Ударный вертолет ми-24: история создания машины, ее модификации и технические характеристики

Виновник «торжества»

Ми-24 – советский / российский ударный вертолет, разработанный в ОКБ М. Л. Миля. Носит неофициальное прозвище «Крокодил». Ми-24 стал первым по-настоящему успешным советским боевым вертолетом. Выпускался во множестве модификаций и экспортировался в более чем 60 стран мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период военных действий в Чечне и во многих региональных конфликтах.

wikimedia.org &nbsp/&nbspIgor Dvurekov / CC BY-SA 3.0

Вертолеты строились на заводе №168 в Ростове-на-Дону, ныне «Роствертол» и на заводе №116 в г. Арсеньев. На 2018 год, Ми-24 является вторым по распространенности ударным вертолетом в мире.

Ми-24 изготовлен по классической схеме для одновинтовой машины. Он оснащен несущим винтом, который имеет пять лопастей, и рулевым винтом, состоящим из трех лопастей. Лопасти винтов изготовлены из алюминиевого сплава. Они оснащены системой, которая оповещает о трещинах и неисправностях в них. Несущий винт вертолета наклонен вперед почти на 5%, а на правую сторону — почти на 3%. Это сделано для улучшения устойчивости вертолета при прямолинейном полете.

Отдельно стоит отметить наличие у этого вертолета крыльев площадью в 6,75 м² и отрицательным углом поперечного V. Такая конструкция дает подъемную силу в 22-28 процентов. Шасси вертолета состоит из трех опор, которые убираются в полёте. Передняя стойка шасси помогает управлять Ми-24 при рулении на земле.

&nbsp/&nbspФедеральное агентство новостей

Тандемная кабина экипажа расположена в носовой части — оператор находится спереди, за ним немного выше (для лучшего обзора при полете) расположена кабина пилота. Бортмеханик располагается в отсеке оборудования, в котором укреплено откидное кресло. Кабины экипажа полностью герметичны и имеют систему вентиляции и обогрева. Микроклимат кабины имеет давление немного выше, чем снаружи вертолета. Это сделано для того, чтобы на борт вертолета не смогла попасть пыль или зараженный воздух. С помощью кислородной системы вертолет может производить полет при низком содержании кислорода в воздухе на высотах больше трех километров. Кабина и некоторые части фюзеляжа оснащены бронированными плитами. Из бронестекла изготовлены лобовые стекла, бронированы и спинки кресел экипажа.

Силовая установка состоит из двух двигателей ТВ3-117В (могли отличаться у разных модификаций), которые передают суммарную мощность в 4,4 тысячи л.с. на несущий винт с помощью редуктора. Трансмиссия и двигатели также имеют бронированную защиту.

Установленное навигационное оборудование позволяет пилотировать вертолёт в любое время суток и в сложных метеорологических условиях. Ми-24 оснащён автопилотом и автоматической системой управления, самостоятельно вычисляющей углы крена и тангажа. Радиокомпас АРК-15М и радиовысотомер РВ-5 позволяют определить угол сноса вертолёта и высоту полёта. Радиооборудование состоит из трёх УКВ-радиостанций (Р-860-1, Р-863 и Р-828 «Эвкалипт-М24») и одной КВ-радиостанции «Карат-М24». Кроме того, каждый пилот имеет собственную поисково-спасательную радиостанцию. На вертолете также установлена система оповещения об опасности и неполадках, основанная на речевых сообщениях.

Муки выбора

У Ми-24 был достаточно обширный арсенал вооружения, однако большинство вариантов из предлагавшихся к началу войны оказались далеко не самыми удачными.

Предполагалось использовать проверенные временем неуправляемые ракеты С-5, применявшиеся с 1955 года. Но они оказались недостаточно мощными для пробивания глиняных и каменных дувалов, а значит практически бесполезными при обстреле укреплённых позиций противника. Вертолётчики при возможности меняли их на более мощные С-8 или использовали подвесные контейнеры УПК-23-250 с пушками ГШ‑23Л.

Ми-24 запускает ракеты С-24

Был вариант суровых НАРов(неуправляемых авиационных ракет) С-24, но там открылась другая проблема — после их использования вертолёт окутывало облако густого чёрного дыма, что грозило помпажем двигателей.

Не слишком хорошо было и с носовой пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. В обычных условиях(стрельбы раз в неделю и недолго) всё было в порядке. А во время боевых действий и зашкаливающего использования пулемёты выходили из строя. Их снимали, так и летали — с отверстием для пулемёта, но без самого пулемёта. Жаль — поскольку, судя по отзывам о мощности и кучности, к ЯкБ-12,7 вопросов не было.

Оказалось также, что не всякая бомба — хорошая. Те же ФАБ-500(весом 500 килограммов) делали Ми-24 малоуправляемым, и самой мощной бомбой стала ФАБ-250 — таких можно было подвесить до четырёх штук. Впрочем, чем дальше, тем меньше удавалось хорошенько отбомбиться по противнику — моджахеды получили американскиестингеры».

Кабина Ми-24

Похожее

Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета

Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель

Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Жестокое дилетантство

— «Конструкторы увеличили расстояние между винтами, однако в 1998 году в полете вновь произошло соударение винтов с гибелью машины и летчика. В этот раз пилот ввел машину в такое резкое пике, что система управления перепутала тангаж с курсом и резко переложила индикатор крена на 180 градусов».

— Никакого «индикатора крена»! В результате прецессии лопасти нижнего и верхнего винтов вымахнули навстречу друг другу. Соударение и мгновенная смерть.

— «В обоих случаях катастрофы произошли по вине летчиков».

из личного архива &nbsp/&nbsp

— Это жестокое дилетантство журналистов! Жестокое потому, что марает память великих летчиков. Более подготовленных на Ка-50 пилотов не было и нет. Если уж такие асы попадают в такие режимы, то надо задавать вопросы конструкторам, а не хаять пилотов!

— «Аварии вертолетов классической схемы от соударения винтов с хвостовой балкой в аналогичных ситуациях случаются ничуть не реже».

— Гораздо чаще. Особенно, когда появились Ми-24.

В качестве материала для разбора были использованы всего две статьи, позаимствованные из рунета. Причем, не самые худшие статьи. Вывод? Уважаемые медиа, учите матчасть! И не забывайте обращаться за консультациями к компетентным специалистам.

Отличие концепций военного вертолетостроения в СССР и США

Американский опыт был основан на специализации винтокрылой техники. Наиболее применяемой «лошадью» воздушной кавалерии США был знаменитый «Хьюи» UH-1 (он же «Ирокез» — машина небольшая, компактная и при этом вместительная). Еще одним достоинством «летающего джипа» была его потрясающая надежность и живучесть (в этом он действительно похож на «Виллис»). Именно этот вертолет высаживал десанты, обеспечивал их боеприпасами и всем необходимым, иногда прямо во время боя и под обстрелом. На «Хьюи» вывозили раненых. Он мог и сам осуществлять прикрытие, по бортам устанавливались кассеты с реактивными снарядами, а через дверной проем пулеметчик вел огонь. Однако в полной мере ударным этот вертолет назвать нельзя, возможности его ограничены. Поэтому в паре с ним обычно работала «Кобра» AH-1. Эта машина имела практически идентичную с «Хьюи» силовую установку, но все остальное отличалось сильно. Корпус хищно-узкий, бронированный, фонарь остекления пуленепробиваемый, в носовой части скорострельная пушка, а по бортам на крыльях-пилонах – усиленное ракетное вооружение. Возможности этих двух машин должен был объединить Ми-24, вертолет-БТР, как определил его назначение выдающийся авиаконструктор Михаил Леонтьевич Миль.

История создания

Консервативность военного руководства после Второй Мировой войны препятствовала использованию вертолетов в качестве ударной силы. Эта техника применялась для:

  • переброски воинских подразделений;
  • эвакуации раненых;
  • разведки мест дислокации подразделений противника и прочих вспомогательных целей.

Но с развалом колониальной системы страны блока НАТО столкнулись с жесточайшим сопротивлением повстанцев. Военные действия против партизан в Корее и южном Вьетнаме, осложнялись тем, что местные повстанческие группировки вели партизанскую войну, базируясь в труднопроходимых джунглях.

С разработкой в 1966 году первого в мире штурмового вертолета «Кобра» выяснилось, что данный класс машин достаточно эффективен при использовании в качестве основной ударной силы.

Советское правительство вынуждено было адекватно реагировать на мировую переоценку применения воздушных боевых средств. В 1965 году был разработан вертолет Ми-8 военно-транспортного назначения, оборудованный управляемыми ракетами и пулеметом калибром 12,7 мм. Броня защищала экипаж и двигатели, а вместимость «вертушки» позволяла перевозить до двадцати десантников.

Эту модель выбрали базовой, для разработки аналога, способного противостоять американскому АН-1. К работе над новым проектом приступили в 1967 году. В отличие от «Кобры», предполагалось разработать универсальный вертолет, способный, кроме уничтожения объектов противника, прикрывать огнем высаженный десант.

На новой машине планировали установить:

  • авиационную пушку ГШ-23;
  • неуправляемые ракеты с калибром до 120 мм;
  • управляемые ракеты «Фаланга», противотанкового назначения;
  • бомбы с массой до пятисот килограммов.

Кроме КБ Миля в конкурсе участвовало бюро Камова, предложившего принять за основу модификацию противолодочной «вертушки».

Миль выиграл тендер, поскольку машина данного КБ уже была запущена в серийное производство, с отработкой узлов и устранением явных недостатков.

После множественных проб и ошибок, первая опытная модель Ми-24 была создана в 1969 году.

После начавшихся испытаний, проявились существенные недоработки:

  • полетной устойчивости машины;
  • недостатков силовых установок;
  • общей компоновки узлов;
  • конструкции кабины;
  • вооружения и прочих характеристик.

Но ситуация вынуждала оперативно приступить к серийному производству Ми-24 (с буквами Vb в латинской транскрипции обозначения), что и было предпринято, с последующими доработками в процессе эксплуатации.

Транспортно-боевой вертолет Ми-24

Ночной «ударник»

Ми-35П – самая современная модификация семейства Ми-24/35. Впервые этот боевой вертолет был показан в 2018 году на форуме «Армия». В 2020 году он прошел летные испытания, а сейчас первая серийная партия для иностранного заказчика уже собирается на заводе «Роствертол». 

От прародителя Ми-24 новая машина внешне отличается минимально. В основном без изменений остались вся силовая конструкция и бронезащита, надежность которых подтверждена годами использования. Модернизация коснулась преимущественно «начинки» вертолета. Ми-35П получил самое современное бортовое радиоэлектронное оборудование, расширяющее возможности управления и ведения боя.

Под корпусом машины можно увидеть шар – это ОПС, обзорно-прицельная станция, оснащенная матричным длинноволновым тепловизором третьего поколения. Тепловизор вместе с цветной телекамерой высокого разрешения, лазерным дальномером и очками ночного видения поколения «3+» позволяет пилотам Ми-35П поражать цель даже ночью на расстоянии до 10 км. Таким образом, в российской военной авиации к вертолету Ми-28Н добавился еще один полноценный «ночной охотник».    

Пассивную защиту Ми-35П обеспечивает бронированная кабина, в том числе с бронированными стеклами. Как и многие современные боевые вертолеты и самолеты, «Феникс» может оборудоваться также и активной защитой − бортовым комплексом обороны на базе лазерной станции. Работает он так. Пеленгаторы системы фиксируют факт запуска ракеты в сторону вертолета. Затем лазерная защита сбивает ракету противника с толку и уводит в сторону от вертолета. 

Описанное выше оборудование может устанавливаться на Ми-35П по желанию заказчика. В базовой же версии вертолет оснащается ЭВУ – экранно-выхлопным устройством. Это своеобразная охлаждающая система, которая снижает температуру выхлопных газов вертолета, тем самым делая машину менее заметной и затрудняя наведение ракет с тепловой головкой. 

Винт Ми-35П оснащен алюминиевыми лопастями с защитой от обледенения и разрушения. За борьбу со льдом отвечает токопроводящая нагревающаяся ткань, а следить за нарушениями структуры лопасти помогает газ азот. Лопасть наполнена им, как воздушный шарик воздухом, и при малейших трещинах при регулярном осмотре техник увидит потерю газа, что является сигналом для замены лопасти. Кстати, лопасти Ми-35П меняются при необходимости поштучно, в отличие от многих других вертолетов с заменой всего комплекта лопастей несущего винта, и на всю процедуру уходит около часа. 

Боевое применение

Первое боевое крещение вертолет принял в Сомали в 1979 году. Для пилотирования привлекались кубинские летчики, поражая цели соседней Эфиопии.

С началом войны в Афганистане Ми-24 применялся для огневой поддержки наземных подразделений, уничтожения караванов с вооружением. Но транспортировка десантников не входила в основную задачу «Крокодила».

Эти вертолеты также поставлялись иракской армии в войне с Ираном, начавшейся в 1980 году.

После распада СССР данная машина повсеместно применялась в боестолкновениях в горячих точках по всех территории СНГ, включая Чечню. Машина была задействовано в Российско-Грузинском противостоянии, использовалась в войне в Сирии.

Относительно недавнее применение Мi-24 — состоялось во время конфликта в Донбассе, где эти вертолеты использовались военными силами Украины.

Преимущества и недостатки

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

Модель

Чтобы создать детальную модель этого грозного ударного вертолета, мы привлекли лучших экспертов в области военной техники и опытных разработчиков макетов. Благодаря схемам, подлинным документам из военных архивов и 3D-сканированию вертолета Ми-24 специалисты создали его 3D-изображение. На основе 3D-модели вертолета был подготовлен проект сборки и создан полный набор литых металлических деталей. Благодаря этой методике вы сможете собрать реалистичную и точную модель в масштабе 1:24.

  • Точная модель из литого металла.
  • Невероятная детализация.
  • Реалистичная кабина экипажа.
  • Полное вооружение ударного вертолета.
  • Съемные ракеты.
  • Сигнальные огни.

Когда ваша модель будет закончена, вы сможете полюбоваться всеми ее деталями, в точности воспроизводящими элементы оригинала:

Кабина экипажа. Открывающаяся дверь кабины и откидывающаяся наверх прозрачная крыша дает возможность рассмотреть все детали, приборную панель и бронированное кресло.

Детали грузовой кабины. Иллюминаторы грузовой кабины открываются. Это позволяет солдатам, сидящем в вертолете, стрелять по наземным целям. Грузовая кабина, использующаяся для перевозки солдат или грузов, освещается одной лампой белого света.

Вращающиеся винты. Пятилопастный несущий винт и трехлопастный рулевой винт, расположенный на хвосте вертолета, свободно вращаются.

Подвижный стабилизатор. Подвижный хвостовой стабилизатор регулирует тангаж Ми-24 в полете. Стабилизатор модели можно сдвигать вверх-вниз.

Ходовые огни. Красный огонь на конце левого крыла и зеленый на конце правого дают возможность другим летательным аппаратам оценить направление полета Ми-24 ночью и в плохую погоду.

Белые огни. Белый огонь под вертолетом освещает землю, чтобы помочь Ми-24 приземлиться в темноте. Белые световые сигнализаторы по обеим сторонам носа необходимы работникам аэродрома для направления вертолета по неосвещенной территории.

Шасси. Носовые и основные стойки шасси убираются в положение полета и прячутся за дверями.

Размер модели:
Длина – 75 см.
Высота – 20 см.
Ширина – 30 см.
Диаметр несущего винта – 74 см.
Масштаб – 1:24

Мифическая сверхманевренность

— «Ка-50 может с висения сделать рывок боком или даже задом. Он способен во всем диапазоне скоростей совершать плоский разворот на 180%, то есть развернуть фюзеляж со всем вооружением, не меняя направления полета. Все эти элементы вертолетной сверхманевренности отличают Ка-50 от других боевых вертолетов…»

— Единственный маневр, который не могут позволить себе одновинтовые вертолеты, это плоский разворот. Все остальное перечисленное они могут делать с не меньшим успехом. По факту, соосная машина не делала бочки, а вот Ми-28, пилотируемый Гургеном Карапетяном, это делал.

— «Для защиты летчика использовалось 300 кг брони, которая спасает его от выстрелов крупнокалиберного пулемета».

— Касательно Ка-50, милевцы декларируют защиту в некоторых местах даже от снарядов 20-мм пушки. Например — лонжероны лопастей, кабина сбоку и т.д.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspВладимир Карпухин

— «Что касается точности, несмотря на то, что гидропривод поворачивал пушку Ка-50 только на 11 градусов вместо 110 градусов у Ми-28, точность стрельбы у Ка-50 благодаря более жесткому размещению и уникальной поворотливости соосного вертолета в четыре раза превзошла меткость пушечного огня Ми-28 и в три раза — АН-64».

— Интересно было бы узнать, каким образом получены такие данные? Кто это мог посчитать, особенно в сравнении с «Апачем»? Хотя, конечно, то, что пушка на Ка-50 бьет точнее, это бесспорно. При правильной юстировке квалифицированным персоналом, естественно.

— «Есть у соосной схемы и недостатки. Помимо более высокой массы трансмиссии, это еще и угроза перехлеста винтов при энергичных вертикальных маневрах, без которых эксплуатация ударных вертолетов невозможна. По этой причине были потеряны два Ка-50. Первый раз это произошло 3 апреля 1985 года…// …Летчик-испытатель Евгений Ларюшин в этом полете погиб, пытаясь спасти машину».

— Этого не было. Скоротечность развития аварийной ситуации, которая мгновенно переросла в катастрофическую, не позволила летчику даже понять, что происходит. Просто мгновение. Соударение и падение. Летчик был убит сразу, в воздухе, в результате ударов лопастей по кабине.

Живучесть и ударная мощь

Согласно представленной на форуме «Армия-2020» информации, максимальная взлётная масса Ми-35П — 11,5 т, дальность полёта с основными топливными баками — 450 км, перегоночная дальность — 1000 км, динамический потолок — 4,5 км, экипаж — два человека, десант — восемь.

Крейсерскую скорость машины производитель оценивает в 260 км/ч, однако при необходимости она может увеличиваться до 335 км/ч. Совокупная мощность установленных на Ми-35П двигателей ТВ3-117ВМА достигает 4400 л. с. Ранее эти силовые агрегаты выпускались в Запорожье, но сейчас их производит АО «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург).

  • Транспортно-боевой вертолёт Ми-35П над морем

В состав ударного вооружения Ми-35П входят подвижная пушечная установка с орудием ГШ-23, универсальные контейнеры калибра 23-мм, неуправляемые и управляемые авиационные боеприпасы и пулемёты. Боевая нагрузка машины составляет 1,9 тонны.

По словам Литвинова, базовое оснащение Ми-35П включает стрелково-пушечное вооружение, но по желанию иностранного заказчика в арсенал вертолёта можно включить противотанковые боеприпасы, ракеты «воздух — воздух», авиационные бомбы. Все виды данного оружия изготавливаются в России.

«Мы подумали и о защите вертолёта. На Ми-35П встроенная броня, бронестёкла, установлено устройство выброса тепловых ловушек УВ-26М. Я могу с уверенностью сказать, что лобовое стекло машин семейства Ми-24 такого качества, что ни разу не пробивалось при попадании боеприпасов противника», — отметил Литвинов.

Также по теме

Небесный «Фехтовальщик»: почему Су-24М остаётся одним из лучших фронтовых бомбардировщиков в мире

24 августа 1965 года правительство СССР выпустило постановление о разработке фронтового бомбардировщика Су-24. Самолёт был принят на…

Как сообщил представитель «Роствертола», в Ми-35П конструкторам удалось решить проблему утечки горючего при жёстких и аварийных посадках. Основные баки с керосином находятся в оболочке, состоящей из резины и слоя специальных материалов, которые «не дают топливу утекать».

Кроме того, как заявил Литвинов, по просьбе заказчика Ми-35П можно превратить в ещё более защищённую от самых коварных средств поражения машину.

В частности, на экспортную модель можно установить бортовой комплекс обороны (БКО) «Президент-С» с лазерной станцией подавления (экспортное название стоящей на вооружении российской авиации системы «Витебск»). Данное изделие эффективно защищает носителя от попадания зенитных ракет и боеприпасов с инфракрасными головками самонаведения.

Где купить

Подписаться на коллекцию «Ударный Вертолет МИ-24В» можно здесь:

Примечания

Specifications

Журнал

Узнайте о том, как эволюционировал Ми-24, в каких операциях он принимал участие, а также познакомьтесь с другими известными вертолетами.

История Ми-24. Статьи специалиста в сопровождении эффектных фотографий, подробных рисунков и схем познакомят вас с историей создания советского боевого вертолета Ми-24, начиная с первых разработок и заканчивая последней модификацией для серийного производства. Вы узнаете о конструкторах, разрабатывавших вертолет, многочисленных вариантах этой модели и их обозначениях.

Боевое применение. В этой рубрике вы найдете информацию о том, в армиях каких стран Ми-24 состоял и состоит на вооружении и какие конкретно войсковые части его использовали. Вас ждут портреты пилотов управлявших этим вертолетом, и описания боевых и миротворческих операций, в которых он участвовал.

Четыре типа вставок акцентируют внимание на ключевых моментах

  • Крупным планом. Детали, заслуживающие особого внимания.
  • Тактико-технические характеристики. Техническое описание вертолета: его размер, автономность, вооружение.
  • Вкратце. Краткое изложение фактов как яркое дополнение основному тексту.
  • Ключевые данные. Значимые количественные данные о вертолете.

Конструкция

В состав силовой установки входит 2 двигателя Ал-34, производства НПО «Люлька-Сатурн» (г. Рыбинск). Каждый двигатель имеет мощность около 1000 л.с. На вертолет можно установить также канадские двигатели фирмы Pratt-Whitney или турбовинтовые форсированные ТВ-0-100.

Компоновка вертолета Ми-54 создана по классической одновинтовой схеме, имеющей четырехлопастный несущий винт диаметром 13,5 м и четырехлопастный рулевой винт диаметром 2,6 м. Носовую часть фюзеляжа занимают двухместная кабина пилотов с боковой дверью и отсек оборудования. Ближе к центру фюзеляжа размещается грузовая кабина, в которой может разместиться до 12 человек. На бортах кабины располагаются габаритные грузовые люки, которые закрываются сдвижными дверями, топливные баки находятся в полу. За грузовой кабиной в стороне хвоста выделен еще один топливный бак, отсек оборудования, а за ним – багажный отсек.

К особенностям технического облика Ми-54 стоит отнести:

  • широкие двери с грузовыми створками, которые создают удобство в погрузочно-разгрузочных операциях и перевозке длинномерного груза;
  • сочетание в материале конструкции классических сплавов и композитных материалов;
  • совершенную аэродинамическую компоновку рулевого и несущего винтов;
  • втулки винтов не требуют смазки;
  • наличие системы, поглощающей шум;
  • герметичность топливной системы во время аварийной посадки;
  • наличие дополнительных энергопоглощающих камер в стойках шасси;
  • дополнительную амортизацию кресел пилотов и пассажиров;
  • систему кондиционирования воздуха.

Материал фюзеляжа сделан в основном из традиционных алюминиевых сплавов. Композитные материалы применяются в конструкциях несиловых элементов вертолета. Шасси Ми-54 неубирающееся, трехопорное, имеющее опору на переднюю стойку. Лопасти винтов выполнены из стеклопластика. Втулка несущего винта сделана из титана и окружена эластомерными подшипниками. В целом, низкий уровень шума обеспечивает небольшая окружная скорость на концах винтов. Ми-54 имеет гидромеханическую систему управления.

Базовая модель должна быть оснащена следующими системами оборудования:

  • пылезащитные устройства двигателей;
  • противообледенительная система;
  • система обогрева кабин;
  • система двойного управления;
  • пилотажно-навигационный комплекс для осуществления полетов в условиях ограниченной видимости;
  • спутниковая антенна;
  • автопилот повышенной функциональности.

Взлетная масса винтокрыла составляла 4-4,5 т, статический потолок для этого аппарата – 2200 м, максимально развиваемая скорость во время полета – 280 км/час. Исходя из летно-технических характеристик, надежности, безопасности и топливной экономичности, Ми-54 превосходит все серийные вертолеты.

Конструкция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector