Морские извозчики малой земли. невоспетые герои. часть 5

Уничтожение морских мин

Основные статьи: Тральщик, Боевое траление

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия.
Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.
Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.

Уничтожение морских мин

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.

Классическим средством являются корабли — тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия.
Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.
Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.

Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.

С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.

Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.

Прорыватели минных заграждений — своего рода корабли-камикадзе — вызывают срабатывание мин собственным присутствием.

Литература

  •  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 5, Part 7. Taipei: Caves Books, Ltd.

References[edit]

История

Рисунок XIV столетия из трактата Холунцзин с морской миной и её описанием

Предшественница морских мин была впервые описана китайским артиллерийским офицером начального периода империи Мин Цзяо Ю в военном трактате XIV века под названием Холунцзин (en:Huolongjing). Китайские хроники рассказывают также об использовании взрывчатых веществ в XVI веке для борьбы против японских пиратов (вокоу). Морские мины помещались в деревянный ящик, герметизированный с помощью шпатлёвки. Генерал Ци Цзюйгуан сделал несколько таких дрейфующих мин с отложенным подрывом для преследования японских пиратских судов. В трактате Сут Инсина Тяньгун Кайу (‘Использование явлений природы’) 1637 г. описаны морские мины с длинным шнуром, протянутым до скрытой засады, расположенной на берегу. Дёргая за шнур, человек из засады приводил в действие стальной колесцовый замок с кремнём для получения искры и воспламенения взрывателя морской мины.

«Адская машина» на реке Потомак в 1861 г. во время Гражданской войны в США, эскиз Альфреда Вауда

Английская минная тележка времен интервенции

Немецкая контактная мина в австралийских водах в годы Второй Мировой Войны

Первый проект по применению морских мин на Западе сделал Ральф Раббардс, он представил свои разработки английской королеве Елизавете в 1574. Голландский изобретатель Корнелиус Дреббель, работавший в артиллерийском управлении английского короля Карла I, занимался разработками оружия, в том числе «плавающих хлопушек», которые показали свою непригодность. Оружие этого типа, по-видимому, пытались применить англичане во время осады Ла-Рошели в 1627 году.

Американец Давид Бушнель изобрёл первую практичную морскую мину для применения против Великобритании во время американской войны за независимость. Она представляла собой загерметизированную бочку с порохом, которая плыла в направлении противника, а её ударный замок взрывался при столкновении с судном.

В 1812 году русский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины. В 1854 году, во время неудачной попытки англо-французского флота захватить крепость Кронштадт, несколько британских пароходов были повреждены в результате подводного взрыва российских морских мин. Более 1500 морских мин или «адских машин», разработанных Борисом Якоби, были установлены российскими военно-морскими специалистами в Финском заливе во время Крымской войны. Якоби создал морскую якорную мину, обладавшую собственной плавучестью (за счёт воздушной камеры в её корпусе), гальваноударную мину, ввёл подготовку специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальоновРоссийский императорский флот стал первым в мировой военной истории флотом, применившим морские мины не спорадически, а как элемент спланированной морской стратегии (впоследствии, ВМФ СССР уделял большое значение применению морских мин в военных действиях на море).

По официальным данным ВМФ России, первое успешное применение морской мины состоялось в июне 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Западные источники приводят более ранние случаи — 1803 и даже 1776 год. Успех их, однако, не подтвержден.

Морские мины широко применялись во время Крымской и русско-японской войн. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров.

История

В начале XX века в связи с широким внедрением в подводном кораблестроении классической системы движения — двигатель внутреннего сгорания для надводного хода и электромотор для движения под водой, подводные лодки стали обладать достаточной дальностью для действия в районах, удалённых от мест базирования, и достаточным временем нахождения в подводном положении для осуществления скрытной минной постановки.

Первым воплотил идею подводной лодки с якорными минами российский инженер-железнодорожник Михаил Петрович Налётов. В 1904 году, участвуя в обороне осаждённого Порт-Артура он на свои средства построил подводную лодку водоизмещением в 25 тонн и несущую четыре мины. Подлодка прошла испытания с погружением на глубину 9 метров, но в боевых действиях участия не приняла и перед сдачей Порт-Артура была уничтожена. Однако, уже в 1906—1907 годах М. П. Налётов разрабатывает проект подводного минзага водоизмещением сперва 450, а затем — около 500 тонн. В 1909—1912 году в Николаеве была построена подводная лодка, получившая имя «Краб» и вошедшая в состав Черноморского флота. Во время Первой мировой войны «Краб» совершил несколько боевых походов с минными постановками, в том числе дойдя до Босфора.

В ходе Первой мировой войны в Германии строились несколько серий подводных минных заградителей, от малых типа UC, до океанских типа U-117. В межвоенный период трофейные германские минзаги входили в состав ВМС нескольких стран. В годы Второй мировой войны активное использование подводных минзагов вели СССР, Германия, Великобритания, Франция и Италия. Уже в ходе войны начали появляться первые проекты мин для подводных лодок с постановкой через торпедные аппараты. После некоторого совершенствования конструкции каждая торпедная подводная лодка получила возможность осуществлять минные постановки, в связи с чем подводные минные заградители исчезли как класс. После Второй мировой войны их строительство прекратилось.

См. также

Спутники Андромеды

Тактико-технические характеристики

Основные параметры немецких неконтактных донных мин MI, MII и MIII почти не отличались между собой. Модель MIV изготавливалась в особом корпусе – алюминиевый сплав частично заменили на специальный водонепроницаемый картон. Общие характеристики всех этих мин таковы:

Длина мины 2,985 м
Диаметр 660 мм
Масса 987 кг
Вес основного заряда 696 кг
Глубина постановки От 5,5 до 35 м
Зона поражения До 30 метров (радиус)
Время работы 2-14 суток с акустическим взрывателем, до 400 суток с магнитным взрывателем

Поскольку мины LMB/S не оснащались стабилизатором, их длина и вес были несколько меньше – 2,235 м и 941 кг, соответственно.

Погрузка мины LMB/S.

Представители

Россия

  • Подводная лодка «Краб» — первый в мире подводный минный заградитель
  • Подводные лодки типа «Ленинец» — советская серия
  • Подводные лодки типа «Калев» — британской постройки

Германия

  • Подводные лодки типа UC — малые, многочисленные
  • Подводные лодки типа U-117 — крупные, океанские
  • Подводные лодки типа U-121
  • Подводные лодки типа X

Италия

  • Подводный минный заградитель «Пиетро Микка»
  • Подводные минные заградители типа «Фока»
  • Подводные лодки типа «Брагадин»

Япония

Подводные лодки типа I-121 — фактически копия немецкой U-125 типа UE с измененными вооружением и конструкцией для установки охладителя.

Создание морской мины

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

Торпеды и Мины

Разновидности

Торпеда – самодвижущаяся морская мина

Морская мина

«Циркон» и «Скиф» – донное вооружение ВМС России

Система залпового огня на корабле

Изображения

Меры по защите от неконтактных мин

Возможность использования в будущей войне различных средств поражения, оснащенных магнитными взрывателями, не была в 20-е и 30-е годы прошлого века каким-то секретом. Чтобы снизить опасность от мин и торпед, оснащенных подобными устройствами, можно было использовать два основных подхода. Первый из них предполагал создание специальных магнитных тралов, инициирующих безопасный подрыв неконтактных мин. Второй подход предусматривал проведение мероприятий по размагничиванию кораблей и судов.

Суть размагничивания проста – требуется сгенерировать искусственное магнитное поле, направление которого было бы прямо противоположно естественному фону, создаваемому стальными элементами конструкции судна. При этом два поля взаимно нейтрализуют друг друга и взрыватель мины не зарегистрирует никаких возмущений при прохождении корабля над миной.

Размагничивание бывает обмоточным и безобмоточным. В первом случае поле создается электрическим током, проходящим по проводникам, постоянно установленным на борту корабля. Во втором случае процедура выполняется в порту, обмотки проводников размещаются на корпусе и при включении тока намагничивают сталь. После отключения и удаления проводников созданное таким образом поле сохраняется и обеспечивает долговременную безопасную эксплуатацию судна в заминированных районах.

Мероприятия по размагничиванию начались в СССР и Великобритании почти одновременно – в 1939 году. В августе 1941-го страны обменялись полученным опытом, что позволило создать весьма эффективную систему ЛФТИ. Одним из её разработчиков был известный советский ученый И.В. Курчатов.

Подготовка к размагничиванию современного корвета «Совершенный».

От акустических взрывателей размагничивание, естественно, не спасало. Поэтому обойтись без траления было нельзя. Поначалу создание «противоакустических» тралов было тяжелой задачей. Для её решения в 1940-41 годах в Великобритании использовались даже пневматические отбойные молотки. Их размещали в особых ящиках, которые вывешивались перед носом или за кормой тральщиков. Затем были разработаны более эффективные генераторы шумов, но очистка фарватеров всё же отнимала немало сил и времени. Это было связано с использованием приборов кратности, программируемых часовых механизмов и других приспособлений, которыми оснащались немецкие мины. Даже зная их устройство, обеспечить быстрое разминирование порой всё-таки не удавалось.

Спустя много лет после окончания войны морские магнитные и акустические мины всё ещё оставались крайне опасными. Хотя батареи, обеспечивающие током их взрыватели, давно уже разрядились, некоторые «сюрпризы» всё же оставались работоспособными. Так, в феврале 2004 года в Севастополе два рабочих, попытавшихся разобрать обнаруженную ими мину LMB, погибли в результате взрыва камуфлета. Основной заряд не сдетонировал лишь по случайности – если бы это произошло, жертв оказалось бы намного больше.

Автор статьи:
Akiva Content

Морские мины второй мировой войны

Минные заграждения в период ВОВ оказались очень эффективными и поэтому весьма популярными средствами поражения морской техники противника. На морских просторах было установлено более миллиона мин. За годы войны на них подорвалось и затонуло более восьми тысяч кораблей и транспортных судов. Тысячи судов получили различные повреждения.

Устанавливались мины морские разными способами: одиночная мина, минные банки, минные линии, минная полоса. Первые три способа минирования производились надводными судами и субмаринами. А самолеты использовались только для создания минной полосы. Сочетание отдельных мин, банок, линий и минных полос создает район минного поля.

Технические средства борьбы с минами

По мере совершенствования морской мины разрабатывались методы нейтрализации этой угрозы. Самым классическим считается траление участков моря. В Великую отечественную войну СССР для прорыва минной блокады на Балтике широко использовал минные тральщики. Это наиболее дешевый, наименее трудозатратный, но и самый опасный метод очищения от мин районов мореплавания. Минный тральщик это своего рода ловец морских мин. Он на определенной глубине тащит за собой трал с приспособления для подрезки тросов. Когда трос, удерживающий морскую мину на определенной глубине, подрезан, мина всплывает. Тогда она и уничтожается всеми доступными способами.

Современные тенденции развития

В программе Quickstrike-J вооруженные силы США исследовали воздушную переброску морских мин с высокой точностью, несмотря на большое расстояние сброса от цели. Это сделано для того, чтобы свести к минимуму опасность для данного самолета со стороны ПВО противника. Будет использоваться система, аналогичная боеприпасам Joint Direct Attack . Целью является точность до шести метров в заданных точках на морском дне для отдельных мин. Испытания завершились в 2019 году, а сдача его в войска ожидается в 2021 году.

Беспилотные подводные аппараты проходят испытания как новый метод укладки . ВМС США эксплуатируют проект Hammerhead с 2018 года. Это обеспечивает беспилотный автомобиль в качестве системы укладки. Фактическим оружием является торпеда Mark 54 , которая с соответствующим блоком управления остается на морском дне в течение нескольких месяцев, может быть активирована удаленно, а затем атакует только определенные типы кораблей с помощью встроенной электроники. Ожидается, что контракты на производство прототипов будут заключены в 2021 финансовом году.

Из другой системы США известно только название « Подпольная доставка на шахту» . Первые системы должны поступить в войска в течение 2020 года.

Обсуждается также использование беспилотных подводных аппаратов в качестве мин. Они могли отойти от области до попытки расчистки, а затем снова занять свои позиции. Другим возможным использованием может быть перемещение задолго до конфликта и активация или построение противоминного заграждения только при необходимости. Такие беспилотные мины также могут быть размещены на более широкой территории и заполнять бреши, образовавшиеся после обезвреживания мин или подрыва фактического заграждения.

Кроме того, активный контроль, который раньше был возможен только со специальными минами, должен получить более широкое распространение и более точный. Эти соображения относятся к целевым атакам, контролируемым людьми или алгоритмами, на определенные корабли ассоциации и отключению соседних мин при использовании индивидуальных взрывных устройств, чтобы не допустить образования «дыр» в плотных минных полях.

Обсуждаются также нелетальные мины, которые блокируют рулевую и двигательную системы кораблей.

Мрачная пещерная бабочка

Виды торпед

  1. В зависимости от типа двигателя: на сжатом воздухе, парогазовые, пороховые, электрические, реактивные;
  2. В зависимости от способности наведения: неуправляемые, прямоидущие; способные маневрировать по заданному курсу, самонаводящиеся пассивные и активные, телеуправляемые.
  3. В зависимости от назначения: противокорабельные, универсальные, противолодочные.

Одна торпеда включает в себя по одному пункту из каждого подразделения. Например, первые торпеды представляли собой неуправляемый противокорабельный боевой заряд с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Рассмотрим несколько торпед из разных стран, разного времени, с разными механизмами действия.

В начале 90-ых годов, российский флот обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.

В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.

В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.

Суперкавитационная торпеда

В 1977 году был представлен проект с реактивным типом двигателя – суперкавитационная торпеда ВА 111 “Шквал”. Торпеда предназначалась как для уничтожения подводных лодок, так и для надводных судов. Конструктором ракеты “Шквал”, под руководством которого проект был разработан и воплощен в жизнь, по праву считается Г.В. Логвинович. Данная ракета-торпеда развивала просто поразительную скорость, даже для настоящего времени, а внутри ее, в первое время, была установлена ядерный боевой заряд мощностью 150 кт.

Устройство торпеды шквал

Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:

  • Калибр 533,4 мм;
  • Длина торпеды составляет 8,2 метра;
  • Скорость движения снаряда достигает 340 км/ч (190 узлов);
  • Вес торпеды – 2700 кг;
  • Дальность действия до 10 км.
  • Ракета-торпеда “Шквал” имела и ряд недостатков: она вырабатывала очень сильный шум и вибрацию, что негативно отражалось на ее способности к маскировке, глубина хода составляла лишь 30 м, поэтому торпеда в воде оставляла за собой четкий след, и ее легко было обнаружить, а на самой головке торпеды невозможно было установить механизм самонаведения.

Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.

История создания

Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.

Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.

Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.

По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.

Хорошее самочувствие

Пластырь от курения
Пластырь от курения: иллюзорен ли эффект?
Человеку, никогда не пробовавшему сигареты, или тому, кто…

Аденома простаты
Аденома простаты — это разрастание предстательной железы, доброкачественное новообразование в ней,…

С возрастом появляется боль в шее…
И в спине. И в коленях.
Но растяжка и физические упражнения помогают избавиться от боли.
Марк Лист,…

Народное лечение простатита
Простатит — исключительно мужское заболевание, затрагивающее едва ли не самую интимную сторону их…

10 опаснейших угроз здоровью мужчины
Это самое плохое, что может с Вами приключиться — 10 наиболее опасных мужских заболеваний. Каждый мужчина…

Как избежать похмелья и что делать, если оно таки настало?
Долгожданные праздники вряд ли пройдут в безалкогольном режиме.

Так уж повелось, что в наших…

Рак легких у мужчин
Рак легких остается лидером среди видов рака по количеству смертельных исходов данного заболевания, тем…

Ожирение: Тайны мужского ожирения
В молодости почти у всех здоровых мужчин формируется спортивная фигура: плечи шире бедер, мускулы…

Гинекомастия — увеличение молочных желез у мужчин
Что такое гинекомастия?
Гинекомастия — это увеличение грудных желез или железы у мужчин. Истинная…

Массаж простаты

Что такое массаж простаты?
Техника массажа простаты
Оценка выработавшегося секрета…

Секреты мужского долголетия
Советы по продлению жизни могут также сделать ее более интересной!
Люди давно перестали верить в…

Рак прямой и ободочной кишки у мужчин
Кто подвержен риску возникновения колоректального рака?
Колоректальный рак – термин, объединяющий…

Заболевания простаты
Знаете ли Вы, какова вероятность развития у Вас заболевания простаты и как нужно с ним бороться? В этом…

Сахарный диабет у мужчин
Почему стоит задуматься о риске заболевания сахарным диабетом?
Проблема сахарного диабета постепенно…

В чем вред кальяна?

В последнее время небывалую популярность обретает курение кальяна

«В его обществе» принято…

Можно ли избежать наследственных заболеваний?
Наследственность – не приговор!
Иногда то, что мы получаем в наследство, становится тяжким бременем….

Сердечный приступ и остановка сердца у мужчин
Сердечный приступ и остановка сердца может стать причиной смерти человека или оставить его бессильным…

Здоровье мужчины: необходимые анализы
Существуют такие медицинские анализы или тесты, которые необходимо пройти каждому мужчине, даже если это…

Высокий уровень холестерина у мужчин
Почему я должен беспокоиться о высоком уровне холестерина?
Высокий уровень холестерина, также…

Инсульт: что должен знать каждый мужчина
Инсульты находятся на четвертом месте среди причин смерти мужчин, но большинство не сможет назвать хотя бы…

Проблемы и повреждения половых органах у мужчин
Проблемы и повреждения половых органах у мужчин могут возникать очень легко, так как мошонка и…

Повышенное артериальное давление у мужчин
Почему следует обратить внимание на проблему артериальной гипертензии у мужчин?
Повышение…

Низкий уровень тестостерона: Откуда вы знаете, что уровень слишком низкий?
Хотя, считается абсолютно нормальным тот факт, что уровень тестостерона понижается с возрастом, низкий…

Заболевания мужских половых желез (яичек)
Болезни яичек встречаются редко, но они сопровождаются неприятными ощущениями и в некоторых случаях могут…

Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства — от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK — A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум — устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.

Крейсер типа «Киров» Водоизмещение: 8 600 т // Длина: 1.91 м // Ширина: 18 м // Скорость хода: 35 узлов // Вооружение: 9 180-мм орудий | 8 100-мм орудий | 10 37-мм орудий | 12 пулеметов крупнокалиберных | 2 трехтрубных торпедных аппаратов | 170 мин.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.

Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.

В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

история

Морская мина и детонатор, около 1880 года, тогда еще называемые контактной торпедой.

Листовка времен Первой мировой войны о вождении мин, Illustrierte Zeitung, 1916 г.

Целью изобретения морской мины было уничтожение боевых кораблей противника огнем или взрывом. Такое оружие особенно интересно для тех противоборствующих сторон, которые не могут противостоять противостоящему флоту флотом, равным в надводном бою. С точки зрения теории морской мощи Махана , морская мина является типичным средством «отрицания моря». С его помощью вы можете отказать противнику в использовании морских территорий, но не можете оправдать собственное превосходство.

Предвестником морских мин были Брандеры , поджигавшие корабли, которые в составе вражеского флота находились в движении к деревянным боевым кораблям на свет. Первый заряд взрывчатого вещества, доставленный к месту назначения под водой, был разработан Дэвидом Бушнеллом в 1776 году во время американской войны за независимость . Он был оборудован предохранителем с выдержкой времени и крепился к кораблям противника с помощью крюка.

На основе таких подводных зарядов в XIX веке были разработаны два типа морского вооружения: стационарная морская мина и подвижная торпеда .

Американец Сэмюэл Кольт разработал действующую шахту с электрическим дистанционным управлением в 1842 году, но проект был остановлен. Известный изобретатель и промышленник Вернер фон Сименс вместе с химиком Августом Фридрихом Карлом Химли построили морские мины для защиты порта Киль в 1848 году во время Шлезвиг-Гольштейнской войны , которые можно было поджечь электрическим током с суши. Во время Гражданской войны в США также использовались подводные заряды, которые, как и Бушнелл, доставлялись к месту назначения под водой и там взрывались.

Несмотря на эти события, шахта играла лишь незначительную роль в морских войнах XIX века. Лишь во время мировых войн было применено большое количество мин, которые оказали значительное влияние на передвижения военно-морских сил и сковали сильные силы. Планы мин также играли важную роль во время холодной войны . В этот период морские мины использовались в основном во время войны во Вьетнаме , Первой войны в Персидском заливе и при минировании никарагуанских портов во время войны контрас . После окончания холодной войны использование мин потеряло свое значение в планировании военно-морских сил.

Повреждения на минах USS Samuel B. Roberts (FFG-58)

Морские мины легко доступны для многих военно-морских сил, доступны в самых разных конструкциях, недорогие, с простыми технологиями и в то же время представляют серьезную угрозу даже для технологически превосходящего нападавшего. Это очень эффективное оружие с точки зрения рентабельности. Фрегат USS Samuel B. Roberts (FFG-58) , например, был выведен из строя с помощью советского производства М-08 фугаса, который был запущен в Иране и оценивается в США только 1500 $, в то время как его стоимость ремонта США 135 миллионов долларов.

Отсроченный удар

Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.

Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.

На рисунке показана мина LMB, оснащенная взрывным устройством AT-1. Кожух парашютного отсека сдвинут, чтобы показать хвостовую часть мины. Блестящие пластины в хвостовой части мины — это не хвостовое оперение, а труба резонаторов низкочастотного акустического контура. Между ними рым для парашюта. На верхней части корпуса Т-образный бугель для подвески мины к самолету.

Событие в мировой культуре

Предпосылки к созданию

В силу особенностей использования морских якорных мин важнейшим фактором успеха минной постановки является сокрытие местоположения минного поля: если оно становится известным противнику, то он предпринимает ответные меры, такие как траление или изменение судоходных фарватеров. Надводные минные заградители, с успехом применяемые для выставления минных полей большой площади, где основное значение имеет количество мин и скорость их постановки, не подходили для минной войны на коммуникациях противника, тогда как подводные лодки, способные выставлять мины, могли бы скрытно минировать рейды противника, оживлённые протраленные охраняемые фарватеры, одним словом — кардинально расширяли тактику применения мин как средства борьбы с кораблями противника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector