Арабо-израильские войны

Содержание

Юля Король

Наверное, все помнят о трагедии, которая произошла в 2016 году. Школьники из спортивного лагеря осуществляли сплав по Сямозеру (Карелия). Вода была неспокойной, инструкторы – неопытными. Лодка перевернулась, дети начали тонуть. Администрация лагеря бездействовала. Одна только 13-летняя Юля не потеряла остатки самообладания. Эта храбрая девочка начала вытаскивать своих сверстников из воды, а потом побежала за помощью в ближайшую деревню. Всего ей удалось сохранить 5 жизней.

Девочку наградили медалью «За спасение погибающих на водах». На данный момент о ней ничего не известно. Юля не любит общаться с прессой, да и этот случай уже мало кого интересует. После трагедии у девочки возникли психологические проблемы. Она замкнулась в себе, месяц провела в больнице. Надеемся, что сейчас у Юли все хорошо.

[править] Сотрудничество

Впрочем, иногда евреи и арабы выступали вместе против общего врага. Например, евреи активно поддержали арабское вторжение в Испанию, возможно, евреи вместе с арабами воевали против крестоносцев, Хаим Фархи воевал с арабами против Наполеона, во-видимому фалаша воевали в союзе с арабами против христиан.

Были периоды и плодотворного сотрудничества евреев и арабов (например, в эпоху Хасдая ибн Шапрута, Шмуэля ха-Нагида и т. д.), когда развивалась особая еврейско-арабская культура, особенно в Испании и в Вавилонии.

Тем не менее, в основном положение евреев в арабских странах было тяжёлым: они считались зимми, и вынуждены были платить особый налог джизью; нередкое происходили насильственные обращения в ислам, еврейские погромы и прочие притеснения и дискриминация.

Способы размножения снежноягодника

Хорезмское царство

Арабы, вторгнувшиеся в Среднюю Азию в 70-х годах VII в., встретили упорное сопротивление населявших ее народов. Борьба продолжалась почти целое столетие.

Перед вторжением арабов в речных земледельческих долинах Средней Азии было несколько самостоятельных политических образований. Наиболее крупные политические образования, как, например, Согдиана, распадались на мелкие владения, правители которых часто воевали между собой. Сравнительно прочно объединенным было Хорезмское царство.

Общественный строй в среднеазиатских земледельческих областях характеризовался началом складывания феодальных отношений, но наряду с постепенным закрепощением крестьян-земледельцев в хозяйстве владетелей земли продолжало иметь существенное значение рабство. Среди скотоводческого населения процесс классового расслоения шел более медленно, хотя и здесь ко времени арабского нашествия наблюдаются уже эле менты феодальной зависимости.

Войско Хорезма, Согдианы и других крупных политических образований, расположенных в земледельческих речных долинах, состояло из тяжелой и легкой конницы и пехоты. Скотоводческие племена сражались на конях. Самым излюбленным оружием их был лук. Мы располагаем очень скудными сведениями о военной организации Хорезма, Согдианы и других земель. По данным археологических исследований, в VI—VIII вв. тяжело вооруженные конники Хорезма были одеты в пластинчатые или чешуйчатые панцири в форме длинного кафтана. Их округло конические шлемы имели назатыльники из металлической сетки. Кони также покрывались броней. Всадник был вооружен длинным мечом, палицей и луком, кроме того, он имел круглый щит, который при стрельбе из лука вешался за спину.

Тяжело вооруженный всадник из Согдианы, как можно судить по рисунку на щите, найденном в 1933 г. в раскопках Согдийского замка (период арабского завоевания), имел примерно такое же, как и у хорезмских всадников, защитное вооружение. К поясу всадника с левой стороны подвешен прямой меч, с правой — кинжал, за спиной — колчан со стрелами и два лука.

Следовательно, Хорезм и Согдиана располагали такой тяжело конницей, которая могла одновременно вести рукопашный бой и бой на расстоянии. Появилась она в Средней Азии очень давно. Тяжело вооруженные всадники вели бой во взаимодействии с легкой конницей и пехотой. Тяжелая конница и пехота сражались в сплоченных строях. При сближении с противником сражение завязывала легкая конница, осыпавшая неприятеля градом стрел. Исход сражения, как правило, решался холодным оружием — сокрушительным ударом тяжело вооруженных всадников. Легкая конница в случае бегства противника с поля боя бросалась в преследование.

Литература

Холодный прием в жаркой стране

Еврейский автобус, защищенный от камней и гранат. Палестина, 30-е.

В середине XIX века в Палестине жило примерно 400 000 человек, из них всего 6 000 евреев, большинство составляли арабы-сунниты. Палестина была бедной провинцией Османской империи, земля здесь принадлежала в основном крупным арабским феодалам, которые сдавали ее в аренду крестьянам-феллахам. Именно у феодалов фонды ВСО (Всемирная сионистская организация) и покупала территорию, после чего продавец и покупатель ставили крестьян перед фактом: вы здесь больше не живете. По сути, переселенцы лишали феллахов дома и работы, что вызывало возмущение.

Иерусалим, конец XIX-начало XX века

Главная причина конфликта родилась уже тогда: все, что появилось потом, включая войны, насилие и территориальные споры, было следствием этого принципиального разногласия.

— Для евреев, переселявшихся в Палестину — Землю Израильскую (Эрец-Исраэль), их эмиграция была возвращением домой, обретением национального очага после сотен лет унижений и притеснений. При этом они старались делать все законно, с соблюдением правовых норм того времени;

— Для арабов, веками живших на этой территории, эмиграция евреев была вторжением непрошеных гостей с сомнительными правами. Как если бы в ваш дом явились незнакомцы и заявили, что их предки жили здесь при Рюрике, поэтому теперь это и их дом.

Участники Ха-Шомер — организации еврейской самообороны в Палестине

Аргументация и тех, и других, вполне понятна и, по большому счету, остается неизменной и сейчас. Для израильтян их страна — священный очаг, оплот и осажденная крепость. Для арабов — «сионистское образование» (наиболее радикально настроенные даже отказываются использовать слово «Израиль»), опухоль на теле мира и режим апартеида, где систематически нарушаются права арабского населения.

Проповедь Мухаммада

Будущий пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. Рано осиротев, он сначала стал зарабатывать себе на жизнь трудом пастуха, а затем поступил в услужение к богатой вдове Хадидже, которая была старше его на 15 лет. Когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, она вышла за него замуж.

По преданию, в б 10 г. на горе Хи-ра (близ Мекки) Мухаммаду явился ангел Джабраил и возвестил о том, что Мухаммад является посланником Бога. Он должен донести до людей истину, что нет Бога, кроме Аллаха, и предупредить их о грядущем Страшном суде.

В 613 г. пророк Мухаммад начал свою проповедь в Мекке. Его учение получило название «ислам», что означает «предать себя воле Бога».

Далеко не все жители Мекки приняли проповедь Мухаммада. Многие были преданы племенным богам. Другие не желали следовать заповедям пророка, призывавшего богачей делиться с бедными. В 622 г. Мухаммаду и его сторонникам пришлось бежать из Мекки. Сам пророк, тайно оставив город ночью, направился в Ясриб (Медину).

Его переселение, известное как «хиджра», стало началом мусульманского летоисчисления.

В Медине Мухаммад обрёл новых последователей и вскоре стал правителем города. Получив власть, он начал войну против жителей Мекки, которые во время решающей осады сдались без боя.

Со временем у Мухаммада появилось множество последователей среди воинственных арабских племён. Благодаря общей новой вере они сумели преодолеть межплеменную вражду, что обеспечило политическое единство. Под руководством Мухаммада ислам превратился в основу теократического общества, развивавшего осознанную воинственность, ибо «битва за Аллаха» обладала для воинов-мусульман особой притягательностью: в случае победы они получали добычу, а в случае смерти — попадали в рай.

Пророк Мухаммад, восседающий на волшебном животном ал-Бураке в сопровождении праведных халифов Абу Бекра, Омара и Османа. Средневековая миниатюра

Военная организация арабов

В VII веке на международной арене появляются могущественные завоеватели с Аравийского полуострова — арабы. В течение нескольких десятков лет арабы овладели огромной территорией; их держава по своим размерам превосходила Римскую империю периода ее расцвета.

Общественный строй арабов в домусульманский период (до VII в.) характеризовался разложением первобытно-общинных отношений. В кочевых и оседлых хозяйствах племенная знать широко использовала труд рабов. С образованием халифата — арабского государства (начало VII в.) — власть была сосредоточена в руках рабовладельческой аристократии. В дальнейшем наблюдается ослабление рабовладения и рост феодальной эксплуатации. К IX в. в арабском халифате складывается феодальный строй, хотя рабство еще не было полностью изжито.

С усилением феодализации арабское государство постепенно распадается, в выделившихся княжествах устанавливаются местные династии во главе с князьями или эмирами. Столица арабского государства еще в VII в. переместилась из Аравии в Дамаск (Сирия), а затем в VIII в. из Дамаска в Багдад (на реке Тигр). Созданное арабами путем завоеваний огромное государство объединяло разные народы, оно не было прочно и неминуемо должно было распасться.

Теракты, протесты, переговоры

Теракт на Олимпиаде в Мюнхене, 1972. Немецкие полицейские, переодевшиеся спортсменами, пробираются по крышам к заложникам

Долгие годы ООП вела себя как террористическая организация, признававшая любые методы борьбы против Израиля: убийство гражданских лиц, угоны самолетов, захват заложников. Наиболее запомнившийся теракт ООП — убийство еврейских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. В тренировочных лагерях ООП в Ливане «стажировались» террористы из Европы и Японии. Кроме того, в 1970-е Ясир Арафат и его соратники практически развалили Ливан: контролируя южную часть страны, они выступили одной из сторон в затяжной и очень запутанной гражданской войне, где также успели поучаствовать Израиль, Сирия и международный контингент ООН. Всего в Ливанской войне погибло 144 000 человек.

Сам Арафат, впрочем, всегда открещивался от наиболее одиозных деяний ООП, заявляя, что совершавшие их боевики покинули Организацию, и старался вести себя как респектабельный политик. В 1988 г. он, выступая в ООН, , что ООП отныне признает существование Израиля и осудил «терроризм в любых формах, включая государственный терроризм». По сути, это было предложение прямых переговоров.

Первая интифада. 1988

Израиль к тому времени был измотан интифадой — масштабной гражданской акцией неповиновения палестинцев, живущих на территориях, подконтрольных Израилю. Недовольные политикой Израиля и нарушением их прав, жители Западного берега Иордана и сектора Газа нападали на полицейских и солдат, бросали камни и палки. Местами интифада была больше похожа на войну — за 1987-1993 гг. погибло больше 100 израильтян и больше 2000 палестинских арабов.

Ицхак Рабин (1922-1995), премьер-министр Израиля, понимал, что без переговоров с ООП как наиболее прямым представителем интересов палестинского народа мир в Израиле никогда не наступит. «Я бы хотел, чтобы Газа просто утонула в море, но такое не случится, — мрачно шутил он в личных беседах, — Поэтому нам нужно найти решение».

Война за независимость / Катастрофа

Сразу после провозглашения Давидом Бен-Гурионом независимости Государства Израиль 14 мая 1948 г., арабские соседи Израиля: Египет, Сирия, Трансиордания, Ливан, Ирак и другие — начали вторжение на его территорию. Настрой был бескомпромиссным: Палестина должна быть арабской, евреи могут убираться куда угодно, или быть сброшенными в море.

У арабов ничего не вышло. К июлю 1949 г. Израиль отбил все атаки и разгромил вторгнувшиеся армии, не только отстояв свою территорию, но и захватив 1300 кв.км. сверх предназначенного ему по плану ООН. Остальную территорию, предназначенную для создания арабского государства в Палестине, взяли под контроль Египет (сектор Газа) и Иордания (Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим).

Водружение флага в Эйлате, ознаменовавшее окончание войны

Война 1947-1949 гг. вошла в историю Израиля как Война за независимость, но арабы называют ее Накба — Катастрофа. Дело не только в военном поражении: именно после этой войны началась трагедия палестинского народа.

Еще до фактического начала войны арабы начали массово бежать с территории, предназначенной для создания еврейского государства: общее число беженцев, по оценкам ООН, составило 750 000. О причинах исхода спорят до сих пор. Про-израильские историки настаивают, что уходили арабы добровольно, премьер-министр Израиля Голда Меир вспоминает, как она лично умоляла арабов Хайфы остаться. Согласно другой точке зрения, вооруженные организации Израиля вытесняли арабов намеренно — прямым насилием или угрозами

Деградация

Шутку погибшего Рабина «хотел бы я, чтобы Газа утонула в море» в облегченном виде попытался воплотить в жизнь премьер-министр Ариэль Шарон. В рамках плана «одностороннего размежевания» в 2005 г. Шарон предоставил сектор Газа собственной судьбе: вывел оттуда все войска и ликвидировал поселения. В итоге в Газе быстро пришли к власти исламисты ХАМАС, оттеснив более умеренных представителей ПНА, и принялись обстреливать Израиль ракетами, в ответ Израиль ввел экономическую блокаду сектора.

Шаг Шарона был признан неудачным — теперь перенаселенная, голодная, контролируемая исламистами Газа сильнее, чем когда-либо, является для Израиля источником нестабильности: уже трижды (в 2008, 2012 и 2014 гг.) Израиль проводил военные операции по зачистке сектора. К тому же, сложившееся двоевластие в рядах палестинцев: Газой правит ХАМАС, Западным берегом — ПНА, которые даже воевали друг с другом — не способствует упрощению переговоров о мире.

Среди палестинцев становятся все популярнее бескомпромиссные исламисты из ХАМАС, в Израиле же с 2009 г. у власти находится правое правительство Биньямина Нетаньяху, которое проводит жесткую политику по отношению к палестинцам и расширяет строительство поселений.

Биньямин Нетаньяху

С учетом однозначно произраильской политики администрации Дональда Трампа, у Нетаньяху нет сдерживающих факторов: его поддерживает ключевой союзник Израиля. К тому же мировому сообществу сейчас не до палестинцев. На повестке дня стоят более свежие и острые конфликты: война в Сирии, конфликт на востоке Украины, северокорейская ядерная программа. Очевидно, что в Израиле и на палестинских территориях будут еще долго звучать взрывы и литься кровь. Решать палестинскую проблему сейчас просто некому.

Акценты арабо-израильского противостояния в 1967 году

После того, как отгремели последние выстрелы Второй Мировой войны, Ближний Восток для послевоенного мира стал новой «пороховой бочкой». В этом регионе тесно переплелись религиозные и общественно-политические противоречия. Утрата Великобритании и Франции доминирующего положения в арабском мире, массовое переселение евреев в Палестину, привели к обострению существующих противоречий на религиозной почве. Арабы, получив независимость от своих доминионов, стремились построить свои региональные государства. Аналогично действовали евреи, стремясь оформить свою государственность. Арабский Ближний Восток напоминал пчелиный улей, в котором пытались поместиться две совершенно противоположные и непримиримые общественно-религиозные гражданские общности, евреи и арабы – мусульмане.

Карта Израиля

Ни евреи, ни арабы не готовы были к компромиссу в общественно-политическом устройстве. Соседство друг с другом двух миров только накаляло страсти, которые неизбежно перешли в вооруженное противостояние. Попытка под эгидой ООН предложить конфликтующим сторонам план образования двух государств оказался несостоятельным и провалился. Подтверждением непримиримости позиций у арабов с евреями стала первая арабо-израильская война 1947-49 гг., результатом которой стало образование в 1948 году Государства Израиля. Последовавшие далее события только убедили стороны и весь мир в неизбежности военного способа решения конфликтных вопросов. Следует отметить, что арабо-израильский конфликт не удалось решить ни тогда, ни сегодня. Даже те успехи, которых достиг Израиль после шестидневной войны, не смогли гарантировать стране мирное существование.

Израильская армия

Росту напряженности способствовала обстановка в Египте, в стране претендующей на место лидера арабского мира. После окончания Суэцкого кризиса Президент Египта Гамаль Абдель Насер прилагал все усилия к тому, чтобы добиться изменения границ, сложившихся после первой арабо-израильской войны. Получая военную и экономическую поддержку от СССР Египет к тому времени сумел оправиться от поражений и превратился в регионального лидера. В тон политики египетского лидера вторили король Иордании Хусейн и лидер Сирии Салах Джадит, стремившиеся усилить свои позиции в регионе. Основная идеология, которая объединила арабские страны на тот момент, строилась на непримиримости к существованию еврейского государства. Шестидневная война, причины которой часто объясняются неразрешимой борьбой идеологий, на деле оказалась очередной вооруженной попыткой расширить сферы влияния и перекроить существующие границы.

Советская помощь

По всем направлениям, на внешнеполитическом и на экономическом фронте, началась интенсивная подготовка к новому вооруженному конфликту. Каждая из сторон преследовала свои определенные цели. Для арабов главным было нанести Израилю жестокое поражение, Израиль стремился выстоять в борьбе с коалицией арабских стран. Если Гамаль Насер стремился вернуть захваченные Израилем территории и его приготовления к войне могут быть отчасти оправданными, то Иордания и Сирия, по большому счету, оказались вовлеченными в конфликт из идеологических мотивов.

Успехи и провалы

Ицхак Рабин, Клинтон и Ясир Арафат. 13 сентября 1993 года, Вашингтон

При посредничестве президента США Клинтона Ицхак Рабин и Ясир Арафат запустили процесс Осло — серию встреч в норвежской столице, где обсуждали варианты возможного решения палестинской проблемы. В результате в 1993-1995 гг. получилось достичь промежуточного соглашения. Была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), фактически правительство Палестины, сектор Газа и небольшая часть Западного берега отходили под ее административный контроль. При этом Израиль все равно контролировал границы ПНА, о независимости речи пока не было — она должна была стать предметом следующего этапа переговоров.

Стремление к миру в ближневосточном конфликте часто обходится дорого. В 1995 г. Ицхака Рабина, премьера, подписавшего мир с Иорданией и открывшего дорогу к миру с палестинцами, застрелил правый радикал Игаль Амир, «защищая народ Израиля от соглашений в Осло».

[править] Крупнейшие войны

С 1920 года начались постоянные столкновения арабов и евреев в Палестине.

14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион объявляет о создании независимого Государства Израиль.

1947−1949 годы — Война Израиля за независимость.

1950-е — 1960-е годы — Операции возмездия.

1956 год — Суэцкая война.

1964 год — Битва за воду.

1967 год — Шестидневная война.

1967−1970 годы — Война на истощение.

1968 год — Сражение при Караме.

1973 год — Война Судного дня.

1976 год — Операция «Энтеббе».

1978 год — Операция «Литани».

1982−2000 годы — Первая Ливанская война.

1991 год — Участие Израиля в войне в Персидском заливе.

1990-е годы — Первая Интифада.

2000-е годы — Вторая Интифада.

2006 год — Вторая Ливанская война.

2008−2009 годы — Литой свинец.

2010 год — Операция «Морской бриз».

2012 год — Операция «Облачный столп».

2012 год — н.в. — Участие Израиля в Гражданской войне в Сирии.

2014 год — Операция «Несокрушимая скала».

2018 год — н.в. — Великий марш возвращения.

Английские обещания

По итогам Первой мировой войны Османская империя распалась. Лига Наций, (международная организация, существовавшая между мировыми войнами, «бета-версия» ООН) определила, что временный контроль над Палестиной получит Великобритания: ее администрация поможет решить конфликты и подготовит страну (или две) к получению независимости.

Зоны влияния Британии (красным) и Франции (синим)

Политика англичан провалилась полностью — возможно, из-за того, что начали они с раздачи взаимоисключающих обещаний.

1) Еще во время Первой мировой войны они пообещали арабскому шерифу Мекки Хусейну ибн Али, что, если он поднимет восстание против Османской империи и Антанта выиграет войну, его сделают королем всех арабских земель, включая Палестину (соглашение МакМагон — Хусейн). Хусейн выполнил свою часть сделки, англичане же впоследствии заявили, что статуса официального договора соглашение не имело.

2) В 1917 г. министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур написал письмо лорду Ротшильду, представителю еврейской общины страны, где заверил, что «правительство Его Величества сделает все… для создания в Палестине национального очага для еврейского народа» (декларация Бальфура). По сути, это означало обещание помощи в создании государства — однако делать реальные шаги в этом направлении англичане не спешили.

Шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими и Верховный Комиссар Египта Генри МакМагон, дававший гарантии арабской Палестине

Такое лицемерие вызывало гнев и протесты против английской политики как у евреев, так и у арабов. Это было, пожалуй, единственное, что объединяло два народа, которые не любили друг друга все больше и больше, по мере того, как росла эмиграция евреев в Палестину и, соответственно, учащались бытовые конфликты (иногда — вооруженные) между еврейскими поселенцами и арабскими крестьянами.

Британский губернатор писал, что не может выносить бесконечных взаимных претензий евреев и арабов: «Два часа арабских жалоб толкают меня в синагогу, а после интенсивного курса сионистской пропаганды я готов принять ислам».

Арабские восстание в Палестине 1936

Из-за напряженной обстановки в Европе между мировыми войнами эмиграция росла достаточно быстро. Ишув (еврейская община в Палестине) к концу 1930-х разросся до 400 000 человек; в нем появились политические партии, собственные вооруженные организации, существовавшие на нелегальном положении. Арабов было около миллиона, и у них тоже работали военизированные формирования.

[править] Предыстория

Хотя евреи и арабы считаются близкими народами «семитской расы» (на самом деле, они лишь говорят на семитских языках), и по библейскому преданию происходят от Авраама (евреи — потомки Яакова, сына Авраама, а арабы — потомки другого его сына, Исмаила), но между этими народами почти никогда не было особого взаимопонимания.

Конфликты евреев и арабов происходили с древнейших времён:

  • Войны с Идумеей (Войны евреев с амалекитянами, Войны евреев с мадианитянами, Война Моисея с Эдомом, Война Саула с Эдомом, Битва Давида в Соляной долине, Война Соломона с Гададом, Война Иорама против Эдома, Война филистимлян и идумеев против Ахаза, Война Гиркана Тобиада с арабами, Битва при Акрабатине, Война Гиркана I с идумеями).
  • Война израильтян с агарянами
  • Войны Озии в Аравии
  • Иудея вела целый ряд войн против Набатеи и других арабских стран (Война Иорама с филистимлянами и арабами, Война Александра Янная против Ареты III, Война Александра Янная против Ободы I, Поход Элия Галла в Аравию, Война Аристобула II против Ареты III, Война Ирода Антипы против Ареты IV, Война Ирода против Малиха, Война Ирода против Силлая).
  • Арабы воевали против евреев и в Первой Иудейской войне.
  • Арабы помогали Византии подавлять еврейские восстания.
  • Евреи Медины и Хайбара вели войны с арабами (Война евреев Медины с арабами Бану аль-Хазрадж, Поход на Бану Курайза, Битва Хайбар)
  • Химьяр вёл войны с арабами-язычниками, арабами-христианами и арабами-мусульманами.
  • Иудео-берская царица Кахина воевала против арабов.
  • Происходили также Арабо-Хазарские войны
  • Другие конфликты (Восстание Абу-Исы Исфахани, Восстание евреев Курдистана, Войны евреев Драа с мусульманами, Война евреев против Идриса, Война евреев с Альморавидами, Война евреев с Альмохадами, Еврейский погром в Гранаде и т. д.).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector