Летчики — герои советского союза. летчики — трижды герои советского союза

Из учителя — в истребители

Биография другого героя, Петра Харитонова, не менее характерна. Он родился в семье крестьянина Тимофея Харитонова 16 декабря 1916 года (первые летчики-герои были ровесниками с разницей в несколько дней). Детство и юность Петр провел на Тамбовщине, в селе Княжево: помогал родителям, учился в средней школе. Но как только Петру выдали на руки аттестат о среднем образовании, он решил строить свою жизнь самостоятельно и отправился на Дальний Восток, туда, где затевалось большое строительство. Однако судьба распорядилась иначе: поработав плотником на дальневосточных стройках, Петр Харитонов решил продолжить учебу и поступил на педагогические курсы, по окончании которых отправился работать учителем в среднюю школу №12 города Улан-Удэ.

Младший лейтенант Петр Харитонов в кабине своего истребителя И-16, осень 1941 года

Молодой педагог проработал в школе всего пару лет, а затем его призвали в армию. Призывника направили в Читу, в 30-ю военную школу пилотов, которая только-только была создана: приказ о ее формировании был отдан 19 августа 1938 года. Год спустя читинская военная авиашкола получила имя одного из самых знаменитых военных летчиков СССР той эпохи — комбрига Анатолия Серова, героя Гражданской войны в Испании, погибшего в авиакатастрофе годом ранее. А уже в октябре 1939 года Петр Харитонов вместе со всей авиашколой переезжает под Ростов-на-Дону, в Батайск. Здесь бывший учитель, а ныне пилот-курсант и доучивался оставшийся ему год. В июне 1940 года Батайская авиационная школа пилотов имени Серова производит свой первый выпуск: 542 младших лейтенанта ВВС, прошедших двухлетний срок обучения и готовых пополнить стремительно разрастающиеся авиачасти Красной Армии. Среди них был и недавний учитель Петр Харитонов, направленный на службу в 158-й истребительный авиаполк на Псковщину.

В полку быстро заметили способного пилота, который много времени уделял изучению и оттачиванию приемов воздушной стрельбы. Такие летчики всегда были на вес золота, и командование решило направить младшего лейтенанта Харитонова в Пушкин на курсы командиров звеньев, чтобы он мог не только учиться сам, но и учить других. Выпуск из школы ознаменовался для молодого пилота участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде, устроенном в честь Первомая. Это был последний предвоенный праздник. До начала войны оставалось чуть меньше двух месяцев…

Герои Советского Союза — летчики-испытатели

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается Валерий Чкалов.

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики — Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Кабина

Автотранспорт имеет следующие габариты: 7650×2500×2590 мм. Несмотря на свои размеры, автомобиль достаточно маневренен на дороге. Однако скорость не должна превышать 60 км/ч. Он хорошо держится на слабом или заболоченном грунте.

Машина имеет колесную формулу 6х6. На грузовике КамАЗ-4310 установлена производителем прочная платформа, на которой может возвышаться тент. Также, данную часть представляется возможным переоборудовать, поставить на платформу борта с откидными скамейками для пассажиров. При необходимости, технику представляется возможным дооснастить различным оборудованием, которое необходимо для выполнения определенных задач.

Кузов выполнен из прочного материала, который отличается высокой плотностью. Кабина имеет отличную термоизоляцию, водителю удобно в ней находиться, отмечается комфортное управление всей техникой. В салоне присутствует кровать для отдыха шофера. Кабина может откидываться. Водительское кресло отличается эргономичностью. Для улучшения обзора на кузове установлены осветительные приборы.

«Победа в воздухе куётся на земле»

Великую Отечественную войну Сафонов встретил, находясь за штурвалом истребителя И-16. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, он сбил свой первый вражеский самолёт — бомбардировщик Хе-111. Согласно ряду свидетельств, это стало первой воздушной победой советских лётчиков в Заполярье. В газете «Краснофлотец» вышла статья с призывом «Бейте фашистов, как лётчик Сафонов!». Сам же Сафонов, спустя всего три дня, сбил ещё один гитлеровский бомбардировщик.

Несмотря на то что ситуация в Заполярье была чрезвычайно напряжённой, Сафонов находил время для анализа боёв и разработки новых тактических приёмов. Его эскадрилья, имея относительно небольшие потери, стала самой результативной в полку. При этом он умел находить подход к подчинённым. Одних он прямо во время боя обучал тактике и записывал на них сбитые благодаря его помощи самолёты врага, с другими устраивал «разборы полётов», причём порой весьма болезненные.

Также по теме

«Обращал свои способности на благо страны»: как Иван Папанин стал дважды Героем Советского Союза

125 лет назад родился дважды Герой Советского Союза, один из первых организаторов полярных исследований в СССР Иван Папанин. Хотя он…

По воспоминаниям сослуживцев, Сафонов однажды отчитал при товарищах молодого лётчика, проявлявшего в бою чрезмерную осторожность, в дальнейшем тот стал буквально образцом мужества. Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте

Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования

Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте. Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования.

Особое внимание Сафонов уделял техническому обеспечению полётов. «Победа в воздухе куётся на земле

Я, например, половину сбитых мною самолётов отношу за счёт своего техника Семёнова и механика Колпакова. Сколько бы пробоин ни было в моем самолёте после боя, к следующему вылету он неизменно в полной исправности», — заявил он однажды в интервью флотской газете.

Сафонов тщательно изучал сбитые немецкие самолёты, продумывал способы их наиболее эффективного уничтожения, указывал своим подчинённым на их ошибки во время боя. Он требовал, чтобы лётчики не полагались на случайность и действовали в бою с холодной головой. Однажды он заменил пряжки на своём шлеме на кнопки и заставил всю эскадрилью сделать то же самое. Новшество позволило выигрывать более полуминуты во время взлёта по тревоге.

  • Летчик-истребитель Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла
    Кеннет Воод и Чарльтон Ваг Хоу, осень 1941 года
  • РИА Новости

Сафонов смело атаковал превосходящего по численности противника. 8—9 августа 1941 года его подразделение отразило крупнейшую на тот момент попытку авианалёта на Мурманск, сбив сразу 13 самолётов нацистов. Согласно ряду свидетельств, когда гитлеровские лётчики видели самолёт Сафонова, они сообщали об этом по рации и ретировались с места боя.

«Не припомню ни одного случая, чтобы фашист, с которым вступил в бой командир, смог уйти целым и невредимым. Много новых, никогда и никем не применявшихся тактических приёмов преподал нам Борис Феоктистович. Учил нас внезапному удару, быстроте манёвров», — вспоминал лётчик Пётр Семёненко.

16 сентября 1941 года Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенью 1941 года был сформирован новый, 78-й истребительный авиационный полк Северного флота. Его командиром был назначен Сафонов. В полк были переданы предоставленные британской стороной истребители Hawker Hurricane. Сафонов положительно оценил их лётные характеристики, но был крайне недоволен вооружением. Под его руководством советские техники установили на английские самолёты отечественные пушки и пулемёты.

«Важной частью деятельности сафоновцев стало сопровождение в северных водах западных конвоев», — отметил Юрий Кнутов

  • Борис Сафонов
  • РИА Новости

Бессмертный подвиг

В том сражении у села Ленино поучаствовала и Анеля. Командир поручил девушке отвезти в штаб секретные документы. А по пути ей необходимо было ещё заехать за раненным солдатами и доставить их в госпиталь.

Первую часть задания Анеля выполнила без проблем. Она добралась до раненных бойцов и вместе с водителем грузовика разместила их в кузове. Перевязанные окровавленными бинтами красноармейцы сильно впечатлили девушку. В пути Анеля пыталась приободрить их и как-то отвлечь, но не получалось — ранения были слишком серьёзными.

Вдруг послышался шум, который заглушил тарахтящий мотор грузовика. Кживонь выглянула из кузова — по земле мелькали крупные тени. Девушка посмотрела вверх и увидела несколько вражеских самолётов.

Вскоре послышались взрывы. С каждым мгновение страшные звуки становились ближе. Машину начало трясти и раскачивать. Водитель петлял по разбитой дороге, но обмануть смерть у него не получилось. Грузовик отбросило в сторону, кузов заполнил едкий чёрный дым. Бойцы кричали от боли и страха, но самостоятельно выбраться из горящей машины они не могли. Несколько секунд Анеля, прижимая папку, просто смотрела на происходящий ужас. Она должна была спасти секретные документы и доставить их в штаб, но… девушка решила иначе.

Памятник в селе Садовое. (warheroes.ru)

Анеля начала вытаскивать из машины солдат. Одного за другим она спускала на землю и оттаскивала на безопасное расстояние. А грузовик горел всё сильнее, брезентовая крыша в любую секунду могла рухнуть

Но девушка не обращала на это внимание. Она пыталась спасти всех.

Советские солдаты в окопах увидели горящий грузовик и поспешили на помощь. Лишь несколько сотен метров разделяли их и Анелю, но красноармейцы не успели. Кживонь в очередной раз залезла в кузов, когда опоры не выдержали и горящий брезент похоронил под собой храбрую девушку и оставшихся раненых бойцов. Солдаты потушили огонь, но было уже слишком поздно. Кживонь похоронили в братской могиле в селе Ленино.

В ноябре 1943 года Кживонь была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно. Также её посмертно наградили орденом Ленина и польским орденом Virtuti Militari V класса.

Анеля Кжиновь является единственной женщиной-иностранкой, которая стала Героем Советского Союза. В её честь установлено несколько памятников. Один из них находился в Польше, но после распада СССР его убрали.

Аналогичные награды иностранных государств

По подобию Советского Союза, звание Героя как высшая государственная награда или как почётное звание, было учреждено в большинстве государств социалистического лагеря и в ряде развивающихся государств (как правило, ориентировавшихся в своей политике на СССР), с учётом национальных особенностей.
После распада СССР в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», тоже присваиваемое за выдающиеся подвиги; а также учреждены звания Героя (Национального Героя) в ряде государств, образовавшихся на месте бывших союзных республик, и в некоторых непризнанных или частично признанных государствах, или государственных образованиях.

Герой ГДР
Герой Народной Республики Болгария
Герой ЧССР
Герой Монгольской Народной Республики
Герой Социалистической Республики Румыния
Народный герой (Албания)
Народный герой Югославии
Герой Лаосской Народно-Демократической Республики
Герой Демократической Республики Афганистан
Герой Народных Вооружённых сил Вьетнама
Герой республики Куба
Герой КНР
Герой КНДР
Герой Сирийской Арабской Республики
 (англ.)русск.
Герой Непала (англ.)русск.

Боевые подвиги Ивана Никитовича Кожедуба.

Свой первый подвиг Иван Кожедуб совершил летом 1943 года, будучи командиром эскадрильи на Курской дуге – сбил фашистский бомбардировщик. На следующий день им был уничтожен еще один самолет, а буквально через несколько дней — еще два! За эти и последующие подвиги, в феврале 1944 года старшего лейтенанта Ивана Никитовича Кожедуба удостоили звания Героя Советского Союза. На тот момент, его боевая биография насчитывала 20 уничтоженных немецких самолетов за 146 вылетов.

В августе 1944 года герою вручили вторую медаль «Золотая Звезда» за 48 сбитых машины противника и 256 вылетов. А к концу ВОВ гвардии майор Иван Кожедуб имел на своем счету уже 62 уничтоженных в воздухе противника. Среди которых — два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков.

Последний подвиг его героической биографии в ВОВ произошел над Берлином в апреле 1945 г., когда был сбит очередной гитлеровский самолет. За все время войны немцам не удалось его сбить ни разу, хотя случались попадания и в машину Кожедуба, истребитель целый и невредимый, сажал судно на землю. В том же месяце Иван Никитович получил еще одну медаль «Золотая звезда», став трижды Героем Советского Союза.

В своей личной автобиографии И. Н. Кожедуб утверждал, что в 1945 г. ему пришлось уничтожить еще и два американских самолета, когда те напали на него, приняв по ошибке за немца.

В 1946 г. трижды герой продолжил свою учебу в ВВС. В 1949 г окончил Краснознаменую Военно-воздушную академию, освоил реактивный МиГ-15. Несмотря на мирное время в СССР, его подвиги на этом не закончились — во время войны в Корее Иван Никитович Кожедуб возглавлял 324-ю истребительную авиационную дивизию. Под его руководством летчики одержали 216 побед в небе при потерях — девять человек и 27 машин.

В период с 1964 -1971 гг. находился на должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа. С 1978 г был в составе генинспекторов Минобороны СССР. За заслуги перед страной и многочисленные подвиги, в 1985 г ему присвоили звание Маршала авиации. Умер Иван Никитович Кожедуб восьмого августа 1991 г.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Вторая звезда

Последняя фотография

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками подполковнику Сафонову Борису Феоктистовичу награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Он стал первым из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. К этому высокому званию отважный лётчик-истребитель был представлен Наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым не посмертно, а при жизни, 27 мая 1942 года — за три дня до своего последнего боевого вылета, но высокую награду получить не успел.

Он был первым из советских лётчиков, кто уже в мае 1942 года имел на боевом счету 30 самолётов противника, уничтоженных лично, и ещё 3 в групповых боях.

Боевые заслуги Б.Ф. Сафонова воплотились не только в уничтоженные им вражеские самолёты. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (16.09.1941), 3 орденами Красного Знамени (14.07.1941; 08.11.1941; 15.01.1942), иностранной наградой — британским крестом «За выдающиеся лётные заслуги» (19.03.1942).

Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов навечно зачислен в списки 2-го гвардейского Краснознамённого авиаполка ВВС Северного флота, который носил его имя (к сожалению, в начале марта 2002 года «сафоновский полк», расквартированный в городе Мончегорске Мурманской области, расформирован…).

Один из самолётов, на котором воевал Б.Ф. Сафонов, хранится в Центральном Военно-Морском музее (Санкт-Петербург).

Именем Сафонова назван посёлок городского типа Мурманской области, входящий в состав закрытого административно-территориального образования город Североморск. 16 сентября 1961 года при въезде в посёлок Сафоново установлена копия бюста Б.Ф. Сафонова, работы Л.Е. Кербеля (автор копии А.И. Марков, архитектор А.А. Шашков). Подлинный бюст (скульптор Л.Е. Кербель, архитектор Б.В. Муравьёв) был установлен 19 августа 1945 года в посёлке Ваенга (ныне город Североморск, Гвардейская улица). Там же, в Североморске, в 1967 году установлен ещё один бюст Б.Ф. Сафонова (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор А.А. Шашков), расположенный на площади, носящей его имя. Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова установлен в городе Плавск Тульской области

В память об отважном лётчике-североморце его именем названа одна из красивейших улиц города Североморска, а на доме №10 по улице Сафонова, где жил Б.Ф. Сафонов, установлена мемориальная доска

Фамилия Б.Ф. Сафонова выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, — в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота, погибших в море в 1941-1945 годах (открыт 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново, скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев). Мемориальная доска установлена в Туле на здании училища, в котором учился Б.Ф.Сафонов.

Примечания

Об атомном проекте СССР

В мае 1940 года вышел указ о возможности получения награды Героя Соцтруда дважды и даже трижды. В 1973 году ограничения были отменены, что давало гипотетическую возможность наиболее заслуженным деятелям науки и производства получить медаль в четвертый раз. Однако за период действия награды никто такой чести не удостаивался.

В ходе работы над атомным проектом в СССР была создана ядерная бомба, после чего в 1953-м пятеро ученых, организаторов производства и конструкторов, впервые в истории стали трижды Героями Социалистического Труда. Перечислим их:

  • И. В. Курчатов, руководитель проекта. Сегодня имя ученого-физика присвоено научному центру, основателем которого он являлся. До своей кончины в 1960 году он возглавлял Институт атомной энергии.
  • Ю. Б. Харитон. Он находился в должности главного конструктора. Ученый прожил долгую жизнь, до 92 лет возглавлял КБ-11 (г. Саров), созданное при АН СССР, при Лаборатории № 2.
  • К. И. Щелкин, первый заместитель Ю. Б. Харитона. Кирилл Иванович ушел из жизни в возрасте 57 лет, в 1968-м. Он вошел в историю как первый научный руководитель ядерного центра, известного под названием «Челябинск-70».
  • Я. Б. Зельдович, ученый-физик, возглавлявший теоретический отдел. Яков Борисович ушел из жизни в 1987-м. Он возглавлял предприятие, занимавшееся разработкой “ядерного щита” для страны.
  • Н. Л. Духов, еще один заместитель Ю. Б. Харитона. Генерал-лейтенант являлся разработчиком ядерного оружия, но он также известен как конструктор тяжелых танков. Трижды Герой Социалистического труда Николай Леонидович с 1941 года занимался производством танков КВ на базе ЧТЗ (Челябинского тракторного). С 1943 по 1948 г. он занимал должность главного конструктора, наладив их конвейерное производство. Среди его разработок следующие модификации: ИС, КВ-1с, КВ-85. Ученый ушел из жизни в 1964 году в возрасте 59 лет.

Любопытно, что факт награждения участников атомного проекта долгое время был засекречен, поэтому официально первым трижды Героем Социалистического Труда стал узбекский хлопковод.

Нож кукри чертежи с размерами

Вредные привычки

У трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба была, как минимум, одна вредная привычка – он курил.

Однажды, когда сына хотели отчислить из Суворовского училища за курение, Кожедуб заступился за него, поговорил с начальником, а потом спокойно сказал Никите: «Ты, сынок, должен бросить эту гадость!» Кстати, сам Иван Никитович бросал курить огромное количество раз. И каждый раз он докуривал сигарету, а на окурке ставил дату и расписывался.

«Со временем их набралась большая коробка из-под обуви, которая хранилась в доме достаточно долго. Иногда папа перебирал эти памятные окурки, смотрел на дату, вспоминал, что было в этот день. Бывало, самые большие окурки закуривал повторно, а потом снова ставил на них еще одну дату и роспись», — рассказывал Никита Кожедуб.

Жена Кожедуба Вероника недолюбливала традиционных застолий, которые часто устраивались в доме. По словам сына, мать строго присматривала, чтобы Кожедуб, не дай бог, не выпил лишнего, хотя он и сам прекрасно знал меру.

«Никогда я его не видел пьяным, – вспоминает Никита Иванович. – И сколько бы он вечером с друзьями ни принял, утром всегда был как огурчик. Мужик был крепкий. Но иногда наутро после праздника мама на батю бурчала, мол, разошелся ты вчера, хватил лишку. На такие случаи у него была любимая поговорка: «Три танкиста выпили по триста – гордый сокол выпил девятьсот». На этом разбирательства заканчивались».

Эти слова категорическим образом опровергают Юлия и Сергей Крамаренко, — самые близкие друзья Кожедуба.

«Мы ездили друг к другу в гости по 2-3 раза в месяц. Застолий никаких не было, а скорее – чаепития. Мужчины, конечно, могли выпить по 50-100 граммов легкого вина или коньяка, но не больше. Иван был очень уравновешенным человеком во всем, очень простым, приветливым, никогда не повышал голоса, имел прекрасное чувство юмора», — говорит жена Героя Советского Союза Сергея Крамаренко — Юлия Алексеевна.

«Любить самолет надо как свою жену, и он тебя не подведет», — любил повторять Иван Кожедуб.

Первый неудачный опыт

Когда началась ВОВ, Ивана вместе с его летной школой перевели в Казахстан. Но парень очень сильно просил руководство пустить его на фронт, одобрили просьбу лишь в 1942 году. Кожедуб приехал в Иваново, где создавали полк, а через несколько месяцев отправился непосредственно на фронт.

Первое сражение в воздухе оказалось провальным, его активно сбивали, но Иван все же смог приземлиться. Его здоровью ничего не угрожало, а вот самолет восстановлению уже не подлежал. После этого Кожедуба даже планировали отстранить от воздушных боев, но за него заступился командир и, как показало время, не зря!

Начало карьеры

В политику Собянин попал после комсомольской организации Челябинского трубопрокатного завода, где работал мастером цеха. В 1982 году он стал заведующим районным комитетом ВЛКСМ. Еще через два года мужчину отправили в город Когалым, где он стал начальником ЖКХ, а позже руководителем налоговой инспекции.

В 1991 году Сергей был назначен главой администрации. Он активно налаживал отношения с градообразующим предприятием, решал социальные проблемы. В 1993 году Собянин стал заместителем главы Ханты-Мансийского округа.

В 2001 году Сергей Собянин стал губернатором Тюменской области. Список его достижений:

  • создание межрегиональной программы «Сотрудничество»;
  • рост налоговых отчислений от компаний;
  • разработка нового генерального плана Тюмени;
  • увеличение дотаций в социальную сферу.

При Собянине был модернизирован аэропорт Рощино, разбит пешеходный бульвар, был отремонтирован автовокзал. Первый срок Сергея в роли губернатора не обошелся без скандалов. Его обвиняли в том, что он задавил политическую оппозицию и заставил региональные СМИ находиться в подчинении у местной власти.

[править] История нормативных актов о звании

Грамота ГСС

Звание Героя Советского Союза (далее — ГСС) — самая высокая награда советского периода, почетное звание советской наградной иерархии.

Звание ГСС — первая в мире награда такого рода. Хотя в нескольких странах и было понятие «национальный герой», но оно не было официальной отличием. После окончания Второй мировой войны некоторые страны социалистической ориентации по аналогии со званием ГСС ввели национальные высшие степени отличия, в частности:

  • в Монголии — Герой МНР,
  • в Чехословакии — Герой ЧССР,
  • в Болгарии — Герой НРБ,
  • в Сирии — Герой Сирии.

Звание ГСС введено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Предполагалось, что Героям Советского Союза выдается особая грамота. Никаких других атрибутов и знаков отличия для Героя Советского Союза тогда введено не было.

Положение о звании Героя Советского Союза было впервые введено 29 июля 1936 года. Оно вводило порядок вручения ГСС кроме грамоты ЦИК также и ордена Ленина — высшей награды СССР. С тех пор все Герои Советского Союза получали орден Ленина до распада СССР 1991 года. Получили его задним числом и те 11 человек, кому звание Героя Советского Союза было присвоено до выхода этого постановления.

Потребность в особом отличии для Героя Советского Союза появилась на три года позже, когда Героями Советского Союза уже было 122 человека (двое из них — летчики Сигизмунд Александрович Леваневский и Валерий Павлович Чкалов к тому времени уже погибли, а 19 званий предоставили посмертно).

1 июля 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных отличия Героев Советского Союза» от 1 августа 1939 года. Статьи 1 и 2 Указа провозглашали, что для особого отличия граждан, почитаемых званием Героя Советского Союза, внедряется медаль «Герой Советского Союза», которая вручается одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза и вручением ордена Ленина. Статьи 3 и 4 настоящего Указа, согласно которым звание Герой Советского Союза могло быть предоставлено не более трех раз, автоматически ограничивали максимальное количество награждений медалью «Герой Советского Союза». Вручение ордена Ленина при этом предполагалось только при предоставлении первого звания Героя Советского Союза.

Этот Указ также предусматривал, что при предоставлении второго звания ГСС сооружается бронзовый бюст Героя на его родине, а при предоставлении третьего звание Героя Советского Союза — бронзовый бюст рядом с Дворцом Советов, который тогда активно строился в Москве на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Впрочем, строительство этого Дворца с началом войны остановили еще до появления первого трижды Героя Советского Союза, а построенную часть позже снесли, так что этот пункт Указа 1939 года выполнен так никогда и не был. Позже бюст трижды Героев устанавливали в Московском Кремле.

Описание медали было утверждено Указом от 16 ноября 1939 года, который также изменил название медали: с тех пор она называлась медаль «Золотая Звезда».

Выдача медалей «Золотая Звезда» осуществлялась в порядке присвоения звания Героя Советского Союза, в частности лицам, кому это звание было предоставлено до появления медали «Золотая Звезда»; при этом номер медали соответствовал номеру грамоты ЦИК или Президиума Верховного Совета. При повторных присвоении звания Героя Советского Союза нумерация медалей дважды-, трижды- и четырехкратных Героев Советского Союза начиналась с номера 1.

Положение о звании Героя Советского Союза в новой редакции появилось 14 мая 1973 года, некоторые изменения в него были внесены Указом от 18 июля 1980 года. В указе указывалось, что звание Героя Советского Союза «предоставляется личных и коллективных заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига». Новым было то, что при повторном и последующих награждениях ГСС медалью «Золотая Звезда» ему каждый раз снова вручался орден Ленина. Кроме того, предварительное ограничение числа награждений одного лица был снят, благодаря чему Генеральный секретарь ЦК КПСС, Маршал Советского Союза Леонид Брежнев смог стать четырехкратным Героем Советского Союза. Маршал Советского Союза Георгий Жуков в 1956 году стал четырехкратным Героем Советского Союза с прямым нарушением действующего тогда Указа.

В 1988 году данное положение изменили и установили, что орден Ленина вручается только при первом вручении медали «Золотая Звезда».

Aтмocфepa Луны

«Внимание! Покрышкин в воздухе!»

Лётчик принимал участие в боевых действиях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Он быстро открыл счёт своим воздушным победам над гитлеровцами, но в начале войны по недоразумению подбил советский бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский самолёт.

Покрышкин не раз был на волосок от гибели. В одном из боёв в кабину его самолёта попала пуля, рикошетом зацепившая лётчика. Ещё несколько раз рядом с ним не взрывались сброшенные на аэродром немецкие бомбы.

Методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин рассказал RT, как в начале июля 1941 года Покрышкина сбили в небе над Молдавией.

В ходе боёв на юге Украинской ССР и на Дону Покрышкин выполнял задачи в интересах разведки. Предоставленная лётчиком информация о передвижении врага в районе Синельниково и под Ростовом-на-Дону помогла руководству принять меры для сдерживания противника. В районе Каховки Покрышкин и его товарищи прикрывали от ударов вражеской авиации переправу мирных жителей правобережья Днепра.

Также по теме

«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

Писатель Алексей Тимофеев в своей книге «Покрышкин» так описывает лётчика по одной из фотографий 1941 года: «Лицо Покрышкина бодрое и свежее, словно нет позади полугода боёв и страданий. Никаких морщинок и мешков под глазами. Здоровья избыток. Лётчик готов к новым боям. Кажется, есть в лице лётчика и некое презрение… Да, это презрение к смерти».

В марте 1942 года полк Покрышкина был переименован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный. Он действовал на Южном и Северо-Кавказском фронтах. В августе Александра назначили командиром эскадрильи. 

Звёздным часом Покрышкина стали воздушные бои над Кубанью в 1943 году. Александр завёл специальную тетрадь, в которой анализировал различные тактические приёмы воздушного боя, искал оптимальные решения той или иной боевой ситуации.

В 1943 году Покрышкин получил признание как воздушный ас и обрёл всесоюзную славу.

  • Офицеры 366-го отдельного разведывательного авиационного полка разрабатывают план операции на лётном поле в станице Пашковская на Кубани. 1943

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя и 19 сбитых самолётов противника (13 лично и шесть в группе)  Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

24 августа 1943 года Покрышкин получил вторую звезду Героя за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. В дальнейшем он принимал участие в боях за Донбасс и Крым

Когда немцы слышали, что Александр вступает в бой, в радиоэфире сразу же раздавалось тревожное: Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft! («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе»)

В начале 1944 года лётчика вызвали в Москву и предложили занять должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации. Но уходить с фронта Александр категорически отказался. В марте его назначили командиром 16-го Гвардейского истребительного авиаполка, а в июне — 9-й Гвардейской авиадивизии.

Журнал «Смена» называл его лучшим лётчиком страны. Покрышкин участвовал в боях за Молдавию, Западную Украину, Польшу, Чехословакию и во взятии Берлина. Американский журнал комиксов True Comics в 1945-м опубликовал рассказ о советском лётчике, назвав его Sky Hawk («Ястреб небес»).

По словам Алексея Кузьмина, за 1418 дней Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и шесть — в группе.

Интересные факты

  • Артист любит играть в преферанс, в детстве научили дедушка с бабушкой, которые были заядлыми игроками. Считает, что именно эта игра развивает интеллект. Дедушка и бабушка вместе прожили 59 лет.
  • Рост Даниила Спиваковского – 180 см.
  • Увлекается футболом, играет на турнирах, которые проводятся среди театральных актёров.
  • Не любит летать, замкнутого пространства и быструю езду в машине.
  • С удовольствием даёт интервью, считая это частью профессиональной актёрской жизни. Актёр до сих пор стесняется своей популярности. Теряется, когда люди на улице узнают его.
  • У него на всё есть своя жизненная позиция, он ни под кого и никогда не подстраивается.
  • Любит читать Пушкина, Достоевского и Набокова.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector