Грузовой автомобиль газ-аа, легендарная «полуторка»

Содержание:

Пожарная «линейка»

С появлением «Полуторки» — недорогого массового грузовика, стала возможна моторизация пожарной службы. На Миусском заводе пожарных машин, основанном в Москве в 1919 году, на шасси ГАЗ-АА собиралась пожарная машина. Для переделки грузовики с конвейера КИМ перегонялись своим ходом. От базовой «тушилы» отличались наличием коробки отбора мощности, благодаря которой работал насос, качавший воду. Название «линейка» пошло от специального деревянного кузова, со скамьями для бойцов пожарной команды и баком для воды.

Монета России «Ленинград» с изображением полуторок, прорывающих блокаду через озеро. Фото: Commons.wikimedia.org

Виды и размер

Пчак имеет два основных вида:

Старобухарский

Характерное отличие это уменьшенная ширина клинка равномерно сужающегося к кончику острия и небольшой подъем, дугообразное лезвие.

В основном применяется при разделке туши, кожевенных работах, удобен при чистке овощей, нарезке хлеба и т.д.

Шархон

Главное отличие данного вида узбекского ножа – кончик острия, приподнимающийся до 8 мм над уровнем обуха. В среднем размер в пределах 15 см. Очень удобен при нарезке продуктов.

Гюльбан

Больстер пчака называется – «Гюльбан». Размещается сразу за клинком на рукояти. Обычно изготавливается из листовой латуни или мельхиора, встречаются варианты из сплава свинца и олова – но как показала практика, это не лучшее сочетание, так как при контактах с пищевыми продуктами вероятно возникновение реакции окисления и нанесение вреда здоровью.

Украшается гравировкой с национальными узорами, углубления заливаются красящими веществами, в дорогих образцах используются драгоценные металлы и камни.

Из дамасской стали

Ножи, изготовленные из высококачественного дамасска имеют прекрасные режущие свойства, также ряд визуальных отличий, различается по способу изготовления и составу дамасской стали.

Но своими качествами кинжал из дамасской стали обязан обработке материала произведённой определенным образом в несколько этапов, поэтому требует особых навыков и изготавливается известными мастерами передающими секреты из поколения в поколение, имеет достаточно высокую стоимость.

Дамасск подвержен воздействию коррозии, поэтому после каждого применения требуется его специальная обработка. Клинок не рекомендуется промывать горячей водой, а вытирать следует насухо.

«Дорога жизни»

Об участии автомобиля ГАЗ-АА («полуторка») в войне 1941-1945 годов написано огромное количество книг. Но самым главным историческим маршрутом, по которому курсировала легендарная машина, была «дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Это был единственный путь, связывающий блокадный Ленинград с внешним миром.

По льду могли пройти только легкие ГАЗ-АА

Военная «полуторка» с затемненными фарами осторожно проходила дистанцию под огнем немецкой артиллерии, доставляя в осажденный город продовольствие. Много автомобилей ушло под лед, но все же город был спасен не в последнюю очередь благодаря самоотверженности легендарной «полуторки»

После начала ВОВ Горьковский автозавод приступил к выпуску военных грузовиков в упрощенном варианте. Сказывался дефицит холоднокатанного металла, а также недостаток целого ряда комплектующих изделий. У военной «полуторки» не было дверей — вместо них устанавливались брезентовые ширмы, передние крылья изготавливались из обычного кровельного железа. Тормоза были только на задних колесах, освещала дорогу одна фара. Боковые борта кузова не откидывались.

Планер

легендарная полуторка

Тактико-техническая характеристика МЦ 21 12 (ТТХ)

[править] Основные модификации

ГАЗ-ММ

  • ГАЗ-ААА — трехосный автомобиль повышенной проходимости, грузоподъемность — 2 тонны. Создан на базе лицензионного грузовика «Форд-Тимкен». Выпускался с по 1943 год. Было изготовлено 37 373 автомобиля.
  • БА-10 — бронеавтомобиль, поступавший на Ленинградский фронт. Является следствием оставшихся бронекорпусов БА-10М, которые были поставлены на двухосные шасси ГАЗ-ММ (осень 1941 — весна 1942 года).
  • ГАЗ-03-30 — автобус общего назначения, имевший 17 мест. Производился на ГЗА (Горьковский завод автобусов) с 1933 по 1942 и с 1946 по 1950 год.
  • ГАЗ-410 — самосвал на шасси ГАЗ-АА и ММ грузоподъемностью 1,2 тонны с цельнометаллическим кузовом саморазгружающегося типа. Выпускался с 1934 по 1946 год.
  • ГАЗ-42 — газогенераторная модификация ГАЗ-АА, в качестве топлива для нее использовались дрова (деревянные чурки). Производилась с 1938 по 1950 год, паспортная грузоподъемность — 1 тонна, реальная — меньше (зависит от массы топлива).
  • ГАЗ-43 — газогенераторная модификация, топливом для которой служил уголь. Выпускалась малыми партиями с 1938 по 1941 год, имела меньшую по размеру газогенераторную установку, чем у предшественника.
  • ГАЗ-44 — газобаллонная модификация, работающая на сжатом газе. Была выпущена малой партией в 1939 году.
  • ГАЗ-55 — санитарный автомобиль, производившийся с 1938 по 1945 год. Самый массовый санитарный автомобиль РККА во время Великой Отечественной войны.
  • ГАЗ-60 — серийная полугусеничная модификация. Выпускалась с 1938 по 1943 год.
  • ГАЗ-65 — колесно-гусеничная модификация повышенной проходимости. В 1940 году была выпущена опытная партия, однако модификация показала полную непригодность такого колесно-гусеничного движителя во фронтовых условиях и в тылу, в частности расход топлива превышал 60 литров на 100 километров.
  • НАТИ-3 — опытная полугусеничная модификация. Испытывалась с 1934 по 1936 год.
  • ПМГ-1 — пожарный автомобиль, годы производства достоверно неизвестны. Саммый массовой пожарный советский автомобиль до Великой Отечественной войны.

Не лучший вариант для первого ружья

Если проанализировать некоторые публикации про этот вид ружья, то необходимо прислушаться и к рекомендациям, которые там оставляют. Они говорят о том, что все оружия, которые выпускается до 89 года, будут отличаться намного лучшим качеством и надежностью, а современные брать без пробных обстрелов очень ненадежно. Разумеется, в магазине нет возможности произвести такой обстрел, а потому можно сказать, что в таком случае покупаете «кота в мешке». Для начала следует набраться необходимого опыта, чтобы суметь совладать с таким видом ружья.

К тому же, чтобы получить некоторые запчасти придется постараться, или даже обратиться за помощью к токарю. Не самое простое в эксплуатации ружье МЦ 21-12. Запчасти довольно редки.

Особенности конструкции

Конструктивно простой и технологичный грузовой автомобиль ГАЗ-АА был выполнен по классической схеме на рамном шасси с рессорной подвеской. Оперение кабины унифицировано с легковым автомобилем ГАЗ-А.

Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовалась так называемая толкающая труба (англ. torque tube), внутри которой располагался закрытый карданный вал, которая упиралась в бронзовую втулку, подверженную быстрому износу и необходимости частых ремонтов. Недостаточной живучестью отличалось и крепление реактивной тяги передней подвески, воспринимавшей усилие при торможении. Соответственно, пробег на отказ у «полуторки» был значительно меньше, чем у «трёхтонки» ЗИС-5, к тому же «полуторка» почти всегда эксплуатировалась со значительным (до двукратного) перегрузом.

Двигатель.
Благодаря низкой степени сжатия (4,25:1) неприхотливые и ремонтопригодные двигатели ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ могли эксплуатироваться на самых низких сортах топлива, включая лигроин и даже керосин (в тёплое время года и на прогретом двигателе) и низкокачественных промышленных смазочных маслах (автолы и нигролы).

Низким ресурсом отличались дефицитные стартёры с аккумулятором (на редкой машине они служили свыше полугода), поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили «кривым стартёром», то есть рукояткой.

Особым дефицитом были шины, отличавшиеся низкой ходимостью (8—9 тыс. км при нормативных 20 тыс.), поэтому в конце 1930-х и во время войны полуторки часто сходили с конвейера только с двумя задними колёсами, то есть с одинарной ошиновкой заднего моста, что, соответственно, снижало грузоподъёмность. Колёса — 6,5—20″, Я-4.

Тем не менее, благодаря массовому конвейерному производству ГАЗ-АА/ММ был самым массовым грузовиком, да и, вообще, автомобилем в предвоенном СССР и в Красной Армии (свыше 150 тыс. на 20.06.1941).

Его шасси послужило базой для создания целого ряда специализированных и специальных модификаций военного и гражданского назначения: зарядно-осветительные электростанции, радиостанции, радиосистема дальнего обнаружения РУС-2, радиомастерские и ремонтные «летучки», автолаборатории санитарно-гигиенического и противохимического назначения, топливо- и маслозаправщики, авиационно-пусковые машины, акустические и световые установки ПВО, различные цистерны, поливомоечные машины, кареты скорой помощи и т. д.

Агрегаты ГАЗ-АА и -ММ широко применялись при создании военных машин, включая лёгкие танки Т-37 и Т-38, бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, самоходной установки СУ-12 с 76,2-миллиметровой полковой пушкой, артиллерийских тягачей, «Катюши» БМ-8-36 и другой техники.

Задний мост на продольных полуэллиптических рессорах (кантилеверная подвеска). Карданный вал проходит в трубе, которая также является реактивной тягой заднего моста. Крепление трубы с карданным валом к коробке передач, виден гибкий тросик привода спидометра. Передний мост на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре, видна тяга к тормозному механизму.
ГАЗ-АА, двигатель, правая сторона ГАЗ-АА, двигатель, левая сторона

Появление полуторки

Первый грузовик сошел с конвейера 29 января 32-го года прошлого столетия только открывшегося Горьковского автомобильного завода. ГАЗ был лицензионной копией детища Генри Форда, Ford-AA, образца 1929 года. Изначально копии собирались из импортных деталей, что не позволяло увеличивать производственные мощности. В 1933 году Нижегородский завод переходит на сборку «полуторки» полностью на отечественных деталях.

Забавной деталью в изготовлении машины было то, что кабину до 34-го года делали из дерева и прессованного картона, позже они были заменены на металлические конструкции.

История

Изначально было выпущено на заводе «Гудок Октября» в Канавине 10 образцов американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перед запуском Нижегородского автомобильного завода (НАЗ) советские инженеры подготовили собственные чертежи, пересмотрев конструкцию, узлы, платформу, и уже первый серийный НАЗ-АА сошёл с конвейера НАЗ 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. В отличие от американского Форда модели АА, на ГАЗ-АА были усилены картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр, ещё в 1930 году по советским чертежам спроектирован бортовой кузов. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей.

В 1938 году грузовик был модернизирован и получил мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с. (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.

Существовала также модификация ГАЗ-АА с самосвальным кузовом, в начале выпуска именовавшаяся ГАЗ-С1, позже ГАЗ-410. Принцип действия этого самосвала был достаточно интересен: равномерно распределённый в кузове груз должен был под собственной тяжестью опрокидывать платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рукоятка которого находилась у середины левого борта.

Для разгрузки водитель отпускал рукоятку, груз ссыпался назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращался в горизонтальное положение, после чего фиксировался с помощью рукоятки.[источник не указан 262 дня]

Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13) с неоткидными боковыми бортами, у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года.

Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) «полуторку» собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.

Годы выпуска НАЗ (ГАЗ)-АА/ГАЗ-ММ: на НАЗе/ГАЗе — 1932—1949; на московском заводе КИМ — 1933—1939; на Ростовском автосборочном заводе — 1939—1941; на УльЗиСе — 1947—1950. Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941—1945 годов — 138 600.

К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин. Таким образом, «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века, их можно было встретить на дорогах страны вплоть до конца 1960-х годов[источник не указан 1010 дней].

Обновление

В 1938 году «полуторка» ГАЗ-АА получила новый двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с., который до этого устанавливался на авто «Молотовец-1» под обозначением ГАЗ-М1. Кроме модернизированного мотора «полуторка» оснащалась усовершенствованным рулевым механизмом и карданным валом на игольчатых подшипниках. Ходовая часть была рессорной, без амортизаторов.

Поскольку «полуторка» — машина технологичная, а ее выпуск наладили в короткий срок, модель стала незаменимой в народном хозяйстве СССР. В то время грузоподъемность автомобиля в пределах 1,5 тонны считалась вполне достаточной. Во время уборочной страды на поля выгонялись сотни машин, которые быстро вывозили урожай на обработку, а затем возвращались в свои автохозяйства. Автомобиль «полуторка» считался универсальным транспортным средством. Он был безотказным и неприхотливым.

КОМФОРТ УПРАВЛЕНИЯ И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Проходимость

Крутой угол и малый радиус поворота обеспечивает автомобилю хорошую маневренность, что важно на дороге со множеством изгибов и непредсказуемой траекторией.

Дорожный просвет

Клиренс 205 мм – это уверенность в том, что вы легко пройдете как городские препятствия в виде бордюров, ямок и искусственных неровностей, так и загородные «сюрпризы» – колейность, упавшие ветки, щебеночные участки.

Подключаемый полный привод

Двигайтесь в соответствии с текущей ситуацией в пути: используйте задний привод или включайте 4х4, когда это необходимо.

Улучшенная подвеска

Большой ход подвески позволяет колесам максимально оставаться в контакте с дорожным полотном даже на неровностях. Устойчивость напрямую влияет на безопасность.

Понижающая передача

В сложных условиях бездорожья, при передвижении по воде, льду, увеличивайте мощность за счет регулировки оборотов и крутящего момента. Двигайтесь без пробуксовки.

Блокируемый дифференциал заднего моста

На труднопроходимых участках дорог (лед, хлипкий грунт, песок) можно улучшить эффективность за счет блокировки: крутящий момент будет перенаправлен на ведущие колеса с распределением 50/50.

Задний привод при отключенном переднем мосте

Улучшается проходимость автомобиля. Уменьшается радиус поворота. Более предсказуемое поведение при заносах. Обеспечивается лучшее сцепление колес с дорогой при трогании с места и подъеме в гору груженого автомобиля зимой, поскольку увеличивается нагрузка на заднюю ось и уменьшается вероятность пробуксовки.

Лужи, ручьи, разливы глубиной до 50 см легко преодолеваем на скорости до 20 км/ч, и даже размытое дно – не проблема.

Вседорожные шины

Шины 225/75R16 созданы специально для одинаково хорошей проходимости на типичном бездорожье и в городских условиях.

Просторная кабина и кузов

Литраж кабины увеличился, а за счет особого расположения рабочих узлов шума в салоне стало значительно меньше. Современные уплотнители не пропускают внутрь запахи как из-под капота, так и с дороги. Размер боковой двери тоже больше, чем у моделей-предшественников. Внутри может быть тепло и прохладно – отопители устанавливаются по умолчанию, а кондиционер – по желанию покупателя. Климатическое оборудование работает максимально тихо.

Недостатки

Теперь настала пора поговорить о недостатках, которые, к сожалению, в большинстве случаев являются неисправимыми:

  1. Во-первых, данная модель считается давно устаревшей, из-за чего ее не захотят приобретать молодые охотники, привыкшие к комфорту и удобству. Хотя этот недостаток может быть компенсирован за счет различных девайсов.
  2. Во-вторых, отсутствие различных вариаций с калибром не позволяет подобрать оптимальный боеприпас «под себя», из-за чего охота зачастую оканчивается большими подранками и снижением трофейной ценности добычи.
  3. Ну и в-третьих, одноствольное ружье не позволяет использовать во время охотничьего промысла сразу два различных вида боеприпасов, как те же двустволки, которые являются эталоном охотничьего оружия в России.

Также если вы прочитаете информацию со всевозможных тематических форумов, то убедитесь, что это далеко не единственные недостатки МЦ-21-12. Да, большинство недовольств основаны на индивидуальных предпочтениях охотников, однако не брать их в расчет вовсе нельзя.

Тиры Москвы

История

Изначально было выпущено на заводе «Гудок Октября» в Канавине, 10 образцов американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии перед запуском автогиганта (Нижегородского автомобильного завода) советские инженеры подготовили собственные чертежи, пересмотрев конструкцию, узлы, платформу и уже первый серийный НАЗ-АА сошёл с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки. В отличие от американского Форд модели АА, на советском ГАЗ-АА был усилен картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и т. д., а ещё в 1930-м по советским чертежам спроектирован бортовой кузов. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года. До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей.

В 1938 году грузовик был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.

Существовала также модификация ГАЗ-АА с самосвальным кузовом, в начале выпуска именовавшаяся ГАЗ-С1, позже ГАЗ-410. Принцип действия этого самосвала был достаточно интересен. Равномерно распределённый в кузове груз должен был под собственной тяжестью опрокидывать платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рукоятка которого находилась у середины левого борта. Для разгрузки водитель отпускал рукоятку, груз ссыпался назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращался в горизонтальное положение, после чего фиксировался с помощью рукоятки.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13), у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года. Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) полуторку собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.

Годы выпуска НАЗ (ГАЗ)-АА/ГАЗ-ММ: на НАЗе/ГАЗе — 1932—1949; на московском заводе КИМ — 1933—1939; на Ростовском автосборочном заводе — 1939—1941; на УльЗиСе — 1942—1950.

Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилось 151 100 таких машин.

Таким образом, «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века. Их можно было встретить на дорогах страны вплоть до конца 60-х[источник не указан 438 дней].

Грузовой автомобиль ЗиС-151 на страже военных и хозяйственных нужд

[править] Описание

Основа конструкции — стальная лонжеронная рама лестничного типа. При помощи полуэллиптической рессоры к ней подвешивалась балка переднего моста. Крепление заднего моста происходило при помощи двух продольных рессор кантилеверного типа. Конструкция задней подвески не способствовала полноценно передавать толкающее усилие, поэтому эту функцию выполняла полая труба, в которой находился карданный вал. Один конец этой трубы крепился к главной передаче, а второй упирался в поперечину рамы через шаровое сочленение. Кожухи полуосей и передний конец трубы и кожухи полуосей соединялись косыми растяжками, предназначенными для равномерного распределения динамических усилий. На передней подвеске функцию передачи продольной нагрузки на раму выполняла V-образная упорная вилка. Передняя подвеска была оснащена гидравлическими амортизаторами одностороннего действия. Тормоз, имеющий механический привод, действовал на колодки всех колес; ручной тормоз был ленточным и блокировал только задние колеса. Силовой агрегат ГАЗ-АА состоял из следующего:

  • Рядный четырехцилиндровый нижнеклапанный карбюраторный двигатель рабочим объемом 3285 см³ и мощностью 42 л. с.
  • Четырехступенчатая механическая коробка передач с отсутствием синхронизаторов.

Пожарная «линейка»

С появлением «Полуторки» — недорогого массового грузовика, стала возможна моторизация пожарной службы. На Миусском заводе пожарных машин, основанном в Москве в 1919 году, на шасси ГАЗ-АА собиралась пожарная машина. Для переделки грузовики с конвейера КИМ перегонялись своим ходом. От базовой «тушилы» отличались наличием коробки отбора мощности, благодаря которой работал насос, качавший воду. Название «линейка» пошло от специального деревянного кузова, со скамьями для бойцов пожарной команды и баком для воды.

Монета России «Ленинград» с изображением полуторок, прорывающих блокаду через озеро. Фото: Commons.wikimedia.org

Достоинства и недостатки

Модель охотничьего карабина имеет множество преимуществ, благодаря которым многие охотники отдают предпочтение этой мелкашке. Среди положительных сторон обычно выделяют следующие:

  1. Надежность. Оружие безотказно работает в самых суровых погодных условиях. Даже на сильном морозе шанс осечки остается ничтожно маленьким, а использованные гильзы продолжают исправно выбрасываться эжектором из патронника. Также нельзя не отметить, что винтовка не отличается прихотливостью в качестве боеприпасов и исправно работает при использовании патронов с усиленным пороховым зарядом.
  2. Возможность регулировки УСМ. Данная система чем-то схожа с американской Quat Trigger. При желании ход спускового крючка можно сделать более мягким или жестким, что окажется особенно полезным для начинающих стрелков или тех, кто планируется обучиться снайперскому искусству. Однако в отличие от западных моделей с QT, ценник на ТОЗ-78 не превышает 20 тысяч рублей.

Охотничий карабин ТОЗ-78 с регулируемым УСМ

  1. Высокий уровень безопасности. Благодаря надежной системе запирания затвора, а также наличию автоматического предохранителя, шанс совершить случайный выстрел во время охоты сведен практически к минимуму. Благодаря этому винтовку можно доверить подростку или начинающему стрелку. Однако это не значит, что можно полностью пренебрегать правилами безопасности при использовании ТОЗ-78.
  2. Широкий спектр возможности для модернизации. Возможность апгрейда винтовки не заканчивается тем, что на нее есть вариант поставить оптический или коллиматорный прицел. Внести изменения также можно в конструкцию и боевые системы оружия. Не говоря уже о том, что ТОЗ-78 выпускается в различных комплектациях, что позволяет подобрать покупателю версию под себя еще в магазине.

Ну и отдельного упоминания заслуживает тот факт, что ресурс карабина, по заявлению инженеров, составляет более 15 тысяч выстрелов. Также при покупке выдается гарантийный талон на срок до 5 лет или 5000 выстрелов.

Недостатки у оружия есть, хотя большинство охотников считает, что они меркнут на фоне положительных сторон. Тем не менее, с ними лучше ознакомиться прежде, чем совершить покупку в оружейном магазине:

  • внешний вид винтовки на любителя, не представляет ничего особенного;
  • качество сборки карабина не слишком высокое, оставляет желать лучшего;
  • слабая устойчивость к механическим ударам — особенно целика и мушки;
  • защелка магазина от случайных нажатий иногда не работает.

Однако самым главным недостатком карабина ТОЗ-78 является то, что качество выполнения моделей довольно плавающее. Некоторым охотникам удается приобрести оружие практически в идеальном состоянии. Другим приходится дорабатывать напильником большинство имеющихся деталей.

Как правильно укрывать молодой виноград

ГАЗ-АА фото

История

Изначально было выпущено 10 образцов американского грузовика Форд модели АА образца 1930 года на заводе «Гудок Октября» в Канавине, но впоследствии перед запуском Нижегородского автомобильного завода (НАЗ) советские инженеры подготовили собственные чертежи, пересмотрев конструкцию, узлы, платформу, и уже первый серийный НАЗ-АА сошёл с конвейера НАЗ 29 января 1932 года.
Уже к концу года завод, переименованный вслед за городом в Горьковский автомобильный, выпускал по 60 грузовиков ГАЗ-АА в сутки.
В отличие от американского Форда модели АА, на ГАЗ-АА были усилены картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр, ещё в 1930 году по советским чертежам спроектирован бортовой кузов.
Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирали с 1933 года.
До 1934 года кабина была выполнена из дерева и прессованного картона, а потом заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей.

В 1938 году грузовик был модернизирован и получил мотор ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с. (его модификация ГАЗ-М устанавливалась на легковой автомобиль ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известный как «Эмка»), усиленную подвеску и новый рулевой механизм и карданный вал. Внешних отличий у ГАЗ-АА от ГАЗ-ММ не было.

Существовала также модификация ГАЗ-АА с самосвальным кузовом, в начале выпуска именовавшаяся ГАЗ-С1, позже ГАЗ-410. Принцип действия этого самосвала был достаточно интересен: равномерно распределённый в кузове груз должен был под собственной тяжестью опрокидывать платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рукоятка которого находилась у середины левого борта.

Для разгрузки водитель отпускал рукоятку, груз ссыпался назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращался в горизонтальное положение, после чего фиксировался с помощью рукоятки.[источник не указан 616 дней]

Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В (внутризаводской индекс ММ-13) с неоткидными боковыми бортами, у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света.

В 1944 году довоенная комплектация была частично восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), позже снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара. Последний ГАЗ-ММ сошёл с горьковского конвейера 10 октября 1949 года.

Ещё год (а по некоторым данным, до 1956 года) «полуторку» собирали в Ульяновске, где их выпускали с 1947 года.

Годы выпуска НАЗ (ГАЗ)-АА/ГАЗ-ММ: на НАЗе/ГАЗе — 1932—1949; на московском заводе КИМ — 1933—1939; на Ростовском автосборочном заводе — 1939—1941; на УльЗиСе — 1947—1950. Было выпущено 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941—1945 годов — 138 600.

ГАЗ-АА на почтовой марке России 2012 года из серии «Оружие Победы» (ЦФА № 1569)

К 20 июня 1941 года в рядах РККА числилось 151 100 таких машин. Таким образом, «полуторка» стала самым массовым автомобилем РККА, их можно было встретить на дорогах страны вплоть до конца 1960-х годов (в частности, в Забайкалье — по меньшей мере до 1968 года).

[править] Примечания

Комментарии

Модернизации и доработки

С 1934 года в конструкцию «полуторки» регулярно вносились изменения — пружины на подвеске заменили резиновыми подушками для увеличения прочности подвески, был разработан простой и надежный вентилятор, модернизировали двигатель в сторону взаимозаменяемости и универсальности запчастей. ГАЗ-АА стал удобнее в эксплуатации и надежнее, была повышена прочность многих деталей и снижен их износ. В 1935 году прекратилось сотрудничество ГАЗа и Форд Мотор. Советские инженеры потеряли доступ к американским чертежам и далее модернизация автомобиля шла самобытным путем.

С 1938 года «полуторки» комплектовались усовершенствованными двигателями типа «М» мощностью 50 л. с. Они были известны своей надежностью и неприхотливостью — их можно было ремонтировать буквально в полевых условиях. Выпуск модели ГАЗ-АА со старым двигателем продолжался до 1942 года, когда она была заменена на новую версию — ГАЗ-ММ. Новый индекс отражался только в технической документации, новое имя грузовика в обиходе практически не использовалось.

«Полуторки» стали универсальными машинами и использовались как в армии, так и в сельском хозяйстве. В 1939 году кузов-платформу машины планировали реконструировать по аналогии с зарубежными специальными фермерскими кузовами-коробками, однако идея осталась нереализованной.

Существовала модификация «полуторки» с кузовом-самосвалом — ГАЗ-С1. Платформа автомобиля была сконструирована так, что в загруженном состоянии опрокидывалась сама, под действием силы тяжести. Этому препятствовало запорное устройство, которое открывалось поворотом рукоятки у середины борта машины.

Ссылки

Назначение

Основным назначением КАМАЗ 5511 является перевозка сыпучих строительных и промышленных грузов различного назначения. Строительство зданий и автомагистралей, производственная и коммунальная сфера, сельское хозяйство, торговля и военные перевозки – это далеко не полный перечень областей применения машины. КАМАЗ 5511 был спроектирован как самосвал для эксплуатации во всех климатических зонах, на трассах с твердым покрытием и на грунтовых дорогах. Всего спустя десять лет производства КАМАЗЫ составляли третью часто автопарка грузовых автомобилей Советского Союза и перевозили две трети всех грузов в стране. Часть машин была выпущена для поставок на экспорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector