Танк т-72 «урал»: история разработки, назначение, модификации

Содержание

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:

  • Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 г;
  • Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский путч 1991 в СССР;
  • Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг;
  • Иракская война 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012 г.

Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.

Автор статьи:
Парпурин Вадим

Ссылки

Достоинства и недостатки

Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя

Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

Особенности конструкции

Танк Т-72 выполнен по классической советской схеме с разделением внутриброневого пространства на три части: отсек управления, боевое отделение и МТО (моторно-трансмиссионный). В передней части машины, за основной броней располагается место механика-водителя и органы управления движением.

Всего членов экипажа 3. Остальные размещены в боевом отделении в центре танка. Это командир и наводчик. В корме установлена силовая установка и элементы трансмиссии.

Т-72 вид сбоку

Там же расположен автомат заряжания орудия на 22 снаряда. В отличие от Т-64, устройство танка Т-72 не привязано к башке и не нужно разбирать часть боеукладки, чтобы добраться до отсека управления. После выстрела происходит очистка внутреннего пространства от пороховых газов, путем вытяжки вентилятором наружу.

В башне имеется люк для сброса поддона стреляной гильзы, которая сгорает во время залпа. Если в карусели АЗ закончатся снаряды, возможна зарядка пушки в ручном режиме. Эту функцию исполняет командир.

Средняя скорострельность составляет 6-8 выстрелов в минуту.

Башня приводится в действие гидравлическим и ручным приводом. В верхней левой части расположен основной люк для погрузки и выгрузки экипажа. На передней части устанавливается фонарь. Внутри башни имеются приборы наблюдения, включая прицелы, обзорные устройства, приборы ночного видения. В последних модификациях начали появляться тепловизоры. Для стабилизации используется двухплоскостной стабилизатор.

Объект 172М1 Вид сбоку и сверху

Основные цели и задачи

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

Броня

Первая модернизированная версия Т-72А

Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из сходящихся клином двух плит с комбинированным бронированием. Верхняя плита включает 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и внутреннего стального слоя толщиной в 20 мм. Нижняя плита — катаная гомогенная броневая сталь в 85 мм.

Приведенная комбинированная защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта — 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Последняя отделяется от боевого отделения броневой перегородкой.

Основное вооружение

Основное орудие Т-72 — гладкоствольная пушка калибром 125 мм. В дополнение к ней используются два пулемета — НСВТ (Никитина-Соколова-Волкова танковый) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (пулемет Калашникова Танковый) 7,62 мм. Первый применяется в качестве зенитного вооружения, может направляться только вручную при открытом люке. ПКТ спарен с пушкой.

Гладкоствольная пушка 125 мм

На Т-72 применяется гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола составляет 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей окружности. Вертикальный диапазон наведения варьируется от –6°13′ до +13°47′.

Дальность стрельбы и боекомплект

Дальность стрельбы орудия Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 снарядов. Из них 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.

Описание

Танк представлял собой третье поколение танков за счёт динамической защиты «Контакт», более совершенной с двухплоскостным стабилизатором пушки 2Э42-2 для стрельбы на ходу и комплекса управляемого вооружения 9К120 «Свирь» с прицелом-прибором наведения 1К13-49. Также в состав СУО входил прицельный комплекс 1А40-1. Усиление брони башни повлекло увеличение массы до 44,5 тонн.

Связь обеспечивалась новым радиокомплексом «Абзац» с дальностью связи более 20 км, в составе которого была УКВ-радиостанция Р-173, радиоприёмник Р-173. В танк устанавливался новый мотор В-84-1 — четырёхтактный V-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 840 л. с.

Модификации и машины на базе

  • Объект 781 — советская опытная боевая машина поддержки танков.
  • Объект 782 — советская опытная боевая машина поддержки танков.
  • Объект 187 — советский опытный танк.
  • Т-72БК (Объект 184К) — командирский вариант танка Т-72Б 1987 года. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
  • Т-72С (Т-72М1М) — экспортный вариант.
  • Т-72Б обр. 1989 (называемый ошибочно Т-72БМ) — модернизация 1989 года с ВДЗ «Контакт-5».
  • Т-72БА (Объект 184А и Объект 184А1) — российский вариант модернизации 1998 года.
  • Т-72Б1 (Объект 184-1) — вариант с ночным прицелом ТПН-3-49 «Кристалл-ПА» вместо 1К13. И без некоторых элементов .
  • Т-72Б2 (Объект 184М) — российский опытный вариант с прицелом «Сосна», пушкой 2А46М-5, «Реликт», двигателем В-92С2 мощностью 1000 л. с.
  • Т-72Б3 — модернизированная версия Т-72; начал поставляться в РА в 2012 г. На танке установлена ВДЗ «Контакт-5», двигатель В-84-1 мощностью 840 л. с., многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», включающий в себя визирный, тепловизионный, дальномерный каналы, а также канал управления ракетой, датчик ветра, радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» и комплекс защиты от оружия массового поражения. Доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром.
  • Т-72Б3 обр. 2014 — модификация Т-72Б3 2014 года для Танкового биатлона. Отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, увеличенной мощностью двигателя (1130 л.с.), автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов.
  • Т-72Б3 обр. 2016 — модификация Т-72Б3 обр. 2011 года с противокумулятивными решётчатыми экранами, комплексом модульной динамической защиты «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем, телевизионной камерой заднего обзора, стабилизатором вооружения 2Э58. С 2018 года планируется установка комплекса активной защиты «Арена-М». Механик водитель получил ночной бинокулярный прибор наблюдения ТВН-5. Боевая масса 46 т. Впервые была представлена общественности на военном параде на Красной площади 9 мая 2017 года.

Описание

Модернизация Т-72Б до уровня Т-72Б3 стоит 52 000 000 рублей в ценах 2013 года, из которых 30 млн руб. уходит на капитальный ремонт танка, оставшаяся сумма тратится на приобретение новых приборов, выбранных заказчиком.

Объём отделения управления — 2 м³, боевого отделения — 5,9 м³, моторно-трансмиссионного отделения — 3,1 м³; итого забронированный объём 11 м³.

Средства наблюдения и связи

Прицел «Сосна-У»

На танк установлен многоканальный прицел ПНМ «Сосна-У», разработанный белорусским предприятием ОАО «Пеленг» и выпускающийся вологодским АО «ВОМЗ», в состав которого входит автомат сопровождения цели (АСЦ) и тепловизионный канал с камерой Thales Catherine. В СУО оставлен прицел ТПД-К1 комплекса 1А40 с танка Т-72Б. Прицел командира танка — ТКН-3МК, представляющий собой модернизацию советского прицела ТКН-3 с системой «Дубль» и ЭОП 2-го поколения. Механик водитель получил ночной бинокулярный прибор наблюдения ТВН-5.

Система связи состоит из радиостанции УКВ диапазона Р-168-25У-2 «Акведук». В её состав включены 2 приемопередатчика. Обеспечивает открытую, маскированную или засекреченную радиосвязь. Производится Рязанским радиозаводом с 2005 года.

Ходовая и двигатель

Гусеничные траки, традиционные для семейства Т-72, заменены на новые с параллельным шарниром для улучшения эксплуатационных характеристик и увеличения ресурса. В танк устанавливаются прошедшие капитальный ремонт четырёхтактные V-образные 12-цилиндровые многотопливные дизельные двигатели с жидкостным охлаждением В-84-1 мощностью 840 л. с., обеспечивающие удельную мощность в 18,88 л. с./т..

В 2017 году на модернизированные Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» танки Т-72Б3 начали устанавливать двигатель В-92С2Ф в паре с автоматизированной коробкой переключения передач, позволившей существенно повысить скорость заднего хода..

Вооружение

Орудие представляет собой 125-мм гладкоствольную пушку 2А46М-5 с улучшенной баллистикой и ресурсом. Благодаря модернизации АЗ, появилась возможность использовать новые «удлиненные» бронебойные подкалиберные снаряды типа «Свинец-1/2». Установлен метеодатчик и современный баллистический вычислитель, усовершенствован стабилизатор вооружения, введён автомат сопровождения цели (АСЦ), вследствие чего точность ведения огня значительно выросла по сравнению с базовой моделью. Зенитная пулемётная установка открытого типа осталась без изменений.

Внешние видеофайлы

Модификации и машины на базе

  • Объект 781 — советская опытная боевая машина поддержки танков.
  • Объект 782 — советская опытная боевая машина поддержки танков.
  • Объект 187 — советский опытный танк.
  • Т-72БК (Объект 184К) — командирский вариант танка Т-72Б 1987 года. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
  • Т-72С (Т-72М1М) — экспортный вариант.
  • Т-72Б обр. 1989 (называемый ошибочно Т-72БМ) — модернизация 1989 года с ВДЗ «Контакт-5».
  • Т-72БА (Объект 184А и Объект 184А1) — российский вариант модернизации 1998 года.
  • Т-72Б1 (Объект 184-1) — вариант с ночным прицелом ТПН-3-49 «Кристалл-ПА» вместо 1К13. И без некоторых элементов .
  • Т-72Б2 (Объект 184М) — российский опытный вариант с прицелом «Сосна», пушкой 2А46М-5, «Реликт», двигателем В-92С2 мощностью 1000 л. с.
  • Т-72Б3 — модернизированная версия Т-72; начал поставляться в РА в 2012 г. На танке установлена ВДЗ «Контакт-5», двигатель В-84-1 мощностью 840 л. с., многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», включающий в себя визирный, тепловизионный, дальномерный каналы, а также канал управления ракетой, датчик ветра, радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» и комплекс защиты от оружия массового поражения. Доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром.
  • Т-72Б3 обр. 2014 — модификация Т-72Б3 2014 года для Танкового биатлона. Отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, увеличенной мощностью двигателя (1130 л.с.), автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов.
  • Т-72Б3 обр. 2016 — модификация Т-72Б3 обр. 2011 года с противокумулятивными решётчатыми экранами, комплексом модульной динамической защиты «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем, телевизионной камерой заднего обзора, стабилизатором вооружения 2Э58. С 2018 года планируется установка комплекса активной защиты «Арена-М». Механик водитель получил ночной бинокулярный прибор наблюдения ТВН-5. Боевая масса 46 т. Впервые была представлена общественности на военном параде на Красной площади 9 мая 2017 года.

Подвижность

В движение ОБТ приводил привычный для СССР многотопливный дизельный двигатель. На первых модификациях был установлен 12 цилиндровый В-84-1 с жидкостным охлаждением и наддувом. Его мощность достигала 840 л.с. при 2000 об/мин.

Свой момент он передавал на механическую коробку передач с гидроприводом, имеющую семь ступеней хода вперёд и одну назад. Так же она обеспечивала поворот танка.

Ходовая часть Т-64 была признана неудачной, поэтому на Т-72 она состояла из 6 опорных катков большого диаметра, 3 поддерживающих маленького, направляющего колеса спереди и ведущего сзади.

Т-72 отличался неплохой подвижностью на любой местности и развивал 60 км/час при езде по шоссе и 35 км/час при езде по пересечённой местности.

Топливная система имела четыре внутренних бака в забронированном объёме и пять наружных топливных бака, расположенных на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков достигала 705 литров, тогда как наружных — 495 литров. Кроме этого, на затяжных маршах можно было подключать два дополнительных бака, крепящихся на корме и имеющих объем до 500 литров. Всё это давало дальность хода 500 километров, а с установленными внешними баками до 700 километров.

Современная модификация Т-72Б3 с мощным новым двигателем обладает отличной подвижностью, позволяющей завоёвывать первые места на танковых марафонах.

Особенности конструкции

Внешность и конструкция в целом нового Т-72 соответствовали привычной советской концепции, которая подразумевала сбалансированное сочетание подвижности, огневой мощи и защиты. Его силуэт был низок и малозаметен с любой стороны, а броня имела большие углы наклона. Гладкоствольная 125 миллиметровая пушка могла поражать любые цели того времени, а карусельный автомат заряжания уменьшал количество членов экипажа до трёх, размеры танка и поднимал скорострельность, позволяя при этом произвольно выбирать тип снаряда по приказу командира.

Также танк получил ковш под нижним бронелистом, позволяющий проводить некоторые инженерные работы.

Боевое применение

Впервые танк применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и было принято решение отправить им на помощь элитную бригаду, оснащённую новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских М60, практически не понеся потерь, прорвав тем самым окружение.

В Ираке советские машины проявили себя ещё лучше, практически без достойного сопротивления уничтожая Чифтены и Скорпионы, а всего за 8 лет войны, было потеряно 60 танков.

А вот во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские Абрамс М1А1 новой модификации, оснащённые 120 миллиметровой немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда увязший в грязи Абрамс был атакован 3 Т-72, уничтожил их, и был отбуксирован на базу, после чего вновь вступил в строй.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных снарядов, способных справиться с бронёй Абрамса, у Ирака.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 опять понесли большие потери, причём в Осетии обе стороны конфликта были вооружены ими, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает то, что все эти потери произошли лишь из-за плохой подготовки экипажей и неправильного командования.

Действительно, во время штурма Грозного, танки применялись без прикрытия стрелков в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Были отмечены надёжность на марше в горных условиях и способность выдерживать многочисленные попадания без заметных повреждений.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Боевая масса – 41 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы разработки – с 1967 по 1973;
  • Годы эксплуатации – с 1974;
  • Количество выпущенных – около 30 тысяч штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6670 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9530 мм;
  • Ширина корпуса – 3590 мм (по бортовым экранам) / 3370 мм (по гусеницам);
  • Высота – 2190 мм;
  • База – 4270 мм;
  • Клиренс – 428-470 мм.

Бронирование

  • Тип брони – катаная и литая стальная и стально-текстолито-стальная комбинированная;
  • Лоб корпуса – от 310(450)до 750(1100) мм в различных модификациях;
  • Лоб корпуса (верх) – суммарно 205 / 68°  мм/град и второй слой 60°, комбинированная;
  • Лоб корпуса (низ) – 85 / 60° мм/град;
  • Лоб башни – от 410(500) до 800(1200) мм в различных модификациях.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 125-мм 2А26;
  • Тип пушки – гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола – 48 калибров;
  • Боекомплект пушки – 39;
  • Углы ВН: -6°13’…+13°47′;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – до 9,4 км;
  • Прицелы – прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-1-49-23;
  • Пулемёты – 1 × 12,7 НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ.

Подвижность

  • Тип и марка двигателя – В-46 V-образный дизельный 12-цилиндровый с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 780 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 60 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 500-650 км;
  • Запас хода по пересечённой местности – 320-650 км;
  • Тип подвески – индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,83кг/см² ;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,6-2,8 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,2 м.

Шедевр тульского оружейного завода

Как только охотники нашей страны не именовали это добычливое ружье! Разработанную в середине прошлого века под руководством Березина Ю. И. легендарную промысловку они ласково называли и просто «двадцаткой», и «эмцешкой», и «берданкой». С этим ружьем, между прочим, сразу же ставшим дефицитным и популярным, отечественные промысловики добывали любую живность, обитающую на территории нашей страны, от белки и до лося. Универсальность и легкость, привлекательность палитры малых калибров, специфика конструкции МЦ 20-01 – все эти факторы стали решающими при выборе данного ружья для нескольких поколений советских охотников.

Общие сведения

Перед эксплуатацией необходимо внимательно ознакомиться с паспортом и изучить устройство карабина

Необходимо обратить особое внимание на указания мер безопасности

Внимание. Перевод приклада из откинутого в сложенное состояние и наоборот осуществляется при постановке предохранителя в положение «Предохранение» («S»). Автоматическая перезарядка карабина отработана на патронах фирм Remington, Browning, Federal, Gevelot, Winchester

Для стрельбы из карабина следует применять патроны 410 Магпум 3″ вышеуказанных фирм с длиной гильзы 76 мм, при общей длине патрона 69…72 мм

Автоматическая перезарядка карабина отработана на патронах фирм Remington, Browning, Federal, Gevelot, Winchester. Для стрельбы из карабина следует применять патроны 410 Магпум 3″ вышеуказанных фирм с длиной гильзы 76 мм, при общей длине патрона 69…72 мм.

При использовании магазина СОК-410.С6 16 применять пулевые патроны фирм Federal и Remington с длиной гильзы 65 мм (2 1/2″) при общей длине патрона 57…58 мм.

Во избежание поломки бойка запрещается без надобности производить холостые спуски.

Для ввода карабина в эксплуатацию необходимо произвести расконсервацию, т.е. освободить катабин, принадлежность и инструмент от упаковки, удалить, защитную смазку, проверить комплектность и убедиться в работоспособности, производя без применения патронов перезаряжание карабина и спуск курка.

После расконсервации изделия ингибитированную бумагу сжечь ввиду её токсичности.

На ствольной коробке карабина нанесена информация о фирме и стране-изготовителе, номер и наименование изделия и следующие специальные знаки и обозначения:

  • знак соответствия при обязательной сертификации и код органа по сертификации (SA02);
  • калибр используемого патрона и длина (дюйм) патронника (410×3″);
  • дульное сужение ствола (на карабинах без насадка) или насадка (мм) (S(0,60));
  • диаметр (мм) канала ствола (10,3);
  • среднее значение максимального давления эксплуатационного патрона (90 МПа).

На наиболее нагруженных при выстреле деталях (ствольной коробке, неразъёмно соединенной со стволом, и затворе) нанесены следующие клейма за проверку прочности и безопасности карабина:

  • клеймо Государственного испытательного центра гражданского и служебного оружия за сертификационные испытания;
  • клеймо за проверку прочности.

Дистанция стрельбы 25 м является средней дистанцией для стрельбы дробью, поэтому точка прицеливания и центр осыпи дроби совмещены на этом расстоянии.

Для стрельбы дробью хомутик прицела необходимо установить в положение Д 25.

При стрельбе пулей средняя дистанция стрельбы 50 м, оптический и открытый прицелы отрегулированы на это расстояние. Для стрельбы пулей хомутик открытого прицела необходимо установить в положение П 50.

Патроны могут быть снаряжены пулями различных конструкций и веса, вследствие чего траектории их полета могут отличаться. Поэтому перед стрельбой необходимо произвести проверку боя. При несовпадении точки прицеливания с точкой попадания выполнить корректировку прицела путём перемещения хомутика по прицельной планке.

При стрельбе с использованием оптического прицела корректировка осуществляется вращением барабанчика вертикальных поправок.

Читать киберфантастику онлайн на Призрачных мирах

Экскурс в историю создания танка

Танк Т-72

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Бронезащита

Броня корпуса создавалась сильно дифференцированной, комбинированного типа. Верхняя лобовая деталь представляла собой лист трёхслойной комбинированной брони, состоящий из 80 мм стального наружного, 105 мм среднего стеклотекстолитового и 20 мм стального внутреннего слоёв. Этот лист располагался под углом в 68 градусов, благодаря чему его приведённая толщина достигала 550 мм. Нижняя лобовая деталь — лист обычной катанной гомогенной броневой стали толщиной 85 мм под углом 60 градусов.

Борта корпуса, расположенные вертикально, имели толщину 80 мм в области обитаемого объема и 70 мм в области моторно-трансмиссионного отсека.

Так же на боках корпуса имелись противокумулятивные бортовые экраны, состоящие из алюминиевого сплава, которые в походном состоянии можно было складывать, прижимая к пылевым щиткам для того, чтобы избежать случайных повреждений.

Башня изначально создавалась и производилась с монолитным бронированием, что большинство считало главным и наиболее критичным недостатком ОБТ, поэтому в 1979 году на модификации под обозначением Т-72А была установлена башня с комбинированной современной бронезащитой.

Так же у всех современных модификаций лобовые и боковые части корпуса с башней имеют дополнительную навесную или встроенную динамическую защиту.

Модификации танка

Вторая модернизация Т-72Б

За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

Расходы

Броня

Первая модернизированная версия Т-72А

Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из сходящихся клином двух плит с комбинированным бронированием. Верхняя плита включает 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и внутреннего стального слоя толщиной в 20 мм. Нижняя плита — катаная гомогенная броневая сталь в 85 мм.

Приведенная комбинированная защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта — 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Последняя отделяется от боевого отделения броневой перегородкой.

История создания танка Т-72

После внедрения в массовое производство Т-64А мгновенно обнаружились ключевые недостатки данной машины. В первую очередь проблемы с двигателем и ходовой частью. Возникали нарекания и на автомат заряжания. К примеру, чтобы механику-водителю перейти в боевое отделение требовалось отвернуть башню на 90 градусов относительно вектора движения танка и изъять часть боеукладки.

Но главной проблемой стала высокая себестоимость и трудность с наладкой выпуска на остальных заводах страны. Это была цена инноваций, примененных харьковскими инженерами.

Первый Советский ОБТ — Т-64А

По вышеперечисленным причинам началась разработка нового танка, схожего по боевой эффективности, но обладающего более низкой ценой и высокой технологичностью.

Год Событие
1967 Издание указа о старте разработки танка Т-72
1968 — 1969 Полевые испытания двух Т-64. Одна с В-45 с эжекционной, вторая с тем же двигателем, но с вентилируемой охладительной системой и другой ходовой частью (второй вариант представило КБ Уралвагонзавода)
1969 Уральский вариант Т-64 успешно прошел испытания. Количество зарядов в автомате заряжания сократили до 22 штук. Установили силовую установку В-46 (780 л/с). Новой машине присвоили наименование “Объект 172М”
1973 Начало серийного производства Т-72 “Урал”
1974 Поступление Объекта 172 в армейские части Советского Союза
1992 Окончание производства
2016 Начало модернизации более ранних машин до версии Т-72Б3 образца 2016 г

Если рассуждать о боевой эффективности танка, то машина прекрасно показала себя в многочисленных конфликтах 20-го века на большей часть Земли. Говоря про опыт эксплуатации в СССР и России, то это: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Именно эти машины являлись основой «танкового кулака», который, по мнению Советского командования, должен был дойти до Западной Европы, не считаясь с потерями.

Т-72 с динамической защитой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector