Русский народный русский костюм

Боярка – что это такое

Само название произошло от давних обладателей этого головного убора. Бояре в шапке из натуральных, дорогих материалов подчёркивали свой высокий статус и достаток

В наше время эта функция не исчезла, но важно не просто показать свою состоятельность в жизни, а ещё быть стильной и элегантной

Зажиточные бояре надевали свои шикарные уборы только по праздникам, подчёркивая их важность, но сейчас боярку можно носить ежедневно, ведь благодаря особенности фасона она легко справляется с защитой головы даже в сильные заморозки

Особенности шапки боярки

Есть 3 основных модели шапки:

  1. Широкий обод из натурального пышного меха обхватывает тулью, сделанную чаще всего из кожи соответствующего цвета.
  2. Вся шапка может быть пушистой, и лишь основа будет кожаной.
  3. Самым экономным вариантом окантовки являются полосы меха, которые закрепляют на трикотажной основе с помощью петель.

Материалы для головного убора разнятся по внешнему виду, качеству и, разумеется, стоимости:

  • соболь – символ достатка в Древней Руси – и по сей день остаётся одним из самых дорогих и элитных материалов;
  • немного грубая овчина подойдёт для сочетания с дублёнкой;
  • пушистый мех лисиц имеет широкую палитру – снежно-белый, огненный и чёрный с серебристыми кончиками;
  • кожа для тульи должна обязательно подходить под цвет объёмной части убора.

Важно! Внимательно осмотрите боярку перед покупкой, ведь купить подделку это не просто неприятно и обидно, есть риск замёрзнуть и заболеть, ведь натуральные материалы гораздо эффективнее сохраняют тепло

Кому подходит

Для солидных женщин лучшим выбором будут цельные меховые уборы из норки или песца. А вот молодым модницам больше подойдут воздушные варианты из лисицы с тульёй из замши или гладкой кожи. Осторожнее нужно быть девушкам с небольшим ростом, ведь громоздкий головной убор усугубит ситуацию, даже если прибегнуть к высоким каблукам. В этом случае нужно выбирать замшевую шапку, которая будет плотно прилегать к голове.

Внимание! Боярка – очень капризный фасон. При покупке продумайте, не придётся ли менять весь гардероб верхней одежды, ведь не каждая шубка или пальто подойдут под конкретную модель

С чем носят

Есть несколько беспроигрышных вариантов сочетания одежды, обуви и убора:

  • натуральная шуба и дублёнка, подходящие под цвет боярки, будут смотреться просто роскошно;
  • приталенные полушубки и женственные пальто совместно с высоким каблучком у сапог удлинят силуэт, изюминкой станет меховая шапка;
  • сверхпопулярные пальто оверсайз можно дерзко скрестить с объёмной бояркой, создав неповторимый образ.

Боярка – это вечный головной убор, ведь кажется, что пару моделей всегда можно увидеть на прохожих. С другой стороны, высокое качество материалов гарантирует долговечность шапки. А самым главным является впечатление от шапки: если вещь по-настоящему приглянулась, то ни к чему долго раздумывать над приобретением.

Мужская одежда Древней Руси

Об одежде представителей мужского пола в Древней Руси можно судить преимущественно по письменным источникам — например, таким, как «Изборник Святослава».

Имеющиеся там иллюстрации весьма красочны и позволяют получить общее представление о том, на что был похож мужской костюм тех времен. По изображению князя киевского можно понять, что обязательными элементами мужского наряда тех времен был кафтан — на князе он зеленый, с нашивкой красного цвета. (Красный цвет считался более «благородным», его носили бояре или представители княжеского рода) .

Костюм князя дополняют также зарукавья золотистого цвета. Зарукавья — это элемент одежды, похожий по своему функциональному назначению на манжеты- разве что значительно объемнее.

В этой увлекательной игре «Собери русского князя» нельзя забывать также и про верхнюю одежду. В случае этого изображения Святослава — это темно-синий плащ из тех, какие носила знать в те времена. Назывался он «корзно» и был оторочен золотистой каймой, и имел к тому же красную подкладку. Завершает образ шапка — непременный атрибут всякого знатного человека тех времен. У князя она украшена мехом. Сапоги на нём зеленого цвета и сделаны из сафьяна.

Отдельного упоминания в разговоре об одежде мужчин Древней Руси заслуживают головные уборы. Их роль выполняли шапки, которые носили представители всех сословий — и, конечно, снимали в знак уважения или перед входом в церковь.

Для простолюдинов-крестьян предназначались изготовленные из войлока колпаки, отороченные тонкой полоской меха. Более состоятельные купцы могли позволить себе заказать колпак из сукна, а самые знатные и уважаемые люди носили головные уборы, сшитые из парчи и украшенные золотыми и серебряными нитями, различными цветными драгоценными камнями и меховыми полосами.

Плащи, как на прикрепленном и описанном выше рисунке со Святославом, называвшиеся «корзно», набрасывали на одно плечо и фиксировали особой застежкой — фибулой. Эту характерную тенденцию позаимствовали жители Киевской Руси у византийцев, а те, в свою очередь — у римлян.  

Когда же вся политическая и значительная часть общественной деятельности в силу определенных исторических причин переместилась в Новгород,  то плащи сменились более актуальными в этой местности кафтанами и шубами. Шубы, которые носили в Новгороде, отличались своими вшитыми рукавами, которые исполняли скорее декоративную функцию — редко когда этот предмет одежды надевали целиком, чаще просто набрасывали на плечи. 

От плащей и шуб — к нижнему белью. Его роль в гардеробе мужчины Древней Руси исполняли порты и нижняя рубашка. У представителей низшего сословия в качестве материала для пошива нижней рубахи выступала грубая холстина, декорированная пестрядой и набойкой, которые выглядывали из рукавов верхней одежды. 

Порты представляли собой обычный холщовые штаны, надевавшиеся под одежду и завязывавшиеся на поясе шнурком. Книзу они сужались.

Состоятельные люди носили рубашки из тонкого полотна с отделкой из тафты преимущественно алого цвета. Воротники отстегивались и надевались отдельно. Часто их расшивали каменьями и жемчугами, узорами, вышитыми золотистыми нитями, с узором и орнаментом. Рубаху носили навыпуск, а в особых случаях к ним надевались также роскошно украшенные зарукавья.

Поскольку полоски ткани были, как правило, достаточно узкими — от тридцати сантиметров до шестидесяти — их нужно было сшивать между собой. Швы в таких случаях не скрывались, а декорировались и намеренно подчеркивались. 

Отдельно стоит упомянуть одежду славянских богатырей-воинов: помимо всего вышеперечисленного, их облачение также включало в себя как минимум кольчужную рубашку с разрезами по бокам, и, конечно же, защищающий голову шлем. 

Украшения[править]

Набор женских украшений был очень богатым. Самые знаменитые — височные кольца, носившиеся, как ясно из названия, в волосах возле висков. Часто они изготавливались из обычной проволоки. Чуть менее известен колт — полая подвеска, крепившаяся к очелью или головному убору. Часто на них изображались незатейливые сюжеты — жития святых, сценки из сказок и не сохранившихся мифах древних славян. Колт был популярен в XI-XIII веках.

Мужчины, как всегда, довольствовались меньшим набором украшений. Они носили серьги или гривны — металлические обручи, надеваемые на шею. До крещения Руси гривна была этноопределяющим украшением, он отличала славянина от скандинава, носившего вместо гривны подвеску с молотом Тора.

Ну а про бусы, перстни, кольца и ожерелья благоразумно промолчим.

С чем носить?

Шапка-боярка ни за что не подойдёт к обычной короткой спортивной куртке или оверсайз парке. Лучше всего с объёмной шапкой будут смотреться приталенные фасоны верхней одежды – шубы и полушубки, дублёнки, пуховики, пальто. Стриженный мех околыша позволяет носить с такой шапкой более свободные вещи, такие как пальто и шубы oversize.

Читайте далее:

Норма обязательных резервов — это инструмент регулирования

Голубые фишки — это акции компаний с большой капитализацией

Валютный коридор — это регулируемый предел колебаний курсов

Что такое лонги и шорты на бирже и почему шорт хуже лонга

Cамые дорогие трусы в мире. рейтинг самых дорогих трусов мира

Банное полотенце размеры. стандартный размер банного полотенца для тела. как выбрать подходящий размер?

Ажурный кардиган спицами из тонкой пряжи: схемы, описание

Атлас ткань это: описание, история и свойства атласа

Адыгейский национальный костюм: фото и отличительные черты

8 типичных признаков неухоженной женщины

Как связать шарф (мужской и женский) спицами и крючком: мастер-класс для начинающих со схемами и описанием пошагово

Джемпер оверсайз спицами: вязание объемного джемпера крупной вязкой, схемы и описание

С чем носить мужские берцы: как правильно выбирать и с чем сочетать

Шапка тыковка спицами: схема, описание вязания женской шапки резинкой, по кругу

Шуба из овечьей шерсти — что это такое, плюсы и минусы. какие шубы из овчины в тренде 2019

Всего просмотров:

МОИ ПОЯСНЕНИЯ К ТЕКСТУ (ИМХО):

*

Скуфьи (от греч. — шапка) носили в 16-17 веке в России православное духовенство и монахи.

А вот русские князья, цари и бояре носили тафью — почти точную копию скуфьи.

Знаменитая шапка Мономаха представляет собой скуфью уркашенную драгоценными металлом и камнями с меховой отторочкой и увенчанную крестом. 

**

Ожерелье — нарядный  в древнерусской одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи. Может быть пристегнутым к кафтану, шубе и т.п.

Воротник стоячий или отложной.

Слово ожерелье происходит от — жерло, горло.

***

Шлаврок (шлафор) — в Европе до XVIII века домашняя просторная одежда — . 

С XVIII столетия появился и в России как модный вид одежды.

****

В статье написано : Акабынь . Но такой одежды не было на Руси.

 Скорее всего автор первоисточника -Эльзевир имел ввиду охабень.

Охабень — старинная русская верхняя одежда, аналог зипуна и жупана на западе Руси.

Охабень был широко распространен среди знати в XV и XVI вв.: у русских князей и воевод, так же цариц и бояр, в качестве убора был отложной воротник.

В конце 1670-х г. охабень вышел из употребления у знати и стал одеждой простолюдинов.

*****

Гоноратка — почтенная одежда …

Не нашла я что это такое. Тут надо читать в самом первоисточнике на иностранном языке. Можно предположить только ,что Элзевир имел ввиду праздничную одежду.

******

Ичиги — вид легкой обуви, имеющие форму сапог, с мягким носком и внутренним жестким задником. Распространенные у татар. 

Скорее всего Эльзевир имеет ввиду онучи — куски легкой ткани которая навертывалась на ногу под короткие сапоги из мягкой кожи или туфли — поршни, а может быть и чоботы(чёботы)…

*»*

СмУрый, смурА, смУро — темно-серый, темно-бурый цвет.

***»

…с шерстяными варежками кожаные голицы… — стоит рассказать подробнее.

Названий для нынешних варежек в XV-XVII в. было очень много: шубницы, мохнатки, вынучи, рукавки, кожанки, деленки, верхоньки.

Верхоньками на Руси называли верхние кожаные рукавицы, в которые вкладываются варежки, а вернее — вареги, как их тогда называли.

Кожанки — это кожаные рукавицы, которые надевали поверх варег, их еще называли — накожник.

Деленки — это также название рукавиц или варежек.

*»»*

Образань  — не нашла такого названия в головных старинных женских уборах. Не могу сказать что имел в виду Эльзавир…

Убрусник , а скорее всего: убрус — головной убор замужних женщин, из шелковой ткани, чаще — тафты. Концы убруса (застенки), висевшие по сторонам головы, вышивались золотом и бывали унизаны жемчугами и маленькими дробницами (золотые дощечки).

***»»

Мытник — не нашла.

Подразумеваю вид сарафана, т.к. именно сарафан надевался на рубаху и один из ранних видов был в виде платья с небольшими рукавами и одевался через голову — туникообразный. Был как косоклинным, так и  просто с боков завязывался.

Или может быть вторая рубашка у богатых женщин — верхница, шилась из шелка.

Или летник — одежда эта надевалась через голову и была колокообразной формы с рукавами…Летник шили из дорогих шелковых тканей:тафты, шелка или камки…

****»»

Опашень женский — с частыми пуговицами, украшенный по краям шелковым или золотым шитьем.                                                                               Пуговицы золотые или серебряные; могли быть величиной с грецкий орех — у знати, у середняков — бронзовые .                                                                                  Сзади пришивался подбитый мехом капюшон, который свисал до середины спины.                                                                                 Женщины с опашнем носили круглое накладное ожерелье из собольего или бобрового меха.

————————————

Женская мода Древней Руси

Беспощадное время сохранило для любознательных археологов не так-то много памяток, позволяющих достоверно описать костюмы девушек той эпохи, поэтому все археологические находки, вроде изображений или остатков тканей, являются чрезвычайно ценными. 

Судя по тому набору сведений, который есть в распоряжении у современных историков, наиболее распространенными материалами, использовавшимися для пошива одежды, являлся лён (более или менее хорошего качества) и шерсть. Из этого изготавливалась ткань, которая также отличалось по качеству — сукно или тонкое полотно или сермяга и грубый холст.

На Руси очень долго не было налажено собственное крупное и полномасштабное производство высокосортной ткани, такой, например, как шелк, поэтому ее было принято ввозить из заграницы. В основном, конечно, шелк в Киевскую Русь ввозили из Византии. 

Одежду, как женскую, так и мужскую, было принято украшать. Для этих целей использовали раскраску и вышивку — для орнамента. Существовала также технология создания узоров из пряжи разного цвета — пестрядь. Делали ее, как правило, в сине-зеленых тонах.

Что касается одежды из парчи и шелка, то материалы для таких изделий назывались паволокой и преимущественно были красного цвета и его оттенков — пурпурного или алого, багряного или карминного, а также голубые, лазурные и бирюзовые, реже — зеленые. Часто такой наряд можно было увидеть украшенным узорами и орнаментами из золотых и серебряных ниток — стоили они, конечно, очень дорого и по карману были не всем.

Индивидуальными особенностями женского костюма тех времен были головные уборы — шапки и платки. Под шапкой носили специальный сложенный и закрепленный под подбородком платок — убрус. Крестьянки носили особые чепцы, которые называются повойниками.

Женщины, как и мужчины, поверх одежды часто надевали особые кафтаны — с широкими рукавами, позволявшими рассмотреть расшитые и красиво украшенные рукава нижней рубахи. Эта самая рубаха была очень важным и обязательным элементом одежды. Расшитая узорами, она была обязательно длинной и  прикрывала лодыжки. Ворот нижней рубахи можно было украсить каймой, а рукава — орнаментом.

Обувь в основном была не слишком разнообразной. Те, кто мог себе это позволить, носили мягкие сапоги без каблуков с украшениями на голенище или носках, крестьяне же обходились лаптями.

Среди традиционных элементов женской одежды также стоит выделить следующие: запахнутая поверх рубахи юбка, которая называлась «понева», и надеваемая также поверх рубахи просторная одежда, сшитая из холстины — называлась она «запона».

Мотивы орнаментов, украшавших одежду и обувь, оборки и рукава, практически всегда были классическими — растительные или геометрические узоры, то есть сплетение линий и углов, цветов и листьев. Цвета и материалы также подбирались в зависимости от статуса и достатка, личных предпочтений или традиций местности. 

Создаем косоворотку

Рубаха с косым воротом — не только праздничная, но и повседневная рабочая одежда, оттого она не должна была сковывать движения. Поэтому предпочтителен свободный, не облегающий крой. Косой ворот не давал нательному кресту вываливаться при наклоне, эта особенность и дала название рубахе — косоворотка.

Выкройка косоворотки для мужчины или мальчика, дальнейшие пошив и отделка станут для вас интересным опытом создания народного костюма. Сама простота косоворотки не требует особых швейных навыков. Достаточно обладать начальным уровнем знаний о раскрое одежды и пошиве.

Основных элементов косоворотки было и остается пять. Вот так создавалась русская народная мужская рубаха, выкройка была несложной:

— Тулово (становина). Основной, самый крупный элемент.- Рукава. По правилам кроятся прямоугольной формы. В традиционном пошиве, прямоугольный крой элементов косоворотки экономил ткань: обрезков не было за исключением вырезки от ворота (ее оставляли на заплатки).- Бочок. Боковая вставка. Два боковых полотнища наращивали круговой объем одежды до нужного размера. Крестьянский ткацкий стан не позволял ткать полотно шире 50-80 сантиметров. Для ширины рубахи этого было маловато. Поэтому недостающую ширину крестьянки дополняли боковыми вставками. — Ластовица. Подмышечная вставка не давала одежде задираться при поднятии рук вверх, при повседневном труде.- Декоративные элементы. Проставка соединяла рукав и тулово. Одновременно с вышитым воротом была частью вышивки. Ворот, при наличии, тоже отторачивался орнаментальным шитьем. Существует два варианта отделки ворота рубахи: воротник-стойка или без ворота (голошейка).

Создание косоворотки своими руками начинается с раскроя. Как мы уточнили, все детали рубашки — прямоугольники. Для начала кроя рассчитываем основные параметры — длину и ширину каждой части косоворотки:

  • Рассчитываете длину тулова исходя из роста. Полотно кроят единым куском, так называемой стеной. Отмеряют стену в 2 длины изделия.
  • Длину бочков вымеряте по такой схеме: от длины рубашки вычитаете длину рукавной прорези — проймы. Ширина бокового элемента зависит от общей ширины тулова. Примерно выглядит это так: чем становина шире — тем бочок уже. Все индивидуально по размеру. В среднем, при ширине становины в 40 сантиметров, ширина бочка будет 60 сантиметров.
  • Рукав кроите в ширину 65 сантиметров под пройму 30-32 сантиметра. Длину рукава считаете так: отнимаете из длины руки ширину плеча.
  • Ластовица выкраивается квадратом. Ширина стороны квадрата ткани примерно 15-20 сантиметров.

Дальше мы расскажем, как сшить русскую народную рубаху:

  • В первую очередь вы берете основной элемент рубашки — становину. Складываете кусок ткани вдвое. В месте сгиба симметрично вырезаете горловину. Ширину горловины рассчитываете исходя из обьема головы ребенка. На проставку оставляете запас по 2,5 сантиметра. И сметываете становину с парой бочков.
  • После прострачиваете рукава в длину. На притачиваемом конце рукавов оставляете небольшие рабочие края для крепления краев ластовиц.
  • Сшиваете рукава и тулово. После вшиваете ластовицы. Если запланировали косоворотку с красивой проставкой в месте сшива рукавов и становины, пристрачиваете проставки. Этот элемент можете украсить вышивкой или алой тканью.

Все, черновой вариант рубашки с косым воротом готов. Теперь вы знаете, как сшить косоворотку для мальчика. Осталось украсить одежду в соответствии с русскими традициями.

Игра Престолов (Game of Thrones)

Как правильно выбрать шапку-боярку?

Как мы с вами выяснили, выбор этого головного убора может быть довольно богат. Но всем ли подходит данная модель? Об этом расскажет сайт 6tu4ka.ru.

Сразу отметим: боярку могут носить как молодые девушки, так и дамы солидного возраста не зависимо от типа лица.

Классическая шапка-боярка из стриженной норки или песца – идеальный вариант для благородных женщин, желающих подчеркнуть свой статус и высокое положение в обществе.

Для повседневной носки подойдет комбинированная модель, состоящая из мехового околыша и тулья из замши или гладкой натуральной кожи. Такая модель гармонично смотрится с недлинными приталенными шубками и пуховиками с поясом или ремнем.

Если вы одеваетесь согласно дресс-коду, выбирайте цельномеховые модели строгих однотонных расцветок. Шапка-боярка является самодостаточным аксессуаром, поэтому не стоит утяжелять свой образ лишними яркими мелочами.

Если вы цените практичность и долговечность, то остановите свой выбор на элегантной и сдержанной модели с плоским околышем из меха черного бобра.

Будьте осторожны при выборе шапки-боярки, если вы невысокого роста. Такое приобретение сделает вас еще ниже и миниатюрнее на фоне объемного околыша, и никакие каблуки не спасут ситуацию.

27.2.20

Презентация на тему: » Одежда XIV-XVI вв.» — Транскрипт:

2

Мужская одежда Мужская одежда

3

Мужская одежда состояла из: рубахи, зипуна, кафтана, тулупа, кушака, портов, на ноги одевались лапти, онучи у более зажиточных людей как правило были сапоги из тонкой, мягкой кожи- сафьяна.

4

Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой.

5

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

6

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся к низу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.

7

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, Который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги Или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

8

Обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви. В год крестьянин вынашивал порядка 60 пар. Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

9

Сафьяновые сапоги Сафьяновые сапоги упоминаются в русских былинах. В русских летописях, повествующих о X веке, сапогибылинахлетописяхX веке противопоставляются лаптям как знак принадлежности аристократии.аристократии

10

ТУЛУП ТУЛУП Тулуп длинная, обычно не крытая сукном меховая шуба из овчины без перехвата в талии с высоким воротником. Шьётся обычно из овчины либо заячьего меха.

11

КУШАК КУШАК Кушак полоса ткани или другого материала, который завязывается, как правило, по талии человека. Не дает распахнуться одежде, покрывающей верхнюю часть тела (тулуп). Ширина см.талии тулуп

12

Женская одежда Женская одежда состояла из: сорочки, сарафана, душегреи, понёвы, на голове носили повязки, завязанные сзади лентами, замужние женщины прятали волосы под волосник. Знатные женщины носили кокошник. Как и мужчины они носили тулуп и лапти.

13

Женский костюм Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

14

Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей украшали вышивкой и тесьмой.

15

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

16

Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

17

ВОЛОСНИК ВОЛОСНИК Волосник- часть старинного русского головного убора замужних женщин шапочка, плотно покрывавшая волосы и надевавшаяся под кику, повойник или платок.

18

КОКОШНИК Кокошник- старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.головной убор русского традиционного костюма

19

ВАЛЕНКИ ВАЛЕНКИ Ва́ленки тёплые войлочные войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.овечьей обувь

20

ч 4 0 а енея,

21

Ы ХА,,,,,,

Какими бывают шапки-боярки?

Зимний головной убор, в зависимости от используемых материалов, имеет основные три разновидности:

  1. Цельно-меховые шапки. В этом случае в качестве заготовки используется колпак из натуральной кожи, вокруг которого пришивается мех песца, норки, бобра, чернобурки и рыжей лисы. Очень необычно и свежо смотрится модель из овчины.
  2. Комбинированные шапки. Выпуклый или объемный околыш создается на основе цельного меха, а тулья выполняется из другого материала, оттенок которого максимально схож с цветом меха на околыше. Например, шапка-боярка, отороченная по бокам мехом карамельного цвета с верхушкой, выполненной из коричневой кожи.
  3. Сшитые из полосок натурального меха. Такая модель представляет собой трикотажную заготовку, в специальные отверстия которой проделываются тонкие меховые полоски.

Смелым девушкам, готовым к экспериментам со своими образами, может прийтись по душе изысканная модель меховой шапки-боярки, декор на тулье которой выполнен из павлопосадского платка. Также интересно смотрятся меховые изделия, украшенные стеклярусом, бисером, жемчугом, вышивкой, аппликацией. А модели, вышитые золотыми нитями, способны любую женщину превратить в настоящую княжну.

Среди новинок можно встретить шапку-боярку с ушками по бокам или помпонами сзади. Такие модели сильно отличаются от классической формы головного убора, но их можно смело сочетать с различными пуховиками и пальто.

Не будем выделять в отдельную категорию вязаные шапки-боярки, но такие тоже существуют. Сравнивать их с традиционной «бояркой» достаточно сложно: в этих моделях роль околыша играет не меховая полоска, а двойной вязаный отворот, из-за чего шапка кажется объемной. С норковой шубой такую шапку, конечно, не одеть, но они гармонично сочетаются с короткими зимники куртками и пальто.

Размножение гардении жасминовидной в домашних условиях

Обувь[править]

  • Лапти, обувь бедняков, особенно крестьян. Первое упоминание о них содержится в Повести временных лет за 985 (причём сразу в контексте того, что лапти носят бедняки, дескать, стричь дань с побеждённых волжских булгарах, поголовно в сапогах западло, так что «поидемъ искать лапотниковъ»), а изображаются впервые в миниатюрах XVI века. У русских, финнов, карел и скандинавских народов было косое плетение, а у украинцев, белорусов и прибалтов — прямое.
  • Поршни/моршни или постолы — кожаная обувь, похожая на лапти и изготавливавшаяся из одного куска кожи, через которые продевался шнурок. Стали менее употребительны после монголо-татарского ига. Окончательно были заменены лаптями и сапогами в XIX-начале XX вв., хотя их аналоги у некоторых других славянских народов и не-славян с большим славянским влиянием (румыны, венгры, греки, албанцы, прибалтийские и финно-угорские народы Поволжья) сохранялись до Второй Мировой войны.
  • Онучи, они же обмотки — куски ткани, обматываемые на ступни и голень, поверх которых носились лапти и поршни. Чтобы они не спадали, их привязывали тонкими верёвочками к обуви.
    • Вполне возможно, что вязаные носки русичи тоже знали, о чём свидетельствует находка под Рязанью, датируемая XI-XII веками.
    • Ноговицы — онучи для знати.
  • Сапоги. Вначале у них не было каблуков, и, чтобы не образовывались складки, их перевязывали лентами. Каблуки у русских сапог появляются в XIV в. Их уже не перевязывают, но зато делают остроносыми или с закрученными носками. Особым шиком являлись сапоги из сафьяна — выделанной особом образом телячьей кожи, которая довольно долгое время была исключительно импортной, однако в 1666 г. при хозяйстве царя Алексея Михайловича был открыт первый кожевенный завод, занимавшийся производством сафьяна.
  • Полусапоги — бытовали на рубеже XII-XIII вв.
  • Чоботы — туфли, обувь знати. Согласно этикету, царь имел право ходить только в туфлях (хотя в современном украинском языке это, наоборот, сапоги).
  • Валенки — зимняя обувь, как ясно из названия, свалянная из шерсти. Появились после монгольского нашествия и происходят от «пимов» — шерстяной обуви кочевников Урала и Западной Сибири.

Верхняя одежда

kak.znate.ru

Верхняя древнерусская одежда мужчин называлась свитой. Это был длинный до икр кафтан разного цвета: красный, коричневый, бежевый, рыжий. Свита не должна была прикрывать сапоги и мешать при ходьбе

Главное, что было важно для славян в одежде – удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана

Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты.

Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу, песца.Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. В основном меховой воротник предпочитали класть на плечи. Присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.Крестьяне, рабочие надевали простые платья, на которых были только пуговицы. В холодную зиму кафтан согревал, потому что работать приходилось на улице целый день.

На плечи накидывали длинную плащевидную накидку, которая представляла собой кусок льняной ткани. Накидка была без рукавов. Это было своеобразной модой на Древней Руси. Носили накидку поверх свиты, шубы мужчины, дети и женщины разных слоев населения.Отличалась накидка покроем, качеством материала.Славянская зимняя одежда чаще всего шилась из кожуха, то есть из шкуры, меха и кожи животного. Если это был лен, то его сначала нужно было вырастить, собрать урожай, перемолоть и соткать нитки, ткань. Славяне старались быть максимально близко с природой.

Современное состояние

Т-80У 4-й гв. тд на полигоне в Подмосквье. 30 сентября 2011.

В 90-е года многие танковые дивизии на территории РСФСР, включая те что выводились с территории Германии, были расформированы.

Также расформирование танковых дивизий и танковых полков в 2009 году способствовала доктрина, принятая в бытность Министра обороны А. Э. Сердюкова, согласно которой все дивизии Сухопутных войск следовало преобразовать в бригады. По этой причине все танковые полки к 2010 году были переформированы в отдельные танковые батальоны в составе танковых и мотострелковых бригад.

По мнению Главнокомандующего Сухопутных войск генерала армии В. А. Болдырева танковые войска являются главной ударной силой Сухопутных войск, а танк продолжает оставаться уникальным боевым средством

Указом Президента России № 435Ф от 16 апреля 2005 года и приказом Министра обороны России № 043 от 27 мая 2005 года приняты на вооружение модернизированные танки Т-72БА, Т-80БА, Т-80УА, Т-80У-Е1 и Т-90А.[источник не указан 1352 дня] За период 2001—2010 годы выпущено 280 танков.

Т-90А в Алабино на репетиции Парада Победы в 2013 году.

В 2005 году на вооружении армии в России числилось 23 тысячи танков.

В 2009 году было заявлено о сокращении количества танков в России до 2 тысяч единиц.

В 2008—2010 годах одной из приоритетных задач развития Сухопутных войск являлось их оснащение — в первую очередь, соединений и частей постоянной готовности — современными танками Т-90. Основные проблемы танковых войск заключаются в большом разнообразии образцов танкового парка, необходимости повышения огневой мощи танков, их защищенности и подвижности.

В 2010—2011 годах принято решение о прекращении закупок Т-90, БТР-90, БТР-80, БМД-4, БМП-3 и любой другой отечественной бронетехники сроком на 5 лет, до создания платформы Армата.

В 2018 году на вооружении Береговых и Сухопутных войск ВС России числилось 3030 танков, 10200 танков находятся на хранении.

Одежда

Одежда русских за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по- прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Крестьяне шили его из серого домашнего сукна. Кафтан был прямого покроя, без талии, не имел карманов и иных деталей. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтаны из цветного тонкого сукна. На ногах крестьян по-прежнему красовались лапти. В год крестьянин изнашивал до 60 пар лаптей. Кожаная обувь была большой редкостью. Сапоги имели только зажиточные люди, да и то надевали их в праздничные дни. Люди всех сословий носили рукавицы.

Вспомните, как одевались мужчины и женщины в средневековой Европе.

Зимой ходили в коротких овчинных шубах — тулупах. Овчина домашней выделки была непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому поверх шуб надевали кафтаны. Зажиточные люди покрывали шубы холстом или сукном. Непременным элементом мужской одежды был кушак — длинный кусок шерстяной ткани шириной 30—40 см, которым подпоясывали кафтан или тулуп.

В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счёт использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. Но сам набор одежды был небольшим. По-прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметна в женском костюме. Всё чаще поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею — короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинные шубы, которые почти ничем не отличались от мужских. В таких же одеждах ходили небогатые горожанки. Всю свою одежду женщины шили сами. На ногах были лапти. На голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шёлка — волосник. Показать волосы для замужних женщин считалось большим грехом (отсюда появилось слово «опростоволоситься»). Поверх волосника надевали платок.

Одежда знати отличалась от простонародной особой пышностью. Богатые люди любили украшать одежду мехами тёмных цветов, которые ещё больше подчёркивали изящество золотых и серебряных тканей. Вышивка на парче, кружева, жемчуг, драгоценные камни, обилие одежд, надевавшихся одна на другую, — всё это резко отличало представителя знати от простолюдина. Кафтан шился из лёгкой и тонкой материи, редко из сукна, полы обвивали золотой и серебряной тесьмой. Высокий стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щёголей, был из атласа, бархата или парчи. Он расшивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем. Именно тогда появилось выражение «ходить козырем». Для улицы существовала широкая длиннополая одежда, которая в зависимости от фасона имела различные названия — ферязь, охабень, однорядка. Сапоги носили из тонкой, мягкой кожи — сафьяна, в основном красного цвета, с железными подковами. Волосы остригали в кружок.

Одеяние знатных женщин отличалось теми же особенностями. Обтягивать фигуру считалось неприличным. Поэтому женская одежда была длинная и широкая. Нижней одеждой оставалась рубаха-сорочка белого или красного цвета из тонкого полотна или шёлка. Рубашка имела широкие и длинные рукава, которые стягивались у кистей рук запястьями.

Поверх сорочки носили летник вроде мужского кафтана с рукавами, сшитыми до локтя, спускавшимися длинными полотнищами. Летники делались из дорогих тонких тканей и обшивались по подолу тесьмой. Шею тесно охватывал воротник или шейное ожерелье из чёрной тесьмы, вышитой золотом и жемчугом. Иногда поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею. В холодную погоду сверху летника надевали опашень — длинную одежду из тяжёлой материи с широким круглым воротником. Широкие рукава опашня висели до пят и имели ниже локтя прорезы.

Женская обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector