Танк т-34 76
Содержание:
- Боевое применение Т-34-85
- Озеро Верхнее
- Трудное начало славного пути
- Примечания
- 17-я моторизованная дивизия СС «Гётц фон Берлихинген»
- Форма ВМФ: обзор повседневной и парадной форменной одежды моряков
- Устройство танка
- Тактико-технические характеристики
- ARL 44
- Чудеса оружейного дела: ракета в кармане
- Описание конструкции
- На смотр в Москву!
- Виды формирований
- Photos
- Ссылки[править | править код]
- Литература
- Читайте также
- «Танк загорится – и черт с ним»
- Огромные пузыри метана
- «12 Злых вихрей»
- Чем закончится фильм «Т-34»
- Готов к поверхностной эксплуатации…
- Танк Т-24 и БТ
- Эволюция и будущее
Боевое применение Т-34-85
Новая «тридцатьчетверка» впервые выкатилась из сборочного цеха горьковского завода «Красное Сормово» в последний день 1943 года. Объем выпуска был небольшим, всего 80-100 машин в месяц. Только с марта месяца 1944 года новая машина стала поступать на фронт в необходимых количествах. Основным поставщиком новеньких «тридцатьчетверок» стало предприятие «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Именно этот завод давал фронту основную массу новых советских танков. В отдельные периоды 1944-45 года с конвейера Нижнетагильского завода сходило до 700 машин в месяц.
Горьковский завод «Красное Сормово» немного уступал по объемам производства новой машины. Горьковские танкостроители давали стране по 250-300 машин в месяц. Летом на необходимые объемы производства вышел и третий танкостроительный завод в Омске.
Официально производство нового танка осуществлялось до 1946 года. Однако объемы выпущенных деталей и комплектующих к Т 34 85 был настолько большими, что советские заводы вынуждены были продолжать выпуск машин и в следующем 1947 году. Это никоим образом не отразилось на боеспособности Советской Армии, которая вынуждена была иметь в Восточной Европе крупные бронетанковые соединения.
В дальнейшем для оснащения вооруженных сил своих союзников, СССР передал на лицензионных условиях техническую документацию Польше и Чехословакии. В этих странах «тридцатьчетверки» выпускались в 50-е годы.
Несмотря на то, что новый танк сумел принять участие в боевых действиях только на завещающем этапе войны, вклад этой машины в разгром гитлеровской Германии, а после и Квантунской армии императорской Японии, трудно переоценить. Новые советские средние танки Т 34 85 массово применялись в ходе Балатонской оборонительной операции, в Восточно-Прусской операции и при штурме Берлина.
В компании с самоходными артиллерийскими установками СУ 76, СУ 85 и СУ 100, с тяжелыми танками ИС-1 и ИС-2, советский танк Т-34 с 85 мм пушкой чувствовал себяна поле боя более уверенно. Проблема прямого столкновения с тяжелыми немецкими танками была устранена посредством применения других огневых средств поражения. Главным врагом советских танков на завершающем этапе войны стали немецкая 88-мм пушка и панцефауст. Ни один боевой танк того времени не мог похвастаться эффективной броневой защитой от воздействия этих противотанковых средств.
Советский танк Т 34 85, историю его применения и эксплуатацию с полным правом можно назвать легендарными. Несмотря на то, что машина была создана в далеком 1943 году, танк прошел славный боевой путь. Танку пришлось принимать активное участие во многих военных компаниях и конфликтах послевоенного времени. На советских «тридцатьчетверках» воевали в Корейской войне 1950-53 гг., успешно сражался танк в составе армии ЦАХАЛ во время войны за независимость Израиля.
Последний факт боевого применения Т-34-85 был отмечен во время гражданской войны в Югославии, разразившейся в 90-е годы XX века. Официально «тридцатьчетверка» была снята с вооружения вооруженных сил Российской Федерации только в 1997 году, спустя более полувека с момента принятия в строй.
Озеро Верхнее
Трудное начало славного пути
История советского танка Т-34 – это страницы, написанные кровью и потом. Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев представление о легендарном танке сформировано на базе машины Т-34-85 с длиной и мощной пушкой, основная тяжесть боев и сражений Второй Мировой вынесла на себе машина самой первой модификации. Именно с этой машиной Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну. До 1944 года основным танком Красной Армии была машина Т-34-76. На этих танках советские танкисты воевали в 1941 году под Москвой, участвовали в кровопролитных боях под Сталинградом летом-зимой 1942 года. Немало испытаний выпало на долю «тридцатьчетверок» первой модификации в сражения на Курской дуге в 1943 году.
Советские Т-34 стали самыми массовыми танками за всю историю войны. С 1940 по 1947 годы машину в различных модификациях выпускало в СССР сразу 7 заводов. Позже, уже после окончания Второй Мировой войны советские танки Т-34-85 стали собирать на заводах в Чехословакии и Польши. Перед войной новую машину в основном выпускали Сталинградский тракторный завод, Харьковский завод №75 и Кировский завод в Ленинграде. В последствии с началом Великой Отечественной войны к производству «тридцати четвертых» подключились заводы «Красное Сормово» в Горьком, омский завод №174, танковый завод в Нижнем Тагиле и завод №183 в Челябинске.
В первый период войны, с лета 1941 года по лето 1942 года, советская танковая промышленность переживала самый трудный период, связанный с масштабной эвакуацией предприятий на Восток. Новые танковые заводы в Нижнем Тагиле, в Омске и в Горьком только набирали необходимые мощности. Старые советские танковые заводы в европейской части страны продолжали работать в тяжелых прифронтовых условиях. Кировский завод в Ленинграде продолжал выпускать танки КВ и Т-34 в условиях блокады. Харьковский завод был потерян в результате стремительного наступления немцев весной 1942 года. Столь необходимые фронту танки Т-34, Сталинградский тракторный завод выпускал до самого последнего момента, когда в городе уже шли уличные бои.
В целом, можно говорить о том, что 1941 год для танка Т-34 стал знаковым. Роль «тридцатьчетверки» в самый тяжелый и трудный период для Красной Армии трудно переоценить, даже при условии, что за первые месяцы боев на фронте было потеряно до 80% новых машин, имеющихся в войсках по состоянию на 22 июня 1941 года.
Тяжелая ситуация с оснащением советских войск современной и боеспособной бронетехникой, сложившаяся во второй половине 1941 года, неизбежно сказалась на прочности обороны Красной Армии. Противник наращивал силу своих ударов, применяя на основных направлениях ударные танковые соединения. Этому натиску советские войска не могли ничего противопоставить, сказывалось отсутствие в войсках необходимо количества современных и мощных танков.
Советская танковая промышленность не успевала восполнить потери бронированной техники в войсках, оборонная промышленность на востоке страны только набирала свои мощности. В боях под Москвой советское командование использовало в основном старые, морально устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26. Немного облегчало ситуацию появление на фронте в небольшом количестве легких танков Т-50 и Т-60. Доля современных советских танков Второй Мировой войны Т-34 и КВ в войсках после разгромных первых месяцев 1941 года была незначительная.
Только через год во время контрнаступления советских войск под Сталинградом ситуация стала меняться в лучшую сторону. Ударные советские танковые корпуса были оснащены новыми «тридцатьчетверками» в достаточном количестве. Начиная с весны 1942 года советские танкисты стали получать новенькие Т 34, сходившие с конвейеров уральских заводов. Уже к началу 1943 года советская танковая промышленность по объему выпуска танков превзошла результаты работы танковых заводов Германии и оккупированной Европы. Только танков Т 34 советские заводы в 1943 году выпустили 15889 машин. С 1944 года начался выпуск более совершенной машины, в которой была заменена башня и основным оружием являлась уже 85-мм пушка ЗИС-С-53.
Примечания
17-я моторизованная дивизия СС «Гётц фон Берлихинген»
Данная дивизия СС была названа в честь героя Крестьянской войны в Германии (1524-1526), имперского рыцаря Георга (Гёца, Гётца) фон Берлихингена (1480-1562), борца с сепаратизмом германских князей за единство Германии, предводителя отряда восставших крестьян и героя драмы Иоганна Вольфганга фон Гёте «Гётц фон Берлихинген с железной рукой» (рыцарь Гётц, потерявший руку в одном из сражений, приказал изготовить себе вместо нее железный протез, которым владел не хуже, чем иные – рукой из плоти и крови). Эмблемой дивизии служила сжатая в кулак железная рука Гётца фон Берлихингена (пересекающая щит-тарч справа налево и снизу вверх по диагонали).
Форма ВМФ: обзор повседневной и парадной форменной одежды моряков
Устройство танка
Сначала о Т-34 76 в общих чертах:
- Боевая масса танка была больше тридцати тонн;
- Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;
- Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;
- Максимальная скорость — 55 километров в час;
- Экипаж — четыре человека;
- Было выпущено около 20 000 штук.
Корпус
В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.
Башня
Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.
Пушки
На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант.
Ходовая часть
У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков.
Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.
Двигатель
В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.
Тактико-технические характеристики
Т-34обр.1940г. | Т-34обр.1941 г.(литая башня) | Т-34обр.1942 г.(литая башня) | Т-34обр.1943 г. | Т-34-85обр.1944 г. | |
Экипаж | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Размеры (мм): | |||||
длина | 5920 | 6680 | 6680 | 6750 | 8150 |
ширина | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
высота | 2450 | 2450 | 2450 | 2600 | 2720 |
Бронирование (мм): | |||||
лоб башни | 45 | 52 | 65 | 70 | 75-90 |
маска пушки | 45 | 52 | 45 | 70 | 90 |
борт башни | 45 | 52 | 65 | 52 | 75 |
тыл башни | 40 | 45 | 47 | 52 | 60 |
крыша башни | 16 | 20 | 15-30 | 20 | 20 |
лоб корпуса | 45 | 45 | 47 | 60 | 60 |
борт корпуса | 45 | 45 | 47 | 47 | 47 |
тыл корпуса | 40-45 | 40-15 | 47 | 47 | 47 |
крыша корпуса | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
днище | 20 | 20 | 21 | 21 | 21 |
Двигатель: | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л.с. | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л. с |
Скорость макс, (км/ч) | 53.5 | 55 | 55 | 55 | |
Давление на грунт (кг/см2) | 0.64 | 0.64 | 0.76 | 0,83 | 0,85 |
Запас хода (км): | |||||
по шоссе | 300-400 | 300-400 | 400 | 465 | 360 |
на местности | 230-360 | 230-360 | 260 | 365 | 310 |
Запас топлива (л): | |||||
во внутренних баках | 460 | 460 | 610 | 610 | 540 |
в дополнительных баках | 134 | 134 | 180 | 270 | |
Пушка | 76.2 мм Л-11 | 76.2 мм Ф-34 | 76.2 мм Ф-34 | 76,2 мм Ф-34 | 85 мм ЗиС С-53 |
Боезапас | 77 | 77 | 77 | 100 | 60 |
Бронебойный снаряд | БР-350А | БР-350А | БР-350А | БР-350А | 53-УБР-365 |
вес (кг) | 6.3 | 6.3 | 6.3 | 6,3 | 9,02 |
скорость (м/с) | 612 | 655 | 655 | 655 | 792 |
бронепробиваемость (мм) | |||||
500м | 62 | 69 | 69 | 69 | 111 |
1000 м | 56 | 61 | 61 | 61 | 102 |
1500 м | 49 | 54 | 54 | 54 | 93 |
2000 м | 44 | 48 | 48 | 48 | 85 |
Подкалиберный снаряд | БР-350П | БР-350П | БР-365П | ||
вес (кг) | 3,02 | 3,02 | 4,99 | ||
скорость (м/с) | 965 | 965 | 1200 | ||
бронепробиваемость (мм) | |||||
500 м | 92 | 92 | 138 | ||
1000 м | 60 | 60 | 100 | ||
Кумулятивный снаряд | БР-353А | БР-353А | |||
вес (кг) | 3,94 | 3.94 | |||
скорость (м/с) | 325 | 325 | |||
бронепробиваемосгь (мм) | 75 | 75 | |||
Фугасный снаряд | Ф-354 | Ф-354 | Ф-354 | Ф-354 | Ф-365 |
вес (кг) | 6.23 | 6.23 | 6.23 | 6.23 | 9,5 |
скорость (м/с) | 635 | 680 | 680 | 680 | 792 |
Осколочно-фугасный | ОФ-350 | 0ф-350 | ОФ-350 | С1Ф-350 | ОФ-365 |
вес (кг) | 6,21 | 6.21 | 6,21 | 6.21 | 9,5 |
скорость (м/с) | 635 | 680 | 680 | 680 |
792 |
ARL 44
Если прокачивать экипаж на обычной технике, то лучше всего это можно будет делать на тяжёлом танке 6-го уровня ARL 44. Суть выбора именно этой машины заключается не только в хороших характеристиках, но и в численности экипажа 5 человек. Конечно же, на лёгком танке танкисты будут быстрее прокачиваться, но их там всего 3 человека, что может создать проблему в дальнейшей пересадке.
На борту француза находится экипаж из 5 человек:
- командир;
- наводчик;
- механик-водитель;
- радист;
- заряжающий.
В основном, французские танки состоят из 3-4 членов экипажа, поэтому на ARL 44 будет очень выгодно прокачивать танкистов, поскольку при дальнейшей пересадке не возникнет сложностей с требуемой специальностью.
Француз не обладает хорошим обзором, поэтому прокачивать экипаж необходимо будет только при помощи набитого урона. Однако ТТ имеет на вооружении 2 альтернативных мощных орудия, способных на отлично выполнять основные требования – нанесение большого количества урона.
Эта нация наделена техникой с хорошим радиусом обзора и точными орудиями, поэтому в прокачке экипажа сложностей не возникнет, причём такими качествами наделена не только премиум техника, но и обычные танки.
Чудеса оружейного дела: ракета в кармане
Описание конструкции
Танк «Шерман» выполнен по схеме, более характерной для немецкого танкостроения тех лет: его трансмиссия и отделение управления размещены в передней части корпуса, а моторное отсек – в задней. Между ними расположено боевое отделение с башней кругового вращения, которая находится по центру корпуса. В состав экипажа входило пять человек.
Внутри танк был покрыт подбоем из пенорезины, который защищал экипаж от осколков.
Подобная компоновка повышала высоту боевой машины: конструкторам пришлось размещать в корпусе карданный вал, который шел от двигателя к коробке передач. Увеличивало высоту танка и вертикальное расположение двигателя.
Разные модификации танка мало отличались по своей конструкции, поэтому ниже приводится описание модели М4А2 с дизельным двигателем, которая наиболее массово поставлялась в СССР по ленд-лизу.
В передней части корпуса располагалось отделение управления, в котором размещались рабочие места механика-водителя и его помощника, контрольные приборы и рычаги управления, элементы трансмиссии и курсовой пулемет с боекомплектом.
За ним находилось боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагались места командира машины, наводчика и заряжающего, боекомплект орудия, огнетушители и аккумуляторы. В башне было размещено орудие, прицельные приспособления и приборы наблюдения, подъемный механизм пушки, спаренный пулемет и радиостанция. Также в боевом отделении находился механизм поворота башни.
В задней части танка располагалось моторное отделение, которое было отделено от боевого специальной перегородкой.
Корпус танка модификации М4А2 был выполнен из катаных броневых плит, которые соединялись с помощью сварки. Лобовая часть машины представляла собой одну массивную литую деталь, которая была расположена под углом 56° и имела толщину 51 мм. Толщина бортов корпуса составляла 38 мм. Справа в нижней части листа находилась шаровая пулеметная установка. В днище корпуса имелся люк, который использовался для эвакуации экипажа под огнем противника. Над отделением управления находились два посадочных люка со встроенными приборами наблюдения.
«Шерман» имел литую башню с небольшой кормовой нишей, толщина ее лобовой брони составляла 76 мм, борта и корма имели броню в 51 мм, а маска орудия имела бронирование в 89 мм. На крыше башни располагался двустворчатый командирский люк, который использовался для эвакуации всех членов экипажа, находящихся в боевом отделении. На более поздних сериях машины к нему был добавлен еще один люк для заряжающего.
Первоначально основной боезапас танка находился в надгусеничных полках, которые снаружи имели дополнительное бронирование. Однако практика показала, что такое расположение приводило к детонации боекомплекта, поэтому на машинах поздних серий его перенесли на пол боевого отделения, и была использована так называемая мокрая боеукладка: снаряды заливались водой с добавлением этиленгликоля.
Первоначально на танк модификации М4А2 устанавливалась 75-мм пушка М3, а с 1943 года – 76-мм орудие М1А1. С пушкой был спарен пулемет, 12,7-мм зенитный пулемет был смонтирован на крыше башни.
Прицельные приспособления танка состояли из телескопического прицела М55 и перископического прибора М38. Пушка «Шермана» была стабилизирована в вертикальной плоскости.
Силовая установка М4А2 состояла из двух дизелей GM 6046 с шестью цилиндрами каждый. Общая мощность составляла 375 л. с. Емкость топливных баков танка составляла 590 литров.
«Шерман» оснащался 5-скоростной коробкой передач механического типа, крутящийся момент от двигателя передавался на нее с помощью карданного вала.
Ходовая часть танка состояла из шести одинарных опорных катков на каждый из бортов, они были объединены попарно в три тележки, каждая из которых была подвешена на двух пружинах. Кроме того, на каждом борту было по три поддерживающих катка, ведущее переднее колесо и направляющие колеса. В середине 1942 года ходовая часть танков была несколько модернизирована.
На «Шерманах» устанавливались мощные радиостанции.
На смотр в Москву!
Об основных итогах войсковых испытаний заместителю наркома обороны командарму 1 ранга Григорию Кулику доложили 4 марта, а в ответ его начальник маршал Климент Ворошилов отдал распоряжение прервать испытания и начать готовить танки к показу в Москве. Эта подготовка началась уже через два дня и заняла всего пять дней. Старт пробега был назначен в ночь на 12 марта, финиш — на утро 15 марта. Сам же показ должен был состояться позднее – после коротких показательных испытаний танков на автобронетанковом полигоне в Кубинке.
Кроме главного конструктора «тридцатьчетверок», в пробеге участвовали: начальник автобронетанковых войск Харьковского военного округа полковник Черняев (в роли руководителя пробега), опытные заводские механики-водители Исаак Бетенский, Василий Дюканов, Иван Кузнецов и Николай Носик, инженеры-исследователи Илья Гололобов и Иван Настека и военный представитель на заводе военинженер 3 ранга Байков. Вместе с двумя А-34 в пробег уходил и гусеничный тягач «Ворошиловец», груженный топливом, смазочными материалами и запчастями.
Опытный экземпляр танка А-34 преодолевает снежную целину и незамерзший ручей на полигоне Кубинка, 24 марта 1940 года
Новые машины и есть новые машины: в процессе испытаний у них постоянно что-нибудь выходит из строя и требует замены. Так случилось и с одним из опытных образцов А-34: буквально накануне пробега на нем пришлось срочно менять несколько незначительных, но весьма важных деталей. Так что в итоге в дальнюю — 744 километра! — дорогу бронированные машины тронулись только в четыре часа дня 12 марта. Провожали их едва ли не всем заводом во главе с его директором Юрием Максаревым, который очень беспокоился о том, как поведут себя новые танки в дальней дороге. Он, как вспоминали позднее участники проводов, несколько раз даже заводил разговор о том, чтобы испытатели, если столкнутся с серьезными трудностями, возвращались домой. Но конструктор Михаил Кошкин, отправлявшийся в пробег со своим детищем, категорически отказался от такого шанса: дескать, все будет нормально, а почти зимняя погода — всего лишь еще одна возможность проверить, на что способны танки.
Виды формирований
Photos
Ссылки[править | править код]
Литература
- Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
- Объекты военные — Радиокомпас / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1978. — 678 с. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 6).;
- Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
- Боевой устав Сухопутных войск Вооруженных Сил СССР (взвод-отделение-танк ).
- Драбкин А. Танкисты. «Мы погибали, сгорали…». — М: Эксмо, Яуза, 2012. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-52016-9.
- Танкисты в боях за Родину. М.: ДОСААФ, 1965.
- Танкисты в сражении за Ленинград. Л.: Лениздат, 1987
- Жаркой Ф. М. Танковый марш. Под ред. М. Ф. Жаркого Танковый марш. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — СПб. : Издательство Михайловской военной артиллерийской академии, 2020. — 230 с. — ISBN 978-5-98709-303-0.
- Robert Kershaw. Tank Men. The Human Story of Tanks at War. Hodder Paperbacks, 2009. 480 p. ISBN 0-340-92349-0 (Background & Preparation)
Читайте также
«Танк загорится – и черт с ним»
Николай Борисов родился 3 ноября 1924 года в селе Барское-Татарово Вязниковского района теперешней Владимирской области. В семье было четверо детей. Десятый класс средней школы Николай закончить не успел – 14 октября в 1942 году его призвали в Красную армию и направили в Горьковское танковое училище. После 11 месяцев обучения Николай получил аттестат на должность командира танкового взвода. Как и другим выпускникам, ему присвоили звание «младший лейтенант».
Молодой танкист начал воевать в декабре 1943 года под Киевом в составе 40-й гвардейской танковой бригады. До весны 1944 года его боевой машиной был танк Т-34 первой модели – с пушкой диаметром 76 мм. В экипаже было четыре человека. Механик-водитель сидел спереди слева, с правой стороны от него был стрелок-радист – перед ним был установлен пулемет. Командир экипажа, сидящий в башне, управлял спаренным пулеметом с танковой пушкой. Ему помогал заряжающий.
– В правой руке у меня был подъемный механизм пушки, а в левой – управление башней танка. Я должен был найти вражеский танк и сделать выстрел раньше, чем он по мне. Нахожу цель, навожу, стреляю, командую заряжающим и механиком-водителем. Один выстрел, второй. Кручу башню то влево, то вправо. Кричу заряжающему: «Бронебойный! Осколочный!» – вспомнил Николай Борисов.
После выстрелов в танк попадали пороховые газы и дышать танкистам было нечем. Избавиться от задымления помогали два вентилятора.
Первый танк экипажа был долгожителем – на нем он проехал 1 тыс. км. С марта 1944 года в батальон пришли танки новой модели – Т-34-85. В экипаже было уже пять человек. Башня танка новой модели стала более просторной. Появился наводчик, который освободил командира от обязанностей стреляющего.
Николай Борисов постоянно тренировал членов экипажа – учил как можно быстрее выпрыгивать из танка через люки. По словам ветерана, экипаж должен был покинуть горящий танк за 7–10 секунд: «10 – удовлетворительно, 7 – отлично».
– В училище нам говорили: «Танк загорится – и черт с ним! На заводе сделают новый. А человека нового уже не сделаешь. Поэтому всегда думайте о своих подчиненных». Я все время тренировал экипаж: когда человек натренирован, у него в нужный момент срабатывает память тела – как у спортсмена. Когда в танк попадает снаряд и происходит сильный удар, память отключается, но левая рука автоматически поворачивает рычаг, и люк открывается. Дальше выжимаешься наружу и падаешь с высоты 2 м 75 см. Сначала грохнешься на площадку для запасных частей, потом на землю. Синяки и шишки были, но я ни разу ничего себе не ломал. А когда ты оказываешься на земле, память возвращается – начинаешь осознавать, что случилось, – поделился Николай Борисов.
За войну командир потерял пять танков. Трижды из горящего танка выпрыгивал сам и дважды его, раненого, вытаскивали члены экипажа. На счастье, все пять раз вражеские снаряды попадали в корпус танка. Если бы снаряд попал в башню, где сидел Борисов, его бы не было в живых. «Все говорили, что я везучий», – признался ветеран.
Огромные пузыри метана
«12 Злых вихрей»
Чем закончится фильм «Т-34»
Т-34 заезжает на рассвете в город. Там их уже ждут танки Клауса- несколько пантер. На перёкрестке Т-34 практически окружают, три немецких танка заняли улицы, просматривают сам перекрёсток. Экипажу танка не оставляют выхода, он на высокой скорости проезжает через врагов, наводчик врага не успевает подбить тридцать четвёрку. Бронебойные снаряды надо экономить, поэтому герои стреляют в мостовую под вражеским танком фугасом. Он рикошетит и попадает прямо в днище. Далее Ивушкин приказывает одному из членов экипажа взять гранату и закинуть в открытый люк пантеры. Парень исполняет приказание командира, но на этом сцена обрывается.
В это время в борт Т-34 заходит пантера. Кажется, на этом всё. Выстрел. Пантера подбита. Оказывается тот парень выжил. Он залез в пантеру, зарядил снаряд и подбил врага. Ягер вызывает Ивушкина на дуэль на мосту. Николай соглашается
Первый выстрел за пантерой, Ягер не желает уничтожать танк противника сразу, он хочет его унизить. Первое попадание в доп. броню, она с треском отлетает. Второй выстрел в гусеницу, советский танк пошатнулся. Но тут Ивушкин, собрав все свои силы, стреляет последним снарядом в смотровую щель пантеры. Вражеский танк свисает с моста. Ивушкин вылезает из танка. Он видит, как на броне пантеры сидит раненый Ягер. Клаус протягивает Николаю руку. Ивушкин её жмёт и пантеры вместе с полковником падает с моста.
В финальных титрах нам показывают, что все герои фильма выжили и после войны жили обычной жизнью.
В основе сюжета фильма лежит реальная история танкиста, который смог сбежать из немецкого плена на танке Т-34. Для съемок фильма был использован реальный танк Т-34, который был подбит во время войны. Он был полностью восстановлен до боевого состояния.
Готов к поверхностной эксплуатации…
В одном из отчетов 1988 года по исследованию данной проблемы прямо делался вывод, что уровень подготовки танкистов не соответствовал сложности танков. Отмечалось, что выпускники учебных подразделений подготовлены для эксплуатации боевых машин в лучшем случае на 30–40 процентов и то лишь к самой поверхностной их эксплуатации, без детального знания систем и комплексов. Относительно танковых экипажей в отчете давалась следующая оценка: «Учитывая малые нормы расхода ресурса и боеприпасов, обусловленные их высокой стоимостью, количество тренировок экипажей на учебно-боевых машинах за два года службы настолько мало, что не обеспечивается формирование и закрепление устойчивых навыков боевой работы, а реализация боевых качеств машин экипажем в среднем не превышает 60 процентов».
Не в нашу пользу оказалось сравнение качества подготовки специалистов в армиях вероятных противников (развитых стран) и советских танкистов. Натовцы готовились более интенсивно. Например, в составе экипажа в течение года у нас производили от 100 до 150 выстрелов. При этом на индивидуальную подготовку наводчика орудия (для выполнения упражнений учебных стрельб) отводилось 40–60 снарядов в год. Остальные отстреливались в ходе ротных, батальонных или бригадных тактических учений. В армии США наводчик орудия в течение года в составе экипажа выполнял четыре упражнения учебных стрельб днем и столько же ночью с расходом семи-восьми штатных снарядов. На подготовку механиков-водителей на год в странах НАТО отводилось 600–800 километров (в США – 800 миль).
Танк Т-24 и БТ
В 20-е и 30-е годы танкостроение, как передовая отрасль, была переполнена идеями и новыми конструкторскими решениями. Это период создания Т-24 с 45-мм. орудием, серии легких танков БТ, обладающих хорошей проходимостью и быстроходностью. Однако, все они имели ряд существенных недостатков. В их числе бензиновый двигатель, влекущий за собой высокий риск возгорания при попадании снаряда, а также высокая стоимость производства.
Средний советский танк Т-24
Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.) стала для молодого СССР своеобразным полигоном для испытания нового вида оружия, в том числе и танков.
В мае 1938-го года Иосиф Виссарионович Сталин пригласил к себе инженеров и танкистов, побывавших на полях сражения в Испании. Перед ними был поставлен вопрос – какого рода модернизация необходима танкам. В ходе обсуждений, было принято решение о создании транспортного средства на полностью гусеничном ходу. До этого машины использовали гусенично-колесный ход.