От «катюши» до «торнадо»: как совершенствуются российские реактивные системы залпового огня

Предшественник «Торнадо» – «Град»

Впервые стало понятно, насколько мощно оружие «Град», после испытаний его на Даманском острове. Тогда в 1969 году возник конфликт между пограничными службами Китая и Советского Союза. После нескольких выстрелов территория превратилась в перепаханное поле. По сводкам историков, в той ситуации погибло более 3 тыс. китайцев. Никто из тех, кто пытался проникнуть на советский полуостров (который все равно перешел во владения КНР), не остался в живых.

На вооружении Российской Федерации «Град» простоял больше 40 лет, а, как известно, все имеет определенный «срок годности». За время его существование страна увидела новые системы «Смерч» и «Ураган». На их смену пришло новейшее оружие России – «Торнадо».

Пришёл, выстрелил и ушёл

Установки РСЗО «Торнадо-С», нанося противнику невосполнимый ущерб, сами отличаются повышенной живучестью на поле боя. Их расчёты могут быстро выполнять задачи и не менее быстро покидать район. На то, чтобы выпустить боезапас из 12 направляющих, артиллеристам-реактивщикам нужно всего несколько минут. На то, чтобы привести новую реактивную систему залпового огня в походное положение и покинуть позицию, уходит всего одна минута. В современном скоротечном огневом бою такая «шустрость» позволяет исключить возможность попасть под ответный удар.

Высокомобильные установки РСЗО «Торнадо-С» могут оперативно перебрасываться с одного участка фронта на другой. Колонны реактивных дивизионов способны совершать марши от трёхсот до полутысячи километров в сутки.

Три в одном

Комплекс РСЗО «Торнадо-С» состоит из трёх машин:

  • боевой (9А54) с пусковой установкой;
  • транспортно-заряжающей (9Т255);
  • командной, откуда происходит управление огнём.

Высокотехнологичное оборудование позволяет автономно осуществлять топопривязку, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Координаты отображаются на электронной карте. Пакет пусковых направляющих наводится автоматически, без выхода расчёта (3 человека) из кабины. При необходимости предусмотрена возможность и ручного наведения.

Проверка боем

В конце декабря 2020 года на подведении итогов 2020 года в разработчике и производителе отечественных реактивных систем залпового огня тульском Научно-производственном объединении «Сплав» было сообщено, что РСЗО «Торнадо-С» прошла войсковые испытания в Сирии.

Всестороннее тестирование системы в условиях реального военного конфликта было признано успешным.

Легендарный нож

Тактико-технические характеристики (ТТХ РСЗО Смерч)

Конструкторы и создатели

К началу Великой Отечественной войны у нашей страны уже имелись первые образцы реактивных снарядов и артиллерии и успешный опыт их испытания.

Еще в 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории  приступили к разработке реактивных снарядов на бездымном порохе. В 1929-1933 годах Б. С. Петропавловский, при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клейменова и др.,  проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.

Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Лангемака, при участии Артемьева, Клейменова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др.,  проводили окончательную отработку реактивных снарядов класса «воздух-воздух» (РС-82) и класса «воздух-земля» (РС-132).

В 1938 году, после успешных войсковых испытаний,  эти снаряды были приняты на вооружение в авиацию. Главное артиллерийское управление поставило перед Реактивным НИИ задачу создать реактивную полевую систему залпового огня, основой которой должен был стать снаряд РС-132. И уже к осени 1939 года И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. разработали 132-мм осколочно-фугасный снаряд и многозарядную пусковую установку МУ-2, смонтированную на грузовике.

Летом этого же года авиационные реактивные снаряды, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли боевое крещение в воздушных боях с японскими захватчиками на реке Халкин-Гол.

Для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили многозарядную пусковую установку залпового огня. Она состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов, массой 42,5 кг каждый, фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов.

В качестве шасси для пусковых установок реактивных снарядов – боевых машин залпового огня — был выбран трехтонный автомобиль ЗИС-5 («Захар»). Поначалу короткие направляющие располагались поперек машины МУ-1, но механизированная установка при такой компоновке раскачивалась при стрельбе, что уменьшало ее боеспособность.

В июне 1939 года в кузове ЗИС-5 был смонтирован второй вариант 24-зарядной установки МУ-2, а в августе – третий образец М-132 с пакетом из 8 спаренных рельсовых направляющих для пуска 16 снарядов калибра 132 мм.

В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп, а это 8-10 с (!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. Для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.

1 сентября 1939 года, в день начала 2 мировой войны, «Катюша» сделала первый залп и прошла успешное испытание. Главное артиллерийское управление приняло решение о ее полигонных испытаниях.

В 1940 году, после доработок и испытаний, первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня М-132 получила армейское обозначение БМ-13-16 (БМ-13) и было принято решение о ее промышленном производстве.

Реактивное НИИ получило заказ на изготовление 5 установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Еще одну пусковую установку БМ-13 заказало артиллерийское управление Военно-Морского флота, чтобы испытать ее в системе береговой обороны.

Что касается реактивного снаряда М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд), то его производство «на поток» было поставлено достаточно быстро. Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича. А вот с серийным производством пусковых установок дело обстояло сложнее.

Сведения о направляющих

Сами направляющие сделаны в виде толстостенных труб, в стенках которых есть винтовой паз, за который в момент произведения выстрела цепляется штифт реактивного заряда. Штифт этот является аналогом нарезов в стволах стрелкового оружия, так как задает необходимый вектор полета снаряда.

На заданной траектории заряд удерживается при помощи раскрывающихся стабилизаторов (как у выстрелов РПГ). Система залпового огня «Смерч» за один только раз накрывает более 67 га!

Чаще всего стрельба ведется из закрытых позиций. Возможно управление огнем прямо из кабины оператора. Расчет комплекса включает в себя четыре человека в мирное время и шесть – в военное. Назначается командир БМ, один наводчик, а также механик-водитель. Количество бойцов, обслуживающих орудие, варьируется.

Немного истории БМ-13 «Катюша»

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это — возвращение к «хорошо забытому старому». Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов — Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

Область использования

Эта машина предназначена для транспортировки пассажиров, груза, различной техники и оборудования. Учитывая уникальные внедорожные характеристики «Урала» 43206, это транспортное средство, прежде всего, необходимо использовать на бездорожье, при освоении новых земель.

Грунтовые дороги в осеннюю или весеннюю распутицу, снежные заносы, заводнённые участки не остановят уральский автомобиль. Она может передвигаться по холмам крутизной до 60°, преодолевать брод глубиной до 1,5 м, ехать в двухметровой колее, по заболоченным участкам пути.

Отечественный грузовик-внедорожник превосходит по проходимости аналогичные машины зарубежного производства, в том числе известные на рынке бренды.

История создания

БМ-30 «Смерч», установленная в качестве памятника А. Н. Ганичеву рядом с ГНПП «Сплав», Тула

Реактивная система залпового огня «Смерч» была разработана в СССР специалистами ТулгосНИИточмаш (затем НПО «Сплав», а ныне АО «НПО „Сплав“», город Тула) под руководством главного конструктора Геннадия Алексеевича Денежкина, а также смежных предприятий. До разработки в 1990 году Китаем WS-1 являлась наиболее дальнобойной системой.

Артиллерийская часть монтируется на модифицированном шасси грузового автомобиля МАЗ-79111 или МАЗ-543М. Для Индии был создан вариант боевой машины на базе грузового автомобиля повышенной проходимости Tatra 816 6ZVR8T10x10.1 R/41T.

Подготовка «Смерча» к бою после получения целеуказания занимает три минуты; полный залп производится в течение 38 секунд. После стрельбы батарея готова к маршу через одну минуту, что позволяет оперативно уйти из-под ответного удара противника.

История создания

Внешние изображения

РСЗО «Торнадо» была разработана в России специалистами ФГУП ГНПП «Сплав». «Торнадо-C» представляет собой глубокую модернизацию 9К58 «Смерч». Предназначена для поражения на дальних подступах групповых целей (живая сила, небронированная, легкобронированная и бронированная техника), тактических ракет, зенитных комплексов, вертолетов на стоянках, командных пунктов, узлов связи, военно-промышленной инфраструктуры.

Боевая машина 9А54 оснащена аппаратурой бортового управления и связи (АБУС), автоматизированной системой управления наведением и огнем (АСУНО), наземной аппаратурой потребителей спутниковых навигационных систем (НАП СНС), что позволяет: автоматизированно принимать-передавать информацию с защитой от несанкционированного доступа, отображать информацию на табло и хранить её; автономно осуществлять топопривязку, навигацию и ориентирование боевой машины на местности с отображением на электронной карте; автоматический наводить пакет пусковых направляющих без выхода расчета из кабины с возможностью ручного наведения при необходимости (для защиты личного состава от пороховых газов во время стрельб предусмотрено подача в кабину сжатого воздуха из баллонов).

Оснащена системой автономной коррекции траектории полета реактивных снарядов по углам тангажа и рысканья, осуществляемой по сигналам системы управления газодинамическими устройствами (корректируемые боеприпасы). Стабилизация снарядов происходит за счёт их закручивания по пусковым направляющим, и поддерживания в полете раскрывающимися лопастями оперения. При стрельбе залпом рассеивание снарядов не превышает 0,3 % от дальности стрельбы. Для обеспечения целеуказания может использоваться БПЛА (также запускаемый с боевой машины — реактивный снаряд 9М534). Реактивные снаряды могут оснащаться головной частью моноблочного или кассетного типа. Залп одной боевой машины реактивными снарядами калибра 300 мм, оснащенными кассетной головной частью с 72 кумулятивно-осколочными элементами, поражает площадь до 67,2 га. Дальность ведения огня до 120 км, в перспективе с возможностью увеличения до 200 км.

Время свёртывания и покидания огневой позиции боевой машиной комплекса БМ 9А54 после залпа составляет около 1 минуты. Экипаж боевой машины сокращён до 3 человек.

Может поражать цели как залпом, так и одиночными высокоточными ракетами, и по сути, стала универсальной тактической ракетной системой. Также Торнадо-С может использовать корректируемые боеприпасы.

Состав РСЗО 9К515 «Торнадо-С»:

  • боевая машина (БМ) 9А54;
  • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т255;
  • учебно-тренировочный комплекс, средства автоматической системы управления огнем (АСУНО), автомобиль топографической привязки (топопривязчик) и метеорологическая машина.

Разработчик: АО НПО «Сплав» (г. Тула), ЗАО «СКБ» ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь). Изготовитель (капитальный ремонт и модернизация) БМ и ТЗМ: ПАО «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь).

На вооружение начало поступать с конца 2016 года. В ноябре 2016 г. были проведены испытания на полигоне Капустин Яр.

Варианты боевых машин

9А52-2Т РСЗО на шасси Tatra в параде ВС Индии (на направляющие установлены декоративные конусовидные колпачки)

  • 9А52 — базовый вариант на шасси МАЗ-79111
  • 9А52Б — боевая машина автоматизированной системы управления формированиями РСЗО 9К58Б
  • 9А52-2 — боевая машина на шасси МАЗ-543М комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2К — командирская боевая машина на шасси МАЗ-543М модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-2Т — боевая машина на шасси Tatra модернизированного комплекса РСЗО 9К58
  • 9А52-4 — облегчённая боевая машина РСЗО «Кама» на шасси КамАЗ
  • 9А53 — боевая машина комплекса РСЗО 9К512 «Ураган-1М» с установленным транспортно-пусковым контейнером с 300-мм реактивными снарядами.
  • 9А54 — боевая машина модернизированной системы 9К515 «Торнадо-С»

Варианты транспортно-заряжающих машин

  • 9Т234 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52 на шасси МАЗ-79112
  • 9Т234-2 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2 на шасси МАЗ-543А
  • 9Т234-2Т — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-2Т на шасси Tatra
  • 9Т234-4 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А52-4 на шасси КамАЗ
  • 9Т255 — транспортно-заряжающая машина БМ 9А54

Виды узбекского ножа пчак из дамасской стали

Виды узбекского ножа пчак из дамасской стали различаются не только по форме клинка и рукояти, но и по месту производства режущего инструмента, а также по предназначению.

Вид пчака Краткая характеристика
Старобухарский Отмечается равномерное сужение клинка к острию, небольшой подъем. Собственно лезвие изогнутой формы, и это делает узбекский нож максимально удобным для работы с мясом – обвалка, снятие шкуры и так далее.
Старококандский Характерная особенность – небольшая ширина клинка. Используется как вспомогательный инструмент для работы с мясом, он удобен в «мелочах», например, качественно счистить мясо со шкуры, аккуратно обвалять кости и так далее.
Уйгурский В конструкции отсутствует гюльбанд (больстер) и бринч, зато рукояти всегда изготавливаются из качественного материала. Хвостовики такого типа пчака остаются открытыми, собственно клинки остаются не заточенными – это связано с запретом пользования ножей более 200 мм по длине лезвия.
Шархон Самый распространенный вид узбекского ножа, для которого характерно поднятие острия клинка по от ношению к обуху на 3-8 мм. Лезвие изготавливается только из углеродистой стали, дамасской – самой прочной.

Самый известный производитель

Самыми известными пчаками являются чустские ножи, которые производятся мастерами из города Чуст – расположен в Намаганской области Узбекистана, имеет историю длиной 3500 лет. В центре города есть квартал ремесленников-кузнецов, которые и изготавливают самые качественные и красивые пчаки.

Чустский пчак считается максимально функциональным ножом, потому что им можно резать и волос, и мясо, и твердые фрукты, а лезвие длительное время сохраняет остроту. Ножи от этих городских мастеров обязательно украшаются национальными орнаментами, рукояти делаются из рога или кости, на клинке стоит персональное клеймо мастера (тамга).

Бывает ли складной

Вообще, узбекские традиционные ножи никогда не были складными, но современные производители (не мастера, а промышленники) реализуют и такой вид пчаков. Они представляют собой изделие, имитирующее традиционный узбекский нож – лезвие имеет небольшой изгиб на острие, что и делает его схожим с пчаком.

Рукояти для таких ножей изготавливаются из современных материалов типа фибер картона или стеклотекстолита.

«Младшая сестра» — тоже не промах

«Торнадо» — это небольшое, но семейство РСЗО. Кроме «Торнадо-С» (300-мм), в него входит и «Торнадо-Г» (122-мм). С 2014 года эта система в полковой и дивизионной артиллерии заменяет РСЗО «Град».

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» впервые был представлен созданный специально для реактивной системы «Торнадо-Г» боеприпас нового поколения. Аналогов в мире этот 122-мм многофункциональный снаряд не имеет. У него отделяемая осколочно-фугасная головная часть повышенной эффективности. Боеприпас предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники, командных пунктов и других целей. Реактивный снаряд позволяет эффективно поражать цели за складками местности, обратные склоны гор и ущелья.

Дальность стрельбы нового высокоэффективного боеприпаса для 122-мм РСЗО составляет от 5 до 20 километров. Эффективность поражения таким реактивным снарядом в шесть раз выше, чем у аналогичного снаряда знаменитого «Града», стоящего на вооружении армий более 60 государств мира.

Варианты

Реформа званий и знаков различия (2013)

Модификации ракетных комплексов

В семейство боевых комплексов Смерч входит три основных типа модификации:

  • 9К58 на базе МАЗ-543М. Это классический 12-ствольный вариант системы;
  • РСЗО «Кама» 9К58  на базе машины КАМАЗ. Это 6-ствольный вариант. Разработан с целью облегчения, снижения габаритов и повышения мобильности;
  • 9К515 «Торнадо-С». Комплекс представляет собой глубокую модернизацию системы «Смерч». В нем воплощены все идеи по повышении дальности и модернизации двигателя, описанные выше. Дальность увеличена до 120 км, с перспективой увеличения до 200 км. Полет снаряда оснащен системой спутникового наведения с корректировкой полета. Время свертывания — 1 минута, экипаж — 3 человека.

Варианты боевых шасси

Тип Описание комплекса
9А52Б Боевая машина структуры автоматизированного управления частями РСЗО 9К58Б
9А52-2 Комплекс РСЗО 9К58 на базе МАЗ-543М
9А52-2Т Боевой комплекс Смерч на шасси Татра системы РСЗО 9К58
9А52-4 Облегчённый вариант системы РСЗО «Кама» на базе КамАЗ
9А52-2К Комплекс РСЗО 9К58 на базе МАЗ-543М, модернизированный командирский вариант
9А52 Базовая версия на основе машины МАЗ-79111
9А53 Комплекс «Ураган-1М», РСЗО 9К512
9А54 Новая система 9К515 «Торнадо-С»

Транспортно-зарядные машины

Для хранения, снаряжения пусковых установок и перевозки боеприпасов системы «Смерч», применяются специальная вспомогательная техника.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ)

Перечень заряжающей техники:

Вид Тип шасси Тип ТЗМ
9Т234 МАЗ-79112 БМ 9А52
9Т234-2 МАЗ-543А БМ 9А52-2
9Т234-2Т Tatra БМ 9А52-2
9Т234-4 КамАЗ БМ 9А52-4
9Т255 БМ 9А54

Неолимпийские дисциплины

Снаряды комплекса «Смерч»

300-миллиметровый реактивный снаряд 9М55К с головной частью с осколочными боевыми элементами
Предназначен для поражения живой силы и небронированной военной техники в местах их сосредоточения.
Технические характеристики
Масса, кг 800
Длина, мм 7600
Масса головной части, кг 243
Длина головной части, мм 2049
Количество боевых элементов, шт 72
Масса боевого элемента (БЭ), кг 1,75
Количество готовых поражающих осколков боевого элемента, шт: — массой 4,5 г — массой 0,75 г 96 360
Время самоликвидации БЭ, с 110
Дальность стрельбы, км: — максимальная — минимальная 70 20
Масса контейнера с двумя снарядами, кг 1934
300-миллиметровый реактивный снаряд 9М55К1 с самоприцеливающимися боевыми элементами
Предназначен для поражения сверху группировок бронированной военной техники и танков.
Технические характеристики
Масса, кг 800
Длина, мм 7600
Масса головной части, кг 243
Длина головной части, мм 2049
Количество боевых элементов, шт 5
Масса боевого элемента (БЭ), кг 15
Масса взрывчатого вещества БЭ, кг 4,5
Бронепробитие под углом 30° от нормали к броне с расстояния 100 м 70 мм гомогенной брони
Дальность стрельбы, км: — максимальная — минимальная 70 20
Масса контейнера с двумя снарядами, кг 1934
300-миллиметровый реактивный снаряд 9М55К4 с ГЧ для противотанкового минирования местности
Предназначен для оперативной дистанционной постановки противотанковых минных полей как перед подразделениями боевой техники противника, находящимися на рубеже атаки, так и в районе их сосредоточения.
Технические характеристики
Масса, кг 800
Длина, мм 7600
Масса головной части, кг 243
Длина головной части, мм 2049
Количество противотанковых мин, шт 25
Масса мины, кг 4,85
Габаритные размеры мины, мм 330x84x84
Масса взрывчатого вещества, кг 1,85
Время самоликвидации мины, час 16-24
Дальность стрельбы, км: — максимальная — минимальная 70 20
Масса контейнера с двумя снарядами, кг 1934
300-миллиметровый реактивный снаряд 9М55К5 с ГЧ с кумулятивно-осколочными боевыми элементами
Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы и легкобронированной военной техники.
Технические характеристики
Масса, кг 800
Длина, мм 7600
Масса головной части, кг 243
Количество боевых элементов, шт 646
Масса боевого элемента (БЭ), кг 0,24
Дальность стрельбы, км: — максимальная — минимальная 70 25
Время самоликвидации БЭ, с 130..260
Толщина пробиваемой гомогенной брони, мм 120
300-миллиметровый реактивный снаряд 9М55Ф с отделяемой осколочно-фугасной головной частью
Предназначен для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной военной техники в местах их сосредоточения, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры.
Технические характеристики
Масса, кг 810
Длина, мм 7600
Масса головной части, кг 258
Масса взрывчатого вещества, кг 95
Масса поражающего элемента, г 50
Дальность стрельбы, км: — максимальная — минимальная 70 25
Масса контейнера с двумя снарядами, кг 1954
300-миллиметровый реактивный снаряд 9М55С с термобарической головной частью
Предназначен для поражения живой силы, открытой и укрытой в фортификационных сооружениях открытого типа и объектах небронированной и легкобронированной военной техники.
Технические характеристики
Масса, кг 800
Длина, мм 7600
Масса головной части, кг 243
Масса взрывчатой смеси, кг 100
Время самоликвидации боевой части, с 110..160
Дальность стрельбы, км: — максимальная — минимальная 70 25
300-миллиметровый реактивный снаряд 9М528 с осколочно-фугасной головной частью
Предназначен для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной военной техники в местах их сосредоточения, разрушения командных пунктов, узлов связи и объектов военно-промышленной структуры.
Технические характеристики
Масса, кг 815
Длина, мм 7600
Масса головной части, кг 243
Масса взрывчатой смеси, кг 95
Масса готового поражающего элемента, г 50
Дальность стрельбы, км: — максимальная — минимальная 90 25

— — ВИДЕО

Источник информацииhttps://www.splav.org/ru/arms/smerch/index.asp

Ракеты или РСЗО

Не секрет, что во время нахождения у власти Н. С. Хрущева, который страдал «ракетоманией», под нож пошли многие перспективные образчики гаубиц и прочих разновидностей ствольной артиллерии, что на многие годы затормозило развитие этой отрасли в нашей стране. Чтобы в таких условиях «протолкнуть» создание своей БМ-30 «Смерч», разработчикам из Тулы пришлось заложить в нее такие характеристики, которые бы позволили убедить высшее руководство в уникальности системы. Только в этом случае она бы имела шансы быть принятой на вооружение.

РСЗО БМ-30 «Смерч» обладает такой дальностью и «убойностью», что находится где-то посередине между классическими реактивными залповыми системами и ракетными комплексами. Собственно, впервые на боевое дежурство «Смерчи» заступили именно в ракетной части, что подтверждает то уважение, которое к ним питали высшие военные чины СССР.

История создания

К первому поколению советских реактивных систем залпового огня относится знаменитая БМ-13 «Катюша» и целый ряд послевоенных машин (БМ-20, БМ-24, БМ-14-16), которые были разработаны с учетом опыта недавно прошедшей войны. Все вышеперечисленные образцы обладали одним существенным недостатком – невысокой дальностью стрельбы, то есть они, по сути, являлись машинами поля боя. Данный факт абсолютно не устраивал военных, поэтому разработки в этом направлении не прекращались.

В 1963 году на вооружение была принята первая в мире РСЗО второго поколения – знаменитая боевая машина БМ-21 «Град», которая и сегодня используется российской и многих другими армиями мира. Сказать, что БМ-21 получилась удачно – это значит не сказать ничего. По уровню простоты, эффективности и технологичности эта РСЗО и не имеет аналогов и сегодня.

Однако советские военные хотели получить более мощную систему, которая бы могла уничтожать цели на значительных расстояниях.

Еще в конце 60-х годов конструкторы ГНПП «Сплав» («Тулгоснииточмаш») начали работы по созданию РСЗО калибра 300 мм, которая могла бы поражать противника на дальности до 70 км. В 1976 году появилось постановление Совмина СССР о начале работ над созданием реактивной системы залпового огня «Смерч». В этом проекте принимали участие около 20 предприятий СССР.

Надо отметить, что в США уделяли мало внимания разработке реактивных систем залпового огня, считая их исключительно оружием поля боя, которое должно непосредственно поддерживать свои войска в атаке или обороне. «Смерч» по своим характеристикам ближе к тактическим ракетным комплексам и залп шести установок вполне способен остановить дивизию или уничтожить небольшой населенный пункт. Можно смело заявить, что РСЗО «Смерч» — это самое разрушительное оружие сухопутных войск, не считая ядерного. Иногда мощь этого комплекса называют избыточной.

Советские конструкторы решили проблему разлета ракет: они сделали для «Смерча» корректируемый боеприпас. Такое решение увеличило точность комплекса в 2-3 раза.

Именно реактивные снаряды являются основной «изюминкой» «Смерча». Каждая ракета имеет систему управления, которая руководит ее полетом на его активной траектории.

РСЗО «Смерч» была принята на вооружение в 1987 году. За время эксплуатации машина несколько раз подвергалась модернизации, которые значительно улучшили ее тактико-технические характеристики (ТТХ). До 1990 года (в этом году появился китайский РСЗО WS-1) «Смерч» являлся самой мощной боевой машиной подобного класса. На сегодняшний день он остается самой дальнобойной системой залпового огня в мире.

В 1989 году появилась модификация РСЗО «Смерч» с боевой машиной 9А52-2 и новой транспортно-заряжающей машиной.

Начиная с 1993 года РСЗО «Смерч» активно продвигается на мировом оружейном рынке и надо сказать, что к этой технике всегда отмечается повышенный интерес. Данные комплексы стоят на вооружении многих стран, включая Китай и Индию.

Удобство в обслуживании

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector