«антей», подводная лодка: технические характеристики

Интересные факты

  • «Рязань» входит в книгу рекордов Гиннесса в качестве первооткрывателя «ракетной почты», самой быстрой в мире — спускаемый модуль с научной аппаратурой и почтой, запущенный из Баренцева моря, через 20 минут, пролетев более 5000 миль, приземлился на Камчатке.
  • Некоторые источники ошибочно причисляют «Рязань» к проекту 667БДРМ «Дельфин».. Эта путаница произошла из-за того, что К-44, по плану, должна была стать первым корпусом 667БДРМ «Дельфин». В силу того, что проект 667БДРМ «Дельфин» к моменту закладки «Рязани» не был окончательно доведен до рабочей стадии.было решено построить последний корпус 667БДР «Кальмар»,. Однако, в части радиотехнического вооружения на К-44 уже имелась буксируемая ГАС «Аврора», спектроанализатор «Аякс» система подводного радиоприема «Фосфор» и некоторые другие средства и системы предназначенные для подводных лодок 667БДРМ проекта.

Строительство

В 1982—1996 годах построено 11 кораблей из 18 запланированных, одна лодка потеряна, К-329 достраивают по проекту 09852, остальные разобраны на стапеле или отменены.

Представители проекта

Цвета таблицы: Белый  — не достроена или утилизирована не спущенной на воду Зелёный  — действующая в составе ВМФ России Синий  — находится в ремонте или на модернизации Красный  — списана, утилизирована или потеряна

Название Зав. № Заложена Спущена В строю Флот Состояние Примечания
К-148 «Краснодар» 617 22.07.1982 03.03.1985 30.09.1986 Несла службу на СФ. Списана 1998 г., утилизирована в 2014 году
К-173 «Красноярск» 618 04.08.1983 27.03.1986 31.12.1986 Несла службу на ТОФ. Списана 1999 г, утилизирована в 2016 году
К-132 «Иркутск» 619 08.05.1985 29.12.1987 30.12.1988 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2022 года
К-119 «Воронеж» 636 25.02.1986 16.12.1988 29.12.1989 СФ В резерве В 2011 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка». В 2020 году выведена в резерв перед списанием
К-410 «Смоленск» 637 09.12.1986 20.01.1990 22.12.1990 СФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-442 «Челябинск» 638 21.05.1987 18.06.1990 28.12.1990 ТОФ Ремонт и модернизация Проходит ремонт и модернизацию на ДВЗ «Звезда» до 2023 года
К-456 «Тверь» 649 09.02.1988 28.06.1991 18.08.1992 ТОФ В строю До 20.06.1996 «Касатка», до 28.01.2011 «Вилючинск».
К-266 «Орёл» 650 19.01.1989 22.05.1992 30.12.1992 СФ В строю В 2017 году окончен ремонт на ЦС «Звёздочка»
К-186 «Омск» 651 13.07.1989 10.05.1993 15.12.199310.12.1993 ТОФ В строю 29 июня 2019 года передана после ремонта Тихоокеанскому флоту
К-141 «Курск» 662 22.03.1990 16.05.1994 20.01.199530.12.1994 Несла службу на СФ, 12.08.2000 погибла со всем экипажем в Баренцевом море, к 2002 году поднята и к 2004 году утилизирована.
К-150 «Томск» 663 27.08.1991 20.07.1996 30.12.1996 ТОФ В строю В 2014 году окончен ремонт на ДВЗ «Звезда»
К-329 «Белгород» 664 24.07.199220.12.2012 23.04.2019 12.2021 СФ Заводские ходовые испытания Достраивается по специальному проекту. Станет носителем ПЛАСН проекта «Посейдон»
К-135 «Волгоград» 675 02.09.1993 Не достраивались В 1998 году снята с производства и была законсервирована.В 2012 году разобрана на металл.
К-160 «Барнаул» 676 н/д Готовность на 2002 год составляла 49 %.В 2012 году разобрана на металл.
К-? 677 н/д Закладывались по проекту 949У «Атлант»
К-? 678 н/д
К-? 679 н/д
К-? не закладывалась

Комментарии

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Устройство АПЛ 949

Подводные лодки типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

Описание конструкции

Подлодки проекта «Антей» выполнены по двухкорпусной схеме: внутренний прочный корпус окружен легким внешним гидродинамическим корпусом. Кормовая часть судна с оперением и гребными валами в целом напоминает АПЛ проекта 661.

Двухкорпусная архитектура имеет целый ряд преимуществ: она обеспечивает судну отличный запас плавучести и повышает ее защиту от подводных взрывов, но в то же время значительно повышает водоизмещение корабля. Подводное водоизмещение АПЛ данного проекта составляет примерно 24 тыс. тонн, из которых около 10 тысяч приходится на воду.

Прочный корпус подводного крейсера имеет цилиндрическую форму, толщина его стенок – от 48 до 65 мм.

Корпус делится на десять отсеков:

  • торпедный;
  • управления;
  • боевые посты и радиорубка;
  • жилые помещения;
  • электрооборудование и вспомогательные механизмы;
  • вспомогательные механизмы;
  • реакторный;
  • ГТЗА;
  • гребные электродвигатели.

Корабль имеет две зоны для спасения экипажа: в носовой части, где находится всплывающая камера и в корме.

Численность экипажа подлодки – 130 человек (по другой информации — 112), автономность плавания судна – 120 суток.

Подводный крейсер «Антей» имеет два водо-водных реактора ОК-650Б и две паровые турбины, которые вращают гребные винты через редукторы. Также корабль оснащен двумя турбогенераторами, двумя дизельными генераторами ДГ-190 (800 кВт каждый) и двумя подруливающими устройствами.

Субмарины проекта «Антей» оснащены гидроакустическим комплексом МГК-540 «Скат-3», а также системами космической разведки и целеуказания и боевого управления. Информацию от спутниковой системы или от самолетов крейсер может принимать в подводном положении, используя для этого специальные антенны. Также лодка имеет буксируемую антенну, которая выпускается из трубы, расположенной на кормовом стабилизаторе.

На субмаринах 949А установлен навигационный комплекс «Симфония-У», который отличается повышенной точностью, большим радиусом действия и может обрабатывать значительный объем информации.

Основным типом вооружения АПЛ являются противокорабельные ракеты (ПКР) П-700 «Гранит». Ракетные контейнеры расположены по обеим сторонам рубки, вне прочного корпуса лодки. Каждый из них имеет наклон 40°. Ракета может нести обычную (массой 750 кг) или ядерную боевую часть (500 Кт). Дальность стрельбы составляет 550 км, скорость ракеты – 2,5 м/с.

Подводный крейсер может вести как одиночную стрельбу, так и запускать ПКР залпом, выпуская за один раз до 24 ракет. ПКР «Гранит» имеют сложную траекторию, а также неплохую помехозащищенность, что делает их серьезной угрозой для любого противника. Если говорить о поражении авианосного ордера, то вероятность этого особенно высока при залповой стрельбе. Считается, что для потопления авианосца в него должны попасть девять «Гранитов», однако даже одного точного выстрела достаточно, чтобы с его палубы не смогли взлетать самолеты.

Кроме ракет, подводные лодки проект 949А «Антей» имеют в своем распоряжении и торпедное вооружение. Подлодки имеют четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и два — 650-мм. Кроме обычных торпед из них можно стрелять ракето-торпедами. Торпедные аппараты расположены в носовой части корабля. Они оборудованы системой автоматического заряжания, поэтому обладают высокой скорострельностью — весь боекомплект можно выпустить буквально за несколько минут.

ТТХ АПЛ:

Водоизмещение: 
надводное: 14 700 т
подводное: 23 900 т
Длина: 154,0 м
Ширина (корпуса): 18,2 м
Осадка (средняя): 9,2 м
Скорость:
надводная: 15,0 уз.
подводная: 32,0 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 520 м
предельная: 600 м
Экипаж: 107 человек
Автономность: 120 суток 
Вооружение: 24 противокорабельных ракет П-700 «Гранит»
2 × 650 мм и 4 × 533 мм торпедных аппарата (боезапас всего – 28 торпед и ракето-торпед) 
Информацию взял отсюда: https://clck.ru/NQiEWhttp://deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/949a/K-141/K-141.htm
За прототип выбрал 10-ый корпус лодки – К-141 «Курск».  
Заложена 22 марта 1990 г., спущена на воду 16 мая 1994 г., вступила 
в строй 20 января 1995 г.
1 марта 1995 г. включена в состав КСФ с базированием в г. Видяево.
1998 г. – по итогам года экипаж признан лучшим на соединении.
3 августа -19 октября 1999 г. – автономная боевая служба в Атлантике и Средиземном море.
1999 г. – по итогам года экипаж признан лучшим на Северном флоте.
10 августа 2000 г., согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей (ОБК). На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. 
Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.
В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал взрыв…
Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолёты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время — 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».
Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров. 
Внешний осмотр с помощью специальных средств показал сильные разрушения прочного и лёгкого корпусов в носовой части лодки, включающие в себя сквозную пробоину верхней части прочного корпуса нескольких квадратных метров площадью. Характер повреждений однозначно указывал на их происхождение от внутреннего взрыва боезапаса (возможно, частичного) в первом отсеке. Согласно предоставленным НАТО выводам анализа гидроакустических сигналов, зафиксированных норвежской станцией ARCES, имели место два подводных взрыва с интервалом 2 мин. 14 сек., причём мощность второго была в 50 раз сильнее первого. Было установлено, что выдвижные антенные мачты и перископ АПЛ в момент катастрофы были подняты — следовательно в момент первого взрыва лодка двигалась на глубине около 30 м. Второй взрыв произошёл в условиях контакта лодки с дном примерно в 70 метрах от места первого взрыва.
Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших это одна из крупнейших трагедий в послевоенной истории советского и российского подводного флота.
Сентябрь – октябрь 2001 года – поднята голландской компанией по заказу Правительства Российской Федерации и доставлена в док п. Росляково.
2003 – 2004 годы – утилизирована на СРЗ «Нерпа».
12 августа 2009 г. – открыт памятник (носовая часть ограждения рубки К-141 «Курск») морякам-подводникам, не вернувшимся из походов в мирное время в г. Мурманск. 
Более подробно о службе корабля здесь: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/on_1992/949a/K-141/K-141.htmhttps://clck.ru/MDL4o

Отрывок, характеризующий Browning M1921

Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье. – Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу… Он остановился и потер себе лицо и глаза руками. – Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала. – Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала. – Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья. – Но что же мне делать? – Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю… Пьер смотрел в глаза княжне Марье. – Ну, ну… – говорил он. – Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья. Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью. – Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?! – Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет. – Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи. – Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она. – В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам? На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью. Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей. «Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..» – Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом. И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

Чем вооружены подлодки?

Вооружение АПЛ типа «Антей» представлено двумя типами:

  • Противокорабельными ракетами (ПКР) П-700 «Гранит» (24 единицы). Местом расположения ракетных контейнеров стали обе стороны рубки за стенкой прочного корпуса (средняя часть подлодки). Для их закрытия используются специальные крышки-обтекатели, которые являются частью внешнего корпуса. Контейнер установлен под наклоном 40 градусов. Ракеты могут применяться как обычные (весом до 750 кг), так и оснащенные ядерными боевыми частями. ПРК движутся со скоростью 2,5 м/с и рассчитаны на расстояния до 550 км.
  • Мино-торпедными аппаратами (четыре штуки). Два из них имеют калибр 533 мм, остальные – 650 мм. Они предназначены для стрельбы как обычными торпедами, так и торпедо-ракетами. Местом расположения этих аппаратов стала носовая часть АПЛ. За счет системы, отвечающей за автоматическое заряжение, торпедное оружие обладает высокой скорострельностью. Всего за несколько минут весь боезапас, состоящий из ракетных торпед (12 единиц) и торпед (16 единиц), может выпустить подводная лодка «Антей».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector