Возникновение и организация власти арабского халифата

Содержание

Упадок

Арабский халифат несколько веков был одним из могущественнейших государств в истории, но постепенно он пришел в упадок. Это произошло по следующим причинам:

  • Обширные территории. Многочисленные народы с разным вероисповеданием не могли долго находиться под властью единого правителя.
  • Отсутствие религиозного единства среди мусульман (возникновение разных течений ислама);
  • Восстания покоренных народов;
  • Стремление эмиров к независимости;
  • Наемная армия.

Уже к началу IX века на окраинах халифата появились независимые провинции. Эмиры формально подчинялись династии Аббасидов, при этом самостоятельно решая все важные вопросы. К середине X века под контролем халифов остались лишь Багдад и земли Месопотамии. А в 945 году Аббасиды лишились оставшихся территорий. Багдад был захвачен Буидами.

В период с 945 по 1132 годы династия Аббасидов осуществляла лишь духовную власть. Они утратили былое влияние и получали низкое, едва хватающее на жизнь, жалование. В 1055 году положение династии немного улучшилось. Багдад перешел к туркам-сельджукам, более почтительно относящимся к Аббасидам.

С середины XI века шло постепенное восстановление политической власти династии арабских халифов. Они воссоздали Аббасидский халифат в бассейне рек Тигра и Евфрата. После падения сельджуков это государство просуществовало около 60 лет. Земли халифата были захвачены монгольскими завоевателями. Выжившие аббасиды по приглашению султанов переехали в Мамлюкский султанат, где к 1368 году их род прекратил свое существование.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

Исторические сочинения

  • Примеры готовых исторических сочинений по личностям и процессам
  • План, шаблон, клише для сочинения
  • Основные советы по написанию сочинения
  • Критерии оценивания. Сколько баллов можно получить?

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Добавь в избранное и поделись

Выбери ответ

Это важно

  • Расписание ЕГЭ 2021
  • Расписание ОГЭ 2021
  • Расписание ВПР 2021
  • Калькулятор среднего балла по оценкам
  • Калькулятор среднего балла успеваемости
  • Дата последнего звонка 2021
  • Дата выпускного 2021
  • Сколько осталось до начала каникул?

Арабский халифат и исламизация

 Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря  на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено.

К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.

Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским.

В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).

Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки  и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями.

Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу.

Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

Вы смотрели конспект по всеобщей теории «Арабский халифат и исламизация». 

Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

АРМИЯ РОССИИ

Полезное видео

Аравия до ислама

Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы, благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.

Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.

Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.

Народные восстания и распад халифата.

В состав халифата входили народы, говорившие Народные на различных языках, имевшие свои обычаи и восстания культуру. Они жестоко страдали от гнёта завоевателей, поднимались на борьбу с арабскими и местными феодалами.

Сильный удар нанесло халифату народное восстание в Средней Азии под предводительством Муканны. Муканна был бедняком, в молодости он занимался стиркой белья. Он поднял восстание против арабов, но был схвачен и посажен в тюрьму. Ему удалось бежать, и он вновь начал борьбу с арабами. По его призыву на борьбу поднялись массы крестьян, «людей в белых одеждах», как их называли. Восставшие истребляли арабские гарнизоны и уничтожали замки феодалов. Это восстание длилось целых 7 лет и с трудом было подавлено феодалами.

Мощные восстания крестьян происходили в Азербайджане, в Армении, в Ираке. Арабские халифы и феодалы топили народные восстания в крови. Однако эти восстания не проходили бесследно. Они подтачивали силы халифата изнутри, ослабляли его.

Как и во Франкской империи, в халифате крупные местные феодалы приобретали всё большую самостоятельность, стремились к полной независимости. Правители отдельных областей не хотели признавать власть халифов и создавали свои государства.

Всё это привело к тому, что уже в VIII веке Арабский халифат распался на ряд феодальных государств. Самым сильным из них был новый халифат со столицей в городе Багдаде. В Испании возникло самостоятельное государство со столицей в городе Кордове. Затем обособились Марокко, Египет, Сирия, Средняя Азия.

Так возникли многочисленные новые государства. Некоторые из них, пройдя длинный путь развития, существуют и в наше время.

Утверждение ислама среди арабских племён

Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.

Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба — главным исламским святилищем.

Возникновение арабского государства

Возникновение первого крупного раннефеодального государства у арабских племен произошло в VII в. К этому времени основная их масса находилась на стадии разложения родоплеменного строя. Быстро шло имущественное и социальное расслоение. В то же время не были изжиты и многие черты первобытнообщинных отношений. По-прежнему сохранялась родовая связь членов арабского общества.

Активнее всего разложение родоплеменного строя происходило у племен, проживавших в Хиджазе (побережье Красного море). Именно здесь ускоренно шел процесс перехода к оседлому земледелию и скотоводству, существовали такие крупные торгово-ремесленные города, как Мекка, Ясриб (Медина) и т.д. Достаточно быстро явным становится противостояние знати и основной массы населения, выступавшей против перехода земли в частную собственность, сосредоточения богатств в одних руках и в целом против социального неравенства.

Важнейшей предпосылкой объединения арабских племен стало возникновение новой монотеистической религии – ислама. Новое учение признало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, выступило за формальное равенство свободных людей, связанных новой религией, и наметило выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.

Возникновение ислама (от араб. «ислам» − покорность) связано с именем Мухаммеда.

Главная идея ислама – объединение всех арабов, во главе которых должен стать «Пророк» – посланник Бога на земле, при обязательной общности религии и выполнении ее предписаний.

В 20-е гг. VII в. Мухаммеду удалось объединить под своей религиозной и политической властью племена Мекки и Медины. Затем он повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную – полурелигиозную общину (умму). Происходило это с помощью ислама и военных отрядов. В начале 30-х гг. VII в. значительная часть Арабского полуострова уже признала власть и авторитет Мухаммеда.

После его смерти в 632 г. политику объединения продолжили родственники и сподвижники Мухаммеда, превратившиеся в привилегированную группу, из среды которой стали выбирать новых вождей – халифов («заместителей пророка»). При первых четырех «праведных» халифах было подавлено внутреннее противоборство и активизировалась захватническая политика. В итоге сложилась новая наднациональная империя – Арабский Халифат. В его истории выделяется два основных периода: 1) дамасский (сирийский) – период правления династии Омейядов (661-750 гг.); 2) багдадский (месопотамский) – период правления династии Абасидов (750-1055 гг.).

2.6.2. Общественный и государственный строй Арабского Халифата

Арабский Халифат был феодальным государством. Феодальные отношения в полной мере оформились в Багдадский период его истории. При этом, наряду с типичными для феодального строя чертами, имелся ряд особенностей, обусловленных следующими факторами: а) замедленным развитием; б) религиозными особенностями; в) экономико-географической спецификой.

В сословном строе Арабского Халифата отсутствовала четкая иерархия групп. Главным при определении юридического положения человека было не его социальное положение, а вероисповедание. На основе этого выделялся особый правовой статус мусульман и немусульман (зиммиев). Последние находились в более приниженном положении и уплачивали особый государственный налог (джизья). Тем не менее, абстрагировавшись от этого деления, можно выделить основные группы всего населения.

Преобладающую по количеству массу составляли зависимые крестьяне-общинники. В Арабском Халифате их положение не многим отличалось от Европы. Большая часть крестьян жила на землях халифа и платила в качестве наследственных арендаторов ренту напрямую государству.

Господствующий слой составляли феодалы. Они также не имели четкой иерархической структуры. Верхушку составляли мусульмане.

Догосударственная Аравия

Еще в начале VII века немногочисленные арабские племена, населявшие по большей части пустынный Аравийский полуостров, жили в состоянии анархии и не имели общего управления. Южная относительно развитая оконечность полуострова, известная своими благовониями, регулярно в прошлом испытывала посягательства более развитых цивилизаций, но в целом Аравия на тот момент была вне основных событий мировой истории.

Влияние империи Сасанидов (Иран) на севере и Византии на северо-западе ограничивалось пограничными крепостями, за которыми по бесконечным плато кочевали бедуинские племена с верблюжьими стадами. Кочевники практически вели борьбу за существование, сражаясь с природой и друг с другом за источники воды и удобные стоянки. Каждое племя было самостоятельной единицей — с лидером (шейхом), иерархией и системой обязательств.

Кочевники были язычниками — у бедуинов был распространен культ небесных светил, почитались триада женских божеств и верховный бог. Однако библейские идеи также были знакомы арабам — на севере Аравии было распространено христианство, а в городах и оазисах встречались иудейские общины.

Важную роль в религиозно-политической системе арабских племен играли общенациональные святыни, которые одновременно являлись центрами торговли и культурного обмена. Одним из крупнейших таких центров стал город Мекка, где находилось древнее языческое святилище Кааба и другие священные места.

Процветание города было связано также с его экономическим значением — это был признанный центр торговли. Населявшее его племя курайшитов заключило охранные соглашения с бедуинами, что обеспечило безопасность купцам и их торговым караванам.

Список халифатов

Исторические халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халифы(династии)
Арабский халифат

630—656: Медина
656—661: Эль-Куфа
661—750: Дамаск750—762: Эль-Куфа
762—836: Багдад
836—892: Самарра
892—1258: Багдад
1259—1517: Каир

630 — 1517 Аббасидскийхалифат

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империяГассанидыКоролевство вестготовКавказская АлбанияХорезмСогдиана

ИдрисидыАглабидыТахиридыТулунидыОсманский халифат (Османская империя).

Праведные халифыОмейядыАббасиды

Праведный халифат

630—656: Медина
656—661: Эль-Куфа

630—661

Мединская общинаГосударство СасанидовВизантийская империя

Омейядский халифат Праведные халифы
Омейядский халифат 661—750: Дамаск 661—750 Праведный халифат

Аббасидский халифатКордовский эмират

Омейяды
Аббасидский халифат

750—762: Эль-Куфа
762—836: Багдад
836—892: Самарра
892—945: Багдад

750—945 Омейядский халифат Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Буидов (Буиды)

Столица и резиденция халифов
945—1055: Багдад

945—1055 Аббасидский халифат Шаханшахи аль-азам малик аль-мулук — Буиды.Халифы-Аббасиды
Аббасидские халифы под властью Сельджукидов (Государство Сельджукидов)

Столица —
1043—1051:Рей
1051—1118:Исфахан
1118—1194: Хамадан (зап.)
1118—1153: Мерв (вост.)
Резиденция халифов —
1055—1124: Багдад

1055—1124 Буиды «Цари Востока и Запада» — Сельджукиды. Халифы-Аббасиды.
Аббасидский халифат

1124—1127: Багдад

1124-1127 Государство Сельджукидов Государство Зангидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Зангидов (Государство Зангидов).

1127—1174: Багдад

1127-1174 Аббасидский халифат Султанат Айюбидов Аббасиды
Аббасидские халифы под покровительством Айюбидов (Султанат Айюбидов).

1174-1194: Багдад

1174-1194 Государство Зангидов Аббасидский халифат Аббасиды
Аббасидский халифат

1194—1258: Багдад

1194-1258 Султанат Айюбидов Государство Хулагуидов Аббасиды
Аббасидские халифы в изгнании в гостях у египетского султана (Мамлюкский султанат)

Столица и резиденция халифов —
1259—1517: Каир

1259—1517 Айюбиды Мамлюкские султаны — Бахриты,Бурджиты. Халифы-Аббасиды.
Османская империя

1299—1329: Сёгют
1329—1365: Бурса
1365—1453: Эдирне
1453—1922: Константинополь

1517—1923

Конийский султанатВизантийская империяСербская деспотовина

ТурцияСултанат ЕгипетХиджаз (королевство)Асир (эмират)Йеменское Мутаваккилийское королевствоАрабское королевство СирияМесопотамия (мандатная территория)Администрация Западной АрменииПонт (республика)Британский мандат в Палестине

Османы
Турция

Столица — Анкара
Резиденция халифов — Стамбул

1923—1924

3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат.
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Халиф-Абдул-Меджид II.Президент Турецкой республики — Мустафа Кемаль Ататюрк.

Непризнанные и самопровозглашённые халифаты

Название Столица Территория Предшествующиегосударства Последующиегосударства Халиф
Кордовский халифат Кордова 929—1031 Кордовский эмират Тайфа Омейяды
Идрисидский халифат

786—828: Тлемсен
828—985: Фес

786—985 Аббасидский халифат Идрисиды
Фатимидский халифат

909—969: Махдия
969—1171: Каир

909—1171 Аббасидский халифат

АйюбидыАльмохады

Фатимиды
Альмохадcкий халифат

1145—1147: Севилья
1147—1269: Марракеш

1121—1269 Фатимидский халифат Хафсидский халифат Альмохады
Хафсидский халифат 1229—1574 Альмохадcкий халифат Османская империя Хафсиды
Халифат Сокото

1804: Гуду
1804—1850: Сокото
1850: Бирнин-Конни
1851—1902: Сокото
1903: Бурми

1809—1903 Северная Нигерия и Камерун Протекторат Нигерия Халифы Сокото
Махдистский халифат 1881—1898 Египетский хедиват Англо-Египетский Судан Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша
Хиджаз Мекка 1923—1924 Османская империя Неджд и Хиджаз Хусейн ибн Али аль-Хашими
Исламское государство Эр-Ракка (29.06.2014 — 16.06.2017)Меядин (16.06.2017 — 14.10.2017)Эль-Кайм (14.10.2017 — 26.10.2017)Абу-Кемаль (26.10.2017 — 4.11.2017)Рава (4.11.2017 — 17.11.2017)Хаджин (4.11.2017 — настоящее время) 2014 — ? Сирия, Афганистан, Йемен Часть территории Ливана (до 2017), Ливии (до 2016), Сирии (до 2019), Ирака (до 2017), Йемена, Cомали, Нигерии, Афганистана, Мозамбика, Мали, Нигера, Чада, Египта и Пакистана. Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Кураши

Гладкоствольное ружье МР-153

Шииты

Многие из них не желали признавать халифов из Омеядовской династии

Недовольство в низших слоях арабского общества возрастало всё сильнее. К оппозиции присоединились многие феодальные семейства. Недовольные династией Омейядов объединялись вокруг Али Абу Талиба, который являлся двоюродным братом Мухаммеда и был женат на его дочери. Али и его сторонников начали называть шиитами (с арабского — приверженцы, последователи). Они считали себя единственно законными наследниками пророка Мухаммеда. Изначально шииты являлись лишь политической группой, и только в дальнейшем они стали отдельным исламским религиозным направлением.

Одними из главных требований шиитов была передача титула халифа Али Талибу и наследование титула его потомками — алидами. Своих сторонников Али Талиб нашёл и на завоёванных арабами территориях. В итоге в 656 году восставшие шииты убили халифа Османа и потребовали избрать новым правителем Али, что и было сделано.

Культура стран халифата.

Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.

Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».

Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.

Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.

Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.

От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.

Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.

В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней

Азии — посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.

Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.

Крах периода правления арабских халифатов

Уже к X веку количество полководцев тюркского происхождения, а также месопотамских эмиров, до такой степени увеличилось, что от ранее могущественных аббасидских халифов не осталось ничего. Они стали мелкими багдадскими князьками, единственной гордостью которых осталась лишь память о том, какая у них была империя. Это стало следствием феодальной раздробленности, разделения земель между многочисленными сыновьями арабской аристократии.

Дошло даже до того, что поднявшаяся западно-персидская буидская династия шиитского происхождения, собрала достаточное количество войск, с помощью которых был захвачен Багдад. Эта династия фактически привла в течение сотни лет,  при том, что номинальным властителем все еще оставалась аббасидская династия. Больше унизить ее гордость было невозможно.

Однако уже в 1036 году для всего азиатского региона наступили чрезвычайно тяжелые времена. Турки-сельджуки начали беспрецедентные захватнические походы, которые послужили поводом для истребления арабского населения во множестве стран мусульманского цивилизованного мира, а к 1055 году были выбиты и изгнаны из Багдада правившие тогда Буиды. Таким образом, установилось полное господство турок-сельджуков.

Тем не менее, и их господству однажды наступил конец. Так, в самом начале XIII столетия по всей территории когда-то могущественного арабского халифата прошлись бесчисленные полчища захватчиков под командованием Чингисхана. Татаро-монгольские захватчики бесповоротно ликвидировали былые достижения восточной культуры за предыдущие столетия. Арабский халифат с его распадом до нынешней поры остался всего лишь страницей в учебниках истории.

Автор статьи:
Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Арабский халифат: зарождение

Что это такое — халифат? Его предыстория восходит еще ко временам правления в арабском государстве пророка Мухаммада. После смерти Мухаммада в Аравии власть перешла в руки его сподвижников — халифов. Поэтому и объединенное государство арабов стало называться Арабским халифатом. Как же определяется дата создания Арабского халифата? Это достаточно долгий разговор.

Главной религией Арабского халифата был ислам, а халифы считались заместителями пророка. Целью ислама, а значит и халифата, было подчинение неверных. Именно для этого совершались арабскими войсками множественные захватнические походы в разные страны. Завоеванные территории арабы включали в состав своего государства, тем самым увеличивая владения халифата и его могущество. В течение нескольких лет в него вошли: Византия, Сирия, Иран, Палестина, Египет, средиземноморское побережье Африки, почти вся Испания, Средняя Азия, Индия и Китай. Покоренные христианские народы, видя схожесть ислама с иудаизмом и своей религией, легче принимали мусульманство, чем народы других вероисповеданий.

К VIII веку завоевательные походы арабского войска завершились. Закончилось и объединение нового гигантского государства — Арабского халифата. Дата создания Арабского халифата точно не определена, так как процесс формирования государства длился несколько столетий. А в соответствии с основной религией его можно назвать и исламским халифатом.

Возникновение, расцвет и распад Арабского халифата

Усилилась имущественная, затем соц-я дифференциация, особенно далеко зашла в Хиджасе, где конценрировались полуоседлые племена, занимавшиеся скотоводством и земледелием. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики, было большое кол-во обездоленных бедуинов. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общ-во. Идеология общественного движения за новый строй приобрела религиозную форму. Возникновение новой религии (ок.570-632, Мухаммед); ее цель — необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от происхождения д.б. составить единую народность. Во главе кот-й пророк. Бедняки приняли ислам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. Завершилось организационное оформление мусульманской религиозной общины Мухаммеда; ее военные отряды боролись за объединение страны под знаменем ислама. Возникшее в 7 в. Гос-во преодолевало племенной сепаратизм

Общ-й строй. После смерти Мухаммеда его сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировалась в привилегированную группу. Из них стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Под их руководством в 7-8 вв. были завоеваны Ближний и Средний Восток, Сев. Африка и др.(потому что Аравия была несколько перенаселена, а коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам). На завоеванных территориях возник Арабский Халифат. Завоеванные территории находились на ступени формирования феодализма; под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.

Особенности арабского феодализма: степень развития феодализма в отдельных областях Халифата находилась в прямой зависимости от предшествующего завоеванию уровня их социально-экономического развития. В Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Гос-й строй. Гос-й аппарат Халифата был достаточно централизованным из-за концентрации в руках главы гос-ва значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная(имамат) и светская(эмират) – у халифа. Первые халифы избирались знатью из своей среды. Затем их власть стала наследственной. Арабское гос-во – централизованная теократическая монархия. Власть халифа – не ограничена, но он д.б. считаться с крупнейшими феодалами. Центральные органы гос-го управления – ведомства (диваны): диван-ал-джунд(оснащение, вооружённые войска; его чиновники составляли списки ополченцев и наемников, определяли размеры оплаты и земельных пожалований за службу); диван-ал-харадж(контроль деятельности центральных финансовых органов, занятых учетем налоговых и др. поступлений в казну); диван-ал-барид(дороги, почта, строительство дорог, колодцев, тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почти не подчинялись должностным лицам в провинциях. Высшые чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Первые среди них – везиры, кот-е, опираясь на знать, постепенно несколько оттеснили халифов от реальной власти.

Местное управление. Первоначально в завоеванных провинциях местные административно-финансовые учреждения почти без изменений. Знать учредила высшие управления, включающие военное управление и надзор за сбором различных платежей. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных гос-в или областей; управляли ими военные наместники (эмиры), ответственные только перед халифом и ведавшие вооружёнными силами, местным аппаратом, административно-финансовым управлением. Отряды наемников во главе с мутасибами несли полицейскую службу. В кон. 8 в. местная знать, укрепившись в завоеванных странах, стала незаинтересованной в единстве Халифата. Эмиры могли создавать свое войско, удерживать налоговые платежи. Это привело: Во 2-й пол. 8 в. отпал Кордовский эмират, затем Тунис, Марокко, в 9в – Египетский Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector