Украинский танк т-64бм «булат»
Содержание:
- Esso Atlantic
- Применяемые боеприпасы основного вооружения
- Танки других стран
- Конструкция
- Т-64 ВС УКРАИНЫ: МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ УТИЛИЗИРОВАТЬ?
- Результаты модернизации
- Технические характеристики
- Разбор недостатков
- БРОНИРОВАННЫЙ «БУЛАТ»
- Надежное шасси
- Описание конструкции
- Интересные факты
- Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (добавлены фото)
- Технические характеристики
- ЗАЩИТА
- Заключение
Esso Atlantic
Применяемые боеприпасы основного вооружения
До Т-64Б на Т-64А применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный.
В середине 70-х годов на вооружение Т-64Б принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с кумулятивной боевой частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64Б составляла 450 мм.
Танки других стран
Сравнительные ТТХ современных основных танков
Т-90А | БМ «Оплот» | Абрамс M1A2 SEP | Леопард 2A6M | AMX-56 Леклерк | Челленджер 2 | Ариете | PT-91M |
---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2005 | 2009 | 2000 | 2004 | 1992 | 2002 | 1995 | 2010 |
Боевая масса, т | 46,5 | 51,0 | 63,0 | 68,5 | 54,6 | 62,5 | 54,0 | 45,5 |
Экипаж | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Калибр пушки, мм | 125 | 125 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 125 |
Панорамный прицел | нет | ПНК-6 | есть | PERI-R-12 | SFIM VS-580 | SFIM VS-580 | ATTILA | нет |
Управляемое вооружение | Рефлекс-М | Комбат | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Боекомплект, выстрелов | 43 | 46 | 42 | 42 | 40 | 52 | 42 | 40 |
Скорострельность, выстр/мин | 7 | 8 | н/д | н/д | 10—12 | н/д | н/д | 7 |
Динамическая защита | Контакт-5 | Дуплет | TUSK ARAT | есть | нет | ROMOR | нет | ERAWA |
Активная защита | Штора-1 | Варта | AN/VLQ-6 MCD / Трофи | MUSS | н/д | н/д | н/д | OBRA-3 |
Мощность двигателя, л. с. | 1000 | 1200 | 1500 | 1500 | 1500 | 1200 | 1275 | 1000 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,5 | 23,5 | 23,8 | 24,0 | 27,5 | 19,2 | 23,6 | 22,0 |
Максимальная скорость, км/ч | 60…70 | 70 | 67 | 72 | 72 | 56 | 65 | 65 |
Запас хода по шоссе, км | 550…700 | 500 | 425 | 550 | 550 | 400 | 550 | 480 |
Меркава Mk.4М | Арджун Mk.I | Аль-Халид | Зульфикар | Сонгун-915 | K2 | Тип 99А2 | Тип 10 |
---|
Внешний вид | ||||||||
Год принятия на вооружение | 2009 | 2011 | 2001 | 1997 | 2009 | 2014 | 2011 | 2012 |
Боевая масса, т | 65,0 | 58,5 | 48,0 | 36,0 | 44 | 55,0 | 58,0 | 44,0 |
Экипаж | 4 | 4 | 3 | 3 | н/д | 3 | 3 | 3 |
Калибр пушки, мм | 120 | 120 | 125 | 125 | 125 | 120 | 125 | 120 |
Панорамный прицел | есть | нет | есть | нет | нет | есть | есть | есть |
Управляемое вооружение | LAHAT | LAHAT | нет | нет | Bulsae-3 | KSTAM | Рефлекс | нет |
Боекомплект, выстрелов | 48 | 39 | 39 | н/д | н/д | н/д | 41 | н/д |
Скорострельность, выстр/мин | н/д | 6—8 | 8 | н/д | н/д | 10 | 7 | н/д |
Динамическая защита | есть | нет | есть | нет | есть | есть | есть | нет |
Активная защита | Трофи | нет | Варта | нет | нет | есть | JD-3 | н/д |
Мощность двигателя, л. с. | 1500 | 1400 | 1200 | 780 | 1200 | 1500 | 1500 | 1200 |
Удельная мощность, л. с./т | 23,5 | 23,9 | 25,0 | 21,7 | 27,3 | 27,3 | 25,9 | 27,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Запас хода по шоссе, км | 500 | 450 | 500 | 450 | н/д | 450 | 450 | н/д |
Конструкция
В конструкции новых украинских танков следует отметить их достаточно низкий профиль. Производители особо отмечают высокую эргономику танков и достаточно высокий уровень комфорта для их экипажей. В числе особых свойств «Оплота» следует отметить способность его башни поворачиваться на 180 градусов менее чем за 5 секунд.
Компоновка
Оба украинских танка имеют классическую компоновку: с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения — в середине, моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой части корпуса.
Экипаж
На танках применён автомат заряжания, что позволило формировать экипаж из трёх человек: механика-водителя, наводчика и командира.
Танк «Булат» из фотогалереи Укроборонпрома
Температурный режим эксплуатации
Диапазон температур окружающего воздуха, в которых допускается применение боевых машин, простирается от минус 40 до плюс 55 градусов Цельсия. При этом двигатель танка способен работать в столь экстремальных климатических условиях почти без снижения мощности, что недоступно большинству современных танков.
Броня
На БМ «Булат» установлен комплекс встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож», который в несколько раз уменьшает уязвимость танка от действия кумулятивных средств поражения. В частности «Нож» надежно защищает танк от ручных гранатометов, современных противотанковых управляемых ракет (ПТУР) типа «Тоу», «Штурм», «Фагот» и других, противотанковых кумулятивных и бронебойных снарядов. Система защиты может монтироваться силами экипажа в полевых условиях в течении 5-6 часов и серьёзно повышает живучесть танка.
Танк «Оплот» имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя многослойную броню и ВДЗ нового поколения «Дуплет», элементы которой не детонируют при попадании в них пуль калибра 12,7 мм, бронебойных снарядов калибра до 30 мм и осколков снарядов. Защита устанавливается силами экипажа за 2,5-3 часа. Противоминная защита обеспечивает выживаемость экипажа при подрыве под гусеницей мин с тротиловым эквивалентом 10 кг, а под днищем (в переднем отделении) — до 4 кг.
Т-64 ВС УКРАИНЫ: МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ УТИЛИЗИРОВАТЬ?
Интересно, что еще в 2013 году Организация Североатлантического договора (НАТО) предлагала Украине не модернизировать, а порезать на части и переплавить старые советские танки Т-64. Уничтожение танков предполагалось финансировать за счет Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира». Так США неофициально подтвердили готовность выделить 1 млн. долларов на утилизацию украинской военной техники.
Проект Трастового фонда программы НАТО «Партнерство во имя мира» начал работать в 2006 году. Согласно проекту, в течение 12 лет в четыре этапа планировалось утилизировать 133 тысячи тонн боеприпасов и 1,5 млн единиц стрелкового оружия и легкого вооружения. По данным Центра исследований армии, конверсии и разоружения, на украинских складах находилось около 2000 единиц избыточной танковой техники, которую потенциально можно было утилизировать. Избыточное имущество МО Украины оценивалось в 1,25 млрд. долларов. В 2012 году было продано избыточного имущества на 38,75 млн долларов. В реалиях сегодняшнего дня, когда, согласно заявлению президента Украины П. Порошенко, украинские части в ходе АТО на сентябрь 2014 года потеряли до 65 % боевой техники, упомянутая программа утилизации выглядит дико.
Результаты модернизации
Так что такое танк Т-64 «Булат»? Как заявляют сами украинские производители (не страдающие избытком скромности), он «практически идентичен российскому танку Т-90» и «сравним по характеристикам с новейшим «Оплотом»».
Да, машина имеет неплохие перспективы в области дальнейшей модернизации, особенно в области усовершенствования силовой установки путем монтажа двигателя 6ТД-1 или 6ТД-2. Можно в значительной степени улучшить прицельные приспособления, поставить принципиально иную СУО, средства навигации и связи. Кроме того, ресурс машины после модернизации приближен к 11 тысячам километров (как для нового танка).
Если же отбросить в сторону пафос, то все не столь радужно. Да, по своим характеристикам модернизированный Т-64 действительно может сравниться с Т-72 ранних серий. Вот только как он может «превосходить» принципиально иной Т-90 и новые модификации Т-72, не совсем понятно.
В принципе, у него действительно есть положительные качества. Так, при изготовлении катков и прочих деталей ходовой части танка Т-72 используется более тонны сплавов цветных металлов, в то время как для Т-64 нужно не более 200 килограммов. Соответственно, этот факт резко удешевляет стоимость боевой машины, но вот надежность «ходовки» страдает.
Единственное, в чем Т-64 действительно лучше, так это ремонтопригодностью ходовой части. Да и то, к последней у специалистов немало вопросов (еще раз вспомним о сплавах цветных металлов). Дело в том, что в ГДР (куда шло большинство этих танков) у техников были многочисленные претензии по части износа гусениц и венцов. У Т-64 очень часто слетали гусеницы, причем нередко это сопровождалось тяжелыми травмами и увечьями для людей, которые были поблизости от танка.
И уж совсем «необычно» смотрятся заявления украинцев о том, что их «лучший современный танк» чуть ли не превосходит английский «Челленджер» и немецкий «Леопард-2» — что выглядит особенно нелепо в свете того, что английская машина была объективно признана лучшим танком во время операции НАТО в Ираке. Было бы лишним говорить, что «Булат» успел повоевать только на Донбассе, причем в сети уже полно фотографий подбитых и сожженных украинских машин. Чем же он так хорош?
Видимо, своей дешевизной: стоимость модернизации одного старого Т-64 (по данным двух-трехлетней давности) составляет порядка 400 тысяч долларов, в то время как для производства одного «Оплота» нужно минимум 1,5 миллиона.
Технические характеристики
Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.
Двигатель и трансмиссия
На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.
Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.
Коробка передач
Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.
Запас и расход топлива
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Запас топлива во внутренних баках | 730 л | 575 л |
Запас топлива в наружных баках | 540 л | 570 л |
Расход на 100 км | 406 л | 300-370 л |
Запас хода | 385 км | 350-400 км |
На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.
БМ «Оплот»
Стоимость танков
По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.
Габариты и вес
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Боевая масса | 45 тонн | 51 тонна |
Длина корпуса, мм | 6540 мм | 7075 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9295 мм | 9720 мм |
Ширина, мм | 3560 мм | 3400 мм |
Высота, мм | 2184 мм | 2285 мм |
Клиренс, мм | 500 мм | 470-500 мм |
Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.
Максимальная скорость
Предельно развиваемая скорость движения по шоссе для «Булата» составляет 60 км/ч, скорость движения по пересечённой местности — 40 км/ч, движение задним ходом — 11 км/ч. Соответствующие показатели «Оплота» равняются 70, 40-45 и 35 км/ч.
Автор статьи:
Роев Олег
Разбор недостатков
В сети на сегодняшний день такое количество «песнопений», которые посвящены «новому» танку, что хотелось бы устроить минутку объективности, поговорив о его недостатках.
Во-первых, вес и мощность двигателя. «Булат» весит 45 тонн при мощности двигателя 850 л/с. «Устаревший и неэффективный российский танк Т-72» имеет массу в 44,5 тонны и двигатель, чья мощность составляет 1000 л/с. О какой такой «высочайшей подвижности» (рекламные буклеты Харьковского завода) здесь вообще может идти речь? На Т-72 в случае необходимости можно повесить еще пару тонн брони, в то время как для Т-64 для этой цели придется менять движок.
И вот тут-то и «зарыта собака». Еще в «лохматых» 70-х годах были попытки дальнейшего развития Т-64 путем установки на него двигателя на 1000 л/с. Проблема была в том, что ходовая старой машины не выдерживала таких испытаний, начиная буквально рассыпаться на ходу. Из-за этого к 1987 году руководство СССР уже окончательно отказалось от дальнейшего развития Т-64.
Пушка. Танк «Булат», характеристика которого нами рассматривается, комплектуется моделью КБА3 (обычная 2А46М-1). Производитель заявляет, что она «намного лучше орудий Т-72 и Т-90». Интересно, чем же лучше? На российских танках установлена пушка 2А24М-4/М-5, которая дает на 17% меньше рассеивания при стрельбе на ходу и обеспечивает улучшение на 15-20% точности стрельбы (как раз-таки в сравнении со старой 2А46М-1). Парадокс, не иначе.
Что же касается реальной дальности стрельбы, то с этим все еще интереснее. Если судить по официальным, советским еще данным, то пушка «украинца» обеспечивает реальную дальность поражения цели в 1,5 км (что для тех времен было нормой). У «тагильцев» же эта величина равняется 2,3-2,5 км. И где здесь «улучшения»? Снова непонятно.
Что же касается пассивной и динамической брони, то здесь история вообще туманная. Ни одного (!) полноценного Государственного испытания «Булат» со всем этим «обвесом» не проходил. Все данные – исключительно из официальных харьковских источников. Наверняка все теми же доводами руководствуются и международные заказчики: их интересует Т-72, Т-80, Т-90 и тот же «Оплот», но почему-то им совершенно неинтересен «Булат».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать простой вывод. Харьковская модификация, безусловно, улучшает качественные характеристики старого Т-64, но в супероружие она его точно не превращает. Модернизация достаточно добротная, отвечает нуждам современной украинской армии, которая не избалована нормальным финансированием. Но все же чудес не бывает: машина из 60-х годов, пусть даже с новым двигателем и динамической защитой, современным танкам не ровня.
БРОНИРОВАННЫЙ «БУЛАТ»
Возможно комплектование автомобиля прожектором-искателем с дистанционным управлением, фильтровентиляционной установкой, аппаратурой подавления радиолиний управления взрывными устройствами, а также приборами ночного вождения и системы кругового видеонаблюдения, системой спутниковой навигации.
«Булат» является переднемоторным автомобилем. Под его капотом размещается 8-цилиндровый двигатель КАМАЗ 740.31-240 с турбонаддувом. Это дизель массой 885 кг имеет мощность 240 л.с. при рабочем объёме 10,85 л.
Корпус броневика с открытыми верхними крышками люков (вверху) и капотом
Бронеавтомобиль «Булат» на выставке «Оборона и защита-2012». Показательное преодоление препятствия
Вместе с ним используется модернизированная десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя, который имеет высшую и низшую передачи. Такое сочетание с основной коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две – заднего. Применение делителя передач улучшило тяговоэкономические качества автомобиля, облегчило управление, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Двигатель защищён бронёй; имеет систему пожаротушения. Топливные баки ёмкостью по 125 л размещены с обеих его сторон.
Корпус «Булата» – цельносварной стальной – имеет рациональные углы наклона броневых листов. Их края при изготовлении укладываются «внакладку», а только затем свариваются между собой. Проёмы окон в бортах усилены броненакладками, а двери имеют рёбра жёсткости. Изнутри корпус должен иметь подбой из арамидной ткани «Кевлар» – синтетического волокна высокой механической и термической прочности. Лишь самые высокопрочные сорта стали со специальной обработкой приближаются к нему по своей разрывной прочности, которая может доходить до 280 и даже 550 кг/мм2. У стали, для сравнения, этот параметр находится в пределах 50- 150 кг/мм2.
Корпус машины рассчитан на защиту экипажа от стрелкового оружия по 6-му классу ГОСТ Р 50963-96. Это означает, что обеспечена безопасность бойцов от оружия, подобного снайперской винтовки Драгунова (СВД). По ГОСТ броневой лист должен выдерживать выстрелы из СВД патронами 7Н13, произведённые на расстоянии всего 5 – 10 м.
Корпус «Булата» защищён по 6-му классу по всему периметру, однако крыша машины выдерживает пулю СВД лишь при попадании под углом менее 60°, но её не может пробить пуля, выпущенная из автомата, даже со стальным сердечником. Кроме того, исключаются поражения от осколков гранат гранатомётов, ручных гранат.
Отделение управления бронеавтомобиля
Десантное отделение бронеавтомобиля
Специальная противоминная защита на автомобиле не ставилась. Хотя ей способствует некоторая V-образность днища бронекапсулы и её жёсткость, подвесные антитравматические кресла в десантном отсеке. Всё это суммарно предохраняет от последствий подрыва под колесом броневика противопехотной, противотранспортной мины или самодельного заряда с массой взрывчатого вещества до 2 – 4 кг в тротиловом эквиваленте, а также от воздействия 1 кг тротила – под днищем или ручной гранаты – на крыше.
Таким образом, класс защиты для крыши и днища определяется как 5-й по ГОСТу, моторный отсек также имеет 5-й класс.
Следует отметить, что 6-й класс защиты по нашему ГОСТу соответствует 3-му уровню натовского стандарта STANAG 4569 от января 2004 г., а 5-й класс – 2-му уровню.
Конструкция броневика предполагает возможность размещения на его крыше ракетных комплексов различного назначения, пулемётной установки с дистанционным управлением или даже небольшой башенки с вооружением, например, ПБУ-1, как на БТР-80.
Первый образец бронеавтомобиля «Булат» собрали в Подмосковье на предприятии корпорации «Защита» в феврале 2012 г., тогда же провели и заводские испытания. Впервые автомобиль показали специалистам на выставке «Оборона и защита», прошедшей в Нижнем Тагиле в 2012 г.
«Булат» может эксплуатироваться в любых климатических условиях по всем зонам нашей страны. Эта машина соответствует требованиям Министерства обороны РФ, предъявляемым к транспортным средствам такого класса.
В. ТАЛАНОВ
Рекомендуем почитать
- ЛЕГЕНДАРНАЯ «С-56» «Владивосток, 6 (корр. «Правды» Ю. Макеев). На Корабельной набережной краевого центра установлена на пьедестале легендарная подводная лодка «С-56»…» Газета «Правда» от 7/XII 1972…
- СТЕЛЛАЖ НАД КОМПЬЮТЕРОМ Проблемы малогабаритных квартир, именуемых в народе «хрущёбами», вынуждают постоянно изыскивать «излишки» жилплощади. Вот и на этот раз, когда приобрёл принтер, пришлось привлечь…
Надежное шасси
При разработке техники инженеры должны были добиться не только повышенной проходимости, но и хорошей маневренности. Именно поэтому их выбор пал на проверенное шасси 6×6 грузовых машин КамАЗ. Высокая надежность узлов и агрегатов этих грузовиков доказана не только временем, но и многочисленными победами в престижных мировых гонках.
Проект получил безрамную конструкцию, рессорная подвеска крепится непосредственно к корпусу. Как и в КамАЗах, имеется система аварийной подкачки колес. Это дает возможность передвигаться на расстояние до 50 км даже на поврежденных колесах.
Применение в качестве «донорской» машины серийных КамАЗов позволило значительно упростить ремонт и обслуживание этих бронетранспортеров. Для водителей не требуется проводить дополнительное обучение, а механики в полной мере изучили шасси и агрегаты на более ранних версиях армейских грузовиков.
Описание конструкции
Т-64Б имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.
Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.[источник не указан 1208 дней]
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81М (2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ) 6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделениях управления и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ.
Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту.
Гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Трансмиссия, в отличие от Т-62 и Т-54/, была лишена главного фрикциона и бортового редуктора («гитары»), от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач.
Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,17 м по крыше башни. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.
Интересные факты
Папоротник является членом группы сосудистых растений, которые размножаются через споры и не имеют ни семян, ни цветов.
Существует около 10 560 известных видов папоротника.
Интересно! Папоротники – одна из старейших групп растений на Земле, Был обнаружен ископаемый материал, относящимся к 383-393 млн лет назад. Недавние оценки возраста этой культуры предполагают, что они могут быть даже старше, возможно, впервые появившись еще в 430 млн лет назад. Однако, несмотря на почтенный возраст, большинство из самых ранних папоротников с тех пор исчезли.
Папоротники распространяются по всему миру, но большинство видов произрастают в тропических регионах.
Правительство Новой Зеландии объявило папоротник символом страны. Его изображение используется в 100% новозеландских кампаниях во всех рекламных акциях международной торговли и туризма.
Дым от сгоревшего папоротника отпугивает змей, комаров и других неприятных тварей.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (добавлены фото)
Основное предназначение бронированной машины – транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности – установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких пустынных условиях.
Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350. Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).
Кузов СБА «Булат» спроектирован московскими инженерами ЗАО «Защита» с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963–96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте.
Для повышения живучести личного состава, находящегося в автомобиле, конструкторы разработали фирменную конструкцию кресел. Принцип работы кресел при подрыве мины отделения сидящего в нем человека от последствий взрыва мины. Десантный модуль вмещает в себя до десяти человек в полной экипировке.
Задняя балансирная и передняя зависимая подвески — рессорного исполнения. Коробки передач и раздаточная — механического типа. Тормоза барабанные, пневматические с АБС.
С начала июня 2012 года один экземпляр СБА-60-К2 «Булат» передан сахалинскому подразделению ОМОН, находящемуся на Северном Кавказе в командировке руководством УМВД РФ Сахалинской области, где он и проходит различные испытания. На данный момент эксплуатация бронированной машины проходит довольно успешно, о чем сообщают сотрудники сахалинского ОМОН.
Основные характеристики бронемашины «Булат»:
— длина – 8 метров; — ширина – 2.5 метра; — высота – 2.6 метра; — клиренс – 38.5 сантиметров; — формула колес – 6Х6; — база колес – 3.34 (+1.32) метра; — колесная колея – 2 метра; — вес полный/макс – 12.8/15.8 тонны; — полезная нагрузка до 2-х тонн; — вместимость – 2 + 8/10; — турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с; — скорость 90 (до 110) км/ч; — дальность хода до 800 километров; — вместимость топливных баков 250 литров;
Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:
— аварийные люки; — дополнительные запоры дверей механического типа; — петли дверей усиленного исполнения; — фара-искатель; — оборудование видеонаблюдения; — кондиционер и отопитель в десантном отделении; — оборудованные места для крепления личного оружия; — стандартный комплект средств безопасности.
Максимальная комплектация дополнительно включает:
— навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»; — тепло/шумо изоляцию; — радиостанцию; — систему очистки воздуха; — дверные запоры электромеханического исполнения; — устройство внутренне-внешней связи; — вставки для колес типа «RunFlat»; — громкоговорящее светосигнальное устройство; — любая аудиосистема и сигнализация; — окрас машины по выбору; — иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.
Технические характеристики
Новые танки Украины в сравнении с аналогичными образцами бронетехники России выглядят вполне достойно. Но если заявления украинской стороны о примерном соответствии «Булата» по боевым возможностям танкам Т-90А вызывают обоснованные сомнения экспертов, то танк «Оплот» оценивается как весьма серьёзная машина, по совокупности характеристик уступающая лишь новейшим версиям Т-90СМ. Для «Булата» более объективным выглядит сопоставление с Т-72Б-3.
Двигатель и трансмиссия
На танке «Булат» установлен многотопливный, пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что делает данную боевую машину менее уязвимой для оружия, наводящегося по тепловому следу.
Танк «Оплот» получил в оснащение шестицилиндровый многотопливный дизельный двигатель 6ТД-2Е объёмом 16,3 литра и мощностью 1200 л.с., с наддувом, прямоточной продувкой и непосредственным впрыском топлива. Благодаря компактности силового агрегата и особенностям его конструкции, он размещается соосно с бортовыми КПП. Благодаря этому не требуется центровка двигателя при его замене, значительно упрощается трансмиссия танка и обеспечивает небольшие размеры МТО.
Коробка передач
Оба новых танка оснащены коробкой передач планетарного типа с 7 передачами вперёд. В то же время «Оплот», помимо автоматического переключения передач, обладает редкой для танка способностью 4-скоростного регулирования передач назад. Комплексная система управления движением этого танка работает при помощи штурвала вместо рычагов.
Запас и расход топлива
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Запас топлива во внутренних баках | 730 л | 575 л |
Запас топлива в наружных баках | 540 л | 570 л |
Расход на 100 км | 406 л | 300-370 л |
Запас хода | 385 км | 350-400 км |
На корме корпуса танков могут устанавливаться две дополнительные топливные бочки, вмещающие 380 литров топлива.
БМ «Оплот»
Стоимость танков
По состоянию на 2004 год стоимость модернизации одного Т-64Б/БВ до уровня танка «Булат» оценивалась в 470 тысяч долларов. Осенью 2014 года эта сумма заявлялась уже на уровне 1 миллиона долларов за танк.
Габариты и вес
Параметры | Значения | |
Т-64БМ «Булат» | БМ «Оплот» | |
Боевая масса | 45 тонн | 51 тонна |
Длина корпуса, мм | 6540 мм | 7075 мм |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9295 мм | 9720 мм |
Ширина, мм | 3560 мм | 3400 мм |
Высота, мм | 2184 мм | 2285 мм |
Клиренс, мм | 500 мм | 470-500 мм |
Габариты БМ «Оплот» в боевом положении увеличиваются: ширина по съёмным защитным экранам — до 4176 мм, высота по командирскому прицелу — до 2800 мм.
ЗАЩИТА
Повышение уровня живучести танка достигнуто за счет установки дополнительной
защиты на корпус и башню. Комплект дополнительной защиты предназначен для
повышения уровня защиты от современных кумулятивных и бронебойных подкалиберных
снарядов при минимально возможном увеличении массы танка. Комплект
дополнительной защиты состоит из пассивной (накладной) броневой защиты и
встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож» украинской разработки. ВДЗ состоит из
носового модуля и бортовых экранов, установленных на корпусе танка, а также
модульных секций, размещенных по внешнему периметру лобовых и бортовых участков
башни, и контейнеров, установленных на крыше башни. Установка комплекта ВДЗ на
одном танке силами экипажа занимает около 6 часов. Элементы ВДЗ, установленные
на танке, в процессе его эксплуатации в специальном обслуживании не нуждаются.
Общая масса комплекта дополнительной защиты составляет 3,5 т.Действие ДЗ
«Нож» основывается на принципе воздействия на атакующие боеприпасы при помощи
кумулятивной струи и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов —
«кумулятивных ножей». Они разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический
боеприпас или кумулятивную струю. Комплекс «Нож» доказал свою эффективность в
ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением широкой номенклатуры ОБПС
калибра 125 мм, а также современных 120-мм боеприпасов производства западных
стран, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.По
данным производителя, после модернизации стойкость лобовой и бортовой проекций
корпуса и башни Т-64БМ относительно современных противотанковых средств
повышается примерно в 2 раза.
Заключение
Украинская оборонная промышленность не стоит на месте. Боевые действия в зоне АТО стимулировали застоявшуюся за 20-летний период независимости военную науку. Для создания новой техники задействованы не только грамотные специалисты, но и добровольцы, и школьники, которые проектируют современные танки Украины для киевской хунты.
Но если деньги для проведения ОКР в державе находятся, то производство может финансироваться только зарубежными заказчиками. Будем надеяться, что тот богатый опыт, который украинское танкостроение накопило со времен Великой Отечественной войны, будет и дальше развиваться во благо украинско-российских отношений.