«незаметен и почти неуязвим»: как проходит модернизация российского бомбардировщика ту-160м2

Начать с нуля

Несмотря на узнаваемый силуэт, модернизированные «лебеди» будут значительно отличаться от своих предшественников. По ряду ключевых параметров Ту-160 до сих пор нет равных в мире. Уникальный механизм уборки крыла, отсеки для вооружения, сверхмощные двигатели, работающие на топливе с добавлением двуокиси азота и способные разогнать машину с максимальной взлётной массой в 275 тонн до 2200 км/ч, — всё это не смогли повторить ни в одной стране мира.

Долгое время вопрос возобновления производства Ту-160 почти не обсуждался — необходимо было сохранить в пригодном для эксплуатации состоянии оставшиеся машины.

«Всё это нужно было восстанавливать с нуля. Особенно сложным этот процесс оказался ещё и потому, что в производстве участвуют даже не сотни, а тысячи смежных предприятий», — отметил в интервью RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.

Также по теме


Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь») считается лучшим в мире самолётом своего класса. В…

Самые серьёзные опасения у специалистов вызывали двигатели — новых силовых установок НК-32 для самолётов Ту-160 давно не производили.

Одним из первых руководство Минобороны привлекло к работе над новой машиной самарское производственное объединение «Кузнецов», входящее в состав «Объединённой двигателестроительной корпорации».

Уже осенью 2017 года заместитель директора ПАО «Кузнецов» Сергей Павлинич заявил, что завод готов к производству модернизированных двигателей НК-32-02 для модернизированных Ту-160.

«Сложность производственной технологии заключается в том, что приходится восстанавливать уникальное оборудование, некогда созданное исключительно под производство Ту-160. Это касается как двигателей, так и планера», — рассказал в интервью RT военный эксперт Василий Кашин.

Рядом расположены достопримечательности

Описание самолёта Ту 160

Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650. Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.

Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.

Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.

Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.

Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.

Ту 160 в воздухе

Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, Ту-160 оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.

Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.

Литература

  1. Гордеев Н. В. Царь-пушка. — М: Московский рабочий, 1969. — 56 с. — 60 000 экз.
  2. Портнов М. Э. Царь-пушка и Царь-колокол. — М: Московский рабочий, 1990. — 48 с. — ISBN 5-239-00778-0.
  3. Позднев А. Творцы отечественного оружия. — М: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1955.
  4. Лобин А. Н. Новые данные об орудиях «Чоховской школы» конца XVI – начала XVII веков / Ефимов С. В.. — СПб: ВИМАИВиВС, 2014. — Т. III.
  5. Захариков Г. М. О боевом назначении Царь-пушки. Памятники архитектуры и техники. Сборник истории естествознания и техники Академии наук СССР. — М, 1984.
  6. Шарковский Д. Победное оружие России. IX — XXI вв.. — М: Айдиономикс, Эксмо, 2015. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-75291-1.
  7. Лубченков Ю. Н., Богатская И. А., Тихомирова А. Кремль. — М.: Белый город, 2009. — 416 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-7793-1638-5.
  8. Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель. — Вече, 2007. — 208 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2395-6.

Образование астероидов[править | править код]

О чем идет речь

Ту-160 был разработан в СССР в 1970-1980-х годах в ОКБ Туполева и оснащен крылом изменяемой стреловидности (впервые в мире для такого класса самолетов). На вооружении он состоит с 1987 года. В серийное производство был запущен в 1984 году на Казанском авиационном заводе. В октябре 1984 года в воздух поднялась первая серийная машина.

Ту-160 – уникальная конструкция. Вот только некоторые ее технические характеристики:

  • Длина 54,1 м – это больше половины футбольного поля;
  • Высота 13,1 м – это практически четырехэтажный дом;
  • Площадь крыла 232 м кв. – сравните с площадью вашей квартиры – и это только одно крыло!
  • Масса топлива 148 000 кг – а сколько влезает в полный бак вашего автомобиля (1 литр бензина весит чуть меньше одного килограмма).

И как эта махина летает? А вот так:

  • Предельная скорость на высоте 2230 км/ч – это вдвое больше скорости звука;
  • Крейсерская скорость 917 км/ч – это почти что скорость звука;
  • Дальность максимального полета без дозаправки 13 950 км – а сколько без дозаправки вы проедете на своей машине?
  • Боевой радиус 6000 км;
  • Продолжительность полета 25 ч.
  • Практический потолок 21 000 м – это высота, на которой может лететь самолет;

Стоимость одного ракетоносца ТУ-160 составляет порядка 250 млн долларов. Не дешевая штучка.

Ниже мы расскажем о проекте ОАК подробнее. Но нам не хотелось бы превращаться в очередное «военное обозрение». Поэтому сейчас поговорим немного о другом.

Ссылки

Примечания

Последствия для цветов

Белый лебедь

Ту-160 до сих пор остается уникальным самолетом, наверно, самым красивым в мире. Недаром летчики, народ далеко не сентиментальный, прозвали его «Белым лебедем». Хотя по задачам, который он должен решать, его следовало бы назвать «Черным коршуном».

В человеческом сознании красота почти всегда связывается с чем-то добрым. Нет, конечно, можно прочитать про злых ведьм или злобных принцесс, которые на лицо были милы и прекрасны, а в душе сущие твари. Но эта их сущность сразу проступала и становилась заметной.

А вот как быть с «железякой»? Ей в глаза не заглянешь, она никаких самостоятельных действий совершить не может. Только, то, что потребует от нее человек. В том числе, убийство себе подобных. И при этом она, «железяка», может быть уродливой, а может быть прекрасной. Вот «Белый лебедь» – он прекрасен.

«А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

В «Белом лебеде», как в том сосуде, огонь мерцает. Хотя лучше его бы там и не было.

«Белый лебедь». 10 фактов о самом мощном бомбардировщике России (12 фото)

18 декабря 1981 года состоялся первый полет стратегического бомбардировщика Ту-160. Русские летчики дали самолету красивое имя – «Белый лебедь», потому что в полете самолет действительно походит на эту птицу. В свою очередь в NATO бомбардировщик прозвали «Blackjack», что означает «дубинка». Это мощное и страшное оружие, на борту могут переноситься ракеты и бомбы, в том числе ядерные.

Ту-160 — самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжёлый боевой самолёт в мире.

Российские летчики прозвали Ту-160 «Белым лебедем», а по кодификации НАТО он называется Blackjack («дубинка»).

Максимальная скорость полета Ту-160 — 2 220 км/ч, а дальность полета без дозаправки — 12 300 км.

Ту-160 является обладателем 44 мировых рекордов.

Первым американцем, побывавшем на борту Ту-160, стал министр обороны США Фрэнк Карлуччи, посетивший авиабазу в Кубинке в 1988 году. Пытаясь попасть в кабину самолета, он ударился головой о электрощиток. Впоследствии летчики стали называть его «щитком Карлуччи».

Ту-160 оснащен ракетами Х-55СМ с ядерной боеголовкой. Дальность полета каждой ракеты – около 2500 км.

Стоимость Ту-160 по состоянию на 1993 год составляет 250 миллионов долларов США.

В составе ВВС России на начало 2013 года находится 16 самолётов Ту-160.

Каждый из состоящих на вооружении самолетов носит имя крупного авиаконструктора или знаменитого летчика: Игоря Сикорского, Андрея Туполева, Павла Тарана, Виталия Копытова и многих других.

До 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту-160М.

Подковёрные игры с самолётами

С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 — бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало.

Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).

Дитя гонки вооружений

В 1960-х годах СССР активно развивал стратегические ракетные вооружения. Страна обзавелась самой передовой системой ракетно-ядерного сдерживания, а в области же стратегической авиации в результате такого «перекоса» наметился серьёзный кризис. Дозвуковые бомбардировщики Ту-95 и М-4 к тому моменту уже совершенно не подходили для прорыва противовоздушной обороны США. В результате советское правительство в 1967 году издало директиву в кратчайшие сроки создать принципиально новый самолет стратегической авиации, который смог бы конкурировать с сверхзвуковым B-1 Lancer, разрабатываемым американцами.

Новые модели воздушных средств

Весной 2000 года обновленная модель ракетоносца Ту-160 полнила состав ВВС Российской Федерации. Спустя 5 лет комплекс был принят на вооружение. Весной 2006 года подошел к завершению последний испытательный тур по модернизации для усовершенствования характеристик силового агрегата НК-32. Благодаря внесенным изменениям инженерам-конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.

В небо влетел обновленный серийный бомбардировщик в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, конструкторы должны были на протяжении ближайших 12 месяцев модернизировать еще 3 модели военно-воздушных средств. Просмотрев фото Ту-160 ранних и обновленных моделей, можно самостоятельно понять, какую грандиозную работу пришлось выполнить инженерам-конструкторам.

Сергей Шойгу в 2015 году выступил с заявлением, в котором была подчеркнута важность возобновления мощнейших бомбардировщиков. Заявление было рассмотрено и одобрено, что позволило российским авиаконструкторам приступить к возобновлению производственного процесса. По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года

По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 будут запущены в серийное производство в начале 2023 года.

Краткие характеристики

СтокТоп

Данные обновлены: 8 Фев 2018
Танки — Таблица характеристик

Особенности конструкции

В понятие конструктивных особенностей, отличающих один летательный аппарат от другого, входят корпус, который в авиации принято называть фюзеляжем, двигательные и топливные системы, форма и устройств крыла, внутреннее оборудование.

Фюзеляж

Фюзеляж – это основа всей конструкции, корпус, в котором располагаются кабина пилота, топливные баки, система управления и т. д. Но ошибочно полагать, что это просто коробка с начинкой. Фюзеляж – это основа, позволяющая соединить в единое целое все составляющие части машины. Каждая модель имеет свои особенности в зависимости от предназначения.

Планер модели включает:

  • кабину пилота и отсек радиоуправления;
  • обтекатель, в котором размещена бортовая радиостанция;
  • два бомбоотсека;
  • центральную балку-кессон;
  • хвост и киль.

Крыло

Изменяемая геометрия крыла – одна из основных отличительных черт конструкции. Под ней подразумевается возможность крыльев изменять угол расположения к корпусу (стреловидность). У «Белого Лебедя» диапазон изменения находится в пределах от 20 до 65°. При взлете и посадке более эффективной является малая стреловидность, при полёте на большой высоте и сверхзвуковой скорости – большая. Подобная конструкция уже использовалась на самолетах Ту-22М, а для Ту-160 её просто модернизировали с учетом большего размера.

Кстати, при обслуживании на земле техникам категорически запрещено переводить стреловидность крыла в полётный режим, поскольку это сделает машину неустойчивой и может спровоцировать опрокидывание назад из-за образовавшегося перевешивания хвоста.

Шасси

Самолёт оснащён тремя опорными шасси – одним передним и двумя задними. Ширина колеи составляет 5400 мм, база — 17 880 мм. Основные (задние стойки) оснащены 12 колесами (по 6 каждая). При взлете стойки убираются в специальные отсеки в обратном направлении от полета и укорачиваются (это позволяет экономить место). При посадке шасси выпускаются и раздвигаются на 60 см, увеличивая устойчивость при рулении. Отсеки основных стоек одновременно выполняют функцию технических, куда можно грузить различное оборудование. Через люк под передней стойкой осуществляется проход в кабину (по внешнему трапу). Передняя стойка является рулевой. Она оснащена 2-х камерным газомасляным амортизатором (задние – 3-х камерным). Управление поворотом передней стойкой осуществляется из кабины пилота.

Двигатель и силовая установка

«Белый Лебедь» оснащен четырьмя 2-х модульными турбовентиляторными двигателями системы НК-32. Двигательные гондолы располагаются под фюзеляжем. При движении с крейсерской (т. е. постоянной) скоростью тяга составляет 14000 кгс, однако на максимальных оборотах двигателя при форсаже она достигает 25000 кгс. Воздухозаборники регулируемые. Это позволяет самолету набирать скорость до 2200 км/ч и поддерживать её на протяжении длительного времени. Особенны и лопатки турбины. Они покрыты специальным поглощающим покрытием и установлены особым образом, что в итоге делает машину малозаметной для радаров.

Топливная система

Самолет оснащён 13 баками для горючего. Они располагаются как в крыльях, так и в фюзеляже. Контроль за количеством топлива в автоматическом режиме ведёт специальное бортовое оборудование. По мере опустошения баков также в автоматическом режиме происходит перераспределение топлива таким образом, чтобы постоянно сохранялось равновесие машины. Ту-160 приспособлен для дозаправки в воздухе, для чего имеет расположенную в носовой части штангу топливоприемника.

Вооружение

Бомбардировщик ТУ-160 «Белый Лебедь» поднимает максимальный боевой груз до 45 тонн, который располагается в двух специальных отсеках. Существуют 3 варианта вооружения:

  1. Двадцать четыре баллистические ракеты (мощностью 300 килотонн) с дальностью полета до 300 км и скоростью передвижения равной 5 МАХ (т. е. в пять раз быстрее звука);
  2. Двенадцать крылатых ракет Х-55 (мощностью до 500 килотонн), которые передвигаются со скоростью 850 км/ч и могут преодолевать 3500 км.
  3. Двенадцать крылатых ракет серий Х-101 и Х-102, мощность которых достигает 1 мегатонны, а дальность полета — 5500 км.

Совместимое снаряжение

Вооружение ТУ-160 «Белый лебедь»

Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец — носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.

На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты.

  •  Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета.
  • В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).

В 2018 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов.

После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.

Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

Конструкция самолета

Аэродинамическая схема Ту-160 – интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. В мотогондолах в нижней части фюзеляжа попарно установлены четыре двухконтурных турбореативных трехвальных двигателя с общей форсажной камерой НК-32 производства Куйбышевского моторного завода. В качестве автономного энергоузла применяется вспомогательная силовая установка. Материалы планера – титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Отсеки размещения полезной нагрузки расположены тандемом. Самолет имеет приемное устройство системы типа “шланг-конус” для дозаправки в воздухе

Кроме того, конструкторы обратили внимание на эргономику и удобство экипажа

Ту-160 стал первым боевым самолетом в СССР, на котором был установлен туалет (вместо переносного бачка или писсуара со шлангом) и шкаф для разогревания пищи. Также в самолете имеется спальное место.

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

Блинкен обсудил с Алиевым работу Минской группы ОБСЕ для урегулирования в Карабахе

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

В строю

Первые самолеты Ту-160 поступили на вооружение авиаполка в Прилуках, Черниговской области, в 1987 году. Осваивать новую машину летчики начали не дожидаясь окончания госиспытаний, которые уже затягивались. Им сразу понравился Ту-160, который был очень легок в управлении, буром шел вверх и не имел проблем при посадке. Однажды его даже удалось поднять в воздух с выпущенными интерцепторами – стотонная тяга двигателей ни с чем не шла в сравнение. Самолет очень уважали и в первые месяцы даже убирали весь мусор, камни и ветки с ВПП, чтобы избежать их засасывания в воздухозаборники. Быстро обнаружилась особенность, при которой самолет садился на «пятую точку» при стоянке, и вернуть его в нормальную позицию было проблематично. Происходило это из-за сложенных крыльев, перемещавших центр тяжести назад. Приходилось жертвовать местом и оставлять их под минимальным углом.

Новое оборудование и вооружение

25 января 2018 года на аэродроме Казанского авиационного завода в присутствии президента России Владимира Путина состоялся первый демонстрационный полёт Ту-160М, построенного в рамках возобновления производства этих самолётов. Ранее машины, собранные с нуля, обозначали как Ту-160М2, чтобы отличать их от уже существующих ракетоносцев, прошедших заводскую модернизацию.

«Это серьёзный шаг в развитии высокотехнологичной сферы и в укреплении обороноспособности страны. Потому что это один из элементов нашей ядерной триады в воздухе. Это очень знаковая вещь», — отметил президент России в ходе своего визита. 

Защитница Дарданелл

К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 году венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составляла 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была примерно того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан. Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 году, в ходе боев на острове Родос, они применяли бомбарды 24−35-дюймового калибра (610−890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.

Любопытно, что бомбарды XV—XVI вв.еков в Турции находились на вооружении до середины XIX века. Так, 1 марта 1807 года при форсировании Дарданелл английской эскадрой адмирала Дукворта мраморное ядро калибра 25 дюймов (635 мм) весом 800 фунтов (244 кг) попало в нижний дек корабля «Виндзорский замок» и воспламенило при этом несколько картузов с порохом, в результате чего произошел страшный взрыв. 46 человек были убиты и ранены. Кроме того, многие матросы с перепугу бросились за борт и утонули. В корабль «Актив» попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в борту выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть свои головы.

В 1868 году свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 года в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-килограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.

Давайте сравним турецкую 25-дюймовую (630-мм) медную бомбарду, отлитую в 1464 году, которая в настоящий момент хранится в музее в Вульвиче (Лондон), с нашей Царь-пушкой. Вес турецкой бомбарды 19 т, а полная длина — 5232 мм. Внешний диаметр ствола — 894 мм. Длина цилиндрической части канала — 2819 мм. Длина каморы — 2006 мм. Дно каморы закругленное. Бомбарда стреляла каменными ядрами весом 309 кг, заряд пороха весил 22 кг.

Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка.

Модификации

ТУ-160 — НК-74 Имеет более экономичный двигатель, который обеспечивает высокую полета
ТУ-160В — ТУ-161 Установлена силовая установка, работающая на жидком водороде. Конструкция самолета имеет отличия, связанные с размещение топливных баков
ТУ-160К На самолет установлена ракетная система «Кречет». Система имеет два двухступенчатые ракете средней дальности
ТУ-160М Установлено новое вооружение 90 ОФАБ-500У и электрооборудование
ТУ-160М2 На самолет установлено более современное оборудование, отвечающие за контроль, бортовые и вычислительные системы. Так же установлена новая навигационная и топливная система. Обновлена система вооружения, позволяющая установку управляемых крылатых ракет
ТУ-160П Тяжелый истребитель для сопровождения, оснащенный новым ракетным комплексом «воздух-воздух»
ТУ-160ПП Самолет создан для радиоэлектронной борьбы
ТУ-160СК Самолет, созданный для транспортировки воздушно-космической жидкости ракетной системы нового поколения «Бурлак», применяемой системой «Воздушный старт»

Советский уникум

Основой для новых самолётов стала легендарная платформа Ту-160, прозванная «Белым лебедем». Это сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Его главной задачей является поражение особо важных целей в глубоком тылу вероятного противника или в удалённых районах боевых действий.

Сконструированный с применением технических решений, использованных в бомбардировщике Ту-22М и пассажирском Ту-144, Ту-160 представляет собой тяжёлый моноплан с крылом большого удлинения и четырьмя реактивными двигателями. Револьверные пусковые установки позволяют самолёту нести до 12 крылатых ракет воздушного базирования, в том числе с ядерным боеприпасом.

Размах крыла в разных позициях стреловидности составляет от 35,6 до 55,7 м. Уникальная конструкция крыла даёт самолёту возможность преодолевать рубежи ПВО противника на скорости до 2200 км/ч. Самолёт может выходить на сверхзвуковую скорость в режиме форсажа и удерживать её в течение 45 минут. Экипаж Ту-160 — четыре человека, боевая нагрузка — 40—45 т, дальность полёта — 13,5 тыс. км.

Разработка стратегического бомбардировщика началась в ОКБ Туполева в 1975 году в ответ на появление у США межконтинентального сверхзвукового самолёта с изменяемой стреловидностью крыла Rockwell B-1 Lancer. Первый полёт состоялся в 1981-м, а с 1987 года Ту-160 начали поступать в войска.

Несмотря на то что Ту-160 был разработан более 40 лет назад, он до сих пор опережает по своим характеристикам зарубежные аналоги

В августе этого года американское военно-политическое издание The National Interest составило своеобразный рейтинг «лучших из лучших» российских военных самолётов, где особое внимание уделялось ракетоносцам Ту-160, в классификации НАТО получившим название Blackjack

«Ту-160 способен развивать невероятную для стратегического бомбардировщика скорость — до 2220 км/ч, значительно превосходя в этом плане американские самолёты того же класса вроде B1-B Lancer (1448 км/ч) и B-52 (1000 км/ч). Blackjack отличается внушительным боевым радиусом в 7300 км… Ту-160 может оснащаться как ядерным, так и обычным вооружением. С него осуществим запуск ракеты Х-55МС с турбореактивным двигателем, ядерным боезарядом мощностью 200 килотонн и невероятной дальностью действия — 3000 км», — отмечали американские эксперты.

  • Ту-160 на Международном военно-техническом форуме «Армия-2019»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector