Двести потерянных лет: история самого северного флота россии
Заслуги Северного флота
У кораблей на севере было много задач. Помимо защиты берегов и сопровождения торговых судов, было необходимо проводить исследование северных земель и вод. Правительство Советского Союза неизменно отмечало такие заслуги, как переход подводных лодок к острову Новая Земля впервые в зимнее время или переход по чрезвычайно узкому и мелкому проливу Маточкин Шар между островами Новой Земли. Два эскадренных миноносца первыми прошли по северному морскому пути, открывая водную дорогу на Дальний восток. Знание собственных вод и земель повышало возможности флотских соединений и общую обороноспособность.
Периодически проводились различные учения. Негостеприимный Север с его климатом и непредсказуемым морем не мог помешать строительству ремонтных военных баз, аэродромов для авиации, береговых сооружений обороны и рабочих поселков и городов для рабочих и военных. В 1937 году весной пришел приказ Народного комиссара о переформировании флотилии в Северный морской флот.
Благодаря всему этому появилась возможность с меньшими рисками осваивать Север, и с 1937 года на Северном полюсе стали активно действовать ученые-полярники. Флотская авиация активно им в этом помогала. Летчики учились сажать самолеты на лед, летать в условиях ограниченной видимости и низких температур, в случае экстренных ситуаций в дело вступал Северный флот, к ученым отправлялись ледоколы и подводные лодки, которые в итоге не раз спасали человеческие жизни.
В те времена не было еще атомных подводных лодок, но уже на дизельных ставили рекорды. Подводная лодка «Д-1» в 1938 году преодолела расстояние в 11 тысяч миль, на это у нее ушло 120 суток. Через два года подлодка «Щ-423» преодолела Северный морской путь и прошла из базы в Полярном во Владивосток.
Морская пехота Северного флота
Любой флот имеет в своем составе морскую пехоту для действия на берегу, захвата морских баз и штурма кораблей противника. 5 мая 1943 было положено начало морской пехоте Северного флота, когда на базе морской стрелковой бригады был создан 61-й стрелковый полк, ставший впоследствии 61-м отдельным Киркенесским Краснознаменным полком морской пехоты.
До сегодняшнего времени полк осваивал искусство прыжков с парашютом в дивизии ВДВ в г. Пскове, неоднократно участвовал в парадах в Москве, оттачивал навык высадки на берег с десантных кораблей, участвовал в стратегических учениях на море и на суше. В 1997 году 876 ОДШБ бригады морской пехоты получает приз главнокомандующего ВМФ за отличную боевую подготовку, а в декабре следующего года становится частью постоянной боевой готовности.
На учениях «Запад-99» бригада признается лучшей по тактике действий и огневой выучке, награждена призом главнокомандующего ВМФ, в учениях участвовал не только Северный флот. Мурманск тоже одарил бригаду переходящим кубком губернатора Мурманской области, признав ее «Лучшей береговой частью Северного флота».
Боевые действия в Чечне и Дагестане не миновали морских пехотинцев. В период с сентября 1999 г. по июнь 2000 г. тактическая группа принимала участие в ликвидации бандитских формирований. Девять месяцев морские пехотинцы показывали свою выучку в жарких боях, совершали высадки на высоты, устраивали засады и, помимо наград и уважения, заслужили высшие оценки командования.
В прошлом году обучение морских пехотинцев было сконцентрировано на действиях в условиях арктической зоны. Они продолжают отрабатывать прыжки с парашютом, стрелять из артиллерийского и стрелкового оружия, в общем, морская пехота Северного флота поддерживает и улучшает боевую подготовку.
Архив блога
История создания
Именно в Архангельске появилась первая северная судоверфь. Соответствующий приказ царя Петра I вышел в 1693 году, а через год фрегат «Святой Павел» и яхта «Святой Петр», совместно с купленным кораблем «Святое пророчество», защищали купеческие караваны при переходе в Балтику.
Русские гавани и прибрежная полоса периодически подвергались грабежу шведов, поэтому в 1740 году была сформирована эскадра кораблей охраны. Они стерегли акваторию от Карского до Норвежского моря.
Много воды утекло с тех лет, менялись корабли, экипажи и времена, первая полноценная северная флотилия была образована только в 1933 году. Народный комиссар обороны того времени подписал указ о направлении кораблей Балтийского флота в Кольский залив для несения службы с постоянной точкой базирования в городе Мурманске. Командующим Северной флотилией стал флагман 1-го ранга Захар Александрович Закупнев. В состав флотилии вошли два эскадренных миноносца, два сторожевых корабля и две подводные лодки.
Для содержания флота требовалась постоянная база на Севере, и в 1933 году началось строительство в Полярном. Погодные условие не способствовали строительному процессу, но людей это не останавливало. Уже спустя два года база готова, и с эскадренного миноносца «Карл Либкнехт» был дан 21 залп в честь перехода кораблей Северного флота на постоянное место базирования.