Одна из легенд второй мировой: танк «шерман» (98 фото + 3 видео)
Содержание:
- Блистательные перспективы и скромные реалии линкора «Тирпиц»
- Эпилог
- Интересные факты и технические характеристики
- Работа с сайтом «Подвиг народа»
- Дополнительная информация (ссылки)
- Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов
- литература
- Еще статьи
- Как это происходит?
- Игровое орудие
- Основное орудие
- Ходовая часть
- Дети генерала Шермана
- Модификации на базе M4
- Armaments
- Экипаж танка
- Уязвимая трехэтажка
- ТТХ M4 Sherman
- Боевое применение
Блистательные перспективы и скромные реалии линкора «Тирпиц»
Эпилог
М4 Шерман был произведён в количестве более 49000 единиц, став самым массовым американским танком. Его с удовольствием использовали в других странах, например, в СССР и Великобритании, поскольку он получился вполне удачным.
Шерман имел чрезмерную высоту корпуса, его первые версии легко возгорались, броня не слишком хорошо защищала, мощности орудий первых версий часто не хватало, а сама конструкция не принесла ничего революционного или нового, но была вполне современной и оставляла большое пространство для модернизации.
Конструкторы приложили много усилий для удобства экипажа, ремонтопригодности, надёжности и облегчения серийного производства, а это многого стоит на войне.
Его вооружение соответствовало Т-34 или PzKpfw IV, уступая Пантере с Тигром, бронирование также было на уровне средних танков, уступая лишь тяжёлым.
Весомыми преимуществами оказались мобильность, надёжность, неприхотливость невысокий уровень шума, позволившие применять танк в любых операциях. Единственным недостатком в этом плане оказался высокий расход топлива, ограничивший дальность хода 190 километрами, но хорошая система обеспечения вполне решала эту проблему.
Интересные факты и технические характеристики
Уникальный класс корабля — “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).
Если в ходе модернизации ударное ракетное оружие будет “Кузнецовым” утрачено — возможность он может потерять. Но вряд ли это критично, так как черноморский регион в авианосцах не очень нуждается.
В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.
ТАКР “Адмирал Кузнецов” | USS Nimitz (CVN-69) | Charles de Gaulle (R91) | HMS Queen Elizabeth | |
Длина, м | 305 | 332,9 | 261,5 | 284 |
Ширина полётной палубы, м | 70 | 76,8 | 64,36 | 73 |
Полное водоизмещение, т | 55000 | 106300 | 42000 | 65000 |
Скорость хода, узлы | 29 | 30 | 27 | 25 |
Дальность плавания | 8000 миль при скорости 18 узлов | Неограниченная | Неограниченная | 10000 миль при скорости 15 узлов |
Вооружение | 12 х ПКР “Гранит”, 24 х ПУ ЗРК “Кинжал”, 8 ЗРАК “Кортик”, 6 х АК-630, 2 х РБУ “Удав” | 2 х ПУ ЗРК Sea Sparrow, 2 х ПУ ЗРК RAM, 2 х АУ Phalanx, 2 x 25мм орудия, 10 х 12,7мм пулемётов | 4 х ПУ ЗРК Aster, 2 x ПУ ЗРК Mistral, 8 x 20мм орудий | Нет данных |
Авиагруппа | 28 самолётов, 14 вертолётов | 90 самолётов и вертолётов | до 40 самолётов и вертолётов | до 40 самолётов и вертолётов |
Экипаж, чел | 1960 | свыше 5000 | 1950 | до 1600 |
Действительно, “Кузнецов” уступает американским тяжёлым авианосцам по мощи авиагруппы и дальности действия. Но заслуживает ли это разгромной критики — ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) близки именно “Кузнецову”. Возможно, что размещать мощное ракетное вооружение на авианесущем корабле нецелесообразно. Но изначальный проект последнего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено впоследствии — пока неизвестно. Сложно считать это преимуществом.
Работа с сайтом «Подвиг народа»
Дополнительная информация (ссылки)
Рекомендации
- Zaloga Стивен. броневойed Thunderbolt:The США армии Шермана в Мировая война IIStackpole Книга, 2008, «Baptism Of Fire»
- Залога Стивен. броневойed Thunderbolt:The США армии Шермана в Мировая война IIStackpole Книги, 2008, «The Британский Sherman»
боковая панель
M4 Sherman
Rank 2
Rank 3
Rank 4
Джамбо
Светляк
Супер
Американские танки
Легкие танки
Rank 1
Rank 2
Rank 3
Rank 4
Rank 5
Rank 6
Средние танки
Rank 1
Rank 2
Rank 3
Rank 4
Rank 5
Rank 6
Тяжелые танки
Rank 1
Rank 2
Rank 3
Rank 4
Rank 5
Rank 6
Танк Разрушители
Rank 1
Rank 2
Rank 3
Rank 4
Rank 5
Rank 6
SPAAs
Rank 1
Rank 2
Rank 3
Rank 4
Rank 5
Rank 6
Премиум & Подарочные Транспортные средства
Rank 1
Rank 2
Rank 3
Rank 4
Rank 5
Rank 6
Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов
Порт приписки: Мурманск-35Введён в эксплуатацию: 20 января 1991 года
Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов
— 61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное
Размеры авианосца Адмирал Кузнецов
— Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая- Высота: 64,49 м габаритная- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м- Наибольшая: 10,4 м- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.
Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов
— Котлотурбинная, четырёхвальная- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4
Мощность- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт- Движитель: 4 пятилопастных винта- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода
Дальность плавания
— При скорости: 29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль- Автономность плавания: 45 суток
Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов
— 1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов.
литература
- Стивен Дж. Залога : средний танк Шерман 1942-45. Публикации Конкорд, ISBN 962-361-669-4 .
- Стивен Дж. Залога : бронированный удар молнии, USArmy Sherman во Второй мировой войне, Stackpole Books, Mechanicsburg 2008, ISBN 978-0-8117-0424-3
- Роджер Форд: Танки Шерман. Карл Мюллер Верлаг, Эрланген, 1999, ISBN 3-86070-769-8 .
- Белтон Ю. Купер: Смертельные ловушки — Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне, Presidio Press, ISBN 0-89141-814-8 .
- Штаб 1-й армии США, бронетанковая часть, разведывательный отчет о танках, выведенных из строя из-за действий противника, июнь 1944 — апрель 1945.
- Александр Людеке : трофейные танки Вермахта — Великобритания, Италия, Советский Союз и США 1939–45. Motorbuch Verlag, Штутгарт 2011, ISBN 978-3-613-03359-7 .
Еще статьи
Как это происходит?
Космонавты покидают космическую станцию через специальный воздушный шлюз. Работает это так: космонавт входит в герметичный шлюз, который затем закрывается со стороны космического корабля. Затем давление в шлюзе понижают. По завершении этого процесса космонавт покидает космическую станцию. Космонавты, выходящие в открытый космос, прикреплены к кораблю с помощью 15 метрового троса. Поэтому они не улетают в бездны Вселенной. Инструменты также привязаны к ним. И по той же причине. Скафандры космонавтов оснащены двумя разными типами двигателей, которые позволяют им маневрировать в космосе. Это также может помочь им вернуться на космическую станцию в том случае, если их тросы оборвутся. Поэтому, друзья мои, не бойтесь. Любой потерянный космонавт имеет возможность вернуться на станцию.
Но что же делать, если во время выхода в открытый космос… захочется по нужде? Да, это проблема. Вообще, сходить в туалет на космической станции — в принципе непростая задача. А сделать это в скафандре — сами понимаете. Поэтому, чтобы спокойно заниматься своими делами во время выхода в открытый космос, космонавты носят специальную одежду. Она сделана из материалов, умеющих очень эффективно поглощать жидкости. Это своего рода подгузники. Которые после космической прогулки просто выбрасываются.
А что делать, если в процессе починки, например, теплового кожуха космонавт вдруг проголодается? Не беда. Через прорезь в костюме можно откусить кусочек зернового батончика с фруктами. А если хочется пить — всегда можно потянуть прохладную влагу из соломинки, соединенной с сумкой для напитков, находящейся в скафандре. Однако большинство космонавтов предпочитают не беспокоиться о голоде во время своих выходов в открытый космос
И кушают заранее, чтобы сосредоточить все свое внимание на поставленной задаче
Игровое орудие
Ну и стоит поговорить непосредственно о вооружении «американца». В этом разделе, возможно, вы найдете и ответ на вопрос о том, какую пушку ставить на М4 «Шерман». В игре существует два варианта орудия. Первое и наиболее подходящее – это пушка шестого уровня на 76 мм. Её преимуществом является скорострельность. За 60 секунд она производит аж 14,3 выстрела. При этом бронепробиваемость подкалиберными снарядами 177 мм, а вот урон ими же — 110.
Если вы выбираете это орудие, учтите, что на ваши плечи ляжет тяжелая ноша поддержки. С таким уроном и пробитием вам не стоит лететь вперед и пытаться кого-то просветить. Лучше всего спрятаться где-то в кустах и ждать засвета соперников.
А вот второе орудие – фугасное, имеет 105 мм. Мало кто поверит, но иногда эта пушка может одним выстрелом уничтожить какого-нибудь загулявшего светляка. За минуту производит 7,5 выстрелов, а вот бронепробиваемость равна 53 с уроном в 410.
Глядя на характеристики, следует сказать, что у фугасного орудия очень плохая точность, поэтому лучше всего приблизиться к врагу и застать его врасплох на малой дистанции. Многие игроки и вовсе считают, что это отличное веселое орудие, которое принесет хорошее настроение в бою.
Основное орудие
Основным орудием танка М4А1 является 75мм М3. В игре у нас доступны 3 вида снарядов к ней. Это:
- Бронебойный остроголовый сплошной снаряд М-72. Этот снаряд не взрывается, то есть элементом поражения является сам снаряд. Такой снаряд эффективен только для поражения сильно-бронированных целей, чтобы от пробитой брони могло образоваться большое количество осколков.
- Осколочно-фугасный снаряд М-48. В игре этот снаряд не способен пробить ни один танк на уровне М4А1. Он будет эффективен только против ЗСУ и легкобронированных САУ.
- Бронебойный каморный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком М-61. Этот снаряд взрывается при соприкосновении с бронёй толщиной не менее 20мм. То есть против легкобронированных целей этот снаряд неэффективен. Также у него меньше бронепробитие, чем у бронебойного сплошного. Этот снаряд должен быть основным снарядом в Вашей боеукладке, так как именно он должен поражать большинство танков противника.
Данное танковое орудие устанавливалось на многие другие танки и САУ США. В игре это:
- Танки: М4 «Sherman», М4А2 «Sherman», M4A3E2 «Jumbo», «Cobra King»
- РСЗО: Т-34 «Calliopa»
- САУ: 75мм Gun Motor Carriage M3, 75мм Gun Motor Carriage М8
Ходовая часть
Подвеску позаимствовали у М3 с минимальными изменениями, поэтому с каждой стороны танк получил привычные три опорные тележки к которым крепились два обрезиненных опорных катка и две буферные пружины, установленные вертикально.
Эта подвеска получила название VVSS (Vertical Volute Spring Suspension), то есть «вертикальная», в марте 1945 года она прошла модернизацию, получив двойные катки и горизонтальные пружины вместе с гидравлическими амортизаторами, более широкие гусеницы и обозначение HVSS (Horisontal Volute Spring Suspension), то есть «горизонтальная».
Она дала Шерману лучшую проходимость и надёжность вместе с ремонтопригодностью.
В целом подвеска оказалась удачной, обеспечив более плавный ход и меньшую шумность по сравнению с Т-34, что позволило пехоте, располагающейся на броне, вести огонь на ходу.
Дети генерала Шермана
Несмотря на все свои недостатки, родоначальники семейства «Шерманов» служили долго и активно. О боевой карьере машин будет рассказано в отдельной статье, но для доказательства этого достаточно посмотреть на новую классификацию танков после окончания боевых действий в Европе. М4 и М4А1 с 75-мм пушкой и сухой боеукладкой наравне с M4A3 получили статус «запасной стандарт», в то время как М4А2, М4А4 и М4А6 скатились до «ограниченного стандарта».
Машины также продолжали модернизировать. Именно на М4 поставили 105-мм гаубицу. После неудачных опытов с танками M4A4E1 в начале 1943 года в установку орудия внесли существенные изменения, и два улучшенных образца установили на M4 — такие танки назвали M4E5. Испытания, проведённые во второй половине 1943 года, прошли успешно, и машину приняли на вооружение под названием Medium Tank M4(105). Впрочем, этот танк тоже заслуживает собственной статьи.
Танк Medium Tank M4(105) в запаснике танкового музея в Бовингтоне. На машине видна лобовая плита увеличенной толщины и более крупные люки — характерные отличия машин поздних серий
На M4 опробовали ещё одну модернизацию. На машину с гибридным корпусом поставили башню от танка T23, тем самым создав модель M4E6 с 76-мм пушкой. Эта модернизация не прижилась: модификация M4(76)W планировалась к производству, но на заводе «Крайслер» построили всего один танк. Опробованная на M4E6 башня всё-таки пошла в крупное производство и стояла на многих тысячах M4A1, M4A2и M4A3.
Танки M4 и M4A1 получили ещё одну весьма заметную модернизацию. Подвеску с вертикальными спиральными пружинами, которая применялась в американском танкостроении уже почти десять лет, наконец-то заменили усовершенствованной подвеской HVSS (Horizontal Volute Spring Suspension) с горизонтальными спиральными пружинами. У этой подвески было существенное превосходство: траки шириной 584 мм резко повысили динамику «Шермана» при езде по грязи.
Medium Tank M4A1(76)W с башней T23 и 76-мм пушкой M1A1. Так как у машины есть «мокрая» боеукладка, экраны по бортам не приваривались
Многие M4A1 получили 76-мм пушки и при немного других обстоятельствах. После окончания Второй мировой армия США начала охотно избавляться от танков, списывая их направо и налево. Имея на 1945 год в наличии 6582 «Шермана» с 76-мм пушками, в 1950 году американцы насчитали только 3202 машины, из которых боеспособными оставались всего 1376. Холодная война развивалась быстро, и союзникам США были нужны танки для борьбы с ордами Т-34-85, которые мерещились агентам ЦРУ за каждым кустом.
Выбора не было — пришлось ставить 76-мм пушки в обычные установки М34А1 от 75-мм пушек. В 1942 году такое решение посчитали неприемлемым, но в 1950 году его приняли! Это сочли единственным способом получить достаточное количество боеспособных танков за короткое время. M4A1, модернизированные таким образом, получили индекс M4A1E6 (в некоторых источниках используется индекс M4A1E4). Как и обычные M4A1(76)W, они раздавались союзникам США в рамках программы взаимопомощи для обороны (Mutual Defense Assistance Program — MDAP).
Французский «Шерман» M4A1E8 с подвеской HVSS и гусеницами увеличенной ширины. На танке стоит пушка M1A2
Это не стало последней модернизацией M4A1: списанные французские танки позднее попали на вооружение в Израиль, где подверглись радикальной переделке, получив новый двигатель Cummins, 105-мм пушку D1504 и другие современные агрегаты. Такие танки получили индекс M51, но нередко самый совершенный вариант этой машины называют просто «Супер Шерман» — они прослужили до 90-х годов. Таким образом, M4A1 со всеми его недостатками конструкции провёл 50 лет в строю разных армий — редкая боевая техника в своей карьере добилась такого успеха!
Источник — https://warspot.ru/8378-glavnye-tanki-yanki
Модификации на базе M4
Ракетная установка Calliope T34 во Франции
М-51 в Израиле
Важными модификациями на базе модифицированного корпуса M4 были:
- M10 Wolverine и его британская конверсия 17 pdr SP Achilles (последний был первым, кто несли мощные 76,2-мм пушки в открытой башне)
- Tank AA, 20 mm Quad, Skink — канадская модификация, оснащенная 4 20-мм зенитными пулеметами и соответствующей модификацией башни.
- T14 был версией штурмового танка M4. В 1943 году было построено два прототипа. Он был более тяжелобронированным (133 мм) и приводился в действие двигателем Ford GAF мощностью 520 л.с. С 75-мм пушкой он весил около 42 тонн.
- Танк DD специально разработан для вторжения и использования на пляжах Нормандии.
- M 31 «Demolition Tank» был разработан на базе M4A3. Помимо 75-мм орудия, М 31 имел ракетную установку 2 × 183 мм. Модель была несколько более бронированной, весила 35 тонн и предназначалась как танк прорыва. Он был оснащен двигателем Ford GAF V8 мощностью 500 л.с. В 1944/45 году производство не пошло дальше нескольких прототипов.
- M40 GMC , тяжелая самоходка с 155-мм гаубицей
- Бронированная ремонтно-эвакуационная машина M32 / M74
- Шерман БАРВ
- Машины для разминирования с обшивочными роликами от T1E1 до T1E6 (каждый с различными модификациями ролика для разминирования и реальной противоминной защиты)
- Машины разминирования с цепами Т2 — Т4 (модификации цепей и броневой защиты)
- Уборщик мин T4 (британский) — T14
- Ракетная установка T34 Calliope — T105 (изменения калибра ракет и их количества)
- Flammpanzer M4A3R3
- M-50 Isherman, израильское продвижение с французской 75-мм пушкой CN-75-50 из AMX-13
- M-51 Super Sherman, израильское усовершенствование с укороченной французской пушкой CN-105-57 105mm L / 44 AMX-30
Armaments
Main armament
76 mm M1 cannon
Vertical stabilizer
Reduces the swing of the gun in one plane while moving
Ammunition71 rounds
Reloadbasic crew → aces
7.6 → 5.9 s
Vertical guidance-10° / 25°
Main article: M1 (76 mm)
76 mm M1 | Turret rotation speed (°/s) | Reloading rate (seconds) | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Mode | Capacity | Vertical | Horizontal | Stabilizer | Stock | Upgraded | Full | Expert | Aced | Stock | Full | Expert | Aced |
Arcade | 71 | -10°/+25° | ±180° | Vertical | 22.85 | 31.62 | 38.40 | 42.46 | 45.18 | 7.67 | 6.79 | 6.25 | 5.90 |
Realistic | 14.28 | 16.80 | 20.40 | 22.56 | 24.00 |
Ammunition
Penetration statistics | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ammunition | Type ofwarhead | Penetration @ 0° Angle of Attack (mm) | |||||
10 m | 100 m | 500 m | 1,000 m | 1,500 m | 2,000 m | ||
M62 shell | APCBC | 149 | 146 | 133 | 119 | 106 | 95 |
M42A1 shell | HE | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
M79 shot | AP | 134 | 132 | 121 | 109 | 99 | 89 |
M93 shot | APCR | 190 | 186 | 167 | 146 | 128 | 112 |
Shell details | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ammunition | Type ofwarhead | Velocity(m/s) | ProjectileMass (kg) | Fuse delay(m) | Fuse sensitivity(mm) | Explosive Mass(TNT equivalent) (g) | Ricochet | ||
0% | 50% | 100% | |||||||
M62 shell | APCBC | 792 | 7 | 1.2 | 14 | 63.7 | 48° | 63° | 71° |
M42A1 shell | HE | 800 | 5.84 | 0.1 | 390 | 79° | 80° | 81° | |
M79 shot | AP | 792 | 6.8 | N/A | N/A | N/A | 47° | 60° | 65° |
M93 shot | APCR | 1,036 | 4.22 | N/A | N/A | N/A | 66° | 70° | 72° |
Smoke shell characteristics | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Ammunition | Velocity(m/s) | ProjectileMass (kg) | Screen radius(m) | Screen deploy time(s) | Screen hold time(s) | Explosive Mass(TNT equivalent) (g) |
M88 | 274 | 3.44 | 13 | 5 | 20 | 50 |
Ammo racks
Ammo racks of the M4A1 (76) W Sherman (Identical to M4A3 (76) W).
Fullammo | 1strack empty | 2ndrack empty | 3rdrack empty | 4thrack empty | 5thrack empty | Visualdiscrepancy |
---|---|---|---|---|---|---|
71 | 57 (+14) | 43 (+28) | 29 (+42) | 15 (+56) | 1 (+70) | Yes |
Machine guns
12.7 mm M2HB machine gun
Ammunition600 rounds
Belt capacity200 rounds
Reloadbasic crew → aces
10.4 → 8.0 s
Fire rate577 shots/min
Vertical guidance-10° / 30°
Horizontal guidance-60° / 60°
7.62 mm M1919A4 machine gun (coaxial)
Ammunition3 000 rounds
Belt capacity250 rounds
Reloadbasic crew → aces
10.4 → 8.0 s
Fire rate500 shots/min
Main articles: M2HB (12.7 mm), M1919A4 (7.62 mm)
12.7 mm M2HB | ||||
---|---|---|---|---|
Mount | Capacity (Belt) | Fire rate | Vertical | Horizontal |
Pintle | 600 (200) | 577 | -10°/+30° | ±60° |
7.62 mm M1919A4 | ||||
---|---|---|---|---|
Mount | Capacity (Belt) | Fire rate | Vertical | Horizontal |
Coaxial | 3,000 (250) | 500 | N/A | N/A |
Экипаж танка
Водитель сидел спереди слева, а помощник водителя справа, стреляя из пулемета. Башня была достаточно просторной и могла вместить в себя трех членов экипажа. Заряжающий сидел слева от орудия, наводчик справа, а командир располагался в задней части, следом за заряжающим. Сидения членов экипажа имели регулируемые крепления и позволяли регулировать высоту. Для доступа внутрь танка и выхода из него были предусмотрены 4 люка. Два над лобовой деталью, один в башне и один снизу танка, прямо под сидением водителя.
Первым заводом, производившим M4 Sherman, был Lima Locomotive Works. Вся первая партия произведенных танков была отправлена в Великобританию по ленд-лизу для участия в боях в Африке. Эта поставка имела решающую роль и переломила ход сражения в пользу союзников. В первое время завод производил 1000 танков в месяц, но позже это количество возросло до 2000 благодаря включению в производство других заводов на территории США. Всего в период с 1942 по 1944 год было произведено 6748 единиц танков Шерман.
Уязвимая трехэтажка
Другого «генерала» — М3с — наши танкисты окрестили «братской могилой на семерых». Встретив войну практически без танков, американцы нередко принимали решения, лежащие на поверхности, ибо времени на глубокую проработку проектов не оказалось. Поэтому 75-мм пушку разместили в бортовом спонсоне (выступе), что было куда легче и быстрее, нежели разрабатывать оригинальную башню. Ограниченный угол обстрела 75-мм пушки компенсировали, установив башню с 37-мм пушкой, а над той — еще и пулеметную. Так образовался 27-тонный трехэтажный мастодонт высотой 3 м; 340-сильный девятицилиндровый звездообразный авиамотор Continental разгонял сие многопушечное великолепие до 42 км/ч, так что по подвижности М3с не уступал немецким танкам. Что же касается вооружения, то при всех недостатках его компоновки оно до 1942 года оставалось достаточно мощным. По мнению англичан, «Генерал Ли» оказался самым сильным танком из тех, коими они располагали в Северной Африке: его 75-мм орудие раскалывало как орех броню любых немецких машин, а 37-мм броня уверенно держала удары неприятельских снарядов. Хуже было с живучестью ходовой части. В 1941—1942 годах было произведено 6258 «Ли» шести модификаций, отличавшихся лишь технологией изготовления. 1386 танков М3 прибыло и к нам
Несмотря на внушительный вид, красноармейцы и командиры относились к ним неважно, о чем говорит данное им столь мрачное прозвище
ТТХ M4 Sherman
Как обычно, начинать анализ параметров танка мы будет с того, что наш американец является обладателем стандартного по меркам сверстников запаса прочности, но в то же время у M4 Sherman обзор изначально равен 370 метрам, что значительно лучше, чем у большинства СТ-5.
Ситуация с живучесть у нашего американца спорная. В первую очередь хочется отметить тот факт, что машина имеет большие и высокие габариты, то есть попасть по M4 Sherman WoT не такая уж сложная задача, да и светимся мы на весьма приличных расстояниях.
Если говорить о броне, она есть, но только когда мы вверху списка. Номинально у данного аппарата бронирование слабое, однако, во лбу корпуса весь ВЛД имеет неплохой наклон, что позволяет 50-миллиметровой бронеплите достигать даже 120 миллиметров в самом толстом месте. Если вы еще довернете корпус, что у M4 Sherman характеристики бронирования еще немного возрастут, что позволит отбивать некоторые снаряды одноклассников, но от техники 6-7 уровней не защитит.
Башня в лобовой проекции тоже способна удивлять. Тут есть большая 90-миллиметровая маска орудия, да и щеки у M4 Sherman World of Tanks за счет приятных скосов достегают около 120 миллиметров приведенки. Все это тоже не дает гарантированных рикошетов или непробитий, но иногда может спасать.
А вот о боковой проекции ничего хорошего сказать не получится. С бортов M4 Sherman танк защищен крайне слабо, поворачиваться к врагу нельзя, как и слишком сильно доворачивать корпус.
Что же касается подвижности, она у нас неплохая и нехорошая – средняя. Тут следует отметить, что M4 Sherman WoT имеет достойную максимальную скорость, динамику и маневренность, но сильно динамичным или резвым его не назовешь.
Боевое применение
Как и Т-34, M4 применялся во множестве вооруженных конфликтов по всему миру. Однако, самым широким использованием «Шерманов» прославилась Вторая мировая война. Первоначально танки поставлялись по ленд-лизу странам-союзницам США: Великобритании и СССР.
Позже, когда американцы вступили в войну, операторами М4 были ВС США. Соединенные Штаты активно использовали эти боевые машины в Северной Африке, на Тихоокеанском театре и в Европе, после высадки в Нормандии и Италии.
Лэнд-лизный M4A2 в Видне, 1945 г
Боевой путь английских «Шерманов» мало отличался от американских. Это неудивительно, так как зачастую эти две страны действовали сообща. Позже к ним присоединилась Франция. Часть «Эмч» передали остаткам армии этой страны.
Активно поставлялся «Шерман» модификации A2 в СССР. Танки начали поставляться с 1942 года. Советские солдаты положительно отзывались о заокеанских машинах.
Американский «Шерман» в Сицилии, 1943 г
Если проследить боевой путь, пройденный М4 по Восточному фронту, то можно отметить, что данная боевая машина поучаствовала во всех решающих боестолкновениях периода 1943—1945 года: Курская дуга, Висло-Одерская операция, Операция «Багратион» и штурм Берлина.
Впоследствии танк применялся Красной Армией на Дальнем Востоке в сражениях против Императорской Японии.