-28 и аппаратура помех «Натрий».

Кормовая турель со спаренными пушками НР-23

Бомбовое вооружение самолёта включало 12 бомб ФАБ-100 или 8 ФАБ-250М46 или две ФАБ-500М46 или одну ФАБ-1500М46 (ФАБ-3000М46), в грузоотсеке. На торпедоносец Ил-28Т можно было подвесить одну реактивную торпеду РАТ-52 в грузоотсек или мины — АМД-500, АМД-1000, «Лира», «Десна» и др. В дальнейшем применялась внешняя подвеска для двух торпед. Для торпедометания использовался прицел ПТН-45, для установки которого пришлось изменить остекление кабины штурмана. Стрелковое вооружение включало две неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка) и две пушки в кормовой дистанционной установке Ил-К6 (Ил-К8) с гидравлическим приводом.

Все самолёты окрашивались «серебрянкой», поставляемые на экспорт — в различные виды камуфляжа. Приборные доски чёрного цвета, ниши шасси и грузоотсек красились в серый цвет или просто не красились (только грунтовка светло-зелёного «травяного» цвета).

На стоянке из-за отсутствия давления в гидросистеме стволы пушек в корме самопроизвольно опускались вниз.

Из-за отсутствия какой либо автоматики запуска и розжига двигателей все операции приходилось выполнять вручную, каждый раз рискуя «сжечь» двигатель. Так как существовал существенный разброс параметров для каждого конкретного двигателя, то часто запуск перед вылетом производил не лётчик, а техник, как лицо наиболее знающее свою машину.

Сбор урожая

Примечания

  1. В Иркутске восстановили самолёт Ил-28
  2. Якубович Н. В. Самолёты Ильюшина. Лучшие из лучших. — М.: Яуза; ЭКСМО, 2009. — С.213 — 480 с. — (Война и мы. Советская авиация) — ISBN 978-5-699-33921-1.
  3. Canberra
  4. B-57A/C Canberra
  5. SO.4050 Vautour IIB
  6. Даян Моше, Тевет Шабтай. Арабо-израильские войны 1956,1967. — М., 2003, стр.122-123.
  7. Vic Flintham. High Stakes: Britain’s Air Arms in Action 1945-1990, Pen & Sword Aviation, 2009, стр.209
  8. События в Йемене 1967 года
  9. Авиация в гражданской войне в Нигерии
  10. Н.Якубович, Первый реактивный бомбардировщик Ил-28. Атомный «мясник» Сталина, стр.70
  11. Shlomo Aloni, Israeli Mirage and Nesher Aces, стр.82
  12. Послевоенные ударные самолёты. А.Котлобовский
  13. Albania Air Force: Aviation Regiment 4020 (7594 Regiment)
  14. 123456789101112Якубович Н. В. Бомбардировщик Ил-28. Часть 2. // Авиаколлекция (приложение к журналу «Моделист-конструктор»). — 2006. — № 6. — С. 27—30.
  15. Ил-28
  16. Bulgaria Air Force
  17. 123456Егоров Ю. А., Котлобовский А. В. . Удачный самолёт, которому не везло. //Авиация и время . — 1997. — № 1. — С. 16—20.
  18. 12 ACIG:Arab Air Forces on 5 June 1967.
  19. Robert F. Kennedy Thirteen Days. A Memoir of the Cuban Missile Crisis. — New York: W. W. Norton and Company, 1969. — P. 27.
  20. Royal Moroccan Air Force
  21. Музей польской авиации в Кракове
  22. Romania, 1989
  23. ACIG:Ogaden War, 1977—1978.
  24. Кабатов Константин Борисович | Энциклопедия испытателей
  25. Яндекс. Народная карта
  26. Поисковики установили памятную доску на месте катастрофы советского самолета-разведчика, разбившегося на Сахалине // Интерфакс, 18.06.18 05:23
  27. ВК-1
  28. Архив Манхофа. Часть первая. Похороны Сталина (рус.). www.currenttime.tv. Проверено 17 марта 2020.

Интересные факты

  • Турбореактивный двигатель РД-45, установленный на прототип Ил-28, представлял собой лицензионную копию британского Rolls-Royce Nene, лицензия на который была приобретена в 1946 году. Советская копия, получившая обозначение РД-45, после доработки конструкции выпускалась серийно под обозначением ВК-1. После модернизации тягу двигателя удалось увеличить на 30 %. За создание двигателя ВК-1 в 1949 году В. Я. Климову, С. П. Изотову и Н. Г. Костюку была присуждена Сталинская премия 1-й степени. На большинство Ил-28 устанавливался доработанный двигатель ВК-1А, который отличался увеличенным до 150 часов ресурсом, а с 6-й серии — до 200 часов.
  • Ил-28 стал первым советским фронтовым бомбардировщиком, оснащённым полуавтоматической противообледенительной системой. 9 марта 1953 года он оказался единственным самолётом в ВВС СССР, который, в условиях облачности со снегом и дождём, смог пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести И. В. Сталину.
  • Благодаря простой и технологичной конструкции Ил-28, советская промышленность смогла производить более 100 таких реактивных бомбардировщиков в месяц. Это позволило быстро перевооружить бомбардировочную и минно-торпедную авиацию ВВС и ВМФ СССР с поршневых Ту-2.

Блицтурнир по шахматам

Общественный строй и племенные союзы

Изначально восточные славяне жили родовыми общинами, однако с развитием производства родовые связи начали слабеть. Поэтому в состав общин стали входить не только родственники, но и соседи. При этом каждая семья имела свой участок земли, орудия труда и урожай. Однако частная собственность не распространялась на такие природные богатства, как леса, луга и водоемы, которыми пользовались сообща (рисунок 3).

Со временем имущественное состояние семей стало различаться. Лучшие земли сосредотачивались в руках старейшин и вождей, которые преумножали свое богатство, организовывая вооруженные дружины для сбора дани с подвластного населения. 

Начиная с VI века, славянские племена стали объединяться в союзы, которые возглавили самые сильные в военном отношении князья. Постепенно вокруг них стала укрепляться и местная знать. Историки выделяют таких три сильных племенных союза восточных славян, как Славия, Куявия и Артания.

Рисунок 3. Общественный строй славян предполагал строгую иерархию

Наиболее известным стало объединение вокруг племени, проживавшем на речке Рось. По одной их теорий, в дальнейшем это название перешло на всех восточных славян, которые стали называться «русами», а вся территория – Русью.

Об истории создания

В июне 1948 г. правительство СССР постановило создать фронтовой бомбардировщик, использующий турбореактивный двигатель английской компании «Роллс-Ройс». В то время он уже по лицензии выпускался на территории Советского Союза. В 1949 году состоялись государственные испытания самолета Ил 28, с установленным двигателем РД-45Ф. Тестирование длилось в течение 75 часов. За 84 полета экспертная комиссия выявила 80 дефектов в конструкции. Чтобы их устранить, разработчикам пришлось потратить 4 месяца. Проектирование проводили в условиях жесткой конкуренции с опытным конструкторским бюро имени Туполева. Из этого ОКБ на испытания также были доставлены свои авиамодели – Ту-37 и Ту-78. В отличие от самолета Ил 28, туполевские машины несли многочисленное оборонительное вооружение, имели большую массу и экипаж. Вскоре тестирование продолжилось с участием новой модели от ОКБ им. Туполева – Ту-14, двухдвигательного бомбардировщика, экипаж которого состоял из трех человек. Этот самолет использовал одну кормовую пушечную установку. Несмотря на то что Ту-14 был рассчитан на большую дальность полета, выпускать его, а также эксплуатировать было бы проблематично.

Чертежи

Чтобы судить о точности модели, я стараюсь опираться на несколько источников чертежей. В данном случае я пользовался чертежами из двухтомника Авиаколлекция (автор Юргенсон) и чертежом с airwar.ru. Судя по шрифту – он из Крыльев Родины начала 90-х. Чертеж из крыльев более детально проработан – есть клепка, разрезы и внутренности самолета. Чертеж из Авиаколлекции более прост, но он универсален – предлагаются большинство вариантов Ил-28 – обычный, Ш, Р, У, РТ. По основным параметрам они совпадают, но некоторые мелочи на них имеют отличия. Именно этим вызвано то, что многие параметры смещений и косяков заданы в границах определенного интервала. Истина где то посередке.

Сохранившиеся экземпляры

Фото Тип Бортовой номер Местонахождение
Ил-28 40 г. Токмак, Чуйская область, Киргизия
Ил-28 38 Скулте, Латвия
Ил-28 16 Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Ил-28 Музей Иркутского авиазавода, Иркутск
Ил-28 07 Музей военно-воздушных сил Северного флота, пос. Сафоново, Мурманская область
Ил-28 01 пос. Катунино, Архангельская область
Ил-28 01 Площадь им. Гагарина, Орск
Ил-28Р 33 Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, Ульяновск
Ил-28Р 01 Музей техники Вадима Задорожного, Московская область
Ил-28Р 01 База Дальней авиации ВВС РФ, Тамбов
Ил-28 04 Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино
Ил-28 08 г. Петровск, Саратовская обл.
Ил-28У без б/н ул. Ильюшина, Вологда, Вологодская область
Ил-28 15 в/ч 95109, Выборг
Ил-28 21 Аллея авиаторов ГЛАУ, Кропивницкий, Украина
Ил-28 с. Чайкино, Джанкойский район, Украина
Ил-28 26 с. Вольное, Джанкойский район, Республика Крым
Ил-28 30 аэродром Балтимор, Воронеж
Ил-28 30 ЧВВАУШ, Челябинск
Ил-28 42 г. Черняховск, Калининградская обл.
Ил-28 55 пос. Чкаловск, Калининградская обл.
Ил-28 01 аэродром Кречевицы, Новгородская обл.
Ил-28У 0501 Прага, Чехия
Ил-28 6926 Прага, Чехия
Ил-28Р 2404 Letecke Historicke Spolecnosti, Вишков, Чехия
Ил-28 4 Познань, Польша
Ил-28Р 72 Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-28У S3 Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша
Ил-28 10 Витково, Польша
Ил-28 47 Лодзь, Польша
Ил-28 52 Колобжег, Польша
Ил-28Р 69 Музей ВМС Польши, Гдыня, Польша
Ил-28Р 65 Muzeum katyńskie w Warszawie, Варшава, Польша
Ил-28Р NH-4 Центральный музей авиации, Финляндия
Ил-28Б 208 Музей авиации Бундесвера, Берлин, Германия
Ил-28 50 Военный музей, Джонув, Польша
Ил-28 Трёхгорный «г/к Каменный цветок», Россия, Челябинская область.
Ил-28 30 Шагол (аэродром), Челябинск, Россия
Ил-28 7 Parco Tematico-Museo della’Aviazione, Римини, Италия
Ил-28Р 43 Пловдив, Болгария
Ил-28 55 Сольнок, Венгрия
Harbin HJ-5 408 Фетешти, Румыния
Harbin H-5R 308 Фетешти, Румыния
Harbin H-5 Бакэу, Румыния
Ил-28 405 Бухарест, Румыния
Ил-28 038 Чхонджу, Южная Корея

Интересные факты

  • Турбореактивный двигатель РД-45, установленный на прототип Ил-28, представлял собой лицензионную копию британского Rolls-Royce Nene, лицензия на который была приобретена в 1946 году. Советская копия, получившая обозначение РД-45, после доработки конструкции выпускалась серийно под обозначением ВК-1. После модернизации тягу двигателя удалось увеличить на 30 %. За создание двигателя ВК-1 в 1949 году В. Я. Климову, С. П. Изотову и Н. Г. Костюку была присуждена Сталинская премия 1-й степени. На большинство Ил-28 устанавливался доработанный двигатель ВК-1А, который отличался увеличенным до 150 часов ресурсом, а с 6-й серии — до 200 часов.
  • Ил-28 стал первым советским фронтовым бомбардировщиком, оснащённым полуавтоматической противообледенительной системой. 9 марта 1953 года он оказался единственным самолётом в ВВС СССР, который, в условиях облачности со снегом и дождём, смог пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести И. В. Сталину.
  • Благодаря простой и технологичной конструкции Ил-28, советская промышленность смогла производить более 100 таких реактивных бомбардировщиков в месяц. Это позволило быстро перевооружить бомбардировочную и минно-торпедную авиацию ВВС и ВМФ СССР с поршневых Ту-2.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector