Рсзо «град»

Павел НН

Виды модификаций.

Помимо основной модели «Града» имеется большое количество модификаций. Так, в 2001 году появилась система с автоматической наводкой М 21 – 1 на машине «Урал» 4320, снабженная космической навигацией и устройством предварительной готовности и пуска.

  • «Град П» 9К 132 – одноствольное оружие для реактивных снарядов 122 мм калибра.
  • «Прима» 9К 59 — установка повышенной мощности, имеющая 50 направляющих.
  • «Град В» — РСЗО имеющая 12 направляющих, применяется авиадесантом.
  • «Град ВД» — гусеничный вариант вышеприведенной системы, устанавливается на БТР – Д.
  • «Дамба» — установка служит для защиты баз ВМФ.
  • «Град М» А 215 — устанавливается на боевых кораблях флота.
  • «Град 1» — РСЗО с 36-ю направляющими.
  • «Град 1» 9К 55 – 1 – размещается на гусеничном шасси гаубицы «Гвоздика» 2С1.
  • «Иллюминация» 9К 510 – применяется для освещения местности в темное время суток или при плохой погоде. Одиночный выстрел может осветить с пятисотметровой высоты площадь около километра на период полутора минут.

Читайте Электропоезд ЭП1М

Зарубежные аналоги системы «Град»

Официальное разрешение на производство артиллерийской базы БМ-21 получило только оборонное министерство Чехии. Несмотря на это, известно немало случаев и попыток скопировать технические характеристики системы «Град» и внедрить их в собственную военную технику. Лидерами откровенного плагиата являются реактивные установки:

  1. РСЗО «FIROS» производства Италии. На вооружении с 1981 года. Но основной целью было оснащение подразделений ОАЭ, Ливии. Боевая часть размещена классически – на задней части трёхосной автомобильной платформы, на поворотном механизме. Тактико-технические характеристики представлены — двумя группами по 20.0 направляющих каждая, калибр 122.0 мм, угол прицеливания ниже показателей отечественного «Града». Отдельные образцы комплектовались лёгкой броневой защитой. Общая масса снаряженной установки составляет не менее 17.3 тонн. Отмечались факты самопроизвольной детонации боеприпасов. Официальная причина — несоблюдение температурного режима хранения. В 1996 году снят с производства заводом изготовителем.

РСЗО «FIROS»

  1. РСЗО Т-122 «Sakarya» градобойный вариант турецких разработчиков. До настоящего времени применяется как основное тактическое оружие страны. С течением времени постоянно модернизируется. В последнее время изменены система наведения, открытия огня и управления. Сокращено время приведение в боевое положение после стрельбы (перезагрузка), за счёт применения полипропиленовых контейнеров, используемых одновременно для транспортировки и выстрелов.

РСЗО Т-122 «Sakarya»

  1. БМ Т-122 немецких разработчиков. В качестве автомобильной платформы используется база авто «MAN» (6/6). Боевая часть состоит из двух пакетов по 20 направляющих. Аппаратная часть осуществляет контроль прицеливания с применением электронных систем управления. Последняя модернизация позволила использовать контейнеры ракет из композитных материалов. Углы прицеливания меньше, чем у «Града». Наведение производится из кабины экипажа, которая может противостоять воздействию оружия массового поражения и оборудоваться лёгким бронированием. Дополнительное вооружение — пулемёт 7.62 мм на крыше экипажа — артиллерист может его использовать, не выходя из защищенной части кабины.

БМ Т-122

Вместе с тем, по мнению иностранных специалистов, современные ТТХ РСЗО «Град», имеют значительные преимущества перед иностранными образцами аналогичного вооружения.

Устройство РСЗО «Град»

В состав РСЗО «Град» входит несколько компонентов:

  • боевая машина БМ-21, созданная на базе «Урал- 375Д»;
  • система управления огнем (СУО);
  • реактивный снаряд калибра 122-мм;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т254.

Боевая машина БМ-21 состоит из артиллерийской части и шасси автомобиля «Урал- 375Д». Стрелять можно как одиночными выстрелами, так и залпами. Время полного залпа составляет 20 секунд. Управлять стрельбой можно из кабины автомобиля и дистанционно, с помощью выносного пульта.

Артиллерийская часть БМ состоит из трубчатых направляющих, рамы, подъемного и поворотного механизма, основы и погона, люльки, электрооборудования, пневмооборудования и прицельных приспособлений. Число трубчатых направляющих — сорок единиц, они служат для транспортировки реактивных снарядов, для направления их полета, а также для придания им вращательного движения. Для этого в каждой направляющей сделан П-образный паз.

Направляющие образуют пакет, состоящий из четырех рядов по десять труб в каждом. Пакет крепится к люльке и направляется с помощью подъемного и поворотного механизмов. Для горизонтального и вертикального наведения направляющих используется электропривод, наводку можно осуществлять и в ручном режиме. Угол вертикальной наводки составляет от 0° до +55°. Диапазон горизонтального наведения — 172° (от продольной оси автомобиля 102° влево и 70° вправо). Артиллерийская часть машины оснащена уравновешивающим механизмом, который уменьшает раскачку пакета направляющих во время стрельбы.

Прицельные приспособления состоят из панорамы, механического прицела и коллиматора.

Транспортная машина. Это автомобиль, на котором установлен комплект специальных стеллажей для хранения, транспортировки и подачи реактивных снарядов на боевую машину. Перевозить ракеты в ящиках можно в любом подходящем грузовом автомобиле.

Реактивный снаряд. Неуправляемый РС – самая «революционная» составляющая РСЗО «Град».

Головная часть боеприпаса предназначается для поражения противника. Она состоит из корпуса с двумя металлическими втулками, на которые нанесена насечка. Они служат для образования осколков после детонации. На головную часть могут надеваться два вида тормозных колец, которые повышают кучность стрельбы на большие дистанции.

В ракетной части реактивного снаряда есть две пороховые шашки, которые придают боеприпасу поступательное движение. Ракета имеет семь сопел: одно центральное и шесть периферийных. Воспламенение пороховых зарядов производится с помощью пирозапалов, срабатывающих от токораспределителя.

Взрыватель взводится на расстоянии 150-200 метров от боевой машины, он имеет три вида установки, от которых зависит фугасное или осколочное действие боеприпаса.

Особенностью снаряда является форма и конструкция стабилизаторов, которые не выходят за его калибр. В обычном состоянии оперение ракеты фиксируется специальными кольцами, после выстрела стабилизаторы раскрываются. Каждый стабилизатор имеет форму сектора цилиндра, он повернут к продольной оси ракеты на 1°, что обеспечивает ее раскрутку и стабилизацию полета.

Для РСЗО «Град» разработана широкая номенклатура боеприпасов, которые отличаются дальностью стрельбы, типом боевой части и взрывателя.

История

Разработка РСЗО «Град» началась в середине 50-х годов – было принято решение о замене комплекса БМ-14, принятого на вооружение сразу после войны. Созданием системы занимались сразу несколько предприятий: НИИ-147 (г. Тула), НИИ-6 (г. Москва), СКБ-203 (г. Свердловск). Было предложено несколько вариантов конструкции реактивных снарядов — как со складными стабилизаторами, так и с жестко установленными.

В итоге решили создать ракету со стабилизаторами, изогнутыми по цилиндрической поверхности. Это позволило использовать трубчатые направляющие и вписать в них реактивный снаряд калибра 122 мм.

Конструкторы НИИ-147 предложили стабилизировать полет снаряда не только с помощью хвостового оперения, но и за счет его вращения по продольной оси в полете. Оно было не слишком интенсивным (несколько оборотов в секунду), но значительно уменьшило рассеивание боеприпасов. При этом удалось не выйти за пределы ее калибра (по габаритам). Также было предложено изготавливать корпуса реактивных снарядов методом горячего вытягивания (как гильзы), что значительно уменьшило их стоимость.

В 1961 году начались испытания РСЗО, в следующем году они были успешно завершены, а в 1963 году «Град» приняли на вооружение. Чуть позже он был продемонстрирован Н. Хрущеву. К концу десятилетия советская промышленность освоила выпуск системы и успела поставить сотни единиц боевых машин в войска. Впервые в боевых условиях РСЗО применили во время конфликта с Китаем на острове Даманском.

Боевая машина «Град» стала основой для создания множества систем залпового огня, как правило, модификации отличались базой и количеством направляющих.

Серийное производство

Серийный выпуск БМ-21 производился на Пермском заводе имени Ленина до 1988 года. За это время в СА поступило 6536 единиц. В зарубежные государства было поставлено как минимум 646 машин. По состоянию на 1995 год свыше двух тысяч машин состояли на вооружении пятидесяти государств. На НПО «Сплав» было произведено свыше 3 млн реактивных разнообразных снарядов, предназначенных для РСЗО Град».

6.1 Варианты

Система стала основой для таких отечественных систем, предназначенных для стрельбы 122-мм реактивными неуправляемыми снарядами: 9К54 Град-В, 9К55 Град-1, Град-ВД, 9К59 Прима, А-215 Град-М, БМ-21ПД Дамба, переносная лёгкая реактивная система Град-П.

Также в это число входят такие зарубежные системы, как: Type 84, Type 81, Type 83, Type 89, Type 90, Type 90B, Type 90A, APRA, RM-70/85М, RM-70, RM-70/85, PRL113, PRL111, HADID, Modular, BM-11, Град-1А БелГрад, Lynx» (Naiza), WR-40 Langusta.

  • 9К51 Град — основной вариант
  • 9К51М Торнадо-Г — последующее развитие: модернизация БМ 2Б17-1/2Б17М, с НУРС с наибольшей дальностью стрельбы, увеличенной до 40 км.
  • 9К54 Град-В — облегченная (десантируемая) модификация с БМ 9П125 с двенадцатью направляющими и транспортной машиной со стеллажами 9Ф37В на основе грузовика ГАЗ-66Б для военно-десантных войск
  • Град-ВД — это гусеничный вариант «Град-В» с БМ-21ВДс двенадцатью направляющими и транспортно-заряжающей машиной на основе БТР-Д
  • 9К55 Град-1 — это модификация системы «Град» с БМ 9П138 с тридцатью шестью направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т450 на основе грузовика ЗИЛ-131 для полковой артиллерии, к примеру, для морской пехоты
  • 9К55-1 Град-1 – это гусеничный вариант «Град-1» с БМ 9П139 на основе шасси гаубицы  2С1 Гвоздика с тридцатью шестью направляющими и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на основе многоцелевого тягача МТ-ЛБу
  • 9К59 Прима – это модифицированная «Град» с увеличенной огневой мощью. В ее составе содержится транспортно-заряжающая машина 9Т232М на основе грузовика Урал 4320 и БМ 9А51 с пятьюдесятью направляющими
  • РСЗО Град-1А (БелГрад) – модификация системы «Град», созданная в Белоруссии. Установлена БМ-21А на шасси грузовика МАЗ-6317-05. Экипаж – 6 чел. Перевозимый запасной боекомплект – 60 ракет. На перезаряжание уходит семь минут. Масса – 16450 кг. Наибольшая скорость — 85 км/ч. Запас хода: 1200 км.
  • Бастион-01,02 – модернизации, созданные в Украине.

6.2 Модификации боевых машин

  • 2Б5 — БМ-21 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси Урал-375Д
  • 2Б17 — БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси Урал-4320
  • 2Б17-1 — модернизированная БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320
  • 2Б17М — модернизированная БМ-21-1 с реактивной системой залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320
  • 2Б26 — БМ-21 с реактивной системой залпового огня 9К51 на шасси КамАЗ-5350.

Сделано в СССР

Разработка новой РСЗО началась в 1959 году в НИИ №147 (сейчас — АО НПО «Сплав», входит в корпорацию «Ростех»). В 1963-м был принят на вооружение 9к51 «Град», в этом же году началось серийное производство РСЗО на Пермском заводе им. Ленина.

Также по теме

«Впору справлять поминки»: как Украина модернизирует ракетные войска

3 ноября Украина отмечает День ракетных войск и артиллерии. Однако у руководства страны нет поводов для торжественных заявлений: за…

«Град» использует неуправляемые реактивные снаряды калибра 122 мм, запускаемые из 40 направляющих. В качестве шасси применялись тягачи «Урал», а также ЗИЛ-131.

На базе РСЗО «Град» создан ряд модификаций, в частности авиадесантируемые установки «Град-В» и «Град-ВД», 9к59 «Прима» с 50 направляющими. Для ВМФ разработаны БМ-21ПД «Дамба» для борьбы с морскими диверсантами и подводными лодками, а также «Град-М» для установки на корабли.

«Град» использует широчайшую номенклатуру неуправляемых снарядов: осколочно-фугасные, зажигательные, дымовые, осветительные, учебные, кассетные, кумулятивные, минопостановочные. Минимальная дальность стрельбы РСЗО «Град» — 5 км, максимальная — 20 км.

Высокая интенсивность огня вкупе с большой зоной поражения позволяет эффективно применять «Град» против живой силы и бронетехники противника. После нанесения ракетного залпа установка может быстро покинуть огневую точку, избежав ответного огня.

Вслед за «Градом» в НПО «Сплав» была создана РСЗО с улучшенными характеристиками — «Ураган». В 1975 году 9к57 «Ураган» (калибр — 220 мм) c 16 направляющими принят вооружение. Для «Урагана» впервые в мире был разработан снаряд с кассетной головной частью с осколочными боевыми элементами.

В состав РСЗО «Ураган» дополнительно входят автомобиль для топографической съёмки и радиопеленгационный метеорологический комплекс.

Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га. Огонь может вестись на дистанции от 8 до 35 км как одиночно, так и залпами. «Ураган» использует широкий спектр неуправляемых снарядов: осколочно-фугасные, минопостановочные, кассетные, термобарические, зажигательные.

Также по теме

Финальный бой: войска Союзного государства завершили учения «Запад-2017» уничтожением условных террористов

Российские и белорусские военнослужащие завершили совместные стратегические учения «Запад-2017». Финальное сражение с условным…

Разработкой «Смерча» занималось НПО «Сплав», в 1987 году систему приняли на вооружение.

В состав РСЗО «Смерч» дополнительно входят автомобиль для топографической съёмки и радиопеленгационный метеорологический комплекс.

Для «Смерча» были разработаны корректируемые реактивные снаряды с инерциальной системой управления, которая позволила уменьшить рассеивание снарядов в три раза по сравнению с неуправляемой ракетой, увеличив при этом кучность стрельбы вдвое. Дальность огня «Смерча» — от 20 до 90 км, площадь поражаемой территории может достигать 70 га.

В 2017 году был принят на вооружение бикалиберный вариант «Урагана» — «Ураган-1М» (калибры — 220 и 300 мм). В отличие от систем предыдущего поколения, «Ураган-1М» заряжают, целиком заменяя пакет с направляющими.

Согласно данным IISS, в начале 2017 года на вооружении российской армии стояло 550 «Градов», 200 «Ураганов» и 100 «Смерчей».

Это российское трио РСЗО пользуется большим спросом за рубежом и экспортируется в десятки стран.

Дополнительные статьи

Военно — воздушные силы

История создания БМ-21 «Град»

Использование принципа пуска боеприпаса по направляющим для доставки средств уничтожения, использовалось с древних времён. Так историю представляют следующие события:

  1. Подобного типа установки, в виде одноосной возницы, на которой размещался щит с углублениями для направления движения стрел, появился в пятнадцатом веке на корейской земле во время правления короля Сенджона Великого. Боевая часть представляла зажженные наконечники, пуск осуществлялся путём поджога порохового заряда, дальность стрельбы не превышала пятисот метров.
  2. В девятнадцатом веке армия Великобритании использовала более совершенный вариант такой установки. При этом дальность полёта боевой части была увеличена, но точность стрельбы не позволяла вести прицельный огонь, а громоздкая конструкция ограничивала возможности маневрирования.
  3. Во время Второй Мировой войны труд советских инженеров позволил создать пользующуюся заслуженным уважением реактивную установку БМ-13 «Катюша». Она стала базовой конструкцией, на основе которой начала создаваться военная техника «Град».
  4. В 1960 году НИИ-147, во исполнение требований руководства политбюро СССР начата разработка конструкции системы залпового огня нового поколения и боеприпасов к ней.
  5. 1963 год — опытный образец М-21 успешно прошёл испытания, в результате которых подтвердились заявленные ТТХ «Града», система залпового огня поставлена на вооружение в МО СССР.
  6. 1964 год — организовано массовое производство.

Боевая машина «Град 21» (БМ-21)

За прошедшее время система залпового огня «Град» неоднократно использовалась при возникновении локальных конфликтов и показала свою эффективность в любых полевых условиях.

Испытания

В 1960 г. проводились огневые испытания двигателей реактивных снарядов. В рамках завода осуществлено 53 прожига и 81 – в качестве испытаний на государственном уровне.

Первые полигонные испытания были проведены в марте 1962 года под Ленинградом. ГРАУ выделило 2 боевые машины и полтысячи реактивных снарядов. При планируемом пробеге в 10 000 км испытуемая машина без поломок прошла только 3380 км. Повреждения устранили путем усиления заднего моста шасси. Это увеличило устойчивость машины при стрельбе.

После ликвидации недостатков конструкции постановлением Совета Министров была поставлена на службу и вооружение в 1963 году установка «Град», характеристики которой в том же году были продемонстрированы Н. С. Хрущеву.

В январе следующего года был начат серийный выпуск БМ-21. В том же 1964 году, на ноябрьском военном параде, показали народу первые установки. С 1971 года начался экспорт реактивных установок, и объем его составил 124 машины, но к 1995 г. число «Градов», проданных в 50 стран мира, было свыше двух тысяч.

Какие обязанности у часового?

Часовой обязан: — бдительно охранять и стойко оборонять свой пост; — нести службу бодро, ничем не отвлекаться, не выпускать из рук оружия и никому не отдавать его, включая и лиц, которым он подчинен; — продвигаясь по указанному маршруту или находясь на наблюдательной вышке, внимательно осматривать подступы к посту, …

Устройство

БМ-13 – такая же, как установка «Град». Характеристики её совершенно бесхитростные. Это относительно простое оружие, в состав которого входят рельсовые направляющие и прицельное устройство. Для наводки используется артиллерийский прицел, подъёмный и поворотный механизмы. В задней части авто находятся два домкрата, которые используют для его устойчивости во время стрельбы. На одной машине можно размещать от 14 до 48 направляющих.

Оболочка реактивных снарядов выполнена в виде сварного цилиндра, разделённого на три секции – боевая часть, реактивное сопло и двигательное отделение (камера сгорания с топливом). Ракета РС-132 для конструкции БМ-13 изготавливалась весом 42,5 кг, диаметром 132 мм и длиной 0,8 метра. Внутрь цилиндра с оперением клали твёрдую нитроцеллюлозу. Боевая часть весила 22 кг. Взрывчатое вещество имело массу 4,9 кг: шесть гранат противотанковых весили столько же. Дальность стрельбы достигала 8,5 км.

Ракета М-31 для конструкции БМ-31 имела массу 92,4 кг, изготавливалась диаметром 310 мм и содержала 28,9 кг взрывчатой субстанции. Её дальнобойность достигала 13 км. Интересно, что у БМ-13 (16 ракет) залп длился от семи до десяти секунд, а у БМ-8 (24-48 ракет) – от восьми до десяти секунд. У БМ-31-21 время заряжания – от пяти до десяти минут.

Запуск осуществляла рукояточная электрокатушка, соединённая с контактами, размещёнными на направляющих, и батареей аккумулятора. Когда рукоять поворачивали, контакты замыкались по очереди и в очередном снаряде срабатывал пусковой пиропатрон. Если направляющих было большое количество, иногда использовали одновременно пару катушек.

В отличие от германского Nebelwerfer, БМ-13 имеет низкую точность и является площадным оружием, разбрасывающим колоссальное количество снарядов по территории. Отсюда следует, что точные удары, как у Nebelwerfer, совершать было нельзя. Заряд ВВ в два раза меньше, чем у ракеты Небельверфера, но он намного больше мог уничтожить техники без брони и живой силы.

Как смогли получить такой эффект? Да просто встречное движение детонации увеличивало газовый натиск взрыва. Подрыв ВВ происходил с двух сторон (длина полости для ВВ была немного больше длины детонатора). В тот момент, когда сталкивались две волны детонации, моментально возрастал газовый напор взрыва в месте их столкновения. Таким образом осколки корпуса получали внушительное ускорение и нагревались до восьмисот градусов: они имели великолепный зажигающий эффект.

Летающие лодки: пять самых интересных гидросамолётов всех времён

Навигация

Конструкторы и создатели

К началу Великой Отечественной войны у нашей страны уже имелись первые образцы реактивных снарядов и артиллерии и успешный опыт их испытания.

Еще в 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории  приступили к разработке реактивных снарядов на бездымном порохе. В 1929-1933 годах Б. С. Петропавловский, при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клейменова и др.,  проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.

Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Лангемака, при участии Артемьева, Клейменова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др.,  проводили окончательную отработку реактивных снарядов класса «воздух-воздух» (РС-82) и класса «воздух-земля» (РС-132).

В 1938 году, после успешных войсковых испытаний,  эти снаряды были приняты на вооружение в авиацию. Главное артиллерийское управление поставило перед Реактивным НИИ задачу создать реактивную полевую систему залпового огня, основой которой должен был стать снаряд РС-132. И уже к осени 1939 года И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. разработали 132-мм осколочно-фугасный снаряд и многозарядную пусковую установку МУ-2, смонтированную на грузовике.

Летом этого же года авиационные реактивные снаряды, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли боевое крещение в воздушных боях с японскими захватчиками на реке Халкин-Гол.

Для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили многозарядную пусковую установку залпового огня. Она состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов, массой 42,5 кг каждый, фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов.

В качестве шасси для пусковых установок реактивных снарядов – боевых машин залпового огня — был выбран трехтонный автомобиль ЗИС-5 («Захар»). Поначалу короткие направляющие располагались поперек машины МУ-1, но механизированная установка при такой компоновке раскачивалась при стрельбе, что уменьшало ее боеспособность.

В июне 1939 года в кузове ЗИС-5 был смонтирован второй вариант 24-зарядной установки МУ-2, а в августе – третий образец М-132 с пакетом из 8 спаренных рельсовых направляющих для пуска 16 снарядов калибра 132 мм.

В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп, а это 8-10 с (!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. Для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.

1 сентября 1939 года, в день начала 2 мировой войны, «Катюша» сделала первый залп и прошла успешное испытание. Главное артиллерийское управление приняло решение о ее полигонных испытаниях.

В 1940 году, после доработок и испытаний, первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня М-132 получила армейское обозначение БМ-13-16 (БМ-13) и было принято решение о ее промышленном производстве.

Реактивное НИИ получило заказ на изготовление 5 установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Еще одну пусковую установку БМ-13 заказало артиллерийское управление Военно-Морского флота, чтобы испытать ее в системе береговой обороны.

Что касается реактивного снаряда М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд), то его производство «на поток» было поставлено достаточно быстро. Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича. А вот с серийным производством пусковых установок дело обстояло сложнее.

4.5. Ходовая часть

Вы здесь

Технические характеристики

Боинг 747 гораздо вместительней своих собратьев из-за видоизмененной палубы. Эти нововведения позволяют вмещать 1075 пассажиров, при этом комфортабельность на высоком уровне как в бизнес-классе, так и в эконом-классе. На сегодняшний день кабина пилотов также полностью изменилась: все приборы были заменены новыми цифровыми элементами, благодаря чему количество пилотов сократилось до двух человек, а управление самолетом стало упрощенным. Вся важная информация отображалась на жидкокристаллическом экране.

На борту самолета для удобства перемещений были сконструированы прямые лестницы, а не винтовые, что максимально облегчило передвижение.

Салон боинга 747

Видоизменился и салон самолета. Теперь у пассажиров было больше свободного места, что сделало полеты более комфортными. Полки для багажа и личных вещей были увеличены в объеме. Помимо этого на борту самолета установили специальные транслирующие системы для просмотра фильмов и видеороликов.

В связи с тем, что верхняя палуба была удлинена, на ней установили несколько дополнительных выходов. Деталями нового Боинга стали обновленные двигателя известных производителей, отличающиеся хорошим качеством и выносливостью. Благодаря чему получили Боинг с максимальностью скоростью – 940 км/ч и массой – 350 тонн.

Технические данные Боинга 747:

  • Общая длина самолета – 70,7 метров.
  • Высота самолета – 19,5 метра.
  • Размах крыльев – 120 метра.
  • Ширина салона для пассажиров – 6 метров.
  • Площадь крыльев – 1022 кв.м.
  • Скорость – 940 км/ч.
  • Дальность полета – 12500 км.
  • Вес без пассажиров – 175000 кг.
  • Высота внутри самолета – 13755 м.

Для эконом-класса предусмотрено 580 посадочных мест. В состав экипажа самолета входили два пилота и один инженер. В связи с популярностью модели был изобретен боинг для грузоперевозок и боинг пассажирский, но с меньшей длительностью полета.

Шасси

Проходимость этих штатных машин установки БМ 21 «Град», а также других транспортных средств, входящих в различные модификации, впечатляет. Этим машинам с формулой колес 6 х 6 и дорожным просветом в 40 см не страшен брод глубиной 1,5 метра, песчаная или болотистая почва, снежные заносы. Не боится сия военная техника температурного разбаланса. Ее рабочий диапазон – от минус 40 С до плюс 50 С. Мощность восьмицилиндрового двигателя карбюраторного типа установленного на «Урале» — 180 л. с. Запаса горючего в баке хватает на 750 километров. В батарею РСЗО входит комплекс управления «Береза», расположенная на ГАЗ – 66. Руководить запуском ракет можно при помощи выносного пульта, или при помощи кнопок управления, расположенных в кабине М21. Угол наводки по вертикали расположен в диапазоне 0 — 55 градусов.

Читайте Электровоз ЭП1

История создания

В 1944 г., на ракетном полигоне, которым руководил первый в мире разработчик боевой ракетной техники Вернер фон Браун, по совместительству оберштурмбанфюрер СС, начались испытания новой системы зенитного огня «Тайфун», предназначенной для уничтожения «летающих крепостей» союзников, которые совершали массивные налёты на территорию Германии.

В результате исследований, на свет явилась система залпового огня с 30 (в окончательном варианте) винтовыми направляющими, придающими выстреливаемым ракетам вращательное движение в полёте до цели. Предполагалось, что такое техническое решение обеспечит большую кучность и, как следствие, точность поражения цели.

allthatsinteresting.com
Вернер фон Браун с коллегами.

Пусковая установка и ракеты оказались в зоне ответственности советских войск. Согласно постановлению Совета министров СССР «Вопросы реактивного вооружения» № 1017-419/сс от 13.05.1946г., наиболее перспективные, с точки зрения дальнейшего применения, «Тайфуны-Р» (твёрдотопливные) были переданы в КБ-2 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Именно в стенах этого засекреченного научного центра и был создан первый оригинальный советский реактивный боеприпас для прообраза будущего «Града» — РЗС-115 «Стриж».

За разработку перспективного оружия отвечал генеральный конструктор Александр Надирадзе. Под его началом, с декабря 1956 по июль 1957 г., на полигоне Донгуз была испытана система реактивного залпового огня РЗС-115 «Ворон» со снарядами «Стриж». Но за 10 лет скорость и маневренность истребительной авиации, а также высота полёта бомбардировщиков изменились настолько, что дальнейшие испытания громоздкой и в то время ещё сырой системы ПВО были признаны неперспективными и законсервированы.

Удивительно, но практически одновременно с неудачными стрельбами – 3 январе 1956 г. – Председатель Совета министров СССР подписывает постановление за номером 17 о начале разработке осколочно-фугасного боеприпаса на основе реактивного снаряда «Стриж». Работы поручаются вести НИИ-642.

В то время советские вооружённые силы остро нуждались в новой артиллерийской системе ввиду недостаточного боевого радиуса или количества одновременно выпускаемых снарядов установками БМД-20, БМ-14 и БМ-24.

wikipedia.org/Ain92
БМД-20 в Санкт-петербургском Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.

Разработка

Задействованные структуры

Разработка систем залпового огня была начата в НИИ-147 по приказу ГКОТ от 24 февраля 1959 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров № 578—236 от 30 мая 1960 г. создание боевой и транспортной машин для РСЗО «Град» было поручено СКБ-203. Тем же документом разработка новых сортов пороха марки «РСИ» для твердотопливного заряда возлагалась на НИИ-6. Механические взрыватели для реактивных снарядов были разработаны Научно-исследовательским технологическим институтом в Балашихе. Боевые заряды были разработаны Научно-исследовательским химико-технологическим институтом. Испытания системы проходили на Софринском артиллерийском полигоне. Систему наведения для корабельного варианта РСЗО (С-39) разработали специалисты ЦНИИ-173.

Постановлением СМ СССР № 372-130 от 28 марта 1963 года полевая реактивная система «Град» была принята на вооружение Советской Армии.

Часовой в дореволюционной прессе

Как получить звание ефрейтора в ВС РФ

В российской армии ефрейторами становятся особо дисциплинированные и опытные рядовые солдаты. Также этим званием могут быть отмечены военнослужащие, которые имеют дополнительную квалификацию или важную солдатскую должность. При этом они должны быть старшими в своей должности.

  • Стрелок (пулеметчик, снайпер, гранатометчик);
  • Инструктор санитарной службы в сухопутных войсках;
  • Военнослужащий, работающий со служебными собаками в пограничных войсках;
  • Старший телефонист или радист в войсках связи;
  • Старший водитель или механик-водитель;
  • Старший химик в войсках химзащиты;
  • Наводчик орудия в артиллерийский войсках;
  • Оператор – наводчик в танковых войсках.

Кроме этого, звание часто дают медицинскому персоналу, по той причине, что они изначально обладают знаниями выше, чем у простых рядовых. Солдат, желающий стать ефрейтором, должен показать рвение к службе, отличиться в строевой подготовке, безукоризненно знать и соблюдать устав, не нарушать дисциплину.

Терапия

«Катюши» и развитие СЗО

В нашей стране залповые установки появились раньше, чем во всем остальном мире. Реактивный научно-исследовательский институт запатентовал многоствольную пусковую систему, стрелявшую ракетами, еще в 1938 году. С тех пор работы по совершенствованию РСЗО велись в СССР практически непрерывно, получив особое развитие в годы Великой Отечественной войны. «Катюши» — легендарные гвардейские минометы — составляли боевые соединения полкового эшелона, но по ударной мощи их можно было сравнивать с дивизиями. Залповый принцип, в отличие от ведения огня одиночными реактивными снарядами, прижился в войсках по очень простой причине. С конца тридцатых до середины пятидесятых годов ракеты в основном были неуправляемыми, двигались по обычной баллистической траектории и по точности попадания уступали артиллерийским средствам поражения. Топливо сгорало недостаточно равномерно, возникали флуктуации импульса, что приводило к большим величинам рассеивания. Нивелировать этот недостаток могло только массированное применение, в результате которого поражались площади со всем, что на них в этот момент находилось. Вторая мировая война носила характер столкновений больших количеств живой силы и техники. Исходя из опыта, полученного с 1939 по 1945 год, была сформулирована концепция систем залпового огня, создаваемых в последующий период в СССР. Ярким ее выражением стала БМ (боевая машина), имеющая маловыразительный индекс «21», она же установка «Град». Радиус поражения стал значительно большим, по сравнению с «Катюшей», огневая мощь многократно возросла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector