Флагман черноморского флота крейсер «москва» выполнил исторические стрельбы

«Убийца авианосцев»

Ордена Нахимова гвардейский ракетный крейсер «Москва» — корабль известный, а на Черноморском флоте — так и вовсе легендарный.

Его история началась в начале 1970-х годов, когда ВМФ СССР потребовались надводные единицы с мощными и дальнобойными ПКР для уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника в океанской зоне. Во многом потребность в таких кораблях была вызвана запредельной стоимостью других надводных «убийц авианосцев» — тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 (шифр «Орлан»).

Среди задач, которые должны были решать новые советские ракетные крейсера, числились: 
— придание боевой устойчивости силам флота в отдаленных районах морей и океанов;
— нанесение ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника;
— решение задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах морей и океанов.

В случае необходимости крейсера также должны были уметь бороться с подводными лодками, осуществлять поддержку десантов и вести обстрел побережья, занятого противником.

В 1972 году последовало соответствующее решение комиссии при Совете министров СССР по военно-техническим вопросам. В том же году Северное ПКБ получило тактико-техническое задание на эскизный проект альтернативного «Орланам» «убийцы авианосцев». Проекту нового корабля присвоили номер «1164» и шифр «Атлант».

Имея водоизмещение в пределах 10 тыс. тонн (у «Орланов» оно достигало 25 тыс. тонн), «Атланты» должны были оснащаться газотурбинными установками и нести по 16 противокорабельных ракет комплекса П-500 «Базальт». Последние позже были заменены на такое же количество ПКР более совершенного комплекса П-1000 «Вулкан».

ПВО «Атлантов» обеспечивали ЗРК С-300Ф «Форт» и М-4 «Оса-М», а также шестиствольные 30-мм артавтоматы АК-630. За противолодочную оборону отвечали пара пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов, две реактивные бомбометные установки РБУ-600 и вертолет Ка-25РЦ.

Ко всему этому «богатству» прилагалось достаточно мощное радиотехническое оборудование плюс «вишенка на торте» — спаренная 130-мм автоматическая артустановка АК-130, имевшая феноменальную скорострельность 60 выстрелов в минуту.

Технический проект ракетного крейсера проекта 1164 был утвержден 21 августа 1974 года. Закладка головного «Атланта» — крейсера «Слава» — состоялась 4 октября 1976 года. 

Изначально предполагалось построить 10 «Атлантов», но затем программу сократили до 6 единиц, из которых в Николаеве успели заложить четыре крейсера, а ввести в строй — всего три. Эта тройка пополнила состав Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, а вот четвертый «Атлант» — доставшийся Украине «Адмирал флота Лобов» — так и не был достроен. 

В апреле 2017 года президент украинского государства Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже «Лобова», переименованного на «Незалежной» в «Украину»…

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspАндрей Союстов

Возможные модернизации

 Слот 1 
 Слот 2 
 Слот 3 
 Слот 4 
 Слот 5 
 Слот 6 

Уникальная модернизация

  • –7% от максимального разброса снарядов ГК;
  • +8% к максимальной дальности стрельбы ГК;
  • –20% от скорости поворота башен ГК.

Для данного крейсера в 6-й слоте основными модернизациями можно считать:

  • «Орудия ГК Модификация 3»:
    • -12% ко времени перезарядки ГК
    • -13% к скорости наведения башен ГК.
  • «Система управления огнем Модификация 2»:

Таким образом:

  • точность стрельбы увеличится;
  • максимальная дальность стрельбы увеличится с 19,44 км до 21 км (хотя с модернизацией «Система управления огнем Модификация 2» она составила бы 22,55 км);
  • скорость поворота башен ГК снизится с 5,5 гр/с до 4,4 гр/с.

В итоге, «Москва» сможет вести огонь на большую дистанцию с увеличенной точностью, хотя башни будут вращаться медленнее.

Вооружение “убийцы авианосцев”

Корабль располагает мощными установками, которые позволяют ему успешно выполнять боевые задачи. «Москва» оснащена следующим вооружением:

  • Комплекс «Вулкан», в который входят 16 пусковых установок.
  • Пяти трубные торпедные аппараты в количестве 2 единиц.
  • Реактивные бомбовые установки РБУ-6000 в количестве 2 единиц.
  • Противолодочный вертолет КА-25/27.
  • Установки ЗРК С-300Ф Форт в количестве 8 единиц.
  • Двухорудийная артиллерийская установка АК-130.
  • Установки ЗРК Оса-МА в количестве 2 единиц.

С недавнего времени идут работы по модернизации флагмана, который принадлежит Черноморскому флоту. По усмотрению руководства было принято решение провести замену комплекса «Вулкан». Вместо него должны быть установлены ПРК «Оникс» и «Калибры».

Пример нескольких вариантов сборок:

top

Блок советов по выбору навыков командира корабля находится в разработке.

.

Модернизации приведены для версии 0.9.12 и могли потерять актуальность с выходом обновления 0.10.0.

.

Модернизации

1

2

3

4

5

6

Во второй слот возможна установка одной из особых модернизаций: «Гидроакустический поиск Мод. 1», «Поисковая РЛС Мод. 1» или же «Заградительный огонь ПВО Мод. 1»

Варианты модернизаций

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

Блок советов по выбору навыков командира корабля находится в разработке.

.

Модернизации приведены для версии 0.9.12 и могли потерять актуальность с выходом обновления 0.10.0.

.

Модернизации

1

2

3

4

5

6

Во второй слот возможна установка одной из особых модернизаций: «Гидроакустический поиск Мод. 1», «Поисковая РЛС Мод. 1» или же «Заградительный огонь ПВО Мод. 1». Также стоит рассмотреть вариант использования уникальной модернизации в 6-ой слот:

Варианты модернизаций

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Уникальная модернизация

1

2

3

4

5

6

Ускоренная перезарядка ГК

1
Билд на дальность стрельбы

Доступные камуфляжи:

Доступен и по умолчанию используется постоянный камуфляж Тип 20, у которого помимо стандартных бонусов: -50% к стоимости обслуживания за бой, +20% к кредитам за бой и +100% к опыту за бой.

За 8000 дублонов можно приобрести постоянный камуфляж «Aurora». Бонусы аналогичны камуфляжу Тип 20.

Для увеличения опыта за бой, свободного опыта за бой и т.д. можно использовать соответствующие типы стандартного (Тип 6 или Тип 59) или акционного камуфляжа.

top

Тип 20 — Москва

Бонусы:

  • -3% к заметности с кораблей;
  • +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
  • -50% к стоимости обслуживания корабля после боя;
  • +20% к кредитам, заработанным за бой;
  • +100% к опыту, заработанному за бой;

Стоимость: Бесплатно.

Примечание: Если автопополнение включено, этот камуфляж будет пополнятся бесплатно.

1

Aurora — Москва

Бонусы:

  • -3% к заметности с кораблей;
  • +4% к максимальному рассеиванию снарядов противника, ведущего огонь по вашему кораблю;
  • -50% к стоимости обслуживания корабля после боя;
  • +20% к кредитам, заработанным за бой;
  • +100% к опыту, заработанному за бой;

Стоимость: 8000 .

Примечание: Этот камуфляж покупается один раз и пополнятся бесплатно.

1

Походы и награды

Но вернемся к «Славе».

Головной корабль проекта 1164, один из самых мощных кораблей отечественного ВМФ, был введен в эксплуатацию 13 декабря 1982 года. Последующие 37 лет жизни крейсера по драматизму и насыщенности неожиданными событиями, пожалуй, не уступают гомеровской «Одиссее».

«Слава» не раз ходила в дальние походы, несла боевую службу и принимала участие в разного рода «ответственных мероприятиях». Так, например, в июле 1989 года на крейсере проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных крылатых ракет морского базирования. В декабре того же года корабль обеспечивал встречу президента СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем-старшим на Мальте. 

В марте 1991 года «Слава» встала на капремонт и модернизацию в Николаеве, где из-за развала Советского Союза и застряла. Кремлю, погрузившемуся в омут политической нестабильности, долгое время было откровенно не до «Славы». 

Между тем долги за ремонтные работы на крейсере росли. Отдавать их вдруг ставшему иностранным судостроительному заводу в Николаеве командованию ЧФ было откровенно нечем. Дошло до того, что закрывать задолженность решили… бартером. То есть демонтировать со «Славы» часть оборудования, чтобы переставить его на «Лобова»-«Украину». 

Когда же этого оказалось недостаточно, в штабных коридорах стали осторожно поговаривать о возможности списания «Славы». Одновременно не прекращались попытки украинских властей склонить экипаж крейсера к переходу под жовто-блакитный флаг. Судьба «Славы» повисла на волоске

В самый пиковый момент в ситуацию вмешался мэр Москвы. О дальнейшем официальный источник сухо повествует так: 

Судьба «Славы» повисла на волоске. В самый пиковый момент в ситуацию вмешался мэр Москвы. О дальнейшем официальный источник сухо повествует так: 

В общем, правительство Москвы приняло шефство над кораблем, а Лужков «убедил» украинцев завершить ремонтные работы на «Славе», после чего «отпустить» крейсер в Севастополь. В ходе этой эпопеи благодарные черноморцы переименовали «Славу» в «Москву». 

13 мая 1998 года с целью сохранения на флоте гвардейских традиций крейсеру были переданы флаг и гвардейское звание выведенного из состава Черноморского флота гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ». Когда в августе 1999 года «Москва» наконец-то вновь вступила в строй, над крейсером уже развевался не военно-морской флаг СССР, а украшенный гвардейской лентой флаг Андреевский. 

Чудом вернувшаяся из небытия «Москва» стала флагманом Черноморского флота, каковым и остается до сих пор. 

В августе 2008 года крейсер участвовал в вооруженном конфликте с Грузией в водах Абхазии. В 2013-м, с июля по ноябрь, «Москва» находилась в дальнем походе, посетив с деловыми заходами Португалию, Кубу, Никарагуа, Венесуэлу и Кипр. В марте 2014 года «Москва» вместе с другими кораблями Черноморского флота осуществляла блокаду кораблей и судов ВМСУ в заливе Донузлав. С сентября 2015-го по январь 2016 года ракетный крейсер возглавлял постоянное оперативное соединение ВМФ России в восточной части Средиземного моря и осуществлял прикрытие развернутой в Сирии группировки российских ВКС. 

Столь насыщенные «трудовые будни» ракетного крейсера достойно подытожило 22 июля 2016 года вручение кораблю ордена Нахимова. По итогам 2016 года ордена Нахимова гвардейский ракетный крейсер «Москва» возглавил список лучших кораблей Черноморского флота!..

Дополнительные зенитные системы

Но на этом возможности зенитных установок крейсера не ограничиваются. Чтобы сделать его действительно многофункциональной боевой единицей, в конструкцию включили универсальную (может также стрелять по береговым и морским объектам) 130 мм установку (автоматическую, конечно же) АК-130. Чтобы повысить ее эффективность, с ней в комплекте идет система радиолокационного обнаружения «Лев». Кроме прочего, на корабле есть целая батарея 30 мм шестиствольных орудий АК-630М. В батарее – по две установки, каждая из которых управляется системой наведения и сопровождения цели «Вымпел». За состоянием воздушного пространства близ самого корабля, а также за поставку сведения бортовому зенитному вооружению отвечает РЛС «Флаг», в состав которой входят две другие радиолокационные установки: «Фрегат» и «Восход». Их антенны жестко смонтированы на фок- и грот-мачтах «Убийцы авианосцев».

«Безногий» флагман

Казалось бы, безоблачное будущее «Москве» было гарантировано. Но у любой медали, как известно, две стороны. Интенсивное использование корабля не самым лучшим образом сказалось на техническом состоянии флагмана ЧФ. 

Особенно досталось главной энергетической установке крейсера. Если называть вещи своими именами, то после несения боевой службы у берегов Сирии «Москва» практически осталась без «ног». Кораблю настоятельно требовался, как минимум, серьезный ремонт, а как максимум — еще и модернизация. 

Ситуация осложнялась сразу несколькими факторами.

Во-первых, только-только закончились капитальный ремонт и модернизация однотипного с «Москвой» крейсера «Маршал Устинов». Тот простоял на судоремонтном заводе «Звездочка» с июля 2011 года по декабрь 2016 года. Сразу после этого «потянуть» столь же длительные и затратные работы на еще одном «Атланте» ни ВМФ, ни ОПК России оказались не готовы. 

Во-вторых, восстановление боеспособности «Москвы» силами севастопольского судоремонта представлялось командованию ВМФ проблематичным. При этом не меньше вопросов вызывала способность «обезноженного» крейсера добраться из Черного моря в Северодвинск, где «Москвой» могла бы заняться «Звездочка».

В-третьих, по слухам, сами черноморцы не горели желанием расставаться с пусть и не ходовым, но единственным в составе ЧФ кораблем 1-го ранга. 

В-четвертых, «Москва», как мы помним, являлась головным кораблем проекта 1164, то есть самым изношенным из введенной в строй тройки «Атлантов». Это обстоятельство заметно усиливало сомнения в рациональности не только модернизации, но и возвращения крейсера в ходовое состояние. 

Вот так и получилось, что флагман Черноморского флота надолго завис у причала в севастопольской бухте. С прогулочных катеров, снующих мимо «Москвы», туристы иногда наблюдали на палубе крейсера следы вялотекущих ремонтных работ. 

Раз в год буксиры оттаскивали «парализованный» флагман от причальной стенки и ставили его на «парадные» бочки по случаю Дня ВМФ России. Затем те же буксиры возвращали «Москву» к знакомому севастопольскому причалу, и крейсер вновь погружался в дрему. До следующего парада. 

В феврале 2017 года в СМИ прошла информация, что «Москва» должна была в 2018 году все же покинуть Севастополь и уйти в Северодвинск. Мол, принципиальное решение по этому поводу уже принято, проходит этап согласования технических характеристик и параметров контракта, который до конца года намерены заключить Объединенная судостроительная корпорация и Минобороны. Однако позже появились сообщения о том, что крейсер планируется за три года отремонтировать и модернизировать в Севастополе силами 13-го судоремонтного завода ЧФ.

Так или иначе, но 2019 год «Москва» встретила по-прежнему в неходовом состоянии. При этом споры о дальнейшей судьбе флагмана ЧФ продолжались. Чем дольше «Москва» не выходила в море, тем громче раздавались голоса скептиков, считавших, что «крейсер свое отплавал», а потому дальнейший курс корабля лежит исключительно в точку утилизации. В Севастополе даже появлялись инициативные группы, пытавшиеся ходатайствовать о превращении «Москвы» в корабль-музей. 

Украинские СМИ тоже не остались в стороне. Они радостно подбадривали себя и своих читателей заголовками «У России безнадежно сломалась «Москва», «Флагман Черноморского флота умирает в порту Севастополя» и так далее.

Федеральное агентство новостей &nbsp/&nbspАндрей Союстов

Причины появления крейсеров проекта 1164

Появление в 70-х годах на океанских просторах крупных авианосных соединений американского флота поставили Высшее военно-морское командование СССР в трудное положение. Итоги вьетнамской войны показали насколько возросла роль морской авиации в современных военных конфликтах. Авианосные группы ВМС США и стран НАТО могли свободно блокировать любое побережье, одновременно с этим нанося удары по объектам, находящимся в глубине территории противника. Морские границы СССР в такой ситуации оказались практически беззащитными в тактическом плане. Стратегически вероятный противник мог полностью парализовать судоходство не только на океанских просторах, но и во внутренних морях.

Черноморский флот, как и Балтийский не имели в своем составе корабли, способные противостоять ударной мощи авианосцев. Практически оголенным был восточный фланг рубежей Советского Союза. На Тихом океане в составе ТОФ не было ни одно корабля, способного устранить угрозу со стороны ударных сил флотов иностранных государств. В срочном порядке требовалось ждать адекватный военно-технический ответ возросшей угрозе на море. Это и стало основным мотивом для разработки и последующего строительства на советских верфях ракетных крейсеров проекта 1164.

С момента появления кораблей этого класса в составе ВМФ СССР ситуация на море кардинальным образом изменилась. Военно-морскому командованию Советского Союза удалось нейтрализовать мощь американских авиационных соединений, действующих в акватории внутренних морей. Благодаря своему вооружению и тактико-техническим данным новые корабли заслужили лестное прозвище «убийца авианосцев», поставив под сомнение военную мощь авианосцев. Они получили шифр «Атлант», а в классификации НАТО советские крейсера — код Slava. С этого момента потенциальные противники вынуждены были считаться с возросшей мощностью ВМФ СССР. Действия авианосных ударных групп ВМС США и стран НАТО вблизи морских рубежей Советского Союза стали осторожными и не носили вызывающий характер.

https://youtube.com/watch?v=bOEOmo5f7vA

«На провокации никто не решался»

«Москва» является головным кораблём проекта 1164 «Атлант». Помимо этого судна, в составе ВМФ России находятся ещё два таких ракетных крейсера: «Варяг» — на Тихоокеанском флоте и «Маршал Устинов» — на Северном.

«Москва» была заложена в 1976 году на стапеле Николаевского судостроительного завода имени 61 Коммунара под наименованием «Слава». 30 января 1983 года корабль вошёл в состав ВМФ СССР после завершения комплекса заводских и государственных испытаний.

  • Стрельба из противокорабельной установки «Москвы»

В декабре 1989 года «Слава» принимала участие в обеспечении первой встречи генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва с президентом США Джорджем Бушем, которая прошла на Мальте. В 1990 году крейсер был направлен в Николаев для частичной модернизации.

Своё нынешнее название и наименование «гвардейский» корабль получил 22 июня 1995 года по инициативе руководства российской столицы. После распада СССР правительство Москвы взяло шефство над флагманом Черноморского флота и профинансировало его ремонт.

По информации Минобороны РФ, «Москва» предназначена для нанесения ударов по крупным надводным целям и группировкам кораблей. Также крейсер способен обеспечивать боевую устойчивость противолодочных формирований и вести коллективную противовоздушную оборону сил флота в удалённых районах Мирового океана.

Также по теме

Арктика на замке: чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для ФСБ «Пурга»

В ближайшем будущем погранслужба ФСБ получит патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»). Об этом сообщил…

«Кроме того, («Москва». — RT) может решать задачи борьбы с подводными лодками и обстрела побережья противника, а также оказывать огневую поддержку при проведении десантных операций», — уточняется в материалах военного ведомства.

Полное водоизмещение крейсера составляет 11,3 тыс. т, длина — 186 м, ширина — 21 м, экипаж — 680 человек, дальность хода — 7 тыс. миль (11,27 тыс. км), скорость — 32 узла (59,26 км/ч). На «Москве» установлена газотурбинная энергетическая установка. Совокупная мощность двигателей корабля оценивается в 90 тыс. л. с.

Арсенал «Москвы» включает 16 пусковых установок противокорабельной системы «Вулкан», зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-300Ф «Форт», средство ПВО ближнего радиуса «Оса», артиллерийские установки АК-130 и АК-630, торпедное оружие и реактивные глубинные бомбомёты РБУ-6000.

Дальность стрельбы из «Вулкана» составляет 550—700 км (по некоторым данным, в усовершенствованной версии комплекса — до 1000 км). Во время полёта ракеты развивают скорость в 2—2,5 числа Маха. Часть пути к цели они преодолевают на большой высоте, а на финальном участке снижаются до 15—20 м.

Незадолго до ремонта «Москва» приняла участие в нескольких дальних походах. В 2013 году крейсер отправился к берегам Португалии, Кубы, Никарагуа и Венесуэлы, спустя год — выполнял задачи в акватории Тихого океана.

Осенью 2015 года крейсер возглавлял постоянное оперативное соединение ВМФ в восточной части Средиземного моря. Также у берегов Сирии флагман Черноморского флота обеспечивал противовоздушную оборону авиабазы Хмеймим.

«Мы патрулировали в зоне интенсивных полётов авиации, в небе могли одновременно находиться десятки самолётов, не только российских… Мы всё время были в готовности, система «Форт» исправно работала. Но никто к нам не подлетал. Все знают возможности этих кораблей по обнаружению и слежению за целями, поэтому на провокации никто не решался», — заявил ранее журналистам командир зенитно-ракетного дивизиона «Москвы» гвардии капитан-лейтенант Дмитрий Сёмкин.

Основные тактические характеристики «Москвы»

Водоизмещение этого великолепного судна составляет 11 500 тонн. Общая длина корабля равняется 186 метрам. При ширине в 21 метр его высота – 42,5 метра. Неудивительно, что осадка столь впечатляющего корабля составляет 8,5 метров. Максимально достижимая скорость (мы об этом еще поговорим ниже) – 32 узла, обычный ход – 16 узлов. В качестве силовых установок выступают сразу четыре газотурбинных аппарата, мощность каждого из которых равна 22500 л. с. В движение судно приводят сразу два гребных винта.

Если говорить о скорости в 16 узлов, то при этих условиях дальность автономного плавания составляет 6 000 морских миль (в переводе в метрическую систему – около 12 000 км). Что же касается времени, то запасов продовольствия хватает ровно на месяц автономки. Численность экипажа составляет 510 человек, в боевых условиях количество персонала может быть увеличено. Для сопровождения и разведки используется многоцелевой вертолет Ка-27, посадочная площадка которого располагается на корме.

История создания

История этого корабля очень точно повторяет историю государства в котором он был разработан и построен.

Крейсер был заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара 4 ноября 1976 г., он был первым в серии из шести новейших советских крейсеров с газотурбинными установками, проекта 1164 «Атлант». Корабль, получил имя «Слава»и был спущен на воду 27 июля 1979 г., вступил в строй в конце 1982 года, а в феврале 1983 года включен в состав Краснознаменного ЧФ, где до 1990 года был главной ударной силой флота.

В 1991 году он встал на стапеля Николаевского завода для текущего ремонта и модернизации, на это отводилось восемь месяцев. Но с развалом СССР прекратилось и финансирование ремонта, точнее оно даже не начиналось. Шли годы, крейсер сохранялся только благодаря личному вкладу экипажа, лишь спустя пять лет появилась надежда на исправление ситуации. Благодаря личным стараниями Юрия Лужкова и шефской помощи мэрии Москвы удалось найти средства для завершения ремонта.

22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя — «Москва». 12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. Лишь 19 июля 1999 г., крейсер покинул Николаев, а 21 июля корабль вошел в Севастопольскую бухту. 25 июля, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет «Москва» вышла в море для проверки ходовых механизмов и проверки оружия. Тем же летом я лично наблюдал его на параде, когда и сделал это фото. В ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности.

На протяжении двух прошедших десятилетий крейсер принимал участие в морских походах, международных учениях, боевых и миротворческих операциях, обеспечивал безопасность зимних олимпийских игр в Сочи. Всего на счету корабля 19 боевых служб, в том числе в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.

22.07.2016 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил орден Нахимова гвардейскому ракетному крейсеру «Москва» в соответствии с Указом Президента России «За заслуги в обеспечении безопасности государства, высокие показатели в боевой подготовке, мужество и самоотверженность, проявленные личным составом в ходе выполнения учебно-боевых задач»

5 июня 2019 года после трехлетнего ремонта вышел в море для прохождения ходовых испытаний главной энергетической установки после капитального ремонта.

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector