«у нас нет конкурентов»: на что способны российские самолёты-амфибии

Второе рождение

Бе-200

А что же А-40? Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) в настоящее время прорабатывает возможность создания самолета пожаротушения на базе модернизированного самолета-амфибии А-42 на базе А-40 «Альбатрос».

Модернизация может включать ремоторизацию самолета с двигателя Д-30 на новый российский турбовентиляторный двигатель ПД-14 с тягой от 9 до 18 тонн, а также разработку нового крыла в целях улучшения характеристик самолета. Также ведется проработка варианта самолета для МЧС России в варианте пожаротушения. Самолет сможет брать на борт в полтора раза больше воды. С новым двигателем дальность его полета может превысить 10 000 км.

Морской ближний разведчик МБР-2

МБР-2

В этой работе молодой конструктор проявил задатки настоящего руководителя, спокойного, уравновешенного и в то же время достаточно требовательного. Благодаря этим качествам, несмотря на возникшие трудности с двигателем М-27, МБР-2 был построен в рекордные сроки, и уже в мае 1932 года летчик Б. Бухгольц поднял его в воздух. Разведчик строился серийно и быстро поступил на вооружение. Его успеху способствовало оригинальное инженерное решение, найденное Бериевым, — свободно-несущее крыло кессонного типа с гладкой обшивкой и посадочными щитками. Создание МБР-2 позволило отказаться от покупки гидросамолетов за границей.

Через год после этого Бериев становится начальником опытно-конструкторского бюро морского самолетостроения, первой работой которого стало проектирование корабельного катапультного самолета КОР-1 (Бе-2) и морского ближнего разведчика МБР-5. Работа шла успешно, и уже в 1935 году в воздух поднялся первый советский корабельный самолет. Несмотря на то, что КОР-1 строился серийно, он все-таки не обладал достаточной мореходностью. Кроме того, у него было большое лобовое сопротивление и ряд других недостатков, выявившихся в процессе эксплуатации в морских частях.

КОР-1

В новой конструкции КОР-2 был учтен этот опыт. Начавшаяся война перечеркнула многие планы конструктора. Возглавляемое им ОКБ было эвакуировано в Сибирь, сначала в Омск, потом в Красноярск. Именно в этом городе в 1943 году началось проектирование летающей лодки ЛЛ-143, в основу строительства которой был положен плазово-шаблонный метод. Два года спустя, несмотря на колоссальные трудности, собрали первый опытный экземпляр этой машины. Ее улучшенная модификация получила название Бе-6. Она строилась серийно и эксплуатировалась в ВМФ более 20 лет.

Гордо реет «Альбатрос»

А-40 «Альбатрос»

В 1980 году вышло решение советского правительства о разработке реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», предназначенного для замены Бе-12. В 1986 году он был создан и построен на Таганрогском авиационно-техническом комплексе (ТАНТК) имени Г. Бериева. Его взлетный вес достигал 86 тонн.

В 1986 году A-40 совершил свой первый полет. Основным его достоинством как гидросамолета является удобное расположение его крыла (высокоплан), а также наличие всего необходимого оборудования для эксплуатации не только с суши (трехстоечное шасси), но и с воды (поплавки и водяной руль). «Детские» болезни в конструкции и оборудовании самолета фактически были устранены в ходе испытаний во второй половине 80-х годов.

А-40 мог развивать скорость 800 км/ч, его практическая дальность составляла 4000 км, продолжительность патрулирования — 12 часов, практический потолок — 13 000 м, аэродинамическое качество как у планера — 16—17, мореходность (высота волны) — 2,2 м. Он мог нести 6500 кг различного вооружения, включая гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, три торпеды «Орлан» или четыре «Коршун» или четыре противолодочные ракеты АПР-2 «Ястреб» или шесть торпед АПР-3 «Орел». На самолете установлено 148 мировых рекордов, однако по ряду причин проект закрыли в 1993 году. Были построены только два опытных образца этой машины.

Забегая вперед, можно отметить, что на базе А-40 был создан многоцелевой самолет-амфибия нового поколения Бе-200. В 1998 году он совершил первый полет. Бе-200ЧС был сертифицирован по нормам АП-25 в 2003 году и находится на службе авиации МЧС России. В 2008-м самолет-амфибия Бе-200ЧС поставлен первому зарубежному заказчику — МЧС Азербайджана.

Бе-200 демонстрировался во Франции, Германии, Италии, Греции, Малайзии, Китае, принимал участие в тушении лесных пожаров в России, Италии, Индонезии и Португалии. Его пилотировали французские, американские, итальянские пилоты, и все дали высокую оценку его техническим характеристикам и возможностям.

В период проведения авиакосмического салона в Ле Бурже — 2019 заметным событием стало сообщение о согласовании американской компанией Seaplane Global Air Services (SGAS) и ТАНТК им. Г. М. Бериева проекта контракта на поставку десяти самолетов-амфибий Бе-200ЧС. Поставки российского самолета-амфибии американской компании намечены на 2020—2021 годы.

В настоящее время ведутся работы по сертификации амфибии по европейским стандартам, а также над модификацией самолета-амфибии Бе-200 для сухопутного базирования — Бе-300. Самолет разрабатывается в нескольких вариантах, в т. ч. в транспортном, для грузо-пассажирских перевозок на линиях средней протяженности, и административном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector