Кто может быть назначен начальником караула: должностные права и обязанности

Примечания

Почему и зачем пожарные носили усы

В царское время неотъемлемым обязательным атрибутом чинов полиции были усы. Норма это была официально утверждена в 60-х годах XIX века, а после никаким документом не отменялась до самой революции.

Это только гусаров усы украшали, а в старину они служили первичными средствами защиты пожарных, чтобы тот не угорел во время тушения пожара. Для этого усы смачивались и засовывались в нос (или рот), чтобы предохранить органы дыхания от продуктов горения (не было тогда еще противогазов). Наверное, отсюда и пошло выражение «моченые усы». С приходом первых средств защиты органов дыхания требования на усы стало не таким строгим.

Справочно из истории… Декабря 19 дня 1915 года. Город Екатеринодар. Согласно статьи 885 кн.7 Св.В.П. 1869 года…, все Генералы, Штабъ и обер-офицеры и нижние чины всех родов войска, равно и все гражданские чиновники военного ведомства должны носить усы. Между тем имелись случаи, когда ко мне, особенно в последнее время, являлись не только офицерские чины, но и нижние чины с бритыми усами

Усматривая в этом нарушение категорического указания закона, как равно и нарушение традиций вверенного мне войска, как потомка Запорожья, которое гордилось своими усами и где безусый казак вызывал по отношению к себе насмешки, прошу начальников всех частей и атаманам отделов вверенного мне войска обратить на это нарушение закона некоторыми из офицеров и нижних чинов своё внимание и впредь как бритьё усов, так и подстригания их отнюдь не допускать. В противном случае я буду принуждён принять в отношении виновных меры воздействия

Настоящий приказ предписываю объявить на станичных и хуторских сборах вверенной мне области.

Наказный атаман, генерал от инфантерии Бабыч.

https://youtube.com/watch?v=oipKHu6vxk4

Условия работы начкара

Режим и график деятельности начкара определяется принятым в организации распорядком. Корректировки имеет право делать начальник пожарной части. Это может быть мотивировано профессиональной необходимостью. Начальник караульной службы обязан не только нести службу на месте дислокации его подразделения, но и выезжать в командировочные поездки. В том числе на ликвидации крупных ЧС в других регионах, выполняемым согласно планам взаимодействия противопожарных организаций. Начкару полагается собственный автотранспорт в пределах его должностных компетенций.

Пересменка караулов

Круг ответственности начальника караула

Начкараула ГПС МЧС несет дисциплинарную, уголовную, административную и материальную ответственность за такие аспекты деятельности:

  • если служебные указания вышестоящего руководства не выполнены или выполнены недолжным образом;
  • если порученные накару задачи не выполнены или выполнены недолжным способом;
  • если должностное лицо не справляется или намерено не выполняет свои трудовые функции;
  • при предоставлении недостоверной информации вышестоящему руководству о выполненных работах;
  • при выявлении нарушений требований техники безопасности или ППБ, создающих угрозу или мешающих деятельности организации и ее сотрудников, не приняты меры по их устранению;
  • непринятие мер по купированию нарушений дисциплины сотрудниками отряда.

Знаки отличия начальника караула

Жесткой регламентации на ношение особых знаков отличия для начальника караула не существует. Они могут носиться при наличии соответствующего приказа либо иного ведомственного нормативно-правового документа (Министерства обороны РФ и других структур, где осуществляется прохождение военной службы) в конкретных частях и подразделениях. Наиболее распространено ношение нагрудного знака в структурах ФСИН.

Согласно Уставу внутренней службы ВС РФ, караул относится к составу суточного наряда воинской части (полка) либо гарнизона, и начальник караула назначается ежедневно приказом командира в ряду других должностных лиц. Статья 262 данного Устава определяет, что все дежурные и их помощники должны иметь на левой стороне груди (левом рукаве) нагрудный знак (нарукавную повязку из красной ткани) с соответствующей надписью. Нагрудный знак (нарукавную повязку) сменяемый дежурный передает заступающему дежурному после доклада дежурных о сдаче и приеме дежурства.

5637842 15.09.2018 Значок и нашивка на форме сотрудника ФСИН. Скриншот видео, предоставленного ФСБ РФ. Изображение является раздаточным материалом, предоставлено третьей стороной. Только редакционное использование. Запрет на архивирование, коммерческое использование, рекламную кампанию. ЦОС ФСБ РФ

Нагрудный знак

Приложение № 12 к Уставу внутренней службы ВС РФ относительно нагрудного знака должностных лиц суточного наряда устанавливает общее описание его вида: в форме щита с наложенным сверху щитовидным фоном, надписью «ДЕЖУРНЫЙ», эмблемами и расходящимися лучами. В стандартном виде верхний щит, эмблемы, лучи и надпись — золотистого цвета, круг — из эмали голубого цвета. Поперек знака — изображение красной ленты с надписью золотистого цвета, которая указывает на занимаемую должность.

Маркировка на каске (шлеме)

Знак различия в виде маркировки на каске (пожарном шлеме) является отличительной особенностью Федеральной пожарной службы МЧС. Их ношение регламентируется Боевым уставом подразделений пожарной охраны, определяющим порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Действующая редакция этого документа утверждена Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444. Должность начальника караула (дежурной смены), согласно Приложению № 9, обозначается знаком окружности, диаметр которой должен составлять 50-60 мм.

Жетон

Нагрудным жетоном изначально именовался знак-жетон для начальников караулов Внутренних войск (ВВ МВД), получившим приказ заступить на боевое дежурство. Он был введен с 1978 года и действовал в период существования СССР как специальный отличительный знак. Его размер составлял 71×52 мм. В современной России ВВ МВД стали одной из структур Росгвардии, ношение там жетонов на караульной службе не практикуется.

3 дежурная смена СПТ

Разработка и корректировка Перечня объектов (сельских населенных пунктов) республики (области, края), на которые необходимо разрабатывать планы и карточки тушения пожаров, схемы и планы подвалов сложной планировки. Осуществление контроля за своевременной разработкой, отработкой и корректировкой планов и карточек тушения пожаров, схем и планов подвалов сложной планировки. Контроль за порядком хранения данной документации на пунктах связи (дежурных диспетчерских служб) пожарных подразделений, на центральном пункте пожарной связи гарнизонов, единых дежурных диспетчерских служб (ЕДДС) органа управления подразделениями пожарной охраны. Проведение ежегодного анализа данной работы;

Подготовка сведений о боевой работе подразделений, основных показателей работы Главного управления МЧС России по субъекту и отчет по форме 1-ПО;

Контроль за эксплуатацией и ведением рукавного хозяйства в подразделениях ГПС субъекта, правильностью и своевременностью ведения соответствующих документов. Ведение учёта наличия рукавов в подразделениях республики (области, края), контроль за их списанием;

Проведение работы по расширению и оборудованию рукавных постов (баз) механизмами и приспособлениями, заменяющими тяжёлый ручной труд;

Определение порядка доставки рукавов на пожары и их обмен, обобщение и распространение передового опыта работы в этой области;

Определение количества и контроль наличия на пожарных автомобилях ранцев с рукавами для работы на высотах, переходных соединений различного диаметра для соединения пожарных рукавов;

Подготовка анализа показателей оперативного реагирования подразделений ГПС республики (области, края). Контроль за качеством и правильностью составления карточек действий по тушению пожаров в подразделениях;

Отработка вопросов подготовки и тушения пожаров в зданиях повышенной этажности и механизированных складов. Ведение их учёта в местных гарнизонах (отрядах) республики (области, края) с указанием характеристик. Анализ и разработка рекомендаций по организации тушения пожаров на этих объектах. Обобщение и распространение положительного опыта, проведение разборов анализа таких пожаров. Ведение учёта специализированных отделений по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности. Контроль за организацией данной работы в местных гарнизонах пожарной охраны;

Ведение учёта пожаров с гибелью людей и анализ работы пожарных подразделений на данных пожарах, разработка мероприятий по исключению имеющихся недостатков, подготовка информации, обзоров и рекомендаций по данному вопросу. Ведение оперативного учёта спасённых людей на пожарах;

Проверка знаний начальствующего, личного состава и водителей пожарных автомобилей подразделений ГПС по субъекту требований по организации рукавного хозяйства;

Контроль за разработкой и корректировкой инструкций по взаимодействию со службами жизнеобеспечения городов (объектов) республики (области, края) при ликвидации пожаров и аварий согласно специализации смены, их наличием в подразделениях;

Ведение документации с описаниями пожаров с гибелью людей, журнала учёта разбора пожаров и схем тушения пожаров. Контроль за своевременным проведением разборов пожаров в пожарных частях;

Контроль за составлением анализа боевых действий подразделений;

Организация и контроль подготовки начальствующего и личного состава по вопросам тушения пожаров на объектах добычи, переработки нефти, нефтехимии и на магистральных нефтегазопроводах, элеваторах, на мукомольных и комбикормовых предприятиях. Учёт этих объектов. Анализ организации тушения пожаров, происшедших на таких объектах в республике (области, крае) и в Российской Федерации. Разработка рекомендации для подразделений по совершенствованию тушения таких пожаров и обеспечение их внедрения в пожарных частях. Обобщение и распространение положительного опыта, и проведение разбора таких пожаров;

Подготовка отчетов по специализации смены.

Документы, которыми руководствуется начкараула

Начальник караульной службы в своей повседневной и оперативной деятельности должен руководствоваться такими регламентами:

  • общими документами организации, организующими ее деятельность, и конкретными актами, формируемыми в ней;
  • установленными правилами внутреннего распорядка организации;
  • требованиями техники безопасности, санитарно-гигиеническими нормативами, правилами по охране труда, постановлениями ППБ;
  • приказаниями, распоряжениями, поручениями или решениями своего непосредственного руководства;
  • профессиональной должностной инструкцией.

Занятия с личным составом

Нештатный орган управления гарнизоном

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизоне создается нештатный орган управления гарнизоном (далее – Управление гарнизона) и назначаются следующие нештатные должностные лица гарнизона:

  • начальник гарнизона;
  • заместитель (заместители) начальника гарнизона (по оперативному реагированию, по взаимодействию со службами жизнеобеспечения, по тыловому обеспечению, по проведению профилактических мероприятий);
  • оперативный дежурный гарнизона;
  • диспетчер гарнизона;
  • начальники нештатных служб гарнизона (оперативного реагирования, газодымозащитной, технической, связи, профилактики пожаров, радиационно-химической, охраны труда).

 Более подробно о должностных лицах пожарно-спасательного гарнизона (начальник и его заместитель, оперативный дежурный, диспетчер) в материале: 

В случае создания местного гарнизона на территории нескольких муниципальных образований, в целях координации подразделений гарнизона, находящихся на удалении, при необходимости может назначаться отдельный заместитель начальника гарнизона из числа должностных лиц указанных подразделений.

 В Управление гарнизона могут включаться представители администрации субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, служб жизнеобеспечения и подразделений, входящих в состав гарнизона.

Порядок создания Управления гарнизона, перечень должностных лиц гарнизона и их обязанности определяются приказом начальника территориального органа МЧС России – органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации (далее – ГУ МЧС России).

В целях организации и проведения совместных мероприятий подразделений гарнизона начальником гарнизона ежегодно разрабатывается и утверждается План гарнизонных мероприятий.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в пожарно-спасательных гарнизонах создаются нештатные службы гарнизона.

О них читайте далее в материале:

Должностные обязанности заместителя начальника пожарной части

На должность заместителя руководителя ПЧ назначается человек из личного состава подразделения, проработавший в нем не мене 3 лет. Приказ о назначении подписывает руководитель ПЧ. В подчинении у этой должностной единицы состоят дежурные караулы. В обязанности замначальника пожарной части входит:

  • организация оперативно-служебной деятельности ПЧ;
  • организация работы караульной и дозорной службы части;
  • контроль внутреннего порядка в подразделении;
  • организация профподготовки личного состава караулов и дозорной службы;
  • обеспечение мероприятий по подготовке и поддержанию техники в полной боевой готовности;
  • выполнение мероприятий, направленных на успешное проведение задач согласно Боевому уставу подразделения;
  • создание условий для рационального использования сил и технических средств при проведении аварийно-спасательных работ;
  • организация профилактики пожаров;
  • проведение контроля состояния систем противопожарного водоснабжения, систем связи и аварийных проездов на закрепленной за подразделением территории;
  • соблюдение принципа рационального использования находящихся на балансе подразделения помещений и инвентаря в рамках положений охраны труда и санитарно-гигиенических норм;
  • создание условий для выполнения правил охраны труда при несении личным составом караульной службы;
  • обобщение опыта несения караульной службы в подразделении.

Частными обязанностями заместителя начальника пожарной части является:

  • выезд на пожары в группе подразделения;
  • руководство тушением пожара и проведением АСР;
  • своевременное усиление караульной службы, смена дислокации постов, секторов;
  • ведение учета рабочего времени личного состава;
  • утверждение и подписание документов, касающихся текущей работы подразделения;
  • проверка готовности караулов и средств ПТВ к тушению пожаров;
  • своевременное освоение выделенных на развитие подразделения материально-технических средств с целью повышения качества выполняемой работы.

Заместитель начальника пожарной части имеет право:

  • вносить предложения по улучшению условий труда в подразделении;
  • подавать представления о вознаграждениях или взысканиях сотрудников;
  • выносить распоряжения о запрете или ограничении доступа к местам пожаров;
  • осуществлять контроль выполнения подчиненными их должностных обязанностей;
  • самостоятельно без подписи вышестоящего руководства отдавать приказы начальникам караулов;
  • организовывать проведение пожарно-тактических занятий с целью повышения эффективности работы;
  • внепланово запрашивать информацию о состоянии оперативной обстановки в закрепленном за частью районе.

Медицинские требования

Согласно требованиям приказа МЧС России № 356 от 30.08.2018 «О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу государственной противопожарной службы (ФПС ГПС), и сотрудников ФПС ГПС» гражданин, после определения годности к службе в должности пожарного, должен соответствовать 1-й группе предназначения, к которой относится вид деятельности: «тушение пожаров»

Другими словами личный состав (обратите внимание, сотрудники ФПС ГПС МЧС России) дежурных караулов (смен) специализированных пожарно-спасательных частей, специальных пожарно-спасательных частей и пожарно-спасательных частей, принимающий непосредственное участие в тушении пожаров

К пожарным замещающим должности по вольному найму и к пожарным других видов пожарной охраны предъявляются иные требования к состоянию здоровья.

Должностные обязанности начальника караула пожарной части

Начальник караула – должностное лицо, подчиняющееся непосредственно заместителю начальника пожарной части и выполняющее координацию и контроль действий личного состава караула. Его основными обязанностями являются:

  • выезд в составе оперативной бригады на место происшествия;
  • осуществление оперативного руководства во время пожара;
  • руководство действиями личного состава на месте пожара;
  • организация и контроль регламента службы вверенного караула;
  • организация мероприятий по поддержанию в исправном рабочем состоянии техники и ПТВ;
  • контроль состояния системы водоснабжения на вверенной территории;
  • контроль объектов (школ, ДОУ, больниц) на закрепленной за подразделением территории;
  • составление графика планового обучения подчиненных;
  • контроль исполнения личным составом положений охраны труда и санитарно-гигиенических норм при выполнении боевых задач;
  • контроль соблюдения подчиненными инструкций при эксплуатации СИЗОД;
  • формирование графика дежурств;
  • исполнение обязанностей вышестоящего руководства в случае отсутствия последнего;
  • участие в планировании и реализации мероприятий согласно Уставу и закрепленным за данным караулом обязанностям;
  • контроль дисциплины в карауле и отстранение нарушителей от выполнения служебных обязанностей.

Режим работы и обязанности начальника караула определяются приказом начальника пожарной части. Кроме несения службы в расположении ПЧ, начкар может выезжать в командировки в качестве участника бригады по ликвидации последствий стихийных бедствий или крупных ЧС в других регионах. Должностной инструкцией прописываются и права начальника караула:

  • давать распоряжения подчиненным в рамках их обязанностей;
  • контролировать выполнение поручений;
  • запрашивать информацию, необходимую для выполнения должностных обязанностей, включая личные данные сотрудников;
  • напрямую взаимодействовать с другими организациями, если этого требует выполнение должностных обязанностей.

При проведении АСР начальник караула считается главным оперативным руководителем, поэтому он обязан:

  • обеспечивать взаимодействие подконтрольного караула с другими подразделениями, работающими в зоне ЧС;
  • оперативно ставить задачи подчиненным с целью повышения эффективности проведения операции;
  • контролировать соблюдение правил охраны труда;
  • контролировать использование аварийно-спасательной техники и оборудования;
  • поддерживает связь со старшим гарнизона, докладывая о проведении операции.

Оклад и зарплата

В соответствии с приложением № 12 приказа МЧС России № 797 от 27.12.2019 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад старшего пожарного-спасателя и пожарного-спасателя составляет соответственно:

  • в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – 14644 и 14102 руб.;
  • в центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человек – 12475 и 11932 руб.;
  • в остальных местностях – 10305 и 9763 руб.

Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов. Как это сделать читайте в материале «Из чего складывается зарплата сотрудника МЧС России».

Заработная плата пожарного МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 747 от 14.12.2019 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России» и состоит из:

  • должностного оклада;
  • надбавки за выслугу лет;
  • выплат стимулирующего характера, устанавливаемых на постоянной основе;
  • выплат компенсационного характера, например, за работу в ночное время;
  • премиальных выплат по итогам работы;
  • районного коэффициента.

Оклад пожарного в соответствии с вышеуказанным документом составляет:

  • 10267 руб. (пожарный 1 класса);
  • 9415 руб. (пожарный 2 класса);
  • 8644 руб. (пожарный 3 класса);
  • 7873 руб. (пожарный без класса).

Заработная плата пожарных, являющихся работниками других видов пожарной (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.

Еще больше статей в разделе: О пожарных и спасателях

Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:

  • начальник караула (капитан пожарного корабля);
  • помощник начальника караула;
  • начальник аварийно-спасательного расчета;
  • водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля;
  • диспетчер ПСЧ;
  • командир отделения;
  • спасатель.

Обязанности

Помощник начальника караула при осуществлении своей деятельности обязан:

  • выполнять указания начальника караула, а при его отсутствии – выполнять обязанности начальника караула;
  • выезжать в составе караула для проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, их пожарную опасность, тактико-технические характеристики техники и вооружения подразделения;
  • знать оперативную обстановку в районе (подрайоне) выезда подразделения;
  • поддерживать в готовности технику и вооружение к проведению боевых действий по тушению пожаров;
  • проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники и пожарной безопасности;
  • знать состояние противопожарного водоснабжения, систем связи, обеспечения возможности проезда техники в пределах района (подрайона) выезда подразделения;
  • планировать, осуществлять мероприятия и вести документацию согласно специализации караула;
  • осуществлять контроль за дисциплиной подчиненного личного состава дежурного караула;
  • обеспечивать выполнение личным составом дежурного караула нормативов по физической и пожарно-строевой подготовке;
  • проводить занятия с личным составом дежурного караула;
  • контролировать несение службы личным составом дежурного караула;
  • осуществлять контроль за соблюдением правил ношения установленной формы одежды подчиненным личным составом;
  • выполнять мероприятия, предусмотренные распорядком дня;
  • знакомиться с распорядительной документацией по организации караульной службы;
  • ходатайствовать перед начальником караула о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий в отношении подчиненного личного состава дежурного караула, по улучшению условий несения караульной службы личным составом караула.

Полномочия и права РТП

Полномочия и права

По решению РТП при достаточности сил и средств на месте пожара разведка пожара, боевое развертывание сил и средств, ликвидация горения, проведение аварийно-спасательных работ и других специальных работ могут выполняться одновременно.

Указания РТП обязательны к исполнению всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожаров.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

Количество и состав групп разведки пожара может изменяться по решению РТП.

Спасение имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения основной боевой задачи. Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых

Пути и способы спасения людей определяются РТП в зависимости от обстановки на пожаре и состояния спасаемых.

РТП имеет право приступить к тушению электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 0,4 кВ, а также электрооборудования электростанций и подстанций, находящегося под напряжением до 10 кВ, размещенного на объектах использования атомной энергии, в специальных фортификационных сооружениях, только после получения письменного допуска к тушению пожара, проведения инструктажа участников боевых действий по тушению пожаров представителями энергетического объекта, создания условий визуального контроля за электроустановками, заземления пожарных стволов и насоса пожарного автомобиля, с обязательным соблюдением правил охраны труда.

РТП имеет право:

  • отдавать в пределах компетенции указания, обязательные для исполнения всеми должностными лицами и гражданами в пределах границ территории, на которой проводятся боевые действия по тушению пожаров;
  • назначать оперативных должностных лиц при пожаре и освобождать их от выполнения обязанностей;
  • получать необходимую для организации боевых действий по тушению пожаров информацию от администрации организаций и служб жизнеобеспечения;
  • определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, а также привлеченных сил и средств;
  • приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зонах воздействия опасных факторов пожара (далее – ОФП), если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью работников данных организаций и иных граждан;
  • временно прекращать проведение боевых действий по тушению пожаров на одном или нескольких БУ, СПР или во всей зоне пожара при отсутствии угрозы жизни и здоровью людей и при реальной угрозе жизни участникам боевых действий по тушению пожаров, отвести участников боевых действий по тушению пожаров на безопасное расстояние (за исключением тушения пожаров силами федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на критически важных производственных объектах, в особо важных и режимных организациях, в случае, если прекращение тушения пожара может повлечь крупные аварии, катастрофы и иные чрезвычайные ситуации, нарушение условий жизнедеятельности населения);
  • предусматривать использование естественных и искусственных укрытий для личного состава, находящегося на БУ (СПР);
  • назначать должностных лиц, осуществляющих контроль за изменением обстановки и поведением строительных конструкций в районе места проведения работ;
  • определять сигналы об опасности для личного состава;
  • предусматривать использование робототехнических средств для замены участников тушения пожара на опасных участках.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector