Российская про сможет «обнулить» срочно модернизируемые «томагавки» сша

Вход в систему

Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I

Следует отметить, что американцы практично подошли к созданию нового оружия. Достигнутый с Советским Союзом в середине 70-х годов XX века ядерный паритет требовал создания новых средств доставки ядерных боеприпасов, поэтому изначально новая крылатая ракета — новый боевой топор разрабатывался в нескольких модификациях. Основной, стратегический вариант ракетного комплекса «Томагавк» имел три модификации(А, С , D) и был рассчитан для нанесения ударов по наземным целям в глубине территории вероятного противника. Ко второму, к тактическому варианту ракеты относились модификации B и E. Эти крылатые ракеты должны были уничтожать любые наводные цели.

Конструкция крылатой ракеты имела все свойственные этому виду оружия характерные черты. Корпус представлял собой моноплан цилиндрической формы, снабженный в носовой части обтекателем. Устойчивость снаряда в полете обеспечивали выпускающиеся крылья, расположенные в центральной части корпуса. В хвостовой части ракета имела крестообразный стабилизатор. Основным конструктивным материалом являлся авиационный алюминий и прочный пластик. Использование в конструкции корпуса защитных материалов обеспечили существенное снижение радиолокационной заметности ракеты. В качестве основного двигателя на новую ракету сначала ставились турбореактивные двигатели Williams F107-WR-400 с тягой в 2,7 кН. Позже на другие модификации устанавливались более мощные двигатели. Для модификаций ракет воздушного базирования использовались двигатели ТРД Тeledyne CAE J402-CA-401, способные давать тягу в 3,0 кН.

Мощный маршевый двигатель обеспечивал ракете — снаряду скорость полета свыше 800 км/ч. Дальность полета варьировалась в диапазоне 800- 2500 км, в зависимости от модификации ракеты и варианта базирования. Как правило, крылатые ракеты с ядерной боеголовкой обладали большей дальностью. Тактические модификации способны были летать на меньшее расстояние. Сведенные тактико-технические характеристики для крылатых ракет «Томагавк» выглядят следующим образом:

  • дальность полета для ракет наземного (надводного) пуска 1250 — 2500 км;
  • дальность полета ракет (подводный пуск) базирующихся на подводных лодках до 1000 км;
  • маршевая скорость полета 885 км/ч;
  • максимальная скорость полета на завершающем участке полета при определенных углах атаки — 1200км/ч;
  • корпус ракеты имел длину 6,25 м;
  • размах крыльев 2,62 м;
  • вес снаряженной ракеты варьировался в диапазоне 1450-1500 кг, в зависимости от типа боеголовки;
  • ракета могла быть оснащена ядерной боеголовкой, осколочно-фугасным зарядом или кассетной боеголовкой.

В процессе разработки и последующего серийного выпуска ракеты оснащались тремя типами системы наведения:

  • инерциальной;
  • корреляционной;
  • корреляционной электронно-оптической.

Последняя модификация крылатых ракет Tomahawk Block IV, которая сегодня должна поступить на вооружение армии США уже оснащается совершенно новой электронно-оптической системой наведения DSMAC корреляционного действия. В процессе маршевого полета курс ракеты может быть скорректирован с учетом метеорологической обстановки в районе цели и боевой обстановки. В нынешних условиях оружие представляет собой полностью автоматизированный боевой комплекс, способный принимать решения самостоятельно в зависимости от особенностей боевого применения.

Навигационная система BGM-109 Tomahawk

Основной проблемой использования крылатых ракет против объектов, расположенных на суше, являлось несовершенство систем наведения. Именно поэтому крылатые ракеты очень долго являлись практически синонимами противокорабельного оружия. Радиолокационные системы наведения отлично различали надводные корабли на фоне ровной морской поверхности, но для поражения наземных объектов они не годились.

Создание системы наведения и коррекции курса TERCOM (Terrain Contour Matching) стала настоящим прорывом, сделавшим возможным создание ракеты Tomahawk. Что представляет собой эта система и на каких принципах она работает?

Работа TERCOM основана на сверке данных высотомера с цифровой картой земной поверхности, заложенной в бортовую ЭВМ ракеты.

Это дает «Томагавку» сразу несколько преимуществ, которые и сделали это оружие настолько эффективным:

  1. Полет на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности. Это обеспечивает высокую скрытность ракеты и сложность ее уничтожения средствами ПВО. Обнаружить Tomahawk можно только в последний момент, когда что-то предпринимать уже поздно. Не менее сложно разглядеть ракету и сверху на фоне земли: дальность ее обнаружения самолетом не превышает нескольких десятков километров.
  2. Полная автономность полета и наведения на цель: для коррекции курса Tomahawk использует информацию о неровности рельефа. Обмануть ракету можно только изменив его, что является невозможным.

Однако есть у системы TERCOM и недостатки:

  1. Навигационную систему нельзя использовать над водной поверхностью, до начала полета над сушей КР управляется с помощью гироскопов.
  2. Эффективность системы снижается над ровной малоконтрастной местностью, где перепад высот незначителен (степь, пустыня, тундра).
  3. Довольно высокое значение кругового вероятного отклонения (КВО). Оно составляло около 90 метров. Для ракет с ядерной БЧ это не являлось проблемой, но использование обычных БЧ такая погрешность делала проблематичной.

В 1986 году на «Томагавках» была установлена дополнительная система навигации и коррекции полета DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation). Именно с этого момента «Томагавк» из оружия термоядерного Армагеддона превратился в угрозу для всех, кто не любит демократию и не разделяет западные ценности. Новая модификация ракеты получила наименование RGM/UGM-109C Tomahawk Land-Attack Missile.

Как работает DSMAC? Крылатая ракета входит в зону атаки, используя систему TERCOM, а затем начинает сверять изображения местности с цифровыми фотографиями, заложенными в бортовой ЭВМ. Используя такой способ наведения, ракета может попасть в отдельное небольшое здание — КВО новой модификации снизилось до 10 метров.

Крылатые ракеты с подобной системой наведения также имели две модификации: Block-II атаковала выбранную цель на бреющем полете, в то время как Block-IIA перед поражением цели делала «горку» и пикировала на объект, а также могла дистанционно подрываться прямо над ней.

Однако после установки дополнительных сенсоров и увеличения массы БЧ дальность полета RGM/UGM-109C Tomahawk сократилась с 2500 км до 1200. Поэтому в 1993 году появилась новая модификация — Block-III, которая имела уменьшенную массу БЧ (при сохранении ее мощности) и более совершенный двигатель, что увеличило дальность полета Tomahawk до 1600 км. Кроме того, Block-III стала первой ракетой, получившей систему наведения с использованием GPS.

В культуре

Технические характеристики

Кабина пилотов и обзорный вид на землю

В соответствии с руководством по летной эксплуатации от 1984 года, самолет Ан 2 обладает следующими техническими характеристиками:

  • экипаж — 2 человека;
  • вместимость пассажиров — 12 человек;
  • грузоподъемность — 1500 кг;
  • длина — 12,4 м;
  • размах крыльев — 8,425 и 5,795 м верхнее и нижнее соответственно;
  • площадь крыла — 71,52 кв. м;
  • высота — 5,35 м;
  • грузовая кабина, длина-высота-ширина — 4,1х1,8х1,6 м;
  • масса пустого самолета — 3,4-3,69 т;
  • допустимая взлетная масса — 5,25-5,5 т;
  • объем топлива — 1240 л.

Силовая установка Ан-2 представлена одним звездообразным поршневым двигателем АШ-62ИР. Воздушный винт — АВ-2, диаметр 3,6 м.

Создание «Томагавка»

В 1971 году американские адмиралы инспирировали начало разработки стратегических крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с возможностью запуска с подводных лодок.

Изначально предполагалось создать два вида КР: тяжелую ракету с дальностью полета до 5500 км и запуском из ракетных пусковых установок ПЛАРБ (диаметром 55 дюймов) и более легкий вариант, который можно было бы запускать прямо из торпедных аппаратов (21 дюйм). Легкая КР должна была иметь дальность полета 2500 километров. Обе ракеты имели дозвуковую скорость полета.

В 1972 году был выбран вариант более легкой ракеты и разработчикам дали задание создать новую ракету SLCM (Submarine-Launched Cruise Missile).

В 1974 году для демонстрационных пусков были выбраны две самые перспективные КР, ими оказались проекты компаний General Dynamics и Ling-Temco-Vought (LTV). Проектам были присвоены аббревиатуры ZBGM-109A и ZBGM-110A соответственно.

Два пуска изделия, созданного в LTV, закончились неудачами, поэтому победителем конкурса была объявлена ракета General Dynamics, и работы по ZBGM-110A были остановлены. Началась доработка КР. В этот же период руководство военно-морского ведомства США решило, что новая ракета должна иметь возможность стартовать и с надводных кораблей, поэтому значение акронима (SLCM) изменили. Теперь разрабатываемый ракетный комплекс стал называться Sea-Launched Cruise Missile, то есть, «крылатая ракета морского базирования».

Однако это было не последняя вводная, с которой столкнулись разработчики ракетного комплекса.

В 1977 году американское руководство инициировало новую программу в области ракетного оружия — JCMP (Joint Cruise Missile Project), целью которого было создание единой (для ВВС и ВМС) крылатой ракеты. В этот период активно шли разработки КР воздушного базирования, и объединение двух программ в одну стало причиной использование во всех ракетах единого двигателя ТРДД Williams F107 и идентичной навигационной системы.

В 1980 году провели первые испытание морской модификации ракеты: в начале года была запущена ракета с эсминца, а чуть позже «Томагавк» стартовал с подлодки. Оба запуска были успешными.

За три последующих года состоялось более ста запусков «Томагавков» различных модификаций, по результатам этих испытаний была выдана рекомендация о приеме ракетного комплекса на вооружение.

Носители (По состоянию на 2008 год)

  • 31 АПЛ типа «Лос-Анджелес», до 12 КР;
  • 4 АПЛ типа «Огайо», по 154 КР;
  • 3 АПЛ типа «Сивулф», до 50 КР;
  • 3 АПЛ типа «Вирджиния», до 12 КР;
  • Британская ударная АПЛ «Астьют» (2007, первая из четырех этого класса), водоизмещение 7200/7800 тонн, срок службы ~ 30 лет, 6 торпедных установок, 38 КР;
  • 54 эсминца класса «Арли Бёрк» (англ. «Arleigh Burke» в строю и ещё 8 строятся на верфях Брансуика и Паскагулы, вооружение 90/96 КР (в зависимости от серии корабля);
  • 22 ракетных крейсера класса «Ticonderoga», в типовом варианте — 26 КР;
  • начиная с 2013 года спуск 2 новых эсминцев серии DDG-1000 с 80 ракетами каждый

Конструкция и устройство

Ракета «Томагавк» выполнена по нормальной аэродинамической схеме (горизонтальное оперение, он же стабилизатор, расположено позади крыльев).

Пример нормальной аэродинамической схемы

Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, имеет форму цилиндра с овальным обтекателем головной части. Крылья и крестообразный стабилизатор способны складываться и утапливаться в корпус. Снизу расположен воздухозаборник. Для снижения заметности на весь корпус нанесено специальное покрытие.

Схема ракеты «Tomahawk» BGM-109

  1. Инфракрасный датчик переднего обзора.
  2. Блок подсистемы DSMAC.
  3. Канал связи.
  4. Иллюминатор подсистемы DSMAC.
  5. Боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом.
  6. Топливный бак и силовые приводы развертывания крыла.
  7. Воздухозаборник ТВРД и термобатарея.
  8. Маршевый ТВРД.
  9. Блок подсистемы TERCOM.

В головной части расположены инфракрасные датчики управления, блок подсистемы DSMAC и канал связи. Датчики обеспечивают наведение на цель, а при помощи DSMAC осуществляется корректировка завершающего этапа маршрута.

Канал связи, в соответствии с ТТХ «Томагавка», необходим для получения сигналов корректировки. На некоторых моделях ракет установлена инерциальная система наведения. При использовании этой системы маршрут создаётся заранее, его формируют на основе разведданных рельефа, и человек не участвует в управлении ракетой. То есть, она следует к цели автономно.

Позади головной части расположена боевая часть.

Ещё чуть сзади неё находится иллюминатор подсистемы DSMAC, необходимый для считывания данных с рельефа.

В хвостовом отделе расположены топливный бак, приводы для развёртывания крыльев, воздухозаборник, маршевые двигатели и ещё одна подсистема корректировки.

«Tomahawk» – «умное» оружие

Но главная отличительная черта «Томагавков» – не эти крылья, а комплекс систем, управляющих ими. Именно «умная» начинка, позволяет ракете оставаться в воздухе и буквально кружить в радиусе поражения заданной цели, пока удаленный оператор не отправит ей команду на детонацию.

Ракета может запоминать до пятнадцати целей, с подробным указанием координат и детальных характеристик каждой. Данная особенность позволяет моментально перенаправлять «Томагавков» к другой отметке, если вдруг по каким-либо причинам первоначальная цель непригодна для атаки.

За управление этой функцией отвечает тактическая система управления или «TTWCS».

Помимо нее, на борту ракеты также имеются другие сложные системы, которые и обеспечивают филигранную точность поражения и максимально отзывчивое управление «Tomahawk».

Расскажем о каждой из этих систем более подробно.

«GPS»

Все знают, что это такое. Для «Томагавка» это главная координационная система, поскольку расположение цели в первую очередь известно ракете по GPS-координатам. Кроме того, благодаря «GPS» ракета обновляет траекторию своего полета и при необходимости изменяет ее.

«INS»

Данная система выступает в роли вспомогательной для других систем, либо же координирует наведение ракеты, если «GPS» и «TERCOM-DSMAC» по каким-либо причинам оказались заблокированными. Она включает в себя гироскоп и акселерометр, показания которых позволяют рассчитать направление и необходимую скорость для поражения цели.

«TERCOM-DSMAC»

Самая интересная система «Томагавка», состоящая из двух подсистем. «TERCOM» использует данные, поступающие с радиолокационного альтиметра, и сравнивает их с уже имеющейся информацией о ландшафте. «DSMAC» проделывает аналогичную работу, но использует при этом фотографии со спутника.

Вместе эти две системы создают крайне сильный симбиоз, позволяющий не только координировать полет ракеты, но и проводить его на максимально низкой высоте, в недоступной для радаров зоне.

Победители конкурса

В 1972 году (феноменальная скорость, кстати) уже был выбран окончательный вариант пусковой установки под новые крылатые ракеты. Тогда же было окончательно утверждено положение об исключительно морском их базировании. В январе государственная комиссия уже отобрала двух наиболее многообещающих кандидатов для участия в полномасштабных испытаниях. Первым претендентом была продукция широко известной компании General Dynamics.

Это была модель UBGM-109A. Второй образец выпустила мало кому известная (и плохо лоббируемая) фирма LTV: ракета UBGM-110A. В 1976 году их начали тестировать, запуская ходовые макеты с борта подлодки. В общем-то, никто из высших чинов и не скрывал, что победители заочно уже признали модель 109А.

Особенности размножения

Варианты

Там было несколько вариантов BGM-109 Tomahawk, использующие различные типы боеголовок.

  • BGM-109A Tomahawk Land Attack Missile – Ядерная (TLAM-N) с W80 термоядерного оружия . Ушел из службы где- то между 2010 и 2013 г. Отчеты с раннего государства в 2018 году , что ВМС США рассматривают (повторно) о введении (пока неизвестный тип) крылатую ракету ядерной боеголовкой в эксплуатацию.
  • RGM / UGM-109B Томагавк Анти корабль Ракетный (ТАС-М) – активный радар наведения анти-корабль ракетного варианта; выведены из эксплуатации в 1994 году и преобразован в Блок IV версии.
  • BGM-109C Tomahawk Land Attack Missile – Обычные (TLAM-C) с унитарной боеголовкой. Это был изначально модифицированный буллпап боеголовки.
  • BGM-109D Tomahawk Land Attack Missile – Диспенсер (TLAM-D) с кассетными боеприпасами .
  • RGM / UGM-109E Томагавк Участок Атака Ракетный (TLAM Блок IV) – улучшенный вариант TLAM-C.
  • BGM-109G Ground крылатая ракета (КРНБ) – с W84 ядерной боеголовки; выведены из эксплуатации в 1991 году , чтобы соответствовать Договору РСМД .
  • AGM-109H / L Среднесрочный воздух на поверхность Missile (MRASM) – более короткий диапазон, турбореактивный двигатель работает воздух крылатой ракеты с кассетными боеприпасами ; не введен в эксплуатацию, стоимость US $ 569000 (1999).

Наземные крылатых ракет (КРНБ) и их грузовых автомобилей типа ракет – носителей были использованы на базах в Европе; они были выведены из эксплуатации в соответствии с 1987 года Договора о ликвидации ракет средней дальности . Многие из версий ПКРА были преобразованы в TLAMs в конце холодной войны . Блок III TLAMs который вступил в строй в 1993 году , может летать на 3 процента дальше , используя свои новые турбовентиляторные двигатели и использование глобальной системы позиционирования (GPS) приемников , чтобы ударить более точно. Блок III TLAM-Cs сохранить цифровой Scene Matching Area Корреляционная система навигации (DSMAC) II, позволяя GPS только миссии, которые позволяют для быстрого планирования миссии, с некоторым снижением точности, DSMAC только миссии, которые занимают больше времени , чтобы планировать , но терминал точность несколько лучше, и GPS автоматизированных миссий , которые сочетают в себе как DSMAC II и GPS навигацию , которая обеспечивает наибольшую точность. Блок IV TLAMs имеют улучшенный турбовентиляторных двигателя позволяет для управления дроссельной, что позволяет в полете изменения скорости, а также лучшую экономию топлива и более быстрые времена запуска. Блок IV TLAMs имеют расширенные возможности задерживаться и оснащены в режиме реального времени , системы наведения для поражения бегущих целей, а также на борту электрооптических датчиков , позволяющих в режиме реального времени оценки бой повреждений. Кроме того, ракета Block IV имеют возможностей быть перенацеленными Сел и способность передавать через Satcom , изображение непосредственно до воздействия , чтобы помочь в определении , если ракета была атаковать цели и вероятный ущерб от нападения.

Суд продлил до 7 июля арест советника главы Роскосмоса Сафронова

Двигатели

Стартовый твердотопливый двигатель

Ракета состоит из нескольких отсеков, к последнему из них пристыкован стартовый ракетный твердотопливный двигатель. РДТТ обеспечивает начальную тягу, скорость и выход на линию курса.

Характеристики РДТТ крылатой ракеты «Tomahawk».

Параметр Значение
Длина 0,8 м
Масса 297 кг
Тяга 3200 кг/c
Время работы 5-7 с

Маршевый двигатель

Маршевый двигатель крылатой ракеты «Томагавк», характеристики которого соответствуют малогабаритным турбореактивным двухвальным, двухкаскадным двигателям F-107 со смешением потоков обоих контуров в сопле. Он обеспечивает дальность полета «Томагавка» в любую точку земного шара.

Принцип работы

Воздушный поток из воздухозаборника поступает в компрессор низкого давления. Часть воздуха оттуда направляется во внешний контур, а остальной – сначала в компрессор среднего давления, а затем высокого давления и камеру сгорания. Топливо подается в двигатель с помощью вытеснительной системы.

Маршевый двигатель «Томагавка» F-107

Характеристики маршевого двигателя F-107

Параметр Значение
Диаметр 0,305 м
Масса 64 кг
Тяга 272 кгс

АГС-40 «Балкан»: долгий путь в войска

В настоящее время на вооружении российской армии состоят автоматические гранатометы двух моделей – АГС-17 «Пламя» и АГС-30. Ранее для дополнения, а затем и замены этого оружия было разработано изделие АГС-40 «Балкан». Новый проект появился еще в начале девяностых годов, но до сих пор не привел к желаемым результатам. Такое оружие производилось только мелкими партиями, а также не было принято на вооружение. Почему интереснейший образец пехотного вооружения, способный положительно повлиять на потенциал армии, пока не поступил на вооружение, а полномасштабное серийное производство несколько раз переносилось?

История проекта АГС-40 «Балкан» восходит к середине восьмидесятых годов, когда отечественная оборонная промышленность занялась разработкой нового автоматического гранатомета с повышенными характеристиками. По заказу военного ведомства, тульское Центральное конструкторско-исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) проработало облик гранатомета с повышенной дальностью стрельбы. Вскоре был предложен готовый образец, в конструкции которого использовались некоторые новые идеи. Тем не менее, тот проект не получил развития.

Позже ЦКИБ СОО предложило новый вариант гранатомета на базе имеющихся наработок. Это изделие получило обозначения АГС-40 и 6Г27, а также имя «Балкан». В начале девяностых конструкторы определили полный технический облик перспективного оружия, разработали необходимую документацию, а также построили первые опытные образцы. По ряду причин, позже этот проект передали ГНПП / НПО «Прибор» (г. Москва), ранее создававшему только боеприпасы для различных систем. Итогом нового этапа работ стало появление проекта «Балкан» в его современном виде.

Уже в начале девяностых годов новый образец пехотного вооружения стали показывать на различных военно-технических выставках. Потенциальный заказчик в лице представителей российского министерства обороны проявлял интерес к этому оружию, но дальше дело не пошло. В тот период военное ведомство столкнулось с серьезнейшими проблемами финансового характера, и потому не имело возможности закупать в заметных количествах все необходимые образцы. Изделие АГС-40 пополнило печальный список новых разработок с неопределенным будущим.

В конце девяностых и начале двухтысячных годов зазвучали первые заявления о возможном принятии «Балкана» на вооружение. Впрочем, и на этот раз разговоры не имели реального продолжения, а перспективы оружия оставались туманными. Ситуация стала меняться только в конце прошлого десятилетия, и у автоматического гранатомета впервые появилось реальное будущее.

В 2008 году ГНПП «Прибор» изготовило и передало министерству обороны партию опытных гранатометов. В одну из частей отправили шесть изделий АГС-40 и соответствующий запас выстрелов 7П39. Пока речь шла только об испытаниях военными специалистами, но на фоне предыдущих событий и это могло стать поводом для оптимистичных прогнозов. В тот период начинался новый этап перевооружения армии, и она проявляла интерес к различным перспективным образцам. По результатам этих событий «Балкан» имел шанс поступить на вооружение.

В целом, положительные прогнозы оправдались. Несмотря на наличие некоторых незначительных замечаний и дополнительные пожелания военных, гранатомет 6Г27 / АГС-40, в целом, устроил военных. В ближайшем будущем предполагалось провести необходимые доработки и вновь проверить оружие. После всех необходимых проверок мог появиться приказ о его постановке на вооружение и заказ на серийные образцы.

Впрочем, и на этот раз не удалось управиться в минимальные сроки. Доработки и проверки заняли несколько лет. Только в феврале 2013 года руководство НПО «Прибор» сообщило о проведении очередного этапа проверок. Согласно новостям того времени, АГС-40 находился на стадии государственных испытаний. Проверки планировалось завершить до конца года, после чего можно было начинать серийное производство. Руководители «Прибора» утверждали, что выпуск нового оружия будет осуществляться в сотрудничестве с .

Лента с выстрелами 7П39.

К сожалению, работы вновь потребовали больше времени, чем хотелось бы. Однако были получены желаемые результаты, вновь ставшие поводом для оптимизма. Несколько лет назад предприятие «Прибор» сообщило, что серийное производство «Балканов» может стартовать уже в 2021 году. Позже стало ясно, что и эти планы реализовать не удастся. Руководство «Прибора» уточнило, что установленные сроки были сорваны по вине смежных предприятий, которые не справились со своими задачами.

Честь имею!.. (2004)

Новые рекомендации

В начале марта Государственной комиссией принимается решение, что именно американская крылатая ракета «Томагавк» должна будет стать основным калибром всех надводных кораблей США. Через четыре года производится первый пуск опытного образца с борта американского эсминца. В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это стало большим событием в истории всей истории флота, так как это был первый запуск с борта подводной лодки. За три последующих года новое вооружение интенсивно изучалось и тестировалось, было произведено около сотни запусков.

В 1983 году представители Пентагона заявили, что новая крылатая ракета «Томагавк» полностью протестирована и готова к началу серийного производства. Примерно в то же время полным ходом шли отечественные разработки в аналогичных областях. Думаем, что вам будет любопытно узнать о сравнительных характеристиках отечественной техники и вооружения возможного противника времен Холодной войны. Итак, крылатые ракеты «Томагавк» и «Калибр», сравнение.

Дробовик

Длинный гладкоствольный пистолет (короткое ружье), отличающийся стрельбой маленькими свинцовыми шариками, плотно забитыми в фиксированный патрон. Стрельба производится с плеча на короткое расстояние и служит, скорее, психологическим фактором, нежели для поражения точной цели. Некоторые умельцы производят дробовик как самодельное огнестрельное оружие, что несет уголовную ответственность. Калибр дробовика варьируется от 0,22 дюйма до 2 дюймов, в зависимости от модели. Бывают разные виды дробовиков. Встречаются двуствольные, самозарядные, автоматические и другие.

Двигатели

Стартовый твердотопливый двигатель

Ракета состоит из нескольких отсеков, к последнему из них пристыкован стартовый ракетный твердотопливный двигатель. РДТТ обеспечивает начальную тягу, скорость и выход на линию курса.

Характеристики РДТТ крылатой ракеты «Tomahawk».

Параметр Значение
Длина 0,8 м
Масса 297 кг
Тяга 3200 кг/c
Время работы 5-7 с

Маршевый двигатель

Маршевый двигатель крылатой ракеты «Томагавк», характеристики которого соответствуют малогабаритным турбореактивным двухвальным, двухкаскадным двигателям F-107 со смешением потоков обоих контуров в сопле. Он обеспечивает дальность полета «Томагавка» в любую точку земного шара.

Принцип работы

Воздушный поток из воздухозаборника поступает в компрессор низкого давления. Часть воздуха оттуда направляется во внешний контур, а остальной – сначала в компрессор среднего давления, а затем высокого давления и камеру сгорания. Топливо подается в двигатель с помощью вытеснительной системы.

Маршевый двигатель «Томагавка» F-107

Характеристики маршевого двигателя F-107

Параметр Значение
Диаметр 0,305 м
Масса 64 кг
Тяга 272 кгс

Как изготовить рогатку (жерлицу) для ловли щуки

Выбираем подходящую древесину. Для изготовления рогатки подойдет кустарник или молодая древесина ивы, орешника, вербы. Эти породы позволяют легко снять кору, а сама древесина у них под корой гладкая, без шероховатостей, что исключает спутывание и зацепы лески.

Вырезаем рогатку с прямой развилкой, ровными рогатинами, растущими под небольшим углом. Снимем кору и высушиваем в тени, в проветриваемом месте. Скорость сушки в таких условиях – около недели при сухой погоде. Если сушить рогатку на солнце или в духовке, древесина потрескается, и инструмент станет непригодным к использованию.

Невероятно большое атмосферное давление

Появление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector