Противодиверсионный катер «п-417» получил название «юнармеец камчатки»

Насколько надежен выкидной нож

Главная проблема складного ножа с выкидным лезвием – произвольное открытие лезвия. Конструктивные решения и элементы повышают эксплуатационные качества ножа для выполнения определенных работ. Но идеального фолдера не существует, поскольку у всех обладателей складней разные размеры руки, строение кисти, у них может быть ведущей правая или левая рука. На безопасность пользования ножом влияет не только тип замка, но и способ выброса лезвия. По принципу открывания ножи можно разделить на ножи:

  • Модели с ручным открыванием и закрыванием клинка. Клинок не выбрасывается. Чтобы достать лезвие из полости рукояти, его нужно вытянуть за тыльную (не острую) часть клинка. Таким же способом лезвие складывается в рукоять.
  • С полуавтоматическим открыванием клинка. Для приведения в рабочее состояние достаточно немного сдвинуть лезвие ножа, а дальше оно доводится до рабочего состояния специальной пружиной. Обратная операция по складыванию клинка выполняется вручную.
  • С автоматическим открыванием/закрыванием. Классический складень надежный в том плане, что он не откроется случайно, в отличие от автомата, но процесс извлечение и закрытия лезвия более продолжительный, что можно отнести к недостаткам оружия.

Ножи полуавтоматы и автоматы – самые лучшие складные ножи в мире, могут быть выполнены с разным выбросом клинка. Полуавтоматический фолдер с боковым выбросом открывается при нажатии на кнопку, и лезвие выходит сбоку, как у классических складней. Чтобы закрыть клинок, нужно сложить лезвие в рукоять. Минус такой модели – при резком боковом выбросе клинка и неаккуратном обращении есть риск полоснуть лезвием по пальцам. Полуавтоматические фронталки – однооперационные ножи, когда лезвие выскакивает вертикально при нажатии на кнопку, но его нужно складывать перемещением пластины чарджера для закрытия клинка.

Фронтальный фолдер обладает самой удобной и надежной конструкцией. Клинок выходит из рукояти по продольной оси ножа (вертикально). Лезвие выбрасывается резко и четко – при снятии с предохранителя и нажатии на кнопку срабатывает пружина механизма открытия. Перемещением слайдера лезвие убирается обратно в рукоять (двухоперационные фронталки). Единственный недостаток автоматов – выход из строя механизма открытия/закрытия. Однозначного ответа, какая «выкидуха» лучше, не существует. Самый надежный раскладной нож – тот, которым вы умеете пользоваться.

Важную роль в выкидных изделиях играет предохранитель. Он фиксирует кнопку полуавтоматов и автоматов, пресекая произвольный выброс клинка. Если предохранителя нет, что часто встречается на репликах китайского производства, раскладной нож нельзя назвать надежным. Оружие может случайно открыться на поясе или в кармане и травмировать владельца. Если классическим ножом можно лишь слегка порезаться, то выкидное лезвие нанесет серьезную рану.

Основным достоинством автоматических и полуавтоматических ножей является быстрое приведение в рабочее состояние одной рукой. Это имеет большое значение в бою и некоторых видах профессиональной деятельности. К недостаткам этих ножей относится повышенная чувствительность к загрязнениям из-за сложной конструкции механизма.

Конструкция

Пулемёт системы Шоша использует редко встречающуюся схему работы автоматики –длинный ход ствола, сцепленного с затвором. Ствол двигается назад вместе с затвором, пока тот не остановится, и только после этого возвращается вперёд, расцепляясь с затвором и освобождая гильзу. Обычно считается, что эту схему полковник Шоша заимствовал у австро-венгерского конструктора Фроммера, но это мнение ошибочно.

Ствол запирается поворотом личинки затвора. Для лучшего охлаждения ствол оснащён радиатором из алюминиевых рёбер, по всей длине закрыт кожухом. Похожая схема использовалась на пулемёте Льюиса, но там алюминиевый радиатор был гораздо массивнее. Ударно-спусковой механизм позволяет вести огонь одиночными выстрелами и непрерывно, но при этом выбранная схема автоматики позволяет развить темп стрельбы не выше 240 выстрелов в минуту – несколько больше того, что можно получить, энергично нажимая спуск самозарядной винтовки.

Боеприпасом стал патрон калибра 8х50мм – первый в истории патрон, разработанный для использования с бездымным порохом. Масса бронзовой пули составляла 12.8 грамм, дульная энергия – порядка 3300 джоулей.

Для питания использовались коробчатые магазины. Из-за того, что патроны в них размещались в один ряд, при скромной емкости в 20 патронов они имели значительные габариты. А из-за формы гильзы французского винтовочного патрона магазины получили не просто характерный изгиб – им пришлось придать форму полумесяца.

Поскольку конструкция была упрощена, то для производства использовали стандартные стволы (укороченные) от винтовок Лебеля, а большинство деталей выполнялось штамповкой из стали невысокого качества и соединялось винтами.

Проект 21980 и его применение

8 февраля 2008 года на «Зеленодольском заводе имени А. М. Горького» в Татарстане по разработке «Вымпела» был заложен первый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Серия таких катеров разработана для ВМФ России с целью борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях расположения баз Военно-Морского Флота, охраняемых объектов и на подступах к ним, а так же как вспомогательные средства для оказания помощи Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ РФ) при выполнении охранных и защитных мер на государственной границе России и для охраны важных государственных объектов со стороны морской акватории, находящихся под охраной войск национальной гвардии России.

Катер способен на выполнение широкого спектра задач. В его конструкции применены новейшие тактико-технические разработки. Например, установлены новейшие образцы вооружения, в том числе радиоэлектронного, использовано новейшее навигационное оборудование, средства связи.

При своих небольших размерах, этот катер имеет достаточно серьезное вооружение, дающее ему все возможности для выполнения целого ряда боевых задач, которые раньше приходилось выполнять судам с большим водоизмещением, а так же уверенность в надежной защите вверенных ему объектов от диверсий и террора.

По заказу ВМФ России запланировано построить 26 единиц ПРДК «Грачонок», в настоящее время заказ почти выполнен, 24 судна уже в строю. На подходе еще два. Кроме собственного заказа «Вымпел» готов и к предложениям выпускать такие катера для экспорта. Строительство катеров идет на трех российских судостроительных верфях. Катера проекта 21980 уже прижились и хорошо себя зарекомендовали на всех российских флотах. «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» обеспечил ими Черноморский, Балтийский и Каспийский флоты. Во Владивостоке строят суда для Тихоокеанского флота. Рыбинск Ярославской области, обеспечивает ПРДК «Грачонок» Северный флот.

Каждый катер после спуска на воду и достройки на плаву проходит заводские, а затем государственные ходовые испытания. В ходе заводских испытаний проводят проверку работы всех систем во всех рабочих режимах, проводят пуско-наладочные работы, устраняют дефекты и готовятся к государственным испытаниям, где в действии так же проверяют работу всех систем и боевой техники, проверяют соответствие утвержденному проекту, устраняются выявленные недочеты и лишь, затем комиссия осуществляет приемку судна.

Каждое судно получает свой бортовой номер. Первый ПРДК «Грачонок» с бортовым номером П-104 был спущен на воду 25 апреля 2009 года и зачислен в состав 105-й бригады кораблей для охраны Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота в Кронштадте

В 2011 году был выставлен на международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011», где привлек к себе внимание многих специалистов. В 2015 году ПРДК проекта 21980 П-104 принял участие в военно – морском параде, посвященном 70-летию Победы, который проходил в Санкт- Петербурге, а годом ранее этому катеру было присвоено название «Нахимовец»

В июне 2019 года на воду был спущен первый из четырех катеров специального назначения ПРДК «Грачонок», согласно контракту Федеральной службы войск Росгвардии. На сегодняшний день все четыре катера специального назначения несут службу в особой бригаде по охране Крымского моста в Керчи.

Вооружение

  • ПЗРК-Игла;
  • Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
  • Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
  • Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.

ПЗРК-Игла

На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс — встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.

Многоствольный гранатомет ДП-65

Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.

Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.

Морская пулеметная установка МТПУ

Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны — бронебойные, зажигательные, трассирующие.

Ручной гранатомет ДП-64

Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.

Технические характеристики

Пулемёт Шоша можно сопоставить с таким известным оружием, как «Льюис», а так же с автоматической винтовкой Браунинга, которая сменила его в США.

  CSRG Model 1915 Lewis Mk.I M1918
Калибр, мм 8х50 .303 (7,7х56) .30-06 (7,62х63)
Масса, кг 9 13 7,2
Длина ствола, мм 470 670 610
Темп стрельбы, в/м 240 600 650
Ёмкость магазина, патронов 20 47-97 20

«Льюис», превосходя французское оружие по массе и габаритам, оказался лучше приспособленным к роли лёгкого пулемёта, обладая вместительным магазином, надёжной системой охлаждения и достаточно высоким темпом стрельбы. Неплохо зарекомендовал себя «Льюис» и в авиации.

Винтовка системы Браунинга была лучшим, чем система Шоша, индивидуальным автоматическим оружием, отличаясь более продуманной конструкцией, надёжностью и компактными двухрядными магазинами.

Если бы его пришлось применять только в атаках, он бы мог остаться в истории, как неплохое, но сырое по конструкции оружие. Действительно, схема автоматики, подходящая для лёгкого охотничьего карабина, была непригодна для пулемёта, однорядные магазины были неудачны.

Но позиционная война выявила и вытащила на передний план все его недостатки. Пулемет Шоша мог оказаться «временной мерой» на пути к более совершенным образцам – но стал символом конструкторских неудач и небоеспособного оружия.

Подводный поисковый комплекс Кальмар

Имеет в своем составе несколько гидролокаторов различной разрешающей способности: гидролокатор переднего обзора, многолучевой гидролокатор, измеритель скорости звука в воде (данные требуются для определения расстояния до целей), электронные вычислительные модули. Из дополнительного оборудования комплекс имеет навигационную систему с приемником ГЛОНАСС/GPS. Координаты целей отображаются на электронном планшете комплекса, а также передаются по радиомодему на любое другое необходимое оборудование. Комплекс Кальмар был разработан инженерами компании «ТетисПро» специально для противодиверсионных катеров.

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-104 «Нахимовец» 689 981 08.02.2008 25.04.2009 23.11.2009 Балтийский флот В строю
П-191 «Кадет» 840 982 07.05.2010 07.2011 10.2011 Черноморский флот В строю
П-349 «Суворовец» 841 983 06.05.2011 16.06.2012 14.11.2012 Черноморский флот В строю
П-350 «Курсант Кировец» 842 984 05.05.2012 04.2013 22.08.2013 Черноморский флот В строю
П-351 «Юнармеец Каспия» 600 985 27.07.2012 06.2013 15.10.2013 Каспийская флотилия В строю
П-355 «Юнармеец Крыма» 836 986 07.05.2013 30.05.2014 22.08.2014 Черноморский флот В строю
П-424 «Кинель» 837 987 27.07.2013 2014 09.10.2014 Черноморский флот В строю
П-433 844 988 12.01.2015 2017 16.09.2017 Черноморский флот В строю
П-449 «Юнармеец Татарстана» 601 989 07.05.2015 30.05.2018 20.10.2018 Каспийская флотилия В строю
П-2 «Юнармеец Дагестана» 602 990 24.04.2019 2019 30.08.2019 Каспийская флотилия В строю

Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-377 996 8002 15.03.2012 24.06.2013 26.09.2013 Тихоокеанский флот В строю
П-420 «Юнармеец Приморья» 997 8003 08.2012 29.11.2013 24.02.2014 Тихоокеанский флот В строю
П-417 «Юнармеец Камчатки» 998 8004 12.2012 04.07.2014 25.09.2014 Тихоокеанский флот В строю
П-431 «Юнармеец Чукотки» 999 8005 2016 08.2017 28.12.2017 Тихоокеанский флот В строю
П-445 973 8006 06.2017 12.10.2018 14.01.2019 Тихоокеанский флот В строю
П-? 8007 2018 2020 Тихоокеанский флот Строится

Катера построенные на судостроительном , город Рыбинск

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-340 «Юнармеец Заполярья» 938 01221 03.2014 07.06.2016 19.11.2016 Северный флот В строю
П-421 «Юнармеец Беломорья» 939 01222 12.2014 22.07.2016 19.11.2016 Северный флот В строю
П-429 «Сергей Преминин» 936 01223 15.09.2015 27.04.2017 14.07.2017 Северный флот В строю
П-430 «Валерий Федянин» 941 01224 15.04.2016 22.06.2017 09.11.2017 Северный флот В строю
ПРДК №478 478 01225 15.05.2018 19.06.2019 12.11.2019 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) В строю
ПРДК №479 479 01226 2018 10.07.2019 13.12.2019 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) В строю
ПРДК №480 480 01227 2018 30.07.2019 2020 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) Проходит испытания
ПРДК №481 481 01228 2018 19.09.2019 2020 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) Проходит испытания

Боевое применение

К тому времени, как пулемёт Шоша попал на фронт, манёвренная фаза войны уже закончилась. А в условиях войны позиционной он зарекомендовал себя отвратительно. Самым слабым местом оказались магазины. Помимо того, что их характерная форма затрудняла переноску достаточного количества – в окно на боковой поверхности (с помощью которого следили за расходом боеприпасов) постоянно забивалась грязь. Первый патрон при полностью наполненном магазине имел свойство переворачиваться, заклинивая оружие. Справлялись с этим, наполняя магазины не полностью.

Большая масса движущихся внутри корпуса деталей ствола и затвора делали стрельбу некомфортной, а точность стрельбы очередями (даже при столь низком темпе) – незначительной. Лёгкий ствол, несмотря на наличие радиатора, быстро перегревался, заклиниваясь вместе с затвором в заднем положении. Из-за некачественной сборки винты, которыми соединялись детали оружия, из-за сильных вибраций разбалтывались и могли просто вывалиться. Наконец, все пулемёты, собранные на фирме «Гладиатор» имели неправильно выверенный прицел.

С недостатками пытались бороться. На магазин для защиты от грязи надевали чехол, но полностью закрытые, усиленные магазины, поступили в войска только в 1918 году. Изначально пулемёт Шоша создавался, как индивидуальное оружие, но на фронте к пулемётчику вскоре стали придавать ассистента, а к 1917 году к «мобильному» оружию прилагался расчёт из четырёх человек.

Американский экспедиционный корпус, прибывший во Францию в 1917 году, автоматического оружия не имел, и его пришлось приобретать «на местах», то есть закупать прямо во Франции. Так появилась модификация М1918, использующая патрон .30-06. Магазину удалось придать более удобную прямоугольную форму, но ёмкость при этом упала до 16 патронов.

А более мощный боеприпас приводил к тому, что перегревался американский пулемет ещё охотнее. Наконец, из-за ошибок при изготовлении патронника почти 40 процентов пулемётов признали негодными. По свидетельству будущего генерала Лемюэля Шеперда, если бы американцы получили автоматические винтовки Браунинга чуть раньше – это могло бы спасти много жизней.

После окончания войны от пулемётов Шоша старались избавиться при первой возможности, сбагривая их всем, кто нуждался. Так это оружие впоследствии можно было встретить в ряде локальных войн – от гражданской войны в Испании до первых арабо-израильских, а единицы были замечены даже во Вьетнаме. В 20-е годы некоторое количество было модернизировано в Бельгии – они считаются самыми надёжными модификациями, но тоже были сняты с вооружения как можно быстрее.

Конструкция и оборудование

Катер «Грачонок» – небольшое однопалубное судно с крупной надстройкой, занимающей почти всю поверхность палубы. Первые ПДРК – построенные до 2014 года – оснащались немецкими дизелями производства фирмы MTU.

После событий 2014 года фирма отказалась от поставок, и остальные «Грачата» получили 12-цилиндровые дизеля китайского производства (кстати, тоже произведенные по лицензии немецкой фирмы Deutz). При этом «аналог» успел подтвердить устоявшееся мнение о «китайском качестве» – дизеля катера П-340 вышли из строя на испытаниях.

Для контроля над обстановкой в воздухе служит оптико-электронный комплекс МТК-201М3. Помимо наблюдения за небом, камеры комплекса позволяют просматривать надводное пространство в мёртвых зонах радара.

Решать свою основную задачу «Грачонку» помогает гидроакустический комплекс «Анапа». Большому кораблю, как правило, приходится искать шумы подводных лодок, а вот противодиверсионному судну нужно слушать шумы, издаваемые ластами. И «Анапа» позволяет обнаруживать пловцов на дальности до трёхсот метров. Обнаруженные цели классифицируются автоматически.

С помощью комплекса «Кальмар», в состав которого входят эхолот и гидролокатор, производится наблюдение за дном. Дистанционно управляемый подводный аппарат позволяет производить манипуляции с подводными объектами. Также на ПДРК, начиная с П-191 «Кадет» (второй построенный «Грачонок») устанавливается водолазный комплекс, оснащённый барокамерой.

Оборудование противодиверсионного катера

В настоящее время на катера проекта 21980 устанавливается следующее оборудование:

  • Навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал». Станция дает возможность осуществлять круговой радиолокационный обзор, обнаружить, распознать (станция умеет определить государственную принадлежность цели) и сопроводить надводную цель и дает рекомендации по тактическому маневрированию для безопасного судовождения. Обнаружение цели происходит с отражающей поверхности площадью до 300 кв. м. на расстоянии до 16 миль. При условии расположения объектов не менее 20 м друг от друга в автоматическом режиме «Пал» имеет возможность сопровождать до 50 целей на продолжении целых суток непрерывной работы.
  • Автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9. Предназначен для связи в оперативно-тактическом звене управления кораблями, что проявляется в значительном увеличении дальности связи в звене управления.
  • Многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3. Комплекс предназначен для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в ближней зоне (до 18 – 20 метров, в зависимости от дислокации цели и погодных условий). В его задачи входит поиск, обнаружение, распознавание, идентификация, сопровождение надводных, воздушных и береговых целей в любое время суток. Комплекс вычисляет дальность, параметры движения цели, передает координаты в системы управления огнем. Так же контролирует траекторию и положение при взлете и посадке у палубного вертолета. Кроме всего прочего ведет наблюдение за ситуацией на своем корабле.
  • Гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа». Большие корабли приспособлены к распознаванию шума подводных лодок, а «Грачонок» должен услышать шум ласт водолаза. «Анапа» способна распознать цель в радиусе 300 метров на все 360 градусов. Одновременно станция может обнаруживать все имеющиеся цели в этом диапазоне, при этом ошибка может составляет всего 2%. В автоматическом режиме она классифицирует цель и сопровождает ее. «Анапа» работает в комплексе с противодиверсионным гранатометом, станция передает текущие координаты цели в систему управления гранатометом, который в автоматическом режиме постоянно наведен на точку стрельбы.
  • Интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980». Она предназначена для объединения систем управления судном, навигации, радиолокационных систем и картографических в один единый комплекс управления катером, что способствует повышению безопасности плавания судна, снижает численность экипажа, а так же уменьшает общее количество аппаратуры.
  • Поисково-обследовательский комплекс «Кальмар». Входящие в состав комплекса навигационная гидроакустическая станция, многолучевые гидро- и эхолокаторы, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат осуществляют поиск и обнаружение различных подводных объектов и пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла на расстоянии до 500 метров при сложном рельефе дна и наличии течения. А при шторме в 3 балла и скорости движения катера до 8 узлов, способен обследовать дно на глубине до 200 метров. Все данные о подводном объекте передаются в режиме реального времени, а так же обрабатываются и сохраняются.
  • Телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон». Этот подводный аппарат нового поколения для выполнения поисковых и обследовательских работ в прибрежных зонах на глубине до 300 метров высоко зарекомендовал себя в плане надежности и многофункционала. Работая в составе комплекса «Кальмар» обеспечивает визуальное и гидролокационное обследование обнаруженного объекта.
  • Судовой водолазный комплекс с барокамерой. СВК был специально разработан для «Грачонка» в 2011 году. Используется для водолазных спусков с целью проведения спасательных и технических подводных работ, а так же для лечения у водолазов в барокамере их профессиональных заболеваний.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector