Илья муромец (самолёт)
Содержание:
- «Муромец»: подобного ему не было
- Вооружение
- Снайперы бомбометания
- Технические данные
- Чудесный самолёт
- Литература
- «Cайга-20» — имеет место!
- Историческая ценность самолёта
- Разработка и первые экземпляры
- Чудо техники
- Вооружение
- Отражение самолёта «Муромец» в искусстве
- Молодой гений
- Вооружение
- Материалы и инструменты
- Вооружение
- Вооружение
- Технические данные
- Разработка и первые экземпляры
- Становление гения авиации
- Гибель «Русского Витязя»
- Историческая ценность самолёта
- Технические данные
- Использование после Октябрьской социалистической революции
- Восстановление копии
- В литературе
«Муромец»: подобного ему не было
А что же враг?
12 сентября 1916 г. был сбит тот самый единственный «Муромец». Легендарный русский лётчик – генерал-майор В.М. Ткачёв так описывает тот бой: «…”Илья Муромец XVI”, углубившись в тыл неприятеля, был встречен и атакован 7 “Фоккерами”. Завязался жестокий бой, во время которого разрывными и зажигательными пулями трёх немецких истребителей на “Муромце” был взорван бак с бензином, и корабль, объятый пламенем, упал на неприятельскую территорию недалеко от с. Крево (полоса Западного фронта, – А.Л.). На нём погибли: командир корабля военный лётчик поручик Д.Д. Макшеев, его помощник военный лётчик поручик М.А. Рахмин, артиллерийский офицер поручик Гаибов и корнет Карпов. В перехваченном немецком радио по этому поводу говорилось: “Наконец нам удалось сбить большой русский четырёхмоторный аэроплан, хотя это и стоило 3 наших аэропланов”».
Доставшийся им трофей немцы внимательно изучили. На заводе фирмы «Сименс-Шуккерт» (когда-то «Сименс» выпускал и самолёты) была построена точная копия русского бомбардировщика. Но создать что-то подобное «Илье Муромцу» сумеречный германский гений так и не смог.
В 1915 г. отечественная промышленность поставила в армию 772 самолёта, из них 18 – бомбардировщики «Илья Муромец»; во Франции было закуплено 208 машин (по другим данным, – 250).
Сравним с противником и союзниками. Германия имела 232 самолёта в 34 авиаотрядах. Во Франции было 138 самолётов, а ведь Франция в ту пору имела самое мощное авиационное производство – достаточно вспомнить такие уже упоминавшиеся нами марки аэропланов, как «Фарман» (Farman), «Блерио» (Blériot), «Ньюпор» (Nieuport). В Англии большинство самолётов находилось не в армии, а в частных руках, и на всю Британию было всего 250 аэропланов всех типов, из них в армии было только 30 самолётов. Столько же – 30 самолётов было в итальянской армии, в австро-венгерской было 65 машин.
К 1916 г. наметилось отставание русской авиации по числу машин: 360 – у России, 783 – у Франции и 1.600 – у Германии. Для устранения этого отставания на отечественных заводах был размещён крупный заказ на производство самолётов, всего на 1.472 аппарата: на заводе Лебедева – на 410 машин, Щетинина – 280, «Дукс» – 420, Анатра – 235, Слюсаренко – 102 и Терещенко – 25. К концу года было изготовлено 1.384 самолёта и 1.398 моторов.
В это время в составе действующей армии находилось 12 авиадивизионов, 15 армейских, 64 корпусных, 3 крепостных и 12 истребительных авиаотрядов и один специальный авиаотряд – для охраны Ставки, всего 774 самолёта.
За период 1917 г. – нач. 1918 г. командование предполагало запросить у тыла 10.065 аэропланов, из них учебных – 485, истребителей – 4.214, «Муромцев» – 120, для армейских авиаотрядов – 895, для корпусных – 4.351.
Кроме того, предполагалось заложить в Херсоне большой казённый завод мощностью до 200 самолётов и моторов в год. Завод должен был стать не только производственной, но и опытно-конструкторской базой отечественной авиации.
Вооружение
Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.
Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
Также различные модификации самолётов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .
Снайперы бомбометания
Бомбометание с самолёта в те годы производилось вручную. На двухместном самолёте находились пилот и лётчик-наблюдатель, в боевые функции которого входило, в частности, и осуществление бомбометания. При этом лётчик-наблюдатель брал в руки небольшую бомбу (в его кабине их обычно помещалось несколько штук) и, по возможности прицельно, бросал её за борт. Таким же образом он сбрасывал (просто высыпал из ящика) остроконечные стальные «стрелы» – по-своему страшное оружие тех лет: такая «стрела», размером с карандаш или авторучку, падая с высоты 150-200 метров, способна была пробить насквозь всадника вместе с лошадью.
Подобный способ бомбардировки был малоэффективен и не очень удобен. К примеру, 25 августа 1914 г. в районе Равы-Русской наш знаменитый лётчик П.Н. Нестеров вместе с лётчиком-наблюдателем Титовым совершили одну из первых в той войне бомбардировок. Титов сбросил с пилотируемого П.Н. Нестеровым аэроплана две (sic!) специально для того приспособленные трёхдюймовые артиллерийские гранаты. Обе они разорвались в центре площади, занятой вражескими обозами. Несмотря на кажущуюся незначительность удара, атака была признана эффективной!
На следующий день Пётр Николаевич на своём «Моране» совершит первый в истории авиации воздушный таран. Австрийский «Альбатрос» будет сбит, его экипаж (пилот лейтенант барон Фридрих Розенталь и лётчик-наблюдатель унтер-офицер Франц Малина) погибнут, но погибнет и командир XI корпусного авиаотряда штабс-капитан Пётр Николаевич Нестеров…
Что и говорить, две трёхдюймовые гранаты – не тот бомбовый груз, с которым можно было бы нанести серьёзный удар по врагу, хотя и в годы Великой Отечественной войны с тихоходного биплана По-2 (У-2) бомбы сбрасывались таким же образом, а эффект от таких ударов бывал весьма значительным.
«Русский витязь», он же – «Илья Муромец»
За год до войны, 13 мая 1913 г., в воздух поднялся собранный в цехах Русско-Балтийского завода первый в мире четырёхмоторный самолёт. Этот гигант, главным конструктором которого был Игорь Иванович Сикорский, получил название «Русский витязь». Появление такой машины было явлением столь значительным, что с самолётом невиданных размеров пожелал ознакомиться сам государь. Чтобы представить императору это достижение отечественной технической мысли, И.И. Сикорский вылетел на «Русском витязе» в «благословенное Красное Село», где происходил высочайший смотр войск Санкт-Петербургского военного округа. Николай II внимательно осмотрел гигантский аэроплан. Подивиться было чему: размах крыльев – 27 м, длина фюзеляжа – 20 м, несущая площадь – 120 кв. м, собственный вес – 3.000 кг, вес с нагрузкой – 3.400 кг. Государь изволил подняться по лестнице на открытую площадку, находившуюся в носовой части самолёта, зашёл в кабину, поздравив молодого инженера с успехом, император подарил ему на память хронометр, который И.И. Сикорский, говорят, хранил всю жизнь.
«Русский витязь» был доработан и на его основе создан новый воздушный богатырь – четырёхмоторный «Илья Муромец». Размах крыльев у него стал 34,5 м, площадь несущих поверхностей – 182 кв. м, расстояние между нижним и верхним крылом – 2,5 м. Масса самолёта без нагрузки составляла 3.500 кг, а полётная масса (в зависимости от модификации) составляла от 5 до 7,5 тонны. Внутренняя конструкция самолёта поражала ничуть не меньше, чем его внушительные габариты
Так, кроме каюты пилота на борту были гостиная, спальня и, pardon, уборная, что немаловажно, если учесть, что при полной нагрузке самолёт был способен держаться в воздухе до пяти часов
Технические данные
Илья Муромец | ИМ-Б | ИМ-В | ИМ-Г-1 | ИМ-Д-1 | ИМ-Е-1 |
Тип самолёта | бомбардировщик | ||||
Разработчик | Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода | ||||
Кем использовался | Воздушный флот Российской империи | ||||
Время производства | 1913—1914 | 1914—1915 | 1915—1917 | 1915—1917 | 1916—1918 |
Длина, м | 19 | 17,5 | 17,1 | 15,5 | 18,2 |
Размах верхнего крыла, м | 30,9 | 29,8 | 30,9 | 24,9 | 31,1 |
Размах нижнего крыла, м | 21,0 | ||||
Площадь крыльев, м² | 150 | 125 | 148 | 132 | 200 |
Масса пустого, кг | 3100 | 3500 | 3800 | 3150 | 4800 |
Масса загруженного, кг | 4600 | 5000 | 5400 | 4400 | 7500 |
Продолжительность полёта, час | 5 | 4,5 | 4 | 4 | 4,4 |
Потолок, м | 3000 | 3500 | 3000 | ? | 2000 |
Скороподъёмность м/сек. | 2000/30 | 2000/20 | 2000/18 | ? | 2000/25 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 | 120 | 135 | 120 | 130 |
Двигатели | 4 шт.«Argus»140 л. с.(рядный) | 4 шт.«Руссобалт»150 л. с.(рядный) | 4 шт.«Sunbeam»160 л. с.(рядный) | 4 шт.«Sunbeam»150 л. с.(рядный) | 4 шт.«Renault» 220 л. с.(рядный) |
Сколько произведено | 7 | 30 | ? | 3 | ? |
Экипаж, чел. | 5 | 5—6 | 5—7 | 5—7 | 6—8 |
Вооружение | 2 пулемёта350 кг бомб | 4 пулемёта417 кг бомб | 6 пулемётов500 кг бомб | 4 пулемёта400 кг бомб | 5—8 пулемётовдо 1500 кг бомб |
Чудесный самолёт
Первый «Илья Муромец» был готов уже к октябрю 1913 года. Его размеры поражали современников, а 6 часов полёта без дозаправки были абсолютным мировым рекордом. Самолёт поднимался на 2 км в высоту и летел со скоростью 130 км/ч.
Грузоподъёмность «Ильи Муромца» была в два раза выше, чем у «Витязя». Пассажирскую кабину и фюзеляж основательно доработали, а салон впервые был отделён от пилотной кабины. В пассажирском салоне был свет, отопление и даже ванна с туалетом.
На фото авиаторы Сикорский, Геннер и Каульбарс на борту самолета «Русский витязь»
В первый же день Первой Мировой в русской армии сформировали 10 эскадрилий с «Муромцами». В каждом отряде было по истребителю и нескольким лёгким аэропланам. Потом командование признало такой подход неэффективным и соединило все бомбардировщики в одну эскадрилью.
Благодаря творению Сикорского бомбометание вышло на недостижимый ранее уровень. Если раньше бомбы привязывали к фюзеляжу и сбрасывали вручную, то в 1916 году начали внедрять электрические сбрасыватели бомб. В 1915 году с самолёта впервые сбросили бомбу массой в 410 кг. На «Муромце» были не только бомбы, но и пулемёты. Вражеские лётчики называли такие самолёты «ежами», т.к. у них почти не было уязвимых зон.
За время войны произвели около 80 «Муромцев». В последний раз самолёт вылетал на боевое дежурство в 1920 году. После этого и до 1923 года бомбардировщик использовали только в гражданских целях. Россия благодаря «Илье Муромцу» стала родиной тяжёлой авиации.
Литература
«Cайга-20» — имеет место!
Историческая ценность самолёта
Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.
Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.
Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.
Автор статьи:
Шатунов Роман
Разработка и первые экземпляры
Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. Технический персонал отдела составляли такие конструкторы, как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебрянников, В. С. Панасюк, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер, Н. Н. Поликарпов и др. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя немецкими моторами «Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.
В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым четырёхтактным с водяным охлаждением. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца».
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России приостановили дальнейшее развитие отечественной гражданской авиации.
Шасси и полозья на модели
Постройка первой машины завершена в октябре 1913 года. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъёмности: 12 декабря 1913 года 1100 кг (предыдущий рекорд на самолёте Соммера составлял 653 кг), 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.
Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до 1917 года.
Второй самолёт (ИМ-Б Киевский) меньший по размеру и с более мощными двигателями 4 июня поднял на рекордную высоту в 2000 метров 10 пассажиров, 5 июня поставил рекорд продолжительности полёта (6 ч. 33 мин. 10 сек.), —17 июня совершил перелёт Петербург—Киев с одной посадкой. В честь этого события серия получила название киевской. В —1917 годах выпущено ещё 3 самолёта с названием «Киевский» (один серии Г-1, другой Г-2, см. ниже).
Самолёты типа первого и киевского получили название серия Б. Всего их было произведено 7 экземпляров.
Чудо техники
Уже в октябре 1913 года первый экземпляр «Ильи Муромца» был готов. Его размеры по-настоящему поражали современников. Длина самолета составляла 19 метров, размах крыльев — 30 метров, а вес пустой машины — 3 тонны. Максимальная продолжительность полета без дозаправки составляла 6 часов, что было в то время невероятным показателем. «Муромец» мог развивать скорость 130 км/ч на максимальной высоте полета 2000 метров.
В отличие от «Русского Витязя» у «Ильи Муромца» практически в два раза была увеличена грузоподъемность. Конструкция двухуровневых фанерных крыльев и 4 немецких 100-сильныз двигателей «Аргус» остались без изменений. Зато существенно был доработан фюзеляж и пассажирская кабина. Впервые в истории авиастроения в самолете был установлен отдельный от кабины пилота комфортабельный салон, благодаря чему «Муромец» мог использоваться как в гражданский, так и в военных целях. В пассажирском салоне было отопление, свет и даже туалет с ванной комнатой.
Пассажирская кабина самолета
Вооружение
Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.
Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .
Отражение самолёта «Муромец» в искусстве
Молодой гений
В начале 20 века в авиацию как таковую никто не верил, тем более в полет многотонной машины. Первое время в России и во всем мире в большинстве создавались фанерные аэропланы, которые могли заглохнуть или развалиться прямо в воздухе. Тогда каждый летчик понимал, что очередной полет может стать для него последним.
Молодой Игорь Сикорский (слева)
Наступил 1913 год. Прошло всего 10 лет с момента первого полета планера братьев Райт в пустыни Китти-Хоук. Российское авиастроение находилось в зачаточном состоянии. В империи только начали осваивать проектирование планеров и вдруг, неожиданно появился молодой и очень перспективный киевский конструктор Игорь Сикорский. Он предлагает создать первый в мире многомоторный самолет и не простой, а тяжелый бомбардировщик.
Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь»
Естественно, идею 24-летнего инженера посчитали неосуществимой и даже глупой.
Вооружение
Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.
Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .
Материалы и инструменты
На деле шаблон керамбит из дерева встречается довольно редко. Гораздо чаще в качестве материала используют фанеру. Во-первых, она отличается высокой прочностью, во-вторых, имеет доступную стоимость, в-третьих, всегда можно найти материал любой требуемой толщины.
Так что когда говорят о деревянном ноже , то чаще всего имеют в виду фанеру.
Из инструментов потребуется:
- ручной лобзик или фреза, в качестве последеней можно использовать болгарку с пилящим диском иди циркулярку. Электролобзик категорически не годится для столь тонких операций;
- балеринка или перьевое сверло для выборки отверстий на рукояти;
- наждачная бумага или дисковая шлифмашинка – непременный участник изготовления своими руками.
Кроме того, понадобится клей ПВА, пропитка – лучше всего выбрать бакелитовый клей, и красящий состав – используют алкидную эмаль или масляную краску, так как она более устойчива.
Вооружение
Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.
Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .
Вооружение
Бомбы размещались как внутри самолёта (вертикально вдоль бортов), так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолёта возросла до 500 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель.
Первым вооружением самолётов «Илья Муромец» стала корабельная скорострельная пушка «Гочкис» калибра 37 мм. Она устанавливалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчёт пушки входили наводчик и заряжающий. Площадки под установку пушки имелись на модификации «ИМ-А» (№ 107) и «ИМ-Б» (№ 128, 135, 136, 138 и 143), однако пушки установили только на двух машинах — № 128 и № 135. Они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
Также различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулемёты Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт» .
Технические данные
Илья Муромец | ИМ-Б | ИМ-В | ИМ-Г-1 | ИМ-Д-1 | ИМ-Е-1 |
Тип самолёта | бомбардировщик | ||||
Разработчик | Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода | ||||
Кем использовался | Воздушный флот Российской империи | ||||
Время производства | 1913—1914 | 1914—1915 | 1915—1917 | 1915—1917 | 1916—1918 |
Длина, м | 19 | 17,5 | 17,1 | 15,5 | 18,2 |
Размах верхнего крыла, м | 30,9 | 29,8 | 30,9 | 24,9 | 31,1 |
Размах нижнего крыла, м | 21,0 | ||||
Площадь крыльев, м² | 150 | 125 | 148 | 132 | 200 |
Масса пустого, кг | 3100 | 3500 | 3800 | 3150 | 4800 |
Масса загруженного, кг | 4600 | 5000 | 5400 | 4400 | 7500 |
Продолжительность полёта, час | 5 | 4,5 | 4 | 4 | 4,4 |
Потолок, м | 3000 | 3500 | 3000 | ? | 2000 |
Скороподъёмность м/сек. | 2000/30 | 2000/20 | 2000/18 | ? | 2000/25 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 | 120 | 135 | 120 | 130 |
Двигатели | 4 шт.«Argus»140 л. с.(рядный) | 4 шт.«Руссобалт»150 л. с.(рядный) | 4 шт.«Sunbeam»160 л. с.(рядный) | 4 шт.«Sunbeam»150 л. с.(рядный) | 4 шт.«Renault» 220 л. с.(рядный) |
Сколько произведено | 7 | 30 | ? | 3 | ? |
Экипаж, чел. | 5 | 5—6 | 5—7 | 5—7 | 6—8 |
Вооружение | 2 пулемёта350 кг бомб | 4 пулемёта417 кг бомб | 6 пулемётов500 кг бомб | 4 пулемёта400 кг бомб | 5—8 пулемётовдо 1500 кг бомб |
Разработка и первые экземпляры
Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И. И. Сикорского. Технический персонал отдела составляли такие конструкторы, как К. К. Эргант, М. Ф. Климиксеев, А. А. Серебрянников, В. С. Панасюк, князь А. С. Кудашев, Г. П. Адлер, Н. Н. Поликарпов и др. «Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями, фюзеляж же был принципиально новым. В результате с теми же четырьмя моторами производства «Аргус» в 100 л. с. новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.
В 1915 году на заводе «Руссо-Балт» в Риге инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым, двухтактным с водяным охлаждением. Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца».
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла. Начало Первой мировой и Гражданской войны в России помешали дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации.
Постройка первой машины завершена в октябре 1913 года. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъёмности: 12 декабря 1913 года 1100 кг (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг), 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.
Весной 1914 года первого «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этой модификации он был принят морским ведомством и оставался крупнейшим гидропланом до 1917 года.
Второй самолёт (ИМ-Б Киевский) меньший по размеру и с более мощными двигателями 4 июня поднял на рекордную высоту в 2000 метров 10 пассажиров, 5 июня поставил рекорд продолжительности полёта (6 ч. 33 мин. 10 сек.), —17 июня совершил перелёт Петербург—Киев с одной посадкой. В честь этого события серия получила название киевской. В —1917 годах выпущено ещё 3 самолёта с названием «Киевский» (один серии Г-1, другой Г-2, см. ниже).
Самолёты типа первого и киевского получили название серия Б. Всего их было произведено 7 экземпляров.
Становление гения авиации
Разумеется, авиастроение в нашей стране началось ещё до войны. И первый в мире тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец» вырос из проекта пассажирского самолёта.
wikipedia.org
Игорь Иванович Сикорский.
Игорь Сикорский учился в киевской гимназии, потом поступил в Морской корпус в Петербурге, в 1906 году окончил общий курс и уехал во Францию, где некоторое время посещал техническую школу. Вернувшись в Россию в 1907 году, поступил в Киевский политехнический институт.
Игорь обратил внимание на достижения Цепеллина, создавшего свои знаменитые дирижабли, и всерьёз заинтересовался возможностями полётов. И вот в 1909 году Сикорский отправился в мировой авиационный центр — Париж, с целью собрать информацию о самолётостроении
Там Сикорский знакомится с известным авиатором Фербером, уже создавшим самолёт собственной конструкции.
На успехи конструктора обратили внимание военные, предложившие Сикорскому принять участие в манёврах. Шёл 1911-й год, 22-летний авиатор сам управлял аэропланом и справился с задачами в рамках учений
На этот факт обратил внимание Николай Второй. Император встретился с молодым инженером и лично с ним побеседовал.
В дальнейшем Сикорский на своём самолёте успешно участвовал в авиационных конкурсах, побеждая именитых пилотов. Вся страна узнала его имя. В России появился новый одарённый авиатор, создавший машину, не только не уступающую лучшим мировым образцам, но и нередко побеждающий лётчиков, управлявших иностранными аэропланами. А в 1912 году Сикорский стал главным конструктором авиационного отдела акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод».
wikipedia.org
Общий вид на «Русско-Балтийский вагонный завод», 1909 г.
Высокую должность ему предложил председатель совета директоров М.В. Шидловский — успешный бизнесмен, крупный организатор производства. С его именем связано развитие российского моторостроения, начало автомобилизации России, создание первых в мире тяжёлых бомбардировщиков и многое другое.
Сейчас авиалайнеры воспринимаются, как нечто повседневное, прочно вошедшее в нашу жизнь, но в начале XX века многие видные специалисты скептически относились к идее постройки большого самолёта. Интересно, что великий Менделеев в последние годы жизни считал, что вряд ли в обозримом будущем появится аэроплан, пригодный для пассажирских перевозок. Конечно, Менделеев не был авиаконструктором, хотя, помимо химии, прекрасно разбирался в математике, но идея тяжёлого самолёта считалась нереальной и среди ряда экспертов по воздухоплаванию.
Гибель «Русского Витязя»
Несмотря на скептицизм наставников, Сикорский продолжил свои изыскания. Он создал первый в мире четырёхмоторный биплан «Русский Витязь» весом в 2 тонны и размахом крыльев в 27 метров. Тогда ни один самолёт в мире не мог поднять в воздух более 3 ц груза, а «Русский Витязь» мог переносить тонну веса.
Первый полёт «Витязя» прошёл в мае 1913 года, и он был успешным. За всё время он совершил 67 успешных вылетов, один из них длился 114 минут – рекорд по тем временам. В сентябре 1913 года по стечению обстоятельств на «Русский Витязь» упал двигатель с пролетающего аэроплана. Восстановить машину было тяжело, и Сикорский решил к ней не возвращаться и сосредоточиться на новой затее.
Историческая ценность самолёта
Самолет в начале своей службы, в 1914 году, был передовым воздушным кораблём, равного которому не было. Он задал сильный вектор развития как бомбардировочному, так и пассажирскому самолетостроению.
Аэроплан имел много возможностей для дальнейшей модернизации, но развал Российской империи помешал его развитию. Тем не менее впервые была отработана практика использования дальней бомбардировочной авиации.
Впервые был совершен дальний перелет, который дал старт гражданской пассажирской авиации. Поэтому можно сказать, что это был очень хороший самолет, который угораздило родиться в несчастливое время.
Технические данные
Илья Муромец | ИМ-Б | ИМ-В | ИМ-Г-1 | ИМ-Д-1 | ИМ-Е-1 |
Тип самолёта | бомбардировщик | ||||
Разработчик | Авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода | ||||
Кем использовался | Воздушный флот Российской империи | ||||
Время производства | 1913—1914 | 1914—1915 | 1915—1917 | 1915—1917 | 1916—1918 |
Длина, м | 19 | 17,5 | 17,1 | 15,5 | 18,2 |
Размах верхнего крыла, м | 30,9 | 29,8 | 30,9 | 24,9 | 31,1 |
Размах нижнего крыла, м | 21,0 | ||||
Площадь крыльев, м² | 150 | 125 | 148 | 132 | 200 |
Масса пустого, кг | 3100 | 3500 | 3800 | 3150 | 4800 |
Масса загруженного, кг | 4600 | 5000 | 5400 | 4400 | 7500 |
Продолжительность полёта, час | 5 | 4,5 | 4 | 4 | 4,4 |
Потолок, м | 3000 | 3500 | 3000 | ? | 2000 |
Скороподъёмность м/сек. | 2000/30 | 2000/20 | 2000/18 | ? | 2000/25 |
Максимальная скорость, км/ч | 105 | 120 | 135 | 120 | 130 |
Двигатели | 4 шт.«Argus»140 л. с.(рядный) | 4 шт.«Руссобалт»150 л. с.(рядный) | 4 шт.«Sunbeam»160 л. с.(рядный) | 4 шт.«Sunbeam»150 л. с.(рядный) | 4 шт.«Renault» 220 л. с.(рядный) |
Сколько произведено | 7 | 30 | ? | 3 | ? |
Экипаж, чел. | 5 | 5—6 | 5—7 | 5—7 | 6—8 |
Вооружение | 2 пулемёта350 кг бомб | 4 пулемёта417 кг бомб | 6 пулемётов500 кг бомб | 4 пулемёта400 кг бомб | 5—8 пулемётовдо 1500 кг бомб |
Использование после Октябрьской социалистической революции
Прогулочная палуба на крыше салона, во время движения туда могли выходить пассажиры.
В 1918 году не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе — сентябре 1919 года Советская Россия смогла использовать две машины в районе Орла.
Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул — Екатеринбург — Сарапул на тяжёлом самолёте «Илья Муромец».
В 1920 году совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».
С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва — Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 года её закрыли. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов.
В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва — Баку на самолёте «Илья Муромец».
Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922—1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
В музее ВВС экспонируется макет «Ильи Муромца», оснащенный двигателями чешского производства. Его сделали в натуральную величину по заказу киностудии «Мосфильм» для съемок фильма «Поэма о крыльях». Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому. В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.
Восстановление копии
В 1977 году для съёмок художественного фильма «Поэма о крыльях» киностудия «Мосфильм» привлекла студенческое конструкторское бюро РКИИГА, которое под руководством инженера РКИИГА Ю. Б. Прибыльского смогло без сохранившихся конструкторских чертежей изготовить детали бомбардировщика в натуральную величину. По заказу «Мосфильма» чертежи выполнило вертолётное КБ Миля. Однако в СКБ эти чертежи забраковали, поскольку расчёты прочности были неточными, а малейшая ошибка грозила крахом попытке состыковать из частей огромную махину самолёта с размахом крыльев в 30 метров и длиной фюзеляжа 22 м. Перерасчёт конструкции и чертежи выполнил преподаватель РКИИГА Донат Павлович Осокин. «Группа энтузиастов из Риги за полгода и 300 тысяч рублей сделала то, на что моей фирме потребовалось бы 2 года и полтора миллиона», — примерно так передают слова Главного конструктора Андрея Туполева после того, как он увидел на Тушинском аэродроме в Москве «Илью Муромца».
Первая сборка самолёта была произведена в латвийском колхозе «Накотне», имевшем собственный аэроклуб с ангаром и выступавшем посредником в выполнении заказа киностудии по хоздоговору. После подгонки всех деталей и приёмки заказчиком самолёт снова был разобран и отправлен сначала в Москву, где на Тушинском аэродроме происходили съёмки, а затем на Кубу. После завершения съёмок полноразмерная модель демонстрировалась на ВДНХ, а затем пополнила коллекцию Музея авиации в Монино.