Танк элефант (olifant) — южноафриканский основной боевой танк: описание, характеристики, производитель, фото

Самоходка в бою

Машины подоспели как раз к началу Курской битвы. Следует отметить один забавный факт: все советские фронтовики, участвовавшие в этом сражении, в один голос твердят, что танк “Фердинанд” применялся массово (чуть ли не тысячами) по всему фронту. Но реальность не соответствовала этим словам. В действительности, в боях участвовали только 90 машин, при этом их применяли только на одном участке фронта – в районе железнодорожной станции Поныри и поселка Теплое. Там сражались два дивизиона самоходок.

В целом можно сказать, что “Фердинанд” прошел боевое крещение успешно. Немаловажную роль сыграла боевая рубка, которая была хорошо бронирована. Из всех потерь наибольшее количество произошло на минных полях. Одна машина нарвалась на перекрестный обстрел нескольких противотанковых орудий и семи танков, но в ней обнаружили всего одну (!) пробоину. Еще три самоходки были уничтожены бутылкой с зажигательной смесью, попаданием авиабомбы и крупнокалиберным гаубичным снарядом. Именно в этих боях Красная армия и ощутила на себе всю мощь такой грозной машины, как танк “Фердинанд”, фото которого были сделаны тогда впервые. До этого никакой информацией о машине русские не располагали.

В ходе боев были выяснены достоинства и недостатки машин. Например, экипажи жаловались на то, что отсутствие пулемета снижает живучесть на поле боя. Эту проблему пытались решить оригинальным способом: ствол пулемета вставлялся в незаряженное орудие. Но можно представить себе, как это было неудобно и долго. Башня не вращалась, поэтому наводка пулемета осуществлялась всем корпусом.

Другой способ был тоже остроумным, но неэффективным: к задней части самоходки приваривали железную клетку, где располагалось 5 гренадеров. Но “Фердинанд”, танк крупный и опасный, всегда привлекал к себе огонь противника, поэтому долго они не жили. Пытались установить пулемет на крышу рубки, но обслуживающий его заряжающий рисковал жизнью так же, как и гренадеры в клетке.

Из более значительных изменений – провели усиленную герметизацию топливной системы двигателя машины, но она увеличивала вероятность возникновения пожара, что подтвердилось в первые недели боев. А еще выяснили, что ходовая сильно восприимчива к повреждениям от мин.

Устройство «Фердинандов»

Гитлер не жалел никаких материалов для любимого конструктора, поэтому машины Порше получили самое лучшее. Моряки передали часть запасов цементированной брони, рассчитанной на огромные флотские калибры. Масса и толщина заставили соединять броневые листы «в шип», дополнительно используя шпонки для усиления. Разобрать эту конструкцию было невозможно.

Дальнейшая обварка корпуса производилась, скорее, для герметизации, а не для сочленения. Броневые листы борта и кормы ставились под небольшим наклоном, повышая снарядостойкость. Там же имелись амбразуры для ведения огня из оружия экипажа. Небольшой размер этих отверстий, правда, не позволял весть прицельную стрельбу, так как не была видна мушка.

Корма рубки имела бронированный люк. В него загружали снаряды, через него меняли орудие. В случае повреждения через эту же дверь спасался экипаж. Внутри находилось 6 человек, компоновка предусматривала водителя-механика и радиста в лобовой части, затем моторное отделение в середине, а в корме командир орудия, наводчик и двое заряжающих.

Вообще, двигатели «Фердинанда» были чем-то фантастическим по меркам танкостроения 1940-х. Карбюраторные 12-цилиндровые HL 120TRM в 265 л.с расположены были не один за другим а параллельно. Коленвал ДВС имел фланец, к которому крепился генератор Typ aGV постоянного тока напряжением 385 вольт фирмы Siemens-Schuckert.

Электричество от генераторов передавалось на 2 тяговых электродвигателя Siemens-Schuckert D149aAC мощностью по 230 кВт каждый. Электродвигатель вращал понижающий планетарный редуктор, который соответственно свою тяговую звездочку гусеницы.

Низковольтная цепь выполнена по однопроводной схеме. Некоторые приборы (радиостанция, освещение, вентилятор) питались от напряжения 12В, некоторые (стартеры, независимые обмотки возбуждения электромашин) от 24В. Четыре аккумулятора заряжались от расположенных на каждом двигателе 24-х вольтовых генераторов. Всю электрику производила фирма «Бош».

Проблему создавала система выхлопа газов. У 5-го опорного катка находилось выведение выхлопной трубы, вокруг все нагревалось, из подшипников испарялась смазка, а резиновый бандаж быстро выходил из строя.

Ходовую часть самоходной установки Порше взял у своего же танка «Леопард», придуманного в 1940 году. Особенностью в ней было наличие тележки для торсионов, по 3 на борт, а не установка их внутри корпуса. Это снискало Фердинанду любовь немецких техников, седевших лишь при упоминании о ходовой хеншелевского «Тигра».

Сами катки так же были удачны за счет бандажей внутри колеса. Это требовало в 4 раза меньше резины. Принцип работы на сдвиг повышало порог службы бандажа.

Признанием удачности опыта можно назвать введение катков подобной конструкции на тяжелые танки в конце войны. На одну сторону уходило 108-110 траков шириной 64 сантиметра.

Вооружение самоходной установки представляло собой 88-мм орудие, с длиной ствола 71 калибр (около 7 метров). Установлено орудие было в шаровой маске, в лобовой части рубки.

Эта конструкция оказалась неудачной, так как в щели во множестве попадали осколки и брызги свинца от пуль. В дальнейшем, для исправления этого недочета, ставились специальные защитные щитки. Орудие «Фердинанда», одно из самых сильных разработок в немецкой армии, первоначально было зенитным. После доводки его поставили на самоходку.

Его снаряды эффективно поражали с большого расстояния практически любую советскую или союзную бронетехнику. Боекомплект включал бронебойные и подкалиберные снаряды, а так же осколочно-фугасные, раздельного заряжания.

Отмеченное выше отсутствие пулемета на ранних машинах можно объяснить следующим образом. Согласно немецкой тактике, штурмовые самоходные установки должны двигаться во второй линии наступления, за танками и пехотой, прикрывая их огнем орудия. Под Курском высокая концентрация, а, главное, эффективность огня артиллерии заставило бросить самоходки вперед, с минимальным прикрытием.

Внутренняя связь поддерживалась переговорным устройством, за внешнюю связь отвечал радист (он же стрелок в модернизированном «Элефанте»).

Охотничьи винтовки «Манлихер»

Компания «Штайр» существует и по сегодняшний день. Большой опыт позволил выпускать оружие самого различного назначения. Тут можно найти травматические пистолеты, снайперские винтовки, карабины и охотничьи винтовки. Нас интересует как раз последний пункт, о котором мы и поговорим. Первым делом хотелось бы отметить так называемую классику, к которой относится SBS 96 Classic. Данное оружие оснащается поворотным продольно-скользящим затвором, что позволяет ему быстро и эффективно перезаряжаться. Интересно то, что в качестве защиты от грязи и пыли используется отфрезерованный на затворе желоб. Однако, как показывает практика, в природных условиях он не засоряется. Магазин двухпозиционный на 4 патрона. Пятую пулю можно досылать непосредственно в ствол. Для охоты этого вполне достаточно.

История создания машины

Опыт боев на Восточном фронте показал, что многие немецкие танки из серии Pz уступают по своим характеристикам советским боевым машинам. Поэтому Гитлер приказал немецким конструкторам начать разработку новых тяжелых танков, которые должны были сравниться или даже превзойти танки Красной Армии. Этим занялись две большие фирмы – “Хеншель” и “Порше”. Прототипы машин от обеих компаний были созданы в кратчайшие сроки и 20 апреля 1942 года представлены фюреру. Ему так понравились оба прототипа, что он распорядился серийно выпускать обе версии. Но в силу ряда причин это было невозможно, поэтому решили выпускать только модель фирмы “Хеншель” – VK4501 (H), которая впоследствии стала известна как Pz.Kpfw VI Tiger. Версию конструктора Фердинанда Порше – VK 4501 (P) – решили оставить как запасной вариант. Гитлер приказал построить всего 90 машин.

Но выпустив лишь 5 танков, “Порше” прекратил их производство по приказу фюрера. Два из них впоследствии переделали в ремонтные машины Bergerpanzer, а три получили стандартное вооружение – пушку калибра 88 мм. KwK 36 L/56 и два пулемета MG-34 (один спаренный с орудием, а второй – курсовой).

Примерно в это же время появилась еще одна необходимость – в истребителе танков. При этом требовалось, чтобы машина имела лобовую броню в 200 мм толщиной и пушку, способную бороться с советскими танками. Имеющиеся на то время немецкие противотанковые средства немцев были либо неэффективными, либо откровенно сымпровизированными. При этом ограничение по весу будущей САУ составляло 65 тонн. Поскольку прототип Порше проиграл, конструктор решил использовать свой шанс. Он попросил фюрера достроить запланированные 90 шасси как раз для использования их как базы будущей установки. И Гитлер дал добро. Именно эта работа конструктора и стала машиной, которая стала известна как танк “Фердинанд”.

Коротко о главном.

Итак, перед нами Ferdinand – штурмовое орудие 8 уровня. Данная ПТ-САУ коренным образом меняется все взгляды о том, как нужно воевать на ПТ. Пересев с маневренной и быстрой Jagdpanther на Ferdinand, чувствуешь себя несколько неловко. Нет всех плюсов и достоинств, которыми она обладала. Однако не стоит отчаиваться. В наших руках оказалась очень и очень достойная боевая единица. Главным достоинством конечно же можно считать превосходное 128-мм орудие Pak 44 L/55 с отличной бронепробиваемостью и просто шикарным уроном! Не стоит забывать и хорошей броне в 200 мм в лобовой части ПТ. Недостатком является НЛД с толщиной листа брони всего в 85 мм. Очень уязвимы борта, корма и верхние листы. Несмотря на внушительный вес Ferdinand, два двигателя, работающие в паре, позволяют развивать скорость в 30 км/ч. Динамика вполне адекватная, что дает на возможность не отставать от атакующих тяжей союзников. Федя, это любимец артиллерии. Если на поле боя несколько ТТ и рядом Федя, то в 90% случаем чемодан прилетит именно в него. Всему беда слабое бронирование верхних листов. Дамаг от арты проходит практически полностью, что иногда чревато ваншотом. Никогда не стоит воевать в одиночку. Один в поле не воин, это про нашего Фердинанда. Иногда даже ЛТ может стать смертельной угрозой, не говоря уже о СТ. Не стоит искать позиций на открытой местности. Ввиду больших габаритов наша ПТ светится с очень больших расстояний. Тот же Патон способен увидеть нас уже с 400-420 метров. Идеальными являются ущелья или длинные улицы, на которых вас никто не обойдет сзади и сбоку. Прочная лобовая броня вполне уверенно будет держать попадания от многих противников до 7 или даже 8 левела. К последним следует применять постановку ромбом или танцы, что приводит к частым рикошетам.

Игра от обороны

Как известно, 12 июля на занятую немцами Орловскую дугу обрушилось общее контрнаступление Красной армии. Германские войска отреагировали на него лихорадочным формированием и отправкой к атакованным участкам разношёрстных боевых групп. «Фердинанды» уехали на макушку Орловской дуги, в корпус австрийца Лотара Рендулича. К 15 июля он получил 18 исправных «фердинандов».

Прибыли «Фердинанды» как раз вовремя: немецкая оборона уже трещала по швам под ударами армий А. В. Горбатова и В. Я. Колпакчи. При хорошем раскладе у Брянского фронта были отличные шансы расколоть Орловский выступ надвое. Пехота прорывает напичканные минами позиции, и в бой вводится 1-й гвардейский танковый корпус. «Гвардию» он получил за операцию «Уран» под Сталинградом. Однако с самого начала все пошло не так, как в донских степях в ноябре 1942-го. Сначала на корпус посыпались удары немецкой авиации, здорово потрепавшие автопарк и небронированную технику.

САУ «Фердинанд»

Самолёты, понятное дело, танковый кулак остановить не могли. Бригады привели себя в порядок и устремились вперёд. Они вышли к деревеньке Подмаслово, где уткнулись в только что занявшие позиции «фердинанды». Итогом дня стали 58 подбитых советских танков, из которых 22 числились за одним (!) «Фердинандом».

Причём это не чьи-то послевоенные байки за кружкой сока в Баварии, а вполне официальное донесение XXXV корпуса по горячим следам событий, вечером того же дня. Такое в докладах на уровне армии пишут редко, но, видимо, сами впечатлились. Под удар попали не только Т-34 корпуса Панова, но и машины отдельных танковых полков 63-й армии, в том числе тяжёлые КВ.

«Слоны» в горах

Несмотря на точность данных, поступивших из СССР на запад, через некоторое время они перестали быть актуальными. После первого опыта, полученного на русском фронте, немцы модернизировали свои машины. «Фердинанды» получили новые 640-мм траки, а также пулемёты в лобовой плите брони. Вместо командирского люка установили башенку — теперь у командира был обзор по бортам. В процессе модернизации самоходные орудия претерпели и другие, менее заметные изменения. Модернизированные машины получили название «Элефант», то есть «Слон».

Описание и тактико-технические характеристики «Фердинанда», 22 апреля 1944 года. К этому времени машины уже выглядели и назывались иначе

Точная информация о немецких самоходных орудиях была как никогда важна для Союзников. 3 сентября 1943 года англо-американские войска атаковали «мягкое брюхо Европы», высадившись в Италии. «Фердинанды» туда попали не скоро, но разведка Союзников работала: тяжёлые машины появлялись в технических сводках вместе с рисунками для опознавания. Новой информации о гигантах не поступало, не было и фотографий — наводчики Союзников довольствовались рисунками с фотографий, снятых ещё под Курском. В ноябре 1943 года был опубликован очередной свежий справочник о немецких танках, но новой информации о «Фердинанде» в нём тоже не содержалось.

Направленному в Италию британскому 5-му корпусу тоже дали рисунок, сделанный со знаменитой фотографии в сводке об известных машинах противника

Приказ перебросить тогда всё ещё «Фердинанды» в Италию был отдан 1 февраля 1944 года, но проходившие модернизацию машины отправлять не торопились. Первая рота 653-го батальона тяжёлых истребителей танков в составе 11 боевых машин и одной БРЭМ «Бергефердинанд» получила свою матчасть 15 февраля 1944 года и прибыла в Рим 24 февраля. Так как полный батальон собрать не удалось, «Элефанты» отдали в подчинение 508-му тяжёлому танковому батальону, вооружённому «Тиграми».

Впервые в бой «Элефанты» пошли 28 февраля. Первые же эпизоды боевого применения показали, что решение задействовать такую тяжёлую технику в сложных условиях Италии было как минимум спорным. Первый «Элефант» встал намертво уже 1 марта. Эвакуация самоходки оказалась делом сложным, особенно под обстрелом, и, потеряв несколько человек убитыми и ранеными, немцы были вынуждены бросить ценнейшую машину. Ещё один «Элефант» подорвался на мине, и экипажу пришлось его уничтожить. После такого неудачного дебюта машины отвели от фронта, где они простаивали до мая.

Самовоспламенившийся на марше «Элефант», доставшийся американцам в качестве трофея. На фотографии видна командирская башенка и пулемётная установка во лбу корпуса — явные признаки модернизированной машины

23 мая 1944 года началось массированное наступление англо-американских войск на так называемую зимнюю линию укреплений, которые остановили наступление Союзников в конце 1943 года. Казалось бы, оборона должна была стать для «Элефантов» идеальным занятием — эти машины могли воспользоваться своей толстой лобовой бронёй и безнаказанно отстреливать американские танки. Однако самоходные орудия были замечены передовыми американскими наблюдателями и обстреляны американской артиллерией, которая вынудила экипажи «Элефантов» отступить.

В тот же день был потерян один «Элефант», а к 26 мая — ещё два: один пришлось бросить, так как у машины сбили гусеницу, у второго во время марша самовоспламенился двигатель. Экипажи самоходных орудий записали на свой счёт несколько «Шерманов», но на ситуацию в целом это никак не повлияло. Одна за другой установки выбывали из строя. Не все попадали под обстрел артиллерии или американских штурмовиков — некоторые застревали или ломались, и во время спешного отступления эвакуировать их не было возможности.

Разбитый «Элефант». Даже самая толстая броня не стала залогом успеха

Отставшие машины взрывались экипажами. 10 июня в роте осталось всего три самоходки, и остатки подразделения вернулись с фронта в Вену, где уцелевшая техника прошла ремонт. Больше в Италию «Элефанты» не вернулись. Интересно, что в безвозвратных потерях оставленные в Италии машины не числятся: по немецким данным, в мае у «Элефантов» потерь не было, а в июне они составили всего четыре машины.

Достоинства и недостатки

Модифицированные «Элефанты»

Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» получила неоднозначную оценку современников и историков. Машина во многом оказалась импровизацией, создаваемой на ходу и в спешке. Однако даже несмотря на это в ней имелось немало новаторских решений.

Из преимуществ проекта выделяют электрическую трансмиссию и подвеску с продольными торсионами. Технологии показали хорошую эффективность, но оказались слишком сложными и дорогостоящими для массового применения, особенно в условиях войны

Также обращают внимание и на значительный расход топлива

Такое бронирование позволяло ставить самоходки в первый эшелон атаки для преодоления обороны советских войск. Однако подобный метод быстро показал свою неэффективность — пехотное и танковое прикрытие артиллерии отстреливалось, после чего установки подрывали в ближнем бою, используя ткань для закрытия обзора и бутылки с зажигательной смесью. Такие способы не всегда заканчивались успехом, однако в любом случае показывали уязвимость артиллерии в ближнем бою.

В итоге САУ «Фердинанд» зарекомендовал себя достаточно хорошо, однако так и не получил массового производства и применения. Бытует мнение — если бы не начатое изготовление танков Порше, такие установки никогда бы не появились ввиду своей технической сложности.

Техническая характеристика

Выставочная модель артиллерии в музее

Технические характеристики артиллерийской установки «Фердинанд» делали ее востребованной для противотанкового боя. В процессе модернизации ряд параметров был изменен, однако, основные ТТХ сохранились до последнего боя данных САУ в Берлине.

Габариты и вес

По данным википедии, габариты немецкой самоходки «Фердинанд» имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 8,14 м;
  • ширина — 3,38 м;
  • высота — 2,97 м;
  • клиренс — 0,485 м.

Боевая масса танка — 65 т. Подобный показатель в значительной степени ограничивал передвижение установок через мосты и на мягкой почве.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка самоходной артиллерии «Фердинанд» выполнена с передачей вращающего момента от двигателя к ведущим колесам посредством электричества. Это позволило избавиться от коробки перемены передач и главного фрикциона.

Два тяговых двигателя Siemens-Schuckert D149aAC с мощностью по 230 кВт располагались в кормовой части корпуса и приводили в движение колеса через понижающий редуктор. Такая трансмиссия увеличивала вес машины, но обеспечивала легкость управления.

Ходовая часть

Ходовая часть самоходки многие элементы позаимствовала у танков «Леопард». Подвеска блокированная, комбинированного типа, в котором торсионы сочетаются с резиновой подушкой. Сами торсионы расположены вне корпуса продольно на тележках.

С каждого борта имелось по три тележки с двумя опорными катками в каждой. Конструкция была достаточно сложная, однако показала свою надежность и ремонтнопригодность. Сами катки также имели хороший ресурс прочности. Задние ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы по 19 зубьев. Передние оборудованы активным зацеплением и пневмогидравлическими тормозами.

По шоссе САУ развивала скорость в 35 км/ч, на пересеченной местности — 5-15 км/ч в зависимости от поверхности и мягкости почвы. Запас хода по шоссе и пересеченной местности составлял 150 и 90 км соответственно. Преодоление препятствий — наклон в 22 градуса, стенка в 0,78 м, ров шириной в 2,64 м, брод в метр глубиной.

Расход топлива

Для каждого из двух двигателей предусматривалась отдельная подача топлива. Соответственно установка имела два топливных бака по 540 литров. В отделении управления имелись запорные краны, открывавшие подачу топлива в случаях, когда в баках оставалось минимальное количество горючего.

Точных сведений о расходе топлива не имеется. Однако с учетом низкого запаса хода и массы машина потребляла большое количество горючего — порядка 720-1155 л на 100 км. Показатель зависит от типа поверхности — на шоссе расход снижался, на пересеченной местности увеличивался.

Органы управления

Отделение управления находилось в передней части машины и занималось механиком-водителем и радистом. Здесь же размещались рычаги и педали для управления машиной, устройства пневмогидравлического торможения и натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, приборный щиток, топливные фильтры, аккумуляторы для стартера, радиостанция.

Бронирование Ferdinand

На изображении будет указано стандартное бронирование лобовой части без приведённой брони.

Если правильно использовать бронирование ПТ-САУ, то можно танковать снаряды одноклассников и некоторых 9-х уровней, поскольку при доворотах корпуса увеличивается приведённая броня. Так, при правильных углах, показатели увеличатся следующим образом:

  • нижняя лобовая деталь – до 240 мм;
  • верхняя лобовая деталь – до 250 мм;
  • рубка – до 240 мм;
  • маска орудия – более 400 мм.

Показатели приведённой брони указывают на то, что Ferdinand может уверенно танковать снаряды всех одноклассников и некоторых 9-х уровней. Однако опытные танкисты знают уязвимое место противотанковой установки при довороте корпуса – это так называемые «щёки», которые имеют толщину брони всего 80 мм. В стойке ромбом они открываются под прямым углом, соответственно без приведённой брони каждый танк, которые имеет орудие с минимальным бронепробитием снаряда более 80 мм, будет пробивать ПТ-САУ. Однако об этих местах знают далеко не все игроки, при этом «щёки» нужно выцеливать, а это возможно только для точного орудия и на близких дистанциях.

Процесс создания и его особенности

Итак, 22 сентября 1942 года министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер приказал начать создание необходимой армии боевой машины, которая первоначально носила название 8,8 cm Pak 43/2 Sfl L/71 Panzerjaeger Tiger (Р) SdKfz 184. В процессе работы название меняли несколько раз, пока наконец-то танк не получил официальное имя.

Машину проектировали фирма “Порше” совместно с заводом “Алкетт”, расположенным в Берлине. Требования командования были таковыми, что САУ должна была использовать противотанковую пушку Pak 43 калибра 88 мм. Она обладала большой длиной, поэтому Порше составил компоновку таким образом, что боевое отделение располагалось в задней части танка, а двигатель – в средней. Корпус был модернизирован – в него добавили новые станины для двигателя и установили переборку, призванную остановить пожар внутри машины, если будет такая необходимость. Переборка разделяла боевое и силовое отделения. Шасси, как уже говорилось, было взято из прототипа тяжелого танка VK 4501 (P), ведущим колесом являлось заднее.

В 1943 году танк был готов, и Гитлер распорядился начать его выпуск, а также присвоил машине имя “Фердинанд”. Танк, очевидно, получил это имя как знак уважения конструкторскому гению Порше. Решили производить машину на заводе “Нибелунгенверке”.

Конструкция боевой машины

Схематическое изображение артиллерийской установки

Конструкция САУ «Фердинанд» была в значительной степени переделана после того, как из танка решили сделать артиллерию. Ввиду значительной длины пушки башню перенесли в кормовую часть, там же располагалась рубка основного экипажа.

Силовая установка с двигателями, генераторами, охлаждением и топливными баками перенесена в среднюю часть, от отделения управления она отделена термостойкими перегородками. С учетом расположения отделений прямое сообщение между управлением и рубкой отсутствовало.

Несмотря на отсутствие пулемета имелись бойницы в рубке для стрельбы из личного оружия. Они представлены небольшими люками с заглушками, три в корме и по одному с каждого борта. В корме также имелась дверь, через которую экипаж мог покинуть установку. На крыше рубки дополнительно имелось два люка для экипажа, небольшие люки для установки перископа и вентилятора.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью велось с помощью перископических устройств, предусмотренных в отделении управления и в рубке. Смотровые щели для механика-водителя и радиста имелись также в передних скошенных бортовых листах.

Броневой корпус

САУ «Фердинанд» обшивались катанной закаленной броней. Лобовая защита имела толщину в 200 мм, верхняя часть корпуса, борта и корма — 80 мм, нижняя часть борта — 60 мм. Днище имело броню в 20 мм, однако передняя часть (1,35 м) дополнительно усиливалась листом в 30 мм. Все крепления обеспечивались болтами с пулестойкими головками.

Экипаж

Экипаж артиллерийской установки состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления. Основной расчет, включая командира — в рубке. С появлением курсового пулемета радист выполнял и роль стрелка.

Память

Немного истории

С 1953 года на вооружении ЮАР состояло 200 британских танков «Центурион» (фото танка представлено ниже). Через 9 лет 100 из них купила Швейцария.

На этот шаг правительство республики вынуждено было пойти, чтобы получить средства для приобретения самолетов-истребителей Mirage. Швейцарская сторона из имеющихся танков «Центурион» самостоятельно выбрала сотню. Таким образом танковый парк сократился наполовину. Правительство ЮАР в дальнейшем его планировало восполнить. Однако данным планам не суждено было сбыться, поскольку в 1964 году Организация Объединенных Наций наложила на молодую республику очень жесткие санкции, что отразилось и на поставках вооружения в ЮАР. Такая мера была вызвана тем, что в Южно-Африканской Республике практиковалась расовая сегрегация. Конечно, под давлением санкций бронетанковым силам страны мог наступить конец. Тем не менее даже в таких тяжелых условиях военнослужащие ЮАР снабжались всеми необходимыми запчастями для ремонта бронированной техники. Вскоре военное командование столкнулось еще с одной проблемой. Дело в том, что на то время армия страны располагала только двигателями Meteor Rolls-Royse. Недостаток этого силового агрегата заключался в том, что в условиях высокой температуры он очень быстро перегревался. Эту установку требовалось заменить, что в условиях санкций сделать было практически невозможно. Однако правительство Южно-Африканской Республики нашло выход из сложившейся ситуации – в 1964 году была создана корпорация вооружения ARMSCOR, в обязанности которой вменялось проводить международные закупки.

Второй этап модернизации

В 1990 году танк «Элефант» Mk.1А начали переделывать. Результатом конструкторских работ стала модель Olifant Mk.B1. В новом варианте решено было оставить прежнее вооружение, а именно 105-миллиметровую пушку L7A1. Тем не менее от прежнего образца танк «Элефант Mk.B1» отличается тем, что главное вооружение дополнили теплоизоляционным стеклопластиковым кожухом. Наводчик располагал перископическим прицелом со стабилизированным визиром и лазерным дальномером. Башня танка для наведения основного орудия на цель разворачивалась посредством электрических приводов. Систему управления огнем дополнили новым баллистическим вычислителем. Вместо двустворчатого люка для заряжающего применили одностворчатый, который мог открываться только вперед. Раньше боеприпасы и имущество членов экипажа танка «Элефант» Mk.1A транспортировались в кормовой корзине. В новом варианте разработчики для этой цели предусмотрели более объемный специальный отсек. Его конструкторы включили в общие обводы башни танка новый отсек, который южноафриканские танкисты использовали в качестве ванны. Борта и крыша башни смонтировали с плоскими навесными модулями. Эта мера была предпринята с целью увеличить бронезащиту боевой машины. Как утверждают специалисты, устанавливая дополнительную броню, разработчик учитывал балансировку башни. В итоге, если сравнивать танк «Элефант Mk.В1» с британским «Центурионом», то в южноафриканском балансировка лучше, благодаря чему, чтобы произвести разворот, потребуется приложить меньше усилий.

Дизайн Фердинанда

Фердинанд был длиннее и тяжелее Тигра. Если Тигр должен был весить 45 тонн, то Фердинанд вырос уже до 65. Такая прибавка обусловлена усиленным бронированием корпуса ПТ. Двигатели были полностью переделаны, усилены вентиляция и охлаждение, но их по-прежнему было два. Корпус был изготовлен из металлических пластин, сваренных под небольшим углом. Оригинальная броня Тигра (100 мм спереди и по 60 мм сзади и с боков) была увеличена до 200 мм спереди за счет наваривания дополнительных листов металла.

Благодаря такому решению Фердинанд получил самую толстую броню среди всех существовавших танков того времени. Двигатель был вынесен в переднюю часть танка, что обеспечивало для экипажа дополнительную безопасность. Круговое бронирование Фердинанда было таким: 200 мм спереди, 80 мм сзади и с боков, 30 мм крыша и днище.

Водитель располагался в передней части корпуса с левой стороны, прямо под люком. Справа от водителя сидел радист, за ним командир и заряжающий. В крышу танка были установлены 4 перископа – для водителя, заряжающего, наводчика и командира. В задней части корпуса располагались отверстия, предназначенные для стрельбы из пулеметов MG 34 либо MP 40.

Фердинанд был оснащен двумя двигателями Maybach HL 120 TRM (245 л.с. при 2600 об / мин), которые приводили в действие два генератора Siemens Schuckert K58-8 (230 кВт/1300 об/мин). У танка был задний привод. Максимальная скорость Фердинанда составляла 30 км/ч, но по пересеченной местности не превышала 10 км/ч. Объем бензобака танка составлял 950 литров, а коэффициент расхода топлива был около 8 л/с.

Основным орудием Фердинанда была пушка 88 мм PaK4/2Л/71, версии АА, с более длинным бочонком, уменьшенной отдачей и отрегулированным механизмом затвора. Бортового пулемета не было, вместо этого в корпусе располагались отверстия для ручной стрельбы на тот случай, если экипаж окажется в условиях ближнего боя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector