Танк т-34-76

Пленение

Когда разразилась война, Яков в числе первых оказался на фронте. Отец, конечно, априори мог устроить его на штабную должность. Но этого он делать не стал.

Джугашвили попал в самое пекло — под Витебск. Он принял участие в одном из крупных танковых сражений. Его даже представили к награде. Однако получить он ее не успел…

Дело в том, что его батарея дважды прорывалась из окружения. Но в третий раз Якову не удалось этого сделать. Он был пленен.

На протяжении двух лет немцы пытались склонить его к сотрудничеству. Но Яков категорически отказывался. При этом на допросах он говорил о глубоком разочаровании, связанном с неудачными действиями советских войск в начале войны. Но необходимой для гитлеровцев информации он не сообщал. Кроме того, плохого о родине и государственном строе он никогда не говорил.

Немцы предложили Сталину обменять его сына на кого-то из крупных немецких офицеров. Но вождь был непреклонен.

…Якова не стало в середине 1943-го. Он был застрелен часовым в одном из лагерей смерти.

Дети Сталина и их судьба, фото из архивов — это все интересует тех людей, кому не безразлична наша история. Поэтому мы продолжим.

Что такое портупея и зачем она нужна?

Если современное назначение портупеи – носить в качестве украшения, то ранее это было не так. Кожаное изделие, состоящее из ремней, было частью военной формы, чтобы была возможность холодное оружие носить максимально безопасно.

Прообраз современных портупей

Брутальный внешний вид изделия подчеркивал мужественность армейских служащих, а постоянное развитие военной отрасли только дополняло к базовой портупее новые элементы (кобура). Так как портупея являлась мужским аксессуаром, то и имела вид кожаных перевязей из широких ремней с креплением в виде металлических колец. Ремешки окутывали туловище вокруг пояса, груди, на плечах.

Но стиль милитари вырвался из военных оков, и портупея стала модным предметом гардероба. Ношение оружия – уже не основная функция изделия. Ремни стали более тонкими и изящными, цветовая гамма удивляет разнообразием. Модные дизайнеры создают портупеи и с различными элементами декора: заклепками, лазерной гравировкой, крупными пряжками, тиснениями, люверсами и т.д. Но классический материал для изготовления один – натуральная кожа.

Ждать от необычного аксессуара какое-либо функциональное назначение не стоит. Хотя изделие уже начали применять фотографы (с карманами для хранения карт памяти, аккумуляторов и даже объективов), рыбаки, спортсмены. Но главное, что это — стильное украшение для современных модниц.

Портупея для фотографа

Оно отлично сочетается с женственным вечерним платьем, и с простой одеждой на каждый день. Аксессуар подчеркивает изгибы женского тела, делает его сексуальным и утонченным. Смелые девушки надевают портупею, если образу необходимо придать индивидуальности, неповторимости.

Ссылки

Операторы

Бывшие

  • Россия (СССР).
  • Германия (Третий рейх) — некоторое количество трофейных танков.
  • Финляндия — от 7 до 9 танков, по разным данным.
  • Румыния.
  • Венгрия.
  • Польша — 118 танков, переданных СССР в 1943—1945 годах.
  • Югославия (НОАЮ) — первые 16 танков Т-34 были переданы СССР 7 сентября 1944 года (до конца войны было получено 65 шт.), ещё шесть Pz.Kpfw.747 (советские танки Т-34-76 выпуска 1941—1942 гг., модернизированные немцами) были захвачены у немцев в начале 1945 года. После окончания войны, в 1947 году в СССР были куплены ещё 308 шт. Т-34-85.
  • Болгария — в период с 14 марта 1945 года до конца войны СССР передал 65 танков Т-34.
  • Чехословакия.
  • Монголия — 40 T-34-85, переданных СССР в 1945—1953 годах; сняты с вооружения 1951—1953 годах.
  • Египет — 400 Т-34, по состоянию на 1973 год.
  • Сирия — 240 Т-34, по состоянию на 1973 год.
  • КНР — 14 различных модификаций Т-34 в бронетанковых музеях, на вооружении не состояли.
  • Кипр — 32 Т-34 (1964—1974).
  • Мали — 21 Т-34, по состоянию на 2010 год.
  • Босния и Герцеговина — 5 Т-34, по состоянию на 2011 год.

Современные

  • Вьетнам — 45 Т-34 в резерве, по состоянию на 2016 год.
  • Гвинея — 30 Т-34, по состоянию на 2016 год.
  • Гвинея-Бисау — 10 Т-34, по состоянию на 2016 год.
  • Йемен — 30 Т-34, по состоянию на 2010 год, на 2016 год, вероятно, в резерве.
  • КНДР — на вооружении, по состоянию на 2016 год.
  • Республика Конго — некоторое количество Т-34 на хранении, по состоянию на 2016 год.
  • Куба — по состоянию на 2011 год, имелись на вооружении, статус в 2016 неясен.
  • Намибия — некоторое количество Т-34, оценивающихся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год.
  • Лаос — 10 Т-34-85, по состоянию на 2016 год.

Прототипы танка Т-34

Производство танкового двигателя начиналось на основе авиационных нефтяных двигателей. Двигатель получил индексацию В-2 в военное время, а в его конструкции было заложено много прогрессивных идей. Был предусмотрен непосредственный впрыск топлива, предусмотрено 4 клапана в каждом цилиндре, литая алюминиевая головка. Двигатель проходил государственные испытания в течение ста часов. Дизельное массовое производство началось в 1939 году на специальном заводе, возглавляемом Кочетковым.

В процессе создания конструкция А-20 показалась слишком сложной, поэтому предполагалось создание чисто гусеничного танка, однако он должен был иметь противоснарядное бронирование. За счет этой идеи снижалась масса танка, что позволило увеличить бронирование. Однако изначально предполагалось создание двух одинаковых по весу машин, чтобы провести равноценное испытание и определить, какой танк лучше.

В мае 1938 года все таки был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка, он имел довольно рациональную форму, был создан из катаных броневых листов, имел коническую башню. Однако после рассмотрения было решено создать точно такую модель, однако только на гусеничном ходу. Главное для танка было суметь создать отличную противоснарядную броню. Такие танки уже создавались в 1936 году. Они имели массу 22 тонны, но при этом броня составляла 60 мм. Опытный танк на гусеничном ходу получил название А-32.

Обе модели А-32 и А-20 были полностью подошли к завершению создания в 1938 году. Большинство военных начальников склонялось к версии А-20, считалось, что танк на колесно-гусеничном ходу более эффективен в бою. Однако в рассмотрение проектов вмешался Сталин и приказал начать инициативное строительство двух моделей для того, чтобы проверить их в сравнительных испытаниях.

К разработке обеих моделей было привлечено более ста сотрудников, так как оба танка должны были быть завершены в самые короткие сроки. Все опытные цехи были сведены в один и все сотрудники работали под лучшим разработчиком танков – Кошкиным. В мае были завершены оба проекта. Все танки были представлены на испытания в 1939 году.

Эксплуатация и боевое применение

Сборка средних танков Т-34 на танковом заводе

Первые Т-34 стали поступать в войска в конце осени 1940 года. После упразднения разгромленных мехкорпусов, к концу лета 1941 года самой крупной танковой организационной единицей стала бригада.Первые встречи с Т-34 выявили полную неспособность панцерваффе ему противостоять, так как Т-34 был более мобилен,отлично вооружон и хорошо бронирован.Pz.Kpfw.38,PzKpfw II были «мальчиками для битья» для Т-34. До осени 1941 года отправляемые на фронт с заводов Т-34 составляли относительно небольшой процент среди советских танков и не доставляли немцам особенно серьёзных проблем, но все же показали своё преимущество еще в летних боях 1941 года.

С осени 1941 года Т-34 начали составлять для немецких войск серьёзную проблему. После битвы за Москву, Т-34 становится основным танком РККА, с 1942 года их выпускается больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. В 1942 году Т-34 принимают самое активное участие в боях по всей линии фронта, за исключением Ленинградского фронта и Кольского полуострова. Особенно значительной была роль этих танков в Сталинградской битве, что связано с близостью к району боевых действий Сталинградского тракторного завода, из цехов которого танки выходили прямо на фронт.

1943 год стал годом наиболее массового производства и использования танков Т-34 с 76-мм пушкой. Крупнейшим сражением этого периода стала Курская битва, в ходе которой советским танковым частям, основу которых составляли Т-34, совместно с другими родами войск удалось остановить немецкое наступление, понеся при этом крупные потери.

В 1944 году Т-34 с 76-мм пушкой продолжал оставаться основным советским танком, но с середины года танк стал постепенно вытесняться Т-34-85.

Значительно выросшая к началу 1945 года техническая надёжность Т-34 позволяла командованию проводить серии быстрых и глубоких операций с их участием.

К началу 1945 года Т-34 с 76-мм пушкой было в войсках уже относительно немного, нишу основного советского танка прочно заняли Т-34-85. Тем не менее, оставшиеся машины, в частности, в виде сапёрных танков-тральщиков, приняли активное участие в сражениях завершающего года войны, в том числе и в Берлинской операции. Некоторое количество этих танков приняло участие в разгроме японской Квантунской армии.

Танки Т-34 активно использовались северокорейской армией в ходе Корейской войны

До сих пор находятся на вооружении вооружённых сил ряда государств третьего мира.

Трофейные Т-34 были на вооружении армий Финляндии, Румынии и Венгрии.

Известные танкисты, воевавшие на Т-34

  • Андреев, Николай Родионович (1921—2000)
  • Ария, Семен Львович (1922—2013)
  • Асланов, Ази Агадович (1910—1945)
  • Бармин, Илья Елизарович (1916—1943)
  • Бочковский, Владимир Александрович(1923 —1999)
  • Брюхов, Василий Павлович (1924-2015)
  • Бурда, Александр Фёдорович (1911—1944)
  • Бухтуев, Михаил Артемьевич (1925—1944)
  • Деген, Ион Лазаревич (род. 1925)
  • Дьяченко Никита Прохорович
  • Горобец, Степан Христофорович (1913—1942)
  • Гинтовт, Витольд Михайлович (1922—1984)
  • Замула, Михаил Кузьмич (1914—1984)
  • Зорин, Сергей Иванович (1911—1954)
  • Кашников, Пётр Михайлович (1912—1945)
  • Комаров, Дмитрий Евлампиевич (1922—1944)
  • Косарев, Александр Прокофьевич (1941—1945)
  • Кострикова, Евгения Сергеевна (1921—1975)
  • Лавриненко, Дмитрий Фёдорович (1914—1941)
  • Лебедев, Николай Александрович (1914—1942)
  • Левченко, Ирина Николаевна (1924—1973)
  • Любушкин, Иван Тимофеевич (1918—1942)
  • Октябрьская, Мария Васильевна (1902—1944)
  • Максаков, Владимир Николаевич (1923—1993)
  • Марков, Владимир Александрович (1923—1955)
  • Рафтопулло, Анатолий Анатольевич (1907—1985)
  • Самохин, Константин Михайлович (1915—1942)
  • Стороженко, Василий Яковлевич (1918—1991)
  • Фадин, Александр Михайлович (1924—2011)
  • Хазов, Владимир Петрович (1918—1942)
  • Шарипов, Фатых Зарипович (1921—1995)

На Т-34 воевал один из танковых асов Третьего Рейха — Эмиль Зейбольд.

Устройство танка

Сначала о Т-34 76 в общих чертах:

  • Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
  • Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
  • Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 55 километров в час;
  • Экипаж — четыре человека;
  • Было выпущено около 20 000 штук.

Корпус

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Башня

Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.

Пушки

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант.

Ходовая часть

У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков.

Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.

Двигатель

В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.

Основные характеристики Т 34 122

После окончательного выпуска первой модели, танк сразу заинтересовал своими параметрами. Гусеничная легкая основа от 34-ки дала приличную скорость, но над ней находилась толстая танковая броня, достигающая 6 см толщиной. Причем не она стала отличительной чертой, а тяжелое вооружение, которое позволяло справиться с самым серьезным противником.

  • Вес – 30 т;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Броня 45-60 мм;
  • Мощность двигателя – 500 л.с.

Данные показывают, что машина сохранила приличную скорость, хотя она немного снизилась из-за увеличения веса бронетехники. Тем не менее, Т 34 122 обладал хорошим ходом, позволявшим экипажу менять позиции в нужный момент. Соответственно, справиться с такой самоходной установкой было непросто, особенно, если рассмотреть вооружение, которое она несла на себе.

Историческая справка

Основная статья: История Т-34-85

В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, от мин и т. д.

Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием, более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.

С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.

Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.

Вторая мировая война

Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.

Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям (которые, впрочем, всё же имели далеко не абсолютное преимущество во всех ситуациях боя, не говоря уже о том, что относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря уже об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони). Т-34 оказался недостаточно защищён и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатомёты, хотя немецкие танки не в меньшей степени страдали от огня гранатомётов типа «базуки» американского производства. В результате в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника перешла в заметной мере к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надежность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.

После 1945 года

После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные 34ки оставались на вооружении некоторых стран вплоть до конца XX века, и принимали участие во вьетнамской войне.

Биография

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М – Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 – Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.

Т-34-57 на испытаниях

Т-34-76 обр.1941 г. – Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений – это установка новой 76-мм пушки Ф-34.

Т-34-76 обр 1941 – первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. – Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.

Т-34-76 обр 1942

Т-34-76 обр.1943 г. – Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр 1943

ПТ-34 – минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.

ПТ-34

Т-34-85 – Смотреть основную статью.

Т-34-100 – Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.

Т-34-100 зимой 1945

Прочая техника на на базе Т-34:

ОТ-34 – Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.

ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 – Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.

СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

Т-43 – Смотреть основную статью.

СУ-85 – Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.

Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.

СУ-100 – Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.

СУ-101 и СУ-102 – Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 – 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.

Т-34Т – Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 – Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 – Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 – Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.

Т-100 в Египетском музее.

Type 65 (Не точно) – ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.

Type 65

В словаре Синонимов 2

Дача

В собственности Иосифа Виссарионовича было порядка 20 дач. На одной из них Сталин и провел свои детские годы. Дача находилась в Сочи в Хостинском районе. Некогда двухэтажный дом утопал в зелени, а дети играли в тенистых аллеях. А вот в военные годы Сталин жил на даче отца во Внуково, расположенной недалеко от Кремля. Самым значимым в жизни стал загородный дом в Ярославле рядом с Плещеевским озером.

Сталин передвигался на мотодрезине по железнодорожной узкокалейки, которая отходила от дома прямо в лес к озеру. Это было любимое место Василия, который самостоятельно приобрел скромный участок без помощи отца. Любил охотится, приглашал друзей и коллег.

Василий и Берия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector