Самоходная артиллерийская установка «пион»

Содержание:

Освещение

Боевое применение орудия

За время эксплуатации в Советской армии самоходные пушки «Пион» ни разу не применялись ни в одном вооружённом конфликте, однако интенсивно использовались в артиллерийских бригадах большой мощности ГСВГ.

После подписания Договора об обычных вооружённых силах в Европе все самоходные пушки «Пион» и «Малка» были выведены из состава Вооружённых сил Российской Федерации и передислоцированы в Восточный военный округ.

Единственным эпизодом боевого применения САУ 2С7 являлась война в Южной Осетии, где грузинской стороной конфликта использовалась батарея из шести САУ 2С7. При отступлении грузинские войска спрятали все шесть САУ 2С7 в районе Гори. Одна из 5 обнаруженных российскими войсками САУ 2С7 была захвачена в качестве трофея, остальные — уничтожены.

САУ Пион в боевых условиях

В ноябре 2014 года Украина в связи с вооружённым конфликтом начала расконсервацию и приведение в боевое состояние имеющихся у неё установок 2С7.

Окончательное решение

В 1971 году ГРАУ представило обновленные требования к разрабатываемой САУ. Предполагалось, что установка будет использовать выстрелы от гаубицы Б-4. На тот момент уже постановили, что максимальная дальность стрельбы обычным снарядом должна была составлять порядка 35 км, а минимальная — 8,5 км. Реактивный боезапас должен был поражать цель на дистанции до 43 км. Главным предприятием, ответственным за разработку, был назначен Кировский завод в Ленинграде.

Разработка артиллерийской части была закреплена за Г. И. Сергеевым. Его предприятие остановилось на классической схеме орудия, но специалисты предложили внести в его конструкцию немаловажные изменения. Основная особенность – ствол стал разборным, модульной конструкции. Он состоял из свободной трубы, казенника, втулки и муфты. Такую схему орудий предложил талантливый инженер-оружейник А. А. Колокольцев еще в начале 70-х годов.

Так он решил глобальную проблему всех современных артиллерийских систем, значительно снизив их износ при интенсивной стрельбе. Если речь идет о классических пушках, которые выполнены по моноблочной схеме, то для ремонта их приходится отправлять на завод-изготовитель, причем все это время машина будет простаивать, что в боевых условиях неприемлемо. В случае же использования схемы Колокольцева практически все поломки можно исправить прямо в прифронтовой полосе.

В 1975 году самоходная пушка «Пион» успешно прошла все Государственные испытания, после чего сразу было начато ее серийное производство. Окончательная сборка (и производство самого шасси) выполнялась на мощностях Кировского завода. В конце 1970-х годов был разработан новый «Пион». Самоходная артиллерийская установка с 203-миллиметровой пушкой 2А44 получила букву «М» к названию. Правда, это была уже не сухопутная разработка: новое орудие планировалось устанавливать на боевые корабли.

Проект полностью провалился на Государственной приемке, так как руководство флота не устроили некоторые конструктивные особенности.

Основные ТТХ

Тактико-технические характеристики 2С7 «Пион»

Годы эксплуатации……………………с 1975Количество выпущенных, шт……………………более 500

Размеры

Длина корпуса, мм……………………10 500Длина с пушкой вперёд, мм……………………13 200Ширина корпуса, мм……………………3380Высота, мм……………………3000Клиренс, мм……………………400

Бронирование

Тип брони……………………противопульнаяЛоб корпуса (низ), мм/град……………………12Борт корпуса, мм/град……………………8+13Днище, мм……………………8—16

Вооружение

Калибр и марка пушки……………………203-мм 2А44Тип пушки……………………нарезная пушкаДлина ствола, калибров……………………55,3Боекомплект пушки……………………4Дальность стрельбы, км……………………8,4…47,5Пулемёты……………………1 × 12,7-мм НСВТ

Подвижность

Тип двигателя……………………В-46-1Мощность двигателя, л. с……………………780Скорость по шоссе, км/ч……………………50Запас хода по шоссе, км……………………675Ёмкость топливных баков, л……………………1280Удельная мощность, л. с./т……………………17,25

Размещение агрегатов в корпусе САУ 2С7 «Пион»

САУ 2С7 «Пион» — фото с огневой позиции. Сошник опущен, механизм заряжания находится в рабочем положении. В лотке досылателя уложен снаряд, рядом стоит тележка для транспортировки снарядов.

Боекомплект и режимы стрельбы

Как мы и говорили, для стрельбы самоходная пушка «Пион» использует снаряды раздельного заряжания. Вышибные заряды упакованы в полотняные контейнеры и хранятся в герметичной упаковке

Разумеется, что их хранению следует уделять особое внимание (что неудивительно). Стандартный боезапас состоит из 40 выстрелов, причем только 4-6 из них перевозятся в боевом отделении самоходной установки. Они являются «неприкосновенным запасом», и использовать их необходимо только в крайнем случае

Остальные выстрелы перевозятся на транспортной машине, которой «оснащается» каждый «Пион» (203 мм). Самоходная пушка 2С7 и без того слишком массивная и тяжелая, так что такое разграничение является жизненно необходимым

Они являются «неприкосновенным запасом», и использовать их необходимо только в крайнем случае. Остальные выстрелы перевозятся на транспортной машине, которой «оснащается» каждый «Пион» (203 мм). Самоходная пушка 2С7 и без того слишком массивная и тяжелая, так что такое разграничение является жизненно необходимым.

Скорострельность составляет 1,5 выстрела в минуту (максимум). Производитель предусматривает сразу несколько возможных режимов стрельбы:

  • В течение пяти минут может быть произведено порядка восьми выстрелов.
  • За десять минут – 15 выстрелов.
  • В течение 20 минут – 24 залпа.
  • За полчаса – 30 выстрелов (практически неосуществимо в боевых условиях, требует высочайшей выучки расчета).
  • За один час – 40 залпов.

Для осуществления боевых действий в ночное время самоходная пушка 2С7 «Пион» оборудована двумя приборами ночного видения модели ТВНЕ-4Б. За связь отвечает радиостанция Р-123, для внутренних переговоров используется станция марки 1В116. Чтобы повысить живучесть самоходного орудия на поле боя, в конструкции имеются: установка автоматического пожаротушения, устройства для фильтрации и вентиляции воздуха, система дезактивации, которая в то время стала применяться во всех новейших советских танках. Некоторый комфорт экипажа в зимних условиях создается при помощи системы отопления.

Всего в экипаж этой САУ входит сразу 14 человек. Причем лишь половина из них составляет непосредственный расчет установки. Остальные люди входят в команду обеспечения, а на марше располагаются в кузове грузовика или бронетранспортера, который перевозит боеприпасы, а их использует «Пион». Самоходная артиллерийская установка не случайно нуждается в отдельном транспорте для боезапаса.

Конструкция установки

Схема конструкции САУ «Пион»

Конструкция САУ «Пион» спроектирована по безбашенной схеме. Установка состоит из механизированного орудия в задней части машины и основного корпуса. Последний состоит из четырех отделений, в которых размещается экипаж во время марша.

Отделение управления находится спереди, в нем размещается командир, механик-водитель и еще один боец. Далее следует моторный отсек с двигателем, за ним отделение расчета с боекомплектом и местами на четырех человек, включая наводчика. В задней части расположено орудие и сошник.

Еще в процессе разработки предлагались различные варианты шасси на базе тягача МТ-Т и танка Т-10. Однако имевшиеся образцы не подошли для артиллерийской стрельбы, вследствие чего была разработана собственная установка. Ключевое условие ее конструкции — максимальная унификация с узлами и комплектующими, имевшихся на вооружении танков.

Броневой корпус

Корпус САУ «Пион» выполнен из внешней и внутренней брони толщиной в 13 мм и 8 мм соответственно. Благодаря такой защите, расчет внутри машины защищен от пуль и мелких осколков. Также учтена вероятность применения оружия массового поражения — корпус снижает действие проникающей радиации в три раза.

Вооружение самоходного миномета

Ведение огня из установки «Пион»

Вооружение артиллерийской установки имеет следующие особенности:

  • пушка калибром 203 мм имеет скорострельность 1,5 выстрела в минуту, у модифицированной версии — 2,5;
  • ствол орудия разборный, представляет собой свободную трубу, соединенную с казенной частью, в которой расположен поршневой затвор;
  • вместе с противооткатными устройствами ствол находится в люльке качающейся части, закрепленной на верхнем станке;
  • противооткатные устройства включают гидравлический тормоз и два симметрично расположенных пневматических накатника;
  • наведение обеспечивается как гидравлическими приводами от станции управления САУ, так и механизмами на ручном приводе;
  • для ускорения перезарядки предусмотрен механизм, подающий боеприпасы на уровень заряжания, и обеспечивающий их досылку в камору орудия;
  • имеется откидная экскаваторная плита, зарываемая в грунт и обеспечивающая устойчивость при стрельбе.

Длина отката при стрельбе составляет 1400 мм. Подъемно-поворотный механизм обеспечивает секторный обстрел в диапазоне 0-60 градусов по вертикали и от -15 до +15 градусов по горизонтали. Собственный перевозимый комплект — 4 боеприпаса, у 2С7М — 8. В транспортной машине перевозится до 40 боеприпасов. Помимо пушки, имеется пулемет калибром 12,7 мм с боезапасом в 300 патронов.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель САУ «Пион» В-46-1 V-образной формы, двенадцатицилиндровый четырехтактный, работает на дизельном топливе. Охлаждение жидкостное, мощность до 780 л. с. Разрабатывался на базе силовых установок Т-72 В-46, отличительная особенность — измененное положение вала отбора мощности.

В модернизированной артиллерийской установке двигатель был заменен на многотопливный В-84Б с мощностью 840 л. с. Он имеет механическую трансмиссию с семью передними и одной задней передачей, гидравлическое управление и планетарный механизм поворота.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью обеспечивается семью призменными перископическими приборами ТНПО-160. Еще два таких установлено в крышках люков отделения расчета. При необходимости часть из них заменяется на приборы ночного видения ТВНЕ-4Б.

Наведение орудия обеспечивается панорамным прицелом ПГ-1М, позволяющим вести артиллерийский огонь с закрытых позиций. Для стрельбы по наблюдаемым позициям, включая прямую наводку, используется ОП4М-99А.

Ходовая часть гаубицы

Ходовая часть САУ 2С7 «Пион» сконструирована на базе танка Т-80. Состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных катков, а также шести пар одинарных поддерживающих. Направляющие колеса находятся в задней части машины, ведущие — в передней. Подвеска индивидуальная торсионная, имеет гидравлические амортизаторы.

В боевом положении направляющие колеса опускаются на грунт, что обеспечивает лучшую устойчивость при стрельбе. Регулирование осуществляется двумя гидроцилиндрами, расположенными по осям.

Специальное оборудование

К специальному оборудованию САУ Пион относятся:

  • сошник в задней части, обеспечивающий устойчивость при стрельбе;
  • дизельный генератор 9Р4-6У2 мощностью 24 л. с.

Регулировка сошника обеспечивается двумя гидравлическими домкратами. Дизельный генератор предназначен для работы с гидравликой машины, когда она находится на стоянке.

Тесты на профпригодность

Помимо стандартного прохождения медицинского осмотра, обязательного для всех, профессиональный отбор предполагает прохождение ряда психологических тестов, полевых испытаний и медицинского осмотра.

Ступенчатая система эффективно отсеивает тех кандидатов, которые не обладают требуемыми психологическими, личностными или физическими данными.

Стоит отметить, что эту процедуру довольно сложно пройти с положительным результатом. При этом часть тех претендентов, которые не сумели пройти профотбор могут пройти обычную комиссию и стать военными низшей категории.

Тестирование включает в себя ряд узконаправленных тестов, которые призваны выявить конкретные личностные характеристики призывника, уровень его образования и психологические данные, в том числе и стрессоустойчивость.

Яркими примерами таких тестов являются:

  • Автоматизированный тест А. Баса-Дарки.
  • Опросник MBTI и Майерс-Бриггс.
  • Серия методик — МЦВ Люшера, СМИЛ 398 и ММРШ2 и др.

Именно по результатам этих тестов комиссия определит, на какие должности может в будущем претендовать этот кандидат.

Боевое применение САУ

Несмотря на длительный период эксплуатации в СССР, САУ «Пион» не применялись в боевых условиях. Большое количество установок находилось в составе Группы советских войск в Германии (ГСВГ), однако, в 1990-91 годах все они были передислоцированы в Сибирский и Дальневосточный военный округа.

Есть сведения о применении установок 2С7 грузинской стороной во время войны в Южной Осетии в 2008 году. Была задействована батарея из шести САУ, но в ходе отступления они были оставлены. Одна такая установка гаубицы была взята российскими войсками в качестве трофея, остальные уничтожены.

Данный случай — единственное зафиксированное боевое применение артиллерии «Пион». Есть сведения о применении установок со стороны Украины на востоке страны, однако, документальных подтверждений они не имеют. В настоящее время САУ 2С7 «Пион» стоят на вооружении Анголы, Азербайджана, Грузии, России, Узбекистана и Украины.

Автор статьи:
Парпурин Вадим

Примечания

Термин «бронеавтомобиль»

Ядерное вооружение и защита

Артиллерийская самоходка «Пион» способна принимать участие в вооруженных конфликтах с использованием ядерного оружия. Для этого САУ имеет фильтровентиляционную установку, автоматическую противопожарную систему, систему герметизации обитаемых отсеков, способную защитить экипаж и расчет от действия ядерного, бактериологического и химического оружия. Помимо этого, она оснащена аппаратурой для внутренней телефонной связи, радиостанцией и прибором ночного видения. Для нанесения атомного удара противнику САУ «Пион» может использовать специальный боеприпас с ядерным зарядом. Использование таких снарядов представляется возможным только при наличии соответствующего приказа вышестоящего командования. В таком случае боеприпасы к огневой позиции доставляются со специальных складских помещений в составе охраняемого конвоя. Ядерный снаряд предназначен для уничтожения особо крупных объектов инфраструктуры, промышленных объектов, скоплений неприятельских войск и др. Минимальная дальность стрельбы такими боеприпасами составляет 18 км, а максимальная — 30 км.

Дальность стрельбы и применяемые боеприпасы

Номенклатура боеприпасов
Индекс выстрела Индекс снаряда Индекс заряда Масса снаряда, кг Масса ВВ, кг Масса заряда, кг Начальная скорость снаряда, м/с Максимальная дальность стрельбы, км
Бетонобойные
3ВГ11
Кассетные
3ВО15 3-О-14 4-з-2 110 24×0,23 43,2 30,4
3ВО16 3-О-14 4-з-3 110 24×0,23 25 13
Осколочно-фугасные
3ВОФ34 3ОФ43 4-з-2 110 17,8 43,2 960 37,4
3ВОФ35 (активно-реактивный) 3ОФ44 4-з-2 102 13,32 43,2 47,5
3ВОФ42 3ОФ43 4-з-3 110 17,8 25 25,4
Ядерные
«Клещевина»
«Саженец»
«Перфоратор»
Учебные
Холостой 4Х47 17,5

Дальность стрельбы САУ Пион зависит от используемого боеприпаса.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки в 2С7 использовался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Дизельный двигатель В-46-1 был создан на базе двигателя В-46, устанавливаемого на танки Т-72.

Отличительными особенностями В-46-1 являлись небольшие компоновочные изменения связанные с его адаптацией под установку в моторно-трансмиссионное отделение САУ 2С7. Из основных отличий было изменённое местоположение вала отбора мощности.

Для облегчения запуска двигателя зимой есть система подогрева.

Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в моторно-трансмиссионном отделении установлена система подогрева, разработанная на базе аналогичной системы тяжёлого танка Т-10М. В ходе модернизации на САУ 2С7М силовая установка была заменена на многотопливный дизельный двигатель В-84Б мощностью 840 л.с. Трансмиссия механическая, с гидравлическим управлением и планетарным механизмом поворота.

Имеет семь передних и одну заднюю передачи. Крутящий момент двигателя передаётся через конический редуктор с передаточным числом 0,682 на две бортовые коробки передач.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом ПГ-1М для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП4М-99А для ведения огня по наблюдаемым целям.

Для наблюдения за местностью отделение управления оборудовано семью призменными перископическими приборами наблюдения ТНПО-160, ещё два прибора ТНПО-160 установлены в крышках люков отделения расчёта. Для работы в ночных условиях часть приборов ТНПО-160 может быть заменена приборами ночного видения ТВНЕ-4Б.

Оборудование для связи и наблюдения

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116.

Ходовая часть гаубицы

Ходовая часть 2С7 выполнена на базе основного танка Т-80 и состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных и шести пар одинарных поддерживающих катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней — ведущие.

В боевом положении направляющие колёса опускаются на грунт для придания САУ большей устойчивости к нагрузкам при стрельбе. Опускание и поднятие осуществляется с помощью двух гидроцилиндров, закреплённых по осям колёс. Подвеска 2С7 — индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Ходовая часть 2С7

Специальное оборудование

Подготовка позиции для стрельбы осуществлялась с помощью сошника в кормовой части САУ. Подъём и опускание сошника осуществлялись с помощью двух гидравлических домкратов. Дополнительно самоходная пушка 2С7 была оборудована дизельным генератором 9Р4-6У2 мощностью 24 л.с.

Дизельный генератор был предназначен для обеспечения работы основного насоса гидравлической системы САУ во время стоянки, когда двигатель машины был выключен.

«Малка»

За пятнадцать лет войсковой эксплуатации были выявлены недостатки, которыми обладала гаубица «Пион». Характеристики по дальности и точности военных вполне удовлетворяли, узким местом оказались некоторые ходовые и эксплуатационные показатели. Кроме того, время заряжания и связанная и с ним обратной зависимостью скорострельность также оставляли желать лучшего. К 1980 году артиллеристов перестали устраивать и информационные возможности бортового оборудования.

Модифицированная самоходная гаубица «Пион» получила индекс «М» и кодовое название «Малка». Она отличалась от прототипа более мощным всетопливным двигателем (для него подходит бензин, керосин и вообще практически все, что горит), новой аппаратурой управления стрельбой (имеющей высокую степень автоматизации), усовершенствованной системой укладки боеприпасов боекомплекта (теперь их стало восемь, вдвое больше, чем несла в себе изначально гаубица «Пион»). Ходовая часть также подверглась модернизации, в результате повысился моторесурс до 10 тыс. км. Системы САУ получили индикацию контроля работоспособности.

Самое главное усовершенствование коснулось скорострельности. Дистанционный механизм был перепроектирован, в результате чего скорость заряжания повысилась на 60 % (до 1 выстрела за 24 сек.). Опасность ответного поражения орудия побудила конструкторов предусмотреть вариант удаленного управления с цифровой индикацией всеми процессами ведения огня из командирской машины, при котором сигналы передаются по радиоканалам или проводной связи.

БС-3 – первая во многих смыслах

Компоновка бронекорпуса

Схема компоновки самоходного орудия сегодня кажется простой, но ее выработка потребовала немалых усилий. Гаубица 2С7 «Пион» состоит из двух основных узлов, ходовой части и непосредственно орудия. Корпус гусеничного шасси поделен на четыре отсека. В отделении управления, расположенном впереди, находятся командир машины, механик-водитель и один из солдат расчета. За ними следует силовой отсек, в нем смонтирована мощная дизельная двигательная установка. Следующее отделение предназначено для походно-транспортного расположения еще трех или двух (в зависимости от модификации) членов расчета. Там же уложен боезапас. Корма 2С7 «Пион» вмещает орудие и плиту-сошник, представляющую собой некое подобие бульдозерного ковша с гидроприводом. Во время стрельбы это устройство углубляется в грунт на 70 см и принимает на себя энергию отдачи.

Вращающейся башни у этой боевой машины нет.

Корпус имеет противопульное двуслойное бронирование, снижающее в случае ядерного удара поражающее действие гамма-излучения вдвое.

Мощность силовой установки, представленной дизелем В-46-1, составляет 750 л. с. Автономное питание электросистемы осуществляется генератором, вращаемым 24- сильным мотором, тоже работающим на соляровом топливе. Трансмиссия механическая, танковая (от Т-72).

Опорных катков семь, они имеют индивидуальные гидроамортизаторы, ведущая пара передняя, направляющая — задняя.

При выполнении проектирования ходовой части большое внимание уделялось вопросам ремонтопригодности и унификации с уже апробированными на танках агрегатами

Улучшения и боевая служба

В 80-е годы начали выпуск модернизированной САУ, получившей наименование «Малка» и индекс ГРАУ 2С7М. Новая самоходка отличалась от оригинального «Пиона» следующим. Двигатель заменили многотопливным В-84, форсированным до 840 сил. Экипаж сократился до 6 человек, а перевозимый на машине (во внутреннем отсеке расчёта) боезапас самоходки удалось увеличить вдвое, на 4 выстрела.

Улучшенный механизм заряжания повысил, по сравнению с 2С7, скорострельность и дал возможность заряжать орудие, находящееся в любом положении. Усовершенствовали управление огнём — данные с командного пункта батареи теперь принимались командиром и наводчиком по радиоканалу с помощью цифровых индикаторов.

Иногда модернизированную САУ «Малка» называют «Пион М», но в действительности такое название носил проект морского орудия на базе «Пиона», которым планировали вооружить эсминцы. Проект не получил развития из-за отказа адмиралов переходить на калибр 203мм.

Гусеничное шасси САУ 2С7 стало основой для нескольких машин размещения средств фронтового зенитно-ракетного комплекса С-300В (не путать с комплексом С-300П, использующим шасси грузовиков МАЗ). Эти гусеничные машины получили индекс ГМ-830.

В Советской Армии САУ 2С7 стали оружием особых частей. Их получили артиллерийские бригады Резерва Верховного Главнокомандования. Небольшое количество «Пионов» отправили Польше и Чехословакии в последние годы существования ОВД. В бою советским «Пионам» поучаствовать не удалось.

После развала СССР российские самоходки отправили на хранение, часть отошла армиям вновь образованных независимых государств. В 2008 году батарею 2С7 без особого успеха использовали грузинские войска. Во время отступления грузин батарея была брошена и захвачена российскими силами.

После начала гражданской войны на востоке Украины правительственные силы расконсервировали несколько «Пионов». При этом достоверных сведений об их фактическом применении до сих пор нет. Единственной страной «дальнего зарубежья», в которую попала САУ, оказалась Ангола, купившая списанные чешские «Пионы». Сведений о том, в каком состоянии находятся африканские самоходки, нет.

Конструкция установки

Схема конструкции САУ «Пион»

Конструкция САУ «Пион» спроектирована по безбашенной схеме. Установка состоит из механизированного орудия в задней части машины и основного корпуса. Последний состоит из четырех отделений, в которых размещается экипаж во время марша.

Отделение управления находится спереди, в нем размещается командир, механик-водитель и еще один боец. Далее следует моторный отсек с двигателем, за ним отделение расчета с боекомплектом и местами на четырех человек, включая наводчика. В задней части расположено орудие и сошник.

Еще в процессе разработки предлагались различные варианты шасси на базе тягача МТ-Т и танка Т-10. Однако имевшиеся образцы не подошли для артиллерийской стрельбы, вследствие чего была разработана собственная установка. Ключевое условие ее конструкции — максимальная унификация с узлами и комплектующими, имевшихся на вооружении танков.

Броневой корпус

Корпус САУ «Пион» выполнен из внешней и внутренней брони толщиной в 13 мм и 8 мм соответственно. Благодаря такой защите, расчет внутри машины защищен от пуль и мелких осколков. Также учтена вероятность применения оружия массового поражения — корпус снижает действие проникающей радиации в три раза.

Вооружение самоходного миномета

Ведение огня из установки «Пион»

Вооружение артиллерийской установки имеет следующие особенности:

  • пушка калибром 203 мм имеет скорострельность 1,5 выстрела в минуту, у модифицированной версии — 2,5;
  • ствол орудия разборный, представляет собой свободную трубу, соединенную с казенной частью, в которой расположен поршневой затвор;
  • вместе с противооткатными устройствами ствол находится в люльке качающейся части, закрепленной на верхнем станке;
  • противооткатные устройства включают гидравлический тормоз и два симметрично расположенных пневматических накатника;
  • наведение обеспечивается как гидравлическими приводами от станции управления САУ, так и механизмами на ручном приводе;
  • для ускорения перезарядки предусмотрен механизм, подающий боеприпасы на уровень заряжания, и обеспечивающий их досылку в камору орудия;
  • имеется откидная экскаваторная плита, зарываемая в грунт и обеспечивающая устойчивость при стрельбе.

Длина отката при стрельбе составляет 1400 мм. Подъемно-поворотный механизм обеспечивает секторный обстрел в диапазоне 0-60 градусов по вертикали и от -15 до +15 градусов по горизонтали. Собственный перевозимый комплект — 4 боеприпаса, у 2С7М — 8. В транспортной машине перевозится до 40 боеприпасов. Помимо пушки, имеется пулемет калибром 12,7 мм с боезапасом в 300 патронов.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель САУ «Пион» В-46-1 V-образной формы, двенадцатицилиндровый четырехтактный, работает на дизельном топливе. Охлаждение жидкостное, мощность до 780 л. с. Разрабатывался на базе силовых установок Т-72 В-46, отличительная особенность — измененное положение вала отбора мощности.

В модернизированной артиллерийской установке двигатель был заменен на многотопливный В-84Б с мощностью 840 л. с. Он имеет механическую трансмиссию с семью передними и одной задней передачей, гидравлическое управление и планетарный механизм поворота.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью обеспечивается семью призменными перископическими приборами ТНПО-160. Еще два таких установлено в крышках люков отделения расчета. При необходимости часть из них заменяется на приборы ночного видения ТВНЕ-4Б.

Наведение орудия обеспечивается панорамным прицелом ПГ-1М, позволяющим вести артиллерийский огонь с закрытых позиций. Для стрельбы по наблюдаемым позициям, включая прямую наводку, используется ОП4М-99А.

Ходовая часть гаубицы

Ходовая часть САУ 2С7 «Пион» сконструирована на базе танка Т-80. Состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных катков, а также шести пар одинарных поддерживающих. Направляющие колеса находятся в задней части машины, ведущие — в передней. Подвеска индивидуальная торсионная, имеет гидравлические амортизаторы.

В боевом положении направляющие колеса опускаются на грунт, что обеспечивает лучшую устойчивость при стрельбе. Регулирование осуществляется двумя гидроцилиндрами, расположенными по осям.

Специальное оборудование

К специальному оборудованию САУ Пион относятся:

  • сошник в задней части, обеспечивающий устойчивость при стрельбе;
  • дизельный генератор 9Р4-6У2 мощностью 24 л. с.

Регулировка сошника обеспечивается двумя гидравлическими домкратами. Дизельный генератор предназначен для работы с гидравликой машины, когда она находится на стоянке.

Советы при выборе и покупке ИЖ-57

Сравнительная таблица ТТХ САУ Пион и зарубежных аналогов

В таблице указаны ТТХ САУ Пион и зарубежных самоходных артустановок:

Фотографии
Наименование 2С7 M110A2 М1978 Коксан
Начало серийного производства 1976 1978
Боевая масса, т 45 28,35 40
Экипаж, чел. 7 5
Калибр Пиона, мм 203,2 203,2 170
Длина ствола, клб 55,3 39,5
Углы ВН, град. 0…+60 −2…+65
Углы ГН, град. 30 60
Возимый боезапас, выстр. 4 2
Максимальная дальность стрельбы    ОФС, км 37,4 24 40
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 47,5 30 60
Максимальная дальность стрельбы      КАС, км 30,4 24
Масса ОФС, кг 110 90,7
Боевая скорострельность, выстр/мин 1,5 1,5 0,2—0,4
Калибр зенитного пулемёта, мм 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50 54,7 40
Запас хода по шоссе, км 675 525 300

Описание конструкции артиллерийского комплекса «Пион»

Как уже говорилось выше, САУ «Пион» выполнена с открытой рубочной частью, то есть по безбашенной схеме. Орудие установки размещено открыто в кормовой части гусеничного шасси. В передней части кузова расположено отделение управления, далее размещен моторно-трансмиссионный отсек, за ним следует отделение расчета и замыкает боевая рубка. Бронированный корпус имеет весьма необычную форму — вынесенная далеко вперед кабина экипажа служит дополнительным противовесом тяжелому орудию. Обслуживанием артиллерийской установки «Пион» занимается команда из четырнадцати человек, из них семь – экипаж САУ. В походном положении экипаж располагается в отсеках расчета и управления, а остальные семь человек находятся в специальном грузовом автомобиле или бронетранспортере.

В кормовой части корпуса смонтирована мощнейшая пушка калибра 203 мм (2А44), масса которой составляет 14,6 тонны. Кроме того что орудие создано разборным, оно имеет дополнительный ряд нововведений. Например, конструктивный отказ от использования дульного тормоза обеспечил дульную волну малого давления в рабочей зоне расчета. Это решение позволило отказаться от дополнительной специальной защиты для обслуживающего расчета. 203-мм пушка оснащена поршневым затвором, работающим по двухтактной схеме. Он открывается и закрывается автоматически благодаря механическому приводу, при этом существует возможность выполнения данной операции в ручном режиме. В САУ «Пион» подача с последующей досылкой снарядов осуществляется при помощи специального цепного механизма заряжания, работающего при любых углах горизонтального и вертикального наведения. Такое конструкторское решение позволило существенно сократить время перезарядки, тем самым увеличило скорострельность комплекса.

Комментарии

«Бог войны с ядерным гостинцем»

Именно такое прозвище получила новая артиллерийская установка, когда в 1975 году ее презентовали конструкторы ленинградского завода. Министерство обороны сразу же оценило новую САУ. И после проведения ряда заводских и полевых испытаний экспертная комиссия дало добро на принятие ее на вооружение и запуск в серийное производство. В том же году первые экземпляры поступают в войска. Новым оружием комплектовались артиллерийские бригады особой мощности, а предназначалось оно для подавления и ликвидации артиллерии, средств ядерного поражения, минометов, тяжелой техники, тылов, живой силы противника, пунктов управления войсками. Спустя восемь лет, в 1983 году, установка «Пион» подверглась первой модернизации. Обновленная модель получила условное наименование – «Малка». Индекс ГРАУ остался прежним, только с припиской: «М»-2С7М. Можно с уверенностью утверждать, что советские инженеры своей разработкой опередили время, ведь прошло почти 40 лет со дня выпуска первого «Пиона», однако это не мешает ему оставаться и по сей день самой мощной и востребованной артиллерийской установкой в мире. По официальным данным, с 1975 года было выпущено более 300 единиц этого оружия. После развала Советского Союза многие комплексы оказались за границей, но продолжают исправно служить в армиях стран бывшего СССР. Согласно информации Министерства обороны, по состоянию на 2010 год в армии России числилось 130 единиц САУ «Пион». Чтобы понять, в чем заключается уникальность данного артиллерийского комплекса и почему, несмотря на появление новейших видов дальнобойного оружия, современное вооружение российской армии включает в себя эти боевые машины минувшей эпохи, рассмотрим технические характеристики установки.

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы

Создание 203-мм самоходной пушки 2С7 «Пион» также началось с постановления Совета министров СССР от 1967 г. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы должна была составлять не менее 25 000 м. Вскоре в Министерство обороны СССР поступило несколько вариантов будущей самоходки. В начале 1969 г. был принят 203-мм калибр. Главным разработчиком «Пиона» назначили ленинградский Кировский завод.

Состав комплекса 9К37 «Бук-М2»

Аз-Завахири Шрёдингера

Последнее послание Аймана аз-Завахири было опубликовано в годовщину терактов 11 сентября — да и оно было записано, скорее всего, сильно заранее.

Arab News ссылается на информаторов как в спецслужбах, так и самой «Аль-Каиде» — все сходятся на том, что аз-Завахири скончался, но точные дата и место смерти, равно как и причина кончины (кроме того, что она естественная) доподлинно не известны. «Естественная причина» в зависимости от источника варьируется от рака до острой астмы. Впрочем, исчезновение аз-Завахири можно объяснить иначе.

САУ 2С7М «Малка»

В 1980-е годы назрела необходимость модернизации САУ 2С7. Поэтому была открыта опытно-конструкторская работа под шифром «Малка» (индекс ГРАУ — 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был разработан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. Благодаря новому двигателю САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином. Модернизации подверглась и ходовая часть машины. В феврале 1985 года САУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью подверглась испытаниям. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000—10 000 км.

Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно. Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной наводки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня — в 1,25 раза. Для слежения за важными подсистемами в САУ была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов. Серийное производство САУ 2С7М было начато в 1986 году. Кроме того, экипаж машины был уменьшен до 6 человек.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector