Мина тм-62

Содержание:

Мина ТМ-62П является головной в семействе наряду с ТМ-62М. Основная ее задача — применяться как мина для ручной установки , не обнаруживаемая миноискателями. В семейство ТМ-62 кроме ТМ-62П входят ТМ-62М, ТМ-62П2, ТМ-62П3, ТМ-62Д, ТМ-62Б, ТМ-62Т.

На рисунке показана мина ТМ-62П со взрывателем МВ-62 в боевом положении. Маркировка условно не показана.

Мина может устанавливаться как на грунт, так и в грунт, в снег, под воду только вручную. Для установки средствами механизации не предназначена, поэтому ручка для переноски выполнена несьемной и диаметр мины на 2 см. больше, чем у ТМ-62М и ТМ62П2.

Срок боевой работы мины не ограничивается. Самоликвидатором мина не оснащается. Элементов неизвлекаемости не имеет, но в качестве последних с миной могут использоваться мины-сюрпризы МС-3 или МС-4.

Мина ТМ-62П является головной в семействе наряду с ТМ-62М. Основная ее задача — применяться как мина для ручной установки , не обнаруживаемая миноискателями. В семейство ТМ-62 кроме ТМ-62П входят ТМ-62М, ТМ-62П2, ТМ-62П3, ТМ-62Д, ТМ-62Б, ТМ-62Т.

Мина может использоваться со взрывателями МВ-62, МВЗ-62, МВЧ-62, МВШ-62, МВП-62, МВК-62, МВД-62. Все эти взрыватели подходят ко всем минам серии ТМ-62. Могут использоваться любые взрыватели, но штатными для этой мины являются МВ-62, МВП-62, МВК-62, МВШ-62.

Корпус мины изготавливается из ударопрочной пластмассы. В неокончательно снаряженном виде (без взрывателей) мины в контейнерах в укрепленных ящиках могут десантироваться с самолета беспарашютным методом (высота полета не выше 15-20м., скорость до 290 км/час).

Тактико-технические характеристики мины

Тип мины противогусеничная
Корпус пластмасса
Масса 9-11 кг
Масса взрывчатого вещества (тротил, ТГА, МС,А-90, А-80) 6.6-7.6 кг
Диаметр 34 см
Высота с МВ-62 12.8 см
Высота с МВШ-62 100.2 см
Диаметр датчика цели 9 см
Чувствительность 200-500 кг
Температурный диапазон применения -50 —+50 град

Мины ТМ-62П укладываются в деревянные ящики по 4 шт. Вес ящика 60 кг. Взрыватели перевозятся в собственной укупорке. Однако мины могут перевозиться в своей штатной укупорке окончательно снаряженными, т.е. с ввинченными взрывателями.

На снимке показан БТР-80 после подрыва на мине ТМ-62П. Взрыв произошел под правым передним колесом. Полностью разрушена резина колеса, поврежден колесный редуктор, подвеска колеса, полка над колесом. Машина ушла с места подрыва самостоятельно (снимок сделан в 10 км. от места подрыва). Люди, находившиеся внутри машины, получили легкие и средние контузии, находившиеся снаружи на броне двое солдат погибли. Восстановление машины в ремонтной роте полка — 1 сутки (замена вышедших из строя узлов).

Фрегат «Адмирал Григорович» впервые вышел в море

Мины разные нужны

Противопехотные мины причиняли ущерб не только солдатам, но и лошадям, составлявшим основную тягловую силу армий в начале XX века. Появившиеся механические транспортные средства, в том числе и бронированные, также страдали от зарытых в землю зарядов, но особой конструкции, предназначенной для уничтожения тогдашних танков, неповоротливых и уязвимых, еще не изобретали. Ситуация изменилась к тридцатым годам, когда стратегам, мыслящим перспективно, стало ясно, что будущая война станет мобильной, и главенствующую роль в ней будут играть авиация и бронетанковые войска. Об авиации разговор особый, как показала история современности, есть и против нее средства, срабатывающие автоматически… Но об этом позже. А пока возник новый вид инженерного вооружения — мина противотанковая. При всем принципиальном сходстве со своей противопехотной «сестрой» она существенно от нее отличается. Задача, которую решали конструкторы, проектируя этот заряд со взрывателем, была другой.

Противотанковые мины на сухопутном фронте

Сражения Первой Мировой войны на суше наглядно показали необходимость в инженерном усилении обороняющейся позиции. В комплекте к сотням километров пехотных окопов шли тысячи километров проволочных заграждений. Обороняющаяся пехота глубже зарывалась в землю, позиции войск усиливались на наиболее уязвимых участках долговременными огневыми точками, другими инженерными сооружениями. Преодолеть такую оборону было очень непросто, особенно для кавалерии, являвшейся на тот момент единственным ударным инструментом сухопутной армии. Пулемет и колючая проволока стали главными составными элементам оборонительных порядок противоборствующих сторон. На фоне этой картины вполне естественно выглядит появление на поле боя бронированных подвижных средств, которые могли таранным ударом пробить брешь в оборонительных позициях.

На Западном фронте сначала англичане и французы, чуть позже и немцы, для прорыва обороны противника стали успешно применять танки. Массированная танковая атака могла опрокинуть целый участок фронта. Первые бронированные левиафаны были далеки от совершенства, двигались с черепашьей скоростью и не имели достаточного бронирования. Несмотря на это, в воюющих армиях остро встал вопрос о том, как и какими средствами можно остановить вражеские танки. Вовремя пришла идея использовать минное оружие. Благодаря заложенному фугасному заряду можно было перекрыть направления наиболее вероятного применения танков. Идея пришла из военно-морского флота, где минное оружие доказало на практике свою эффективность в борьбе с превосходящим противником.

Противотанковая мина Первой мировой войны

Первые фугасы имели примитивную конструкцию, которая состояла из набора тротиловых шашек. Такая мина напоминала скорее взрывное устройство, приводимое в действие дистанционно при помощи человека через электрический провод. Ввиду того, что бронетехника на поле боя применялась в ограниченном порядке, первые противотанковые мины ставились в единичном порядке. Промышленность еще не освоила производство этих боеприпасов, потому о массовом применении минного оружия на полях Первой Мировой войны не могло быть и речи. Однако полученный урок не прошел даром. Стремительное развитие бронетанковой техники, изменившаяся в виду этого тактика ведения боя, заставили многие армии мира взять минное оружие на вооружение.

https://youtube.com/watch?v=avqHf5YU11E

Противотанковые мины вермахта

Во времена Первой мировой войны использование полевых мин играло
подчиненную роль, несмотря на то, что статичная позиционная война создавала
идеальные условия для применения этого вида оружия. Вместе с тем, массированный
артиллерийский огнь делал любое минное заграждение в основном не эффективным.
По этой причине мины оставались далеко на втором плане.

Во времена рейхсвера проект первой немецкой противотанковой
мины (Tank-Minen, T-Mine) оказался не
практичным. Мина имела обозначение «T-Mine 29» и весила шесть
килограмм. Решением военного министерства рейха весной 1935 г. ее заменили  новым боеприпасом, «T-Mine 35».

В дальнейшем «T-Mine 35» стала основным
противотанковым средством инженерно-саперных частей, а также саперных взводов в
других родах войск. Эта стандартная противотанковая мина весила почти 10 кг и
имела 5,45-килограммовый заряд взрывчатого вещества (ВВ), способный пробить до
10 см стальной брони.

Промышленность Третьего рейха к 1943 г. изготовила около 4,2
млн. экземпляров «T-Mine 35». Укомплектованный согласно штату
инженерный батальон вермахта перед войной располагал арсеналом в 1500 таких
мин.

Предвоенные учения. Солдаты саперной роты, имея по две противотанковые мины «T-Mine 35», разворачиваются для установки минного поля.

Варианты применения

Мины этой модели могли применяться несколькими способами. В
случае развертывания минных полей, в соответствии с предусмотренными
нормативами, они устанавливались в землю с интервалами от четырех до восьми
метров. При этом, использовался взрыватель нажимного действия.

Для борьбы с танками на ближней дистанции солдаты вермахта
использовали «T-Mine 35» с детонатором с замедлением от 10 до 15
секунд. В этом случае мина либо забрасывалась на корму движущегося вражеского
танка, либо подкладывалась под его гусеницу или корпус. Учитывая значительный
общий вес мины и её диаметр в 32 см, подобные действия требовали особой
сноровки и волевых качеств.

Из пропагандистского журнала «Сигнал». Обер-ефрейтор в окопе на передовой с двумя противотанковыми минами «T-Mine 42».

Как отмечают немецкие историки, к началу Второй мировой
войны инженерные войска вермахта в штатном оснащении испытывали огромный
недостаток мин. Большое количество противотанковых мин находились в
непосредственной близости от бункерных укреплений Западного вала и должны были
там оставаться. Там же складировались и начавшие поступать примерно с 1938 г.
противопехотные мины «S-Mine 35» (Schützenminen,
S-Mine). Поэтому свой первый «блицкриг» в Польше, Скандинавии,
Франции и на Балканах гитлеровские войска вытягивали с их минимальными запасами.

Современная эпоха противотанковых мин

Противотанковая мина ТМ поздних модификаций продолжала оставаться на вооружении Советской Армии и после войны. Большая часть боеприпасов, оставшихся на складах после войны, были переданы ряду «братски стран в качестве оборонительного средства. В Советской Армии вплоть до середины 60-х годов на вооружении были противотанковые мины, созданные еще во время Великой Отечественной войны.

ТМ62М

В 1962 году на оснащение инженерных войск Советской Армии поступила новая модель противотанковой мины, тип ТМ-62. Конструкция и устройство этого боеприпаса стали базовыми для целого семейства мин, которые стали основным типом инженерно-оборонительных средств в Советской Армии, а после и в вооруженных силах РФ. Противотанковая мина модификации ТМ-62М является базовой моделью и представляет собой универсальный боеприпас противогусеничного действия. Основным взрывчатым веществом является 7-8 кг тротила, взрывчатка ТГА или МС. Мину можно установить в грунте, в снежном покрове и даже в воде. Срок действия боеприпаса не ограничен. Даже при условии разрушения металлического корпуса мина сохраняет свои боевые характеристики.

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

И даже средство ПВО

Вертолеты и штурмовики часто называют летающими танками. Это вполне справедливо, ведь авиация может сегодня иметь мощное бронирование, артиллерийское вооружение, «заимствованное» у наземной техники, не говоря уже о ракетах. Мины РФ и других стран рассчитаны на борьбу с низколетящими объектами — как самолетами, так и вертолетами. Примером может служить высокотехнологичное устройство ПВМ, разработанное в 1990-х годах и предназначенное для поражения летательных объектов кумулятивным ядром. Система наведения работает по двум каналам (акустическому и инфракрасному). «Лепестки» мины в боевом положении раскладываются, образуя основание, датчик за километр определяет звук летящей цели, затем тепловой сенсор наводит на нее боеприпас. Взрывчатое вещество, заключенное в сферическую раковину, выстреливается со скоростью 3 км/с и пробивает броневую защиту толщиной 12 мм. Дистанция поражения не ниже ста метров. Устанавливаться противовертолетная мина может вручную и с авиационных средств. Атака вражеских «летающих танков» будет отбита.

Противопехотные мины Российской армии

ПОМ-2

Противопехотная осколочная мина кассетной установки, также используемая для ручной установки. Устройство аналогично ОЗМ, также в наличии вышибной заряд. Постановка осуществляется из кассет, стабилизация в полете производится за счёт перфорированных щитков стабилизаторов.

Ручная установка только ПОМ-2Р. Вес мины – 1,5 кг, масса взрывчатки 140 грамм, поражение осколками металлического корпуса и готовыми поражающими элементами двух типов. Подобно МОН-50.

ПОБ, замена «Ведьме»

Для замены ОЗМ-72 был разработан новый противопехотный осколочный боеприпас, аналог американского М86, вроде как бы и не мина.

Вышибной заряд перенесли, этим добились вертикального положения корпуса при подъёме над землёй. Высота подъёма значительно уменьшилась 0,4-0,6 метра. Вес ПОБ – 2,3 кг, масса взрывчатки 510 гр.

Мины-сюрпризы типа МС и МЛ

Мины, предназначенные специально для отлова сапёров и любопытствующих. Используют взрыватели всех типов. Контактные, неконтактные, вибрационные и электроиндукционные срабатывающих на работу миноискателя.

Мина МЛ-7

Используется для установки боеприпасов сапёрного назначения в положение «неизвлекаемость». Вес всего 100 грамм, при массе заряда в 40. Тип датчика цели разгрузочный, иначе говоря, для срабатывания достаточно снять с датчика груз массой не менее 300 гр.

Использовать таки сюрпризы достаточно просто, под корпус ОЗМ или ТМ-57 достаточно положить взведенную МЛ-7, после истечения времени дальнего взвода взрыватель встает на боевой взвод и при снятии с датчика цели груза будет взрыв, от которого, скорее всего, сдетонирует и снимаемая мина.

МС-5, мина портсигар

Одна из редких мин-ловушек имитирующая конкретный предмет. Масса 660 гр, вес ВВ – 110 гр. Датчик цели разгрузочного типа, реакция на вскрытие портсигара или открывание его крышки.

МЛ-2 или МС-6М, ловушка для сапёра

Мины этого типа имеют взрыватель, реагирующий на работу электромагнитного индуктора металлоискателя, не далее чем 30 см. Второй вариант МС-6Щ, с контактным датчиком цели. Вес 4,4 кг, с электроиндукционным взрывателем 8,4 кг. Масса ВВ – 1,2 кг.

Используется для организации минной защиты опорных пунктов и для минирования противотанковых минных заграждений имеющих особую важность. Единственный вариант борьбы с минами этого типа один

Не подбирать ничего с земли, будь это даже коробок спичек или пустой магазин.

При разминировании считать, что все мины, включая ОЗМ, по умолчанию установлены на «неизвлекаемость». Танковые минные поля вскрывать тралом или использованием систем разминирования, хотя последнее зависит уже не от нас.

Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР

Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.

Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.

Т-4

В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.

В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.

ТМ35

С этими образцами минного оружия Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну

Недостаточное внимание со стороны Высшего Военного руководства страны привело к тому, что в самый тяжелый период, осенью и зимой 1941 года, Красная Армия оказалась не готова к эффективной противотанковой обороне. Немецкие танковые колоны стремительно прорывались через оборонительные порядки на открытой местности, успешно взламывали фланги обороняющихся советских частей

Отсутствие противотанковых мин в необходимом количестве не позволяло создать прочную и устойчивую оборону на самых танкоопасных направлениях.

“Чи-Ну” – танк, опоздавший на войну

Технические данные

Boeing B-29 Superfortress

Приведенные характеристики соответствуют модификации B-29.
Источник данных: Standard Aircraft Characteristics ; Loftin L. K., Jr., 1985.

Технические характеристики
  • Экипаж: 11 (пилот, второй пилот, бортинженер, штурман, радист, оператор РЛС, штурман-бомбардир, 4 стрелка)
  • Длина: 30,18 м
  • Размах крыла: 43,04 м
  • Высота: 8,47 м
  • Площадь крыла: 159,79 м²
  • Стреловидность по передней кромке: 7° 1′ 26
  • Коэффициент удлинения крыла: 11,5
  • Средняя аэродинамическая хорда: 3,92 м
  • Профиль крыла: Boeing 117
  • Колея шасси: 8,69 м
  • Масса пустого: 32 432 кг
  • Масса снаряжённого: 36 652 кг
  • Максимальная взлётная масса: 63 503 кг
  • Максимальная посадочная масса: 61 235 кг
  • Масса в бою: 45 926 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 25 482 кг (с баками в бомбоотсеках)
  • Объём топливных баков: 35 443 л (с баками в бомбоотсеках)
  • Силовая установка: 4 × воздушного охлаждения Wright R-3350-79
  • Мощность двигателей: 4 × 2200 л. с. (4 × 1640 кВт)
  • Воздушный винт: четырёхлопастной изменяемого шага Hamilton Std 6526A-6
  • Диаметр винта: 5,05 м
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0241
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 3,82 м²
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 604 км/ч (на высоте 9144 м)
  • Крейсерская скорость: 547 км/ч
  • Скорость сваливания: 191 км/ч (при максимальной взлётной массе)
  • Боевой радиус: 3413 км
  • Практическая дальность: 6380 км
  • Перегоночная дальность: 8321 км (с максимальным запасом топлива, без бомб)
  • Практический потолок: 12 070 м (при боевой массе)
  • Скороподъёмность: 8,26 м/с
  • Время набора высоты:

    • 3048 м за 23,5 мин
    • 6096 м за 61,5 м
  • Нагрузка на крыло: 397,4 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Длина разбега: 1594 м (при максимальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 680 м 
  • Аэродинамическое качество: 16,8
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 12 × 12,7 мм пулемётов с 500 патр. каждый
    • 4 сверху фюзеляжа спереди
    • 2 сверху фюзеляжа сзади
    • 2 под фюзеляжем спереди
    • 2 под фюзеляжем сзади
    • 2 в корме
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 4536 кг
    • максимальная: 9072 кг
  • Бомбы: свободнопадающие:

    • 40 × 227 кг
    • 12 × 454 кг
    • 8 × 907 кг
    • 4 × 1814 кг

Тактико-технические характеристики мины

  • Тип мины……………………………………….противогусеничная
  • Корпус…………………………………………..металл.
  • Масса……………………………………….…..9.5-10 кг.
  • Масса взр.вещества (тротил, ТГА, МС)………7-7.5 кг.
  • Диаметр…………………………………………32 см.
  • Высота с МВ-62………………………….…….12.8 см.
  • Высота с МВШ-62……………………….……..100.2 см.
  • Диаметр датчика цели……………………….…9см.
  • Чувствительность……………………………….200-500 кг.
  • Температурный диапазон применения……….-60 –+60 град.

Мина по взрыво- весовым данным является самой мощной из всех советских противогусеничных мин. Взрыв ТМ-62 разрушает 3-6 траков, каток, повреждает балансир. На снимке показан результат взрыва под правым задним катком заряда ВВ аналогичного мине ТМ-62М. Танк шведский типа STRV. Разрушены 6 траков гусеницы, полностью разрушен один каток и значительно поврежден второй каток, разрушен балансир, сорваны листы противокумулятивного экрана, разрушена правая .полка. Оказался пробитым и борт танка. Животные (две собаки и овца), изображавшие экипаж, погибли. Танк восстановлению не подлежит. Впрочем, танки типа Т-62 гораздо прочнее. Днище и борт наших танков выдерживают и гораздо более мощные взрывы (мина типа ТМ-62 + 10-15 кг. ВВ). Обычно их в силах пробить только кумулятивная струя.

На рисунке слева красным цветом показана площадь датчика цели. Взрыв мины происходит при наезде гусеницы на взрыватель. Нажимной крышки, как в ТМ-46 или ТМ-57 мина ТМ62М не имеет, что в целом снижает несколько верятность подрыва танка на минном поле из мин ТМ-62, но в то же время повышает стойкость мины к воздействию на нее ударной волны взрывов зарядов разминирования. tm-57-3.gif (2537 bytes)Взрыватель МВШ-62 аналогичен взрывателю МВШ-46. Разница только в размере резьбовой части взрывателя (У МВШ-62 размер знаительно больше). Кроме того, высоту штыря МВШ-62 можно изменять наращиванием. Это позволяет успешно использовать мину при значительном снежном покрове.

Мина ТМ-62М оказалась достаточно удачной, сильной, ее взрыватели простыми и надежными; хотя в полной мере заменить мину ТМ-57 она не смогла из-за большего веса, малой площади датчика цели, а, значит и меньшей вероятности поражения танка. Кроме того, у мины ТМ-62М отстутствует очко для установки взрывателя неизвлекаемости. Хотя в качестве элемента неизвлекаемости используется мина-сюрприз МС-3.

Мины ТМ-62М укладываются в деревянные ящики по 4 шт. Вес ящика 60 кг. Взрыватели перевозятся в собственной укупорке. Однако мины могут перевозиться в своей штатной укупорке окончательно снаряженными, т.е. с ввинченными взрывателями.

Противотанковые мины на сухопутном фронте

Сражения Первой Мировой войны на суше наглядно показали необходимость в инженерном усилении обороняющейся позиции. В комплекте к сотням километров пехотных окопов шли тысячи километров проволочных заграждений. Обороняющаяся пехота глубже зарывалась в землю, позиции войск усиливались на наиболее уязвимых участках долговременными огневыми точками, другими инженерными сооружениями. Преодолеть такую оборону было очень непросто, особенно для кавалерии, являвшейся на тот момент единственным ударным инструментом сухопутной армии. Пулемет и колючая проволока стали главными составными элементам оборонительных порядок противоборствующих сторон. На фоне этой картины вполне естественно выглядит появление на поле боя бронированных подвижных средств, которые могли таранным ударом пробить брешь в оборонительных позициях.

На Западном фронте сначала англичане и французы, чуть позже и немцы, для прорыва обороны противника стали успешно применять танки. Массированная танковая атака могла опрокинуть целый участок фронта. Первые бронированные левиафаны были далеки от совершенства, двигались с черепашьей скоростью и не имели достаточного бронирования. Несмотря на это, в воюющих армиях остро встал вопрос о том, как и какими средствами можно остановить вражеские танки. Вовремя пришла идея использовать минное оружие. Благодаря заложенному фугасному заряду можно было перекрыть направления наиболее вероятного применения танков. Идея пришла из военно-морского флота, где минное оружие доказало на практике свою эффективность в борьбе с превосходящим противником.

Противотанковая мина Первой мировой войны

Первые фугасы имели примитивную конструкцию, которая состояла из набора тротиловых шашек. Такая мина напоминала скорее взрывное устройство, приводимое в действие дистанционно при помощи человека через электрический провод. Ввиду того, что бронетехника на поле боя применялась в ограниченном порядке, первые противотанковые мины ставились в единичном порядке. Промышленность еще не освоила производство этих боеприпасов, потому о массовом применении минного оружия на полях Первой Мировой войны не могло быть и речи. Однако полученный урок не прошел даром. Стремительное развитие бронетанковой техники, изменившаяся в виду этого тактика ведения боя, заставили многие армии мира взять минное оружие на вооружение.

https://youtube.com/watch?v=avqHf5YU11E

Противотанковая мина ТМ и Великая Отечественная война

Активное применение минного оружия в ВОВ началось еще в конце 1941 года, когда Красная Армия пыталась создать вокруг Москвы мощную эшелонированную оборону. Войск, способных полностью прикрыть все направления в то время катастрофически не хватало. Отсутствовала в должном количестве противотанковая артиллерия. Было решено укрепить основные направления главного удара немецких войск в полосе Западного фронта и фланги, которые держали войска Калининского и Юго-Западных фронтов. В течение двух недель, которые предшествовали началу операции «Тайфун» советские инженерные части выставили в подмосковных полях до 200 тыс. мин. В основном использовались модели ТМ35, ТМ39, ТМ41 и ТМД40. На некоторых участках устанавливались новые мины ЯМ-5, рассчитанные на многоразовое использование.

ТМ41

Советские фугасы, расставленные на обширных площадях, существенно ограничили маневр немецких ударных танковых соединений, заставив их прорывать оборону на узких участках. Однако наиболее массово противотанковые мины ТМ41 использовались на полях сражений под Курском, где советской армии удалось оборудовать глубокоэшелонированную оборону против немецких ударных частей. Большая часть потерь немецких танков и САУ, участвующих в сражении на северном и южном фасе Курской дуги пришлось именно на действие минного оружия. ТТХ советских противотанковых мин, которые выпускались уже в последующие годы, существенно увеличили не только мощность заряда, но и обеспечивали лучшие эксплуатационные качества. При освобождении территории мины, которые ставились в начальный период войны, приходилось подрывать с помощью танковых тралов. Более поздние минные постановки обезвреживались саперами в режиме разминирования. В конце войны основным минным боеприпасом стала противотанковая мина ТМ-44, отличающаяся большим зарядом. Эту модель можно было установить даже под водой.

Подорванная техника под Курском

Немецкие мины на Восточном фронте начали появляться на поле боя, начиная с 1942 года. Стратегия постоянных ударов не была рассчитана на создание пассивной обороны. Первые минные поля, выставленные немцами, появились в полосе обороны 16 и 18 армий вермахта под Ленинградом и на Ржевском выступе, где необходимо было создать прочную оборону. Основными боеприпасами в немецкой армии стали T.Mine35 и T.Mine42. По принципу действия и ТТХ они были идентичным поздним советским образцам этого оружия. Немецкие боеприпасы отличались надежной конструкцией взрывателя, к тому же они были изначально рассчитаны на последующее разминирование.

Минные поля

После войны

Война окончилась, а танки остались. И состояли они на вооружении стран, совсем недавно бывших союзниками, а теперь ставших потенциальными противниками. Опыт, накопленный в сражениях, привел к совершенствованию противотанковых средств, в том числе и мин. К тому же и инженеры с учеными не сидели, сложа руки. Накопленный боевой опыт выявил наиболее уязвимые участки бронетехники, по ним и должны были наносить удары новые усовершенствованные образцы. Для того чтобы усложнить обнаружение, корпуса начали изготавливать из пластика, однако это привело к другой проблеме. При утере карт минных полей работа саперов значительно затруднялась. Зато расширилось многообразие взрывателей и способов огневого воздействия на бронетехнику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector