«создатель советского океанского флота»: как адмирал сергей горшков изменил мировой баланс сил

В ожидании ПВО

Почему же строительство корабля так сильно затянулось? Тут наложилось сразу множество факторов, начиная от банальной нехватки финансирования и заканчивая изменением облика корабля и ожиданием готовности отдельных компонентов. Боевой корабль — это общая, заранее посчитанная и выраженная в чертеже сумма технологий. И любые, пусть незначительные изменения требуют переработки всей структуры. Вот и в случае сГоршковым» очень затянулось ожидание зенитного ракетного комплексаПолимент-редут».

Грубо говоря, это специально созданный для флота ЗРК, сочетающий в себе элементы сухопутных систем С-350 и С-400, с новым радаромПолимент».

И ракеты отличаются от использующихся в сухопутном варианте, и пусковые установки свои, вертикального пуска. И сам упомянутый выше радарПолимент» — с четырьмя фазированными решётками, что совершенно необходимо в случае морского боя, когда даже примерно нельзя предсказать, с какого направления может последовать атака.

Радар 5П-20КПолимент»(фото: R_G)

Всего жеПолимент» может одновременно обстреливать до 16 целей. Правда, если они ловко распределятся по четыре перед каждой решёткой радара(на что рассчитывать не приходится). ЗРК имеет четыре вертикальные пусковые установки по восемь ячеек в каждой. Этого хватит на 32 ракеты большой(до 400 километров) или средней дальности или на 64 ракеты малой дальности. Естественно, можно комбинировать в любых сочетаниях и наборах.

Есть на корабле и противолодочные средства, и артиллерийская 130-миллиметровая установка А-192М. В общем и целом получается очень крепкий фрегат, способный не дать себя в обиду, как ты к нему ни подступись.

Если хочется сравнить с проектом 11356Р/М, тоГоршков» даже по основным показателям смотрится гораздо серьёзнее — во многом из-за более совершенной ПВО.

Биография

Родился 13 (26) февраля  1910 года в городе Каменец-Подольский в семье учителей.

С по 1926 год жил и учился в Коломне. После окончания средней школы 9 поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. В 1927 году покидает университет.

С октября 1927 года — на военной службе. Окончил Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в 1931 году. Начал службу на Морских силах Чёрного и Азовского морей: с ноября 1931 года — вахтенный начальник на эскадренном миноносце «Фрунзе», с декабря 1931 года — штурманом этого эсминца. Но уже в марте 1932 года переведён на Тихоокеанский флот, где служил штурманом на минном заградителе «Томск», с января 1934 года — флагманский штурман бригады заграждения и траления, с ноября 1934 года — командир сторожевого корабля «Бурун», с марта 1937 — командир эсминца «Разящий».

В марте 1937 года окончил курсы командиров кораблей. С октября 1937 — начальник штаба, а с мая 1938 — командир бригады эсминцев Тихоокеанского флота. Во главе бригады участвовал в боях у озера Хасан.

В 1937 году командовал буксировкой эсминца «Решительный» из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток. При буксировке эсминец был выброшен на камни и погиб, разломившись на 3 части. Ответственности не понес.

В июне 1940 года переведён обратно на Черноморский флот и назначен командиром бригады крейсеров. В апреле 1941 года заочно окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова.

Технические характеристики

«Адмирал Горшков» в открытом море

Фрегат Адмирал Горшков имеет следующие технические характеристики:

  • стандартное водоизмещение — 4500 т, полное — 5400 т;
  • длина — 135 м;
  • ширина — 16 м;
  • осадка — 4,5 м;
  • скорость хода — до 30 узлов;
  • дальность плавания — 4500 миль;
  • автономность плавания — 30 суток;
  • экипаж — 180-210 человек.

ТТХ рассчитано на осовременивание флота до конкурентоспособного уровня с другими государствами. Несмотря на проблемы, возникшие при сборке и испытаниях, фрегат проекта 22350 Адмирал Горшков по последним новостям отвечает всем необходимым параметрам современного технически оснащенного судна. Немаловажную роль в данном вопросе играет и его вооружение.

Память

  • Памятники С. Г. Горшкову установлены в городах Коломне (автор — скульптор Л. Е. Кербель) и Новороссийске.
  • На здании штаба Черноморского флота установлена мемориальная доска.
  • Имя С. Г. Горшкова увековечено в названиях Центрального госпиталя ВМФ, гимназии № 9 в г. Коломне, которую он окончил в 1926 году, улицы и гимназии в микрорайоне Купавна г. Железнодорожного Московской области, улицы в новом жилом микрорайоне «Снеговая Падь» г. Владивостока и Технико-экономического лицея и микрорайона г. Новороссийска.
  • Его имя носил тяжёлый авианесущий крейсер (бывший «Баку»), проданный Индии и переименованный в «Викрамадитья».
  • В знак признательности выдающихся заслуг С. Г. Горшкова перед Отечеством в области укрепления Российского флота, а также за постоянную его заботу о флотских спортсменах в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 21 октября 1996 года № 513-рп, приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 января 1997 года № 17 (приказ подписал первый заместитель Министра обороны РФ генерал армии В. Самсонов) Центральному спортивному клубу Военно-Морского Флота присвоено наименование — Центральный спортивный клуб Военно-Морского Флота имени Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова.
  • В 2005 году решением Главнокомандующего ВМФ России учреждена стипендия им. С. Г. Горшкова, вручаемая ежегодно лучшим учащимся гимназии № 9 в г. Коломне.
  • Имя «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» носит головной фрегат проекта 22350 Северного флота ВМФ России.
  • В 2006 году учреждена ведомственная медаль Министерства обороны РФ «Адмирал Горшков».
  • 92 отечественные и иностранные награды переданы семьёй Горшкова в 2017 году на хранение в Музей Победы на Поклонной горе.
  • В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст С. Г. Горшкова.

Память

  • Памятники С. Г. Горшкову установлены в городах Коломне (автор — скульптор Л. Е. Кербель) и Новороссийске.
  • На здании штаба Черноморского флота установлена мемориальная доска.
  • Имя С. Г. Горшкова увековечено в названиях Центрального госпиталя ВМФ, гимназии № 9 в г. Коломне, которую он окончил в 1926 году, улицы и гимназии в микрорайоне Купавна г. Железнодорожного Московской области, улицы в новом жилом микрорайоне «Снеговая Падь» г. Владивостока и Технико-экономического лицея и микрорайона г. Новороссийска.
  • Его имя носил тяжёлый авианесущий крейсер (бывший «Баку»), проданный Индии и переименованный в «Викрамадитья».
  • В знак признательности выдающихся заслуг С. Г. Горшкова перед Отечеством в области укрепления Российского флота, а также за постоянную его заботу о флотских спортсменах в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 21 октября 1996 года № 513-рп, приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 января 1997 года № 17 (приказ подписал первый заместитель Министра обороны РФ генерал армии В. Самсонов) Центральному спортивному клубу Военно-Морского Флота присвоено наименование — Центральный спортивный клуб Военно-Морского Флота имени Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова.
  • В 2005 году решением Главнокомандующего ВМФ России учреждена стипендия им. С. Г. Горшкова, вручаемая ежегодно лучшим учащимся гимназии № 9 в г. Коломне.
  • Имя «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» носит головной фрегат проекта 22350 Северного флота ВМФ России.
  • В 2006 году учреждена ведомственная медаль Министерства обороны РФ «Адмирал Горшков».
  • 92 отечественные и иностранные награды переданы семьёй Горшкова в 2017 году на хранение в Музей Победы на Поклонной горе.
  • В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст С. Г. Горшкова.

Служба

4 октября 2018 года Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации сообщил, что фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», выполняющий плановые задачи курса боевой подготовки в Баренцевом море, успешно провёл серию практических стрельб по морской и воздушным целям из зенитного ракетного комплекса морского базирования вертикального пуска «Полимент-Редут».
Экипаж корабля трижды успешно поразил воздушные мишени на различных высотах и дистанциях зенитными ракетами. Также отмечено точное попадание по морскому щиту, имитирующему малоразмерную надводную цель.

Правительственная программа по строительству проектов 22350

Программа 22350

Пр. 22350 рассчитана на строительство многоцелевых фрегатов дальней морской зоны для российского флота. Акцент делается на создании технически-оснащенных кораблей, способных выполнять поставленные задачи с наибольшей эффективностью.

С утверждением данного проекта в 2003 году планировалось за 15-20 лет построить до 20 кораблей. Позже планы были пересмотрены и в рамках проекта запланировано всего 10-12 фрегатов. В 2014 ожидания увеличены до 15 судов.

С учетом задержек и возникших проблем на 2020 год флоту передан только один корабль проекта 22350 — «Адмирал Горшков». Следующий в серии «Адмирал флота Касатонов» проходит ходовые испытания. Два фрегата были заложены в 2013 и 2014, еще два — в 2020. Об окончательном количестве кораблей в серии точных данных пока не имеется.

Особенности конструкции

Оснащение фрегата «Адмирал Горшков»

Адмирал Горшков имеет конструкцию длиннополубачного типа со сплошной надстройкой. В проекте задействованы современные композитные материалы на базе поливинилхлорида и углеродных волокон. Такое решение снижает радиолокационную заметность корабля, способствуя рассеиванию радиоволн.

Энергетическая установка

Проект 22350 был рассчитан на сотрудничество с украинским производителем силовых установок «Зоря-Машпроект». С 2014 году ввиду политического кризиса сотрудничество в данной сфере остановлено, из-за чего все новые корабли проекта получат отечественные силовые установки.

Маршевая установка фрегата «Адмирал Горшков» представлена двумя дизельными двигателями 10Д49 общей мощностью в 10400 л. с. Предусмотрено автоматизированное управление, двухсторонняя редукторная передача, а также локальная система управления. Данная установка обеспечивает 15-16 узлов экономичного хода.

Ускорительная установка работает за счет двух газотурбинных двигателей М90ФР, разработанных российско-украинскими конструкторами еще до разрыва сотрудничества. Мощность каждого — 27500 л. с., на полном ходу корабль может развивать скорость до 29-30 узлов.

Компоновка корпуса

Корпус выполнен с применением композитных материалов и современных стелс-технологий, что увеличивает скрытность корабля от радиолокации. Усовершенствована собственная радиолокационная система судна.

https://youtube.com/watch?v=GOKtqaXw0xo

Вся компоновка корабля ориентирована на оптимизацию, основной акцент сделан на размещении вооружения и боезапаса. В зависимости от применения оно рассредоточено по всей длине корпуса. В кормовой части предусмотрен палубный ангар для вертолета Ка-27.

Радиоэлектронная система

Фрегаты проекта 22350 комплектуются средствами радиоэлектронной борьбы 5П-28. Данная система защищает корабль от обнаружения, способна противодействовать атакам от высокоточного наземного, воздушного и корабельного оружия. Проведенные испытания доказали ее эффективность и соответствие тактико-техническим характеристикам.

Новая трехкоординатная РЛС

Трехкоординатная радиолокационная система (РЛС) фрегата «Адмирал Горшков» — одно из ключевых нововведений не только проекта 22350, но и всего отечественного кораблестроения. Радар 5П-20К работает в автономном режиме, имеет высокое разрешение, позволяет мгновенно сканировать выбранный участок неба с последующим наведением и обстрелом до 16 воздушных целей. Данная РЛС особенно эффективна для перехвата низколетящих ракет, что позволяет быстро реагировать на возникающие угрозы.

Помимо общей системы контроля воздушного пространства, имеется дополнительная РЛС. Она сканирует все окружающее пространство, обнаруживает воздушные и надводные цели, распознает их и при необходимости дает команду вооружению корабля и средствам радиоэлектронной борьбы.

Система пожаротушения

На корабле предусмотрена современная система пожаротушения, позволяющая быстро изолировать помещения и погасить пламя. Компоновка помещений, особенно отсеков с хранением боеприпасов, обеспечивает дополнительную защиту от распространения огня.

Система пожаротушения фрегата «Адмирал Горшков» будет устанавливаться и на последующие корабли проекта 22350. «Адмирал Касатонов» уже прошел испытания данного оборудования, подтвердившие его исправность и эффективность.

См. также

Особенности конструкции

Оснащение фрегата «Адмирал Горшков»

Адмирал Горшков имеет конструкцию длиннополубачного типа со сплошной надстройкой. В проекте задействованы современные композитные материалы на базе поливинилхлорида и углеродных волокон. Такое решение снижает радиолокационную заметность корабля, способствуя рассеиванию радиоволн.

Энергетическая установка

Проект 22350 был рассчитан на сотрудничество с украинским производителем силовых установок «Зоря-Машпроект». С 2014 году ввиду политического кризиса сотрудничество в данной сфере остановлено, из-за чего все новые корабли проекта получат отечественные силовые установки.

Маршевая установка фрегата «Адмирал Горшков» представлена двумя дизельными двигателями 10Д49 общей мощностью в 10400 л. с. Предусмотрено автоматизированное управление, двухсторонняя редукторная передача, а также локальная система управления. Данная установка обеспечивает 15-16 узлов экономичного хода.

Ускорительная установка работает за счет двух газотурбинных двигателей М90ФР, разработанных российско-украинскими конструкторами еще до разрыва сотрудничества. Мощность каждого — 27500 л. с., на полном ходу корабль может развивать скорость до 29-30 узлов.

Компоновка корпуса

Корпус выполнен с применением композитных материалов и современных стелс-технологий, что увеличивает скрытность корабля от радиолокации. Усовершенствована собственная радиолокационная система судна.

Вся компоновка корабля ориентирована на оптимизацию, основной акцент сделан на размещении вооружения и боезапаса. В зависимости от применения оно рассредоточено по всей длине корпуса. В кормовой части предусмотрен палубный ангар для вертолета Ка-27.

Радиоэлектронная система

Фрегаты проекта 22350 комплектуются средствами радиоэлектронной борьбы 5П-28. Данная система защищает корабль от обнаружения, способна противодействовать атакам от высокоточного наземного, воздушного и корабельного оружия. Проведенные испытания доказали ее эффективность и соответствие тактико-техническим характеристикам.

Новая трехкоординатная РЛС

Трехкоординатная радиолокационная система (РЛС) фрегата «Адмирал Горшков» — одно из ключевых нововведений не только проекта 22350, но и всего отечественного кораблестроения. Радар 5П-20К работает в автономном режиме, имеет высокое разрешение, позволяет мгновенно сканировать выбранный участок неба с последующим наведением и обстрелом до 16 воздушных целей. Данная РЛС особенно эффективна для перехвата низколетящих ракет, что позволяет быстро реагировать на возникающие угрозы.

Помимо общей системы контроля воздушного пространства, имеется дополнительная РЛС. Она сканирует все окружающее пространство, обнаруживает воздушные и надводные цели, распознает их и при необходимости дает команду вооружению корабля и средствам радиоэлектронной борьбы.

Система пожаротушения

На корабле предусмотрена современная система пожаротушения, позволяющая быстро изолировать помещения и погасить пламя. Компоновка помещений, особенно отсеков с хранением боеприпасов, обеспечивает дополнительную защиту от распространения огня.

Система пожаротушения фрегата «Адмирал Горшков» будет устанавливаться и на последующие корабли проекта 22350. «Адмирал Касатонов» уже прошел испытания данного оборудования, подтвердившие его исправность и эффективность.

Эра Горшкова

В июле 1955 года Горшков стал заместителем главнокомандующего Военно-морским флотом СССР, а в январе 1956 года — главкомом и заместителем министра обороны. Он возглавлял советский ВМФ на протяжении 29 лет.

Также по теме

«Превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала Николая Кузнецова

115 лет назад родился герой Советского Союза адмирал Николай Кузнецов, руководивший наркоматом ВМФ СССР во время Великой Отечественной…

«Сергей Горшков — единственный адмирал, период деятельности которого был признан отдельной эрой. «Эра Горшкова» — так и писали западные СМИ о времени его нахождения на посту главкома», — подчеркнул в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

По словам эксперта, советский (а в известной мере — и современный российский) океанский флот является «детищем Горшкова».

«Он вошёл в историю как гениальный организатор, администратор, управленец. Он не просто направлял в определённые регионы Мирового океана группы кораблей, он создавал стратегию. Этот человек был для отечественного флота буквально всем. При нём в сухопутной по большому счёту державе флот стал одним из ключевых и мощнейших орудий защиты национальных интересов», — подчеркнул Стрельбицкий.

По его словам, Горшков был сторонником развития океанского и подводного флота, дальних боевых походов.

«Корабли под советским военно-морским флагом появились практически во всех морях мира. Флот стал ракетно-ядерным, превратившись в один из ключевых компонентов обеспечения безопасности страны и изменив за счёт ядерных ракетоносцев баланс сил в мире

Кроме того, что немаловажно, советские корабли — как надводные, так и подводные — получили в это время ядерные силовые установки, обретя практически неограниченный ресурс хода», — продолжил историк

  • Адмирал Сергей Горшков с моряками Дунайской военной флотилии
  • РИА Новости

Специалист отметил, что с приходом Горшкова на пост главкома ВМФ резко интенсифицировались научные исследования в интересах флота. Множество НИИ и конструкторских бюро проектировали новые суда, самолёты морской авиации, разрабатывали современные оружейные системы.

При этом, работая над стратегией развития флота, Сергей Горшков не забывал о его текущих нуждах, старался разбираться во всех аспектах деятельности своих подчинённых. Он проводил личные собеседования с командирами первых советских ядерных субмарин и участвовал в испытании новых подводных кораблей, хотя это, естественно, было сопряжено с риском для жизни.

  • Министр обороны СССР, маршал Советского Союза Андрей Гречко (слева), начальник Главного политического управления Вооружённых сил СССР Алексей Епишев (справа) и главком ВМФ Сергей Горшков во время оперативно-стратегических учений
  • РИА Новости

По словам Юрия Кнутова, «американцы в бульварных газетах, играя на публику, могли называть советский флот времён Горшкова «ржавыми корытами», зато в экспертных изданиях и специальных докладах били тревогу, буквально крича о том, что флот сухопутного СССР догоняет, а в чём-то и превосходит флот «великой морской державы» США».

Также по теме

«На переднем краю обороны»: как советский разведчик Александр Феклисов спас мир от ядерной войны

105 лет назад родился Герой России полковник Александр Феклисов. В годы Второй мировой войны и сразу после неё Феклисов добывал…

«В средствах массовой информации, как западных, так и постсоветских, можно найти критические утверждения по поводу того, что в СССР при Горшкове было слишком много типов кораблей, стратегия развития авианосцев была неверной, а на подводные лодки и морскую авиацию делался слишком большой акцент. Но на практике нужно констатировать, что советский ВМФ справлялся со своими задачами блестяще. А ведь это был не флот мирного времени. Он отлично решал свои задачи во время Карибского кризиса, ближневосточных конфликтов, войны во Вьетнаме», — заметил Кнутов.

Сергей Горшков находился на посту главкома ВМФ до 1985 года, после чего был переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, при жизни стал почётным гражданином ряда городов. Ему дважды было присвоено звание Героя Советского Союза, множество орденов и медалей СССР и других государств.  

Скончался Сергей Горшков 13 мая 1988 года. После себя флотоводец оставил несколько книг, содержащих его воспоминания и оценки событий советской военно-морской истории. Памятники адмиралу установлены в различных городах СССР. Его имя было присвоено двум боевым кораблям. В 2013 году Минобороны России учредило ведомственную медаль «Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков».

  • Адмирал Сергей Горшков

Нож с лезвием крюком

Происхождение названия, типа и история постройки

Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» — сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» — проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

Награды[править | править код]

награды Горшкова Сергея Георгиевича в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе.

награды Горшкова Сергея Георгиевича в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе.

иностранные награды Горшкова Сергея Георгиевича в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе.

иностранные награды Горшкова Сергея Георгиевича в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (Музее Победы) на Поклонной горе

Орденаправить | править код

  • Семь орденов Ленина (26.02.1953; 23.02.1960; 28.04.1963; 07.05.1965; 25.02.1970; 21.02.1978; 21.12.1982);
  • Орден Октябрьской Революции (22.02.1968);
  • четыре ордена Красного Знамени (03.04.1942; 24.07.1943; 06.11.1947; 23.07.1959);
  • Орден Ушакова I степени (28.06.1945);
  • Орден Кутузова I степени (18.09.1943);
  • Орден Ушакова II степени (16.05.1944);
  • Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985);
  • Орден Красной Звезды (03.11.1944);
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975).

Медалиправить | править код

  • Медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
  • медаль «За отличие в охране государственной границы СССР»;
  • медаль «За оборону Одессы»;
  • медаль «За оборону Кавказа»;
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г.»;
  • медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г.»;
  • медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г.»;
  • медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 г. г.»;
  • медаль «За взятие Будапешта»;
  • медаль «За освобождение Белграда»;
  • медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «За укрепление боевого содружества»;
  • медаль «30 лет Советской Армии и Флота»;
  • медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»;
  • медаль «В память 250-летия Ленинграда»;
  • медаль «В память 1500-летия Киева».

Иностранные наградыправить | править код

  • ГДР:

    • орден «За заслуги перед Отечеством» в золоте (1970);
    • орден Шарнхорста (1980);
    • золотая медаль «Братство по оружию»;
  • ПНР:

    • орден Возрождения Польши 2-го класса (1968);
    • орден Возрождения Польши 3-го класса (1978);
    • медаль «Братство по оружию»;
  • СФРЮ

    два ордена Партизанской звезды 1-й степени (1945, 1965);

    :

  • СРР:

    • орден Тудора Владимиреску 1-й степени (1969);
    • орден «Звезда Румынии» 3-й степени (1950);
    • орден «Защита Отечества» (1950);
  • МНР:

    • орден Сухэ-Батора (1971);
    • медаль «50 лет Монгольской Народной Армии»;
    • медаль «60 лет Монгольской Народной Армии»;
    • медаль «30 лет Халхин-Гольской Победы»;
    • медаль «40 лет Халхин-Гольской Победы»;
    • медаль «30 лет Победы над милитаристской Японией»;
  • ВНР:

    • Орден Заслуг Венгерской Народной Республики 1-й степени ();
    • медаль «За боевое содружество» 1-й степени
  • Болгария:

    • три ордена Народной Республики Болгария (1970, 1974, 1985);
    • орден «За военные заслуги» 1-й степени (1945);
    • медаль «30 лет Победы над фашистской Германией»;
    • медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства»
    • медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова»
  • ЧССР

    медаль «За укрепление дружбы по оружию»

    :

  • Египет

    медаль Военных заслуг 1-й степени (1972);

    :

  • СРВ

    орден Военных заслуг 1-й степени (1983);

    :

  • Индонезия

    звезда и знак ордена «Звезда Республики Индонезии» 1-го класса (1961);

    :

  • Йемен

    орден Дружбы Народов (1983);

    :

  • Перу

    орден Военно-морских заслуг (1978);

    :

  • Тунис

    орден Республики (1977);

    :

Состав лиг турнира на розыгрыш 2018/2019 годов

Основная статья: Лига наций УЕФА 2018/2019

Лига A
Сборная
 Германия 40,747 1
 Португалия 38,655 2
 Бельгия 38,123 3
 Испания 37,311 4
 Франция 36,617 5
 Англия 36,231 6
 Швейцария 34,986 7
 Италия 34,426 8
 Польша 32,982 9
 Исландия 31,155 10
 Хорватия 31,139 11
 Нидерланды 29,866 12
Лига B
Сборная
 Австрия 29,418 13
 Уэльс 29,269 14
 Россия 29,258 15
 Словакия 28,555 16
 Швеция 28,487 17
 Украина 28,286 18
 Ирландия 28,249 19
 Босния и Герцеговина 28,200 20
 Северная Ирландия 27,127 21
 Дания 27,052 22
 Чехия 27,028 23
 Турция 26,538 24
Лига C
Сборная
 Венгрия 26,486 25
 Румыния 26,057 26
 Шотландия 25,662 27
 Словения 25,148 28
 Греция 24,931 29
 Сербия 24,847 30
 Албания 24,430 31
 Норвегия 24,208 32
 Черногория 23,912 33
 Израиль 22,792 34
 Болгария 22,091 35
 Финляндия 20,501 36
 Республика Кипр 19,491 37
 Эстония 19,441 38
 Литва 18,101 39
Лига D
Сборная
 Азербайджан 17,761 40
 Республика Македония 17,071 41
 Белоруссия 16,868 42
 Грузия 16,523 43
 Армения 15,846 44
 Латвия 15,821 45
 Фарерские острова 15,490 46
 Люксембург 14,231 47
 Казахстан 13,431 48
 Молдавия 13,130 49
 Лихтенштейн 10,950 50
 Мальта 10,870 51
 Андорра 10,240 52
 Республика Косово 9,950 53
 Сан-Марино 8,190 54
 Гибралтар 7,550 55

При жеребьёвке решением исполкома УЕФА разведены по разным группам сборные Армении и Азербайджана, попавшие в лигу D, а также России и Украины, попавшие в лигу B. Также по соображениям логистики в лиге D в каждую из групп могло попасть не более одной пары из следующих четырёх: Андорра и Казахстан; Фарерские острова и Казахстан; Гибралтар и Казахстан; Гибралтар и Азербайджан.

Послевоенная служба

После Победы командовал эскадрой ещё более 3 лет. С ноября 1948 года — начальник штаба Черноморского флота, с августа 1951 года — командующий Черноморским флотом. С июля 1955 года — первый заместитель Главнокомандующего ВМФ СССР. С 5 января 1956 года по 9 декабря 1985 года — Главнокомандующий ВМФ — заместитель Министра обороны СССР. Сторонник развития океанского флота, подводного флота, дальних боевых походов. За почти 30 лет командования С. Г. Горшкова ВМФ СССР полностью преобразился и стал мощным океанским флотом. Постоянными стали длительные боевые службы боевых кораблей в важных районах Мирового океана с формированием оперативных эскадр в Средиземном море, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. На флоте появились корабли и суда новых типов, создан подводный ядерный ракетный флот. Большое развитие получила военно-морская авиация.

С декабря 1985 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Член ВКП(б) с 1942 года. Член ЦК КПСС с 1961 года (кандидат с 1956 года). Депутат Верховного Совета СССР: Совета Союза от Крымской области (4 созыв, 1954—1958), Одесской области (5 созыв, 1958—1962), Латвийской ССР (8-11 созыв, 1970—1989); Совета Национальностей от Латвийской ССР (6-7 созыв, 1962—1970).

Умер в 1988 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Почётный гражданин Севастополя (1974), Владивостока (1985), Бердянска (1974), Ейска, Северодвинска (1978).

Могила С. Г. Горшкова на Новодевичьем Кладбище

История

4.1 Строительство

В феврале 1978 года в списки ВМФ СССР был введен авианосец «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4, названный сначала «Баку». Перед 1979 годом, на стапеле Черноморского судостроительного завода, освободившемся от спущенного на воду ТАКР «Новороссийска», были начаты работы над постройкой «Баку». Сборка осуществлялась из готовых секций, массой до 150 тонн. На воду крейсер был спущен 31 марта (спусковая масса равнялась примерно 19000 тонн), после чего он подвергся достройке у стены завода. Из-за сбоев доставки оборудования и вносящихся изменений авианосец приступил к швартовым испытаниям лишь 2 июня 1986 года. 4 декабря корабль отплыл в Севастополь, где две недели доковывался.

4.2 Испытания

В январе 1987 года на «Баку» начались ходовые испытания. После них авианосец дополнили обтекателем, установленным на спонсон, а также устройством, выравнивающим воздушные потоки над полетной палубой. Госиспытания начались в апреле, тогда провелись стрельбы главного ударного комплекса. В декабре корабль был зачислен в ВМФ СССР.

4.3 Боевая служба

В апреле 1988 года крейсер был зачислен в состав сил постоянной готовности, а в следующем месяце его начали подготавливать к боевой службе. В авиагруппу вошли СПАРКи Як-38У, поисково-спасательные Ка-25ПС, штурмовики Як-38М, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и целеуказатели Ка-27ПС. Было принято решение совместить первую боевую службу с переходом к точке постоянной дислокации. В июне авианосец отплыл из Севастополя в Средиземное море. Там крейсер в частности наблюдал за атомным авианосцем США «Дуайт Эйзенхауэр». В декабре того же года крейсер прибыл в Североморск, где был зачислен в 170-ю бригаду противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

Затем крейсер уже не нес дальние боевые службы, но при этом не отменялись занятия по боевой подготовке. В 1989 году авианосец три раза участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, с него вертолеты совершили 1142 полета, а корабельные штурмовики – 171 полет. В октябре следующего года корабль получил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшкова». В 1990 году состоялось свыше 1200 полетов вертолетов и 47 – самолетов. В следующем году активность боевой подготовки снизилась. Тогда вертолеты, например, совершили свыше 400 полетов. В сентябре-октябре на авианосце прошли испытания палубного истребителя ВВП Як-141, от которых ожидалась замена списанных Як-38 на посту основных палубных машин. Когда в начале октября произошла авария, повлекшая потерю самолета, испытания прекратились и в дальнейшем не проводились. Спустя год разработка Як-141 отменилась.

В феврале 1992 года, в Мурманске, авианосец начали ремонтировать. В июле Военно-морской флаг был спущен, а поднят Андреевский.

4.4 Продажа крейсера

Через два года начались переговоры с Республикой Индией о продаже ей крейсера. В 1999 году «Адмирал Горшков» был переправлен с помощью буксира в Северодвинск для модернизации. Вся необходимая документация была подписана в 2000 году, но цена договора не была точно установлена вплоть до 2002 года. В начале 2004 года было подписано соглашение, по которому выделялось 530 млн. долларов на поставку морских противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-31 и 16 самолетов-истребителей МиГ-29 К, а также 974 млн. долларов, предназначенных на модернизацию и восстановление авианосца. Россия обязалась сдать его Индии в конце 2008 года. Но Индия с начала 2007 года сделала приостановку платежей, выплатив всего примерно 450 млн. долларов. Плюс в этом году ремонт задерживался из-за недостатка кадров. После того, как Президент Российской Федерации Д. Медведев нанес в Индию визит, их власти одобрили начало переговоров о новой стоимости модернизации авианосца.

Летом 2013 года авианосец прошел в Белом море ходовые испытания, в ходе которых проводилась проверка работы котлов главной энергоустановки во всех режимах. Затем в Баренцевом море крейсер подвергся летным испытаниям, в которых участвовали вертолеты и самолеты палубной авиации, также прошла сдача системы «корабль-самолет». В ноябре «Адмирал Горшков» был передан Индии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector