30-мм пушка 2а42

Содержание

Как транспортируется артиллерийское орудие?

Для Д-30 предусмотрен стандартное тяговое средство – “Урал-4320”. По асфальтированному и бетонированному покрытию данное орудие транспортируют с максимально допустимой скоростью 80 км/ч. Буксировка на покрытой снегом поверхности происходит с использованием специальной лыжной установки. Однако, как утверждают специалисты, в данном случае производить артиллерийский огонь из орудия становится невозможно. Благодаря небольшим габаритно-весовым характеристикам, Д-30 транспортируется также с применением вертолетов. Не исключается возможность десантирования гаубицы при помощи парашюта.

Повышаем кучность

В связи с ограниченным запасом этого типа пуль отстрел проводился на кучность и количество выстрелов с одного баллончика одновременно. Стрельба велась сериями по 10 выстрелов самовзводом. От предварительного взведения курка пришлось отказаться для постановки в равные условия и дальнейшего сравнения кучности с пулей ВВ. Результат оказался приличным: 100 на 125 мм по краям пробоин с учетом отрывов (все-таки это досадное явление присутствовало и при стрельбе свинцовой пулей) после 80 выстрелов на дистанции 8 м. Разброс пуль по вертикали оказался практически вдвое меньше, чем при стрельбе стальной пулей ВВ. Хотя горизонтальные отрывы были учтены, 90% пуль легло в круг диаметром 80 мм. Вполне приличный результат для пистолета, основным боеприпасом которого является стальная сферическая пуля ВВ. Так как твердость свинца меньше твердости стали, стрельба по стеклянным мишеням не проводилась вследствие ее бесперспективности. Вмятины на фанерном листе свинцовая пуля оставила аналогичные стальной. Правда, по причине деформации и быстрой передачи энергии пули твердой мишени рикошет отсутствовал, что не могло не радовать. В роли малоразмерной мишени для плинка выступило обычное яблоко. Из серии в пять пуль четыре уверенно поражали цель. Пули не пробивали цель навылет, что дало возможность их визуального осмотра после извлечения. На каждой пуле присутствовали следы неглубоких нарезов, что не всегда характерно для пистолетов подобного типа. Наличие регулируемого целика не совсем оправдало возложенные на него надежды на улучшение точности стрельбы. Вертикальные поправки приходилось делать практически после каждых 25-30 выстрелов. Однако целиться было намного удобнее по сравнению с тем же МР-654К, у которого прицельные приспособления носят больше рудиментарный характер и установлены, скорее всего, для большего сходства с пистолетом Макарова.

40-мм пушка Vickers Class S. Великобритания

Эта большая и харизматичная британская пушка создавалась в рамках новой концепции, когда цель, будь то самолет или танк поражалась бы одним снарядом.

Контракты на разработку такой пушки были заключены с фирмами Rolls-Royce и Vickers Armstrongs. В конкурсе победил «Виккерс», пусть и с помощью небольшой помощи со стороны устроителей. Тем не менее, в 1939-40 годах пушка прошла испытания и была принята на вооружение.

Устанавливали пушку вначале на «Веллингтоны», бомбардировщики, которые должны были бороться, например, с подводными лодками противника. 

Когда война перестала быть «странно» и Франция капитулировала, а британцы убедились в возможностях танковых частей Вермахта, в британском военном ведомстве решили, что Vickers S можно использовать как противотанковое средство, если создать соответствующий боеприпас. может быть использована для борьбы с танками и бронированной техникой.

Был разработан снаряд, способный при попадании пробить лобовую броню легкого немецкого танка PzKw II. Одновременно спроектировали установку, которая позволяла устанавливать пушку под крылом истребителя. В качестве испытательной платформы были использованы «Харрикейн» и «Мустанг».

Но устанавливать пушки начали все-таки на «Харрикейны». Самолет получил название Mk.IID. Кстати, для прицеливания использовался обычный рефлекторный прицел Mk.II, но для точного прицеливания в спарке с пушками с устанавливали два пристрелочных пулемета Browning 0.5 с трассирующими патронами.

Боевое крещение Hurricane Mk.IID приняли в Северной Африке, где в целом пушка показала себя вполне достойно. Танки и более легкая техника пробивались вполне успешно. Всего за время действий в Африке с помощью 40-мм пушек было выведено из строя 144 танка, из которых 47 уничтожено полностью и кроме этого более 200 единиц легкой бронетехники.

Однако довольно тяжелые пушечные установки снизили максимальную скорость и без того не быстрого «Харрикейна» на 64 км/ч, что сделало самолет очень легкой добычей для немецких истребителей.

Тут стоить отметить, что пушка Vickers S создавалась в первую очередь как оружие воздушного боя, и изначально для стрельбы использовались осколочно-фугасные снаряды. Бронебойный снаряд создавался по факту после того, как в нем возникла реальная необходимость. 

В целом, орудие получилось удачным, но не без недостатков. Применялось в основном против легкобронированной техники пилотами, которые проходили специальную подготовку. Пушками оснастили небольшое количество самолетов, так как сама пушка была выпущена весьма небольшим количеством. Общая численность выпушенных Class S оценивается в 500-600 штук.

Достоинства: очень мощный снаряд, неплохой боекомплект.

Недостатки: сильная отдача, требовавшая усиления конструкции крыла, скорострельность, баллистика.

Примечания

  1. Ракетно-артиллерийское вооружение сухопутных войск. Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век / Под общей редакцией С. Иванова. — Москва: Издательский дом «Оружие и технологии», 2005. — Т. 2. — ISBN 5-93799-002-1.
  2. Rossmann Rudolf. Treibspiegel an einem fluegelstabilisierten Unterkalibergeschoss. Европейская патентная заявка EP0624774(A1)
  3. Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 7. Боеприпасы к малокалиберным артиллерийским системам сухопутных войск. Группа 13. Класс 1305. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром до 30-мм. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. 12. — С. 240—244. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  4. Рособоронэкспорт. Вооружение сухопутных войск // Каталог экспортного вооружения = Land forces systems. Export catalogue. — Корпоративное издание. — ИД «Интервестник», 2003. — С. 38. — 120 с.
  5. Ammunition for 30 mm 2A42, 2A38 and 2A72 cannon // Jane’s Ammunition Handbook 2001-2002 / Terry J. Gander, Charles Q. Cutshaw. — 10th edition (December 2001). — Janes Information Group, 2001. — ISBN 978-0710623089.

Сноски

  1. Пробивная способность бронебойных подкалиберных снарядов указана при стрельбе по гомогенной стальной броне под углом (от нормали) 60°.
  1. Как неоднократно свидетельствовала история, унификация столь же хороша в теории, столько плоха на практике. В результате принятого Управлением вооружений Минобороны решения по созданию единого патрона, оказалась существенно занижена мощность сухопутного патрона (ограничениями по длине гильзы, массе метательного заряда, расчётному давление выстрела), в результате патрон по баллистике заметно уступает стандартному сухопутному патрону НАТО 30×173 мм, и практически отсутствуют перспективы повышения эффективности его бронепробивного действия. Напротив для вооружения вертолётов патрон оказался перетяжелён (относительно патрона распространенной в НАТО системы М230), как и сама сухопутная пушка 2А42, следствием является в разы меньший возимый боекомплект

Боевой ухват или «ловец людей»

Reuters: Гани намерен предложить свой план примирения, предусматривающий проведение досрочных выборов

Авиапарки по брендам компаний

«АЗУР эйр». Эта компания использует пять видов боингов. В ее распоряжении:

  • 4 самолета Boeing 777-300ER вместимостью до 531 кресла в зависимости от компоновки судна;
  • 12 самолетов Boeing 767-300 – до 336 кресел на судно;
  • 8 самолетов Boeing 757-200 – до 238 кресел;
  • 2 самолета Boeing 737-900ER – до 215 кресел;
  • 4 самолета Boeing 737-800 – до 189 кресел.

Посмотреть другие параметры (размах крыла, длина ВС, его крейсерская скорость, дальность полета) и схему салона, а также возможный дизайн корпуса самолетов данной авиакомпании можно на ее сайте.

«Аэрофлот» Среди авиакомпаний с пассажирским парком более 100 единиц воздушных судов «Аэрофлот» обладает одним из самых молодых парков в мире. Большая часть самолетов компании – это судна семейства Airbus А320 (78 штук), Airbus А330 (22 единицы этой модели прибавилось в авиапарке с 2008 года) и Sukhoi SuperJet 100, которые через некоторое время возьмут верх над A320 по доле в авиапарке. Сейчас самолетов Sukhoi Superjet 100 (SS100) 49, но с 2019 по 2026 год в авиапарк поступит еще 100 таких самолетов, согласно заключенному в 2018 году соглашению. Кроме этого, у «Аэрофлота»:

  • 47 боингов 737-800;
  • 19 лайнеров 777-300ER, имеющих класс обслуживания «Комфорт» и превосходящих другие ВС по дальности и вместимости;
  • 34 самолета Airbus A321.

«Нордавиа». Парк целиком состоит из узкофюзеляжных реактивных пассажирских самолётов Boeing 737:

  • 6 самолетов Boeing 737-500;
  • 3 единицы Boeing 737-700;
  • 6 – Boeing 737-800.

Эти самолеты надежны и отвечают высочайшим техническим требованиям безопасности по международным стандартам. Все они оборудованы салонами полного экономического класса.

«НордСтар» . Парк компании состоит из трех моделей ВС:

  • Boeing 737-800 (9 единиц, каждая на 168–180 посадочных мест);
  • Boeing 737-300 (1 самолет на 148 посадочных мест);
  • ATR 42-500 (5 единиц на 46 посадочных мест каждая).

«Победа» . Авиакомпания верна современной модели Boeing 737-800 – ее парк целиком состоит из таких боингов. Всего у компании их 30 штук, поставленных непосредственно от производителя. Самолеты комфортные и безопасные. В салоне – Sky Interior: он оборудован вместительными багажными отсеками, удобными кожаными креслами, освещением, меняющим цвет.

«Ред Вингс» . Эта компания отдала предпочтение семейству Airbus A320, а точнее Airbus A321 («Аэробусу А321») – более просторной и современной модели, чье количество посадочных мест в экономклассе больше на 40 кресел, а взлетная масса – на 16 тонн, чем у предыдущего А320 . Но и дальность полета снижена аж на 600 км.

Вся серия Airbus 320 отличается просторным салоном, вместительными полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней палубы. Производятся эти суда в Германии и Франции.

Авиакомпания «Россия» . В парке компании суммарно 62 воздушных судна. Это:

  • 21 Airbus А319;
  • 16 Boeing 737;
  • 10 Boeing 777;
  • 9 Boeing 747;
  • 6 Airbus А320.

Среди этих ВС есть как судна вместимостью около 130 мест, так и судна на 450, 520 кресел. Поэтому самолеты компании могут летать как маленькими, так и более крупными рейсами.

«РОЯЛ ФЛАЙТ». На начало 2019 года у компании насчитывалось 12 лайнеров и еще 3 были заказаны. Средний возраст судна компании – 19 лет ровно. Старше всех – судно Boeing 767-300 под бортовым номером VP-BRE возрастом 23 года, новейшее судно авиакомпании – Boeing 737-800 с бортовым номером VQ-BRF (12 лет). В 2014 году в распоряжение компании поступил Boeing 757-200, а в мае 2015 года – Boeing 737-800. Из чего состоит авиапарк Royal flight:

  • Boeing 757-200 («Боинг 757-200») — 7 самолетов;
  • Boeing 767-300 («Боинг 767-300») — 3 самолета;
  • Boeing 737-800 («Боинг 737-800») — 2 самолета.

«РусЛайн». Как частная компания, специализирующаяся на VIP-перевозках, «РусЛайн» пользуется небольшим воздушным судном всего на 50 мест. Это Bombardier CRJ 100/200 ER/LR (Canadair Regional Jet) – бизнес-джет канадского производства (разработчик – Bombardier Regional Aircraft) из семейства региональных самолетов. На ВС этой модели пассажиры компании путешествуют по России и за ее пределами, чаще всего – из нескольких крупных аэропортов Москвы (Домодедово), Санкт-Петербурга (Пулково), Екатеринбурга (Кольцово) и Волгограда (Гумрак). Порт приписки авиакомпании – Москва, Домодедово.

«Северный ветер» . Авиакомпания с гордым и романтичным названием «Норд винд» с 2008 года (момент основания) до начала 2019 года обзавелась 30 лайнерами, а на 2019 год запланировала расширение парка до 50 воздушных судов. На начало 2019 года авиапарк содержал:

  • Boeing 737-800NG – 11 самолетов на 186–189 пассажиров каждый;
  • Airbus A321-200 – 9 самолетов вместимостью 214–220 пассажиров;
  • Boeing 777-200ER – 6 самолетов – 440 пассажиров;
  • Boeing 777-300ER – 3 самолета – 486 пассажиров;
  • Airbus A330-200 – 2 самолета – 283 пассажира.

S7 . Легкоузнаваемые самолеты броского салатового цвета принадлежат к одному из самых современных авиапарков на рынке Российской Федерации. Парк составляет 101 воздушное судно ведущих мировых производителей: Airbus (61 лайнер), Boeing (23 лайнера) и Embraer (17 лайнеров). S7 Airlines стремится первой на российском рынке эксплуатировать новейшие модели самолетов: так было с самым тихим в своем классе экологичным Airbus A320neo в 2017 году и в 2018 году со среднемагистральным современным лайнером Boeing 737 MAX. Сейчас в эксплуатации компании находятся такие модели самолетов, как:

  • Airbus A319;
  • Airbus A320neo;
  • Airbus A320;
  • Airbus A321;
  • Airbus A321neo;
  • Boeing 737-800;
  • Boeing 737 MAX 8;
  • Embraer 170.

«Уральские авиалинии» . На условиях операционного лизинга авиакомпания эксплуатирует на российских и международных маршрутах 47 современных лайнеров Airbus:

  • 24 самолета А320;
  • 2 самолета A320neo;
  • 15 лайнеров А321;
  • 1 судно А321neo;
  • 5 лайнеров А319.

«Ютэйр». В распоряжении компании 65 самолетов и 151 вертолет. На июль 2019 года в авиакомпании эксплуатировались модели:

  • ATR 72-500 – 13 единиц;
  • Boeing 737-400 – 6 единиц;
  • Boeing 737-500 – 27 единиц;
  • Boeing 737-800 – 9 единиц плюс 30 было заказано;
  • Boeing 767-200ER – 3 единицы.

«Ямал» . Авиапарк компании представлен:

  • Canadair CL-600-2B19 Regional Jet CRJ-200LR – 10 штук;
  • Challenger 850 – один;
  • Airbus A321 – 3 самолета;
  • Airbus A320-200 – 8 штук;
  • «Сухой RRJ-95LR-100» – 15 штук.

Мины-лягушки

Примечания

  1. . ПО «Туламашзавод».
  2. . Дата обращения: 23 ноября 2015.
  3. Ракетно-артиллерийское вооружение сухопутных войск. Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век / Под общей редакцией С. Иванова. — Москва: Издательский дом «Оружие и технологии», 2005. — Т. 2. — ISBN 5-93799-002-1.
  4. *
  5. МАКС-2013
  6. Rossmann Rudolf. Treibspiegel an einem fluegelstabilisierten Unterkalibergeschoss. Европейская патентная заявка EP0624774(A1)
  7. . Mecar.
  8. . Military Analysis Network.
  9. . GlobalSecurity.org.
  10. Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 7. Боеприпасы к малокалиберным артиллерийским системам сухопутных войск. Группа 13. Класс 1305. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром до 30-мм. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. 12. — С. 240—244. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
  11. Рособоронэкспорт. Вооружение сухопутных войск // Каталог экспортного вооружения = Land forces systems. Export catalogue. — Корпоративное издание. — ИД «Интервестник», 2003. — С. 38. — 120 с.
  12. Ammunition for 30 mm 2A42, 2A38 and 2A72 cannon // Jane’s Ammunition Handbook 2001-2002 / Terry J. Gander, Charles Q. Cutshaw. — 10th edition (December 2001). — Janes Information Group, 2001. — ISBN 978-0710623089.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 марта 2017.

Сноски

  1. Пробивная способность бронебойных подкалиберных снарядов указана при стрельбе по гомогенной стальной броне под углом (от нормали) 60°.
  1. По истории развития, унификация столь же хороша в теории, столько плоха на практике. В результате принятого Управлением вооружений Минобороны решения по созданию единого патрона, оказалась существенно занижена мощность сухопутного патрона (ограничениями по длине гильзы, массе метательного заряда, расчётному давление выстрела), в результате патрон по баллистике заметно уступает стандартному сухопутному патрону НАТО 30×173 мм. (С новым разработанным БПС 3УБР11, эта проблема смягчилась, хотя буквальный TTX по-прежнему имеет небольшой разрыв производительности) Напротив для вооружения вертолётов патрон оказался перетяжелён (относительно патрона распространённой в НАТО системы М230), как и сама сухопутная пушка 2А42, следствием является во много раз меньший возимый боекомплект, хотя снаряды 30 × 113 мм имеют меньшую массу, заполнение ВВ и эффект осколков по сравнению с 30 × 165 мм

Боевое применение

Впервые БМП-2 в бою оказалась в 1982 году и показали преимущество своей 30 мм пушки. Большие углы вертикальной наводки позволили бороться с врагом, занимающим господствующие высоты, а стрельба очередью – успешно уничтожать пехоту.

Позже машина приняла участие в войне в Персидском заливе, встретив американские M2 Bradley и Абрамс. Потери были с обеих сторон, но известно о нескольких случаях поражения танков в кормовое отделение с последующим пожаром.

Чеченская война обернулась большими потерями российских военных, в том числе и экипажей БМП-2, впрочем, винить в этом технику не стоит.

Дальше была Иракская война, Южная Осетия, Сирия и Украина.

Конструктивные отличия

В носовой части корпуса размещено отделение управления, за ним — двухместная башня с основным вооружением, в которой размещаются командир машины и наводчик.

За башней находится отделение на трех десантников, которые могут спешиваться через кормовой люк. Десантное отделение имеет бортовые амбразуры и смотровые приборы для стрельбы из личного оружия.

В корме расположено моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен двигатель малой высоты, система охлаждения которого размещена в бортовых отсеках.

В связи с почти полной идентичностью шасси БМП-3 и БМД-3, БМД-4 с унифицированной башней трудно отличить от своих предшественников. —

—ВИДЕО —

Интересные факты и технические характеристики

Уникальный класс корабля — “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).

Если в ходе модернизации ударное ракетное оружие будет “Кузнецовым” утрачено — возможность он может потерять. Но вряд ли это критично, так как черноморский регион в авианосцах не очень нуждается.

В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.

  ТАКР “Адмирал Кузнецов” USS Nimitz (CVN-69) Charles de Gaulle (R91) HMS Queen Elizabeth
Длина, м 305 332,9 261,5 284
Ширина полётной палубы, м 70 76,8 64,36 73
Полное водоизмещение, т 55000 106300 42000 65000
Скорость хода, узлы 29 30 27 25
Дальность плавания 8000 миль при скорости 18 узлов Неограниченная Неограниченная 10000 миль при скорости 15 узлов
Вооружение 12 х ПКР “Гранит”, 24 х ПУ ЗРК “Кинжал”, 8 ЗРАК “Кортик”, 6 х АК-630, 2 х РБУ “Удав” 2 х ПУ ЗРК Sea Sparrow, 2 х ПУ ЗРК RAM, 2 х АУ Phalanx, 2 x 25мм орудия, 10 х 12,7мм пулемётов 4 х ПУ ЗРК Aster, 2 x ПУ ЗРК Mistral, 8 x 20мм орудий Нет данных
Авиагруппа 28 самолётов, 14 вертолётов 90 самолётов и вертолётов до 40 самолётов и вертолётов до 40 самолётов и вертолётов
Экипаж, чел 1960 свыше 5000 1950 до 1600

Действительно, “Кузнецов” уступает американским тяжёлым авианосцам по мощи авиагруппы и дальности действия. Но заслуживает ли это разгромной критики — ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) близки именно “Кузнецову”. Возможно, что размещать мощное ракетное вооружение на авианесущем корабле нецелесообразно. Но изначальный проект последнего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено впоследствии — пока неизвестно. Сложно считать это преимуществом.

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.

БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.

Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.

В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.

Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.

Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва

К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.

Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.

Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь

Применение

Пушка устанавливается на боевых бронированных машинах БМП-2, БМД-2, БМД-3, БТР-90, БМПТ, на вертолётах Ка-50, Ка-52, Ми-28, бронекатерах «Гюрза».

Южноафриканское отделение корпорации BAE Systems разработало и успешно испытало дистанционно управляемую турель (боевой модуль) TRT-R30 для оснащения бронированных машин, использующую установку 30-мм автоматической пушки 2А42.

ТТХ

Патроны 30×165 мм в звенчатой ленте.

Пушка обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • тип оружия: одноствольная автоматическая пушка;
  • калибр: 30 мм;
  • патрон: 30×165 мм;
  • энергия: 150—180 кДж;
  • принцип действия автоматики: газоотвод;
  • длина: 3027 мм;
  • длина ствола: 2400 мм (80 калибров);
  • число нарезов: 16;
  • шаг нарезов: 715,5 мм;
  • масса полная: 115 кг;
  • масса ствола: 38,5 кг;
  • темп стрельбы: 550 и 200—300 мин−1;
  • усилие отдачи: 40—50 кН (4000—5000 кгс);
  • начальная скорость бронебойного трассирующего (БТ) снаряда: 970 м/с;
  • начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) индекс «Кернер»: 1120 м/с;
  • напряжение питания электроспуска и контактора от источника постоянного тока: 27 В;
  • питание пушки: двухленточное;
  • перезарядка: пиротехническая и ручная;
  • усилие ручной перезарядки: до 400 Н (40 кгс);
  • усилие ручной перезарядки с извлечением осечного патрона: до 600 Н (60 кгс);
  • количество пиропатронов: 3 шт.;
  • способ воспламенения заряда: ударным действием;
  • управление стрельбой: дистанционное от электроспуска и механическое;
  • диапазон рабочих температур: от −50 до +50 °C;
  • живучесть ствола: 6000 выстрелов (до 1995), 9000 (после 1995)
  • техническое рассеивание при стрельбе: 3 — 4 (0,3-0,4 миллирадиан у систем «Бушмастер II» и «Бушмастер III»)
  • эффективная дальность стрельбы:

    • по живой силе — до 4000 м;
    • по легкобронированной технике — до 1500 м;
    • по воздушным целям — до 2000 м (с дозвуковыми скоростями и наклонной дальностью до 2500 м).

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector