Танк т-35: технические характеристики, описание, фото
Содержание:
- ЛуАЗ-969 — Википедия
- Конструкция
- Использование Т-35
- СУ-14
- Новая – старая армия
- Минусы
- Советский период
- История создания танка.
- Война
- Начальники инженерных войск ВС СССР и ВС РФ
- См. также
- Башни и ярусы
- Виды регистраторов в зависимости от целей применения
- 80 лет спустя в России появился сверхтяжелый танк
- А был ли танчик?
- Вооружение
- Источники[править]
- Почему же так тухло?
- Федеральный период
ЛуАЗ-969 — Википедия
Конструкция
Коробчатый корпус Т-35 выполнялся из листов брони толщиной 10…50мм (большинство листов имело толщину 20мм), соединявшихся сваркой и клёпкой. Т-35 имел классическую компоновку с кормовым расположением мотора и трансмиссии, но вместо общего боевого отделения получил три.
В переднем отделении находился механик-водитель, официально занимавший должность «младшего танкового техника», и занимавшийся, помимо вождения танка, подготовкой водителей и механиков. Стрелок передней пулемётной башни одновременно был заместителем водителя.
В башне главного калибра, установленной на подбашенной коробке, помещались командир танка, наводчик, считающийся командиром башни, и радист – командир отделения. При этом заряжать орудие предписывалось и командиру Т-35, и радисту.
Кормовую пушечную башню занимали наводчик (заместитель командира главной башни) и заряжающий (младший механик-водитель), стрелок кормовой пулемётной башни дополнительных обязанностей не имел. Кроме этого, членами экипажа танка считались моторист и старший механик-водитель, занимавшиеся техническим обслуживанием Т-35 в парке.
На большинстве машин устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с характерной антенной в виде поручня вокруг главной башни. На ходу она обеспечивала дальность связи до 15 км. Двигатель М-17, использованный на Т-35, был дефорсированным до 500 л.с. авиационным бензиновым мотором.
Топливо с октановым числом 70 подавалось в мотор двумя карбюраторами. Позже мощность двигателя удалось повысить до 580 л.с. В трансмиссионном отсеке, отделённом от моторного, находились 4-скоростная коробка передач, главный и бортовые фрикционы, и бортовые передачи. Там же установили вентилятор охлаждения и редуктор его привода.
Подвеска Т-35 состояла из четырёх (на каждый борт) двухкатковых тележек с пружинным подрессориванием. Поддерживающих катков шесть, причём все катки обрезинены. Направляющее (переднее) колесо имело механизм натяжения гусениц, ведущие звёздочки – сзади. Ходовая часть закрывалась фальшбортом из брони толщиной 10мм.
Менялось устройство люков – башенных и водителя. Башни, унифицированные с башнями танков Т-28 и БТ-5, в конце 30-х годов заменили на новые, конической формы. Подбашенную коробку шестигранной формы заменили прямоугольной. Наконец, толщину лобовой брони на последних экземплярах удалось довести до 70мм.
Использование Т-35
Т-35 не использовали ни в одном из конфликтов 30-х годов, в которых принимал участие СССР. Пятибашенные гиганты не были замечены ни в советско-польской войне, ни в конфликтах на Дальнем Востоке, ни в финской кампании. При этом в Зимней войне СССР применял тяжелые танки, там обкатывались СМК, Т-100, КВ – тяжелые машины нового поколения, которые должны были сменить Т-35. Очевидно, что руководство РККА прекрасно понимало реальные возможности Т-35 и именно поэтому держало его подальше от фронта.
Т-35 можно назвать главным «церемониальным» танком 30-х годов: ни один из парадов на Красной площади или Крещатике не обходился без показа этих исполинов.
«Понюхать пороху» этим танкам пришлось в самом начале Великой Отечественной войны. Большая часть этих машин находилась в подразделениях, расположенных на самой западной границе, в районе Львова. Т-35 участвовали в приграничном сражении, и большая часть из них была брошена своими экипажами.
Танк показал крайне низкие боевые качества, но еще хуже дела обстояли с надежностью машины. Только семь танков было потеряно непосредственно во время боевых действий, тридцать пять машин попросту сломались и были брошены или уничтожены экипажами.
Еще несколько машин (по одной информации пять) принимали участие в обороне Харькова в 1941 году, но информации об их боевом использовании нет. Два последних Т-35 участвовали в обороне Москвы.
Первые дни войны стали для Т-35 настоящим «звездным часом». Немцы обожали делать фотографии на фоне поверженных русских гигантов. Несмотря на сравнительно небольшое количество этих танков, число фотографий немецких солдат на фоне подбитых или брошенных Т-35 просто зашкаливает.
Интересна судьба двух советских Т-35, которые в исправном виде были захвачены гитлеровцами в начале войны. Один танк попал на полигон Кумерсдорф, где использовался в качестве мишени, а другой всю войну простоял на полигоне Цоссен. Немцы применили его в ходе битвы за Берлин, но вскоре он был подбит бойцами Красной Армии из трофейного фаустпатрона.
Сегодня последний образец этой уникальной машины находится в Кубинке.
СУ-14
На базе танка Т-35 так же велись работы по созданию самоходного орудия особой мощности. Еще в 1931 г. предполагалось создать систему из трех самоходных орудий Тяжелой артиллерии Особого Назначения. Комплекс должен был состоять из 130 мм или 152 мм пушки, 203 мм гаубицы и 305 мм мортиры. Так как необходимых 152 мм пушек и 305 мм мортир не существовало работы сосредоточились вокруг создания самоходного орудия с гаубицей Б-4. Первоначально ее пытались использовать базу танка Т-24, затем Т-28, но, затем, после ряда неудачных опытов решили создать на базе Т-35. В конце 1936 г. экспериментальные самоходки получили новые 152 мм длинноствольные орудия У-30 и Бр-2. Получалась самоходка с тяжелым орудием, превосходившая по дальности стрельбы все существовавшие на тот момент аналоги других стран.
Т-35 на аверсе медали «За Отвагу». (otvaga.net)
Предполагался серийный выпуск ста подобных орудий, однако по ряду причин выпуск так и не начался до конца 1939 г. Когда началась советско-финляндская война и Красная Армия ощущала большую потребность в самоходных орудиях особой мощности. Начались работы по усилению броневой защиты самоходок. Масса самоходных орудий с 30−50 мм броней достигла 64 тонн, а скорость упала до 22 км/ч. В итоге массовое производство орудия так и не началось, а два опытных образца передали на хранение в Кубинку. Осенью 1941 г. при приближении линии фронта орудия использовались для обстрела вражеских позиций с дальних дистанций. Одно из них сохранилось до наших дней в качестве экспоната в музее бронетанковых войск.
Новая – старая армия
Действительно, 25 февраля 1946 года было два указа Президиума Верховного Совета СССР. Один о преобразовании Народного Комиссариата обороны Союза ССР в Народный Комиссариат Вооруженных Сил Союза ССР, и который уже 15 марта стал министерством. Был еще указ об упразднении Народного Комиссариата Военно-Морского флота Союза СССР. Вроде здесь ничего не говорится о переименовании армии, но этого оказалось достаточно, чтобы процесс пошел. За очень короткий период времени термин «Вооруженные Силы СССР» вытеснил «Красную Армию». В приказе Сталина по случаю 1 Мая того же года про Красную Армию уже нет и слова, а только «Вооруженные силы». Дальше, практически на всех уровнях звучит только «Советская Армия».
А это уже 1948 год
Впервые термин, по-видимому, появился в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР – введенном в действие приказом министра Вооруженных Сил СССР от 24 июля 1946 года. В разделе «Общие положения» Устава значилось, что он определяет «общие и должностные обязанности военнослужащих Советской Армии».
А вот последним «предупреждением» о возможном изменении в названии армии прозвучала на выступлении Сталина на одном из избирательных округов. Это произошло через год после Победы. Здесь Сталин сказал, что во время войны советский строй выдержал серьезные испытания и надо его позиции еще больше укрепить. Красная Армия должна стать Советской, а красноармейцы — советскими солдатами (раньше, до 1943 года, было принято говорить «боец»). В слово «советский» вкладывались понятия: армия, народ, строй, вместе они закрепляли избранный народом путь социализма. Советский народ должен был ощущать себя единым целым.
И опять 1948-й год. Уже Советская Армия
Переименование армии было не единственным новшеством того времени. Были внесены изменения и в название правительства. Во главе государства стоял Совет Народных комиссаров или Совнарком, а ведомства имели название Народных комиссариатов. Теперь они получили названия, знакомые нашим современникам – министерства, а правительство — Совет Министров СССР. Председателем Совета министров оставался Сталин.
Начался и процесс сокращения численности вооруженных сил. За 2 года после окончания войны армия сократилась с 11 миллионов до 2,8 миллиона человек. Был определен срок обязательной (срочной) военной службы, который составил три года. Только в 1967 году он сократился до 2-х лет.
Плакат 1949 года. По нему мы можем видеть преемственность, но армия уже навсегда стала Советской
В 1946 году, в ряде указов, постановлений и документов, мы всё ещё можем встретить «Красную Армию», но буквально за год, все упоминания о ней в официальных бумагах пропадают.
Минусы
Не обошлось и без минусов. Три пушки давали возможность вести огонь вкруговую, но это повлекло усложнение конструкции, увеличение количества экипажа и собственного веса, что, в свою очередь, привело к проблемам передвижения. Огромные размеры также сказывались на тягловых возможностях двигателя, которому часто приходилось работать на пределе. Добавим сюда, что танком зачастую приходилось управлять вслепую. Далеко вынесенные вперед гусеницы значительно закрывали обзор, а место водителя было там же, где и в других танках, — впереди, между ними. Все эти детали в совокупности мешали эффективно использовать танк Т-35.
Характеристики брони также оставляли желать лучшего. При низкой скорости и маневренности слабая броня делала из танка прекрасную мишень. К недостаткам относится и конструкция люка для водителя. Открыть его для выхода можно было лишь в том случае, если левая передняя пулемётная башня была бы развёрнута оружием «лево на борт». Таким образом, при повреждении ее выйти самостоятельно водитель не мог.
Советский период
История создания танка.
Танк был нужен для качественного усиления средних танков при прорыве эшелонированной обороны противника. Используя идеи и опыт, полученный под руководством немецкого инженера, советским специалистам необходимо было самостоятельно построить тяжелый танк, взяв за основу ходовую часть ТГ и общую компоновку танка Т-32, над которым работал Н.Барыков с начала этого года. Помимо этого при разработке учитывался опыт, накопленный при испытаниях немецких боевых машин типа «Гросстрактор» под Казанью, а также и материалы собранные советской закупочной комиссией в Великобритании.
Несмотря на оптимизм военных, прототип Т-35 вовремя сдан не был. Первого сентября 1933 года представители заказчика увидели только прототип Т-35, тогда как по строкам в этом месяце танк уже был должен состоять на вооружении. На испытаниях в целом Т-35 произвел благоприятное впечатление. Однако проявили себя многочисленные конструктивные недоставки, начиная с неработающего трехдюймового орудия и заканчивая системой управления и двигателем. Из-за сложности пришлось отказаться от пневматической системы управления заимствованной у ТГ, как и от башни в форме полусферы в пользу клепано-сварной.
В ноябре был дан начато проектирование боевой машины улучшенной конструкции, под индексом Т-35-2. План работ предусматривал установку двигателя М17, новых трансмиссии и двигателя. В ходовую часть внесены изменения по типу таковой у танка «Гросстрактор», установлена башня цилиндрической формы.
По советской традиции, окончание работ над танком приурочено к Первомаю. Пока работы над Т-25-2 подходили к завершению, ABO-5, которое к этому времени переименовали в ОКМО, начало проектирование танка Т-35А. Новый вариант танка представлял собой трансмиссию и ходовую часть Т-35-2 с упрощенным башнями и корпусом. Для упрощения производства, и по личному распоряжению Сталина, главная башня унифицирована с таковой у Т-28, малые орудийные с башнями Т-26 либо БТ, без ниш в корме. Сам корпус был несколько удлинен, также изменения коснулись фальшбортов и пулеметных башен.
Производство Т-35А, согласно решению советского правительства должно было быть развернуто ХПЗ в начале третьего квартала 1933г. Харьковский паровозостроительный завод, к тому времени прилагал все усилия, чтобы в скорейшее время освоить выпуск легких танков БТ-2. В июне 1932г. на завод отправили опытный танк Т-35-2, а также документация по Т-35А. Помимо этого в Харьков отправили все наличные корпуса и башни, вместе с элементами их конструкции.
Несмотря на унификацию, для ХПЗ танк Т-35 оставался новой техникой, производство которой необходимо развернуть на заводе, который с трудом осваивал производство легкого танка БТ. Правительственные планы предусматривали изготовление первого танка Т-35А в июле 1938г. Но этот план оказался невыполненным. Причиной этому были как трудности освоения производства на ХПЗ, так и проблемы с поставкой комплектующих заводами-смежниками, которые пунктуальностью отнюдь не отличались. Так первые двигатели и корпуса от смежников заводом были получены только в июле 1933г. Тогда как поставки от остальных смежников прибыли на ХПЗ только в конце лета- начала осени текущего года. Поэтому сборка первогоТ-35А, была по большей части закончена только к первому ноября 1933г, а седьмого сентября танк участвовал в харьковском параде.
Война
Первым и единственным конфликтом Т-35 стала Великая Отечественная. И тут, конечно, сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, устаревание самого гиганта. Недостаточное бронирование плюс отсутствие резервов для модернизации делали его максимально уязвимым — при таких-то размерах! Во-вторых, сама кампания лета 1941 года сложилась для Советского Союза крайне неприятно — в таких условиях массово горели не только «тридцать пятые», но и куда более совершенные Т-34 и КВ.
Т-35 участвует в фотопостановке для пропаганды, ноябрь 1941 года (https://armedman.ru)
Т-35 участвует в фотопостановке для пропаганды, ноябрь 1941 года (https://armedman.ru)
Начальники инженерных войск ВС СССР и ВС РФ
Вариант петличный эмблемы (знака различия по функциональному предназначению) Инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации, существовавший в период после отмены экспериментальных знаков образца 1998 года, и до принятия текущего петличного знака.
- 1941—1942 — Котляр Л. З. — генерал-майор;
- 1942—1952 — Воробьёв М. П. — генерал-майор инженерных войск (до 1943), генерал-лейтенант инженерных войск (до 1943), генерал-полковник инженерных войск (до 1944), маршал инженерных войск;
- 1952—1965 — Прошляков А. И. — генерал-полковник инженерных войск (до 1961), маршал инженерных войск;
- 1965—1975 — Харченко В. К. — генерал-лейтенант инженерных войск (до 1966), генерал-полковник инженерных войск (до 1972), маршал инженерных войск;
- 1975—1987 — Аганов С. Х. — генерал-полковник инженерных войск (до 1980), маршал инженерных войск;
- 1987—1999 — Кузнецов В. П. — генерал-полковник;
- 1999—2008 — Сердцев Н. И. — генерал-полковник;
- 2008—2009 — Балховитин Ю. П. — генерал-лейтенант;
- 2009—2010 — Прокопчик В. А. — временно исполняющий обязанности (ВрИО) начальника, полковник;
- июль 2010 — н. в. — Юрий Ставицкий , принял командование в звании генерал-майор, в настоящее время — генерал-лейтенант
См. также
Башни и ярусы
Как и в обычном танке, пять башен стояли в центре верхней части корпуса, при этом без ниш, какие были на моделях-прототипах. Основная башня устанавливалась на шестигранное основание, при этом по его свободным граням располагались блоки для создания дымовой завесы. На нее устанавливалась 72-миллиметровая пушка — танковый вариант орудия образца 1927 года.
Все пять башен располагались в три яруса. Основная, будучи самой высокой, являлась верхним ярусом. Средний ярус — пара отдельных башен, где находились 45-миллиметровые пушки. И нижний ярус — еще пара башен, где находились пулеметы. Стоит отметить, что танк Т-35 получил не два пулемета (по количеству башен), а много больше. Например, некоторые танки имели пулемет над люком механика-водителя, расположенный слева, спереди.
Пушки башен второго яруса монтировались в паре с пулеметом. Пулеметы также можно было установить рядом с основной пушкой и на крышке люка главной башни.
Башни второго и третьего яруса располагались друг против друга, по диагонали. Пушечные находились справа, спереди, и слева, сзади. Пулеметные соответственно спереди, слева, сзади, справа от основной башни.
Добавим, что боекомплект составлял 96 снарядов для главной, 220 для 45-метровых пушек. Запас пулеметных пуль составлял более 10 000. Таким образом, тяжелый танк Т-35 по вооружению мог сравниться с небольшой крепостью, огневая мощь которой была равна трем танкам более легкого типа.
Виды регистраторов в зависимости от целей применения
Эксплуатационный бортовой самописец применяется во время обычных плановых полетов для получения объективной информации о состоянии эксплуатируемого летательного аппарата, а также для независимой оценки работы членов экипажа. Самописец такого типа не защищен от воздействия окружающей среды при катастрофе.
Аварийный бортовой самописец — как раз тот механизм, о котором все твердят при крушении самолета. Перед эксплуатацией проводят тест, показывающий, насколько устройство устойчиво к воздействию критических условий. Бортовые самописцы упавших самолетов должны быть способны:
- находиться в авиационном топливе 24 часа;
- 60 минут гореть в огне (1100 °С);
- находиться на дне океана (6000 м) в течение месяца;
- выдержать статистическую перегрузку по каждой оси в 2168 кг.
После проведения тщательной проверки бортовой самописец допускается к установке в самолет.
Испытательный регистратор применятся для оценки работы летательного аппарата. Используется при проведении пробных испытательных полетов с целью выявить возможные недостатки конструкции. Во время пассажирских перелетов не применяется.
80 лет спустя в России появился сверхтяжелый танк
Т-35, или так называемый «танк прорыва», выпускался с начала 30-х годов и был симбиозом достаточно передовых на тот момент решений с устаревшей многобашенной концепцией. Тяжелый танк весом 50 тонн был выпущен Харьковским паровозостроительным заводом в количестве всего 61 единицы. В первые недели войны многоствольные установки начали вести бои с наступающими немцами, однако противостоять противнику на должном уровне не смогли.
Многие танки были потеряны в ходе боев, в том числе из-за непредвиденных выходов из строя мехчастей боевых элементов. Поэтому до наших дней сохранился буквально один экземпляр, самый известный – оригинальный танк в подмосковной Кубинке.
Но похоже, что исторические проекты сейчас интересуют многих профессионалов и энтузиастов.
К примеру, копия крупнейшего танка Второй мировой войны была изготовлена для российского военного музея на родине металлургов – на Урале. Функционирующий новодел Т-35 был построен металлургической компанией ОАО «Уралэлектромедь» для музея военной техники в Свердловской области.
Танк был воссоздан по старым сохранившимся советским чертежам и множественным фотографиям. Размеры и вооружение этой махины поражают. Не зря тяжелый танк некоторые историки до сих пор считают неким символом индустриализации молодой страны Советов.
10 метров в длину, более 3 метров в ширину, 3.5 метра в высоту. Т-35 обладал максимальной скоростью по пересеченной местности в 14 км/ч с запасом хода 80 км по сложному рельефу и 100 км по шоссе. Максимальная скорость на шоссе составляла 29 км/ч.
Но что действительно выделяло Т-35, так это его вооружение. Тяжелый танк имел пять турелей, включая одну 76,2-миллиметровую противопехотную пушку, две 45-миллиметровые противотанковые пушки и шесть пулеметов Дегтярева. 76,2-миллиметровая и одна 45-миллиметровая пушка были направлены вперед, а вторая 45-миллиметровая пушка – в тыл. Пулеметы могли вести огонь спереди и слева и справа.
Т-35 был построен с учетом траншей и окопов Первой мировой войны и появлявшихся в 30-е годы вражеских танков. Тяжелый танк должен был возглавить атаку на подготовленные позиции противника, сминая укрепления, переезжая через окопы, уничтожая бункеры и пулеметные гнезда 76-миллиметровой пушкой и выводя из строя встречные атакующие танки противника 45-миллиметровой пушкой. В случае если сопровождающей пехоте требовалась поддержка огнем, Т-35 мог вести огонь на 360 градусов. Т-35 способен был поражать цели с флангов и в тылу.
В танке было достаточно патронов для продолжительного боя, при этом каждый из них имел 96 снарядов 76-мм калибра, около 180 болванок 45-миллиметровых противотанковых снарядов и 10 000 пулеметных патронов. Некоторые модификации танков были оснащены огнеметами.
Однако, несмотря на положительные качества и надежды военных руководителей 30-х годов на возможность реализации подобного проекта, сбыться ему было не суждено. Уже в 1940-м году танк был признан морально устаревшим, а скорое нападение немецко-фашистских войск быстро подтвердило эту теорию.
Проблем у Т-35 было больше, чем положительных черт. Как бы хорошо он ни был вооружен, у него была неудовлетворительная система управления и он был ненадежным, постоянно ломался, выходили из строя двигатель (авиационный мотор М-17) и трансмиссия. А громоздкость и неповоротливость сделали свою темное дело на полях сражений.
А был ли танчик?
Добрый день. Есть вопрос: существует ли хоть одно достоверное свидетельство о боевом применениисамого многобашенного» танка Т-35? В ВОВ или в финской кампании? И если да, то где и когда и как он себя зарекомендовал?
На ту же тему Закон Мёрфи и немецкое вундерваффе: как финны пытались остановить советские танки
Мы любим вопросы от читателей и, разумеется, ответим.
В Зимнюю войну Т-35 не применяли. Зато к началу Великой Отечественной в РККА имелось несколько десятков пятибашенных монстров — и многие из них сходу пошли в дело. Правда, бóльшая часть до поля боя не доехала — гиганты повыходили из строя сломавшимися и застрявшими. Это, увы, было, в принципе, распространённым сюжетом в июне 41-го — хаос без последствий не свирепствует.
Документы, посвящённые причинам потерь Т-35, сохранились(их публиковал, например, Максим Коломиец в работе, посвящённой Т-35), и они места для обсуждений оставляют мало. Почти все потеряны из-за поломок и технических происшествий. Ломались КПП, ломались фрикционы, машины застревали в болотах. Но! Двадцать шестого июня один танк был брошен после исчерпания боекомплекта(«снаряды все расстреляны»), а в общей сложности у шести танков причина гибели значится какподбит противником и сгорел». Ещё один был обездвижен технической поломкой и добит немцами. Из числа подбитых в боях четыре погибли в одном бою 30 июня. Части подвижной группы 8-го механизированного корпуса под Дубно вели бой с немецкими танками. Позднее энтузиасты сумели установить некоторые обстоятельства боя — у села Птичье с немцами из 16-й танковой дивизии сошлась «сборная солянка» — Т-35, КВ, Т-26, БТ. На поле боя осталось около десятка советских танков и три немецких — два Pz-III и обломки Pz-II.
Позднее, осенью 1941 года, ещё три танка, видимо, вступили в бой при обороне Харькова — они входили в состав войск, защищавших город, и немцы утверждали, что вели бой против двух тяжёлых танков, а позднее среди трофеев значился неповреждённый танк, по описанию подходящий под Т-35.
Т-35, брошенный в районе Дубно в придорожном кювете(источник фото)
После неудачных первых сражений оставшиеся в войсках Т-35 пустили на второстепенные задачи.
Один из танков, брошенный при отступлении во Львове, немцы отвезли под Берлин для изучения. Возможно, он участвовал в обороне города, но в лучшем случае — в виде неподвижной огневой точки, поскольку к тому времени уже был изрядно разукомплектован. А может, он так и не побывал в бою на германской стороне. По крайней мере собранного исследователями на данный момент недостаточно, чтобы сделать однозначный вывод.
Немецкие солдаты фотографируются на брошенном советском тяжёлом танке Т-35(источник фото)
Вооружение
Главным калибром Т-35 служила пушка КТ калибра 76мм. Она предназначалась для уничтожения полевых укреплений и пехоты противника. Соответственно, в боекомплект штатно входили только осколочно-фугасные и шрапнельные снаряды (по 48 штук), а их начальная скорость была невысока.
При необходимости можно было вести огонь и бронебойными снарядами, но пробиваемость получалась ничтожной для орудия такого калибра – всего около 30мм. Для наведения пушки на цель использовались перископический и телескопический прицелы, дающие увеличение в 2,5 крат.
В «средних» пушечных башнях, первоначально унифицированных с башнями танка БТ-5, стояли 45мм пушки 20К, предназначенные для борьбы с бронетехникой. Однако в их боекомплект входили и осколочные снаряды. Прицелы были идентичны узлам, установленным в главной башне.
В пулемётных башнях Т-35 устанавливались пулемёты ДТ, такие же пулемёты были спарены со всеми пушками. На танках последних выпусков предусматривалась установка зенитного пулемёта на крыше главной башни и кормового в задней её стенке. Пулемёты оснащались 63-зарядными дисковыми магазинами. Башня главного калибра поначалу имела ручные приводы, но позже её оснастили электроприводом поворота. Остальные башни остались с ручными приводами.
Источники[править]
Бронетехника Чехословакии после 1945 г.
1919 — 1945 → 1945 — настоящее время
Лёгкие танки:
Škoda T 17 • TNH 57/900 II
Средние танки:
TVP VTU Koncept • Škoda T 40 • T-40/75N • Škoda T 27 • Škoda T 50 • TVP T 50 • TVP T 51 • ČKD Koncept • Konštrukta T-34/100
Тяжёлые танки:
T-41/75N • Vz.44-1 • Škoda T 45 • Škoda T 56 • TNH 105/1000 • TNH T Vz.51 • Vz.55 • Těžky Tank • Tatra T-31 • Tatra T-32 • Tatra T-33 • Tatra T-34 • Tatra T-35
Плавающие танки:
Leták
Истребители танков:
ST-I • ST-II • St-Vz.38-I • 76,2-mm ShPTK 6,6/900-LP • 76-mm ShPTK 6,6/900-LP • ShPTK-TVP/100 • ShKH-TVP/152 • SD-75/40 • SD-100 • ShPTK-TP
Самоходные гаубицы:
10,5-cm 18/40N ShH G13 • 10,5-cm 18N ShH G13
Штурмовые орудия:
ShPTK 40/75 • 10,5-cm ShH 14,3/540-LP
Зенитные самоходные установки:
M53/59 Praga • LP-157 • LP-257 • ShPLK 2,12/1020-LP • PLDvK Vz.53/59
Бронеавтомобили:
OA-82 Jarmila II
Бронетранспортёры:
OT-810 • VOZ-1 • VOZ-2 • Tatra 807
Огнемётные танки:
PM-1
Грузовые автомобили:
Praga V3S
Почему же так тухло?
Пятибашенный красавецне зажёг», потому что морально устарел. После Испании триумф скорострельной противотанковой артиллерии стал очевиден всем. Хотя единичные воспоминания людей, воевавших на Т-35, всячески обеляют танк, факт оставался фактом: уровня защиты, который оправдывал бы вес в почти 60 тонн и негабаритные размеры, танк не давал.
Командиры советских тяжёлых танков Т-35 во время получения боевого задания на манёврах(источник фото)
Поэтому приняли принципиальное решение создавать новую тяжёлую машину. А это, учитывая небольшое количество остававшихся в войсках танков, был практически приговор. Никто не стремился наделать на Т-35 запчастей с запасом — и это означало, что долгого века этим машинам не стоило ждать в любом случае.
Исход войны предстояло решить тяжам» помоложе.
Федеральный период
Подготовка младших специалистов Инженерных войск ВС РФ в 66-м межведомственном учебном методическом центре (Николо-Урюпино)
Наведение военнослужащими 28-й отдельной понтонно-мостовой бригады понтонной переправы посредством ПП-2005 через реку Оку.
Инженерные войска Вооруженных Сил Российской Федерации состоят из органов военного управления, соединений, воинских частей и подразделений. Основой состава являются инженерно-саперная и понтонно-мостовая бригады центрального подчинения, отдельные инженерные бригады военных округов и армейские инженерно-саперные полки в составе армий. Инженерные войска предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники, инженерных боеприпасов и инженерного имущества.
Состав
- Командование
Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации (Москва)
- Бригады
- 1-я гвардейская инженерно-сапёрная Брестско-Берлинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова бригада, в/ч 11105 (г. Муром);
- 11-я отдельная гвардейская инженерная Кингисеппская Краснознамённая ордена Александра Невского бригада, в/ч 45767 (г. Каменск-Шахтинский);
- 12-я отдельная гвардейская инженерная Кёнигсбергско-Городокская Краснознамённая бригада в/ч 63494 (г. Уфа);
- 14-я отдельная гвардейская инженерная Барановичская Краснознамённая ордена Красной звезды бригада, в/ч 30763 (п. Вятское);
- 28-я отдельная понтонно-мостовая бригада, в/ч 45445 (г. Муром).
- Полки
- 24-й инженерно-сапёрный полк (г. Кызыл);
- 30-й инженерно-сапёрный полк, в/ч 31810 (д. Керро);
- 31-й инженерно-сапёрный полк, в/ч 31777 (г. Прохладный);
- 32-й инженерно-сапёрный полк, в/ч 23094 (п. Афипский);
- 39-й инженерно-сапёрный полк (п. Кизнер);
- 45-й инженерно-маскировочный Берлинский орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды полк, в/ч 11361 (п. Нахабино);
- Н-й инженерно-сапёрный полк в составе 1-й Гв. ТА (Московская область), формируется в 2018 году.
- Институт
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова.
- Учебные центры
- 66-й межведомственный учебный методический центр инженерных войск (Нахабино). На базе центра создан Международный противоминный центр (Нахабино),
- 187-й Псковский ордена Красной звезды межвидовый региональный учебный центр инженерных войск (Волжский),
- 210-й гвардейский Ковельский Краснознамённый межвидовой региональный учебный центр инженерных войск (Кстово).
- НИИ
Центральный научно-исследовательский испытательный институт инженерных войск (Нахабино).
- Ансамбль
Православный хор и ансамбль инженерных войск «За Веру и Отечество».
Техника, оснащение и вооружение
Инженерный танк ИМР-3М 1-й инженерно-сапёрной бригады.
Общевойсковой комплект разминирования ОВР-2-02.
Основная статья:
Средства преодоления разрушений и препятствий
- Машины разграждения «ИМР», «ИМР-2», ИМР-3М
- Путепрокладчики гусеничные Путепрокладчик «БАТ-М», «БАТ-2»
- Путепрокладчики колёсные ПКТ-2, ПКТ
- Мостоукладчики танковые МТУ-72, МТУ-20, МТУ
- Мосты механизированные «ТММ», «ТММ-2», «ТММ-3/ТММ-3М2», «ТММ-6»
- Установки для строительства мостов УСМ-3
Средства преодоления водных преград
- Понтонные парки ПП-2005М, ПМП
- Гусеничный самоходный паром «ГСП»
- Паромно-мостовая машина «ПММ» «ПММ-2» и «ПММ-2М»
- Транспортеры плавающие «ПТС», ПТС-М, «ПТС-2», «ПТС-3»
- Прицепы плавающие ПКП
- Средства моторизации лодок Москва, Вихрь
- Комплект мостостроительных средств(КМС, КМС-Э), УСМ
- Станции водолазные
- Комплекты эвакуации танковых экипажей «Выход»
Средства минирования
- Заградители минные прицепные «ПМЗ», ПМЗ-4
- Гусеничный минный заградитель «ГМЗ», «ГМЗ-2» и «ГМЗ-3»
- Вертолётный минный раскладчик «ВМР»
Сапёрные средства
- Бронированные машины разминирования БМР-3МА
- Мобильные инженерные комплексы разминирования МИКР
- Многофункциональные робототехнические комплексы разминирования МРТК-Р «Уран-6», Сфера, Скарабей.
- Тралы минные
- Разведчики ИРМ «Жук»
Средства механизации дорожных и землеройных работ
Сапёры 1-й гвардейской инженерно-сапёрной бригады в ОВР-3Ш.
- Машины землеройные ПЗМ-2, ПЗМ-1, ПЗМ
- Быстроходная траншейная машина БТМ-3
- Машина дорожная, котлованная «МДК» и «МДК-2»
- Экскаваторы войсковые ЭОВ-3523, ЭОВ-4421, Э-305В,
- Передвижные буровые установки ПБУ-100
Прочая техника
- Краны автомобильные КС-45719-7М и КС-55729-7М грузоподъёмностью 16 и 32 т.
- Лесопильный комплекс ВМЛК-1
- Передвижные электростанции ЭД30-АИ, ЭД100-Т400-1РА.
- Ремонтные комплексы ПИРК
- Станции комплексной очистки воды СКО-10К и СКО-10/5
Экипировка
- Водолазные костюмы СВУ-3, УВС-50, СВ-И, СЛВИ-15.
- Комплекты защиты сапёра ОВР-1 «Сокол», ОВР-2, ОВР-2-02, ОВР-3Ш, Доспехи-КП-М, ЗКС-1 «Дублон»