Средний магистральный самолет ту-214. новый отечественный самолет ту-214 производства гуп капо им. с.п. горбунова на сегодня является единственным самолетом.

Видео Ту-214Р

Согласно контракту самолеты после проведения испытаний и доработок должны были быть переданы в эксплуатацию ВВС России до 15 ноября 2008 г. По состоянию на декабрь 2006 г. первый экземпляр находился в достройке на КАПО, а второй экземпляр достраивался пока как самолет-ретранслятор там же. Сдача первого самолета заказчику планировалась на 2007 г., но из-за неготовности БРЭО постройка самолетов значительно отставала от графика.

Первый полет головного самолета RA-64511 совершен 24 декабря 2009 г. Выполнил первый полет экипаж в составе: командир корабля А.И.Журавлев, второй пилот — С.Ю.Шеффер, бортинженер — Э.Б.Волков, штурман — Е.А.Кудрявцев, бортрадист — И.А.Никулин, инженер — В.Н.Филимошкин. В течение 2011 г. проходили летно-конструкторские испытания первого экземпляра Ту-214Р. По состоянию на май 2012 г. самолет с установленным комплексом оборудования находится на базе ЛИИ ВВС в Раменском и по неподтвержденным данным начал проходить программу Государственных испытаний.

В 2010 г. в цехе окончательной сборки КАПО второй экземпляр достраивался уже в качестве Ту-214Р для Министерства обороны России. По состоянию на апрель 2012 г. второй экземпляр находится там же пока без комплекса РЛС бокового обзора. Согласно годовому отчету КАПО за 2011 г. сдача самолетов ВВС планируется на 2013 и 2014 г.г. соответственно (в конце 2009 г. планировалось передать самолеты заказчику в 2011 г.). Самолет достроен к концу 2014 г. и первый полет совершил видимо в конце 2014 г.

После испытательных полетов в реальной обстановке в СМИ появилась серия публикаций о том, что военная разведка недовольна новым самолетом и Министерство обороны России планирует отказаться от закупки Ту-214Р. Среди причин в прессе называются малая продолжительность полета и низкая устойчивость на малых скоростях (источник).

Конструкция

Самолет нормальной аэродинамической схемы — планер Ту-214. Салон самолёта делится на три отсека — отсек операторов, бытовой отсек и отсек БРЭО.

Оборудование Ту-214Р

Комплекс оборудования, головной разработчик — ОАО «Концерн радиостроения «Вега». В состав комплекса оборудования входят:

— многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411 включающий несколько РЛС с ФАР бокового (по 2 РЛС по бортам) и кругового (РЛС под фюзеляжем в хвостовой части самолета) обзора; радиотехнический комплекс разработан ФГУП «ЦНИРИ им. академика А.И.Берга» по теме ОКР «Франкция-4КРР». Комплекс обеспечивает получение информации как в активном так и в пассивном режиме. Так же аппаратура позволяет вести перехват радиопереговоров. Дальность обнаружения РТК — до 250 км при высоте полета 9000-12000 м.

— оптико-электронная система высокого разрешения (ОЭСВР) «Фракция» (разработки ТПК «Линкос»), расположенная в обтекателе в нижней части фюзеляжа; ОЭСВР обеспечивает получение в реальном масштабе времени изображения местности в видимом и инфракрасном диапазонах с сохранением первичного массива изображений на магнитном накопителе;

— управление визирной линией при сканировании по заданному программой закону и по сигналам внешнего целеуказания; — формирование видеоизображений высокого разрешения в видимом и инфракрасном диапазонах спектра; — отображение формируемых видеоизображений и необходимой служебной информации на мониторах оператора; — регистрацию полного объема видеоданных и необходимой служебной информации в цифровом виде на магнитные накопители; — привязку регистрируемых видеоданных к единому времени; — выдачу информационного потока потребителю в согласованном формате; — обработку зарегистрированной информации.

Технические характеристики: Рабочий спектральный диапазон: — цифровой фотоканал — 0,6…0,9 мкм — тепловизионный канал — 3,7…4,8 мкм — обзорный телевизионный канал — 0,4… 0,7 мкм Поле обзора: — в продольной плоскости — ±15 град — в поперечной плоскости — ±80 град Фокусное расстояние объектива: — цифровой фотоканал — 1750 мм — тепловизионный канал — 373 мм — обзорный телевизионный канал плавноизменяемое — 10…100 мм Погрешность выдачи угловых координат объектов — 1 » Время непрерывной работы — не менее 8 часов Диапазон рабочих температур — от — 50 град С.. до + 60 град С Потребляемая мощность — 2 КВт

История создания и производство самолёта Ту-214Р

Если изначально ОКБ Туполева предлагалось разработать самолёт с тремя двигателями, близкий по схеме с Ту-134 и Ту-154, то в первой половине 1980-х техническое задание изменилось, машина должна была соответствовать новым стандартам уровня Боинга-757 и аэробуса А-300 и получила двухдвигательную схему.

Ту-214

Опытный завод им.А.Н. Туполева построил два прототипа – один для испытания на статику, другой – для испытаний в воздухе. Сразу после Нового года 2 января 1989 года экипаж с командиром В. Минашкиным оторвал от взлётной полосы аэродрома Жуковский опытный образец Ту-204.

После окончания испытаний 17 августа 1990 года началось серийное производство.

Когда производство перенесли на казанский авиационный завод, был налажен выпуск машины с усиленным шасси, большим взлётным весом и дальностью полёта. Самолёт получил новое обозначение – Ту-214 и совершил первый полёт 21 марта 1996 года. Получил дальнейшее развитие вариант с укороченным фюзеляжем, который был испытан в воздухе 18 августа 2003 года. Фюзеляж уменьшился на 6 метров, запас топлива и нагрузку увеличили, машина предназначена для работы на дальность от 500 до 8500 км.

В салоне самолёта Ту-214Р. Автоматизированное рабочее место (АРМ)

В апреле 2010 года производство, за исключением спецкомплектируемых бортов приостановлено, по соображениям рентабельности. Продолжен выпуск специальных модификаций: Ту-214ПУ – пункт управления, Ту-214СУС – пункт связи для президента РФ, Ту-214Р и ТУ-214СР – соответстсвенно разведчик и ретранслятор. Интересен вариант Ту-214ОН для аэрофотосъёмки, оснащённый РЛС бокового обзора с спецаппаратурой и наблюдательных полётов по Договору открытого неба.

Ту-214

Производство и эксплуатация

Выпуск первого Ту-204 датирован 1989 годом. Пик выпуска был достигнут в 2008 году, когда заводские цеха покинули 10 машин. Суммарное количество построенных самолетов моделей 204/214 составляет 85 единиц.

Машина получила бортовой номер 64502. Передача машины заказчику происходила в торжественной обстановке с привлечением высокопоставленных лиц.

За последующие три года были поставлены еще две машины (борта 64503 и 64507). Всего же к концу 2004 года были собраны семь лайнеров. использовала машины для полетов в Японию, Китай, Южную Корею.

Вторым эксплуатантом стала , получившая три машины в 2004 году. Самолеты применялись для полетов в Индию, Монголию, Израиль, а также внутри страны. Несколько машин применяли и «Трансаэро».

Примечания

Испытания Ту-214

Для комплексных испытаний было задействовано два самолета Ту-214, которые были созданы для проверки надежности и прочности нового прототипа пассажирского самолета. За счет того, что при проектировании были задействованы вычислительные машины, самолет получил великолепные свойства. Проектируемое крыло и фюзеляж в конечном итоге имели значительно лучшие качества, нежели ожидали, и они могли переносить большие нагрузки, чем было запланировано.

Первый отрыв от земли самолет осуществил на Раменском испытательном аэродроме, это было в январе 89 года. Экипаж прототипа был оснащен средствами спасения на случай аварийной ситуации. Пассажирский салон при этом полете был оснащен массой аппаратуры, которая записывала и контролировала весь полет, а также проводила анализ работы всех систем самолета.

За счет проведенных тестов и летных испытаний самолет был полностью доработан и усовершенствован. Для штурвальной системы были разработаны 23 разных варианта, которые должны были пройти все испытания, требовавшие большие затраты времени. К этому фактору еще добавилось и сокращение финансирования проекта. Все это растянуло время на завершение испытаний. Практически полное прекращение финансирования в 90-х годах остановило получение сертификата полетов, а ведь, кроме всего этого, самолет должен был пройти и эксплуатационные испытания. Сертификат на полеты самолет Ту-214 получил только зимой 1994 года.

Определение степени загрязнения воздуха

Смотрите также

Внешние ссылки

Специфика гладкоствольного оружия

Гильзы для патронов могут быть металлические, пластиковые, бумажные и деревянно-волокнистые. Наполняются дробью, картечью и пулями. Снаряжаются порохом. Охотничьи патроны после калибра разделяются по длине гильз. Она может быть 67 мм, 70 мм, 76 мм, 89 мм. Правда, это актуально только для дроби. Патроны с картечью и пулями длиной в 89 мм не выпускаются.

Дробь бывает от № 00 до № 12, что соответствует от 1,5 мм до 5 мм. Все, что больше этого – уже картечь. Дробь используют при охоте на мелкую дичь – зайцев или уток. Картечь подходит для не особо крупных зверей. Как правило, это лань, волк. Хотя есть отдельные решения, предназначенные для охоты на медведей и кабанов. Ну а пули – исключительно для самых больших представителей фауны.

Модификации «Антея»

На основе базовой модели Ан-22 были спроектированы такие самолеты:

  • Ан-22А — воздушное судно с увеличенной взлетной массой. Было разработано в 1966 году.
  • Ан-22 «Амфибия» — самолет сконструирован для перевозок и десантирования грузов, снабжения подводных лодок. Конструкторы планировали оснастить фюзеляж килевой мореходной частью. Опытные экземпляры воздушного судна прошли необходимые испытания. На этом этапе разработки были прекращены.
  • Ан-22ПС — воздушное судно предназначено для ведения поисково-спасательной деятельности. Его проект разрабатывали в 1967 году.
  • Ан-22П3 «Перевозчик» — воздушное судно предназначено для перевозки крупногабаритных деталей для Ан −124 и Ан-225. Транспортировку осуществляли посредством внешних подвесок. В 80-х годах самолет был переоборудован.
  • Ан-22ПЛО — воздушное судно противолодочной обороны. Его планировали оснастить ядерной силовой установкой.
  • Ан-22Р — самолет предназначен для транспортировки авиационно-ракетного комплекса. Разработка его проекта велась в конце 60-х годов.
  • Ан-22Ш — модернизированный Ан-22 с удлиненным фюзеляжем до 9,6 м.

Многие из этих проектов так и не дошли до стадии производства. Их разработку заморозили на неопределенное время.

Тактико-технические характеристики Ту-214Р

Размеры Ту-214Р

— Размах крыла, м: 42.00- Длина самолета,м: 46.20- Высота самолета,м: 13.90- Площадь крыла,м2: 182.40

Двигатели Ту-214Р

— 2 х ТВРД ПС-90А турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности- Тяга взлетная тяга (МСА, Н=0): 16000 кг- Тяга максимальная крейсерская тяга (МСА+100С, Н=11 км, М=0.8): 3400 кг- Удельный расход топлива на крейсерском режиме (Н=11 km, М=0.8, ISA + 100С): 0,595 кг/кгс в час- Масса двигателя: 4800 кг

Вес Ту-214Р

— Масса взлетная максимальная: 110.750 кг- Масса посадочная максимальная: 93.000 кг- Масса топлива при полной заправке с килевым баком: 35.710 кг- Масса полезной нагрузки: 25.200 кг

Скорость Ту-214Р

— Крейсерская скорость, км/ч: 850- Взлетная дистанция: 2030 м

Дальность полета Ту-214Р

— 6500 км

Практический потолок Ту-214Р

— 12000 м

Дешевые деньги для экономики

Особенности самолета типа Су-80

Основная концепция самолета была продумана изначально за счет маркетинговых исследований на рынке авиационной техники на территории нашей страны и за ее пределами. Кроме того, был проведен тщательный анализ парка самолетов, чтобы сделать вывод о том, какая именно машина нужна на данный момент. Вся проделанная работа должна была привести к тому, что данный самолет будет востребован как в нашей стране, так и за границей.

Самолет типа Су-80 отличается от своих предшественников экономичностью при полете, а также великолепными характеристиками. Кроме того, данный аппарат можно использовать на грунтовых взлетных полосах, что позволяет ему производить посадку практически на любых поверхностях.

Кроме экономичности, в эксплуатации самолет Су-80 имеет очень удобный салон для пассажиров. Пассажирское отделение предоставляет максимальный комфорт при перелетах на любые дистанции. Данная модель имеет возможность оборудования под самолеты специального назначения.

Линия Зигфрида

Американские войска достигли «линии Зигфрида» или «Вестволла» в конце сентября. Успех наступления застал верховное командование союзников врасплох. Они ожидали, что немецкий вермахт займет позиции на естественных линиях обороны, обеспечиваемых французскими реками, и не подготовили материально-техническое обеспечение для гораздо более глубокого продвижения союзных армий. Команда Брэдли приняла на себя основной удар, это сражение будет названо битвой в Арденнах. По соображениям материально-технического обеспечения и командования генерал Эйзенхауэр решил разместить Первую и Девятую армии Брэдли под временным командованием 21-й группы армий фельдмаршала Монтгомери на северном фланге Балджа.

История создания самолета Ту-214

Первые конструкторские наброски новой машины были совершены в конструкторском бюро Туполева в 73 году, новый агрегат должен был заменить Ту-154 на среднемагистральных рейсах. При проектировании было разработано и обговорено множество вариантов нового авиалайнера. В итоге создали новый широкофюзеляжный самолет, который оснащается тремя двигателями.

В первом варианте данной модели планировалось создание больших багажных отделений, в которые можно было бы загружать контейнеры стандартных размеров. Из-за этого новая машина имела две палубы, что позволяло с легкостью изменять размеры пассажирского салона и грузового отделения. Это было удобно тем, что в разные сезоны года количество пассажиров изменяется.

Летом 1981 года вышел указ о создании качественно новой модели среднемагистрального пассажирского самолета, который должен оснащаться тремя двигателями модели Д-90. Новые силовые установки должны были снизить затраты на топливо. На конец 1982 года была завершена сборка макета. К сожалению, эта модель не имела будущего.

Конструкторам пришлось отказаться от данного проекта, они разработали новую двухдвигательную версию. Особенностью новой машины было то, что силовые установки были закреплены под крыльями. Это был качественно новый прорыв в конструкторском бюро Туполева, поскольку до этого не было создано ни одной модели самолета с таким креплением двигателей.

В конце 1982 года было принято решение министром И.С. Силаевым о создании нового среднемагистрального самолета, на котором будут установлены два экономичных и одновременно мощных двигателя модели ПС-90А. Что касается двигателя, то он был специально разработан и спроектирован конструктором П.А. Соловьевым. Главным конструктором в разработке Ту-214 назначили Л.А. Лановского. На новой модели впервые была использована система «Диана», которая была разработана в КБ Туполева. Она обеспечивала силовой расчет всей конструкции самолета по методу использования конечных элементов.

При конструировании была задействована вычислительная техника, что позволило оптимально продумать всю конструкцию будущей машины. Были применены новые станки с программным управлением, что позволило изготовлять детали более точно. Для снижения общего веса самолета были использованы новейшие композиционные материалы, а именно стеклопластик и углепластик. В конечном итоге количество композиционных материалов достигло 14% от всей массы самолета.

Конструкторы использовали для обшивки листы больших размеров, что позволило значительно сократить количество стыков на поверхности фюзеляжа

Большое внимание было уделено звукоизоляции и теплоизоляции пассажирского отделения. Первая машина Ту-214 была построена в КБ Туполева в Москве, а серийное изготовление взяла на себя компания «Авиастар-СП» с 1992 года

Модификации и перспективы

На основе Ту-214 были построены несколько модификаций, предназначенных для гражданских и военных заказчиков:

  • базовый пассажирский Ту-214;
  • машина управления Ту-214ПУ;
  • ретрансляционная станция Ту-214СР (пять машин);
  • разведчик Ту-214Р (два самолета);
  • машина связи для администрации президента Ту-214СУС.

Самолет Ту-214 имеет неплохие перспективы развития из-за неуклонного устаревания авиационного парка. Однако периодически появляющиеся громкие заявления о поставках машин за рубеж или на внутренний рынок заканчиваются только словами. А пока что за 2017 год заводы РФ собрали всего три машины семейства Ту-204.

О создании и испытаниях

Первые наброски чертежей будущей конструкции авиаконструкторы «КБ Туполева» сделали еще в 73 году прошлого столетия. Речь шла о замене уже морально устаревшей модели Ту-154, которая курсировала на рейсах средней дальности.

Итогом комплексной работы специалистов стала широкофюзеляжная авиамашина, оснащенная 3-мя двигателями, как на фото Ту-214. Первоначальный образец модели включал в себя наличие багажных отделений большого размера для загрузки контейнеров со стандартными параметрами. Вследствие чего было предусмотрено два отсека в которые без особых усилий вносить изменения, касающиеся размеров как пассажирского салона, так и грузоотделения.

В середине 1981 года предполагалось создание новой модели с возможностью снижения затрат на топливо при помощи силовой установки, но по определенным обстоятельствам она не была одобрена. Конструкторы занялись созданием нового проекта с креплением выбранного типа двигателей непосредственно под областью крыльев.

Оснащение авиамашины предполагало использование:

  • системы, обеспечивающей проведение расчетов всей конструкции в целом (методика использования элементов конечного характера);
  • станков ПУ для изготовления деталей с максимально точными параметрами;
  • композиционные материалы, стеклопластики и углепластики, общее количество которых составило более 14% всей имеющейся массы воздушного судна;
  • листов большого размера для сокращения количества стыков, присутствующих на фюзеляжной поверхности;
  • звукоизоляционному и теплоизоляционному оснащению.

Далее последовал ряд испытаний комплексного характера, в которых участвовали две авиамашины. Благодаря применению вычислительной техники в процессе проектирования были получены безупречные характеристики и свойства. Первый подъем в воздушное пространство проведен в начале 1989 года на специальном аэродроме. Кабина и салон для пассажиров были оснащены аппаратурой, позволяющей записывать и контролировать полет всецело, а также проводить анализ проделанной работы.

Испытания и тестирование дали возможность провести некоторые доработки и усовершенствование, но кризисные 90-е годы приостановили процесс. Лишь начиная с зимы 94-го года воздушное судно было сертифицировано на проведение полетов.

Интересные факты

В 2009 году был построен самолёт-разведчик Ту-214Р. Машина оснащена многочастотным комплексом МРК-411, разрешающим вести поиск в двух режимах – пассивном и активном и осуществлять перехват радиопереговоров. С помощью оптико-электронной системы «Фракция» оператор получает картинку местности хорошего разрешения в инфракрасном и видимом диапазоне. 16 февраля 2020 года Ту-214Р перелетел в Сирию на российскую авиабазу Хеймим.

Ту-214

Невероятный факт, доказывающий превосходную выучку российских пилотов, произошёл 4 января 2002 года. При заходе на посадку в аэропорт города Омск на Ту-204/214 встали оба двигателя из-за выработки всего горючего. Пилотам, несмотря ни на что удалось совершить благополучную посадку на ВПП. При аварии никто не пострадал, а самолёт после небольших восстановительных работ продолжал воздушные перевозки.

После резонансной ярославской катастрофы Як-42, футбольная сборная России предпочитает пользоваться для перелётов самолётами Ту-204/214, зарекомендовавших себя как самый надёжный воздушный транспорт.

Фильм «Экипаж», вышедший в прокат в 2020 году, использовал в съёмках самолёты российского производства Ту-204/214.

Ту-214

Взгляд на Ту 204СМ со стороны лётчиков

На первый взгляд, эта машина ничем не отличается от предшественников. Но это далеко не так, у неё новая вся начинка, она оснащена модернизированными и новыми системами. Улучшенные двигатели, новая вспомогательная установка, облегчённое шасси – всё направлено, чтобы самолёт соответствовал международным нормам ИКАО.

Что касается безопасности, много происшествий произошло по причине потери пространственной ориентировки, каковая происходит при переходе к полётам по приборам с «прямой» индикацией на «обратную». На Ту-204СМ авиагоризонт сделан с боковой шкалой крена и переход на другую индикацию происходит безболезненно.

Ещё не забыты катастрофы из-за потери скорости – это Ан-148 и аэробус, которые упустили скорость и разбились. На новой машине это учли, и теперь данные по скорости берутся также от датчиков, размещённых на двигателях самолёта и штатных датчиков. Это несколько грубый параметр, но теперь, когда пилот видит разницу в показаниях, он уже понимает проблему, а дальнейшим действиям обучен.

После катастрофы с хоккеистами на Як-42, когда лётчик пытался взлететь с нажатыми тормозами, на Ту-204 СМ установили речевой информатор, который в случае нажатия тормозов на взлёте выдаёт информацию об активизации тормозов.

На новом самолёте полностью реализован директорный режим управления полётом – от взлёта до посадки. В этом случае пилот выполняет дублирующую функцию, всем процессом управляют системы. Системы не дают лётчику совершить грубую ошибку или сделать что-то непроизвольно.

Сначала пилот обязан понять проблему, затем отключить контролирующую систему и потом только выполнить нужные действия.

Новый Ту-204СМ полностью соответствует требованиям Airbus и Boeing, а по количеству контролирующих систем даже превосходит их.

История создания и текущий статус проекта

Большие территории, сочетающиеся с природными условиями и историческим опытом, заставили руководство СССР уделять больше внимания грузовой авиации, благодаря чему страна получила развитую транспортную воздушную сеть. Поэтому конструкторы авиастроительных бюро сконцентрировались на создании соответствующих самолетов, которые смогли бы обеспечить быструю перевозку в любую точку. С тех пор было построено несколько тысяч грузовых авиалайнеров, среди которых выделялись Ан-12 и Ил-76.

Последние до сих пор используются и выполняют поставленные задачи, но их ресурс уже выработан, а конструктивные особенности предполагают наличие определенных трудностей при перевозках. Создание новых модификаций не избавляет от проблем и только дает отсрочку выводу самолетов из эксплуатации.

Решение этой ситуации еще в 1990 годах предложили в АНТК имени Туполева, имеющем огромный опыт строительства грузового транспорта. Проанализировав положение дел и тенденции в развитии авиации, они разработали программу под названием «Грузовые самолеты России». Она подразумевает замену устаревшего парка на авиалайнеры нового поколения, при проектировании которых применяются современные технологии с продвинутым оборудованием.

Программа также должна дать следующую выгоду:

  • создание специализированных модификации для самолетов;
  • расширение технической оснащенности авиации;
  • укрепление уровня безопасности при перелетах;
  • двукратное сокращение расхода топлива;
  • уменьшение затрат на перевозки на 50%;
  • рост конкурентоспособности на всех рынках;
  • положительное влияние на экологию.

Проект самолета Ту-330 изначально подразумевал выпуск широкофюзеляжного транспортника средних размеров с наличием двух двигателей на базе имеющихся Ту-204 и Ту-214. Постановление о его создании правительство издало в 1994 году, после чего конструкторами была разработана необходимая документация. Ее передали на казанский авиационный завод. Сходство нового самолета с Ту-204 составляет 75%, что сократит сроки разработки опытных образцов и значительно облегчит запуск серийного производства.

Ту-330 позиционируют как массовый транспортник, который сможет заменить полностью Ан-12 и частично Ил-76ТД. Если сравнивать его с Ан-70 или FLA, то проект имеет ряд преимуществ:

  • минимальные технические риски при создании опытного образца;
  • ускоренный темп выпуска и проработки ошибок;
  • сокращение сроков старта серийного производства в два-три раза;
  • легкая адаптация к российской эксплуатации с системой УВД;
  • унификация оборудования и кабины с новой пассажирской авиацией;
  • простота использования и обучения летчиков для работы на самолете.

Машина должна стать универсальной. Базовая версия для осуществления грузовых перевозок будет расширена с помощью модификаций в ближайшее время после запуска серийного производства. Ту-330 может использоваться для выполнения задач в сельском хозяйстве и некоторых специализированных миссий Министерства обороны, в том числе научных.

Несмотря на активную разработку и наличие готовой технической документации, в 2000 годах проект был временно заморожен. Причиной тому послужило сложно финансовое положение в стране. Но в августе 2019 года Ту-330 стал участником конкурса по созданию среднего транспортного самолета для замены Ан-12, где у него есть шансы на победу. Результаты проведения должны быть объявлены осенью.

Проект «Акула»

Проект «Акула»

В начале 70-х гг XX века в США была развёрнута крупномасштабная программа «Трайдент». Она заключалась в создании новой межконтинентальной ракеты, а также ПЛАРБ (эта аббревиатура расшифровывается как «Подводная лодка атомная с баллистическими ракетами»), способной нести 24 этих мощных боеголовки. В результате была создана субмарина водоизмещением около 19 тысяч тонн, могущая развивать скорость до 20 узлов в час.

СССР не мог не ответить врагу на такой агрессивный вызов. Так началась работа над проектом «Акула». По классификации НАТО больше известно название «Тайфун».

Постановление советского правительства о начале проектирования и строительства новой, беспрецедентной подводной лодки было принято 19 декабря 1972 г. Над проектом предстояло работать инженерам известного ЦКБ «Рубин». И. Г. Спасский был тогда Генеральным конструктором ЦКБ, непосредственное же руководство работами легло на плечи главного конструктора С. Н. Ковалёва. Также был назначен наблюдатель от ВМФ, им стал В. Н. Левашов.

«Акула» вмещала 20 ракет

Проектантам предстояло решить невероятно сложную задачу: как разместить на борту подводной лодки почти 2 тысячи тонн смертельного груза — именно столько вкупе весили 20 ракет, которые предстояло нести кораблю.

С самого начала работ по проекту стало понятно, что большинство существующих решений не подходят для такой грандиозной задачи. Приходилось искать новые методы и варианты. Так, например, ракеты было решено поместить между двумя особо прочными корпусами. Для такой технологии аналогов в мире не существовало.

Сам метод строительства — агрегатно-модульный — был в новинку. Это сейчас всё морское строительство в мире ведётся по такой технологии, как надводное, так и подводное, а для своего времени это был прорыв.

На «Акулу» должен был быть установлен межконтинентальный ракетный комплекс новейшей разработки. Его проектировали в КБ Машиностроения под руководством В. П. Макеева годом раньше. На новую ПЛАРБ было запланировано установить ракеты на твёрдом топливе, так как они намного проще в установке и эксплуатации, чем ракеты на жидком. Например, твердотопливные ракеты не требуют такой длительной процедуры предстартовой подготовки. Эти ракеты Р-39 значительно превосходили по ТТХ американские «Трайдент-1», но были значительно больше и тяжелее.

Подлодка «Акула»

Необходимость в размещении оружия такого размера и веса требовала полной перекомпоновки субмарины. Таким образом, была разработана принципиально отличающаяся от предшественников форма подводной лодки, напоминающая катамаран. У новой формы были как достоинства, например увеличенная пожаро- и взрывобезопасность, так и недостатки — существенный рост водоизмещения.

Работать новая субмарина должна была в суровых условиях Арктики. В связи с этим в конструкцию было внесено множество деталей, которые помогли бы «Акуле» справляться с суровыми полярными условиями. В частности, например, усиленное ограждение рубки позволило ей всплывать из-подо льда, толщина которого может колебаться от 1.5 до 2.5 м.

Производство подводных лодок этого класса осуществлялось 13 лет. Изготовили одну дивизию — 6 штук, строительство седьмой не было закончено. К нашему времени в строю осталось 3 из них.

Испытания Ту-214

Для комплексных испытаний было задействовано два самолета Ту-214, которые были созданы для проверки надежности и прочности нового прототипа пассажирского самолета. За счет того, что при проектировании были задействованы вычислительные машины, самолет получил великолепные свойства. Проектируемое крыло и фюзеляж в конечном итоге имели значительно лучшие качества, нежели ожидали, и они могли переносить большие нагрузки, чем было запланировано.

Первый отрыв от земли самолет осуществил на Раменском испытательном аэродроме, это было в январе 89 года. Экипаж прототипа был оснащен средствами спасения на случай аварийной ситуации. Пассажирский салон при этом полете был оснащен массой аппаратуры, которая записывала и контролировала весь полет, а также проводила анализ работы всех систем самолета.

За счет проведенных тестов и летных испытаний самолет был полностью доработан и усовершенствован. Для штурвальной системы были разработаны 23 разных варианта, которые должны были пройти все испытания, требовавшие большие затраты времени. К этому фактору еще добавилось и сокращение финансирования проекта. Все это растянуло время на завершение испытаний. Практически полное прекращение финансирования в 90-х годах остановило получение сертификата полетов, а ведь, кроме всего этого, самолет должен был пройти и эксплуатационные испытания. Сертификат на полеты самолет Ту-214 получил только зимой 1994 года.

Как это было

В конце сентября 1980 года на просторы Белого моря вышла «Акула». Неизвестен художник, который покрыл носовой отдел судна красивой росписью, изображавшей акулу и трезубец. Разумеется, после спуска на воду картину уже не было видно, но в народе название «Акула» уже прочно вошло в обиход.

Все суда этого класса официально стали называть этим именем, а для их экипажей даже был введен шеврон с изображением оскалившейся пасти акулы. На Западе эти подлодки стали именоваться Typhoon. Вскоре самая большая подводная лодка «Тайфун» стала официальным соперником американской «Огайо».

Да, в те годы наши бывшие союзники интенсивно пополняли свой подводный флот новыми судами..

Но «Акула» должна была стать не просто очередной лодкой, а частью огромной и очень важной программы «Тайфун». Техническое задание на ее проектировку отечественная наука и промышленность получили еще в 1972 году, а куратором проекта был назначен С

Н. Ковалёв.

Но самая большая в мире подводная лодка все же известна во всем мире именно своими размерами. Отчего же все специалисты бывают шокированы ими? Быть может, корабль не так уж и велик?

Автомат Калашникова

Есть ли смысл начинать рейтинг с десятой позиции? Ведь ни о какой интриге и речи не идет. Мировой лидер среди автоматов – всем известный «калаш». Именно это оружие лидирует в мире по количеству проданных единиц. Это неизменный участник войн, восстаний и революций по всему земному шару. Всё огромное семейство автоматов Калашникова отличается надежностью и износостойкостью, но и среди лучших есть свои лидеры. Многие профессионалы заслуженно отдают первенство «сорок седьмому» — автомату АК-47 образца 1947 года, принятому на вооружение Советской Армии в далеком 1949 году. Отличает его от «собратьев» в первую очередь калибр патрона — 7,62. Не менее распространен АК-74. По сравнению с предшественником, он имеет меньший вес, благодаря тому, что приклад и цевье изготовлены из пластика, а не из дерева. Калибр патрона меньше (5,45), зато боеприпас в наше время намного более распространен.

Нельзя не упомянуть и о новом члене семейства «Калашников» — АК-12. Разработанный в 2014 году, этот автомат уже принят на вооружение. Более того, именно он будет сопровождать российского «солдата будущего», облаченного в знаменитую экипировку «Ратник». А надо сказать, что за право это боролось немало образцов российского оружия, каждое из которых вполне могло бы претендовать на звание «самый лучший автомат в мире». Но 12-й «калаш» уверенно обошел конкурентов, заняв именно то место, для которого изначально и разрабатывался.

Кроме этих трех наиболее распространенных, существует еще множество модификаций, ориентированных на разные нужды силовиков. Большинство автоматов Калашникова (за исключением АКСУ) может быть укомплектовано штык-ножами и подствольными гранатометами.

Прошедшие бои с «калашом» в руках солдаты шутят, что это оружие можно утопить в воде или болоте, закопать в песок или снег, а потом достать и продолжать использование. Это, конечно, не говорит о том, что с оружием можно и должно обращаться небрежно – АК, как и любой другой автомат, любит бережное отношение и в благодарность верно прослужит не один десяток лет. Ведь не зря же и восторженные почитатели, и завистливые конкуренты единодушно признают, что именно он — самый лучший автомат в мире! И единодушие это уже давно никого не удивляет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector