Маршал устинов (ракетный крейсер)

Содержание

Капитальный ремонт и модернизация

С июля 2011 года по декабрь 2016 года крейсер проходил капитальный ремонт и модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка», в ходе которых был проведён ремонт корпусных конструкций корабля, механизмов винторулевой группы, главной силовой установки, общекорабельных систем крейсера, а также модернизация систем радиоэлектронного вооружения с заменой аналоговых устройств на цифровые. Сроки окончания ремонта неоднократно откладывались. Так 1 декабря 2014 года объявлялось, что корабль приступит к выполнению программы заводских ходовых испытаний в третьем квартале 2015 года. В декабре 2015 года источники в Объединённой судостроительной корпорации сообщали что выход в море планируется не раньше, чем в июле 2016 года. В дальнейшем срок испытаний был перенесен на осень 2016 года. Заводские ходовые испытания крейсера прошли с 30 октября по 30 ноября. 24 декабря корабль покинул акваторию предприятия и направился в Североморск, куда прибыл 27 декабря 2016 года.

В апреле 2017 года крейсер вернулся в боевой строй.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов»

Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.

Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.

Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.

Предыстория

К 1970 году надводные силы ВМФ СССР состояли в основном из кораблей противолодочного назначения. Исключение составляли ракетные крейсера проекта 58. Однако их было мало, и значительной угрозы растущему авианесущему флоту США они не представляли. Чтобы исправить такое положение, конструкторы начали работы над новым ракетным крейсером, который мог бы уничтожать любые корабли противника, и при этом был бы дешевле в строительстве и эксплуатации, чем огромные атомоходы проекта «Орлан».

Разрабатывающиеся крейсера получили номер проекта 1164 и шифр «Атлант». Головной корабль – «Слава» — заложили в Николаеве в 1976 году. Следующий – «Адмирал флота Лобов» — начал строиться в 1978 году. Этот корабль и станет впоследствии «Маршалом Устиновым».

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.

В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.

В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.

Конструкция

Уже по внешнему виду, по архитектуре «Маршала Устинова» можно опознать в нём корабль, спроектированный в Советском Союзе. Длинный полубак, сильно наклонённый форштевень, мачты в виде пирамид и надстройки со скошенными гранями выдают происхождение. Такие обводы обеспечивают лучшую мореходность и снижают заметность для радаров. Силовая установка корабля – газовые турбины, из них две маршевые, для крейсерского хода, и четыре форсажные – для обеспечения максимальной скорости.

Тяжёлые противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» по возможностям лишь немного уступали «Граниту» которым вооружались «Орланы». Поскольку на меньших по размеру «Атлантах» спрятать пусковые установки в корпус было невозможно, шестнадцать контейнеров с ракетами, размещённые вдоль бортов, стали самой заметной деталью внешнего облика кораблей. В том числе и «Маршала Устинова».

Установки для запуска зенитных ракет «Форт», защищающих корабли от любых воздушных целей на больших дистанциях, находятся под палубой, между дымовыми трубами и вертолётным ангаром. Ракеты «Оса», обеспечивающие обороны в ближнем радиусе, запускаются с установок по обе стороны от ангара.

Артиллерийское вооружение — универсальное, предназначенное как для ведения зенитного огня, так и для поражения слабозащищённых надводных и наземных целей. В его состав входит спаренная 130мм артустановка АК-130, находящаяся в носовой части и шесть 30мм автоматических пушек АК-630. Две из них расположены в носу, перед ходовым мостиком, и по две – с каждого борта у центральной надстройки.

Противолодочное оружие корабля включает в себя два торпедных аппарата калибра 533мм, из которых можно запускать и ракето-торпеды. Два бомбомёта РБУ-6000 находятся перед ходовым мостиком. Для борьбы с подводными лодками используется и базирующийся на ракетном крейсере вертолёт.

После модернизации корабля ракеты «Базальт» заменили на П-1000 «Вулкан». Возможна замена зенитных ракет на более современный комплекс С-400.

Комплекс «Вулкан» создавался специально для того, чтобы им можно было легко перевооружить корабли, вооружённые «Базальтом». От П-500 П-1000 отличается облегчённой конструкцией, за счёт которой повышена дальность стрельбы.

Пожертвовать пришлось массой боевой части и бронированием, зато теперь ракета может преодолеть гораздо больше расстояние, находясь на малой высоте и лучше маневрирует, уклоняясь от поражающих факторов.

Устинов Дмитрий Федорович: биография

Родился будущий министр обороны в 1908 году на Волге, в городе Самаре, в многодетной рабоче-крестьянской семье. А забросила их семью в эти края нужда. Его отец — Фёдор Сысоевич, а мама — Ефросинья Мартыновна. Детство у Димы и его братьев и сестер было тяжелым – голодным и холодным. Когда пришло время получать образование, он отправился в приходскую школу, где проучился 3 класса, научился читать, писать и считать и уже 10-летним мальчиком стал работать курьером в губернском исполкоме. Параллельно с работой он по вечерам учился на образовательных курсах и осваивал профессию слесаря. К началу революционных действий и Гражданской войны отец семейства, Федор Сысоевич, сильно заболел, и тогда семья решила перебраться из Самары в Самарканд, поскольку там проходили воинскую службу старшие братья Дмитрия Федоровича.

Самые большие пассажирские самолеты

Airbus А380

Самый большой самолет для пассажирских перевозок Airbus А380 запущен в эксплуатацию в 2007 году. Этот двухпалубный гигант высотой в 24 м и размахом крыльев в 80 м, в трех классовой модификации, может поднять в воздух 555 пассажиров. Чартерный, одно классовый вариант, может вместить 883 человека.

Разработчики почти 10 лет трудились над его созданием. В конструкции гиганта заложено около 40% изделий из углепластика. Он считается по праву самым экономным самолетом по расходу топлива, который, по автомобильным меркам составляет 3 л н на одного пассажира на 100 км пути.

Боинг 747-8

Этот двухпалубный авиалайнер является новинкой известного американского производителя. Удлиненная форма фюзеляжа делает его самым длинным (76,25 м) самолетом в мире. Максимальная вместимость в двух классовом исполнении 581 пассажир. Максимальная взлетная масса составляет 447 т. Боинг считается одним из самых тяжелых пассажирских лайнеров. Заправка в 4 железнодорожных цистерны позволяет осуществить беспересадочный полет в 14 тыс. км.

Задачи ракетных крейсеров

Если задачей ВМС США (НАТО) является стратегия вторжения на сушу, основанные на АУГ (авиационных ударных группах), и даже сторожевые береговые корабли создаются ими в помощь именно для действий у чужих границ (литоральный LCS), тогда как наши задачи – не позволить проявления агрессии в свой адрес. Именно такую военную политику проводил и маршал Устинов (главный руководитель ВПК 1941 – 1963 гг., Министр обороны СССР 1976 – 1984 гг. и самый влиятельный в области вооружения 1953 – 1984 гг.) – он же противник строительства авианосцев с самолётами типа Су и Миг, предпочитал строить ракетоносцы и противолодочные корабли. Некоторым военным и учёным было отказано в инициативе, зато другие поощрялись. Трамплин для авианосцев и вертикальный взлёт для палубной авиации у нашей страны есть благодаря упрямству Устинова, нам досталась ещё одна нереализованная разработка конца 1980-х – самолёт Як-141. Смысл его (Устинова) позиции таков – мы (СССР) не должны повторять уже созданного американцами, наше – это ракетные крейсера и вертолётоносцы.

Теперь все согласны с адмиралом Николаем Герасимовичем Кузнецовым, что нужны авианосцы, как и все другие типы кораблей. А ведь его военный талант сравним с Ушаковым для своего времени. В отличие от Сталина, Хрущёв не строил, а резал заложенный новый флот Кузнецова (где было место и авианосцам), отдав предпочтение только одному его достоинству – ракетному вооружению. После чего военные моряки, сторонники авианесущих крейсеров, долго доказывали их необходимость ракетчику Устинову вполголоса.

Не без проблем при Устинове был заложен первый авианосец, и только после его смерти был дан «зелёный свет» эффективным скоростным самолётам с обычным взлётом – Су-27К и Миг-29К. Несмотря на это он заслуживает уважения и право называть его именем корабль, тем более РК. Ведь то, что он отстаивал, развивалось в лучшую сторону, а боевые возможности крейсеров – это и его заслуга. Устинов успешно окончил Военно-механический институт (ныне «Военмех» его имени). По-настоящему военным никогда и не был. Поэтому имел недостатки как полководец (тем более как морской адмирал), ну и как человек – упрямец.

РК «Маршал Устинов» служит с 1986 г. на Северном флоте. Главное отличие в классификации натовских и отечественных кораблей в том, что ракетными у них называются те, которые противостоят, прежде всего, воздушным целям – ЗРК. У ВМС РФ (СССР) им даётся другое главное назначение – уничтожать надводные корабли и береговые укрепления противокорабельными ракетными комплексами (ПКРК). Любой крейсер – это самостоятельная боевая единица 1-го ранга. Он хорошо вооружён всеми средствами борьбы против подводных, надводных, береговых и воздушных целей.

Проектом 1972-го года 1164 «Атлант» решались задачи уничтожения надводных кораблей (включая авианосцы). Задачи РК вскоре расширились, равнозначной частью стало:

  • уничтожение ударных группировок противника;
  • коллективная система ПРО страны;
  • конвоирование дальнего морского транспорта;
  • борьба с подлодками;
  • поддержка десантирования морской пехоты;
  • уничтожение береговых укрепрайонов.

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87. Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года — Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов. При полном водоизмещении 10 000 тонн предполагалось вооружить крейсера этого проекта 12-ю ПУ КР «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года.

Вооружение

  • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полёта 3077 км/ч оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 700 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.
  • Противолодочное — два пятитрубных торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибра 533 мм, длина торпеды 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч). Торпедные аппараты совместимы с противолодочным комплексом “Водопад-НК” и универсальным ракетным комплексом “Калибр-НК”.
  • Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путём ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.
  • Вертолёт Ка-25РЦ корабельного базирования с ангаром и вертолётной площадкой.
  • Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса выстрела — 86,2 кг, снаряда 33,4 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.
  • Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.
  • Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 40 ракет) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолётов, вертолётов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.
  • Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолётов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 75 км и до 25 км по высоте.

Ракетное вооружение

Ожидается, что США в 2020 году примет на вооружение противокорабельную ракету большой дальности AGM-158C LRASM. Если радиус поражения теперешней Harpoon не превышает 280 км, то у ожидаемой ПКР она составит более 370 км. При пуске их из надводных кораблей (возможно, приближенной по показателям дальности к отечественной ракете П-700 комплекса «Гранит»). С воздушных самолётов-носителей F-35C, F/A-18E/F и B-1B на дозвуковой скорости будет использоваться модификация LRASM-А дальностью до 800 – 1000 км. В отличие от ещё разрабатываемых гиперзвуковых ракет (Россия 11 Маха и Япония 5), от данной американской разработки можно ожидать более совершенный аналог крылатой бестии Jassm (стелс-технологии из композитных материалов). Летом и осенью американцы провели успешные испытания, состоялись стрельбы (в том числе из подводного положения) – цель поражена высоко от ватерлинии. На протяжении десятилетий ЦРУ так и не смогли собрать данные о П-500 ПКРК «Базальт» и П-700 ПКРК «Гранит». Западные ракеты по-прежнему остаются уязвимы для отечественных систем ПРО, чего об их ПРО не скажешь.

Читайте Корвет «Совершенный»: пятый представитель проекта 20380

ПКРК П-500 и П-700 для проекта 1164

Выходит корабль «Маршал Устинов» с ПКРК «Базальт» (сверхзвуковые 2,5 Маха ПКР П-500) по-прежнему для НАТО соответствует данному ему прозвищу (как и всем остальным проекта 1164) – «Убийца авианосцев». Перехватить её невозможно из-за скорости, траектории полёта, применения РЭБ и бронирования. Целеуказание обеспечивали системы корабля и авиации. Изначально использован принцип наведения на цель «Пустил и забыл». Забавно, в годы СССР выход из ситуации натовцы нашли простой – не приближаться к нашему РК (Москва, Устинов, Варяг) и ко всем кораблям с этим типом оружия, т.е. на 500 км. Комплекс «Гранит» (П-700) – это улучшенный «Базальт», с совершенной системой наведения, обмена данными между ракетами, с радиусом поражения до 550 км. И это не всё, известная уже всем ПКР «БраМос» (она же П-800) даёт нам и Индии дальность 800 км.

Чего ждать от перевооружения «Маршала Устинова» 2016

Что же тогда говорить о П-1000 ПКРК «Вулкан» (разработка В.Н.Челомея и Г.А.Ефремова 1987 г.), которыми перевооружаются наши крейсера. Представим себе РК «Маршал Устинов», выпустивший сразу 8 таких ракет. Ведущая ракета находится выше ведомых (низколетящих, неуязвимых для дальних ЗРК). Если, вдруг её сбили, то место ведущей занимает одна из ракет. Эти ракеты самостоятельно выбирают заданные им при запуске цели (заранее заданы только тип и класс корабля, и конкретно его часть – носовая, кормовая, центральная). Если одна ракета уже выбрала свою цель, то эти данные поступают остальным, которые уже выберут другую цель (каждая свою). Исключение может быть в случае атаки на большой корабль, если эсминцам может хватить 1-й ракеты, то авианосцам положено получить 3.

Именно РК «Маршал Устинов» произведут замену ПУ (пусковой установки) на жаропрочную – дальность поражения в таком случае будет максимальная – 1000 км. У «Москвы» и «Варяга» останутся пока стартовые ускорители П-500, а это радиус до цели 700 км. (тоже П-700 «Вулканы»). Используются все средства наведения на цели: корабля, вертолёта, самолёта, спутника. Боевая часть 11,7 метровой ракеты с размахом крыла 2,6 м фугасно-кумулятивная 500 кг или ядерная в 350 кт. Диаметр её 0,88 м. Точность попадания с погрешностью в 1 метр при запуске 2-х ракет в одну точку. По обоим бортам расположены по 8 пусковых установок, с возможность одновременного пуска сразу 8 ракет. Остальное вооружение, возможно, останется тем же, и здесь ждём от ВПК улучшений

Читайте Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской»

Построенные корабли

Всего по проекту предполагалось строительство шести кораблей. Однако в итоге заложено было четыре крейсера, а достроено и введено в строй всего 3. Все корабли строились на заводе имени 61 коммунара в г. Николаев.

Название Заводской № Закладка Спуск на воду Сдача заказчику Флаг поднят Примечание
«Москва» 2008 6 ноября 1976 года 27 июля 1979 года 30 декабря 1982 года 30 января 1983 года Флагманский корабль ЧФ
«Маршал Устинов» 2009 5 октября 1979 года 25 февраля 1982 года 15 сентября 1986 года 21 сентября 1986 года Закладывался как «Адмирал флота Лобов»
«Варяг» 2010 31 июля 1979 года 26 июля 1983 года 25 декабря 1989 года 7 января 1990 года Флагманский корабль ТОФ
«Украина» 2011 28 июля 1983 года 11 августа 1990 года недостроен
«Октябрьская революция» 2012 15 ноября 1988 года недостроен Строительство прекращено в 1989 году. До 31 декабря 1987 года носил имя «Россия»

Головной корабль строили больше шести лет и сдали флоту 28 декабря 1982 года. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название «Адмирал флота Лобов», третьему, заложенному в 1979 году, было предусмотрено имя «Комсомолец», однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: «Адмирал флота Лобов» был переименован в «Маршал Устинов», «Комсомолец» стал «Червоной Украиной», а название «Адмирал флота Лобов» перешло на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. По некоторым сведениям, в 1989 году был заложен ещё один крейсер проекта 1164, который должен был получить имя «Россия», но из-за недостатка средств его строительство было прекращено.

В мае 1995 года головной крейсер «Слава» переименовали в «Москву».

После развала Советского Союза «Червона Украина» был переименован в «Варяг».

«Адмирал флота Лобов» был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. Тем не менее крейсер был переименован в «Украину» и формально в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины. Решение о его достройке было принято в 1998 году, но оно так и осталось на бумаге и крейсер стоит у достроечной стенки завода, имея, якобы, готовность в 95 %. Рассматривались варианты продажи крейсера, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. Также будет рассмотрен вопрос продажи крейсера России. По информации агентства «УРА-Информ. Донбасс», Россия, в свою очередь, уведомила Украину, что заберет крейсер только даром. В сентябре 2013 года Россия согласилась приобрести «Украину» за 1 миллиард рублей.

Командование ВМФ России намерено в 2012 году передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника агентства в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector