Гуадалканал

Американский десант

Операция началась рано утром 7 августа с бомбардировки острова с воздуха и артиллерийского обстрела. Вслед за этим началась высадка десанта. К вечеру на берег высадилось до 11 тыс. солдат 1-й дивизии морской пехоты под командованием генерала А. Вандегрифа. На следующее утро, преодолев незначительное сопротивление японского гарнизона, они заняли частично законченную военно-воздушную базу, назвав ее Хендерсон-Филд. Большая часть японцев, находившихся на о. Гуадалканал, главным образом строительные рабочие, бежали в джунгли.

Пытаясь выбить войска США с острова, 18 августа японские эсминцы высадили на Гуадалканал свой десант — два передовых отряда численностью в 1500 человек, которые атаковали американские части. Однако, не дождавшись подкрепления, японские передовые части были быстро уничтожены морской пехотой США.

Почему именно Гуадалканал?

Понесенное японским ВМФ в июне 1942 года поражение на атолле Мидуэй оказалось слишком тяжелым, чтобы вести наступательные операции. Поэтому Япония сосредоточила свои усилия на том, чтобы укрепить внешнее оборонительное кольцо. Чтобы это сделать, нужно было получить возможность воздушного контроля над морскими путями, ведущими к Новой Зеландии и Австралии. Решить такую задачу позволяло строительство аэродрома на Гуадалканале, которое незамедлительно и началось.

Стройка была обнаружена американской разведкой, и командование флота США быстро просчитало последствия. Чтобы предотвратить появление аэродрома, была разработана первая на Тихоокеанском военном плацдарме наступательная операция «Уотчтауэр», стартовавшая в ночь на 7 августа 1942 года.

На сам Гуадалканал и соседствующий с ним небольшой островок Тулаги высадились подразделения морпехов США общей численностью 19 тысяч человек. Островной гарнизон японцев был невелик и сюрпризов не ожидал, поэтому в серьезное противостояние не вступил и предпочел раствориться в джунглях. Так что к утру 8 августа аэродромный комплекс перешел под контроль американцев и был переименован в Хендерсон-Филд. Оказалось, что стройка уже была почти завершена, так что новым владельцам оставалось просто завершить проект — и всего через несколько дней взлетные полосы были открыты не только для истребителей, но и для и бомбардировщиков и транспортников. А чтобы авианосцы американцев не стали легкой добычей для ВМФ Японии, приказом адмирала Фрэнка Флетчера они были отведены от острова вместе с основным составом экспедиционного корпуса, а морское прикрытие аэродрома было возложено всего на несколько кораблей.

Конечно, японский 8-й флот сделал все возможное, чтобы эти дни не стали для американцев незапланированным отдыхом. Уже в ночь с 8 на 9 августа корабли американского прикрытия были атакованы и потеряли четверку тяжелых крейсеров с серьезными повреждениями пятого.

Чтобы избежать воздушных атак, японский флот разработал оригинальную систему гарантированной доставки, получившую название «Токийский экспресс». Замысел был прост и одновременно эффективен: быстрые эсминцы ВМФ Японии сбрасывали упакованные в герметичные контейнеры припасы и технику прямо за борт рядом с островом, а течение и волны прибивали их к берегу – в руки сухопутных частей.

Эти части развернули активную боевую деятельность, затянув американские подразделения в непрекращающиеся огневые столкновения, ставшие самыми тяжелыми за все время войны на Тихом океане.

Атаки противника на Хендерсон-Филд американцы сдерживали, но везения в этом было едва ли не больше, чем мужества и боевого мастерства. Ночные артобстрелы японцев наносили повреждения летному полю, но они оказывались несерьезными и быстро устранялись.

Еще одна безуспешная попытка

Очередную попытку захватить Гуадалканал японцы предприняли 16 октября 1942 г. В этот день крупные силы японцев, численностью до 22 тыс. человек, высадились на побережье острова. Несмотря на то что американцы к этому времени довели численность своих войск до 23 тыс. человек, они оказались в опасном положении. Артиллерия японских линкоров и крейсеров, сопровождающих десант, нанесла огромный ущерб аэродрому Хендерсон-Филд. Пожар уничтожил запасы горючего и около 50 самолетов. 23 октября японцы начали наступление на остров, пытаясь отбить аэродром, но на вторые сутки вынуждены были отступить, потеряв более 2 тыс. человек.

В начале ноября 1942 г. японское командование решило возобновить свои усилия по захвату острова. Рано утром 13 ноября произошел бой в проливе между островами Гуадалканал и Флорида. 11 японских транспортов и боевые корабли попытались высадить на остров крупное десантное подразделение (на транспортах находилось 13,5 тыс. человек) и одновременно нанести удар артиллерией линейных кораблей по аэродрому Хендерсон-Филд. В составе сил обеспечения конвоя были 2 линкора, легкий крейсер и 14 эсминцев под общим командованием вице-адмирала Н. Абэ. При подходе к острову японские корабли были встречены американским морским соединением адмирала Д. Каллахэна (2 тяжелых и 3 легких крейсера, 8 эсминцев), которое осуществляло оборону разгрузки войск, доставленных накануне на Гуадалканал. Бой продолжался около получаса. С японской стороны были потоплены 2 эсминца и сильно поврежден линкор, который на следующий день затонул. Американцы потеряли два крейсера и 4 эсминца, но полностью сорвали попытку японцев высадиться на острове.

Цена престижа

Для японской стороны поражение на острове Гуадалканал оказалось сокрушительным. В боях погибло свыше 30 тысяч солдат, а в морских сражениях было потеряно 24 военных и огромное количество транспортных кораблей. В результате наступательный потенциал флота был полностью исчерпан, а ресурсов военной промышленности для его восстановления уже не хватило.

Потери кораблей американской стороны были настолько же велики. Но в отличие от японцев, американцы восполнили утраченное очень быстро — со стапелей военных верфей США каждый месяц сходил новый линкор или авианосец. И с учетом того, что убитыми морпехи потеряли всего около 1600 человек, для США победа оказалась тяжелой – но все же очень успешной. А опыт этой боевой операции позволил разработать особую стратегию «прыжки по островам» — ее в дальнейшем использовали для продвижения американских войск в центральном тихоокеанском регионе.

Подобно поражению Вермахта под Сталинградом, разгром императорского флота у Гуадалканала привел к полной утрате наступательной боеспособности японцев. И в итоге битва за тропический остров стала переломом в ходе боевых действий на Тихом океане.

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Мы за ценой не постоим…

Ожесточенные столкновения быстро довели потери до уровня, который был абсолютно не сопоставим со стратегическим значением не только аэродрома, но и острова. Однако ситуация уже перестала рассматриваться сторонами как обычная боевая операция – она стала вопросом престижа и психологического превосходства, превратившись в личную дуэль высших командиров и правящих кругов США и Японии. И число жертв здесь роли уже не играло…

Японские военно-морские силы посылали к Соломоновым островам корабли за кораблями – даже когда американцы «раскусили» систему «Токийского экспресса» и приноровились уничтожать корабли до момента сброса припасов. В свою очередь, приказом президента Рузвельта для обеспечения победы на Гуадалканале начальникам штабов было поручено передавать и использовать на острове все оружие, имевшееся в распоряжении частей – лишь бы выиграть. Обеспечить выполнение такого приказа в тот момент было очень трудно – ведь американский флот как раз потерял один из авианосцев и устранял тяжелые повреждения второго.

Радиолокаторы против корабельной артиллерии

Битва за Гуадалканал из пехотных столкновений быстро переросла в войну артиллерийских стволов. Осознав эту закономерность, верховный командующий императорским флотом Японии Исокуру Ямамото решил именно на корабельную артиллерию и сделать решающую ставку.

Его приказом два японских линкора вышли на позиции прямого обстрела взлетных полос и наземных позиций американской морской пехоты и начали без остановки их обстреливать. Помимо урона аэродрому и морпехам, у артобстрела была еще одна цель – под его прикрытием на остров высадились 7 тысяч японских солдат и вступили в битву, которую Ямамото посчитал для американцев последней.

На первых порах расчет себя оправдал: американцы удержали свои позиции, но с огромным трудом и ценой потери большого числа кораблей. И когда на помощь первой волне следующей ночью подошел еще один флот, возглавляемый адмиралом Нобутаке Кондо и включающий линкор и большое количество крейсеров.

https://youtube.com/watch?v=lq-D6D7E2AA

Этим фактором оказался технический прогресс. Противостоящий японцам экспедиционный корпус, который возглавил Уиллис Ли, включал два линкора и несколько эсминцев. Но количественный перевес японцев вдребезги разбился о техническую новинку американцев – новейшие радиолокационные станции, которые обеспечивали орудийную наводку. Для них не играло никакой роли, ведется ли бой днем или ночью, ведь они одинаково легко обнаруживали цели в любое время суток. Поэтому весь опыт ночных боев японцев оказался бессилен перед точными попаданиями американской артиллерии.

Однако надо признать, что даже техническое превосходство не стало абсолютным преимуществом. Японцы уже в начале боя смогли успешно обезвредить все эсминцы ВМФ США, а на линкоре «Южная Дакота» отказала система подачи электроэнергии, и ее радиолокаторы отключились – корабль продолжил бой практически вслепую, получив более сорока попаданий, но удержавшись на плаву. Однако затем второй линкор, «Вашингтон» отследил своей радиолокационной установкой на дистанции в семь километров японский корабль «Кирисиму» и шквальным обстрелом с шестью десятками попаданий за несколько минут превратил его в бесполезную гору металла.

Это заставило японские корабли разделиться, чтобы таким способом избежать повреждений. Но такое разделение привело операцию к провалу – был уничтожен крейсер, пара линкоров и три эсминца. Потери американцев тоже были серьезными – их флот потерял семь эсминцев и пару крейсеров.

Провал операции адмирала Исокуру Ямамото для Японии означал не просто потерю аэродрома – была утеряна возможность снабжения японских подразделений на Гуадалканале. И корабли «Токийского экспресса», до этого снабжавшие сухопутные силы, на этот раз эвакуировали всех, кто остался жив.

Зенитно-пулемётные установки

Отзывы

битва у острова Sava

Война в Тихом океане началась в декабре 1941 года, когда японские бомбардировщики атаковали военно-морскую базу Перл-Харбор. За несколько месяцев японские авианосцы промчались по всему Тихому океану, и союзники потерпели ряд унизительных поражений. Британский гарнизон в Сингапуре, втрое превосходивший численность японской армии, пал под ее натиском. В феврале японские самолеты разгромили порт на севере Австралии. Через несколько месяцев войны японцы оккупировали территорию 32 миллиона кв. км. В США была объявлена мобилизация. Летом 1942 года десятки кораблей — линкоры, эсминцы, крейсеры и транспортные суда с тысячью отважных воинов, отправились в Тихий океан, чтобы остановить наступление японцев.

В июле американская разведка сообщила, что японцы на острове Гуадалканал строят взлетно-посадочную полосу. Получив такие сведения, американское командование понимало, что с ее окончанием Австралия будет в пределах досягаемости японцев. Спустя несколько дней, 6 августа 1942 года, уже в нескольких милях от берега американский флот готовился провести первое нападение в этой войне. На следующее утро военные корабли союзников начали обстреливать остров. Вскоре морские пехотинцы успешно высадились на берег в относительном спокойствии. Американцы оккупировали лишь небольшую часть территории, но это была самая важная часть — там находилась взлетно-посадочная полоса.

После захвата острова американские солдаты получили задачу закончить взлетно-посадочное укрепление в Тихом океане, но на японской базе в Rabaule в тысяче километров от острова активным действиям американцев не придавали особого значения.

Адмирал Ямамото командующим японским флотом планировал смести пехотинцев одним взмахом бронированного кулака. Он немедленно приказал начать решительную контратаку с моря и воздуха на корабли союзников. Следующие двое суток принесли одну из самых унизительных поражений в истории американского флота. Ее нанес адмирал Микава, использовав многочисленные ошибки союзников, приведшие к разделу своих сил на две части.

Первая — австралийский пилот-разведчик, заметив японские корабли, отправил сообщение лишь через 8 часов, вторая — один из американских флотоводцев вывел из зоны авианосцы, предположив, что японцы будут атаковать с воздуха, поэтому никем не замеченный адмирал Микава готовился к ночной атаке.

Японский флотоводец все ближе и ближе подкрадывался к одной из американских групп, пройдя незамеченным в миле от дозорного корабля. В 13:30 японский флот начал массированную торпедную атаку по кораблям противника, которые по-прежнему не подозревали его присутствие. Через четыре минуты австралийский крейсер «HMAS Canberra» получил 24 прямых попадания вызвавших сильнейший пожар на корабле. За 7 минут японские боевые корабли уничтожили три крейсера южной группы союзников и повернули в сторону северной группы, находившейся в 8 милях от этого места.
 

австралийский крейсер «HMAS Canberra»

Вскоре три крейсера охранения северной группы были превращены в горящие факелы, в результате 22 транспортных судна, загруженных провизией и боеприпасами, в которых нуждались пехотинцы на острове Гуадалканал, остались без защиты.

Японский адмирал, убежденный в своей победе отправился домой. Меньше чем за 40 минут японцы потопили четыре из пяти крейсеров союзников, погибло более 1000 моряков. Несмотря на блестящую победу у острова Sava (Сава) японцы не смогли выдворить пехотинцев с острова Гуадалканал. Также в эту ночь они допустили непростительную ошибку.

В ноябре 1942 года японцы оправили к острову с целью захвата мощную флотилию, которая насчитывала 60 кораблей. 11 транспортных судов должны были доставить 11 тысяч японских солдат. Вскоре завязался бой. Тринадцать американских и четырнадцать японских кораблей открыли огонь. Корабли неприятелей находились так близко, что матросы стреляли друг в друга из автоматов.

На рассвете семь поврежденных кораблей плавали по безмятежной глади пролива Iron Bottom в огне и дыму. К полудню спасательные шлюпки доставили на берег раненных американцев и пленных японцев.

Обеим сторонам морское сражение обошлось очень дорого. Американцы потеряли два крейсера, семь эсминцев и более 1700 человек. Имперский флот потерял два линкора, один крейсер, три эсминца и почти 1900 человек. Однако на следующий день верх взяли американцы. Бомбардировщики потопили семь транспортных судов, перекрыв дорогу подкреплению, разбив надежды японцев на повторное взятие острова и последней возможности удержать юг океана.

Временное затишье

В дальнейшем обе стороны в основном лишь ограничивались ударами авиации по судам, доставлявшим на остров подкрепления или десанты. К 7 января 1943 г. американцы сосредоточили на Гуадалканале свыше 50 тыс. человек. Это позволило им начать успешное наступление против японских частей, которые к этому времени находились на острове. После нескольких сражений японцы были вынуждены отказаться от продолжения кампании. Во многом на это повлияла критическая обстановка, сложившаяся для японцев в Папуа-Новая Гвинея. В результате войска, собранные для подкрепления Гуадалканала, 1 февраля 1943 г. были направлены в Папуа. В ночь с 7 на 8 февраля японцы эвакуировали остатки гарнизона с Гуадалканала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector