Морским судам быть

Содержание:

Почему в армию не берут с недобором веса?

Особенности конструкции

Петровские чертежи «Штандарта» не сохранились. Но на основании документов Олонецкой верфи, других архивных материалов в результате более чем трехлетнего труда историка Виктора Крайнюкова облик корабля был реконструирован.

На примере «Штандарта» интересно наблюдать смешение двух кораблестроительных школ — голландской и английской. Характерным для голландских кораблей была способность плавать по мелкой воде — в связи с тем, что в Голландии многие корабли строились в районах с неглубокими каналами. Отсюда широкая, почти прямоугольная форма шпангоутов, плоское днище, большая относительная ширина. По сравнению с английскими кораблями с тем же вооружением осадка у «голландцев» была значительно меньше. В открытом море, при больших глубинах, где якорь не достанет до дна, необычайно важна способность парусного корабля выходить «на ветер», лавировать. Эта способность всегда отличала английские корабли. Чтобы достичь хороших лавировочных качеств, англичане делали шпангоуты более заостренными, с увеличенной килеватостью, и оснащали корабли развитым парусным вооружением.

Петр проектировал «Штандарт», совмещая лучшие стороны двух кораблестроительных школ: необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку, и высокий стройный такелаж английского образца.

К примеру, длина мачты, рассчитанная по английским методикам, оказывается на 4 — 6 % больше голландской. Реи же при расчете на английский манер оказываются короче.

На теоретическом чертеже можно увидеть очень полные обводы миделя и стройную, «подтянутую» на английский манер корму.

Оценка проекта

«Пётр Великий» вошёл в историю как один из самых мощных линкоров своего времени, хотя и надо отметить, что концептуально он представлял собой не «классический» броненосец, а выросший до соответствующих размеров монитор.

Тем не менее, он стал важнейшей вехой в отечественном кораблестроении – с него началось строительство тяжёлых боевых кораблей исключительно на машинном ходу и с достаточно современной по меркам «железного века» артиллерией.

Кроме того, хочу отметить, что создание экспериментального корабля с использованием лучших материалов определило и его долговечность – он оставался в строю более восьмидесяти лет, став одним из самых известных кораблей-долгожителей. И, пожалуй, лишь наплевательское отношение советской власти к дореволюционному периоду отечественной истории не позволило ему достичь заветного столетнего юбилея.

Служба и модернизация броненосца

В течение десяти лет корабль являлся основной боевой единицей Балтийского флота, так как реализация программы строительства броненосного флота 1881 года затянулась. Зимой 1892-го на нём были заменены котлы, в 1895-м он был снабжён противоминными 87-миллиметровыми орудиями и сетями.

Тогда же был разработан вариант перевооружения, предполагавший установку новых башен ГК и среднекалиберной артиллерии в удлинённой центральной надстройке-каземате. В 1898-м старые башни были демонтированы, но установка новых затянулась в связи с тем, что все доступные ресурсы были задействованы для реализации программы строительства броненосцев Тихоокеанской эскадры.

Дело «зависло» на добрых пять лет, за которые корабль окончательно устарел, и его модернизация была признана нецелесообразной.

Финал карьеры эскадренного броненосца «Петр Великий»

В период ПМВ корабль служил в качестве базы подлодок, базируясь на Ревель, это стало причиной того, что он избежал эксцессов a-la «Кронштадтская ночь длинных ножей», однако зимой 1918-го, когда кайзеровская армия подошла к этой базе флота для Ревельской группировки возникла угроза пленения.

Поэтому она была эвакуирована в Кронштадт в ходе знаменитого Ледового похода, проходившего в три этапа – в числе последних в главную базу флота был переброшен и «Пётр Великий», замечу, что по случаю революции он был переименован в «Баррикады».

Вскоре корабль был передан в порт на хранение, впоследствии с него были сняты артиллерия и всё ценное оборудование, а в 1921 году он был реконструирован в минный склад.

Ракетный

Такие многоцелевые крупные боевые корабли несут на борту установки для запуска управляемых ракет. В случае с «Петром Великим» это — противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-700 «Гранит», предназначенный для борьбы с мощными корабельными группировками, в том числе авианосными. Разработка и испытание этот ПКРК заняло 14 лет, и он был принят на вооружение в 1983 г. Ее ударный элемент — крылатая ракета длиной 10 м и размахом крыльев 2,6 м, способная развивать сверхзвуковую скорость и на высоте (2,5 Маха), и над поверхностью воды (1,5 Маха). Она способна доставить 750-килограммовую боеголовку (или 500 кг в случае ядерного заряда) на расстояние около 600 км.

Однако «Гранит» — не только ракета, но целый комплекс взаимосвязанных элементов. Помимо носителя, в этот ПКРК входят космические аппараты радиолокационной и радиотехнической разведки, которые обеспечивают целеуказание. Наконец, важную роль играет бортовая автономная система управления, делая ракеты почти что разумными убийцами кораблей. Работает это примерно так.

Корабль (или подводная лодка: «Граниты» стоят и на борту 12-ти подлодок типа «Антей») дает залп — на борту «Петра Великого» имеется 20 таких ракет. Одна из них поднимается высоко и выполняет роль «наводчика», остальные летят ниже. Все ракеты обмениваются информацией друг с другом, а установленные на них трехпроцессорные вычислительные комплексы, содержащие данные о всех современных классах кораблей, самостоятельно выбирают, классифицируют и распределяют между собой цели, что позволяет им действовать в режиме «один корабль — одна ракета». Когда одна из ракет поразит основную цель в группировке противника, остальные распределят между собой цели второстепенные, что исключает расходование ракет впустую. Если же ракету-«наводчика» собьют, одна из оставшихся займет ее место.

Впрочем, считается, что сбить такую ракету практически невозможно, и сегодня «Граниты» остаются едва ли не единственной действенной силой в мире, представляющей весьма серьезную угрозу для американских авианосных группировок. А учитывая тот факт, что стоимость, к примеру, одной подводной лодки типа «Антей» вдесятеро ниже, чем одного только авианосца типа «Нимиц», угроза эта, как любят выражаться российские руководители, «асимметрична». (О самых современных противокорабельных ракетах вы можете прочесть и в нашей статье «Оружие Посейдона».)

Тактико-технические характеристики линейного корабля «Петр Великий»

«Петр Великий» в экспериментальной камуфляжной окраске, Тихоокеанский флот, 1928 год. Именно в такой окраске линкор отправится на Балтику, где примет участие в подавлении Мартовского путча. Позднее элементы этой окраски станут стандартным корабельным камуфляжем военного времени Российского Императорского флота на всех ТВД.

Водоизмещение: 43 950/48 450 тонн
Размерения: 254,1×35,5×х9,1 м
Механизмы: 4 вала, 4 ТЗА Эриксона, 20 котлов Шухова, 120 000 л.с. = 28 узлов
Запас топлива: 1485/3900 тонн нефти
Дальность: 6900 миль (18 узлов)
Броня: пояс 100–350 мм, траверзы 100–375 мм, башни 350–400 мм, крыши башен 200–250 мм, барбеты 250–350 мм, средняя палуба 25–50 мм, нижняя палуба 100 мм, ПТП 40+10 мм, рубки 250–400 мм, коммуникационные трубы 70 мм
Вооружение: 12 406/45-мм, 24 130/55-мм орудий, 8 75/50-мм зенитных пушки, 2 гидросамолета
Экипаж:  46/1296 человек

Еще один экспериментальный камуфляж, Тихоокеанский флот, 1926 год. Был попыткой «реанимировать» стандартную оливковую окраску, которая подвергалась резкой критике после ухода флота из Порт-Артура. Позднее станет основой для «тропической» окраски кораблей Тихоокеанского флота.

Фото крейсера “Петр Великий”

Крейсер «Петр Великий» в Суэцком канале

Похожее

Адмирал Кузнецов – тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Японский линкор “Ямато” – самый большой в мире

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг – бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» – самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд – бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Немецкий линкор «Бисмарк» – корабль Второй мировой войны

Французские линкоры типа “Ришелье” Второй мировой войны

Худ – британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» – атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд – авианосец США

Эскадренный миноносец “Настойчивый” – флагман Балтийского флота

Ракетный крейсер “Москва” (Слава) – флагман Черноморского флота России

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») – сторожевые корабли погранвойск

Ракетный крейсер “Варяг” (Червона Украина) – флагман Тихоокеанского флота России

Проект 1143 «Кречет» – тяжелые авианесущие крейсеры

Ляонин (бывший Варяг) – первый авианосец Китая

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

ССВ-33 «Урал» – корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Громобой – броненосный крейсер российского императорского флота

Фото американских авианосцев. Подборка

Гнейзенау – германский линкор тип “Шарнхорст”

Акаги – японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» – дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») – сторожевые корабли

«Бора» и «Самум» – малые ракетные катера на воздушной подушке

БДК типа «Иван Рогов» – большой десантный корабль

«Императрица Мария» – русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» – линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») – сторожевые корабли (фрегаты)

Россия – броненосный крейсер российского императорского флота

«Дельфин» – первая российская подводная лодка

Проект 1135М “Буревестник” (тип “Резвый”) – сторожевые корабли

«Литторио» – итальянский линкор Второй мировой войны

Американские линкоры типа “Айова” Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» – германский линкор Второй мировой войны

Рональд Рейган – авианосец США

АПКР К-18 “Карелия” – атомный подводный ракетный крейсер

Джордж Буш – авианосец США

Мистраль – десантные корабли-вертолетоносцы

КИК «Маршал Крылов» – корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Пересвет – броненосец российского императорского флота

Шарль де Голль – авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» – французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Космонавт Юрий Гагарин – научно-исследовательское судно

Линкор «Ямасиро» – линейный корабль Японии 1917-1944 год

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 – корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» – десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков – русский броненосец

Кета – подводная лодка

Тип «Сом» – подводные лодки 1904 – 1906 годов

Форель – подводная лодка

Тип «Осётр» – подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Скампавеи

Сам термин «скампавея» был заимствован у итальянцев. В России так после Азовских походов стали называть легкие галеры (полугалеры), имеющие от 12 до 20 банок с гребцами. Предназначались эти корабли для того же, что и полноценные галеры, но были меньше, дешевле, и быстрее строились, а в освоении их даже сухопутными войсками не было никаких серьезных проблем – управление скампавеей не требовало большого квалифицированного экипажа, умеющего в навигацию и управление парусами, так как плавали они строго по рекам и вдоль берегов, не имея достаточной мореходности для выхода в открытое море. Впрочем, даже у берегов скампавеи нередко могли оказаться в серьезной опасности из-за буйства стихий. Тем не менее, во время большой нужды именно дешевизна и простота постройка скампавей обусловила их массовость – так, во время Северной войны их было построено в несколько раз больше, чем полноценных галер. В дальнейшем роль скампавей стала снижаться, и они стали встречаться реже. Окончательно скампавеи исчезли из состава действующих флотов к 1820-м годам.

Скампавеи типа «Принципиум», 1696

Водоизмещение – 140 тонн

Длина – 38,4м

Ширина – 5,5м

Осадка – 1,8м

Орудий на судне – 9

Орудий на носу – 3 6-фнт

Орудий по бортам – 6 фальконетов

Пар весел — 17

Экипаж – 170 человек

Средняя стоимость постройки – 7 000 рублей

Проект полугалер согласно полученному из Голландии прототипу. Головная скампавея именовалась «Принципиум», однотипные ей в большинстве случаев не имели названий, и именовались по фамилии их командующих (Брюса, Быковского, Вейде и т.д.). Все суда этого типа вооружались по русским стандартам. Полугалеры типа «Принципиум» оказались достаточно дешевыми и простыми, но России требовалось строить гребные суда в еще больших количествах, при остром дефиците средств и времени, из-за чего скампавеи этого типа поначалу практически не строились, а затем уступили место более совершенным образцам русских гребных судов.

Скампавеи типа «Ласточка», 1697

Водоизмещение – 80 тонн

Длина – 30,5м

Ширина – 5,3м

Осадка – 1,3м

Орудий на судне – 5

Орудий на носу – 1 3-фнт

Орудий по бортам – 4 фальконета

Пар весел — 14

Экипаж – 120 человек

Средняя стоимость постройки – 4 000 рублей

Проект Петра I. Максимально упрощенная и удешевленная скампавея, ставшая своеобразным символом «большой войны», которая при Петре шла практически постоянно. Объединяла в себе черты западных галер с традиционными казацкими стругами и чайками. Стоила почти в 2 раза дешевле «Принципиума» и могла строиться из непросушенного леса, неквалифицированными рабочими за считанные недели, а то и дни (зафиксированный рекорд по полной постройке – 6 дней). При этом имела символическое вооружение, из-за чего основу ее боевого потенциала составляли абордажные команды. Плохо подходила для открытого моря, даже для Азовского, а на Балтике на них плавать и вовсе было опасно. Тем не менее, для действий у берега и шхер, в условиях дефицита ресурсов и времени, скампавеи этого типа оказались весьма уместны и полезны. С 1705 года их строительство постепенно сошло на нет, так как появилась возможность строить более крупные и совершенные полугалеры, но для быстрого восполнения потерь подобные малые галеры строились до самого конца правления Петра I.

Скампавеи типа «Дельфин», 1705

Водоизмещение – 150 тонн

Длина – 39,8м

Ширина – 5,6м

Осадка – 1,8м

Орудий на судне – 8

Орудий на носу – 2 12-фнт

Орудий по бортам – 6 фальконетов

Пар весел — 16

Экипаж – 160 человек

Средняя стоимость постройки – 7 500 рублей

Возвращение к идее полноценной полугалеры, автор проекта неизвестен. Размеры скампавеи несколько увеличились, количество гребцов сократилось, но без серьезного вреда для динамических характеристик. За счет этого, а также отказа от куршейной пушки, удалось установить на носовой платформе два 12-фнт орудия, что сразу обеспечило полугалерам этого типа значительную огневую мощь. При желании облегчить нос пушки легко менялись на 9-фунтовые, а в более позднюю эпоху – на 24-фнт единороги. Достаточно удачный тип легкой галеры, который без особых изменений дожил до конца XVIII столетия, постепенно уступая свои позиции полноценным галерам.

Конструкция

Это самый большой в мире действующий не авианосный ударный боевой корабль.

Основные ТТХ

  • Длина: 250,1 м. (наибольшая)
  • Ширина: 25,0 м. (по ватерлинии)
  • Высота от уровня основной плоскости: 59,0 м.
  • Осадка: 10,3 м (по носовому бульбу)
  • Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
  • Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
  • Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
  • Скорость: 32 узла (59 км/час).
  • Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года по топливу.

Конструкция корпуса и надстройки

Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.

Энергетическая установка

Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет. Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей.

Экипаж

Экипаж крейсера — 744 человек (101 офицер, 130 мичманов, 513 матросов) +18 человек лётный персонал. Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8—30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6 × 2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.

Роль флота в русско-турецких войнах

Наличие морских войск позволило более эффективно проводить многие сражения. Так, более успешно стали проводиться войны против Турции, целью которых было обеспечение Российской Империи выхода в море через проливы Босфор и Дарданелла.

Стоит вспомнить сражение в Чесменской бухте, которое произошло в 1770 году в рамках русско-турецкой войны 1768 – 1774 г. г. В этой знаменитой битве русский флот под командой А. Г. Орлова, Г. А. Спиридова и И. С. Грейга полностью уничтожил турецкую эскадру и блокировал корабли врага в Черном море.

А в войне 1787 – 1791 г. г. русский флот под командой адмирала Ф. Ф. Ушакова не только одержал ряд значимых побед в Керченском проливе, но и полностью уничтожил турецкий флот в битве у мыса Калиакрия.

Классификация парусных суден

Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач — для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:

  • К первым трем относились только линейные корабли;
  • 4 — 5 ранга были фрегаты;
  • 6 — 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).

Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.

В основном это были:

  • Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
  • Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей — крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
  • Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)

Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Примечания

  1. Чепур А. Перспективы перевооружения российской армии (по материалам открытой печати) (рус.) // Армейский сборник. — 2015. — № 03. — С. 12-18.

Основное вооружение крейсера

20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит»

Высокоточные противокорабельные крылатые ракеты «Гранит» на «Петре Великом» размещены в 20 пусковых установках СМ-233 под верхней палубой. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 тонн. Боеголовка представляет собой моноблок в ядерном (500 килотонн) или обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении, а также может нести топливно-воздушный боезаряд объёмного взрыва. Дальность стрельбы — до 625 км, скорость полёта — до 2,5 М (на высоте) и до 1,5 М у поверхности воды.

Эти ракеты имеют интегрированно-автономную систему управления: их полёт координируется «вожаком», в случае поражения которого средствами ПРО происходит автоматическая передача его функций новому лидеру. В сочетании с радиопомехами и ложными объектами полномасштабный залп «Гранитов» с «Петра Великого» становится почти неотразимым с как минимум серьёзными поражениями главной цели.

Противовоздушные системы

Характеристики С-300 «Форт» С-300 «Форт-М» ЗРК «Кинжал» ЗРАК «Кортик»
Число ПУ 6 6 16 6х8
Запас ракет 48 48 128 144
Дальность действия, км До 150 До 200 1,5-12 1,5-8
Высота поражения цели, км 0,025-25 0,01-25 0,01-6 0,005-3,5
Масса БЧ, кг 145 180 15 9

Зенитное вооружение

Артиллерийская составляющая зенитного вооружения включает в себя 30-миллиметровые автоматические шестиствольные установки АК-630 в составе ЗРАК «Кортик» (по две в каждой ПУ) с общим боезапасом на 48 тысяч снарядов. Суммарный темп стрельбы этих установок составляет около 10 тысяч выстрелов в минуту, параметры эффективной стрельбы по воздушным целям — 500-4000 м по дальности и 5-3000 м по высоте. На блоки стволов надеты надульники для защиты установки и контейнеров с ракетами от пороховых газов. Боекомплект первой очереди размещается в двух барабанах по 500 патронов рядом с блоками стволов, питание автоматов при этом не ленточное, а шнековое (беззвеньевое).

Артиллерийская часть вооружения

Основу артиллерийского вооружения «Петра Великого» составляет спаренная 130-миллиметровая многоцелевая артустановка АК-130, способная поражать береговые, морские и воздушные цели. Стволы имеют длину 70 калибров и максимальный угол подъёма в 85 градусов, что обеспечивает дальнобойность орудий до 25 км. Скорострельность — от 20 до 90 выстрелов в минуту. Масса взрывчатого вещества в составе осколочно-фугасных снарядов с различными типами взрывателей — 3.56 кг. Подготовленный к стрельбе боекомплект насчитывает 180 снарядов, а их общий боезапас на корабле составляет 840 снарядов.

Орудия могут действовать в полностью автоматическом режиме управления и прицеливания, а также в ручном режиме. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.

Противолодочное вооружение

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой «Водопад-НК», противоторпедным комплексом «Удав-1», ракетно-бомбовыми установками РБУ-1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) «Водопад-НК» имеет 20 противолодочных ракет, способных действовать на дальности до 50 км и нести либо ядерный заряд, либо малогабаритную самонаводящуюся торпеду УГМТ-1, обладающую скоростью до 41 узла. Стрельба ведётся с 10 пусковых установок (ПУ) — ракетно-торпедных аппаратов калибра 533 мм. После этого ракета с водной поверхности стартует в воздух и доставляет свою боевую часть к району цели.

Противоторпедный комплекс «Удав-1» оснащён 40 ракетами для стрельбы из 10 ПУ РБУ (реактивно-бомбомётных установок) калибром 300 мм, способными поражать торпеды и подводные лодки противника на дистанции до 3 км. Аналогичную систему имеет крейсер «Адмирал Кузнецов».

В систему противоторпедной защиты «Смерч-3», в состав которой входит:

  • две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты с дальность действия до 1 км и массой заряда в 55 кг);
  • заряжающее устройство;
  • глубинные бомбы РГБ-10;
  • система «Буря», управляющая огнём до четырёх РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены два вертолёта Ка-27ПЛ, оснащённых противолодочными средствами: поисковой РЛС, гидроакустическими буями, акустической системой и детекторами магнитных аномалий. Третий из имеющихся на крейсере Ка-27 оснащён как поисково-спасательный вертолёт. Но все три летательных аппарата могут быть вооружены противолодочными торпедами, бомбами, минами, а также противокорабельными ракетами.

Как получить звание и разряд в спорте

Для получения разряда или звания стрелку необходимо выполнить следующие требования:

  1. Принять участие на соревнованиях и физкультурных мероприятиях по пулевой стрельбе, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских, международных физкультурных и спортивных мероприятий.
  2. Выполнить нормы по виду спорта «пулевая стрельба», указанные в требовании ЕВСК. Норма для присвоения спортивного звания или спортивного разряда содержит показатели, в соответствии с которыми определяется квалификация спортсмена.

При присвоении звания и спортивного разряда учитывается:

  • статус соревнования;
  • возраст спортсмена;
  • спортивная дисциплина;
  • занятое место на соревнованиях.

После успешных соревнований собирается пакет документов для принятия решения о присвоении спортсмену соответствующего разряда или звания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector