Илюшин виктор васильевич — первый помощник ельцина

Содержание:

Детство и юность

Славная биография Сергея Владимировича Ильюшина началась 30 марта 1894 года. Мальчик родился в сельском поселении Дилялево в семье, где было семеро детей. Будучи младшим сыном бедных крестьян, вынужденных заботиться о пропитании, будущий авиаконструктор в юном возрасте оставался на попечении братьев и сестер.

Пока не наступила необходимость помогать родителям по хозяйству, ребенок, смышленый от природы, научился читать и писать. В детстве он досконально изучил тексты Библии, а также водившегося в доме журнала «Вестник Европы».

Сергей Ильюшин в молодости

Успехи подраставшего ребенка радовали отца и мать, поэтому в 8-летнем возрасте его отдали в отдаленную земскую школу. Ежедневно Сережа преодолевал около трех километров до деревни Березники.

Окончив семилетку, потомок крестьянина по примеру старших детей отправился на заработки. Он освоил ряд трудозатратных профессий в Вологде, Ивано-Вознесенске и под Костромой.

В начале 1910-х Сергей оказался в Петербурге. Знакомые посоветовали устроиться на ипподром, приспособленный под аэродром. Исполняя обязанности землекопа, подросток получил шанс наблюдать за показательными выступлениями воздухоплавателей, приехавших на международную неделю авиации. Мальчик восхищался пилотажем, который демонстрировали Сергей Уточкин, Михаил Ефимов, Лев Мациевич и Владимир Лебедев.

В 1914-м Сергей вступил в ряды военных. Он служил в пехотном полку в Вологодской области до тех пор, пока командованию армии не понадобились люди для формирования команды Северного района авиации. Новым местом дислокации стал петербургский Комендантский аэродром.

Спустя три года отличнику боевой подготовки посчастливилось попасть в солдатскую школу авиации. Он получил право пилотировать самолеты и до конца жизни добрым словом вспоминал Всероссийский императорский аэроклуб.

Когда в связи со снижением темпа роста авиационной промышленности бригаду, работавшую на берегах Невы с самолетами, распустили, Ильюшин был разочарован. Бодрость духа вернулась после призыва в Рабоче-крестьянский Красный воздушный флот.

Память

Почтовая марка СССР, 1984 год

  • В деревне Дилялево сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—1970-х годах.
  • В посёлке Можайское (12 километров от Вологды) в Доме-музее А. Ф. Можайского имеется обширная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности С. В. Ильюшина.
  • Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в зале боевой славы районного краеведческого музея с. Кубенское.
  • В Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года, скульптор — О. М. Мазинер, архитектор И. Рожин) и в Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
  • В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильюшину (приурочена к 90-летию со дня рождения).

Интересные и необычные факты из жизни

  • В апреле 1938 года произошел несчастный случай. У УТ-2, которым пилотировал Ильюшин, отказал двигатель. Пришлось сажать машину в кромешной темноте и, при посадке, она перевернулась. Пилот и пассажир (Иван Васильевич Жуков) отделались легкими травмами;
  • К слову, после этой катастрофы был дан приказ, в котором черным по белому писалось: “Главным конструкторам КБ запрещается пилотировать воздушные машины самостоятельно”;
  • Между ОКБ и КБ Туполева происходила жесткая конкуренция в области разработки ближней и дальней бомбардировочной авиации. В итоге самолеты С. В. Ильюшина вытеснили разработки Туполева из гражданской авиации.

Признание

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премии

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Награды

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Армия и авиация

Весной 1919 года Сергея призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Через пару месяцев его назначили командиром авиационного поезда. Такие поезда курсировали по разным направлениям и проводили техническое обслуживание самолетов, которые принимали участие в военных действиях. В 1921 году Ильюшин вернулся в Москву и поступил в институт инженеров Красного Воздушного флота. Будучи студентом, сконструировал и собрал планер, который назвал «Рабфаковец». Этот планер принимал участие в международных соревнованиях. 

После окончания института Ильюшин получил назначение в Научно-технический комитет ВВС. В этом комитете формулировались технические требования к каждому типу самолетов. Через несколько лет Сергей Владимирович возглавил специальное конструкторское бюро. Первым изделием, созданным в КБ, стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. На этой машине летчик-испытатель Владимир Коккинаки установил первый мировой рекорд, который зарегистрировала Международная авиационная федерация. 

2.

Карьера в авиации и разработки

В начале 1920-х у красноармейца появились желание и возможность поступить в Военно-воздушную Академию имени Н. Е. Жуковского, занимавшуюся подготовкой инженеров. Присоединившись к кружку авиамоделистов, Сергей начал самостоятельно проектировать самолеты. Планеры «Мастяжарт», «Рабфаковец» и «Москва» участвовали во всесоюзных и международных фестивалях воздухоплавания.

После окончания высшего учебного заведения и защиты диплома Ильюшину присвоили звание инженера-механика советского Воздушного флота и сделали главой специализированного комитета при Центральном аппарате ВВС.

На протяжении ряда лет Сергей Владимирович с коллегами изучал мировой опыт самолетостроения и занимался разработкой технических требований к самолетам, планировавшимся к выпуску в СССР.

Авиаконструктор Сергей Ильюшин

Несмотря на интересную и ответственную работу, уроженец деревни Дилялево стремился к независимости. В середине 1931-го военный попросил о переводе в сферу авиационной промышленности. Получив одобрение партийного деятеля Петра Ионовича Баранова, он стал во главе конструкторского бюро Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского.

Спустя год Ильюшин при поддержке наркома Серго Орджоникидзе инициировал разделение полномочий авиаконструкторов и настоял на основании ЦКБ для проектирования легких самолетов на базе авиазавода имени Вячеслава Рудольфовича Менжинского.

Первым детищем новой организации стал бомбардировщик, в 1936 году побивший рекорд высоты подъема груза. Позже Ильюшин разработал штурмовик ИЛ-2, в годы Великой Отечественной войны названный «летающим танком». За это он удостоился двух Сталинских премий и звания Героя Социалистического Труда.

В мирное время бюро, возглавляемое выпускником московской военно-воздушной академии, занялось созданием пассажирских самолетов. Вкладом в науку признали выпуск гражданских ИЛов, обслуживавших клиентов компании «Аэрофлот».

В начале 1970-х Ильюшин стал испытывать проблемы со здоровьем и покинул пост руководителя конструкторского бюро при Центральном аэрогидродинамическом институте. Пока позволяли силы, выдающийся разработчик самолетов появлялся на предприятии, чтобы консультировать преемника Генриха Васильевича Новожилова и членов научно-технического совета нынешнего «Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина».

Navigation and communications

Признание

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премии

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Награды

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

5 Великих полководцев

Дешево, но надежно

Сразу после войны Ильюшина захватили мирные проекты. Конечно, он продолжал разрабатывать и боевые самолеты, но всё больше времени и сил отдавал пассажирской авиации. Еще в военные дни он стал делать наброски машин для мирного будущего, когда путешествия станут важнее бомбежек.

Так появился Ил-14, имевший множество модификаций и прославившийся участием в опасных экспедициях — в Арктике, в Антарктиде. В полярной авиации он оставался незаменимым долго. Такие самолеты использовались и в первом в мире полярном рейсе атомного ледокола «Арктика», и в знаменитых лыжных походах к Северному полюсу, поддерживая путешественников с неба. Следующая машина ОКБ Ильюшина, четырехмоторный турбовинтовой Ил-18, стал на полтора десятка лет одним из основных магистральных самолетов «Аэрофлота». В апреле 1959 года на Ил-18 начали выполнять регулярные рейсы в Адлер и Алма-Ату.

Ильюшин


Самолет Ил-14 летит над льдами в Центральной Арктике

Фото: РИА Новости/Б. Вдовенко

На чем лететь навстречу веку

Отечественная гражданская авиация отмечает 95-летнюю годовщину

В начале 1960-х годов правительство поставило перед конструкторами задачу: создать реактивный пассажирский самолет мирового уровня, который мог бы без посадок летать из Москвы на Дальний Восток и в Гавану. За дело взялся Ильюшин. Межконтинентальный лайнер Ил-62 по тогдашней традиции сдали в эксплуатацию к праздничной дате — 50-летию Октября. Долгое время Ил-62 был и официальным правительственным самолетом для глав Советского Союза и России. Да и в наше время лидер Северной Кореи Ким Чен Ын использует как личный борт один из двух принадлежащих Air Koryo Ил-62М.

Был у Ильюшина девиз: «Просто, но качественно, дешево, но надежно!» Тут помогал врожденный крестьянский практицизм. Ильюшин гордился, что у него работает в два-три раза меньше сотрудников, чем в «фирме Туполева». Авиаконструкторы в СССР были привилегированной кастой — и, как говорится, за лишним рублем лезть в государственный карман обычно не стеснялись. А для Ильюшина рентабельность тоже была делом чести.

Фото: РИА Новости/Иван Шагин

Сергей Ильюшин

Журналистов он не жаловал — не любил позировать и давать интервью и даже на заседаниях Академии наук отмалчивался. Слишком дорожил своим временем. Избегал праздности и шумихи. В своей тарелке он чувствовал себя, только когда находился в гуще конструкторской работы. Всё остальное по возможности отметалось.

Первые женщины-рекордсмены в истории мировой авиации

Их истории — к 120-летию со дня рождения легендарной летчицы Амелии Эрхарт

За пунктуальность, за подтянутость коллеги называли его чистоплотом. Ильюшин был убежден, что надежный самолет начинается с внутренней дисциплины конструктора, и своим привычкам оставался верен десятилетиями. А за умение довести любой новаторский проект до уровня технологической ясности Ильюшина считали мастером простых решений.

Стартовые условия

Сергей Владимирович Ильюшин появился на свет 30 марта 1894 года в многодетной крестьянской семье. Родители проживали в деревне Дилялево на Вологодчине. Ребенок был самым младшим из девяти ребятишек. Ильюшины жили небогато. Сергей с раннего возраста оказывал посильную помощь по хозяйству. Пас гусей. Ходил в лес по грибы и ягоды. Участвовал в заготовке дров на зиму. Когда парню стукнуло пятнадцать лет, он по заведенной в деревне традиции, ушел на заработки в люди.  

В 1914 году началась война, и Сергея призвали в армию. Служить Ильюшина определили в команду по обслуживанию аэродрома и летательных аппаратов. Два с лишним года он занимался ремонтом и подготовкой самолетов к полетам. Особый интерес у будущего конструктора вызывали двигатели и система управления. Параллельно с исполнением служебных обязанностей Ильюшин прошел обучение в солдатской школе летчиков и получил удостоверение пилота.  

Признание

Бюст С. В. Ильюшина в Вологде

Премии

  • Сталинская премия второй степени (март 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (август 1941) — за создание бронированного штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за модификации и усовершенствование конструкции боевых самолётов
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-штурмовика Ил-10 и коренное усовершенствование штурмовика Ил-2
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за разработку конструкции многоместного пассажирского самолёта Ил-12
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за разработки в области самолётостроения
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения (за создание реактивного бомбардировщика Ил-28)
  • Ленинская премия (1960) — за создание пассажирского самолёта Ил-18
  • Государственная премия СССР (1971) — за создание дальнего противолодочного самолёта Ил-38

Награды

  • трижды Герой Социалистического Труда (25.11.1941, 12.07.1957, 29.03.1974)
  • восемь орденов Ленина (30.12.1936, 25.11.1941, 21.02.1945, 02.07.1945, 30.03.1954, 30.03.1964, 26.04.1971, 29.03.1974)
  • орден Октябрьской Революции (02.10.1969)
  • два ордена Красного Знамени (03.10.1944, 15.11.1950)
  • орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
  • орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
  • орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
  • два ордена Красной Звезды (17.08.1933, 28.10.1967)
  • Орден Возрождения Польши 5-й степени (1969)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1968)
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
  • Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Примечания

  1. Encyclopædia Britannica https://wikidata.org/Track:Q5375741https://wikidata.org/Track:P1417https://wikidata.org/Track:P2450
  2. Энциклопедия Брокгауз https://wikidata.org/Track:Q237227https://wikidata.org/Track:P5019
  3. Store norske leksikon — 1978. https://wikidata.org/Track:Q746368https://wikidata.org/Track:P4342
  4. Биография С. В. Ильюшина на сайте ОАО «Ил»
  5. Статья из газеты «Красный Север» от 11.06.2009 года: «Сергей и Степан Ильюшины в Вологде»
  6. Пономарёв, 1988, с. 13—14.
  7. Пономарёв, 1988, с. 16.
  8. Асташенков, 1970.
  9. А. Н. Пономарев Советские авиационные конструкторы. Сергей Владимирович Ильюшин Военное издательство Министерства Обороны СССР Москва-1980
  10. Мировые рекорды, установленные на самолётах ОКБ имени С. В. Ильюшина Архивная копия от 5 февраля 2010 на Wayback Machine
  11. Пономарёв, 1988, с. 123—128.
  12. Таликов, 2008, с. 206.
  13. Надгробный памятник на могиле С. В. Ильюшина
  14. Могила С. В. Ильюшина на Новодевичьем кладбище
  15. 12 Новожилов и др., 1990.
  16. https://www.airwar.ru Ильюшин ЦКБ-26
  17. https://www.airwar.ru Ильюшин ДБ-3
  18. https://arsenal-info.ru ДБ-4 (ЦКБ-56) / Авиация Красной армии
  19. https://oruzhie.info Штурмовик Ил-2
  20. https://avia.pro Ильюшин Ил-4
  21. https://www.airpages.ru Ил-6 Дальний бомбардировщик — Советская авиация в ВОВ
  22. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-8
  23. https://armedman.ru Штурмовик Ил-10 (СССР)
  24. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-12
  25. https://arsenal-info.ru Глава 12 Ил-14 — последний поршневой авиалайнер.
  26. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-16
  27. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-20.
  28. https://avia.pro Ильюшин Ил-22 (Бомбардировщик)
  29. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-24Н
  30. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-28
  31. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-30
  32. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-32
  33. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-38
  34. https://avia.pro Ильюшин Ил-40
  35. https://avia.pro Ильюшин Ил-46
  36. https://www.airwar.ru Ильюшин Ил-54
  37. https://avia.pro Ил-62
  38. ОРЕХОВИЧ Василий Николаевич (1905—1997)
  39. Ильюшин Сергей Владимирович // авиару.рф/.
  40. Дом-музей А. Ф. Можайского
  41. Таликов, 2008, с. 225.

Историческое значение личности

Генеральный конструктор Ильюшин, по воспоминаниям его коллег, умел заражать своим энтузиазмом, увлекать своей идеей людей без всякой агитации. Для молодых специалистов Ильюшин разработал «Краткую памятку конструктору», где описал основные вопросы конструирования частей, узлов и деталей самолёта. В «Памятке» даётся не только полный перечень всех требований, влияющих на конструирование, но и указывается на необходимость системного подхода к проектированию, назначение комплексного анализа всех факторов. В результате Ильюшин не только сам внёс вклад в развитие авиастроения, в обороноспособность страны, но и воспитал крупнейших специалистов, обладающих высокой квалификацией, работоспособностью и индивидуальным стилем.

Ильюшин принадлежит к той плеяде выдающихся конструкторов, творческая деятельность которых выходит за рамки инженерного труда и становится деятельностью учёного. Как истинный инженер и учёный, он поддерживал любые творческие начинания, помогал авторам и изобретателям, ищущим новых решений. В результате чего сотрудники ОКБ опубликовали не одну сотню научно-технических работ. Конструкторы получили много авторских свидетельств и патентов самого различного характера.

Ильюшин по праву считается выдающимся авиаконструктором и учёным и занимает достойное место в истории авиации. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолёты на каждом этапе развития авиации — новинки технической мысли.

«Летающий танк»

Всю войну, с 1941 по 1945 год, Ил-2 в различных модификациях «сражался» за победу. Эти машины участвовали во всех сражениях Великой Отечественной войны. За толстую броню и пушки, пробивающие немецкую технику, самолет прозвали «летающим танком». Он был эффективен, надежен и достаточно прост в обслуживании и ремонте. Все это позволило самолетам стать самыми массовыми машинами в истории военной авиации.

Более 30 процентов всей советской авиации, сражающейся на Курской дуге, — это именно эти самолеты. Пилоты, бросавшиеся на них в самое пекло, несли колоссальные потери для врага. История воздушных битв с участием Ил-2 полна героических страниц и грандиозных побед.

Самолет эксплуатировали и после войны. Машина находилась в строю армий стран социалистической Европы до 1954 года. Сверху на фото самолет Ильюшина Ил-2.

Илюшин Александр Сергеевич пользователь

Соавторы:

Никанорова И.А.,
Русаков В.С.,
Терёшина И.С.,
Умхаева З.С.,
Якута Е.В.,
Киселева Т.Ю.,
Опаленко А.А.,
Фиров А.И.,
Бровкина Е.А.,
Цвященко А.В.,
Хатанова Н.А.,
Бурханов Г.С.,
Политова Г.А.показать полностью…,
НИКАНОРОВА И.,
Чистяков О.Д.,
Кольчугина Н.Б.,
Чжан В.Б.,
Авдюхина В.М.,
Орешко А.П.,
Близнюк У.А.,
Борщеговская П.Ю.,
Левин И.С.,
Студеникин Ф.Р.,
Черняев А.П.,
Жолудев С.И.,
Иваненко И.П.,
Солодов Е.В.,
Лазарева Е.В.,
Филимонов А.В.,
Захарова,
Панкратов Н.Ю.,
Прудников И.Р.,
СПАЖАКИН И.,
Burkhanov G.S.,
Devyatkina E.T.,
Марков Г.П.,
Новакова А.А.,
Umkhaeva Z.S.,
БАРАНОВ А.,
Григорьева Т.Ф.,
Корнилова А.А.,
Никитин С.А.,
Хунджуа А.Г.,
Экажев М.А.,
Бажанов Д.И.,
Бусленко А.В.,
Григорьева Т.Ф.,
Еланский С.Н.,
Сангаа Д.,
Якута А.А.,
Восмериков С.В.,
Грабой И.Э.,
Илюшин Я.А.,
Каминская Т.П.,
Кауль А.Р.,
Кондратьева Е.Г.,
Кузьмин Р.Н.,
Ляхов Н.З.,
Муттик И.Г.,
Николаев А.А.,
Овчинникова Е.Н.,
Синицын А.П.,
Терешина Е.А.,
Черепанов В.М.,
Hirazawa H.,
KHATANOVA N.,
Zubov I.V.,
 Губин С.П.,
Гайдукова И.Ю.,
Засимов В.С.,
Зубов И.В.,
Костенко О.В.,
Маркосян А.С.,
Мощалков В.В.,
Печенников А.В.,
Простомолотова Е.В.,
Ржевский В.В.,
Силонова Е.В.,
Kabanov V.M.,
Moisa V.S.,
Tsepelev A.B.,
Vinogradova A.S.,
Алексеева О.А.,
Бурханов Г.С.,
Бэг С.Ч.,
Жданов Г.С.,
Кобзев А.А.,
Ковалева С.А.,
Колесов В.В.,
Ланин М.В.,
Миллер М.Л.,
ПЕРСИКОВА И.,
Перов Н.С.,
Фомичева Л.Н.,
Цвик Я.,
Цепелев А.Б.,
ШВИЛКИН Б.,
Швилкин Б.Н.,
Abd-El_Aal M.M.,
Aleroeva Т.А.,
CHECHERNIKOV V.,
Chistyakov O.D.,
Cwik J.,
ELCHANINOVA S.,
Graudin’sh É.Y.,
MAKHMUD M.,
Nenkov K.,
Red’ko S.V.,
SHVILKIN B.,
Sangaa D.,
Savitsky E.M.,
Schultz L.,
Sheverdyaeva P.M.,
Tereshina E.A.,
Torchinova R.S.,
Uyanga E.,
Wallace W.C.,
ZAKHAROVA M.I.,
Абгарян К.К.,
Акимова К.А.,
Ванина П.Ю.,
Грановский С.А.,
Грязнов А.Ю.,
Девяткина Е.Т.,
Дудкин Д.С.,
Залески А.,
Зубенко В.В.,
Кессених А.В.,
Ковалева С.А.,
Ковальчук М.В.,
Кокоев Г.Н.,
Коробова Ю.Г.,
Корчажкин В.В.,
Крусанов Г.А.,
Манаков А.А.,
Машаева Х.Ш.,
Мостафа М.А.,
Пелевин И.А.,
Старокуров Ю.В.,
Терра Ф.,
Тяпкин П.Ю.,
Фомичева М.В.,
Хахалин А.В.,
Цэцгээгийн О.,
ABDELAAL M.,
BONDARKOVA G.V.,
BONDARKOVA G.,
Baeg S.J.,
Bassouni M.E.,
Bush A.A.,
CHACHKIANI Z.,
Cwik J.,
Dityatiev A.A.,
Enhnaran U.,
Frolov K.V.,
HEINISCH M.,
Hianchang H.,
Jiang Xu A.S.,
KAKHADZE S.,
KASTRO D.,
Kakhadze S.O.,
Kamynina I.A.,
LITVINENKO Y.,
Leonyuk L.I.,
Lopes D.,
Lyubimov A.K.,
MASHAEV S.,
MOSCHALKOV V.,
MOTAVECH H.,
Marasimbhan K.S.,
Merches M.,
Miller M.,
Narasimhan K.S.,
Palewski T.,
Qinian Q.,
SHARAPOV YR; CHECHERNIKOV VI; P.A.,
Shi L.P.,
Shkurenko A.V.,
Spajakin I.V.,
Supryadkina I.A.,
TORCHINOVA R.,
VAINSHTEIN B.,
Vosmerikov S.V.,
Yuan Wu Z.Q.,
Zhukov A.A.,
Zigin W.,
Šepelák V.,
А-В А.М.,
Алероева Т.А.,
Алимов А.С.,
Аль-Дарвиш М.,
Аль-Дарвиш М.,
Андрианов А.В.,
Бахвалов А.С.,
Белоусов А.В.,
Беслиев А.М.,
Брандт Н.Б.,
ВИНОГРАДОВА А.,
Васильев А.Н.,
Веткин А.Г.,
Виноградова Н.А.,
Габдуллин А.А.,
Гаврилова Н.Д.,
Горбунова Л.Ю.,
Грязнов А.Ю.,
Губин С.П.,
ДЖАМБУЛАТОВ Р.С.,
ДУХАЕВ Х.С.,
Дай-Цин У.,
Дао Г.,
Девяткина Е.Т.,
Друлис Г.,
Дымшиц М.Н.,
Евсеевичева А.Н.,
ЗИХОВА К.В.,
Загребнев Ф.В.,
Загребнев Ф.В.,
Ильин М.В.,
Камынина И.А.,
Карпенков А.Ю.,
Карпенков А.Ю.,
Кастро Д.А.,
Кацнельсон А.А.,
Кацнельсон А.А.,
Кацнельсон А.А.,
Квитка С.С.,
Колонцова Е.В.,
Корнеева Ю.В.,
Короленкова М.В.,
Корчажкин И.В.,
Крынецкий И.Б.,
Кутуев Р.А.,
Кшян-Янг Ю.,
Левин Э.Е.,
Левитин Р.З.,
Лей Ш.,
Любимов А.Г.,
Ляхов Н.З.,
Малышкина И.А.,
Манцев М.Е.,
Маркин Г.В.,
Машаев А.В.,
Машаев С.М.,
Машаев С.Ш.,
Мельников М.М.,
Миллер А.И.,
Михнев О.В.,
Муслим М.Н.,
Муслим М.М.,
Мустафа М.,
Мутигуллин И.В.,
Мутлин Ю.Г.,
Нармандах Ж.,
Никаноров И.С.,
Никитина С.В.,
Осипов Э.К.,
Пантюхин В.А.,
Пантюхин В.А.,
Перепонова М.А.,
Перов А.П.,
Пестов И.В.,
Ревкевич Г.П.,
Рудской А.И.,
Сакатунов Ю.С.,
Самарин Н.А.,
Семенов М.В.,
Соколов А.И.,
Супрядкина И.А.,
Сухоруков А.П.,
Терешина-Хитрова Е.А.,
Терёшина Е.А.,
Третьяков Ю.Д.,
Туляков А.П.,
Цвященко С.Ш.,
ШВИЛКИН Б.,
Швилкин Б.Н.,
Шевердяева П.М.,
Шкуренков А.В.,
Юлдашева Е.У.,
Юров Д.С.

Количество цитирований статей в журналах по данным

Web of Science: 270,

Scopus: 185

РИНЦ:

ResearcherID:

J-8072-2012

Scopus Author ID:

7004145958

ORCID:

0000-0002-0999-0501

Память

Почтовая марка СССР, 1984 год

  • В деревне Дилялево сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—1970-х годах.
  • В посёлке Можайское (12 километров от Вологды) в Доме-музее А. Ф. Можайского имеется обширная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности С. В. Ильюшина.
  • Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в зале боевой славы районного краеведческого музея с. Кубенское.
  • В Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года, скульптор — О. М. Мазинер, архитектор И. Рожин) и в Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
  • В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильюшину (приурочена к 90-летию со дня рождения).

Вы здесь

Навигация

Внутреннее строение

Память

  • В деревне Дилялево сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—1970-х годах.
  • В посёлке Можайское (12 километров от Вологды) в Доме-музее А. Ф. Можайского имеется обширная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности С. В. Ильюшина.
  • Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в зале боевой славы районного краеведческого музея с. Кубенское.
  • В Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года, скульптор — О. М. Мазинер, архитектор И. Рожин) и в Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.
  • Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
  • В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Ильюшину (приурочена к 90-летию со дня рождения); в 2019 году — почтовый блок России.
  • 8 мая 2020 года в деревне Березник был открыт памятник С. В. Ильюшину.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector