Москва (противолодочный крейсер)
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Примечания
- Противолодочные крейсера-вертолётоносцы
- Командиры ПКР «Москва»
- Корабельная версия
- Михаил Ефремов
- Ракетный крейсер «Москва» — видео
- Корабли [ править ]
- Испытания и пули
- Brixia Mod. 35 (Италия)
- Дизайн [ править ]
- Происхождение и эволюция
- Вертолетоносцы Австралии: «Канимбла»
- Общая характеристика
- Десантные вертолётоносцы
- Общая оценка всех кораблей проекта
- Разновидности
- Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее
- Оценка проекта
- Авианосец «Адмирал Кузнецов» — видео
- Литература
- Гранатомет РПГ-7 — видео
- История службы флагмана Черноморского флота
Содержание
Содержание
Примечания
Противолодочные крейсера-вертолётоносцы
Основная статья: Противолодочный вертолётоносец
Kalaat Béni Abbès (474)
Две волны бурного развития подводных сил — во время и после Второй мировой войны — вызвали необходимость усиления противолодочных сил. Особое значение это приобрело к началу 1960-х гг., когда на боевое патрулирование стали выходить атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Одним из путей решения вопроса считался ввод в боевой состав флотов специальных вертолётоносных кораблей, способных вести эффективный поиск ПЛ на большом удалении от берега на достаточно большой акватории. США, располагавшие большим количеством специализированных противолодочных авианосцев, не нуждались в постройке специальных кораблей такого типа, поэтому крейсера-вертолётоносцы появились во флотах европейских стран и СССР. Однако первыми патрулирующими вертолетоносцами стали переоборудованные авианосцы времён второй мировой войны флотов США и Великобритании, которые при этом сохраняли противолодочные самолёты.
Европейские крейсера-вертолётоносцы
Jeanne d’Arc (R97)
Первым противолодочным вертолётоносцем стал французский противолодочный крейсер «Jeanne d’Arc», вступивший в строй в 1964 году и способный также действовать в качестве десантного вертолётоносца и учебного корабля. В том же году итальянский флот получил два крейсера типа «Caio Duilio», а позднее их увеличенную версию «Vittorio Veneto». Последний мог нести на борту до 9 противолодочных вертолётов. Британский флот в 1964-69 гг. перестроил три чисто артиллерийских крейсера типа «Tiger» в крейсера-вертолётоносцы, принимавшие по 4 вертолётов. Оценка этого типа кораблей оказалась столь высока, что и будущие лёгкие авианосцы типа «Invincible» первоначально тоже должны были стать крейсерами-вертолётоносцами с авиагруппой из шести тяжёлых вертолетов.
Советские крейсера-вертолётоносцы
Первые предложения по строительству крейсеров-вертолётоносцев были выдвинуты в 1958 году как попытки спасти от разделки почти готовые крейсера проекта 68-бис за счёт их перестройки в корабли ПЛО с противолодочным вооружением. Однако размеры крейсеров показались тогда командованию ВМФ чрезмерными и разработка проекта 1123 «Кондор» началась в 1960 году с «чистого листа». Первый противолодочный крейсер проекта «Москва» вступил в строй в 1967 году и оказался достаточно эффективным кораблем ПЛО благодаря наличию на борту 14 противолодочных вертолётов и мощной ГАС. Второй крейсер — «Ленинград» — вошёл в состав флота спустя два года. Всю свою службу корабли провели в составе Черноморского флота, действуя обычно в акватории Средиземного моря. Первоначально предполагалось построить серию из 12 крейсеров данного типа, но резкий рост боевых возможностей ракетных атомных ПЛ, особенно в плане дальности стрельбы баллистическими ракетами, вынудил ограничиться двумя кораблями. Строительство третьего крейсера проекта 1123 было отменено в 1968 г. ещё до закладки. Тем не менее, «Кондоры» сыграли важную роль в развитии отечественных авианесущих кораблей.
Командиры ПКР «Москва»
За время службы кораблём командовали:
- Г. П. Копылов (17 февраля 1965 года — 11 ноября 1967 года);
- Ф. Т. Старожилов (11 ноября 1967 года — 25 сентября 1969 года);
- Б. С. Романов (25 сентября 1969 года — 15 февраля 1972 года);
- А. В. Довбня (15 февраля 1972 года — 6 ноября 1974 года);
- Л. П. Лопацкий (6 ноября 1974 года — 9 февраля 1979 года);
- С. Д. Шайкин (9 февраля 1979 года — 15 ноября 1983 года);
- В. И. Долгов (15 ноября 1983 года — 3 ноября 1985 года);
- В. И. Корчемкин (3 ноября 1985 года — 28 декабря 1986 года);
- П. В. Седой (28 декабря 1986 года — 21 июля 1989 года);
- А. В. Васько (21 июля 1989 года — 22 июля 1991 года);
- А. А. Головин (22 июля — 27 сентября 1991 года);
- В. И. Богдашин (27 сентября 1991 года — 15 мая 1996 года);
- Г. А. Нехорошев (15 мая — 7 ноября 1996 года).
Корабельная версия
Вертолёт Ка-52КМ будет представлять собой модернизированную версию Ка-52К «Катран» — морского варианта ударного вертолёта «Аллигатор».
Впервые о необходимости создания корабельной версии Ка-52 заявил глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, выступая на французском авиасалоне в Ле Бурже в июне 2011 года. Тогда он отметил, что новые морские вертолёты будут необходимы для размещения на кораблях «Мистраль», которые Россия тогда заказала у Франции.
Опытный образец Ка-52К «Катран» совершил первый полёт в марте 2015 года. В 2017 году вертолёты Ка-52К успешно прошли морские испытания.
-
Военно-морской флот СССР.
Противолодочный крейсер «Москва».
Взлётно-посадочная площадка
Взлётная масса Ка-52К составляет 12,2 т, максимальный вес полезной нагрузки — 2 т, длина корпуса — 13,9 м, ширина (с учётом крыльев) — 6,3 м, крейсерская скорость — 250 км/ч, высота полёта — до 5,2 км.
В арсенал «Катрана» входят пушка 2А42-1, неуправляемые авиационные ракеты С-8, противотанковые управляемые ракеты 9М120-1 «Атака» и 9А-4172К «Вихрь-1», зенитные самонаводящиеся ракеты типа «Игла-С».
Вертолёт Ка-52К предназначен для патрулирования, огневой поддержки войск десанта при высадке на берег, решения задач противодесантной обороны на переднем крае и тактической глубине.
Также по теме
Усиление западных рубежей: Балтийский флот вооружат кораблями «Каракурт» с крылатыми ракетами «Калибр»
Балтийский флот в ближайшее время получит серию из шести малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» с крылатыми ракетами…
Главное отличие этого вертолёта корабельного базирования от сухопутного варианта заключается в наличии механизма складывания лопастей и укороченного складного крыла. Эти изменения в конструкции позволяют уменьшить габариты машины и более компактно разместить вертолёт на палубе или в трюме корабля.
Кроме того, морские вертолёты оснащены усиленными шасси для посадки в условиях качки, а узлы и агрегаты машины обработаны специальным антикоррозийным покрытием для защиты от соляного тумана и влажного морского воздуха. Экипаж размещён в бронированной кабине, оснащённой системой катапультирования. Кроме того, на вертолёте Ка-52 корабельного базирования предусмотрен комплект спасательного устройства (КСУ), позволяющий оказывать помощь терпящим бедствие на море.
В беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что конструкция вертолётов платформы Ка-52 с использованием двух винтов на одной несущей оси позволяет получить требуемую силу тяги при относительно небольшом диаметре несущих лопастей. Это расширяет возможности использования вертолёта, добавил эксперт.
«Соосная конструкция Ка-52 повышает маневренность вертолёта и позволяет использовать эти машины для разных задач — как для поиска подводных лодок, так и для спасательных операций. Теперь функция этих вертолётов расширяется, поскольку на них появится новое, более современное ракетное оружие, усовершенствованы двигатели, а также средства поиска подводных лодок», — пояснил Юрий Кнутов.
- Противолодочный крейсер-вертолётоносец «Москва»
Как напомнил в беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков, такие ударные вертолёты, как Ка-52К, вносят существенный вклад в огневую поддержку десанта в ходе операций высадки.
По словам Алексея Леонкова, вертолёты, изготовленные специально для новых универсальных десантных кораблей, усилят боевое могущество морского соединения при проведении прибрежной операции на несколько порядков.
Михаил Ефремов
Командующий 33-й армией Михаил Григорьевич Ефремов – еще один советский генерал, которому немцы после смерти воздали воинские почести. Он застрелился 19 апреля 1942 года у села Слободка Смоленской области, попав в окружение. Предпочел умереть, но не сдаваться в плен.
Автор книги «Армия, которую предали. Трагедия 33-й армии генерала М.Г. Ефремова. 1941-1942» (Москва, 2009 г.) Сергей Михеенков отметил, что своим последним мужественным поступком советский офицер спас жизни многих подчиненных солдат и офицеров, которые хоть и попали в плен к немцам, но на них не легла печать позорного предательства, как это произошло с власовцами.
«Как известно, тело командарма Ефремова было похоронено немцами с отданием всех воинских почестей. Могилу копали военнопленные, которые в это время содержались в церкви села Слободка. Церемонией похорон руководил некий чин в немецкой форме, который хорошо говорил по-русски и переводил присутствовавшему на похоронах генералу», – написал С.Е. Михеенков.
Ракетный крейсер «Москва» — видео
https://youtube.com/watch?v=6t1eJSym4T4
Во время службы в сентябре 1986 г. РКР с деловым визитом посетил порт Тартус (Сирия), а с 18-го по 22.11.1986 г. -с дружественным визитом порт Пирей (Греция). В апреле 1987 г. он выходил в море под флагом ГК ВМФ адмирала С.Г. Горшкова. В августе 1990 г. крейсер участвовал в Ялтинской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружием, находящимся на борту боевых кораблей. С 21.03.1991 г. по август 1998 г. ССЗ им. 61 коммунара «Москва» прошла средний ремонт. При этом с него сняли все АУ АК-630М, которые передали ССЗ в счет выполняемых работ. Затем корабль отбуксировали на СРЗ «Севморзавод» в г. Севастополе, где завершили ремонт и вновь установили АУ АК-630М, взятые с арсенала флота. В 2001 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Тунис.На РКР Москва и Маршал Устинов во время проведения среднего ремонта ПКРК «Базальт» был модернизирован под ПКР П-700 комплекса «Вулкан». Однако, эти ПКР не могут использовать штатные стартовые ступени, так как их работа может привести к разрушению ПУ. В итоге, они оснащены стартовыми агрегатами ПКР П-500, что несколько снижает дальность полета.
Корабли [ править ]
Москва у побережья Марокко в январе 1970 года.
Вид Ленинграда на портовый квартал .
Оба судна входили в состав Черноморского флота . «Ленинград» был выведен из эксплуатации в 1991 году, а » Москва» — в 1996 году. » Ленинград» был списан в 1995 году, а » Москва» — в 1997 году. Третий корабль, получивший название » Киев», был списан в 1969 году, который должен был быть противолодочным боевым кораблем . На смену классу Москва » пришел более крупный киевский класс .
Имя |
Тезка |
Строитель |
Положил |
Запущен |
Введен в эксплуатацию |
Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|
Москва | Г. Москва | Советская Shipyard No. 444 , Николаев | 15 декабря 1962 г. |
14 января 1965 г. |
25 декабря 1967 г. |
Распалась на Аланге , 1997 г. |
Ленинград | Г. Ленинград | 15 января 1965 г. |
31 июля 1968 г. |
2 июня 1969 г. |
Распалась, Греция, 1995 г. |
|
Киев | Г. Киев | Декабрь 1967 |
Нет данных |
Нет данных |
Отменено 1969 |
Испытания и пули
Brixia Mod. 35 (Италия)
Дизайн [ править ]
Оперативное требование было выдано адмиралом Сергеем Горшковым в 1959 году. Целью кораблей было противостоять подводным лодкам НАТО Polaris и выступать в качестве флагмана для противолодочной войны. Первоначально предполагалось использовать десять вертолетов с 8000-тонного корабля. Конструкция превратилась в более крупное судно, способное эксплуатировать до 14 вертолетов с вооружением самообороны.
Вооружение
Корабельное противолодочное вооружение включало спаренную пусковую установку СУВ-Н-1, способную доставлять снаряд FRAS-1 с 450-миллиметровой (18- дюймовой ) торпедой (или ядерной боеголовкой мощностью 5 килотонн); пара минометов противолодочной обороны РБУ-6000; и комплект торпедных аппаратов . Для самообороны у » Москвы» были две сдвоенные пусковые установки зенитных ракет (ЗРК) SA-N-3 с перезарядкой в общей сложности 48 зенитно-ракетных комплексов, а также две сдвоенные 57-мм (2,2 дюйма) ракеты. / 80 орудий.
Двигательная установка
Рассматривались газовые турбины, но они еще не были испытаны на таком большом судне. Вместо того, чтобы паровая установка высокого давления аналогична используемым в Kynda класс крейсерах была использована. У техники Москвы были серьезные проблемы, и в 1973 году ее пришлось отремонтировать после пожара. Эксплуатационные характеристики были разочаровывающими: максимальная скорость составила 30 узлов (56 км / ч; 35 миль / ч) и 24 узла (44 км / ч; 28 миль / ч). Мореходство тоже разочаровало.
Происхождение и эволюция
Появились две основные теории, объясняющие образование и эволюцию троянов Юпитера. Первый предполагает, что трояны Юпитера сформировались в той же части Солнечной системы, что и Юпитер, и вышли на их орбиты во время ее формирования. Последняя стадия формирования Юпитера включала стремительный рост его массы за счет аккреции большого количества водорода и гелия из протопланетного диска ; во время этого роста, который длился всего около 10 000 лет, масса Юпитера увеличилась в десять раз. В планетезималях , которые имели примерно одинаковые орбиты Юпитер , как были пойманы повышенной гравитацией планеты. Механизм захвата был очень эффективным — было захвачено около 50% всех оставшихся планетезималей. Эта гипотеза имеет две основные проблемы: количество захваченных тел превышает наблюдаемую популяцию троянских коней Юпитера на четыре порядка , а нынешние троянские астероиды Юпитера имеют большие наклоны орбит, чем предсказывает модель захвата. Моделирование этого сценария показывает, что такой способ формирования также будет препятствовать созданию подобных троянов для Сатурна , и это было подтверждено наблюдениями: на сегодняшний день рядом с Сатурном не было обнаружено никаких троянов. В одном из вариантов этой теории Юпитер захватывает троянов во время своего первоначального роста, а затем мигрирует по мере роста. Во время миграции Юпитера орбиты объектов на подковообразных орбитах искажаются, что приводит к переполнению L4-стороны этих орбит. В результате избыток троянов оказывается в ловушке на стороне L4, когда подковообразные орбиты смещаются на орбиты головастиков по мере роста Юпитера. Эта модель также оставляет троянскую популяцию Юпитера на 3–4 порядка слишком большой.
Вторая теория предполагает, что трояны Юпитера были захвачены во время миграции планет-гигантов, описанных в модели Ниццы . В модели Ниццы орбиты планет-гигантов стали нестабильными через 500–600 миллионов лет после образования Солнечной системы, когда Юпитер и Сатурн пересекли свой резонанс среднего движения 1: 2 . Столкновения между планетами привели к тому, что Уран и Нептун рассеялись наружу в изначальный пояс Койпера , разрушив его и выбросив внутрь миллионы объектов. Когда Юпитер и Сатурн были около своего резонанса 1: 2, орбиты ранее существовавших троянских коней Юпитера стали нестабильными во время вторичного резонанса с Юпитером и Сатурном. Это произошло, когда период либрации троянцев вокруг своей точки Лагранжа имел отношение 3: 1 к периоду, в котором положение, в котором Юпитер проходит мимо Сатурна, циркулировало относительно его перигелия. Этот процесс также был обратимым, позволяя части многочисленных объектов, рассеянных внутрь Ураном и Нептуном, войти в эту область и быть захваченными при разделении орбит Юпитера и Сатурна. Эти новые трояны обладали широким диапазоном склонностей, результатом многократных столкновений с планетами-гигантами до того, как они были захвачены. Этот процесс может также произойти позже, когда Юпитер и Сатурн пересекают более слабые резонансы.
В обновленной версии модели Nice трояны Юпитера фиксируются, когда Юпитер сталкивается с ледяным гигантом во время нестабильности. В этой версии модели Ниццы один из ледяных гигантов (Уран, Нептун или потерянная пятая планета ) рассеивается внутрь на орбиту, пересекающую Юпитер, и рассеивается Юпитером наружу, вызывая быстрое разделение орбит Юпитера и Сатурна. Когда большая полуось Юпитера перескакивает во время этих столкновений, существующие трояны Юпитера могут ускользать, и захватываются новые объекты с большой полуосью, подобными новой большой полуоси Юпитера. После своего последнего столкновения ледяной гигант может пройти через одну из точек либрации и нарушить их орбиты, оставив эту точку либрации истощенной по сравнению с другой. После окончания встреч некоторые из этих троянов Юпитера теряются, а другие захватываются, когда Юпитер и Сатурн находятся вблизи резонансов слабого среднего движения, таких как резонанс 3: 7, через механизм исходной модели Ниццы.
Долгосрочное будущее троянов Юпитера остается под вопросом, потому что множественные слабые резонансы с Юпитером и Сатурном заставляют их вести себя хаотично с течением времени. Коллизионное разрушение медленно истощает троянскую популяцию Юпитера по мере выброса фрагментов. Выброшенные трояны Юпитера могут стать временными спутниками Юпитера или комет семейства Юпитера . Моделирование показывает, что орбиты до 17% троянов Юпитера нестабильны с возрастом Солнечной системы. Левисон и др. считают, что примерно 200 изгнанных троянцев Юпитера более 1 км в диаметре могут путешествовать по Солнечной системе, а некоторые — на орбитах, пересекающих Землю. Некоторые из сбежавших с Юпитера троянцев могут стать кометами семейства Юпитера по мере приближения к Солнцу и их поверхностный лед начинает испаряться.
Вертолетоносцы Австралии: «Канимбла»
«Канимбла» и «Манура» – два универсальных десантных корабля ВМС Австралии типа «Канимбла». Страна-производитель является Соединенные Штаты Америки. Во время эксплуатации в Соединенных Штатах были типом «Ньюпорт». ВМС Австралии купила эти корабли в 1994-ом. В 1996-ом году были перестроены из танко-десантных кораблей в вертолетоносцы. В 2010-ом году было выявлено множество неисправностей, в связи с чем оба корабля были списаны в 2011-ом.
УДК «Канимбла» имели возможность перевозки до 450 солдат морской пехоты, до 4 вертолетов, 2 десантных судна дислокации и до 40 единиц бронированной техники (включая танки).
«Канимбла» имел радиоэлектронное вооружение класса «SRBOC», радиолокационное вооружение класса «Kelvin Highes», зенитная артиллерия класса «Фаланкс» и пулеметы 12,7мм, ракетное вооружение класса «RBS-70».
Боевое судно имело 8 450 тонн максимального водоизмещение, 168 м длины, 21 м ширины, 16 500 л.с. мощности, 20 узлов максимальной скорости (оптимальная 15 узлов), 14 000 морских миль дальноходности на оптимальной скорости. Экипаж корабля состоял из 210 человек.
Общая характеристика
Относительно новый тип военных кораблей, используемый не каждой страной, имеющей выход в море или океан. Основной причиной является нужда современных технологий и конечно же высокая стоимость постройки и содержание такого гиганта, уступающего в этих параметрах только авианосцу.
Более того вертолетоносцы имеют возможность с помощью авиационной поддержки находить местоположение подводных лодок
Однако, быстрый рост технологий и появление атомных подводных лодок сделал последнюю характеристику вертолетоносцев менее важной так как атомные подводные лодки имеют торпеды с более большой дистанцией поражения и глубину погружения субмарины. В связи с этим основной задачей осталось помощь в дислокации десантных видов войск
До второй половины 1960-ых годов вертолетоносцы были перестроенными авианосцами и крейсерами. И только после войны во Вьетнаме стали строиться полноценные корабли этого класса.
В современном мире универсальные десантные корабли используются исключительно в групповых действиях. Из-за своего размера, вертолетоносцы становятся легкой целью поражения. Универсальные десантные корабли нуждаются в боевых суднах, которые могли бы сопровождать и защищать их в возможных неблагоприятных условиях. Для того чтобы объяснить структуры этого типа морских гигантов, разберем основные их примеры по странам, у которых они есть.
Десантные вертолётоносцы
Основная статья: Универсальный десантный корабль
Десантный вертолётоносец Iwo Jima (LPH-2)
В западной классификации десантным вертолётоносцем (англ. Landing Platform, Helicopter; LPH) называется десантный корабль, единственным средством высадки десанта у которого является вертолёт.
Первыми десантными вертолётоносцами (и вертолётоносцами вообще) были перестроенные из лёгких авианосцев американские Sangamon и британские Bulwark, предназначенные для высадки и прикрытия десанта. Последний участвовал в Суэцком кризисе 1956 года.
Первой американской специально сооружённой серией десантных вертолётоносцев стала Иводзима. Французский вертолётоносец Жанна д’Арк имел возможность использования и как десантный.
По опыту эксплуатации стало считаться, что «чистые» десантные вертолётоносцы способны высаживать слишком малое для своего водоизмещения количество десанта в одной волне (нормально 6÷8 вертолётов, максимум 12), поэтому их строительство прекращено в пользу вертолётоносных транспортов-доков и универсальных десантных кораблей. Соответственно, в большинстве случаев современные десантные вертолётоносцы имеют официальное наименование УДК (в том числе крупные серии Уосп, Тарава, Америка США, Токто Южной Кореи, Мистраль Франции), реже — миноносец-вертолётоносец (Хьюга Японии).
В Советском Союзе десантными вертолётами был оснащён большой десантный корабль «Иван Рогов» проекта 1174, однако из-за слишком малого числа вертолётов он всё же не мог считаться полноценным вертолётоносцем. Настоящими десантными вертолётоносцами должны были стать корабли проекта 11780, отменённого в связи с распадом СССР.
Общая оценка всех кораблей проекта
Всего по проекту «Атлант» заложили четыре корабля. В эксплуатацию передали только три. Каждый из кораблей в настоящее время в строю. Они служат на Черноморском, Тихоокеанском и Северном флотах. В принципе, проект «Атлант» оказался действительно достойным и заслуживающим внимания в отличие от предшественников типа 1144 «Орлан». Суда проекта 1164 имели куда меньшее водоизмещение, но по вооружению были ничем не хуже, а в большинстве случаев лучше своих предшественников.
Кроме того, уже при создании был задан приоритет наступательных видов вооружения. Несмотря на это у новых крейсеров хватает слабых мест. Так, на кораблях проекта «Орлан» было по 96 ракет для комплекса С-300, в то время как у «Атлантов» их только 64 штуки. Кроме того, ЗРК «Оса-М» когда-то были передовым средством для самообороны кораблей от воздушных атак, но уже на момент создания крейсеров их возможностей явно не хватало. Наконец, на судах проекта 1144 имелось сразу 16 ПУ «Кинжал».
Таким образом, крейсеры проекта 1164 идеально отвечали всем требованиям поздней советской доктрины по использованию ВМФ, когда боевые корабли планировалось отправлять в бой только при условии их надежного прикрытия с воздуха. К сожалению, современному состоянию дел такая доктрина соответствует плохо. Далеко не всегда есть возможность обеспечить корабли надежной защитой с воздуха, так что особое значение приобретает именно их собственная система противовоздушной обороны.
Разновидности
Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее
«Новороссийск» был заложен на заводе в Николаеве в сентябре 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. В результате авиационная группа «Новороссийска» составила 18 самолётов и 18 вертолётов.
В боевой состав ВМФ СССР корабль вошел в ноябре 1982 года, получил распределение на Тихоокеанский флот.
Первый боевой поход корабля состоялся в 1983 году, последний — в 1991. Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов. Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на отстой в Постовой бухте близ Советской Гавани Хабаровского края.
30 июня 1993 года «Новороссийск» разделил судьбу собратьев: он был исключён из состава ВМФ России.
В 1994 году продан южнокорейской за 4,314 миллиона долларов США. В 1997 году утилизирован как металлолом в южнокорейском Пхохане.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск». Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов
Оценка проекта
Всего по проекту 1164 было заложено 4 крейсера, из них было достроено и вступило в строй 3 судна – по одному из них несут службу на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. В целом можно признать, что ракетные крейсера проекта 1164 были достаточно удачной альтернативой чрезмерно дорогим тяжелым ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, ракетные крейсера проекта 1164 обладали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным вооружением.
При этом приоритет при их создании был отдан не оборонительным, а наступательным вооружениям. Корабли обладают уменьшенным запасом ракет к ЗРК С-300Ф – 64 против 96 на «Орланах», также слабым местом является ПВО самообороны, которая состоит лишь из 2-х устаревших ЗРК «Оса-М». На крейсерах проекта 1144 имеется по 16 ПУ «Кинжал». В целом корабли проекта 1164 отвечали «поздней» доктрине советского флота – применение ударных надводных ракетоносцев под прикрытием палубной авиации.
Для сравнения, сопоставимые по размерам американские крейсеры класса «Тикондерога» обладают 4 независимыми РЛС подсветки целей, что позволяет им отражать одновременные атаки более чем с одного направления. Наличие лишь одной РЛС наведения значительно снижает возможности кораблей проекта 1164 к борьбе с современными противокорабельными ракетами, обладающими возможностью многосекторной атаки.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» — видео
https://youtube.com/watch?v=4Ji-SwKPk8I
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.
Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.
11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Литература
Гранатомет РПГ-7 — видео
https://youtube.com/watch?v=4fL8c4Uokrk
Разработан ГСКБ-47 (ныне ГНПП «Базальт») и принят на вооружение в 1961 году. Выпущено более 9 000 000 РПГ-7. Эффективно использовался практически во всех вооружённых конфликтах с 1968 года (когда впервые был применён во Вьетнаме) и до наших дней. Благодаря появлению новых боеприпасов РПГ-7 представляет существенную опасность и для современной бронетехники, поэтому остаётся востребованным и в наши дни.
В начале 50-х годов в систему противотанковых средств ближнего боя Советской армии входили ручная граната РКГ-3, винтовочный гранатомет ВГ-45, ручной противотанковый гранатомет РПГ-2, станковый противотанковый гранатомет СГ-82 и безоткатные орудия — Б-10 и Б-11. В 1954 году НИИ-3 Главного артиллерийского управления, проведя широкие исследования по определению соответствия этой системы современным требованиям войск, выдал тактико-технические требования на разработку более совершенных ручных гранатометов. К этому времени разработкой гранатометных комплексов занимался целый ряд предприятий: ГСКБ-30, НИИ-24, НИИ-6 (все Москва), филиал НИИ-1 и СНИП (г. Красноармейск Московской обл.), НИИИ (г. Балашиха Московской обл.).
Но гранатометы не были основным направлением работы этих предприятий, и поэтому разработки часто передавались от одного предприятия к другому, что, естественно, приводило к дроблению задач: не в полной мере использовался творческий потенциал специалистов. С целью проведения единой технической политики, концентрации сил и средств приказом Государственного комитета по оборонной технике в 1958 году головным предприятием по разработке гранатометных комплексов назначается ГСКБ-47 (г. Москва) (ныне ФГУП «ГНПП «Базальт») с филиалом в г. Красноармейске Московской области (Красноармейское научно-производственное подразделение — КНПП). При этом гранатометный отдел из НИИИ (г. Балашиха) был передан в ГСКБ-47, а соответствующие отделы филиала НИИ-1 и СНИП — в Красноармейский филиал.
В 1958—1961 годах в ГНПП «Базальт» (тогда ГСКБ-47) проводились работы по созданию 45-мм гранатомета РПГ-150 с 83-мм надкалиберной гранатой ПГ-150. После проведения полигонных испытаний этот комплекс получил наименование РПГ-4. В 1958 году комплекс РПГ-4 прошел войсковые, а в 1961 году — полигонные испытания. Он полностью удовлетворял требованиям тактико-технического задания на его разработку и превосходил по основным показателям своего предшественника РПГ-2. Однако к этому времени были получены первые результаты по РПГ-7 с активно-реактивным выстрелом ПГ-7В, основные характеристики которого (дальность стрельбы и бронепробиваемость) существенно превосходили РПГ-4. В результате комплекс РПГ-4 не был принят на вооружение.
Первым гранатометным комплексом, разработанным Красноармейским подразделением ГНПП «Базальт» (тогда ГСКБ-47) и принятым на вооружение, был ручной противотанковый гранатомет РПГ-7 с выстрелом ПГ-7В. Разработка гранатомета происходила в 1958—1961 годах. Главный конструктор — В.К. Фирулин. В создании гранатомета принимали участие Тульское ЦКИБ СОО, Ковровский механический завод (непосредственно работы по гранатомету в Ковровском ОКБ-575 вел В.В. Дегтярев), Высокогорский механический завод, Нижнетагильский химический завод «Планта» и др., главный конструктор ОКБ-575 А.Никифоренко, главный инженер ОКБ-575 И.Потапов, начальник 5-го отдела ОКБ-575 А.Сорокин, а также ведущий конструктор РПГ-7 В.В. Дегтярев, конструкторы А.Алымов, М.Горбунов, А.Ивашутич, А.Севастьянова и др. Выстрел ПГ-7В к гранатомёту РПГ-7 сконструирован В.К. Фирулиным (Государственная премия СССР — 1964 г.). Заводские испытания проведены с 25 февраля по 11 июня 1960 года. Испытания прошли успешно. Комплекс был принят на вооружение 16 июня 1961 года и до сих пор находится на вооружении Российской армии. Разработка к гранатомёту выстрелов с гранатами различного поражающего действия, усовершенствование прицельных приспособлений значительно расширили возможности гранатомета, сделали его многоцелевым.
История службы флагмана Черноморского флота
В 1982 году впервые был спущен на воду корабль, которого прозвали «убийцей авианосцев». Через год после этого события судно ЧФ начали активно эксплуатировать.
Крейсеру неоднократно приходилось принимать участие в выполнении задач в Средиземном море. Он успел повидать множество портов, которые принадлежат разным странам.
В истории службы ГРКР насчитывается немало судьбоносных событий. Стоит рассмотреть наиболее важные из них:
- 1986 год. Корабль оказался в греческом порту, который принадлежит населенному пункту Пирей.
- 1989 год. «Москву» отправили на защиту безопасности Горбачева, президента СССР. В тот момент у главы государства проходила встреча с американским президентом.
- 1991 год. Линкор отправлен на ремонтные работы. Для этого ему пришлось вернуться на Николаевский завод. Здесь он пробыл целых 8 лет.
- 2003 год. Корабль активно участвовал в учениях Индра-2003.
- 2004 год. «Москву» отправили на учения, которые проходили совместно с военно-морскими силами Италии.
- 2008 год. Корабль нес службу в Средиземноморье. Ему была поставлена задача вести боевое дежурство.
- 2012 год. С этого момента «убийца авианосцев» перестал являться отдельной воинской частью.
- 2013 год. Корабль отправлен в поход, во время которого ему довелось посетить ряд стран. Среди них оказались Венесуэла, Никарагуа, Куба и Португалия.
- 2014 год. Он стал участником блокады украинских военно-морских сил, которые присутствовали в заливе Донузлав.
- 2015 год. Крейсеру удалось вернуться в Севастополь.
После пережитых событий корабль был вынужден отправиться на ремонтные работы. После его ожидала плановая модернизация.