Внутри «т-34»: как устроен танк из фильма
Содержание:
- Механика ведения огня
- Описание конструкции танка Т-34-76
- Эволюция и будущее
- Как атаковал
- За что начисляется опыт:
- Чудеса оружейного дела: ракета в кармане
- Огневая мощь
- Характеристики и конструкция двигателя танка Т-34
- Идеальный танк
- Ненадежный дизель
- Как танковать бортом
- Совместимое оборудование
- Тайна Бермудского треугольника
- Интересные факты
- Прообраз двигателя
- Создание
- Катастрофа в Иркутске
- Форма ВМФ: обзор повседневной и парадной форменной одежды моряков
Механика ведения огня
Вначале игры у нас были только обычные танки с циклической перзарядкой. Потом появились барабанные французы. В прошлом году вышли итальянские средние танки с механизмом дозарядки снарядов, который, по сути, включает в себя два предыдущих. И вот теперь в игре появилась механика спаренных орудий с тремя режимами стрельбы.
Циклический — классический вариант однопушечных танков. Выстрел — перезарядка — снова выстрел. В большинстве случаев в бою будет использоваться именно такой вариант. Если противник не спешит закатываться в укрытие, то можно перейти сразу к следующему режиму.
Последовательный — после одиночного выстрела можно дождаться перезарядки, чтобы оба орудия были готовы к бою или после ожидания (необходимого для смены орудия) произвести выстрел из второй пушки. После чего перезарядка первой сбрасывается и начинается по новой.
Залп (выстрел дуплетом) — двойной выстрел, что стало главной фишкой это техники. Это не только шанс нанести повышенный урон, но и вероятность нанести крит по модулям врага (например, взорвать боеукладку или поджечь). Доступен если оба орудия заряжены. После выстрела орудия блокируются, поэтому перезарядка начинается после некоторой задержки.
При таком выстреле для каждого снаряда индивидуально рассчитывается альфа-страйк и бронепробитие. Поэтому бывают ситуации, когда один наносит урон, а второй рикошет или не пробил.
Описание конструкции танка Т-34-76
Танк Т-34-76 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Корпус внутри делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж танка состоит из четырёх человек, размещавшихся: командир танка (наводчик орудия) – в башне слева от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта; заряжающий – в башне справа от пушки; стрелок-радист – в носовой части корпуса у правого борта.
Броневой корпус танка — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной броневой стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм. Лобовая деталь корпуса состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.
Башня танка — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня. Стенки башни выполнялись из 45-мм катанных броневых листов, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. С конца 1940 года в производство была запущена литая башня. Стенки башни отливались целиком, а крыша — приваривалась к ней. Толщина стенок башни была увеличена до 52 мм. C 1942 года перешли на производство башни улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. С 1943 года на крыше башни устанавливалась командирская башенка.
Вооружение танка состояло из одной 76,2-мм пушки обр. 1938/39 г. Л-11 (до начала 1941 года) или 76,2-мм пушки обр. 1940 г. Ф-34 (с февраля 1941 года) и двух 7,62-мм пулемётов ДТ, один из которых спарен с пушкой, второй курсовой установлен в шаровой установке, размещённой в верхнем лобовом листе корпуса, ближе к правому борту. Боекомплект танка состоит из 77 (1940-1942 гг.) или 100 (1943-1944 гг.) 76,2-мм выстрелов для пушки и 2898 патронов (46 пулемётных дисков) (1940-1942 гг.) или 3150 патронов (50 пулемётных дисков) (1943-1944 гг.) для пулемётов. Для прицеливания при стрельбе из пушки и пулемёта использовались прицелы: для пушки Л-11: телескопический прицел ТОД-6 и перископический прицел ПТ-6; для пушки Ф-34 – телескопические прицелы ТОД-7, ТМФД-7 и перископические прицелы ПТ-7, ПТ-4-7.
В силовой установке танка применялся V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения В-2-34 мощностью 500 л.с. В состав трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали); механическая трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач; механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо; одноступенчатые бортовые передачи.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двухскатного направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы переднего расположения, пяти двухскатных ошинованых резиной опорных катков с индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, одного ведущего колеса зубового зацепления заднего расположения и гусеничной стальной ленты с траками шириной 550 мм (1940-1942 гг.) или 500 мм (1943-1946 гг.).
Читать: Пистолет «ТТ» (Тульский, Токарева)
Для внешней связи на танке до 1943 года устанавливали радиостанции 71-ТК-1 или 9Р, с 1943 по 1946 год – радиостанцию 9РМ. Для внутренней связи использовали танковые переговорные устройства ТПУ-2, ТПУ-3, ТПУ-3-бис-Ф.
Эволюция и будущее
Как атаковал
Главным «аргументом» всех Т-34 была пушка. В первые годы производства (1938–1939) Л-11 была 76-мм и длиной 30,5 калибра (2324 мм), а бронебойный снаряд из нее вылетал со скоростью 612 м/с. Позже, в 1941 году, пушку (теперь уже Ф-34) удлинили до 41,5 калибра (3162 мм), и скорость снаряда достигала 662 м/с. Все было нацелено на улучшение атаки. Солдат управлял пушкой сам, вручную. Несмотря на всю сложность этого процесса, в танке было много подсказок – например, механизмы управления башней и орудием красились в белые и зеленые цвета, чтобы в боевой суматохе их не перепутать.
Боекомплект танка Т-34-85. Фото: Роман Кривов, www.topwar.ru
На подмогу пушке в трудные времена приходили два 7,62-мм пулемета ДТ, разработанные конструктором Василием Дегтяревым. Один «спаренный» пулемет размещался с пушкой в одной установке, имея с ней даже один угол наведения, а второй «курсовой» пулемет крепился на верхней лобовой плите брони танка. Чтобы «поймать» цель, на танках с пушкой Л-11 использовали телескопический прицел ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6 для наблюдения из укрытия. Боекомплект орудий у обеих пушек Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый – 76-мм унитарные артиллерийские выстрелы: тип с калиберным бронебойным снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350БСП); тип с подкалиберным снарядом (БР-354П); тип с осколочно-фугасными гранатами (ОФ-350, ОФ-350А, ОФ-350В, ОФ-354). Выстрелы размещались в чемоданах на дне боевого отделения и на его стенах. Сначала резерв составлял 77 выстрелов, но позже, на танках 1942–1944 годов, боекомплект увеличили до 100 выстрелов.
Артиллерийский выстрел включает в себя несколько боеприпасов для выстрела: снаряд, пороховой метательный заряд и средство воспламенения заряда. Унитарный выстрел, какие были на Т-34, значит, что заряжение происходит едино – все компоненты «вставляются» в пушку сразу.
Из-за частых изменений в устройстве Т-34, пусть и небольших, экипаж не успевал переподготавливаться. В своих воспоминаниях советский военный деятель Михаил Ефимович Катуков отмечал: «Пережили мы в те трудные дни и радостные минуты. Одна из таких – приход танкового пополнения. Получила армия, правда, в небольшом количестве, новые „тридцатьчетверки“, вооруженные не обычной 76-мм, а 85-мм пушкой. Экипажам, получившим новые „тридцатьчетверки“, пришлось дать всего два часа времени на их освоение. Больше дать мы тогда не могли. Обстановка на сверхшироком фронте была такая, что новые танки, обладавшие более мощным вооружением, надо было как можно скорее ввести в бой».
Таким и был Т-34. На тематических форумах и сайтах его любят сравнивать с другими средними танками времен войны и даже с современными. О нем говорят: «Нет английской рациональности, нет американского комфорта. Да ничего нет, если подумать. Но есть нечто такое, что сделало Т-34 одним из лучших танков мира. Простота оружия, что ли. Т-34 – машина для реального боя».
За что начисляется опыт:
- Уничтожение вражеской техники. Опыт начисляется только уничтоженному игроку. Чем выше уровень техники соперника, тем больше опыта получит игрок.
- Выживание. Если танк выжил по итогу боя, игроку начисляется дополнительный бой.
- Победа. За победу начисляется самый большой коэффициент – 50% опыта.
- Захват базы. Опыт начисляется только захватчикам. Коэффициент пропорционален очкам захвата.
- Урон по разведданным. Опыт прибавляется, если по засвету игрока был нанесён урон.
- Сбитие захвата. Коэффициент пропорционален очкам захвата базы вражеской техникой.
- Нанесение урона. Чем больше игрок нанёс урона технике, тем больше опыта он получит.
- Повреждение модулей. Чем больше было повреждено модулей вражеской техники, тем больше получит опыта игрок.
- Сбитая гусеница. Опыт прибавляется игроку, если он сбил гусеницу вражеской технике и в это время был нанесён урон союзниками.
- Общий урон. Максимальный опыт насчитывается при уничтожении всей техники соперника.
- Взводные награды. Если команда, в которой играл взвод, проиграла, то при получении взводных наград, коэффициент опыта для взводных игроков будет пропорционален команде победителю.
- Активные боевые действия. Если игрок вёл перестрелку в ближнем бою, или хотя бы находился возле вражеской техники, ему будет начисляться дополнительный опыт.
- Оглушение. Оглушать противника способна только АРТ-САУ. Чем больше времени игрок был оглушён, тем больше опыта получит игрок. Коэффициент значительно увеличивается, если на время оглушения, союзная техника наносила урон вражескому танку.
- Множественное оглушение. Если артиллерия нанесла урон сразу нескольким танкам за 1 выстрел, коэффициент опыта значительно возрастает.
- Сталкивание. Если игрок столкнул вражеский танк с обрыва или сбросил в воду, ему начисляется дополнительный опыт.
Знак классности «Мастер» можно получить при активных действиях. Игрок, простоявший весь бой в кустах, но при этом нанёсший большое количество урона имеет меньшие шансы на получение награды, чем игрок, который вёл перестрелки весь бой, при этом постоянно менял фланги и активно светил вражескую технику. «Мастера» легче получить на среднем или тяжёлом танке, активно ведя боевые действия, чем на ПТ-САУ, которая простояла весь бой в кустах, при этом нанесла большое количество урона.
Чудеса оружейного дела: ракета в кармане
Огневая мощь
Понятие огневой мощи характеризует способность танка к уничтожению противника. Прямо огневая мощь в конструкции танка обеспечивается его вооружением, косвенно — средствами наблюдения и прицельными приборами, позволяющими своевременно обнаружить противника.
Вооружение
Обычным вооружением танка является сочетание из пушки и одного или нескольких пулемётов. В первой половине XX века существовали также танки с чисто пулемётным или же, очень редко, — с чисто пушечным вооружением.
Также выпускались, с 1930-х по 1960-е годы, танки, вооружённые огнемётами в качестве основного или вспомогательного вооружения (огнемётные танки), а во второй половине XX века появились танки, вооружённые ракетами, прежде всего ПТУР.
Как правило, танк вооружён одним или несколькими пулемётами, являющиеся вспомогательным, или, на некоторых танках, выпускавшихся до Второй мировой войны — основным вооружением (существовали также и несколько образцов танков с чисто пушечным вооружением).
Иногда на некоторые модели танков устанавливают огнемёты для борьбы на близких расстояниях с живой силой противника.
Характеристики и конструкция двигателя танка Т-34
Быстроходный, бескомпрессорный дизель В-2 имел водяное охлаждение. Блоки цилиндров располагались по отношению друг к другу под углом 60 градусов.
Работа мотора осуществлялась следующим образом:
- Во время такта всасывания через открытые впускные клапаны подается атмосферный воздух.
- Клапаны закрываются, и происходит такт сжатия. Давление воздуха увеличивается до 35 атм, а температура поднимается до 600 °C.
- В конце такта сжатия через форсунку топливный насос подает топливо под давлением 200 атм, которое воспламеняется от высокой температуры.
- Газы начинают резко расширяться, увеличивая давление до 90 атм. Происходит рабочий такт двигателя.
- Выпускные клапаны открываются, и отработанные газы выбрасываются в выхлопную систему. Давление внутри камеры сгорания понижается до 3-4 атм.
Затем цикл повторяется.
Идеальный танк
Пушка калибра 37 мм немецкого танка T-III не представляла опасности для 45-миллиметровой брони Т-34, в то время как пушка Т-34 калибром 76 мм на всех дистанциях пробивала 30-миллиметровую броню танка T-III. За этим превосходством на поле боя стояла наука и люди, которые бесстрашно продвигали новые технологии. Одним из таких инноваторов был директор ЦНИИ-48 (сейчас ЦНИИ КМ «Прометей». — «Известия») Андрей Завьялов. Он предложил новый сплав для брони и технологию сборки башни, которые сделали танк Т-34 произведением военного искусства. Причем химический состав и технология производства брони Т-34 не рассекречены до сих пор.
Довоенные танки производства завода № 183: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 года с пушкой Ф-34
— Да, составы не рассекречены. Много чего из наших разработок не рассекречено, — подтвердил этот факт «Известиям» генеральный директор ЦНИИ КМ «Прометей», член-корреспондент РАН Алексей Орыщенко. Он уточнил, что разработанные институтом химический состав и технология производства брони обеспечивали ее исключительно высокое качество и поразительную снарядостойкость, превосходившую все аналоги в мире.
Другим ноу-хау стала технология сборки башни. В 1939 году в ЦНИИ-48 при производстве башен Т-34 впервые в мире применили послойную электросварку. На тот момент элементы танковых башен повсеместно соединялись путем клепки. В результате соединения стали прочнее и надежнее.
— Директор ЦНИИ-48 Андрей Завьялов предпринимал попытки создать литьевую броню — то, о чем никто в мире тогда даже не мечтал. И он это сделал, разработал технологии. Литье башен Т-34 началось в конце 1941 — начале 1942 года. Крупп (крупнейший промышленный концерн Германии. — «Известия») как ни пытался это сделать, не смог до конца войны, — подчеркнул Алексей Орыщенко.
Наука убеждать1
Конвейерная сборка танков на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле, октябрь 1942 года
Фото: РИА Новости/Иван Шагин
Применение литейных технологий при создании башен сыграло исключительную роль в организации производства. Скорость их выпуска увеличилась вдвое. А стоимость башен снизилась на 40%, что при больших масштабах выпуска танков давало многомиллионную экономию. Переход на литые танковые башни резко снизил их поражаемость снарядами, так как именно литье позволяло придать башне эргономичную форму, распределяя толщину брони в нужных местах. Ученые ЦНИИ-48 разработали инструкции по тактике ведения боя с немецкими танками с четким указанием их наиболее уязвимых мест. Это стало возможно благодаря многочисленным испытаниям поражаемости наших и немецких машин снарядами, которые вели ученые института.
С 1942 года ЦНИИ-48 взялся и за разработку неброневых деталей танка. Развернулись исследования в области совершенствования металлургического производства деталей и механизмов танка и мотора, изыскания высокопрочных и износоустойчивых материалов для новых марок дизельных моторов танков, работы по унификации технологических процессов.
Ненадежный дизель
Несмотря на требование наркома В. А. Малышева, дизель так и не стал надежным. Скорее всего, дело было не в недостатках конструкции, а в том, что производство, эвакуированное на ЧТЗ в Челябинске, нужно было разворачивать в огромной спешке. Материалы, которые требовались в соответствии со спецификациями, отсутствовали.
Два танка с двигателями В-2 были отправлены в Соединенные Штаты для изучения причин, приводящих к преждевременному выходу из строя. После проведения годовых испытаний Т-34 и КВ-1, было дано заключение, что воздушные фильтры совершенно не задерживают частицы пыли, и они проникают в двигатель, приводя к износу поршневой группы. Из-за недоработки технологии, масло, содержащееся в фильтре, вытекало через контактную сварку в корпусе. Пыль, вместо того, чтобы оседать в масле, беспрепятственно проникала в камеру сгорания.
На протяжении войны работа над надежностью двигателя танка Т-34 велась постоянно. В 1941 году моторы 4-го поколения едва могли отработать 150 моточасов, тогда как требовалось 300. К 1945 году срок службы двигателя смогли увеличить в 4 раза, а количество неисправностей сократилось с 26 до 9 на каждую тысячу километров.
Производственных мощностей ЧТЗ “Уралтрак” было недостаточно для военной промышленности. Поэтому было принято решение о строительстве заводов по выпуску двигателей в Барнауле и Свердловске. Они производили тот же самый В-2 и его модификации для установки не только на танки, но и на самоходные машины.
ЧТЗ “Уралтрак” также выпускал моторы для разнообразной техники: тяжелых танков серии КВ, легких танков БТ-7, тягачей тяжелой артиллерии “Ворошиловец”.
Как танковать бортом
Перед тем, как отбивать снаряды при помощи бортов, следует знать информацию о толщине брони и уязвимых местах в бортах. Между гусеничным траком и верхней частью корпуса есть уязвимая плоскость, которая легко может быть пробита. Есть техника, у которой верхняя часть гусеничной цепи расположена высоко, поэтому в какой-то мере она создаёт препятствие летящему снаряду.
Также стоит учитывать лобовую проекцию, поскольку для игры бортом нужно прятать уязвимые места передней части танка. Наиболее комфортно танковать бортом при заднем и среднем расположении башни, поскольку при выезде из-за угла НЛД и ВЛД не открываются.
Часто танкисты играют «задним ромбом».
Такое применение эффективно при переднем расположении башни. Танкуя таким способом, игрок прикрывает переднюю лобовую часть танка, открывая при этом только борта.
При крепкой лобовой части танка, могут быть уязвимые места в башне. Как пример некоторые танки США:
Нужно учитывать стороны расположения уязвимых мест и стараться прикрывать их за стенами или насыпями.
Больших сложностей в танковании бортом нет, но необходимо выставлять его под таким углом, чтобы снаряд срикошетил или не пробил из-за большой приведённой брони. Оптимальный угол для отбивания снарядов бортами равен 15 градусам. Также следует постоянно совершать рывки «вперёд-назад», чтобы противнику было сложнее выцеливать слабые места.
Совместимое оборудование
Тайна Бермудского треугольника
История Бермудского треугольника периодически обрастает интересными особенностями, а споры вспыхивают с новой силой. Происходит это каждые несколько лет, рождая по-настоящему вирусные истории. Часто они даже начинаются со слов ”Эксперты наконец-то разгадали тайну Бермудского треугольника!”. Ууууу… Как страшно и мистически это звучит, но есть ли на самом деле эта тайна или все это просто домыслы людей, которым хочется верить во что-то мистическое. Сразу хочу сказать, что не имею ничего против такого желания и сам иногда с удовольствием люблю порассуждать на тему чего-то, что кажется загадочным.
Иногда разговоры о всем таинственном, что происходит в Бермудском треугольнике, сопровождаются фотографиями странного вида. Иногда это бывают фотографии облаков, которые как будто раздвинуло какой-то неведомой силой. Иногда мистические волны, которые непонятно, где сфотографированы. Иногда и вовсе это обычные зарисовки, которые не имеют ничего общего с реальностью, вплоть до водоворотов, затягивающих большой корабль.
Бывают и такие зарисовки. Ну как тут не поверить?
При этом, на самом деле, нельзя сказать, что Бермудский треугольник действительно существует. По большому счету это просто кусок океана в форме треугольника, вершины которого совпадают со штатом Флорида (США), Бермудскими островами и Пуэрто-Рико.
Бермудский треугольник находится тут.
Отсюда возникает вопрос: а есть ли вообще что-то мистическое в этой зоне или это просто регион нашей планеты, загнанный в определённые рамки человеческой фантазии? Может и не стоит вообще не то, что бояться этой части океана, но и вовсе приписывать ей какие-то мистические свойства? Тем более, что на самом деле в этом районе нет никаких мистических и необъяснимых исчезновений
Ту важно подчеркнуть слова ”мистических” и ”необъяснимых”, ведь обычные исчезновения там есть, но они подробно описаны и никаких вопросов у экспертов к ним нет
Иногда, говоря про Бермудский треугольник, показывают такие картинки.
Интересные факты
Галактика Млечный путь имеет богатую историю и интересные описательные особенности.
- Формирование её началось в виде скопления областей повышенной плотности, образовавшихся вследствие Большого Взрыва. Первые звёзды находились в шаровых скоплениях, продолжающих существовать до настоящего времени. Это древнейшие светила.
- Получение галактической системой её нынешних параметров связано с поглощением и слиянием с другими объектами. В настоящее время она пребывает на стадии отбора звёзд у карликового Стрельца и Магеллановых облаков.
- Ускорение движения группы объектов в пространстве составляет 550 километров в секунду относительно реликтового излучения.
- В центральной части присутствует огромная чёрная дыра, получившая название Стрелец A*. Её масса превышает солнечный параметр в 4,3 млн раз.
- Вращение газа, пыли и звёзд осуществляется вокруг центра на скоростном режиме, равном 220 километров в секунду. Это стабильное значение, которое может свидетельствовать о присутствии оболочки из тёмной материи.
- Спустя 5 млрд лет имеется вероятность столкновения с Андромедой – ещё одной галактикой. Некоторые учёные и обыватели убеждены в том, что система является двойной и относится к внушительной по размерам спирали.
Прообраз двигателя
В 1931 году Советское правительство взяло курс на совершенствование военной техники. Тогда же Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна получил задание на разработку нового дизельного двигателя для танков и самолетов.
Новизна разработки должна была заключаться в принципиально новых характеристиках мотора. Номинальная частота вращения коленвала дизелей того времени составляла 260 об/мин. Тогда, как в задании было оговорено, что новый двигатель должен выдавать 300 л.с, при частоте вращения 1600 об/мин. А это уже предъявляло абсолютно иные требования к методам разработки узлов и агрегатов. Технологий, которые бы позволяли создать подобный двигатель в Советском Союзе, не существовало.
Конструкторское бюро переименовали в Дизельное, и началась работа. После обсуждения возможных вариантов конструкции, остановились на V-образном 12-ти цилиндровом двигателе, по 6 цилиндров в каждом ряду. Он должен был запускаться от электрического стартера. На тот момент не было топливной аппаратуры, которая могла бы обеспечивать топливом подобный двигатель. Поэтому в качестве топливного насоса высокого давления, было решено установить ТНВД фирмы Bosch, который впоследствии планировалось заменить на насос собственного производства.
До создания первого испытательного образца прошло два года. Поскольку двигатель планировалось использовать не только в советском танкостроении, но и в самолетостроении на тяжелых бомбардировщиках, то специально оговаривался малый вес мотора.
Создание
Базовая конструкция была опробована впервые в 1938 на A-32, будучи зарожденной на БТ-7, который, в свою очередь, был эволюцией американского танка Кристи.
Предшественниками Т-34 можно считать БТ-ИС, А-20, БТ-СВ и А-32 — танки с наклонной броней, первые из проектов которых появились в 1936 году, то есть, задолго до начала войны.
Главный инженер, Михаил Кошкин, обещал Сталину заменить серию БТ лучшим и более универсальным танком.
Он должен был обладать следующими чертами:
- корпус с наклонной броней;
- мощный и неприхотливый дизельный двигатель V-12, менее чувствительным к качеству топлива и условиям эксплуатации, чем высокооктановые бензиновые двигатели;
- большая дальность действия;
- меньшая пожароопасность, чем БТ-5 и БТ-7, которые показали свою горючесть во время Советско-Японской войны в Маньчжурии.
Первый опытный образец являлся улучшенным А-32 с утолщенной броней. Он успешно закончил свои испытания в Кубинке, после чего его конструкцию упростили для массового производства. Всё это произошло уже в начала 1939 года, во время перевооружения СССР.
Первые два опытных образца приняли участие в пробеге от своего завода в Харькове до Москвы и назад в 1940 году, под патронажем Сергея Орджоникидзе. С апреля до мая они подвергались большому количеству трудных испытаний, проехав в общей сложности около 2000 км от Харькова до линии Маннергейма в Финляндии и назад, на фабрику, через Москву.
Катастрофа в Иркутске
За все время эксплуатации самолетов Ан-124 в результате летных происшествий было потеряно 4 самолета.
Одной из самых тяжелых стало падение военного борта в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет борта по состоянию на конец 1997 года составлял 1034 часа, или 576 циклов «взлет — посадка».
6 декабря 1997 года произошло одно из самых тяжелых летных происшествий в истории военнотранспортной авиации. Борт RA-82005 следовал из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — собранные на Иркутском авиационном заводе два истребителя СУ-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.
В 14 часов 42 минуты самолет поднялся в небо с аэродрома Иркутска.
Дальнейшая хронология событий была восстановлена специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы со скрупулезной точностью:
- 3 секунды после взлета, высота 5 м — помпаж и отключение двигателя №3.
- 9 секунд после взлета, высота 22 м — штатная остановка двигателя №2.
- 11 секунд после взлета, высота 66 м – помпаж двигателя №1.
Рост угловой скорости и угла атаки не превышал допустимых значений, но вследствие резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей, Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.
Стабилизировать и удержать самолет в полете, имея один рабочий двигатель, экипажу не удалось.
Гигантский самолет упал на расстоянии 1,6 км от аэродрома Иркутск-2 на городской микрорайон Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом №45 по ул. Гражданская. Киль самолета уперся в стену дома №120 по ул.Мира, а другие крупные обломки – в здание детского дома.
Общее количество погибших в авиакатастрофе — 72 человека:
- 49 из них — стали жертвами катастрофы на земле, жители Иркутска, 15 из них – дети.;
- 15 — пассажиры «Руслана»;
- 8 — члены экипажа.
70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.
Ситуация была осложнена тем, что бортовые регистраторы переговоров экипажа и технических параметров самолета очень сильно пострадали при пожаре. В частном порядке после завершения официального расследования, появлялись интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали различные точки зрения по поводу причин отказа двигателей «Руслана» после взлета.
Приводимые ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени виновности производителя, экипажа либо технического персонала:
- перегрузка самолета перед вылетом с аэродрома Иркутска.
- нарушение работы одной из бортовой систем вследствие использования одним из пассажиров запрещенных электронных устройств.
- превышение количества 9 воды в авиационном керосине и, как следствие – появление льда и отказ топливных фильтров турбореактивных двигателей.
В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах ужасной катастрофы.