Тральщики проекта 1265

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

  • 29 июня на тральщике БТ-325 из 81-го дивизиона 7-й бригады Приморской флотилии разнородных сил Краснознамённого Тихоокеанского флота произошёл пожар в машинном отделении. Тральщик был в море на ходу, и борьбу за живучесть корабля не удалось обеспечить должным образом: более того, моряки полностью израсходовали вхолостую весь фреон, поскольку включили на топливный отсек станцию объёмного химтушения. Корабль был обесточен полностью, а пожар удалось потушить только с привлечением аварийно-спасательных служб Приморской флотилии. По итогам обследования корабль был признан не подлежащим восстановлению, через 5 лет его корпус сожгли. Корабль отслужил меньше всего времени (15 лет).
  • 27 ноября тральщик БТ-730 Кольской флотилии Северного флота встал на якорь в бухте Цыпнаволок на полуострове Рыбачий. В связи с неблагоприятными метеоусловиями командир тральщика должен был сменить место якорной стоянки, однако при съемке с якоря шпиль вышел из строя, а командир корабля растерялся и не успел среагировать. Все это происходило в период наибольшего прилива, прижимного ветра, вследствие чего корабль после окончания шторма и отлива оказался примерно на расстоянии 200 м от уреза воды. С него были сняты все грузы. При попытке стянуть к урезу воды тракторами и автомашинами у тральщика стало ползти и разрушаться днище. Впоследствии корпус был подорван корабельными подрывными командами и сожжен.
  • В ночь с на 11 октября на тральщике БТ-51 из 11-го дивизиона надводных кораблей охраны водного района, 165-й бригады надводных кораблей Приморской флотилии разнородных сил произошёл пожар. Это случилось после 23:00 в районе душевой офицерского состава, сам корабль стоял на якоре и швартовых в бухте Улисс. Пожар возник из-за того, что моряки не выключили нагревательные элементы сауны, которую вообще не предусматривал проект. Организовать тушение пожара не удалось, и в итоге на тральщике произошла серия взрывов боеприпасов. Потушить пожар не успели даже силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей Владивостока. Корабль принял более 200 т воды, крен на левый борт достиг почти 20°, дифферент на нос — 2 метров. Судно сгорело дотла, к утру его уже признали не подлежащим восстановлению и утилизировали остатки.

LiveInternet

История строительства

Головной тральщик, названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год, также в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо заявил в интервью агентству Rambler News Service (RNS), что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 „Александр Обухов“ были сорваны из-за отказа французских партнёров поставить необходимое оборудование».

26 марта 2014 года БТ «Алексанр Обухов» был выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду). Спуск состоялся 27 июня 2014 года с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Введён в состав флота 9 дек 2016 года.

В марте 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что по кораблестроительной программе до 2050 года ВМФ России планирует получить около 30 кораблей, представляющих собой различные модификации проекта 12700, в том числе до 2025 года — минимум 10 кораблей.

24 апреля 2015 года на «Средне-Невском судостроительном заводе» был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов». Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьёзно пострадал во время пожара.

В ноябре 2016 начались работы по выкладке армирующей композитной ткани в матрицу для третьего серийного корабля.

9 декабря 2016 года главнокомандующий ВМФ Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей этого проекта (включая переданный флоту «Александр Обухов»), а в долгосрочной перспективе их планируется более 40. Тогда же издание «Фонтанка» сообщило, что введённые против России санкции делают сроки реализации проекта неопределёнными.

19 января 2017 года представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало проинформировал, что в ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны данного проекта. В интервью «Российской Газете» от 19 февраля 2017 главком ВМФ адмирал Владимир Королёв подтвердил ранее озвученные сведения о том, что в обозримой перспективе для ВМФ, помимо «Александра Обухова», будет построено ещё 7 кораблей противоминной обороны подобного типа, а в долгосрочном плане составы флотов должны пополнить, как минимум, 40 кораблей ПМО.

25 января 2017 состоялась закладка третьего тральщика (второго серийного) «Иван Антонов».

Помимо «Средне-Невского судостроительного завода» строительство кораблей проекта 12700 запланировано также на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Однако в 2018 году было объявлено, что из-за недостаточности финансирования сроки начала строительства кораблей проекта на АСЗ сдвинутся вправо.

27 сентября 2019 года на рабочем совещании по строительству и испытаниям надводных кораблей для ВМФ России генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода В. А. Середохо отметил, что сейчас завершился первый этап модернизации производственных мощностей, что позволит заводу выйти на график строительства и передачу флоту до 2 тральщиков проекта 12700 в год, а после второго этапа модернизации и развития производственных мощностей завода позволит уже в ближайшей перспективе выйти на строительство и передаче флоту до 3 тральщиков проекта 12700 в год.

Строительство

Строительство базовых тральщиков проекта 1265 «Яхонт» было развёрнуто на двух судостроительных заводах: ССЗ «Авангард» (Петрозаводск), корабли с которого поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе, откуда корабли поступали только на Тихоокеанский флот. Головной тральщик был построен на ССЗ «Авангард» и сдан ВМФ 31 декабря 1972 года. Первым тральщиком проекта, построенным для ТОФ на Владивостокском судостроительном заводе, стал «БТ-347» (заводской номер 901), который сдали флоту в 1973 году. Всего по проекту до 1994 года было построено около 70 единиц кораблей, из которых на Владивостокском ССЗ было создано 22 единицы (примерно 31 %). Строительство кораблей проекта на ВСЗ в интересах ТОФ было прекращено в 1991 году, а последний корабль был спущен на воду в 1992 году.

ДОВЕРЬСЯ МНЕ. ТРЕНИНГ.ФОТО.

Основные ТТХ

  • Водоизмещение: стандартное — 427 т, полное — 460 т.
  • Главные размерения: длина наибольшая — 49 м, ширина наибольшая — 9,2 м, осадка средняя при полном водоизмещении — 2,45 м.
  • Тип и мощность ГЭУ: двухвальная, дизельная, 2 х ДРА-210Б (М412) (мощность 2000 л. с.), номинальная частота вращения ГД — 1550 об./мин., валопровода — 374 об./мин., винты регулируемого шага ВР-1265.
  • Электроэнергетическая система: 3 дизельных генератора (7Д6) мощностью 300 кВт. Для обеспечения работы электромагнитного трала специальный дизель — генератор (дизель К266) с генератором постоянного тока (50 кВт).
  • Скорость: полного свободного хода — 14 узлов; боевая экономическая — 10 узлов.
  • Дальность плавания: 1700 миль при скорости хода 10 узлов.
  • Запасы топлива: масло моторное — 2 тонны.
  • Автономность: 15 суток.
  • Вооружение:
    • Штурманское: гирокомпас, магнитные компасы «УКП — М1» и «УКП — М3», лаг МГЛ, эхолот НЭЛ, радиопеленгатор АРП — 50Р.
    • Артиллерийское: 30-мм спаренная автоматизированная артиллерийская установка АК-230 с дистанционными управлением от ПУС «Колонка», 25-мм спаренная турельная артиллерийская установка 2М-3М с ручным управлением.
    • Ракетное ПВО: 2х4 ПУ переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3»
    • Противоминное: контактный трал ГКТ-2, сетевой трал ТС-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4, акустический трал АТ-5(АТ-6), искатели-уничтожители мин КИУ-1 (КИУ-2-2М), шнуровые заряды.
    • Химическое: прибор химической разведки ВПХР, приборы дозиметрического контроля ДП-62, противогазы ИП-46, химкомплекты КЗИ-2, ранцевые приборы дезактивации, 6 кг порошка СФ-4, фильтрующие противогазы для л/с (110 %), 4 дымовые шашки ДШМ-60.
  • Средства связи:
    • Радиостанции: коротковолновый передатчик «Окунь», приёмник Р-657К, станция УКВ Р-619, аппаратура ЗАС, всеволновый приёмник «Волна — 2К», ГГС «Каштан» («Лиственница»).
    • Аппаратура: РЛС навигации «Дон» («Вайгач») аппаратура системы опознавания «Нихром», инфракрасная аппаратура ночного видения «Хмель», электрооптическая аппаратура ночного видения МЭ5 («Тромбон»).
    • Гидроакустические: ГАС МГ-69 «Лань», МГ-79 «Мезень» (МГ-89).
  • Экипаж: 45 человек (в том числе 6 офицеров)
  • Директивный срок службы кораблей — 15 лет.
  • Межремонтный срок корабля — 3 года (текущий) и 6,5 лет (средний).
  • Междоковый срок — 1 год.

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Приготовление ЭМ-препаратов

Служба

Пограничный сторожевой корабль «Астраханец» (бортовой номер 107) Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России (проекта 1265Э, заводской № 155, до 1992 года — БТ-705), Астрахань (2015 год).

В настоящее время в состав ВМФ России входит не менее 25 базовых тральщиков проекта 1265. Всего же на ССЗ «Авангард» для ВМС иностранных государств (Болгария, Вьетнам, Куба, Сирия) было построено 13 единиц кораблей в экспортной модификации по проекту 1265Э. Построечный период кораблей проекта (от закладки до сдачи флоту) занимал около двух лет.

  • в составе ВМС Украины службу несут тральщики «U330 Мелитополь» (бывший БТ-79) и «U331 Мариуполь» (бывший БТ-126);
  • в ВМС Азербайджана служат два тральщика БТ-55 и БТ-103;
  • в болгарском флоте таких тральщиков четыре;
  • ещё четыре тральщика во флоте Вьетнама;
  • четыре тральщика поступили на вооружение ВМС Кубы, в 2011 году два оставались на вооружении;
  • два во флоте Сирии.
  • Один тральщик служил в Эфиопии и был списан в 1996 году.

В итоге большая часть кораблей прослужила не менее 20 лет: дольше всего (30 лет) служит тральщик «БТ-100», а меньше всего отслужил (15 лет) — тральщик «БТ-325». Замены на флоте этим тральщикам пока не предполагается, и срок службы оставшихся кораблей может скоро превысить 30 лет, что говорит о высоком потенциале кораблей и высоком классе проекта.

Строительство

Строительство базовых тральщиков проекта 1265 «Яхонт» было развёрнуто на двух судостроительных заводах: ССЗ «Авангард» (Петрозаводск), корабли с которого поступали на Северный, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию, и Владивостокском судостроительном заводе, откуда корабли поступали только на Тихоокеанский флот. Головной тральщик был построен на ССЗ «Авангард» и сдан ВМФ 31 декабря 1972 года. Первым тральщиком проекта, построенным для ТОФ на Владивостокском судостроительном заводе, стал «БТ-347» (заводской номер 901), который сдали флоту в 1973 году. Всего по проекту до 1994 года было построено около 70 единиц кораблей, из которых на Владивостокском ССЗ было создано 22 единицы (примерно 31 %). Строительство кораблей проекта на ВСЗ в интересах ТОФ было прекращено в 1991 году, а последний корабль был спущен на воду в 1992 году.

История корабля

В 1901 году зачислен в списки судов Балтийского флота и заложен на судоверфи Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 октября 1901 года, вступил в строй 21 августа 1902 года. После вступления в строй отправился на Дальний Восток с отрядом А. А. Вирениуса, однако с началом Русско-японской войны вернулся в Россию.

Вошёл в состав Второй Тихоокеанской эскадры и 29 августа 1904 года покинул Кронштадт под командованием лейтенанта О. О. Рихтера.

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Быстрый» входил в состав 1-го отделения миноносцев и держался на левом, нестреляющем борту русских броненосцев, находясь в распоряжении флагманского броненосца «Князь Суворов». После выхода из строя броненосца «Ослябя» «Быстрый» принял участие в спасении его экипажа, взяв на борт 10 человек. Частая форсировка хода привела к большому расходу угля.

К утру 15 мая «Быстрый» соединился с крейсером «Светлана». К этому времени уголь на миноносце подошёл к концу и О. О. Рихтер попросил у командира «Светланы» снабдить его углём, однако этого сделать не удалось из-за приближения японских кораблей. «Быстрый» пошёл к берегу с намерением высадить экипаж, а «Светлана» вступила в бой с японскими крейсерами. В самом начале боя за русским миноносцем погнался японский «истребитель» «Муракумо», затем к нему присоединился крейсер «Ниитака». На «Быстром» в топках сожгли даже мебель, и миноносец сумел на время уйти от погони и выброситься на корейский берег. Здесь команда покинула корабль, а унтер-офицер Пётр Галкин взорвал «Быстрый». Прибывшие вскоре японские военные корабли пленили экипаж русского миноносца.

Ссылки[править | править код]

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде (№ 363) и в Керчи на судостроительном заводе «Залив» (№ 532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Разработка

Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.

В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности всё-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971—1980 годы был утверждён в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта всё же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981—1990 годы.

Структура корабля[ | код]

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Постройка кораблей

При создании кораблей учитывалась особенность значительной плавучести стеклопластиковых корпусов. Новейшие корабли обладают 70% запасом плавучести в противоположность традиционным большей части военных кораблей в 50-60%. Получилось создание не только мореходного прочного и устойчивого, но также маневренного боевого корабля.

Боевые корабли БТ типа «Георгий Курбатов» оборудованы мощными силовыми установками. Мощные 2500 сильные дизельные двигатели должны обеспечить кораблям скорость в 15 узлов. Дальность плавания на экономичном ходу достигает 1500 км. Автономное плавание для новейших кораблей определено в 10-дневный период, что будет достаточным для экипажа корабля с 41 военнослужащим.

Основные конструктивные особенности тральщика проекта 12700

Благодаря стеклопластиковому корпусу корабль имеет пониженный фон физических и электрических полей, снижая вероятность срабатывания неконтактных мин. В отличие от стальных корпусов кораблей, конструкция из стекловолокна может без потери основных физико-химических свойств прослужить 30-40 лет. Проект 12700 считается самой успешной разработкой российских конструкторов за последнее десятилетие. Полученный практически опыт применения композитных материалов для строительства боевых судов, может положить начало строительству военных кораблей других классов, рассчитанных на действие в прибрежной морской зоне.

Для создания композитного корпуса впервые на корабельной верфи было применено новейшее оборудование, которое представляет собой опытное производство. Созданный с нуля производственный комплекс является уникальным в своем роде и не имеет аналогов в России. Технологические возможности комплекса оборудования обеспечивают возможность создавать монолитные стеклопластиковые корпуса длиной до 80 метров. Такой корпус обладает целым рядом очевидных преимуществ:

  • прочность, сравнимая со стальными конструкциями;
  • длительной срок эксплуатации;
  • минимальное технологическое обслуживание;
  • малый вес в сравнении с аналогичными по размеру стальными конструкциями.

https://youtube.com/watch?v=_wwQ3exHze0

Композитный корпус идеально подходит для установки на нем нового противоминного контура, который вместе с новейшими гидроакустическими станциями значительно увеличивает живучесть и боеспособность корабля. Новый противоминный контур устанавливается на корпусе корабля и на выносных подводных аппаратах, буксируемых судном. Помимо новинок в сфере обнаружения мин, новый тральщик оснащен и традиционным тральным оборудованием, контактными и неконтактными тралами. Набор противоминного оборудования и вооружения входит в единую систему управления, получившую короткое название АСУ ПМД. Управление противоминной системой осуществляется с командного пункта корабля.

В процессе создания корабля были учтены особенности высокой плавучести стеклопластикового корпуса. На новом судне запас плавучести составляет 70%, в отличие от традиционного для большинства военных судов запаса плавучести в 50-60%. Удалось не только создать мореходное прочное и устойчивое судно, но и маневренный боевой корабль.

Боевой корабль БТ типа «Георгий Курбатов» получил на оснащение мощную силовую установку. Дизельный двигатель мощностью 2500 л.с должен обеспечить кораблю максимальную скорость в 15 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 км, что вполне достаточно для продолжительной боевой работы на довольно обширной акватории. Автономность плавания для нового корабля определена в 10 дней, что вполне достаточно для экипажа судна в количестве 41 человека.

Ссылки

Крейсер проект 1123 • проект 1144 • проект 1164
Эскадренные миноносцы проект 956
Большие противолодочные корабли проект 61 • проект 1134-Б • проект 1155 • проект 1155.1
Фрегаты проект 22350 • проект 11356
Сторожевые корабли проект 1135 • проект 11540 • проект 22160
Корветы проект 20380 • проект 20385 • проект 20386
Малые ракетные корабли и катера проект 1234 • проект 206-МР • проект 1241 • проект 1239 • проект 11661 • проект 21631 • проект 22800
Малые противолодочные корабли проект 1124 • проект 1141 • проект 1331-М • проект 11451
Малые сторожевые корабли и катера проект 205П • проект 1400 • проект 10410 • проект 12150 • проект 21980 • проект 03160
Малые артиллерийские корабли и катера проект 1204 • проект 21630
Десантные корабли и катера БДК

: проект 1171 • проект 1174 • проект 775 • проект 11711

СДК

иМДК : проект 572 • проект 770 • проект 12321 • проект 12322

ДКа

: проект 1176 • проект 11770 • проект 21820

Тральщики Морские тральщики

: проект 254 • проект 266 • проект 266-М • проект 12660

Базовые тральщики

: проект 1252 • проект 1265 •проект 12700Рейдовые тральщики

: проект 1251 • проект 1258 • проект 10750

Разведывательные корабли (суда связи) проект 394Б • проект 1826 • проект 864 • проект 1941 • проект 18280
Учебные корабли проект 1886У • проект 887 • проект 888
Подводные лодки
РПКСН (ПЛАРБ) проект 667А • проект 667Б • проект 667БД • проект 667БДР • проект 667БДРМ • проект 941 • проект 955
ПЛАРК проект 675 • проект 667АТ • проект 670М • проект 06704 • проект 949 • проект 949А • проект 885
ПЛАТ проект 671 • проект 705(К) • проект 671РТ • проект 671РТМ(К) • проект 685 • проект 945 • проект 971 • проект 945А
ДЭПЛ проект 641 • проект 641Б • проект 690 • проект 877 • проект 20120 • проект 865 • проект 636 • проект 677

Происшествия с кораблями

Хотя корабли проекта демонстрировали высокие эксплуатационные и мореходные качества, а также отличались исключительными условиями обитаемости экипажей по сравнению с тральщиками других проектов и вообще кораблями других классов, несколько из этих тральщиков серьёзно пострадали или вышли из строя в ходе некоторых происшествий. Причиной таких происшествий часто являлась обычная халатность членов экипажа.

  • 29 июня на тральщике БТ-325 из 81-го дивизиона 7-й бригады Приморской флотилии разнородных сил Краснознамённого Тихоокеанского флота произошёл пожар в машинном отделении. Тральщик был в море на ходу, и борьбу за живучесть корабля не удалось обеспечить должным образом: более того, моряки полностью израсходовали вхолостую весь фреон, поскольку включили на топливный отсек станцию объёмного химтушения. Корабль был обесточен полностью, а пожар удалось потушить только с привлечением аварийно-спасательных служб Приморской флотилии. По итогам обследования корабль был признан не подлежащим восстановлению, через 5 лет его корпус сожгли. Корабль отслужил меньше всего времени (15 лет).
  • 27 ноября тральщик БТ-730 Кольской флотилии Северного флота встал на якорь в бухте Цыпнаволок на полуострове Рыбачий. В связи с неблагоприятными метеоусловиями командир тральщика должен был сменить место якорной стоянки, однако при съемке с якоря шпиль вышел из строя, а командир корабля растерялся и не успел среагировать. Все это происходило в период наибольшего прилива, прижимного ветра, вследствие чего корабль после окончания шторма и отлива оказался примерно на расстоянии 200 м от уреза воды. С него были сняты все грузы. При попытке стянуть к урезу воды тракторами и автомашинами у тральщика стало ползти и разрушаться днище. Впоследствии корпус был подорван корабельными подрывными командами и сожжен.
  • В ночь с на 11 октября на тральщике БТ-51 из 11-го дивизиона надводных кораблей охраны водного района, 165-й бригады надводных кораблей Приморской флотилии разнородных сил произошёл пожар. Это случилось после 23:00 в районе душевой офицерского состава, сам корабль стоял на якоре и швартовых в бухте Улисс. Пожар возник из-за того, что моряки не выключили нагревательные элементы сауны, которую вообще не предусматривал проект. Организовать тушение пожара не удалось, и в итоге на тральщике произошла серия взрывов боеприпасов. Потушить пожар не успели даже силы поисково-спасательной службы Флота и пожарных частей Владивостока. Корабль принял более 200 т воды, крен на левый борт достиг почти 20°, дифферент на нос — 2 метров. Судно сгорело дотла, к утру его уже признали не подлежащим восстановлению и утилизировали остатки.

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Разработка

Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичёв. Технический проект был выполнен и утверждён в обоих вариантах по материалу корпуса.

В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности всё-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971—1980 годы был утверждён в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всём мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта всё же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981—1990 годы.

Ссылки

Какие льготы положены женщинам-контрактницам

Женщин в армии обычно устраиваются на специальности связистов и медиков. Женщины часто служат также поварами, кондитерами, инструкторами по приготовлению пищи, укладчицами парашютов, планшетистами. Женщинам могут предложить службу на складе, некоторых берут на должности музыкантов.

К женщинам — особое отношение. Ждет ребенка — переведут на должность с более легкими условиями службы, но оклад и выплаты не снизят. То же самое предусмотрено для женщин с детьми до 1,5 лет, если трудно выполнять обычные обязанности.

Время нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до трех лет засчитывается в стаж военной службы.

Кроме того, женщина, находящаяся на военной службе, имеет право уйти в отпуск в удобное для нее время, если воспитывает ребенка-инвалида до 16 лет или является матерью-одиночкой (что, к слову, в армии почти нереально).

В том случае, если у мужа-военнослужащего возникнет необходимость служить в другом регионе (например, если нужно ухаживать за больной матерью, отцом, братом, сестрой), то и его супругу-контрактницу переведут служить в ту же местность.

Популярные

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

АЛЕКСАНДР КАРАЯНИ

Для чего применяют и как используют?

После того, как рабочий раствор приготовлен, его используют в садоводстве несколькими способами:

  • для приготовления компоста;
  • для улучшения качества грунта и его состава;
  • для предпосевной стратификации семенного материала и обработки рассады перед высадкой в открытый грунт;
  • для уничтожения сорной растительности;
  • для подкормки взрослых культур (как корневой, так и внекорневой);
  • для запуска процесса разложения органики в выгребных ямах и дачных туалетах.

В зависимости от цели применения принцип использования будет отличаться:

  1. Замачивание клубней и семенного материала. Их выдерживают в рабочем растворе на протяжении 2-10 часов перед высевом в грунт.
  2. Обработка рассады. Опрыскивают саженцы перед пересадкой в открытый грунт, повторную процедуру проводят спустя 10-14 дней.
  3. Приготовление компоста. Для его создания используют любые органические отходы, которые выкладывают слоями и орошают рабочей жидкостью ЭМ-препарата. Такой способ позволяет ускорить процесс созревания удобрения до 1-3 месяцев.
  4. Обработка почвы. ЭМ-препараты используют для обогащения грунта как осенью, после уборки урожая, так и весной, до высадки растений. Также можно добавлять рабочий раствор в лунки. Для повышения эффективности работы микроорганизмов средство рекомендуется вносить под слой мульчи.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector