Lockheed u-2
Содержание:
- Содержание
- Литература
- Ссылки
- МИГ-25Р — разведка на высоте
- Российский ответ Америке
- Некоторые типы разведывательных ЛА (как пример)
- И все это не вызывая подозрений с советской стороны?
- Самолет наблюдения
- История
- Стратегические разведчики
- Транспортный самолет
- Добрались до Чукотки и Камчатки
- ИЛ-20 — разведчик, пересекающий «взглядом» границы
- Официальные языки
- Но разве реально шпионить с высоты 20 км?
- С каким весом не берут в армию
- BMW B47D20O0
- Зачем нужны самолеты-разведчики
- «БОИНГ RC-135V/W РИВЕТ ДЖОЙНТ» — уникальный радиолокационный разведчик
- Тактико-технические характеристики
- Видение будущего
- Сколько галактик во Вселенной?
Содержание
Литература
Ссылки
МИГ-25Р — разведка на высоте
Высотный разведчик (СССР)
На Западе самолет прозвали Foxbat («Летучая лиса»)
МиГ-25Р стал еще одним ответом американскому высотному разведчику «Локхид U-2». Если Ил-20 мог следить за потенциальным противником с безопасного расстояния, то МиГ-25Р должен был делать это с большой высоты, недоступной для средств ПВО и радиолокаторов.
Разработка машины началась после выхода постановления Совета министров СССР от 5 февраля 1962 года. В носовой части фюзеляжа истребителя МиГ-25 вместо бортовой радиолокационной станции установили разведывательное оборудование, которое состояло из аэрофотоаппаратов «АФА-70» и станции общей радиотехнической разведки «Ромб-4».
Чтобы увеличить дальность полета, в хвостовой части разместили дополнительные топливные баки. Для собственной защиты самолет оснастили встроенной станцией активных помех «Сирень-1Ф».
После снятия с вооружения SR-71 самым быстрым и высотным разведчиком в мире стал МиГ-25Р
Сборка первой машины завершилась в конце 1963 года, а 6 марта 1964 года под именем Е-155Р1 она совершила первый полет. Последующие испытания заняли еще четыре года. И только в 1968 году, уже под именем МиГ-25Р, самолет был запущен в серийное производство.
Сейчас на вооружении ВВС России находится модификация этой машины — разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ.
Российский ответ Америке
Некоторые типы разведывательных ЛА (как пример)
- Nakajima E2N — морской разведывательный гидросамолёт катапультного старта «тип-15» (1926 год, Япония)
- Морской ближний разведчик МБР-2 (1932 год, СССР). Летающая лодка.
- Корабельный катапультный разведчик со складывающимся крылом Potez 452 (1936 год, Франция).
- Тактический фронтовой самолёт-разведчик Ту-2Р (1943 год, СССР)
- Беспилотный тактический разведчик Ту-123 (1961 год, СССР). Предназначался для ведения фотографической и радиоэлектронной разведки на дальности до 3200 км
- Дальний морской самолёт радиоэлектронной разведки и целеуказатель Ту-95РЦ (1962 год, СССР)
- Ту-22РДМ (19..? год, СССР). Самолёт радиотехнической и видовой разведки, оборудован РЛС бокового обзора и тепловизором.
- Высотный сверхзвуковой самолёт-разведчик Lockheed A-12 (1963 год, США).
- Самолёт воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки (картографирования) местности Ан-30 (1967 год, СССР)
- Палубный самолет разведки и радиоэлектронной борьбы Grumman EA-6 Prowler (1968 год, США)
- МиГ-25РБН (1972 год, СССР). Высотный скоростной ночной самолёт-разведчик. Мог нести свободнопадающие бомбы.
- Беспилотный тактический разведывательный вертолёт A 160 Hummingbird (2002 год, США). Предназначен для фоторазведки и трансляции видеокартинки местности, с продолжительностью полёта ок. 18 часов
И все это не вызывая подозрений с советской стороны?
Не совсем так. Американцы просчитались с утверждениями о невидимости U-2 для радаров. Новое поколение советской РЛС видело высотного разведчика даже на практическом потолке полета. Другое дело, что ПВО действительно оказалась бессильна. На перехват U-2 на самом деле заходили тучи истребителей, но до 20-километровых высот не могли добраться даже современные по тем временам МиГ-17 и МиГ-19. Не хватало буквально мелочи — каких-то четырех-пяти километров. Пилоты U2 даже шутили, что русских истребителей внизу было так много, что они мешали проводить фотосъемку. Совершенно безнаказанные полеты U-2 над советской территорией продолжались три года.
По воспоминаниям летчиков, U-2 был очень требовательной и сложной в управлении машиной
Самолет наблюдения
Многие из них были созданы в 1920-х и 1930-х годах; некоторые видели бои во время Второй мировой войны. После создания ВВС США легкие самолеты наблюдения стали миссией армии. O-2 Skymaster и OV-10 Broncos были самолетами Forward Air Control (FAC) времен войны во Вьетнаме , снятыми с вооружения в конце 1970-х годов, замененными версией OA-10A A-10 Thunderbolt II .
|
|
История
Ещё в XIX веке для разведки войск противника применялись воздушные шары и воздушные змеи, с помощью которых поднимали наблюдателей.
Во время первой мировой войны для ведения разведки стала широко привлекаться авиация (собственно, воздушная разведка в интересах сухопутных войск и была одной из приоритетных задач первых военных аэропланов). Для подтверждения достоверности разведывательной информации стали использоваться фотокамеры, тогда же был разработан первый полуавтоматический аэрофотоаппарат. В авиации появилась специальность «лётчик-наблюдатель».
Перед второй мировой войной, а также в её ходе противоборствующие стороны широко использовали самолёты-разведчики, осуществляющие визуальное наблюдение, картографирование местности, а также фотоконтроль результатов бомбометания (огневого воздействия), для чего в подавляющем большинстве случаев использовались переоборудованные установкой фотооборудования серийные самолёты. Впрочем, уже тогда появились специализированные ЛА: немецкий тактический разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189 (Focke-Wulf Fw 189), американский разведчик-наблюдатель Curtiss O-52 Owl, разведчик Northrop F-15 Reporter, японский разведчик «тип 97» (Mitsubishi Ki-15), и мн. др. (см. «Разведывательные самолёты Второй мировой войны»). Для военно-морских сил странами разрабатывались различные специализированные морские самолёты-разведчики корабельного и берегового базирования, гидросамолёты, а также стартующие с корабельных катапультных установок.
В послевоенные годы, с бурным развитием авиации в мире и интенсивной разработкой новых видов авиационного оборудования, сохранилась тенденция применения серийных ЛА, как правило, дооснащённых или модифицированных для решения круга задач, для ведения различных видов разведки. Впрочем, создавались и узкоспециализированные самолёты, как правило — это были высотные или скоростные разведчики (американские Lockheed U-2, Lockheed SR-71, советские Ил-20, М-55 и др.)
Стратегические разведчики
Предназначены для разведки глубоких тылов противника (в т.ч. вероятного) и обширных территорий на театрах военных действий. Также в условиях господства в воздухе могут использоваться для стратегического мониторинга театра военных действий.
Высотные разведчики
Это группа разведчиков представлена практически только дозвуковыми высотными самолётами. Характерная особенность таких самолётов — полная оптимизация для высотных дозвуковых полетов. Оборотная стороны этой медали — сложность пилотирования и сравнительно малая боевая живучесть таких самолётов.
Яркий примером таких самолётов — самолёт ВВС ВС США U-2. Конструкторы постарались придать самолёту как можно большую высотность. На момент создания U-2 был недосягаем для советских истребителей и ЗРК, что позволяло свободно выполнять разведывательные полёты над СССР и том числе детально фотографировать стратегические военные и экономические объекты. Но появление на вооружении войск ПВО СССР ЗРК С-75 сделало невозможным безнаказанные разведывательные «рейсы» таких самолётов, — досягаемость по высоте у С-75 была достаточна для поражения U-2. Также в войска ПВО СССР поступили высотные истребители-перехватчики, сначала Ту-128, затем МиГ-25, способные подниматься на высоты, используемые U-2.
Скоростные разведчики
Примером таких самолётов-разведчиков является SR-71, имевший на момент создания рекордную скорость полета. Огромная скорость SR-71, вкупе с большим потолком, позволяла гарантированно избегать перехвата. Также радар ЗРК С-75 не мог захватывать SR-71 как цель[источник не указан 314 дней
]. С появлением на вооружении ВВС СССР перехватчика МиГ-31 разведполёты SR-71 вдоль границ СССР сошли на нет.
Транспортный самолет
- Самолет с бортовой системой предупреждения и управления (ДРЛО) на базе Boeing 707, обеспечивающий всепогодное наблюдение, управление, управление и связь
E-8 Joint STARS
- Самолет для управления боевыми действиями и управления и контроля на базе Boeing 707, который отслеживает наземную технику и некоторые самолеты, собирает изображения и передает тактические изображения командирам наземного и воздушного театра.
MC-12W Liberty
- Первый полет в 2009 году. Самолет — это средневысотный пилотируемый турбовинтовой тактический разведывательный самолет специального назначения, предназначенный для поддержки коалиционных и объединенных сухопутных войск. Обеспечивает полноценное видео в реальном времени и анализ сигналов.
С-45 Экспедитор
-
Учебно-исследовательский фотографический самолет F-2, предназначенный для установки от двух до четырех аэрофотокамер, также выполнял миссии по составлению карт над Соединенными Штатами; F-2A улучшенная версия. Произведено 69 самолетов. Послевоенный переименован в RC-45A в 1948 году; в отставке 1953
EC-121 Предупреждающая звезда
- Военная версия Lockheed Constellation , самолет был разработан для использования в качестве бортовой системы раннего предупреждения в дополнение к линии дальнего раннего предупреждения с использованием двух больших обтекателей: вертикальный купол над фюзеляжем и горизонтальный под фюзеляжем.
Боинг RC-135
- RC-135 — это семейство самолетов-разведчиков, которые выполняют широкий спектр задач, связанных с радиотехнической разведкой . На основе планера C-135 Stratolifter, несколько типов RC-135 находились на вооружении с 1961 года. Многие варианты впоследствии были модифицированы или модернизированы множество раз (в основном в рамках долгосрочной программы Big Safari ВВС США ), что привело к большому разнообразию обозначения, конфигурации и названия программ.
Добрались до Чукотки и Камчатки
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, активность разведывательных полетов стран НАТО выросла не только в Черноморском регионе, но и в географически удаленных от него областях. 16 апреля Минобороны опубликовало кадры перехвата американского самолета-разведчика RC-135 вблизи Камчатки. Истребитель МиГ-31 подняли в воздух, когда самолет ВВС США приближался к российской границе.
Всем НАТО к границам
Американский самолет-разведчик RC-135
Фото: commons.wikimedia.org
С начала года о полетах самолетов стран НАТО вблизи российских воздушных рубежей сообщалось неоднократно, причем речь идет не только о ВВС США, но и других государств, в частности, Польши и Франции. К примеру, 29 ноября российский МиГ-31 поднимался для сопровождения самолета-разведчика ВВС Норвегии над Баренцевым морем. Норвежский самолет приближался к государственной границе России. 17 февраля к нашим границам приблизилась группа самолетов ВВС Франции. В нее входили два тактических истребителя «Мираж-2000» и самолет-заправщик. На перехват были подняты два истребителя Су-27 Южного военного округа. Однако большинство подобных инцидентов не получают огласку.
Ранее российское оборонное ведомство объявило, что с 8 по 15 марта к границам нашей страны приближались 43 иностранных разведывательных самолета и 15 беспилотников. Дежурные истребители дважды поднимались для перехвата. Нарушения воздушного пространства страны не допустили, сообщали военные.
Большинство полетов приходится на акваторию Черного моря. Здесь несколько иностранных разведчиков «работают» практически ежедневно. Они облетают побережье полуострова и дальше вдоль Черноморского побережья страны. Также они мониторят всю линию разграничения между Украиной и непризнанными республиками Донбасса.
Акваторией Черного моря визиты не ограничиваются. За последнюю неделю Минобороны отчиталось о двух случаях перехвата американского разведывательного самолета RC-135 у Чукотки и Камчатки. Особенно высока их активность во время проведения морских учений.
Самолеты НАТО регулярно приближаются к воздушным границам России, но о случаях нарушения ими рубежей за последние годы не сообщалось.
Во вторник, 13 апреля, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что в последние недели Североатлантический альянс проводил серьезный мониторинг ситуации у границ с Украиной. По его словам, здесь была обнаружена крупнейшая переброска войск России с 2014 года.
Всем НАТО к границам
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг
Фото: TASS/EPA
В начале апреля глава оборонного ведомства Сергей Шойгу заявил о начале по всей стране плановых широкомасштабных учений. Их целью является итоговая проверка частей за зимний период обучения. Маневры продлятся до конца апреля. Кроме того, в рамках внезапной проверки боеготовности были выдвинуты две общевойсковые армии и три соединения ВДВ.
ИЛ-20 — разведчик, пересекающий «взглядом» границы
Самолет радиоэлектронной разведки (СССР)
Под фюзеляжем расположен обтекатель антенны РЛСБО «Нить»
После того как в мае 1960 года над Свердловском был сбит американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый Ф. Г. Пауэрсом, военное командование США решило собирать информацию о происходящем внутри советских границ с помощью радиоэлектронных средств. Для этого в 1964 году на базе авиалайнера «Боинг 707-320» был построен специальный самолет, получивший название RC-135. Он надолго стал проблемой для советских средств ПВО, поскольку умел заглядывать за государственные границы, не пересекая их. В 1965 году в СССР приняли решение о создании аналогичной машины.
Разведчик хотели сделать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д, представлявшего собой последнюю и самую совершенную модификацию пассажирской машины Ил-18. Этот самолет мог летать на большие расстояния и долго находиться в воздухе, имел вместительный фюзеляж, четыре мощных и достаточно экономичных турбовинтовых двигателя.
Разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20, или изделие 20. Главным средством ведения разведки была радиолокационная бортовая станция под названием «Игла». Отсюда появилось еще одно имя этой машины — Ил-20 «Игла».
В передней части бокового наплыва видна створка фотолюка, а задняя, отличающаяся по цвету, часть — антенна станции «Ромб-4»
На самолет устанавливались также средства радиотехнической и аэрофоторазведки, станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат» и система перехвата переговоров «Вишня». Весь этот арсенал должна была обслуживать команда из шести операторов. Помимо них в экипаж входили два пилота, штурман, бортинженер и бортрадист.
В задней части машины появилась комната для отдыха экипажа. Первый полет новая машина совершила 21 марта 1968 года.
Почти сразу появился модернизированный Ил-20М: число операторов, следящих за разведывательной аппаратурой, выросло до восьми.
В 1970-1980-х годах эти самолеты постоянно обследовали территорию США и других стран НАТО. Применялись они и во время боевых действий в Афганистане. НАТО сумел обнаружить и занести советский разведчик в свой «реестр» только в 1978 году, может быть, в отместку присвоив ему имя Coot, то есть «Простак». Самолет до сих пор находится на вооружении ВВС России.
Официальные языки
Но разве реально шпионить с высоты 20 км?
Еще как реально! На самом деле съемочную аппаратуру для U-2 разрабатывали раньше, чем сам самолет. Созданная специалистами компании Perkin-Elmer фотокамера считалась настоящим чудом своего времени. Во время тестовых полетов с ее помощью было, например, сфотографировано ранчо тогдашнего президента США Дуайта Эйзенхауэра. Так вот, качество снимков, сделанных с высоты 18 км, позволяло сосчитать всех коров на президентском пастбище. Ну а запас пленки в 1800 м позволял самолету-разведчику сфотографировать сплошную полосу шириной в 150 км общей протяженностью 3000 км. В общем, все тайное U-2 должен был сделать явным.
Качество снимков, сделанных с U-2, поражало деталировкой
С каким весом не берут в армию
Если при обследовании выявлено, что вес юноши находится в пределах пониженного, его все равно возьмут на службу. Но это возможно в случае, если дефицит мышечной или жировой ткани вызван особенностями конституции и другими физиологическими параметрами. То есть заболеваний у него нет. Берут ли в армию с недостатком веса в других ситуациях?
При недостаточности питания шанс откосить от армии минимальный. Можно получить отсрочку и пройти дополнительное обследование, во время которого врачи приведут вес в норму. В армии таким солдатам могут давать двойной паек для увеличения массы тела.
Первым делом будущего солдата отправляют к гастроэнтерологу или эндокринологу, опираясь при этом на жалобы. Если врачи при дополнительном обследовании не обнаружили отклонений в состоянии здоровья, то юноша получает категорию годности «Б-3» с ограничением по физической нагрузке. В армию он пойдет, но не сможет попасть в некоторые войска (например, в морскую пехоту, воздушно-десантные войска).
Такими солдатами обычно являются молодые люди астенического телосложения: это их особенность конституции, но не патологический процесс. Недовес в этом случае не помешает прохождению военной службы, а двойной паек, по мнению военных врачей, позволит компенсировать недостаток веса и обеспечить организм всеми необходимыми веществами.
Поэтому по недовесу получить военный билет с присвоением категории «В» можно в двух случаях:
- Если вес менее 45 кг при обследовании.
- Если в ходе дополнительного обследования врачи выявили серьезные патологии, которые привели к выраженному дефициту массы тела.
Если дефицит массы тела спровоцирован острым воспалительным процессом или обострением хронического недуга, призывнику дается отсрочка на полгода, во время которой он проходит нужных специалистов и восстанавливает свое здоровья. По завершению этого срока снова решается вопрос о годности юноши к службе в армии с прохождением медицинской комиссии.
BMW B47D20O0
Этот мотор выпускается для автомобилей предназначенных для различных рынков и доступен в трех версиях.
150-сильная доступна только для Европейского рынка и устанавливаемая на X3 sDrive18d F25. C 2014 года 2,0-литровый мотор был установлен на 518d LCI F10, а с лета 2015 – на 418d F32 и 418d Gran Coupe F36.
190-сильная устанавливается на автомобили предназначенные не только для Европы, а и России, Таиланда и Индии: X1 xDrive20d F48, X3 xDrive20d F25, X4 xDrive20d F26, 220d F22, 220d F23, 320d F30 LCI, 520d F10 и 520d F11 Touring.
В 2017 году этот вариант мотора установлен на дизельную модификацию нового седан 5 серии G30 – BMW 520d и новый BMW X3 xDrive20d G01 2018 модельного года.
Зачем нужны самолеты-разведчики
В 60-х годах в мире разгорелся очередной шпионский скандал: советским ПВО удалось сбить под Свердловском (ныне — Екатеринбург) американский самолет-разведчик U-2, управляемый пилотом Гарри Пауэрсом. Пилот попал в плен и позднее его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.
После этого полеты U-2 над СССР прекратились, но до этого, всего за 24 вылета, американцам удалось раскрыть месторасположение многих стратегически важных предприятий, военных частей и аэродрома Байконур. И это не говоря о том, что, благодаря этим полетам, американцы смогли определить примерное количество советских стратегических бомбардировщиков и их расположение.
Конечно, сегодня возможности спутниковой разведки гораздо больше, чем в середине прошлого века. Но все равно, спутников на орбите все еще мало, пролетают они над нужным районами не так уж и часто, и при этом могут не иметь возможности сфотографировать нужный район из-за плохой погоды или видимости. К тому же спутники не могут вести радиоэлектронную разведку.
Поэтому самолеты-разведчики все еще нужны. И у России есть два небольших семейства самолетов-разведчиков.
«БОИНГ RC-135V/W РИВЕТ ДЖОЙНТ» — уникальный радиолокационный разведчик
Самолет электронной разведки (США)
В «щеках» (наплывах-обтекателях) RC-135V/W находятся электронные системы радиолокационного оборудования
В настоящее время в США RC-135V/W считается основным средством обнаружения различных источников радиоизлучения. Это один из членов семьи самолетов-разведчиков под общим названием RC-135. Он создан в 1973 году из машины фото- и электронной разведки RC-135C. От предшественника отличался особым удлиненным носом, начиненным разведывательной аппаратурой, а также множеством разных антенн на крыле и под днищем.
Разведчику присвоили имя «Ривет Джойнт» (Rivet Joint), что означает «заклепочное соединение». Экипаж был самым большим за всю историю разведывательной авиации: 3 оператора средств радиоэлектронной борьбы; от 12 до 16 человек, ведущих наблюдение за противником; 7 технических операторов, выполняющих анализ радиоэлектронных излучений; специалист, составляющий карты радиоэлектронных излучений, с 2 помощниками; 2 оператора, ответственных за обнаружение нестандартных или неопознанных сигналов. Кроме того, был оператор для передачи данных другим самолетам и 2 человека, занимающихся техническим обслуживанием.
Гребешки на верхней части фюзеляжа — это антенны радионавигации и радиосвязи
Шесть «Ривет Джойнт» участвовали в операции «Буря в пустыне». Сейчас в составе ВВС США находятся 14 машин модификации «V/W»; 2 самолета модификации «U» с полностью секретным оборудованием; 2 модификации «S», собирающие сведения о проходящих испытаниях баллистических ракет. Все они оснащены по последнему слову американской разведывательной техники.
Пилоны со штангами, установленные на верхней части крыльев, — это антенны системы высокочастотной связи
В носовом обтекателе RC-135V/W расположен мощный радиолокатор
Тактико-технические характеристики
Модель | U-2A | U-2R | TR-1 | U-2S |
---|---|---|---|---|
Первый полёт (год) | 1955 | 1967 | 1981 | 1994 |
Экипаж (чел.) | 1 (2 в учебном варианте) | 1 (2 в учебном варианте) | 1 (2 в учебном варианте) | 1 (2 в учебном варианте) |
Площадь крыла (м²) | ? | 92,9 | ? | ? |
Длина (м) | 15,09 | 19,2 | 19,2 | 19,2 |
Высота (м) | 4,9 | 4,9 | 4,9 | 4,9 |
Размах крыла (м) | 24,38 | 31,4 | 31,4 | 31,4 |
Сухой вес (кг) | 5 310 | 6 760 | 7 260 | 7 260 |
Максимальный взлётный вес (кг) | 7 260 | 18 600 | 18 600 | 18 600 |
Тип двигателей | P&W J57-P-37A | P&W J75-P-13B | P&W J75-P-13B | GE F-118-101 |
Количество двигателей (шт) | 1 | 1 | 1 | 1 |
Тяга (кН) | 50,7 | 77 | 77 | 86 |
Максимальная скорость (км/ч) | 850 | 821 | 797 | ≈805 |
Скорость отрыва (км/ч) | ? | ? | ? | ? |
Посадочная скорость (км/ч) | ? | ? | ? | ? |
Разбег (м) | ? | ? | ? | ? |
Пробег (м) | ? | ? | ? | ? |
Дальность полета (км) | 3 500 | 5 600 | 6 400 | 9 600 |
Перегоночная дальность (км) | ? | 17 700 | ? | ? |
Практический потолок (м) | 21 336 | 21 336 | 21 336 | 21 336 |
Динамический потолок (м) | ? | 26 800 | ? | ? |
Продолжительность полёта (ч) | 6,5 | 7,5 | 12 | >10 |
Продолжительность полёта с ПТБ (ч) | ? | ? | ? | ? |
Построено (экз) | 30все модернизированы до более поздних моделей и списаны к апрелю 1989 г. | 16 U2B15 U-2Rвсе модернизированы до более поздних моделей | 25 TR-1A2 TR-1B2 ER-1 | 32 боевых в строю4 учебных |
Видение будущего
Сейчас самыми современными считаются приборы поколения 3+, усиливающие свет в 80 тысяч раз, и совсем свеженькое «цифровое поколение», работающее уже по другому принципу — вместо ЭОПа в нём используют матрицу, чувствительную к ИК-излучению (правда, в полной темноте без ИК-подсветки они работать не могут). Военным и охотникам теперь предлагаются изделия на любой вкус — не только «ночные очки» и прицелы, но и специальные насадки на обычную «оптику». Были бы деньги…
Слева — ПНВ 3-го поколения «Вулкан» 8XGen 3 с восьмикратным увеличением, справа — цифровая насадка на оптический прицел «Пульсар Форвард» DFA75
За 90 лет «ночное зрение» сделало огромный скачок вперёд. Осталось только дождаться мечты фантастов — обычных с виду очков, которые позволяют видеть в полной тьме.
Впрочем, есть и другие варианты научить видеть человека ночью. В 2015 году британские учёные поставили любопытный эксперимент: в глаза подопытного вводился препарат хлорин е6 (или СЕ6), который обычно применяется для лечения «куриной слепоты». Через час наступало «прозрение»: человек получал способность видеть в темноте на дистанции до 50 метров. Правда, ненадолго.
Так за чем же будущее? За электроникой — или биотехнологиями?