Книга пяти колец: трактат самурая с двумя мечами

17-я моторизованная дивизия СС «Гётц фон Берлихинген»

Данная дивизия СС была названа в честь героя Крестьянской войны в Германии (1524-1526), имперского рыцаря Георга (Гёца, Гётца) фон Берлихингена (1480-1562), борца с сепаратизмом германских князей за единство Германии, предводителя отряда восставших крестьян и героя драмы Иоганна Вольфганга фон Гёте «Гётц фон Берлихинген с железной рукой» (рыцарь Гётц, потерявший руку в одном из сражений, приказал изготовить себе вместо нее железный протез, которым владел не хуже, чем иные – рукой из плоти и крови). Эмблемой дивизии служила сжатая в кулак железная рука Гётца фон Берлихингена (пересекающая щит-тарч справа налево и снизу вверх по диагонали).

Карликовая галактика

«Любование оружием»

Каждый самурай обязательно носил пару мечей (дайсё) — длинный и короткий меч. Этикет предписывал оставлять длинный меч (катану) при входе в дом и класть его на особую подставку. Короткий же меч (сето) всегда оставался при хозяине. Не менее важным оружием самурая был большой лук.

С изобретением пороха к традиционному холодному оружию добавилось и огнестрельное, но традиция отдавала предпочтению мечам — для воина важнее всего было владеть именно ими. Мечи наделялись сакральными значением как символ души самурая и его постоянный спутник. Мечи были церемониальными (богато украшенные «тати») и военными. Без оружия жизнь самурая, считалось, теряет смысл.

Высшим проявлением уважения и честью считалось выразить восхищение чужим мечом. Гости нередко участвовали в особой церемонии «любования мечом» хозяина, всегда проходившей по примерно одинаковому сценарию, предусмотренному этикетом. Клинок нужно было обязательно внимательно рассмотреть под разными углами к свету, не обнажая полностью, и при этом щедро расточать комплименты.

Кстати, меч разрешалось носить и самурайским женщинам, но только когда они должны были отправиться в дорогу в одиночестве: по пути ведь могли встретиться разбойники.

Описание ножа

Конструкция этого вида кинжала имеет много общего с коротким мечом парозониумом и древнеримским ножом пугио. Но все же есть у чинкуэды и много индивидуальных черт.

Для изготовления рукояти использовалось дерево либо кость. На ней присутствовали специальные выемки для пальцев. Рукояти чинкуэд, найденных археологами, в основных чертах аналогичны моделям рукоятей кинжалов микенского и древнегреческого периодов. Единственным большим отличием является закругленное перекрестье, изогнутое в сторону лезвия под острым углом.

Клинок, имеющий форму вытянутого равнобедренного треугольника, традиционно изготавливался из железа. В отличие от других небольших разновидностей холодного оружия клинок чинкуэды был тяжелым и имел широкое основание, соразмерное ширине ладони. Отсюда и произошло название этого ножа, которое с итальянского переводится как «пять пальцев». К острию лезвие сильно сужается. Клинок мог иметь два, но чаще несколько долов. Общая длина меча составляла 50 – 55 см при длине клинка в 35 – 40 см; значительно реже встречались экземпляры с клинком в 15 – 20 см. Носился нож в горизонтальном положении за спиной, чтобы можно было одним движением выхватить его и бросить в противника.

Это оружие было популярно среди различных слоев населения. В экземплярах, которые носили знатные дворяне, на рукояти зачастую присутствовала инкрустация, а на клинке – позолота и протравленный рисунок. Наилучшими мастерами гравировки являлись два итальянских мастера – Эрколе Гранди и Эрколе де Фидели. На многих артефактах до настоящего времени сохранился сложный сюжетный текстурный рисунок.

«Улучшенным» вариантом чинкуэды считалось изделие, по краям клинка которого имелись неглубокие зазубрины. Благодаря их наличию оружие становилось более опасным, смертоносным. Несмотря на это, «воловий язык» никогда не применялся в сражениях. Его носило лишь гражданское население всевозможных сословий: от королей до нищих.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

Катана

Использование

С окончанием
кровопролитных распрей периода Эдо
(1603 г.) и появлением огнестрельного
оружия эпохи Мейдзи (1868 г.) сошли с
исторической арены тяжеловооруженные
всадники, японский меч тати с полей
сражений перекочевал в хранилища
коллекционеров и семейные храмы в
качестве реликвий. Вырождение как оружия
не означало его полный уход с политической
сцены страны, аристократия сохранила
тати как церемониальный атрибут.

Вырождение тати как оружия не означало его полный уход — аристократия сохранила этот меч как церемониальный атрибут.

Тати повторил
путь мечей Европы в эволюции формы
клинка (нож – короткий меч – полуторный
– двуручный – сабля и, наконец, шашка).
Прогресс неумолимо отметает ненужное
и малоэффективное, но благодаря отдельным
энтузиастам, сохранившим для потомков
бесценные артефакты прошлого, можно
почувствовать дух прошедших времен и
понять менталитет загадочной Японии
вчера и сегодня.

Нодати

Дословно название обозначает полевой меч. Нодати, как и одати, обладал огромной длиной. Из-за неё создание было затруднительно. Меч носили за спиной, так как только этот способ был возможен. Распространение нодати не получил как раз благодаря сложности изготовления. Кроме того, при битве он также требовал мастерства. Сложная техника владения обуславливалась большими размерами и огромным весом. Выхватить из-за спины меч в пылу сражения было практически невозможно. Но где же тогда его использовали?

Пожалуй, самым лучшим применением была борьба со всадниками. Большая длина и острый конец позволял использовать нодати как копьё, причём поражающее и человека, и лошадь. Также довольно действенным меч был при нанесении урона нескольким целям сразу. Но для ближнего боя нодати совершенно непригоден. Самураи в случае необходимости отбрасывали меч и брали в руки более удобную катану или тати.

Характеристики

Предпосылкой для создания данного вида
оружия стала эволюция доспехов, назрела
необходимость большей пробивной
способности. Решение состояло из двух
пунктов:

По совокупности
указанных параметров на территории РФ
тати ГОСТом классифицируется как
«японская двуручная сабля с клинком
70-90 см».

Из-за специфики схваток и габаритов тати носили это оружие на специальном подвесе режущей кромкой вниз.

Представленный
меч длиннее катаны, широко известной
во всем мире и о которой речь пойдет
ниже. Габариты, тяжесть тати и специфика
схватки (ведение военных действий с
лошади) предопределило вариант ношения
– на специальном подвесе режущей кромкой
вниз.

Отличие от катаны

Вне битв использовали катану – длина ее заточенной части около 70 см, ножны с мечом просто вкладывались за оби (пояс) лезвием вверх. Это помогало мгновенно извлечь меч в случае нападения и поразить бездоспешного врага. В боевых действиях было время подготовиться к атаке – тяжелый меч не удержишь без особого крепления и за перевязь он не засовывался, в отличие от легкой катаны. Совместно с тати, как обязательная часть доспехов, использовался танто – нож без гарды на случай смешения рядов и использования в ближнем бою (снятие часовых, хоз. нужды).

 В паре с катаной шел вакидзаси – небольшой короткий меч с гардой (40-50 см), позволяющий владельцу орудовать внутри помещений (к тому же правила хорошего тона предписывали сдавать катаны при входе в дом). 

В качестве атрибута

Тати был олицетворением статуса владельца.

Длинный
самурайский меч стал олицетворением
статуса владельца. Драгоценности на
рукояти и гарде (цуба), цвет ножен говорили
о месте в табеле о рангах средневековой
Японии. Градация насчитывала больше
дюжины вариаций тати, подходящих к
разным званиям в воинской среде и местам
назначения (на похороны принято было
брать тати без украшений черного цвета;
на праздники, соответственно, –
пороскошнее).

Боевые качества

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

  • Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.
  • Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (фасоль, боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.
  • Один из выдающихся кузнецов начала периода Эдо (XVII век) Оно Ханкэй (настоящее имя Дзенсиро Киётака) перерубил мечом собственного изготовления ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов» — даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог лишь погнуть ствол пулемета M2HB.
  • В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.

В доме и на улице

Как известно, в Японии существует огромное количество традиций, многие из которых непосредственно касаются холодного оружия. Например, входя в дом, воин никогда не снимал короткий японский самурайский меч. Вакадзи оставался в ножнах как напоминание о боевой готовности гостя. С катаной (длинным мечом) было по-другому. Его самурай держал в левой руке, если опасался за собственную жизнь. В знак доверия он мог переложить его в правую. Когда воин садился, он также не расставался с мечами.

На улице самурай носил катану в ножнах, которые называются сая. Монтаж для меча назывался косираэ. Если была необходимость, то воин вообще не расставался с катаной. Однако в мирное время длинный меч оставлялся дома. Там он хранился в специальном монтаже сирасая, который создавался из необработанной древесины магнолии. Она была способна защитить клинок от коррозии.

Если сравнивать катану с российскими аналогами, то она более всего напоминает шашку. Однако благодаря длинной рукоятке первая может быть использована двумя руками, что и является отличительной особенностью. Полезным свойством катаны можно назвать то, что с её помощью также легко наносить колющие удары, так как изгиб клинка небольшой, а лезвие острое.

Доступность ссылки

«Подлинный путь»

В «Книге пяти колец» Мусаси (состоящей из пяти глав) содержатся самые необходимые для самурая знания. Немало внимания «бог меча» уделил владению оружием. В Книге Воды Мусаси описывает преимущества и особенности видов оружия, учит, как держать мечи, как смотреть во время боя, как стоять, следить за оружием, как наносить удары и уходить от них. В Книге Огня наставник пишет о полководческом искусстве — победа одного войска над другим подчиняется тем же принципам, что личная победа в поединке, утрачивается лишь свобода перемещения. Основные принципы Мусаси — избегать ограниченных мнений, анализировать конкретного противника и обстоятельства, перехватывать инициативу, расстроить планы противника, обмануть его бдительность и нанести решительный (но не поспешный) и сокрушительный удар.

Мусаси против Бокудэна. (ru.wikipedia.org)

Прим.: Сказки приписывают биографии Мусаси поединок с легендарным воином Бокудэном (который умер до рождения Мусаси): Бокудэн отразил внезапный удар нападавшего ронина крышкой горшка и продолжил есть.
Но главное в «Книге пяти колец» — не правила фехтования или проведения массовых сражений. Главное — это дух самурая и понимание Пути воина. Это учение философского порядка, система воспитания. Для Мусаси нет ничего важнее дарующего свободу принятия смерти и абсолютного духа победы: если вы «овладели техникой фехтования и одолели хотя бы одного человека, вы одолеете кого угодно в мире. Дух победы один и тот же в десяти миллионах поединков». И он превыше всего вне зависимости от вида оружия и его размеров. Если оружие в руках — воля к победе должна быть непоколебимой. Мусаси настаивает на необходимости постоянных тренировок и превращения своей повседневности в постоянный процесс обучения, чтобы поддерживать дух победы. Тогда в бою воин сохранит дух спокойным, а тело — крепким.

Тот же сюжет с Бокудэном. (britishmuseum.org)

Чтобы постичь истинный «Путь достойного человека» (то есть воина), — пишет Мусаси, — нужно не только иметь к нему склонность и владеть мечом, но и понимать другие Пути. Наиболее полезен воину Путь пера. Познавая искусства и стремясь овладеть ими в совершенстве, воин в то же время познает и свой главный Путь. Стремление к идеалу — залог успеха. Один из ключевых принципов Миямото Мусаси излагает в Книге Пустоты, в которой он учит чуткости к природе и «ритму мира». Наставник предостерегает от самоуверенности: «Люди в этом мире совершают ошибку, полагая, что-то, чего они не знают, является пустотой. То, чего люди не знают, не есть подлинная пустота» (то есть нечто без начала и конца). Воспринять что-то как пустоту — значит дать заблуждению помешать в освоении подлинного Пути.

Мусаси крушит врагов, изображение 1838 г. (laphamsquarterly.org)

Мусаси писал, возможно, под влиянием своего современника дзенского философа Такуана Сохо, выработавшего понятие «фудосин». Фудосин — это «непоколебимый» дух, хладнокровный, ясный, чуждый страха или жадности, свободный и уверенный. Со времен Мусаси это понятие стало ключевым принципом большинства японских школ боевых искусств. Психологическая подготовка воинов стала восприниматься как более важная составляющая обучения, нежели просто искусство владения оружием. Мусаси учит (и это делает его книгу актуальной и сегодня), что для любого Пути, пусть даже это Путь мастера чайной церемонии, нужно сохранять искренность мыслей, тренироваться, глубоко постигать суть каждого действия, развивать интуицию, внимательность и сосредоточенность. А для воина душевная готовность упорно следовать Пути особенно важна.

Памятник на могиле Мусаси, Кумамото. (en.japantravel.com)

Путь воина для японских самураев — это путь совершенствования духа и разума, это понятие означает также долг и мораль. Оно впитало в себя ряд философских учений своего времени: даосизм, конфуцианство, дзен-буддизм. Самурайская этика, которую оттачивали Миямото Мусаси, Ягю Мунэнори, Такуан Сохо и другие мыслители и мастера, до сих пор оказывает сильнейшее влияние на японский менталитет. Как считает американский востоковед Т. Клири, японская цивилизация столь сильно связана с бусидо, что воинские социальные нормы доминируют до сих пор. Рассмотрение жизни в перспективе смерти, высокая ценность благородства, верности, хладнокровия и сдержанности, эстетизация и ритуализация повседневности, чувство долга, дисциплинированность — все эти самурайские добродетели почитаются японцами и сейчас. В этом смысле «Книга пяти колец» — в значительной мере не только учебник по военному искусству, но и путеводитель по японскому национальному характеру.

Производители

Тати

Длинный японский меч, который вытеснила катана, в своё время был довольно популярным. Фундаментальные отличия между ними можно было обозначить ещё на этапе создания клинка – использовалась различная конструкция. Катана обладает гораздо лучшими показателями, однако и тати заслуживает внимания. Носить длинный меч было принято лезвием вниз, на поясе его закрепляла специальная перевязка. Ножны чаще всего обматывались во избежание повреждений. Если катана была частью гражданской одежды, то тати — исключительно военной. В паре с ним шёл меч танто. Также тати часто использовался в качестве парадного оружия на различных мероприятиях и на дворах сёгунов и императоров (первых ещё можно назвать князьями).

Если сравнивать с той же катаной, то у тати клинок более изогнут, а также длиннее, около 75 см. Катана же прямая и относительно недлинная. Рукоятка тати, как и сам меч, довольно сильно изогнута, что и является главной отличительной стороной.

Тати имел и второе название — дайто. В Европе его обычно произносят «дайкатана». Ошибка из-за неправильного прочтения иероглифов.

Как сформировалась галактика?

Примерно, 14 млрд лет назад не было ни звезд, ни Земли, ни Солнца, ни галактик. Но произошел Большой Взрыв. Молодая Вселенная представляла собой густую, почти однородную смесь газа и пыли. Затем эту смесь начала сжимать гравитация. Происходило нагревание газа, и водород превращался в гелий, в результате чего образовывались звезды.

Теория утверждает, что именно так появились миллионы звезд. Затем гравитация сводила их постепенно вместе. А еще чуть позже они сформировали вращающуюся сферу звезд. Это и есть Галактика. Если добавить сюда немаловажную гравитационную составляющую, мы ответим на вопрос, что держит звезды в Галактике вместе.

Ответ этот находится в самом центре Галактики. Для этого необходимо посмотреть в телескопы в центр Млечного Пути. Опять же, там мы увидим звезды, но их вращение будет происходить вокруг не наблюдаемого объекта. Если можно так выразиться, они будут вращаться вокруг пустоты, которая по разным оценкам в 4000000 раз тяжелее Солнца. Что же это за пустота?

Снайперская винтовка ВССК Выхлоп

Особенности изготовления японского меча своими руками

Современные японские мечи — предмет искусства

Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.

Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.

В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков

Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.

Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.

Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.

Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.

На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.

Боевые качества

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

  • Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.
  • Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (фасоль, боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.
  • Один из выдающихся кузнецов начала периода Эдо (XVII век) Оно Ханкэй (настоящее имя Дзенсиро Киётака) перерубил мечом собственного изготовления ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов» — даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог лишь погнуть ствол пулемета M2HB.
  • В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.

Положение Солнца в галактике Млечный Путь

Между двумя главными рукавами находится рукав Ориона, в котором на 27000 световых лет от центра расположена наша система. Жаловаться на удаленность не стоит, ведь в центральной части притаилась сверхмассивная черная дыра (Стрелец А*).

Структура Млечного Пути: вид сбоку

У нашей звезды Солнца уходит 240 миллионов лет, чтобы облететь галактику (космический год). Это звучит невероятно, ведь в прошлый раз, когда Солнце было в этом районе, по Земле бродили динозавры. За все свое существование звезда совершила примерно 18-20 пролетов. То есть, она родилась 18.4 космических лет назад, а возраст галактики – 61 космических лет.

Литература

Ожидаемое будущее и прогнозы

Вследствие постоянного движения нашей галактики и соседних с нею тел неминуемы их столкновения, но точные их даты и последствия предсказать невозможно: скорость внегалактических объектов пока неизвестна.

Через 4 млрд лет Млечный Путь может поглотить Малое и Большое Магеллановы Облака, свои галактики-спутники, а через 5 млрд лет его присоединит к себе Туманность Андромеды. Существует и другой вариант развития событий — два галактических гиганта через 4,5 млрд лет немного столкнутся друг с другом по касательной.

Стрелец А будет постоянно увеличиваться в размерах, став больше сегодняшнего состояния в 10 раз через 2 млрд лет. В результате этого он вытолкнет Солнечную систему в межгалактическое пространство.

Происхождение

Длина тати позволяла достать с высоты седла как пехотинца, так и конного воина.

Несмотря на
определенную самобытность тати, его
зарождение началось с прямых двусторонних
мечей, удерживаемых одной рукой и сходных
с китайским дзян (японское «кэн»). Сначала
клинки закупались на континенте,
следующим этапом стал переход на
одностороннюю заточку. С распространением
кузнечного дела появились собственные
образцы качественного оружия, не
уступающие, а порой превосходящие своих
родоначальников с материка. Есть
сведения, что когда японцы начали ковать
двуручные тати, китайцы снаряжали
отельные торговые экспедиции, чтобы
приобрести их.

Перемещение относительно видимых звезд

Модули

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector