Энциклопедия военных автомобилей 1769~2006 гг. а-и

описание

Средняя SPW базировалась на шасси с коробчатым приводом тягача 3t. Как и во всех гусеничных машинах немецкого вермахта, ведущие колеса были расположены спереди относительно длинной гусеничной ходовой части, чтобы обеспечить ей определенную самоочищаемость. Автомобиль управлялся не только с неуправляемыми передними колесами без тормозов. Если они были повернуты очень сильно — то есть более двух третей от полного угла поворота — рулевой механизм гусеницы, управляемый рулевым механизмом передней оси через рычажный механизм, инициировал одностороннее торможение, которое поддерживало поворот. По сравнению с классическим бронетранспортером Allied M3 с его короткой цепной опорой и передним мостом с приводом этот принцип обеспечивал превосходные внедорожные характеристики, но был более сложным и, следовательно, более требовательным к обслуживанию.

Машина была полностью бронирована, но открыта сверху или могла быть закрыта только брезентом для защиты экипажа от непогоды. В корме — главное отличие от M3 — имелась двухстворчатая дверь, которая облегчала посадку и высадку экипажа.

Средняя SPW могла перевезти группу из десяти солдат. Шасси предлагало лучшую мобильность по бездорожью, чем грузовик, и в то же время лучшую защиту благодаря броне. Стандартное вооружение состояло из двух пулеметов MG 34 или MG 42 для защиты или поддержки пеших войск. Недостатком было ограниченное пространство для необходимого оборудования, поэтому его часто переносили снаружи.

Кроме того, на базе Sd.Kfz. 251/1 производила различную спецтехнику, в конструкции которой интегрировали оборудование для выполнения определенных специальных задач. В частности, были разные варианты с разветвленным радиооборудованием для взаимодействия с ВВС или другими танковыми частями. Машины также использовались как носители противотанковых орудий и метательные шпангоуты .

Литература

General info

Survivability and armour

Armourfront / side / back

Hull14 / 8 / 8

Turret6 / 0 / 0

Crew5 people

Visibility88 %

Armour type:

  • Rolled homogeneous armour (hull, gun shield)
  • Structural steel (mudguards, undercarriage)
  • Wheel (front tires)
Armour Front (Slope angle) Sides Rear Roof
Hull 14.5 mm (6°) Engine compartment 14.5 mm (30°) Driver cabin 8 mm (41°) Lower glacis 8 mm (41°) Top — Engine 8 mm (35°) Top — Crew compartment 8 mm (19°) Bottom — Engine 8 mm (34°) Bottom — Crew compartment 8 mm + 8 mm (34°) Storage bins 8 mm Bottom — Undercarriage 8 mm (31°) 5.5 mm (42°) Lower glacis 8 mm (8°) Engine compartment 8 mm
Gun shield 6 mm (36°) Centre 6 mm (22°) Sides N/A

Notes:

  • Suspension wheels are 15 mm thick while tracks are 7 mm thick and torsion bars are 10 mm thick.
  • Wheels are 10 mm thick and mudguards are 5 mm thick.
  • The belly armour is 5.5 mm thick.

Mobility

Speedforward / back

AB57 / 12 km/h

RB and SB53 / 11 km/h

Number of gears8 forward

2 back

Weight8.0 t

Engine power

AB191 hp

RB and SB100 hp

Power-to-weight ratio

AB23.9 hp/t

RB and SB12.5 hp/t

Game Mode Max Speed (km/h) Weight (tons) Engine power (horsepower) Power-to-weight ratio (hp/ton)
Forward Reverse Stock Upgraded Stock Upgraded
Arcade 57 12 8 142 191 17.75 23.88
Realistic 53 11 88 100 11 12.5

Modifications and economy

Repair cost

AB100

RB440

SB380

Crew training450

Experts3 000

Aces40

Research Aces220 000

Reward for battleAB / RB / SB

2 × 20 / 30 / 40 % 2 × 100 / 100 / 100 %

Modifications

Mobility Protection Firepower

Tracks

Suspension

Brake System

Filters

Transmission

Engine

Parts

FPE

Crew Replenishment

Horizontal Drive

Adjustment of Fire

37mm_kwk_36_APCR_ammo_pack

Elevation Mechanism

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.D

Последняя модификация, внешне отличавшаяся от предыдущих измененной конструкцией кормовой части машины, а также ящиками ЗИП, которые полностью вписались в броневой корпус. С каждой стороны корпуса бронетранспортера имелось по три таких ящика.

Другими конструктивными изменениями стали: замена блоков наблюдения смотровыми щелями и изменение формы выхлопных труб. Главное изменение технологического характера заключалось в том, что корпус бронетранспортера стал выполняться методом сварки. Помимо того, множество технологических упрощений позволяли значительно ускорить процесс серийного производства машин. Начиная с 1943 года, было выпущено 10602 единиц Sd.Kfz.251 Ausf.D в различных вариантах от Sd.Kfz.251/1 до Sd.Kfz.251/23

Назад — Вперед >>

< Назад

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf. А

Первая модификация бронетранспортера Sd.Kfz.251. Ausf.А, весила 7,81 т. Конструктивно машина представляла собой жесткую сварную раму, к которой снизу был приварен бронелист. Бронекорпус, изготавливаемый главным образом сваркой, собирался из двух секций, линия членения проходила за отделением управления. Передние колеса подвешивались на эллиптических рессорах. Стальные штампованные диски колес снабжались резиновыми шипами, тормозов передние колеса не имели. Гусеничным движитель состоял из двенадцати, расположенных в шахматном порядке, стальных штампованных опорных катков (по шесть катков на борт), все опорные катки снабжались резиновыми бандажами. Подвеска опорных катков — торсионная. Ведущие колеса переднего расположения, натяг гусениц регулировался перемещением ленивцев заднего расположения в горизонтальном плоскости. Траки в целях снижения массы гусениц были сделаны смешанной конструкции — резино-металлические. Каждый трак на внутренней поверхности имел один направляющий зубец, а на внешней — резиновую подушку. Соединялись траки между собой посредством смазываемых подшипников.

Корпус сваривался из бронелистов толщиной от 6-мм (днище) до 14,5-мм (лоб). В верхнем листе капота был устроен большой двустворчатый люк для доступа к двигателю. По бокам капота на Sd.Kfz.251 Ausf.А были сделаны вентиляционные лючки. Левый лючок мог открывать специальным рычагом водитель прямо из кабины. Боевое отделение выполнено открытым сверху, крышей накрывались только места водителя и командира. Вход и выход в боевое отделение обеспечивала двустворчатая дверца в кормовой стенке корпуса. В боевом отделении по всей его длине вдоль бортов монтировались две лавки. В лобовой стенке рубки были устроены два наблюдательных отверстия для командира и водителя со сменными смотровыми блоками. В бортах отделения управления устроили по одной небольшой смотровой амбразуре. Внутри боевого отделения имелись пирамиды для оружия и стеллажи для иного военно-личного имущества. Для защиты от непогоды предусматривалась установка над боевым отделением тента. В каждом борту имелось по три смотровых прибора, включая приборы командира и шофера.

Бронетранспортер снабжался 6-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров мощностью 100 л.с. при частоте вращения вала 2800 об/мин. Двигатели выпускались фирмы «Майбах», «Норддойче Моторенбау» и «Ауто-Юнион,» который снабжался карбюратором «Солекс-Дуплекс», четыре поплавка обеспечивали работу карбюратора при экстремальных градиентах наклона машины. Радиатор двигателя был установлен в передней части капота. Воздух к радиатору подавался через жалюзи в верхнем бронелисте капота и выпускался через отверстия в бортах капота. Глушитель с выхлопной трубой монтировался за передним левым колесом. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии передавался через сцепление. Трансмиссия обеспечивала две скорости заднего хода и восемь переднего.

Машина снабжалась ручным тормозом механического типа и пневматическими сервотормозами, установленными внутри ведущих колес. Пневматический компрессор был поставлен слева от двигателя, а воздушные баллоны — подвешены под шасси. Развороты с большим радиусом выполнялись поворотом передних колес посредством поворота рулевого колеса, на разворотах с малыми радиусами подключались тормоза ведущих колес. Рулевое колесо было снабжено указателем положения передних колес.

Вооружение машины состояло из двух 7,92-мм пулеметов «Рейнметалл-Борзинг» MG-34, которые монтировались в передней и задней части открытого боевого отделения.

Чаще всего полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 Ausf.А выпускался в версиях Sd.Kfz.251/1 — транспортер пехоты. Sd.Kfz.251/4 — артиллерийский тягач и Sd.Kfz.251/6 — штабная машина управления. В меньших количествах выпускались модификации Sd.Kfz. 251/3 — машины связи и Sd.Kfz 251/10 — бронетранспортеры, вооруженные 37-мм пушкой.

Серийное производство транспортеров Sd.Kfz.251 Ausf.А осуществлялось на заводах фирм «Боргвард» (Берлин-Борзигвальде, номера шасси от 320831 до 322039), «Ганомаг» (796001-796030) и «Ганза-Ллойд-Голиаф» (до 320285)

Стеклотекстолит в броне: дёшево и сердито

Примечания

  1. Радиоконтроль — Тачанка / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1980. — 693 с. — (Советская военная энциклопедия :  ; 1976—1980, т. 7). — С. 532.
  2. ЭСБЭ[уточнить]
  3. Приложение № 4 : Рисунки должностных знаков различия для младшего и выше командного и командно-политического состава ВМС РККА // Форма одежды личного состава Военно-морских сил РККА / УВМС РККА ; отв. ред. С. В. Курков. — Л. : Отдел Издательства НКО СССР ; М., 1934. — Младший начсостав. — С. 58. — 70 с. — 5000 экз.

История создания

Во время Второй мировой войны немецкая армия первой в мире массово приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный Sd.Kfz. 251, обычно называемый «Ганомаг» (по названию предприятия-изготовителя). Его использовали для транспортировки пехоты (мотопехота) и тяжёлого вооружения (миномёты, крупнокалиберные пулемёты, пушки, огнемёты и пусковые ракетные установки), на его базе создавались санитарные, штабные машины и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей Второй мировой войны и применялись на всех театрах войны. После войны модификация Sd.Kfz. 251 — ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.

Дальним предком Sd.Kfz. 251 был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.

В 1915—1916 годах появились очередные модели полугусеничных машин — «Бременваген» и «Мариневаген» I и II. Эти машины состояли на вооружении Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung (батальон штурмовых бронеавтомобилей). В 1917 году фирма Бенц представила полугусеничный артиллерийский тягач «Крафтпротце», которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции. В период Веймарской республики работы над новыми конструкциями полугусеничных автомобилей были продолжены.

На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала полностью бронированный гусеничный автомобиль, вооруженный размещенной в броне-башне пушкой 3.7 cm KwK L/70 калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7,92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на зенитной турели на башне машины.

В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного артиллерийского тягача, получившего обозначение HK 600p. В движение тягач приводился двигателем Боргвард KJ54 мощностью 68 кВт/92 л. с. В 1934 году тягач был переименован в HL KI 2, а весной 1936 года началось его серийное производство. Первые машины были направлены в 23-й полк легкой артиллерии. Всего было выпущено 505 таких тягачей.

Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные бронетранспортеры. Самый известный из них — HI6 — был разработан гамбургской фирмой «Ганза-Ллойд». В 1936 году лицензию на эту машину выкупила ганноверская фирма «Ганомаг». Бронетранспортер был разработан на базе 3-тонного полугусеничного артиллерийского тягача, о котором упоминалось выше. Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме «Ганомаг», бронекорпус — на фирме «Бюссиг» в Берлине-Обершёневайде, а окончательную сборку производили на других предприятиях.

Первые машины, получившие обозначение HKL 6р, были выпущены в 1937 году, а бронетранспортеры нуль-серии — в 1938 году. Название бронетранспортера полностью звучало так — «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (MTW) — то есть средний бронетранспортер. Первые серийные образцы Sd.Kfz. 251 поступили в части летом 1939 года.

Бронетранспортеры Sd.Kfz. 251 выпускались в четырех модификациях — Ausf. А, В, С и D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены цифрами, например Sd.Kfz. 251/3 или Sd.Kfz. 251/16. Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd.Kfz. 251/3 выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D. То, какая модификация была использована для постройки специализированного варианта, можно, в принципе, установить только по году выпуска конкретного экземпляра.

варианты

Sd.Kfz. 251/1, средний бронетранспортер с метательной рамой

Sd.Kfz. 251/3, средний радиобронированный автомобиль

Sd.Kfz. 251/7, средний бронетранспортер

Sd.Kfz. 251/9, средний пушечный броневик

с наиболее важными характеристиками оборудования

  • 251/1

    Рама для метания дополнительного оборудования для шести 28-см тротиловых или 32-см бензиновых ракет (прозвище: Stuka zu Fuß), (→ метательная рама 40 )

    — БТР с двумя пулеметами; Версии от A до D

  • 251/2 — с гранатометом 8 см
  • 251/3 — Средний бронированный радиооборудование (четыре различных конфигурации радиооборудования, с рамочной антенной) в версиях от A до C

    • 251/3 I FuG 8 и FuG5
    • 251/3 II FuG8 и FuG5
    • 251/3 III FuG7 и FuG1 используются для координации земля-воздух
    • 251/3 IV FuG11 и FuG12 с дополнительной 9-метровой телескопической антенной мачтой Специальная антенна II
    • 251/3 В FuG11
  • 251/4 первоначально для боеприпасов и аксессуаров для легкого IG 18 , позже для других пехотных орудий
  • 251/5 Средний бронетранспортер для инженерной подготовки ; Нет скамейки для большего места для хранения вещей
  • 251/6 средний командирский бронеавтомобиль с FuG11 и рамочной антенной
  • 251/7 средний бронетранспортер ; как / 5, но с дополнительным временным мостом (5,5 м, 14 т)
  • 251/8 средняя скорая помощь ; Автомобиль скорой помощи с носилками на версиях C и D
  • 251/9 Средний пушечный броневик с 7,5 cm KwK 37 L / 24 на версиях C и D
  • 251/10 с 3,7 см PaK 36 в версиях C и D
  • Sd.Kfz. 251/11, средний броневик

    251/11 Средняя бронированная телефонная машина для прокладки телефонных линий

  • 251/12 Средняя измерительная группа и бронетранспортер
  • 251/13 Средняя звукопоглощающая броня
  • 251/14 Средний звуковой оценочный бак
  • 251/15 Средний легкий
    оценочный танк

    / 12 — / 15 были машинами поддержки артиллерии, которые выпускались в меньшем количестве.

  • Sd.Kfz. 251/16, бронеавтомобиль средней мощности

    251/16 Среднегабаритный броневик с двумя огнеметами 1,4 см 42, серийное производство на Ausf. D

  • 251/17 Средний бронетранспортер Ausf. D, вооруженный 2-cm KwK .
  • 251/18 Средний обзорный броневик с FuG12
  • 251/19 Средний бронированный телефонный вагон
  • 251/20 «UHU», с инфракрасным прожектором «UHU» 60 см (дальность до 3000 метров, эффективная 1200 метров) для обнаружения поля боя и инфракрасными приборами ночного видения для водителя. «UHU» предназначался для поддержки бронированных машин V Panther , которые с осени 1944 года модернизировались для ночного боя в строжайшей секретности , поскольку их 30-сантиметровые инфракрасные фары (дальность до 400 метров, фактически 150 метров) соответствовали боевым дальность стрельбы 7,5 см. Пушка (до 2500 метров) не воздала должного. Командиры «Пантеры» получали инструкции с машин «UHU» по радио и по принципу круговой наводки; затем командиры приказали своим орудиям постучать (!), у которых из соображений экономии не было собственных ИК-устройств, — как и водители «Пантеры», которых также должны были инструктировать командиры ночью (так называемое изображение конвертер / Бива стоимостью 35000 RM).

Кроме того, с октября / ноября 1944 года так называемая «машина сопровождения Falke» была разработана как другой вариант Sd.Kfz 251 и испытывалась с февраля / марта 1945 года. «FALKE» был разработан в качестве эскортной защиты, подходящей для ночного боя с вражеской пехотой, «UHU» и ночными боевыми пантерами. Помимо ИК-прибора для водителя, у экипажа имелись штурмовые винтовки 44 с малыми ИК-фарами ( прицел 1229 «Вампир» , дальность до 150 метров, эффективная 70 метров), а передний MG 42 был оснащен ИК-оборудованием на базе на соответствующие приборы ночного видения Panther.

Всего было выпущено около 60 автомобилей «UHU», количество готовых автомобилей «FALKE», вероятно, было меньше. На фоне приближающегося конца войны запланированная реорганизация ночных боевых частей (каждая по 5 «Пантер», 1 «УХУ», 1 «ФАЛКЕ») вряд ли могла быть осуществлена.

  • 251/21 Средний бронетранспортер с трехстворчатым пулеметом MG 151/20 для ПВО (калибр 20 мм). Изначально пушки предназначались для вооружения самолетов. Конструкция обеспечивала полную броневую защиту по бокам, хотя толщина брони бронетранспортера была невысокой.
  • 251/22 с 7,5 см PaK 40 L / 48 на версии D
  • 251/23 с 2 cm KwK на версии D

2,8 см противотанковое ружье иногда заменял Sd.Kfz. 251/7 пулемет передний; 3,7 cm PaK 36 , с защитным экраном или без него, устанавливался редко . Шифровальная машина Enigma продавалась небольшими партиями в Sd.Kfz. 251/3 б / у.

Модификации

Для обозначения модификаций германской бронетехники используется термин Ausführung – модель, после которого следует буквенное обозначение версии. Первый вариант бронетранспортера Ausf.A легко отличить по дополнительным смотровым приборам, расположенным на верхней части корпуса боевого отделения. Антенна и фара «Нотек» располагались на крыле машины.

На последующей модели Ausf.В число смотровых приборов сократилось, они остались только у водителя и радиста. Антенна перенесена на верхний лист, в район рабочего места радиста. Фара «Нотек» получила кронштейн, установленный на верхнем боковом листе моторного отделения машины.

Выпуск новой версии С, отличающейся конструкцией лобовой части корпуса, начался в 1940 году. Причем в этот момент к выпуску подключились несколько новых предприятий (как минимум, Schichau и M.N.H).

https://www.youtube.com/watch?v=8xG1cVB6OY4

Но параллельно шел выпуск машин и предыдущих версий, который завершился только в середине следующего года. Для бронетранспортеров версии С характерным внешним признаком является глухой плоский лобовой лист моторного отсека и броневые кожухи каналов выброса горячего воздуха, расположенные по бокам от капота. Последняя модификация Ausf.D начала производиться с осени 1943 года.

Машина отличается расширенным корпусом (только сварной конструкции) с плоским наклонным кормовым листом. Новый корпус Sd.Kfz.251состоял из меньшего числа деталей и был проще в изготовлении, что позволило нарастить производство. Всего было собрано более 10,6 тыс. экземпляров Ausf.D, для сравнения – общий объем предыдущих модификаций бронетранспортера составил 4,65 тыс. машин.

На основе базовых модификаций выпускалось 23 версии машины Sd.Kfz.251. Причем некоторые версии могли использовать по несколько шасси, а некоторые монтировались на базе только поздней модификации бронетранспортера Ausf.D.

Серийные варианты:

  • 251/1, стандартный вариант для перевозки 10 пехотинцев, вооружен одним или двумя пулеметами MG34 или 42, оснащенными броневым щитком;
  • 251/2, версия, предназначенная для установки 8-см миномета и перевозивший боекомплект на 66 выстрелов;
  • 251/3, бронетранспортер, оборудованный дополнительными радиостанциями (машина связи);
  • 251/4, вариант использовался для перевозки полевых гаубиц, расчета и небольшого запаса снарядов;
  • 251/5, ранний саперный вариант машины;
  • 251/6, бронетранспортер, приспособленный для эксплуатации в роли командного пункта крупных армейских частей;
  • 251/7, поздний саперный вариант, дополненный штурмовыми мостами по бортам корпуса;
  • 251/8, санитарная машина, отличалась окраской с красным крестом;
  • 251/9, штурмовой вариант с короткоствольным 75 мм орудием KwK 37 или К51 (аналог применявшегося на ранних PanzerIV);
  • 251/10, версия с усиленным вооружением (противотанковая 37 мм пушка Pak 36 с укороченным по высоте штатным щитомили противотанковое ружье PzB 39);
  • 251/11, укладчик телефонного кабеля;
  • 251/12, версия командной машины для артиллерийских частей;
  • 253/13 и 251/14, редкие варианты, предназначенные для ведения звуковой разведки;
  • 251/15, версия разведывательной светометрической машины;
  • 251/16, на бронетранспортере дополнительно установлены два огнемета, резервуар для смеси и мотопомпа;
  • 251/17, смонтирован 20 мм зенитный комплекс Flak 38, отличается конструкцией бортов корпуса;
  • 251/18, связная и наблюдательная бронемашина;
  • 251/19, передвижной пункт телефонной связи;
  • 251/20, бронетранспортер с установкой инфракрасного прожектора для подсветки целей;
  • 251/21, зенитный вариант машины с установкой трех пушек MG151 (со стволами калибром 15 или 20 мм);
  • 251/22, самоходная установка с противотанковым орудием Pak40;
  • 251/23, вариант с установкой поворотной башни Hangelaffete 38 со спаркой из пушки MG151 и пулемета MG42.

Кроме перечисленных выше бронетранспортеров Sd.Kfz.251, встречались фронтовые кустарные конструкции, изготовленные в единичных экземплярах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector