Карл (самоходная мортира)

Содержание

Особенности

16″/50 артустановка Mark 7 американского линкора «Нью-Джерси»

Использование корабельной артиллерии происходит с движущейся и качающейся платформы, стрельба обычно идёт по движущимся целям. Эти особенности корабельной артиллерии потребовали создания сложных приборов управления стрельбой и механизмов наведения орудий.
Средние дистанции стрельбы корабельной артиллерии превышают дистанции артиллерии сухопутных войск, поэтому применяются орудия с длиной ствола свыше 30 калибров (пушки).

Кормовая башня линкора «Ямато» во время его постройки.

Наибольший калибр (18″) имели орудия японских сверхлинкоров «Мусаси» и «Ямато».

С развитием ракет из-за сравнительно малой дальности и точности стрельбы корабельные артиллерийские установки стали применяться для решения вспомогательных задач, когда применение ракет было нецелесообразно, например, для предотвращения прорыва морской блокады, уничтожения вспомогательных судов, обстрела побережья. К XXI веку осталось мало артиллерийских систем крупного калибра, а установки среднего калибра имели малое поражающее действие и небольшую дальность стрельбы.

С перестройкой флотов с перспектив ведения боевых действий в открытом океане на проведение операций в прибрежных районах значение корабельной артиллерии в качестве средства поражения наземных целей снова выросло. При этом установки меньшего калибра стали применяться не только в системе ближней ПВО и ПРО, но и для уничтожения катеров.

Основные тактические свойства корабельной артиллерии:

Достоинства:

  • возможность применения как по морским, так и по береговым и воздушным целям;
  • скорострельность;
  • длительность стрельбы;
  • высокая скорость реагирования;
  • почти полное отсутствие мертвых зон (артиллерия способна бить прямой наводкой);
  • сравнительная дешевизна артиллерийских снарядов;
  • возможность иметь очень большой бортовой боекомплект;

отрицательные

  • довольно большая масса артиллерийских установок, из-за чего крупнокалиберные орудия может нести только корабли довольно большого водоизмещения;
  • ограниченная живучесть ствола;
  • сравнительно малая максимальная дальность эффективной стрельбы (до 40—45 км у лучших существующих крупнокалиберных артсистем);

Фото мортиры Карл

Мортира «Карл» в музее бронетехники в Кубинке

Немецкие тяжелые 600-мм самоходные мортиры «Карл» (Gerät 040, «установка 040»). Рядом стоят транспортеры боеприпасов Pz.Kpfw. IV Munitionsschlepper. Мортиры «Карл», как и артсистема «Дора», на мой взгляд — реликтовый отголосок первой мировой войны, демонстрация высокой технологичности промышленности и развитой экономики (особенно при любви шикельгрубера к массивным и огромным экземплярам оружия). Но с другой стороны «Дора» готовили для Мажино, которую обошли, вот и не было достойных целей для нее. Но «Карл» воевал, с 30-той батарей в Севастополе дуелировался несколько месяцев. Были у него свои успехи, поразил цели, которые никак иначе не поразишь — ни другим калибром, ни авиацией. Так што пригодился, не разорилась немецкая промышленность на 4 экземпляра. Чем крупнее калибр, тем редко (если вообще) применяют, но когда придет время он незаменим. В РККА тоже были не очень современные 305 мм гаубицы модели 1905 года. А как пригодились при штурме Кенигсберга ! Один только раз, но очень кстати.

Описание конструкции

Ходовая часть

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.

Артиллерийская часть

Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм

Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (нем. Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. (Munitionschlepper Pz.Kpfw. lV Ausf. F) Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Такими стволами было перевооружено по крайней мере четыре мортиры (Локи, Тор, Адам и Фенрир).

Транспортировка

Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге.

Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:

  • повозка ствола весом 42 т;
  • верхний лафет весом 41,8 т;
  • мост и ходовая часть весом 21,6 т;
  • самоходный лафет весом 82,3 т.

При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.

Что делать родственникам пациента с ПТСР, чтобы помочь

Евгения Точицкая дала основные советы близким:

  • Не торопите пострадавших рассказывать о травме, дайте им возможность самим выбрать время для рассказа. Попытка вызвать человека на разговор сразу после события — риск развития ПТСР.
  • Дайте понять, что вы вместе с пострадавшим, принимаете и любите его.
  • Всячески включайте пострадавшего в привычный круг дел (совместные ужины, уборка квартиры и пр.).
  • Не обманывайте, говоря, что полностью понимаете то, что пережил пострадавший.
  • Будьте готовы к возможным вспышкам агрессии, которые часты при ПТСР.
  • Будьте внимательны к ярким проявлениям у пострадавшего: длительному замыканию в себе, паническим атакам, признакам суицидальных мыслей. Если они есть, обязательно предложите ему обратиться к специалисту.
  • Чтобы помочь человеку обратиться за профессиональной помощью, объясните, что это можно сделать анонимно; не только в госструктурах, но и в волонтерских инициативах.
  • Если пострадавший испытывает страх и стыд, что его посчитают «психом» или «слабаком» при обращении к специалисту, объясните, что стыд — это типичный симптом ПТСР. Когда ушибешься — синяк, когда психотравма — стыд. Это нормально. Найдите примеры и истории других пострадавших, которые обратились за помощью.
  • Вызывайте скорую, если попытки суицида — явные, а вспышки агрессии опасны для жизни человека или его окружения.

Отзывы владельцев

Описание конструкции

Ходовая часть

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.

Артиллерийская часть

Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.

Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).

Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.

Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.

Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.

В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Такими стволами было перевооружено по крайней мере четыре мортиры (Локи

,Тор, Адам иФенрир ).

Транспортировка

Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге. Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:

  • повозка ствола весом 42 т;
  • верхний лафет весом 41,8 т;
  • мост и ходовая часть весом 21,6 т;
  • самоходный лафет весом 82,3 т.

При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.

Использование корабельной артиллерии на суше

Корабельная артиллерийская установка 130/50 Б-13, стационарно установленная на форте «Красная Горка» (южный берег Финского залива, западнее пос. Лебяжье)

В истории имеется значительное количество случаев, когда орудия с разоружённых кораблей передавались для обороны береговых укреплений и приносили там ощутимую пользу.

Артиллерия эпохи парусного флота не имела стационарных установок на борту корабля и с лёгкостью могла быть перемещена на постоянные или временные береговые укрепления, чем часто пользовались. Так это имело место во время Крымской войны, когда корабельные пушки с затопленных по причине их боевой бесполезности кораблей были перенесены на сушу, в частности на Малахов курган в Севастополе

Корабельное орудие на Историческом бульваре в Севастополе

Та же практика продолжилась и после появления артиллерии современного типа, хотя теперь она и была сопряжена с определёнными сложностями ввиду всё более узкой специализации морских орудий. Запертые в Порт-Артуре корабли русского флота постепенно разоружались, а их орудия устанавливались на береговых и сухопутных укреплениях.

Во время Второй мировой войны орудия с крейсера «Аврора», в том числе и знаменитое носовое орудие, были установлены в районе Вороньей горы под Ленинградом и были захвачены неприятелем после гибели в бою команды корабля.[источник не указан 1254 дня]

Крупнокалиберные корабельные башенные артиллерийские установки также использовались при обороне Севастополя в 1942 году, входя в состав города-крепости, считавшейся в то время самой мощной в мире. Манштейн не начинал штурма Севастополя до тех пор, пока ему не были доставлены крупнокалиберные мортиры «Карл», предназначавшиеся для разрушения укреплений линии «Мажино». Только при использовании этой артиллерии ему удалось разрушить форты с этими орудиями.

Разработанная в Германии на базе корабельного орудия 105 мм пушка (10,5-cm-Flak 38) успешно применялось на суше для противовоздушной обороны. 130-мм корабельная пушка образца 1935 года (Б-13) на шасси танка Т-100 была основой экспериментальной самоходки СУ-100-Y. На базе корабельного орудия Б-34 была разработана пушка Д-10С, которая устанавливалась на самоходке СУ-100.

Задержка с постройкой крупных кораблей, главным образом линейных кораблей под уже созданные образцы орудий главного калибра, привела к тому, что эти орудия устанавливались на суше. К их числу относится 406-мм морская пушка Б-37, установленная на испытательном стенде полигона «Ржевка» и принимавшая участие в обстреле блокирующих Ленинград немецких войск. Также большую роль сыграли корабельные артустановки на железнодорожных транспортерах калибра от 130-мм до 356-мм. Большое количество орудий большой и особой мощности в береговой обороне морских крепостей СССР были или демонтированы со списанных или погибших кораблей или являлись их аналогами, созданными для нужд БОХР,

При создании укреплений «Атлантического вала» немцы воспользовались уже созданным для проектируемых линкоров класса «Н» орудием калибром 456 мм. Установленное в бункере это орудие многократно использовалось в пропагандистских целях для убеждения противника и собственного населения в надёжной защите с Запада.

Боеприпасы

Боеприпасы для безоткатных орудий Carl Gustaf 8,4 см на выставке в 2007 году.

Боеприпасы совершенствовались постоянно. В то время как старые патроны HEAT не особенно эффективны против современной танковой брони, это оружие обрело новую жизнь как средство защиты от бункеров с . Кроме того, доступны улучшенные кумулятивные, осколочно-фугасные (HE), дымовые и осветительные (звездообразный или сигнальный ) боеприпасы. Для полной эффективности осветительные снаряды должны стрелять под очень большим углом, что создает опасность для наводчика, так как обратный выстрел от выстрела может его обжечь. По этой причине несколько армий отказались от осветительных снарядов, в то время как армия США требует, чтобы они стреляли стоя.

Обратите внимание, что ниже приведены обозначения шведских производителей (в других странах используется аналогичная терминология, заменяющая «FFV — Försvarets Fabriksverk »)

  • FFV401 — это боеприпас для районной обороны, разработанный как противопехотный снаряд ближнего действия. Он стреляет 1100 флешетами по большой площади.
  • FFV441 — это осколочно-фугасный снаряд, полезный на траектории «с ударом» на дальность до 1000 м, который может взорваться либо взорваться при ударе, либо взорваться в воздухе .
  • FFV441B — это осколочно-фугасный снаряд с эффективной дальностью стрельбы по живой силе 1100 м. Круглое оружие после 20–70 м полета весит 3,1 кг и стреляет с начальной скоростью 255 м / с.
  • FFV469 — это дымовой снаряд, стреляющий как FFV441, с дальностью стрельбы около 1300 м. Снаряд массой 3,1 кг также стреляет со скоростью 255 м / с.
  • FFV502 — это снаряд с возможностью детонации при ударе или одной десятой секунды после него. Эффективная дальность стрельбы составляет 1000 м по рассредоточенным слабым целям, таким как пехота на открытой местности, 500 м по неподвижным целям и 300 м по движущимся целям. Минимальная дальность поражения боевой части составляет от 15 до 40 м. Бронепробиваемость катаной гомогенной брони (RHA) превышает 150 мм . Масса боеприпаса 3,3 кг, начальная скорость снаряда 230 м / с.
  • FFV509 — это ASM (Anti-Structure Munition), разработанный специально для разрушения зданий и других типов городских построек. Предохранитель имеет два режима: ударный или с задержкой.
  • FFV545 — это светящаяся звезда, стреляющая на максимальную дальность до 2300 м, но с эффективной зоной действия от 300 до 2100 м. Подвешенный на парашюте, звездный снаряд горит в течение 30 секунд, производя 650 000 кандел , обеспечивая зону освещения диаметром от 400 до 500 м.
  • FFV551 — это основной кумулятивный снаряд и реактивный снаряд. Прицельная дальность до 700 м (400 м по движущимся целям) и проникновение до 400 мм RHA. Масса боеприпаса 3,2 кг, начальная скорость пули 255 м / с.
  • FFV552 — это тренировочный патрон с той же баллистикой, что и у 551.
  • FFV651 — это новый кумулятивный снаряд, использующий маршевый ракетный снаряд на дальность до 1000 метров. Теоретически у него меньшее проникновение, чем у FFV551, но он включает в себя дистанционный зонд для взрывателя, чтобы улучшить характеристики против реактивной брони .
  • HEAT 655 CS (замкнутые пространства) «осколочно-фугасный противотанковый (HEAT) снаряд, который может стрелять из 84-мм безоткатного орудия Карла Густава из небольших корпусов».
  • FFV751 — это кумулятивный снаряд с тандемной боевой частью с эффективной дальностью 500 м и способностью пробивать более 500 мм брони. Вес 4 кг.
  • FFV756 — боеприпасы MT (Multi Target), предназначенные для боя в населенных пунктах и ​​для вывода из строя врага под укрытием внутри здания или какого-либо типа укреплений. В MT 756 используется тандемный заряд.
  • Guided Carl Gustaf Munition (GCGM) — снаряд с лазерным наведением, разработанный Saab и Raytheon , с многоцелевой боеголовкой, способной поражать бункеры и движущуюся легкую бронетехнику на дальности 2000 м и стрелять из закрытых помещений; демонстрации запланированы на 2020 год.

Отражение в искусстве

Во Второй мировой войне

Увеличение калибра гаубиц, появление новых более легких и мобильных типов артсистем (миномёты, РСЗО) большой мощности, а самое главное, развитие бомбардировочной и штурмовой авиации привели к тому, что в конце 1930-х годов мортиры исчезли из армий многих стран мира, прежде всего Великобритании, США и СССР.

В германской же армии идея мобильной мортиры не была забыта, хотя мортиры с коротким стволом значительно уступали дальнобойности пушек и гаубиц. После сталинградской битвы Гитлер распорядился разработать самоходные мортиры для осадных действий. Помимо известной самоходной мортиры «Карл» (1941) появились самоходные мортиры типа «Штурмтигр» (380 мм). Но проблема низкой скорострельности осталась, и по мнению многих историков, эти образцы «чудо-оружия» были пустой тратой ресурсов: того же результата можно было достичь бомбёжкой, но у Германии было мало крупных бомбардировщиков.

В Красной армии в годы Великой отечественной войны ограниченно использовалась Бр-5, которых было выпущено всего 47 единиц.

История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с заказа фирме «Рейнметалл-Борзиг» мортиры калибра 600 мм, которая могла выпускать снаряды весом до двух тонн на расстояние четыре тысячи метров. Разработка началась в марте 1936 года. В начале 1937 были представлены проекты. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Первые две установки имели 8-ми катковую ходовую часть. Остальные 5 имели уже по одиннадцать катков в подвеске на борт.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила семь самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:

  • I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
  • II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
  • III — «Один» (нем. Odin);
  • IV — «Тор» (нем. Thor);
  • V — «Локи» (нем. Loki);
  • VI — «Циу» (нем. Ziu);
  • VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.

Первая установка была представлена Wa Pruef 4 ко 2 июля 1940, хотя окончательно Адам была готова только к 25 февраля 1941. Ева была закончена 27 февраля, Один — 15 марта, Тор — 10 апреля, Локи — 15 мая, Циу — 1 июля. Фенрир собрали в 1942 году. На ней прорабатывалась и испытывалась установка 54-см орудия.

Служба и боевое применение

Правила заточки

Режущая кромка любого ножа представляет собой острый угол. Этот угол будет разным в зависимости от назначения ножа:

  • скальпель, опасная бритва – 10°;
  • филейный нож, нож для овощей – 25°;
  • стандартные кухонные ножи – 30-35°;
  • охотничий нож – 35-40°.

Для заточки ножа используется угол, равный половине угла режущей кромки. Например, для работы с кухонным филейным ножом выбирается угол заточки 10-15°.

Некоторые точильные камни во время работы смачивают водой или минеральным маслом. Это помогает убрать отработанные частички абразива и стёртый металл режущей кромки. Растительное масло использовать не рекомендуется: оно может застыть в порах точильного камня и испортить абразив. Водные камни замачивают перед заточкой.

Попытки повышения мобильности

Впервые мортиры были поставлены на железнодорожные платформы во время гражданской войны в США в 1861 году в армии Северных штатов. Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался. В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км. В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

История создания

История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:

  • I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
  • II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
  • III — «Один» (нем. Odin);
  • IV — «Тор» (нем. Thor);
  • V — «Локи» (нем. Loki);
  • VI — «Циу» (нем. Ziu);
  • VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.

В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две — «Локи» и «Циу».

Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Пошаговая инструкция

Для того чтобы точить ножи вручную, необходимо знать определенные правила этого мероприятия. В домашних условиях не всегда есть весь необходимый инвентарь, но из имеющихся деталей всегда можно соорудить подходящую рабочую зону. Самым главным правилом является фиксация бруска, которая позволяет производить заточку эффективно при помощи двух рук, не опасаясь непредвиденных ранений или травматизма.

Чтобы наточить ножи правильно, необходимо уложить брусок на резиновый коврик или зафиксировать его другими способами, при этом приподняв над рабочей поверхностью, чтобы исключить неблагоприятный контакт со столом или столешницей, где будет производиться работа.

Как только брусок закреплен, нужно заняться определением угла затачивания режущей поверхности. Для каждого изделия эти значения будут отличаться: для скальпеля нужно выставить угол от 7 до 18 градусов, для кухонного ножа он увеличивается до 25 градусов, производственные ножи, которыми режут более прочные изделия, точатся под углом в 25–35 градусов.

Технология заточки ножа дома камнем выглядит таким образом:

нож ставится острием перпендикулярно к бруску, после чего наклоняется под нужным углом, чтобы кромка была впереди;
для точения острия нужно вести нож вперед плавным, но уверенным движением, стараясь не менять угол наклона изделия;
завершающим должен быть кончик ножа, после чего движение повторяется еще раз;
важно следить за тем, чтобы режущая часть не срывалась с бруска, так как это может стать причиной ее деформации и образования сколов на ней;
техника затачивания одинакова для обеих сторон ножа: как только была проработана одна, необходимо сменить сторону и повторить манипуляцию снова;
работа продолжается до тех пор, пока режущая поверхность не станет совершенно гладкой и тонкой.

Чтобы заточить нож, достаточно пройтись им по крупнозернистому бруску, но для использования такое изделие не годится, так как быстро затупится снова

Очень важно зашлифовать поверхность, что можно сделать с помощью мелкозернистого бруса. Обработка в этом случае происходит точно так же, как при заточке ножей

Чтобы работа шла уверенно и довольно быстро, очень важно перед началом смочить лезвие водой или нанести специальное масло. Как только на острие появляются характерные заусеницы, изделие готово к следующему этапу

Чтобы качественно зашлифовать нож, его также следует смазать перед работой.

Завершающим этапом работы станет проверка остроты лезвия, для чего самым надежным будет резка обычного листа. При идеальной заточке разрез получается ровным и быстрым. Если манипуляция была проведена с нарушениями, то это сразу отразится на результате. Не стоит проверять острие пальцами, так как есть большой риск поранить верхний слой кожи и занести инфекцию.

Какая страна вышла из ссср последней?

Служба и боевое применение

Самоходная мортира «Карл» ведёт огонь по воставшей Варшаве, август 1944 года

Самоходная мортира «Карл» в Кубинке

Самоходная мортира «Карл» в Кубинке

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности Вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании, машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось

В боевых условиях мортиры были впервые применены в июле 1941 году. Мортиры «Адам» и «Ева», из состава 1-й батареи 833-го дивизиона обстреливали Брестскую крепость. «Адам» произвёл 16 выстрелов, а у «Евы» при первом же выстреле в стволе заклинило снаряд и установку отправили в Дюссельдорф

2-я батарея 833-го дивизиона, состоящая из «Тора» и «Одина» находилась под Львовом. «Тор» произвёл 4 выстрела, а «Один» потерял гусеницу и огонь не вёл. Весной 1942 года установки «Тор» и «Один» были доставлены под Севастополь, где произвели 172 выстрела тяжёлыми и 25 лёгкими бетонобойными снарядами (интересно, что большие, летящие сравнительно медленно снаряды, были хорошо видны в полёте и первоначально принимались защитниками Севастополя за тяжёлые реактивные мины]

).

В августе 1944 установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания

В 1945 году мортиры под именами «Ева» и «Локи» были захвачены армией США. Установка «Адам» стала трофеем Красной Армии (сегодня она находится в экспозиции бронетанкового музея в Кубинке). Остальные три установки были, по всей видимости, уничтожены самими немцами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector