Крейсера проекта 1134

Оценка проекта[ [ | ]h2>

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Крейсеры проекта 1144 были первыми и последними атомными надводными ракетоносцами ВМФ СССР, первыми кораблями большого водоизмещения, построенными после длительного перерыва, и наиболее крупными военными неавианесущими кораблями, построенными каким-либо государством после Второй мировой войны. Но при несомненных достоинствах — мощном наступательном вооружении, высокой автономности и впервые применённых в советской практике ЗРК корабельного базирования большого радиуса действия, корабль, тем не менее, трудно признать полностью удачным.

Размеры и стоимость ракетного крейсера проекта 1144 очень велики, ударные же функции уступают более дешёвым подводным ракетоносцам проекта 949 и 949А «Антей». Основная функция корабля — нанесение ракетных ударов по авианосной ударной группе (АУГ) ВМС США — является выполнимой, фактически, только при согласованном внезапном нападении (например в комбинации с ударом подводных лодок по той же АУГ ВМС США). Как оружие возможного ответного удара корабль существенно уступает ПЛАРК проекта 949 и 949А из-за большей заметности для противника и большей уязвимости.

Слабым местом базового проекта была уязвимость для низколетящих дозвуковых противокорабельных ракет. Ближняя противовоздушная оборона на первых трёх крейсерах была представлена только ЗРК «Оса-М», имевшим низкую огневую производительность, сравнительно большое время реакции и неспособным действовать по целям ниже 25-60 метров. Частично это компенсировалось значительной батареей АУ АК-630, эффективность которых, однако, также не считалась достаточной.

Нечёткое определение роли корабля при проектировании вынудило конструкторов оснастить систему множеством разнообразных видов вооружения, что сделало корабли многоцелевыми, но усложнило обслуживание и создало проблемы с определением тактико-технической ниши корабля/p>

Литература

Оценка проекта[ | код]

Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов
Характеристики «Белкнап» «Тракстан» «Калифорния» «Вирджиния» «Витторио Венето» «Каунти» «Бристоль»
Число кораблей в серии 9 1 2 4 1 8 1
Водоизмещение, стандартное/полное, т 6570/7 890 или 7930 8200/8 927 или 9200 — /10 150 — /11 000 7500 или 8000/8 850 5200/6200 или 6 800 5650/6750 или 7700
Главные размерения, м (наибольшие) 166,7×16,7×8,7 171,9×17,7×9,4 181,7×18,6×6,3 178,3×19,2×6,4 179,6×19,4×5,2 158,7×16,5×6,1 154,5×16,8×6,9
Энергетическая установка Паротурбинная,85 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Паротурбинная,73 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с.
Максимальная скорость, узлов 34 30 30 30 32 30 30-32
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов 8000/20 400 000/20 Практически не ограничена Практически не ограничена 6000/20 3500/28 5000/18
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32)
Артиллерийское вооружение 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 2х1 — 127-мм/54 2х1 — 127-мм/54 8х1 — 76-мм/62 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм 1х1 — 114-мм/55
Торпедное вооружение 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА Нет Нет, имеется бомбомёт Limbo
Авиационное вооружение Нет Нет Только ВПП 1 вертолёт 6-9 вертолётов 1 вертолёт Нет
Экипаж 388 — 395 479 — 490) 533 — 550 519 550 440 — 471 407 — 433

Боевое и защитное вооружение

Практически все вооружение корабля требует дорогостоящей модернизации, что и стало одной из причин его списания

Киров атомный крейсер по вооружению рассчитан преимущественно на надводные корабли противника

Также уделено внимание и противолодочной защите, ключевую роль в данном вопросе играют три вертолета Ка-27ПЛ. ПВО корабля обеспечивается зенитной артиллерией

В итоге судно способно активно обороняться и поражать воздушные, надводные, наземные и подводные цели как в одиночку, так и в составе группы.

ПКР П-700 «Гранит»

«Киров» оснащен двадцатью противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». Данное управляемое ракетное оружие (УРО) предназначено для крупных судов, включая авианосцы, рассчитано на поражение целей на дальних дистанциях. Применение ракет основывается на спутниковом целеуказании, что позволяет корректировать ее курс. Данный аспект обеспечивает точность поражения. Помимо надводных целей ракеты могут применяться и по наземным целям.

ЗРК «Форт»

В качестве противовоздушной обороны (ПВО) на крейсере предусмотрено 12 установок С-300Ф «Форт». Каждая имеет восемь пусковых труб барабанного типа, предназначена для поражения высокоскоростных, маневренных и небольших целей как на малых, так и на больших высотах. Интервал стрельбы — 3 секунды, боекомплект — 96 ракет.

ЗРК «Оса-М»

Дополнительная противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетными комплексами М-4 «Оса-М». Таких установок две, каждая предназначена для запуска двух ракет. Скорострельность — 2 выстрела в минуту, дальность поражения — 15 км, в высоту — 3,5-4 км. Боекомплект — 40 ракет.

«Тор-М1»

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М1», в морской версии более известный как ЗРК «Кинжал» установлен на корабле «Петр Великий» того же проекта 1144. Для крейсера «Киров» подобного вооружения не предусмотрено ввиду отказа от дальнейшей модернизации судна.

Противолодочное вооружение

Против подводных лодок крейсер оборудован пусковой установкой ПЛУР «Метелица», реактивным бомбометом РБУ-6000 на 12 труб и двумя шестиствольными РБУ-1000 «Смерч-3». Данные установки обеспечивают защиту корабля против торпедных атак. Для ответных мер имеется 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Дополнительно для борьбы с подводными лодками имеются три вертолета Ка-27ПЛ. Их скорость — 270 км/ч, дальность хода — 800 км. Вооружены управляемыми глубинными бомбами и противолодочными ракетами АПР-2Е.

Артиллерийские комплексы АК-630

Комплексы АК-630 относятся к зенитной артиллерии. На крейсере имеется 8 таких установок, по 6 стволов 30-ого калибра каждый. Применяются для самообороны, по наклонной дальности поражают воздушные цели на 4 км, наземные или морские в пределах 5 км. В дополнение к данным системам имеются две одноствольные артиллерийские установки АК-100.

Литература[ | код]

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение 8565 (8900 — БФ) т
Размеры:
— длина 173.4 м
— ширина 18.5 м
— осадка 6.35 (6.4 — БФ) м
Силовая установка ГТУ, 4 МЕ-8Е, 80000 л.с. + 2 М-62, 12000 л.с., 2 винта
Экипаж 380 (389 — БФ) чел.

Ходовые характеристики:

Тип хода Скорость Дальность/Расход топлива
Максимальный 32 узл
Крейсерский 20 узл 5200 миль
Экономичный 18/14 узл 7100/9000 миль
Малый 3 узл

Характеристики ресурсов:

Запас топлива 2153 т
Автономность 30 суток
Запас авиационного вооружения 4 АТ-1, или 20 ПЛАБ-250-120, или 32 ПЛАБ-50, или 240 ПЛАБ-МК, или 2 изделия РЮ-2 (спецбоезапас). Дополнительно в перегрузку: 1 АТ-1, или 1 РЮ-2, или 4 ПЛАБ-250-120, или 8 ПЛАБ-50, или 120 ПЛАБ-МК, или 10 ОМАБ-25ВН, или 10 ОМАБ25-12Д; 54 РГБ-М1; 15 буев-ответчиков «Поплавок».
Запас авиационного топлива 16.8 т

Вооружение:

Вид Наименование Боекомплект
Авиационное 1 Ка-25ПЛО в ангаре
Противолодочное 2х4 ПЛРК «Метель» («Раструб-Б») 8 85Р (БЧ – АТ-2) или 8 85РУ
2х5 (2х2 — БФ) 533 мм ПТА-53 10 (4 — БФ) 53-65К или СЭТ-65
2х12 РБУ-6000 144 РГБ-60
2х6 РБУ-1000 48 РГБ-10
ПВО 2х2 ЗРК «Шторм» (для «Азов» 1х2 ПУ «Шторм»+8х6 ВПУ С-300Ф) 80 В-611 (40 В-611 + 48 48Н6)
2х2 ЗРК «Оса-М» 40 ЗУР 9МЗЗ
4х6 АК-630М 12000 выстр.
Артиллерийское 2х2 АК-726 1600 выстр.
АСУ «Аллея-1134Б», «Корень-1134Б»
РЭО 1 РЛС МР-600 «Восход»
1 трехкоординатная РЛС МР-310А «Ангара»
Навигационные РЛС «Дон-2» и 2х «Волга»
ГАС МГ-332Т «Титан-2Т»
МГ-325 «Вега»
МГ-26 звукоподводной связи
РЭБ Станция РТР МРП-11 «Залив»
«Кольцо»
Станции постановки помех 2 х «Гурзуф-А» и 2 х «Гурзуф-Б»
2х2 ПУ ПК-2

Аббревиатуры

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов
Характеристики «Белкнап» «Тракстан» «Калифорния» «Вирджиния» «Витторио Венето» «Каунти» «Бристоль»
Число кораблей в серии 9 1 2 4 1 8 1
Водоизмещение, стандартное/полное, т 6570/7 890 или 7930 8200/8 927 или 9200 — /10 150 — /11 000 7500 или 8000/8 850 5200/6200 или 6 800 5650/6750 или 7700
Главные размерения, м (наибольшие) 166,7×16,7×8,7 171,9×17,7×9,4 181,7×18,6×6,3 178,3×19,2×6,4 179,6×19,4×5,2 158,7×16,5×6,1 154,5×16,8×6,9
Энергетическая установка Паротурбинная,85 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Ядерная,60 000 л. с. Паротурбинная,73 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с.
Максимальная скорость, узлов 34 30 30 30 32 30 30-32
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов 8000/20 400 000/20 Практически не ограничена Практически не ограничена 6000/20 3500/28 5000/18
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32)
Артиллерийское вооружение 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 2х1 — 127-мм/54 2х1 — 127-мм/54 8х1 — 76-мм/62 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм 1х1 — 114-мм/55
Торпедное вооружение 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА 2х3 — 324-мм ТА Нет Нет, имеется бомбомёт Limbo
Авиационное вооружение Нет Нет Только ВПП 1 вертолёт 6-9 вертолётов 1 вертолёт Нет
Экипаж 388 — 395 479 — 490) 533 — 550 519 550 440 — 471 407 — 433

История строительства

Строительство

Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.

Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.

Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..

История постройки и службы крейсеров проекта 1134
Наименование заводской номер Зачислен в списки Заложен Спущен на воду Введён в строй Флот Исключён
«Адмирал Зозуля» С-791 26.07.1964 17.10.1965 05.10.1967 08.10.1967 СФ, с 9.10.1986 БФ 05.07.1994
«Владивосток» С-792 24.12.1964 1.08.1966 1.08.1968 01.08.1969 СФ, с 10.02.1970 ТОФ 01.01.1991
«Вице-адмирал Дрозд» С-793 16.06.1965 26.10.1965 18.11.1966 27.12.1968 БФ, с 8.04.1975 СФ 01.07.1990
«Севастополь» С-794 8.06.1966 28.04.1967 25.09.1969 25.09.1969 БФ,с 11.02.1980 ТОФ 15.12.1989

Испытания

Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.

Литература

  • Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007. — 80, 144 илл. с. — ISBN 978-5-902863-16-8.
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР:Справочник. В 4-х томах. Т. 2. Ударные корабли. Часть 1. Авианесущие корабли. Ракетно-артиллерийские корабли. — СПб.: Галея Принт, 2003. — 124 с.: ил. ISBN 5-8172-0080-5
  • Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006. — ISBN 5-903152-01-5.
  • Коваленко В. А., Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство, 1971.
  • Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
  • Janes Fighting Ships 1981-82 / Moore, John Evelyn. — London, New York: Janes Publishing Company, 1982. — ISBN 0-7106-0728-8.

Виды

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

История строительства

Строительство

Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.

Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.

Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..

История постройки и службы крейсеров проекта 1134
Наименование заводской номер Зачислен в списки Заложен Спущен на воду Введён в строй Исключён
«Адмирал Зозуля» С-791 26.07.1964 17.10.1965 05.10.1967 08.10.1967 05.07.1994
«Владивосток» С-792 24.12.1964 1.08.1966 1.08.1968 01.08.1969 01.01.1991
«Вице-адмирал Дрозд» С-793 16.06.1965 26.10.1965 18.11.1966 27.12.1968 01.07.1990
«Севастополь» С-794 8.06.1966 28.04.1967 25.09.1969 25.09.1969 15.12.1989

Испытания

Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector