Су-34
Содержание:
- Модернизация 2010 года
- Аналоги
- ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА СУ-25ТМ
- О способностях ударного «Утенка»
- Корректируемая авиабомба КАБ-500С на Су-34. Авиабаза Хмеймим, Сирия.
- Возможности применения Су-9
- Сирийский сокол
- История
- Сквозь облака
- Шестикрылый серафим
- Оценка боевых возможностей
- Особенности машины Су-34
- Организационно-штатная структура[править]
- История создания Airbus A340
Модернизация 2010 года
8 июня 2010 года стало известно о проходящих государственных испытаниях для новых модификаций бомбардировщиков Су-34. Испытания новых опций для самолёта проводились в Государственном летно-испытательном центре ВВС России в Ахтубинске. В сентябре 2011 года в прессе появилась информация о завершении этих испытаний. Постановление правительства России о принятии новых бомбардировщиков на вооружение вышло в 2012 году. На данный момент известно о следующих усовершенствованиях:
- Новые виды ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
- Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1.
- Самолёт оборудован обновлённой станцией предупреждения об облучении Л-150 (СПО).
- Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и расширить список аэродромов их базирования. Все Су-34, выпускаемые с 2011 года оснащаются вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35.
Аналоги
Шпаншибер устанавливается на карабины Blaser R8 и R93. Есть он на карабине Maral, а также Antonio Zoli Taiga.
Если вы не задавались целью выбрать именно аналог, а просто хотите хороший карабин с болтовым затвором, то советуем обратить внимание на такие модели как ТОЗ-78, ОЦ-48К, CZ 527 Lux, Remington Police и другие. Об использовании карабина Steyr Mannlicher SM12 расскажет пользователь в этом видео:
Об использовании карабина Steyr Mannlicher SM12 расскажет пользователь в этом видео:
https://youtube.com/watch?v=dTrCEa4fsG8
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА СУ-25ТМ
Тип и количество усыновленных двигагелей………………………………………………………….2ХР-195Бесфорсажная пчлетная тяга, кгс………………………………………………………………………………2×4500Длина со штангой ПНВД…………………………………………………………………………………………15.33Размах крыла с контейнерами, м…………………………………………………………………………………14.36Высота на стоянке. м…………………………………………………………………………………………………..5,20База шасси на стоянке, м………………………………………………………………………………………………3,58Колея шасси, м…………………………………………………………………………………………………………….2.50Нормальная высшая масса, кг………………………………………………………………………………….If) 870Максимальная в злетая масса, кг………………………………………………………………………………21 500Масса топлива во внутренних топливных баках, кг………………………………………………………3840Максимальная скорость полета, км’ч……………………………………………………………………………..050Максимальное число М………………………………………………………………………………………………..0,82Максимальная высота полеча, м………………………………………………………………………………..10 000Радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг. км:у чомли………………………………………………………………………………………………………………………400на высоте…………………………………………………………………………………………………………………..800Радиус действия с боевой nai ручкой 1540 кг 12 х X-31А • 2 х Р-77) с 4ПТБ-800при полете на большой высоте, км………………………………………………………………………………..800Взлетная скорость, км/ч………………………………………………………………………………………………..250Посадочная скорость, км/’ч…………………………………………………………………………………………….240Длина разбега с ВПП без покрытия, м………………………………………………………………….600 700Длина пробега но ВПП без покрытия, м………………………………………………………………600 700Максимальная эксплуатационная перегрузка………………………………………………………………….6.5Максимальная масса боевой nai ручки, кг…………………………………………………………………….6000Перегоночная дальность (2 ПТБ-1150 и 2 ПТБ-800). км……………………………………………….2250
н.сойко«Моделист-конструктор» № 7’2007
О способностях ударного «Утенка»
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
Сопло двигателя АЛ-31Ф
Источник изображения: Марина Лысцева
Этот самолет — любимец многих пилотов — наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. «Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа — прим. ТАСС)»,- рассказывал в интервью ТАСС летчик Алексей Белоног, который освоил четыре типа самолетов и для которого Су-34 является бесспорным фаворитом. «И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют «Утенком» за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого», — добавил тогда он.
Су-34 — уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго — ограничение только в физических возможностях пилотов
Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС
Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил. «Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования», — рассказал военный обозреватель ТАСС.
Су-34
Источник изображения: Вадим Савицкий/Минобороны России
Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков наряду с комфортной кабиной экипажа обеспечивают беспосадочный полет самолета продолжительностью до десяти часов без потери работоспособности экипажа.
Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж (летчик и штурман), в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом — в бронированной кабине, вход в которую выполнен через нижний люк по ступенькам. «Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета», — говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост. «На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Поэтому уникальности Су-34 можно удивляться», — говорит Литовкин.
Дмитрий Медведев в кабине Су-34 на авиабазе Кубинка, 2009 год
Источник изображения: Дмитрий Астахов/ТАСС
Самолет Су-34 обладает возможностью летать в режиме автопилота на предельно малой высоте, огибая рельеф местности. Таких «способностей», по мнению специалистов, нет ни у одного истребителя в мире, в том числе у американских F-22 и F-35. Уникальной особенностью машины стало и наличие второй РЛС для обзора задней полусферы — система предупредит экипаж об угрозе и может ответить залпом управляемых ракет на попытку «удара в спину» вражеского самолета.
Су-34 способен эффективно поражать в любом географическом районе наземные, морские и воздушные цели (в том числе малоразмерные и подвижные) с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. Как отмечают производители, он прекрасно справляется с задачами при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.
Су-34 на полигоне летно-испытательного центра в Астраханской области, 2006 год
Источник изображения: Марина Лысцева/ТАСС
По боевым возможностям он относится к поколению самолетов «4++». Наличие на нем системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности летчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнем противника. Как отмечают производители, цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование самолета построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет достаточно просто проводить замену его комплексов и систем на вновь разработанные.
Корректируемая авиабомба КАБ-500С на Су-34. Авиабаза Хмеймим, Сирия.
Практическая эффективность комплекса РЭБ на Су-34 была проверена во время военного конфликта в Грузии, где Су-34 использовался в сценарии «самолета радиоэлектронной борьбы». Было успешно произведено ослепление и выведение из строя системы комплексной ПВО состоящей из модернизированной украинскими специалистами ЗРК БУК-М1 и ОСА-АКМ интегрированные в единую систему ПВО украинским специалистами новейшим комплексом пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга» за $24 миллиона долларов. «Кольчуга» предназначена для определения координат самолетов по излучению их собственной РЛС. Тем не менее, Су-34 смог переиграть своим модулем РЭБ «Кольчугу» и успешное наведение ЗРК на Су-34 не произошло. Правда следует учитывать, что комплексы ЗРК дополнительно ослеплялись группой вертолетов РЭБ Ми-8ппа со станциями помех «Азалия» для подавления РЛС ОЦУ, Ми-8 СМВ-ПГ со станциями помех «Смальта — ПГ» для подавления РЛС управления оружием ЗРК «Бук-М1» и С-125. Однако в целом не могли быть подавлены вертолетами РЭБ ОСА-АКМ, которые производят пуск ракет в том числе по оптическому каналу, но ЗРК требовалось от «Кольчуги» получить только сектор для обстрела Су-34, но определить координаты Су-34 «Кольчуга» не смогла. Если подавление РЛС в целом довольно стандартная задача для комплексов РЭБ, то подавление пассивной станции, которая просто вычисляет источник сигнала требует незаурядных технологий.
Необходимость применения еще не прошедшего военную приемку Су-34 была связана с тем, что многие штатные комплексы РЭБ у ВС РФ на тот момент были предназначены для подавления ПВО на частотах НАТО и это был первый случай подавления современной ПВО разработанной как модернизация комплексов ПВО СССР.
Су-34 для борьбы с РЛС систем ПВО может использовать не только средства РЭБ, но и наводящиеся на излучение РЛС ракеты Х-58, X-15П, Х-31. Противорадарные ракеты позволяет Су-34 атаковать радары ПВО на дистанциях до 120-160 км, что превышает радиус действия большинства ракет «земля-воздух». По опыту военного конфликта в Грузии Су-34 показал высокую эффективность сочетания средств РЭБ и противорадарных ракет. Полет Су-34 приводил к «вскрытию» систем ПВО Грузии, т.к. из-за невозможности уничтожения самолета последовательно активировались сразу же много радаров эшелонированной ПВО, которые затем уничтожались противорадарными ракетами.
Средства наведения бомб и ракет по наземным целям
Обнаружение и бомбардировка наземных целей возможна с помощью АФАР радара. Дополнительно в Су-34 встроена система лазерно-оптического наведения бомб и ракет «Платан», оптический радар которой выдвигается при атаке из люка в передней части самолета. Аналоги «Платана» у других бомбардировщиков возможны только через дополнительные подвесные модули как Сапсан-Е или Damocles «Платан» требуется для наведения на цель ракеты «воздух-земля» Х-29Л, управляемых бомб КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л с лазерным ГСН, требующими подсветки цели лазером с Су-34. Версии самонаводящихся ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не требуют ассистирования в полете от Су-34, а только начальных координат цели с РЛС, далее наведение на цель происходит через её распознавание ТВ-камерой в ГСН.
Возможности применения Су-9
У перехватчиков Су-9 и Су-11 не было аналогов: их скорость, высота, дальность захвата и обнаружения цели были по тем временам непревзойденными. Именно такие самолеты были нужны для охраны советских границ, вдоль которых постоянно летали иностранные воздушные разведчики. Поэтому в строевых частях ПВО «сухие» занимались боевой работой. Они вылетали на перехваты самолетов и автоматических дрейфующих аэростатов, которые вторгались в советское воздушное пространство. Перехватчики Су-9 и Су-11 служили в частях ПВО страны до начала 80-х годов. Всего было построено около 1100 таких машин.
В 60-х годах на аэродроме Крайний звено перехватчиков-истребителей Су-9 несло боевое дежурство для обеспечения противовоздушной обороны космодрома Байконур. На смену семейства истребителей Су-9 пришли более совершенные истребители П. Сухого. Эти самолеты могли перехватывать любые цели – от стратегических бомбардировщиков до крылатых ракет.
Сирийский сокол
Бомбардировщики Су-34 задействовали в Сирии с первых дней российской операции в 2015 году. Изначально туда перебросили одно звено из четырех самолетов. В самые напряженные периоды разгрома ИГ (террористическая организация, запрещена в РФ) в конце 2017 года на спутниковых снимках Хмеймима было видно до 14 Су-34 одновременно.
Самолеты активно использовали для применения высокоточного управляемого оружия. В том числе корректируемых авиабомб КАБ-500С. Специализированные ударные машины поражали хорошо защищённые цели, в том числе малоразмерные: горные бункеры террористов, захваченные ими объекты нефтедобычи и даже небольшие вооруженные пикапы.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Источник изображения: iz.ru
За пять лет боевой работы в Сирии не было потеряно ни одного Су-34, они зарекомендовали себя надежной и эффективной машиной. По данным Минобороны, боевой налет некоторых летчиков на этом типе самолета составил более 400 часов.
Разработка ударной версии Су-27 началась еще в конце 1980-х годов. Прототип Су-34 совершил первый полет 13 октября 1990 года. Предсерийные самолеты пошли в войска с 2006 года.
В 2008 году был подписан первый крупный контракт на 32 бомбардировщика для российских ВВС. В 2012 году за ним последовал второй, уже на 92 машины. Сейчас производство этих партий приближается к завершению. По различным данным, в 2008–2019 годах Минобороны получило более 120 Су-34. А всего в ВКС планируют использовать их не менее 150–200.
Антон Лавров, Роман Крецул
История
19 июня 1986 года началась разработка Т-10В. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытательСССР Иванов А. А. Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителязавоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью.
Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. 28 декабря 1994 года, с аэродромаНовосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5).
В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.
Первый предсерийный образец самолёта построен в конце 1993 года, первый полёт на нём выполнили 18 декабря 1993 года И. В. Вотинцев и Е. Г. Ревунов. Весной 1995 года новую машину показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. В Париже Су-34 выставлялся под обозначение Су-32ФН (Su-32FN). Буквы в обозначении переводились как «Fighter Navy» — истребитель морской.
Первый этап ГСИ завершился 30 октября 2006 года с выполнением более 200 полётов (участвовало 5 Су-34). Заключительный этап ГСИ завершен 19 сентября 2011 года.
Сквозь облака
Для Су-34 разработано три контейнера с разной разведывательной нагрузкой. Вариант УКР-РТ предназначен для ведения радиотехнической разведки, УКР-ОЭ — для оптико-электронной и УКР-РЛ — для радиолокационной. Все они используют единую шину данных для взаимодействия с самолетом и поэтому взаимозаменяемы.
Ранее генеральный директор НИИ «Кулон» Владимир Максимов заявлял, что контейнер радиоэлектронной разведки УКР-РЛ с радаром четвертого поколения «Пика-М» завершил государственные испытания и уже опробован в реальной обстановке. Он позволит самолету обнаруживать наземные цели на большей дальности в любое время суток даже сквозь облачность.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Источник изображения: iz.ru
Как рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков, другой контейнер для Су-34, УКР-РТ, создан на базе аппаратуры радиотехнической разведки М400а. Это уменьшенный вариант более сложной системы «Фракция», которой оборудованы новейшие самолеты-разведчики Ту-214Р.
— Для контейнерного исполнения пришлось уменьшить габариты и вес «Фракции», но при этом заявлено, что технические характеристики удалось сохранить, — уточнил специалист.
Считается, что с помощью своей современной разведывательной системы Ту-214Р может обнаруживать излучение радаров, радиосвязь и даже работу сотовых телефонов на расстоянии в сотни километров. Эти самолеты активно привлекалась к операции в Сирии.
Шестикрылый серафим
Су-34, имея своей основой один из лучших отечественных истребителей, несомненно выигрывает у Су-24 в маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. У нового самолета также больше боевая нагрузка (по неофициальным данным, до 12 000 кг против 7500), боевой радиус (1100 км против 560) и максимальная скорость (на большой высоте 1900 км/ч против 1600). При этом Су-34 довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному взгляду. Су-34 — «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя дополнительными консолями оперения, размещенными впереди крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на небольших скоростях. А вот от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.
Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа. Как и в Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются на стоящих в один ряд креслах. Такая компоновка берет непосредственное начало от разработок по проекту палубного учебно-тренировочного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, однако они сидят друг за другом.
Между креслами предусмотрен проход, в котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.
Заход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно колесо, а два, расположенные рядом друг с другом. Впервые для защиты экипажа кабина была изготовлена в виде титановой бронекапсулы. Кабина герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не понадобятся высотные костюмы.
Больше колес! В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа (по сравнению с Су-27) была полностью переконструирована передняя стойка шасси. Ее перенесли вперед и изменили схему ее уборки, снабдив также парой колес вместо одного.
По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива (до 12 000 кг) и больше вооружений.
Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней (Р-77) дальностей. Номенклатура вооружения класса «воздух-поверхность» достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые авиабомбы типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М)) ракеты.
Проверка боем Су-34 способен выполнять боевые задания в любое время суток, в любых погодных и климатических условиях. В настоящее время 12 машин работают в составе российской авиагруппировки в Сирии.
Оценка боевых возможностей
Су-34 несет вдвое большую бомбовую нагрузку чем Су-24М. Также Су-34 обладает маневренностью как у истребителя, что позволяет ему быстро менять положение в воздухе для более удобной позиции в атаке или уклонении от неё. РЛС Су-34 позволяет эффективно обнаруживать цели типа «танк», что позволяет ему эффективно выполнять задачу по уничтожению небольших целей, с которой большинство других типов бомбардировщиков с трудом выполняют. Таким образом самолёт может выполнять функцию Су-25. Немаловажным фактом являются большой боевой радиус (1000—1500 километров без ПТБ). Радиус Су-24М например составляет в среднем 500 километров. Взаимозаменяемостью многих агрегатов с семейством самолётов Су-27 упрощает производство, обслуживание, ремонт и стоимость фронтового бомбардировщика. Также самолёт способен использовать противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и авиационные ракеты Х-59. В дополнению к данному вооружению возможно использовать противорадиолокационные ракеты Х-31А. Вышеперечисленные ракеты возможно использовать для противодействия вражеским корабельным группировкам, в том числе и Авианосным Ударным Группам. Таким образом при необходимости можно поддержать ВМФ. В будущем возможен вариант противодействия корабельным группам комбинированным нападением подводных лодок «Хаски», вооружённых ракетами «Циркон» и самолётами Су-34, Су-30, Су-35 а также стратегическими Ту-160, Ту-22М и Ту-95МС.
Особенности машины Су-34
При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.
Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.
Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.
Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.
Организационно-штатная структура[править]
122-мм гаубица обр. 1938 года (М-30) в Познаньской Цитадели, Польша. Вид справа, орудие явно нуждается в покраске
Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили еще один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключен, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.
В горнострелковых дивизиях в 1939—1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырехорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остается только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.
В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.
До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах — одна батарея, 4 орудия.
122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).
История создания Airbus A340
Разработка аэробуса A340 началась в 1987 году. С самого начала консорциум Airbus позиционировал будущий самолёт в качестве «собрата» для A320. Также новый самолёт, получивший наименование A340, должен был стать конкурентом Boeing-747 в качестве дальнемагистрального пассажирского лайнера. Первый полёт A340 (Airbus A340-300) был осуществлён 25 ноября 1991 года, а уже в 1993 году началось коммерческое использование самолёта.
Модификация аэробуса A340-500, представленная как самый дальнобойный самолёт в мире, была сертифицирована в декабре 2002 года, а уже в 2003 году началась её эксплуатация. В то же самое время разрабатывался и самолёт Airbus A340-600, обладавший наибольшей среди семейства A340 пассажировместимостью. Первый полёт Airbus A340-600 состоялся в апреле 2001 года, а уже летом 2002 года началось его коммерческое использование.
Однако, ввиду меньшей экономичности самолёта по сравнению с самолётами фирмы Boeing, его спрос стал серьёзно снижаться, особенно с подорожанием авиационного топлива. В результате ряда попыток снизить топливозатратность A340 и увеличить его популярность, компания Airbus осенью 2011 года была вынуждена заявить о прекращении производства аэробуса.